Дидактические игры для младших дошкольников

Дидактические игры для младших дошкольников

Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности.

Каждая мама вполне сможет играть в такие игры с ребенком самостоятельно. Благо, количество имеющейся информации поможет ей ознакомиться с процессом проведения игры.

В качестве помощи могут служить картотеки с разного рода дидактическими играми для дошкольников, которые можно приобрести в магазинах или сделать самостоятельно.

Предлагаем вам несколько игр, такого рода, которые обязательно понравятся вашему малышу.

«Цепочка примеров»

К числу дидактических игр по математике, которая будет интересна дошкольнику, можно отнести «Цепочку примеров». Маме понадобится встать напротив ребенка и бросать ему мяч.

Для удобства лучше выбрать самую большую комнату в доме или играть на улице. Каждый рз, бросая мяч, нужно называть простую арифметическую задачку, например «2+3».

Когда ребенок передает мяч обратно, он должен сказать ответ.

Дидактические игры с палочками

Конечно, для старших дошкольников нужно подбирать более сложные дидактические игры. Предварительно мама должна рассказать ему о том, какие бывают геометрические фигуры. Для игры понадобятся счетные палочки или простые спички.

Попросите ребенка составить два квадрата, равного размера, используя семь палочек. Или посредством пяти палочек составить два равных треугольника и один квадрат. Увеличивая количество палочек до девяти, предложите ему составить два квадрата и четыре одинаковых треугольника.

Подобных вариаций дидактических игр для детей-дошкольников очень много. Важно лишь подобрать соответствующий материал.

Дидактическая игра «Мой день»

Также для старших дошкольников подойдет дидактическая игра «Мой день». Цель игры – обучить детей объяснять, а также доказывать свою точку зрения.

Маме понадобится несколько комплектов карточек, на которых изображены разные моменты режима (например, сон, обед, прогулка и т.д.). Расположите их последовательно в соответствии с режимом и объясните ребенку, почему они выложены таким образом.

В виде задания можно попросить его продолжить ряд или исправить ошибку. Важно, чтобы каждое свое действие ребенок мог объяснить.

«Веселый кубик»

Для того чтобы ребенок получил знания в области музыки, можно также использовать игры. Музыкально-дидактическая игра «Веселый кубик» предназначена, как для дошкольников младшего, так и старшего возраста.

Для начала маме необходимо подготовить кубики с изображениями музыкальных инструментов. Ребенок, кидая кубик, должен сказать его название. Также можно попросить его показать, как бы он играл на нем. Помимо этого кубики можно обклеить изображениями животных.

Допустим, если ему попалась кошка, можно спросить его, как она мяукает.

«Три цветка»

Еще одной музыкально-дидактической игрой для дошкольников является «Три цветка». Вырежьте три цветочка из картона, в центре которых нарисуйте лицо: плачущее, веселое или спящее (возможны и другие варианты).Для каждого из них мама должна подобрать соответствующую музыку, а ребенок впоследствии отгадать, к какому цветку она подходит.

«Отгадай загадку»

Среди дидактических игр, которые очень познавательны для младших дошкольников, можно выделить «Отгадай загадку». Ее целью является, показать детям опасные предметы. Мама подбирает соответствующие загадки и изображения предметов. После того, как загадка была отгадана, ребенку нужно предложить рассказать, почему же эта вещь является опасной.

Дидактические развивающие игры для дошкольников помогают расширить их представление об окружающем мире. Они обучают ребенка наблюдать, а затем выделять характерные признаки каждого предмета.

Например, их величину, цвет или форму. Помимо этого обучающие дидактические игры-занятия для дошкольников способствуют применению полученных знаний на практике.

А в последующем такие навыки будут выступать в качестве основы успешного обучения.

Источник: https://womanadvice.ru/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov

Виды дидактических игр для дошкольников и младших школьников

Виды дидактических игр для дошкольников и младших школьников

Российская педагогика использует дидактические игры как важнейший метод обучения детей. Существуют разнообразные виды дидактических игр. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными играми. При этом дидактическая игра тесно переплетена с процессом обучения и активно способствует формированию знаний и умений детей.

Классификация дидактических игр для дошкольников

Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как ученые разделяют дидактические игры по различным критериям. Есть несколько видов объединения обучающих игр.

По использованию материала:

  • настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
  • игры с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
  • словесные – «Краски», «Загадки».

По содержанию обучения и воспитания:

  • по формированию математических представлений;
  • сенсорные;
  • словесные;
  • по ознакомлению с природой;
  • другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.

По виду деятельности:

  • беседы;
  • путешествия;
  • загадки;
  • поручения;
  • предположения.

Скачать бесплатно дидактические игры для детей можно пройдя по ссылке

Структура дидактической игры

Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.

Структура дидактической игры вмещает:

  • дидактическую задачу;
  • игровую задачу;
  • игровые действия;
  • игровые правила;
  • результат игры.

Дидактическая задача

Дидактические задачи определяются взрослыми, которые планируют игру и руководят ей. В процессе обучающей игры должно происходить усвоение поставленных учебных задач.

Игровая задача

Она отображает действия детей в процессе занятия. Игровая задача дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.

Игровые действия

Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.

Игровые правила

Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.

Результат игры

Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.

Функции дидактической игры

Все виды дидактических игр для дошкольников и школьников объединены общими задачами:

  • Обучающая. Формирует у детей новые знания, умения, навыки, а также закрепляет их. Развивает познавательные процессы, расширяет кругозор;
  • Воспитательная. Оказывает влияние на детскую личность;
  • Ориентационная. Учит разбираться в ситуации, используя полученные знания в дальнейшем;
  • Мотивационно-побудительная. Помогает активизировать деятельность детей, связанную с непроизвольным познавательным интересом.

Особенности дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии.

Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр.

Воспитателями широко используются игры, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.

У детей 7-10 лет дидактические игры несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные.

Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу.

Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.

Условия проведения дидактических игр

  1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
  2. Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.

  3. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
  4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно.

    Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Игры в детстве являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение.

Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и естественно для своего возраста.

Дидактические игры по математике — видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8475-vidy-didakticheskikh-igr-dlya-doshkolnikov-i-mladshikh-shkolnikov.html

Дидактические игры по развитию речи в младшей и средней группе

Дидактические игры по развитию речи в младшей и средней группе

Развитие речи ребенка начинается с раннего возраста. Еще когда малыш находиться под опекой только родителей, он уже постепенно формирует свой речевой аппарат.

Все, что он слышит вокруг себя в последствии влияет на становление его речи, возможность использовать различные словоформы, понимать и обрабатывать большой объем информации.

Все то, что закладывается с детства в ребенка, становится фундаментом на котором будет строиться его личность. Поэтому дидактические игры по развитию речи важны как дома, так и в саду.

Цель дидактических игр по развитию речи

Когда ребенок подрастает и начинает ходить в детский сад, его развитием начинают заниматься еще и воспитатели на постоянных занятиях.

В дошкольном учреждении, помимо обстановки, способствующей развитию речи ребенка (например, зоны Монтессори), так же применяют различные дидактические игры.

 Эти игры подразумевают активное обучение, имеют строгую структуру ведения и нацелены на определенный результат.

Для детей младших и средних групп подбираются дидактические игры, направленные в основном, на расширение словарного запаса, произношение различных звуков и звукосочетаний.

В средней группе могут начать преобладать дидактические игры направленные на развитие связной речи. Возможность пересказа или рассказа, полностью придуманного самостоятельно или с помощью наводящих вопросов взрослого, расширяет кругозор и делает малыша более смышленым.

Основные цели дидактических игр для развития речи это:

  • Расширение словарного запаса. Детей учат не только как называются предметы, животные, растения, но и их характеристики. Например, цвет, материал, форму и применение. О природе обитания, возможностях их увидеть собственными глазами – могут всё рассказать воспитатели во время развитие речи с помощью дидактических игр в средней группе картотеки.
  • Звуковая речь. Приучают детей к правильному произношению звуков и их сочетаний. Малыш сможет слушать как нужно правильно произносить особо сложные слова. Например, некоторые дети говорят не «творожок», а «травожок». Во время дидактических занятий по развитию речи во второй младшей группе воспитатели указывают на правильное произношение, и с помощью различных упражнений из игры помогают малышам освоить его правильный вариант.
  • Строй речи. Регулярные занятия по развитию речи в ДОУ с помощью дидактических игры учат детей правильно склонять слова, грамотно связывать их в предложения, правильно использовать склонения и падежи. Так как русский язык считается одним из самых сложных в плане склонений, количества частей речи и их перехода в из формы в форму, то и обучение лучше начать с самого раннего детства и не пренебрегать даже простейшими упражнениями.

Виды дидактических игр для развития речи

Игр много, но по принципу построения самого дидактического материала, направленного на развитие речи младших дошкольников все игры можно подразделить на нескольких видов:

  • Одни, например, подразумевают, что ребенок повторяет слова за воспитателем, например, песню, стихотворение, поговорку или присказку. Заучивая стихотворение наизусть они не только тренируют память, но и получают новые слова в свой лексикон. Любые народные песни имеют ряд забытых старинных слов, которые интересно будет узнать малышам.
  • Другие могут заключаться в том, что дети должны в рифму подобрать слова по смыслу, тем самым договорить предложение все вместе. Такая игра способствует развитию внимания, слуха, речи, реакции и логическому мышлению.
  • Некоторые дидактические игры по развитию речи раннего возраста включают больше самостоятельных действий для ребенка. Например, воспитатель может предложить детям рассортировать предметы по их общим признакам, проговаривая эти самые признаки. В ходе такой игры ребенок научиться не только произношению различных слов, но и хорошо закрепит их значение у себя в голове, а также сможет построить простые рассказы.
  • Дидактические игры по развитию речи могут включать в себя упражнения, направленные на правильную постановку дыхания. Многие звуки и их произношение зависит от того, произноситься то или иное слово на вздохе, или на выдохе. Дыхательная гимнастика, выполненная в игровой форме, способствует еще и физическому развитию ребенка. При этом малыш получает огромное удовольствие от таких занятий.
  • Большая часть дидактических игр, в основном предназначенных для детей 2 младшей и средних групп, направлены на развитие не только речевого аппарата, но и слухового. В таких играх детей учат развивать слух по средствам разделения звуков на речь людей, звуки животных, звуков природы и птиц. Детей учат различать и разделять звуки по их происхождению, и определять источник звука. Такие игры положительно влияют на развитие музыкального слуха, речи и концентрации внимания. Для таких игр можно использовать записи звуков, различные предметы (шуршащая бумага, фольга, монетки, плеск воды), музыкальные инструменты.

Правила проведения дидактических игр для развития речи

Для того, чтобы дидактические игры в младших и средних группах имели успех, необходимо правильно их организовать и провести.

  • Проводить такие игры можно в полной группе, ее части или даже индивидуально.
  • Воспитатель должен заранее подготовить игры и реквизиты для них.
  • Необходимо так же подобрать и обеспечить территорию проведения игры, на которой будет удобно выполнять предусмотренные правилами действия всем детям.
  • Так же нужно задуматься о том, как рассадить детей, чтобы каждому было комфортно и все видно и слышно.
  • Теперь нужно заинтересовать детей и привлечь и внимание к игре, затем объяснить правила и показать реквизит.
  • Игру стоит развивать, чтобы дети не потеряли к ней интерес раньше времени. Для этого можно менять реквизит или масштаб игры, но так, чтобы суть оставалась прежней, и чтобы дети не запутались в ее правилах.
  • Продолжать игру стоит, пока дети еще заинтересованы в ней и с удовольствием выполняют поставленные цели. Однако, на каждую игру все-таки предусмотрено отведение определенного времени, в соответствии с планом занятий ДОУ. Важно стараться придерживаться плана, даже если дети разыгрались и пытаются поиграть еще.

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр, направленных на развитие и постановку правильной речи детей младших и средних групп, она очень обширна. Выбор конкретных игр предоставляется воспитателю в зависимости от целей занятия. Например, если занятие должно быть направлено на дыхательную гимнастику, воспитатель подбирает несколько игр по этой теме.

Младшая группа

Игры для 1 и 2 младшей групп направленные на использование и формирование множественных чисел и уменьшительно-ласкательных форм слов:

«Позови ласково»

Игра заключается в том, чтобы ребенок (или воспитатель) называл различные предметы (на картинках или же реальные предметы) сначала полным словом, а затем ласково. Например, «дом-домик», «кот-котик», «собака-собачка», «ложка-ложечка». Дети со временем будут придумывать свои уменьшительные слова, вам важно их вовремя подправлять.

«Много-мало»

Для этой игры удобно использовать мелкие предметы или картинки с животными или предметами. Ребенок сначала видит (трогает) один предмет, а затем несколько. Игра направлена на обучение детей составлению правильного множественного числа.

«Большое и маленькое»

Целью игры является обучить ребенка различать предметы по их размеру и употреблять уменьшительную форму слов. Для проведения игры можно опираться на предметы вокруг, например, мебель. «В комнате один большой стол и много маленьких…(столиков)», « У нас большой шкаф, а у куклы маленький ….(шкафчик)».

Средняя группа

Дидактические игры для детей средней группы могут быть направлены на развитие связной речи, то есть правильное употребление предлогов, склонений и наклонений, развитие словарного запаса:

«Предлоги»

Для этой игры нужно расчертить тарелку (подойдет любой предмет, который можно разделить на сектора), таким образом, чтобы на ней были написаны все предлоги, каждый на своем поле. Можно использовать стрелку или кидать кубик. Сектор с предлогом, на который выпала очередь становиться игровым.

Теперь дети должны сказать как можно больше слов, с которыми предлог может быть использован. Например, выпал предлог «на» и дети начинают игру: «на столе, на улице, на полке, на площадке». Позже пусть дети составляют целые предложение, где будет использован конкретный предлог.

Такая игра поможет детям закрепить пространственное мышление и научить правильным речевым оборотам.

Для полного понимания как правильно играть, поставьте для примера мячик: на стол, перед столом, за столом, под столом. В этом формате выбранных предлогов вы и будете прорабатывать в данном варианте из картотеки дидактических игр.

«Кто какой?»

Игра предусматривает расширение словарного запаса ребенка, постепенно обучая его понятиям синонимы, антонимы и примечать как можно больше свойств объекта.

Например, воспитатель задает предмет (животное, явление, время года), затем дети называют как можно больше эпитетов, описывающих заданный предмет. Например, «Котенок может быть пушистым, ласковым, белым».

«Осень бывает солнечной или дождливой, теплой или холодной». И таким образом, вы можете описывать все вокруг.

Источник: http://portalrebenka.com/detskaya-komnata/igrushki/didakticheskie-igry-v-mladshej-i-srednej.html

Дидактические игры

Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов «Дед Мороз»

Дед Мороз приходит к нам на праздник, который каждый из нас очень ждёт. Под Новый Год случаются разные чудеса, исполняются желания, люди готовятся к чему-то необычному, желают друг другу счастья. А хорошо ли вы знаете, кто такой Дед Мороз? Интерактивная игра «Дед Мороз» содержит картинку-раскраску и 11 вопросов. Отвечая на вопрос, кликаем на свободное место файла, появляется картинка-ответ и на раскраске детали рисунка окрашиваются.

Презентация «С какого дерева лист (ветка)?»

Данная презентация направлена на решение следующих задач:-Закрепить в речи названия деревьев.-Закрепить навык образования относительных прилагательных по теме «Деревья».-Закрепить в речи использование предлога С.

Дидактическая игра «Песочная коробочка» для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в детском саду является одним из значимых методов в обучении детей. Эту незатейливую песочную коробочку можно смастерить в помощь родителям и воспитателям. С помощью её можно развивать речь дошкольника, а также формировать простые математические представления, закреплять предметы окружающего мира.Песок можно “открывать” постепенно: посередине, справа или слева, сверху или снизу. В этом случае ребёнок повторяет математические понятия. После того, как ребёнок открыл тот или иной угол, он начинает рассказывать об увиденном. На первых порах подойдут самые простые рисунки, затем можно усложнить сюжетными рисунками. Один из вариантов назвать лишнее и сказать противоположности.

Цель: Развивать мышление, внимание, память в процессе игры различать цвет и размер палочек, выполнение разных по длине дорожек из палочек.Задачи: воспитательная: воспитывать самостоятельность, самоорганизацию посредством участия в совместной деятельности; развивающая: Развивать познавательные психические процессы (мышление, память, восприятие), наблюдательность. Развивать умение взаимодействовать между собой; обучающая: Учить детей различать цвет и размер палочек, закреплять знания о игре с  палочках Кьюзинера

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание в процессе игровой деятельности.Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Воспитывать самостоятельность и инициативность;развивать навыки вежливого общения. Развивать желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры; учить детей проявлять интерес к игровым действиям. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/didakticheskie_igry/44

Картотека дидактических игр для детей младшего возраста

Картотека дидактических игр для детей младшего возраста

Картотека дидактических игр для детей младшего возраста Найди листочек.Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Ход игрыВоспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три — такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.Отгадайте что в руке.Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.Материал: овощи и фрукты.

Ход игрыДети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.Деревья и их плоды.Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).Ход игрыВоспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.Назвать птицу.Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).Ход игрыПеред детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.Какого цветка не стало.

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.Материал: цветы «уголка природы».Ход игрыВоспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.Ухаживать за цветами.Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).Ход игрыНа столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.Магазин цветов.

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.Материал: растения «уголка природы».Ход игрыВоспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок.

Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».Кто в лесу живет.Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игрыВоспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.Найти цветок.Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».Материал: цветы «уголка природы».Ход игрыВоспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.Волшебный мешочек.

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.Материал: «волшебный мешочек», овощи.Ход игрыВоспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.Узнайте животное.

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.Ход игрыВариант 1Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.Вариант 2Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.Овощи и фрукты.

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.Материал: муляжи овощей и фруктов.Ход игрыНа столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.Назвать дерево.

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.Материал: деревья на уличной площадке.Ход игрыВоспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.С какого дерева листочек.Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.Ход игрыНа коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок.

Как только звонок замолкает — дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.Узнаете по описанию.Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.Ход игрыВоспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст.

Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..Кто лишний.Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игрыВоспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она — домашнее животное».Кто как кричит.Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.Ход игрыВоспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.Какой птицы не стало.Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.Ход игрыВоспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.Название птицы.Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).Ход игрыПеред детьми на наборном полотне — птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным.

Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам.

Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают полёт птицы.

^

ЦЕЛЬ:развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

ХОД.В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу.

Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький.

Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

Игра «Капельки и тучки».(настольно-печатная)

Задание: Разложить капельки и тучки по размеру. Большие капельки раскладываются под большой тучкой, маленькие под маленькой тучкой.
Игра «Солнышко»(настольно-печатная)

Задание: Маленькие лучики подбираются к маленькому солнышку, большие лучики – к большому солнышку.

Источник: http://odtdocs.ru/geografiya/13388/index.html

2.3 Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе ДОУ

2.3 Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе ДОУ

Реализуя задачи словарной работы, педагоги ДОУ используют дидактические игры с наглядным материалом, которые позволяют совершенствовать и активизировать у дошкольников активный и пассивный словарь.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.

), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических речевых задач, например, отбирать и называть все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и обогащается, активизируется словарь детей.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей, в ходе которого педагог решает задачи словарной работы с дошкольниками. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря у дошкольников. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

В ходе таких заданий ребенок проваривает свои действия, обосновывая свой выбор.

Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.

Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий и поясняют, почему сделали такой выбор.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания, формирование словаря ребенка.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании. В ходе таких игр у детей обогащается, активизируется словарь.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, обогащать речь ребенка Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.

В младших группах картинки разрезаются на 2-4 части (уже в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей). При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др.

Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу.

Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.

Таким образом, в дошкольных учреждениях для решения словарной задачи педагоги эффективно используют дидактические игры с наглядным материалом, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/36265

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

При организации дидактических игр детей от 3-х до 4-х лет воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утверждаться «Я сам». Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается.

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторить игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Каждая дидактическая игра, которую проводит воспитатель с целью закрепления у детей знаний о форме, может принести пользу только в том случае, если будет заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачи и правил игры.

Например, знакомя детей с формой сначала предлагаем детям простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круг или треугольник) и сложить их в коробочку. Выбирая из определенного количества разнообразных по форме фигур, только фигуры указанной формы, ребенок, путем одинаковых, много раз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме.

Следующее задание в игре на закрепление представлений о форме дается на разнообразных предметах. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя: педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, упражнениями на картинках.

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки.

Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм: «Сегодня мы хорошо играли в «чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы их будет отгадывать».

Интерес к игре усиливается, если воспитатель детям поиграть с теми игрушками, которые находились в мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.

«С какого дерева листок» Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя. Ход игры

Педагог раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три — такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

«Отгадай ,что в руке» Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе. Материал: овощи и фрукты. Ход игры Дети образуют круг, закладывая руки за спину.

Педагог кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю. «Деревья и их плоды» Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка). Ход игры

Педагог предлагает назвать деревья, а затем найти их плоды, соотнося дерево и плод

«Кто это?» Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, синица). Ход игры

Перед детьми выставлены птицы, а педагог предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Какого цветка не стало» Цель: учить детей называть комнатные растения (фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: комнатные растения Ход игры Логопед выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какого цветка не стало, назвать его.

«Магазин цветов» Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в уголке природы; учить описывать растения, используя простую фразу; развивать связную речь, память. Материал: комнатные растения Ход игры

Взрослый «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

«Кто где живет» Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, внимание, мышление, связную речь, любознательность Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры  Педагог предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

 Педагог предлагает детям выбрать животных, которые спят зимой  Педагог предлагает детям выбрать животных, которые умеют прыгать, лазать…

 Педагог предлагает детям выбрать животных с длинным (коротким) хвостом…

«Волшебный мешочек» Цель: закреплять умение детей называть овощи, фрукты, их цвет; развивать зрительную память, внимание, умение пользоваться обобщающими понятиями: «овощи», «фрукты» Материал: «волшебный мешочек», овощи, фрукты Ход игры

Логопед предлагает детям по очереди достать из «волшебного мешочка» овощ, (фрукт) назвать его, назвать его цвет, форму, величину. Уточнить что это – овощ или фрукт, где растет.

«Узнай животное» Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукоизвлечениям; развиватьречевой слух, внимание. Ход игры Вариант 1 Дети по звукоизвлечениям узнают и называют животное Вариант 2 Педагог на ушко называет ребенку животное. Ребенок издает звуки этого животного, а дети отгадывают. Вариант 3

Дети звукоподражают животному, изображенному на картинке и называют слово- действие: МУУ – мычит; МЯУ – мяукает…

«Овощи и фрукты» Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты, развивать внимание, память. Материал: муляжи овощей и фруктов. Ход игры

На столе перед детьми лежат овощи и фрукты, педагог описывает овощ или фрукт, дети отгадывают, называют его, показывают

«Назови дерево» Цель: учить детей узнавать и называть деревья по внешнему виду, по формк листьев; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе. Материал: картинки деревьев и листьев Вариант 1 Педагог предлагает назвать дерево по листочку. Вариант 2 Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к нему Вариант 3

Дети бегут пока звенит колокольчик по кругу, вокруг листочков. Как только колокольчик замолкает, дети останавливаются и называют с какого дерева листок лежит возле них

«Узнай по описанию» Цель: учить детей узнавать деревья по описанию; развивать внимательность, память. Ход игры Логопед описывает деревья, а дети должны угадать и назвать его

• Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..

«Кто лишний» Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимание, память. Материал: карточки, наборное полотно. Ход игры Педагог предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее объяснить, почему тот или иной предмет лишний.

Например: «Лишняя собака, потому что она — домашнее животное».

«Кто как кричит» Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимание, Материал: картинки с изображением вороны, воробья, дятла, Ход игры Вариант 1 Педагог показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют. Вариант 2

Дети слушают аудиозапись и называют крики каких птиц услышали

«Какой птицы не стало» Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, умение выполнять словесную инструкцию Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно. Ход игры Вариант1 Педагог предлагает детям назвать птиц, изображения которых находятся на наборном полотне, закрыть глаза, определить, что изменилось Вариант2

Дети самостоятельно убирают картинку с изображением птицы, следят за правильностью выполнения задания

«Назови птицу» Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам. Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль). Ход игры Перед детьми на наборном полотне — птицы.

Педагог предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

«Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход: Логопед показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки.

Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Часики» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! . — Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .

— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

Источник: http://innagidkih.ucoz.com/publ/prezentaciji/dlja_vchiteliv/kartoteka_didakticheskikh_igr_dlja_detej_mladshego_doshkolnogo_vozrasta/4-1-0-29

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector