Дидактические игры по нравственному воспитанию во второй младшей группе

Дидактические игры по нравственному воспитанию во второй младшей группе

Цель: упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог».

Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

ИГРА «КРУГ ЖЕЛАНИЙ»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

ИГРА «ВСПОМНИ СКАЗКУ»

  • Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела
  • Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог
  • Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.
  • Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

ИГРА «ДОБРО — ЗЛО»

  • Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
  • Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.
  • Водящим можно выбирать детей.

ИГРА «ТАЙНЫЙ ДРУГ»

  • Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
  • Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии.
  • Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова.
  • Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.
  • Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.
  • Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

Источник: https://vscolu.ru/duxovno-nravstvennoe-vospitanie/didakticheskie-igry-dlya-detej-s-duxovno-nravstvennym-soderzhaniem.html

Дидактические игры по патриотическому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста

Дидактические игры по патриотическому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста

Дидактические игры по патриотическому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 4 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Подготовила: Антипина Екатерина Викторовна 2017 — 2018 г.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Скачать конспект

Сегодня проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины способного выполнять гражданские обязанности.

Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, зародив в детское сердце искорку любви к Родине.

На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств — начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине — происходит постепенно от младшего возраста до школы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Уже не раз подчёркивалась универсальность игры как средства обучения и, конечно же, воспитания. Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании тоже.

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте. В эти игры могут играть как педагоги в воспитательно-образовательном учреждении, так и родители дома или в путешествии. Дидактические игры по патриотическому воспитанию можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие (учебную).

Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом.

В игре «Моих родителей зовут…» закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Проще всего закрепить эти знания в игре «Мой адрес».

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми.

Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в доме № …? Или: Я живу в квартире № …? Или: я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д.

Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.

С помощью игры «Добрые слова» воспитываем в детях доброже- лательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова»

Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Воспитывать заботливое отношение к членам семьи нам помогает игра «Как я дома помогаю».

В первый раз мы используем сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок.

Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.

Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи нам помогает игра «Дружная семейка». В которой дети развивают умение рассказывать о членах своей семьи.

В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:

  • (пальцы ребёнка зажаты в кулак)
  • Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);
  • Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);
  • Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)
  • Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);
  • Этот пальчик – я (отгибается мизинец)
  • Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)

Ребёнку предлагается выбрать ладошку (вырезанную из картона) понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажа мы сопровождаем повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семейка».

Дидактическая игра «Профессии» знакомит детей с профессиями людей, что помогает воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.

Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберет все предметы.

После комплекса занятий по окружающему миру, посвященных знакомству с детским садом и после ряда экскурсий по детскому саду, мы знакомим детей с игрой «Наш детский сад». Эта игра помогает закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках. Воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.

Для игры необходимо: фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, руководителя ИЗО (если есть), повара, завхоза и т.д.).

Можно выделить 2 варианта игры. В первом варианте игры дети, увидев фотографию, должны определить, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают.

Во втором варианте игры, воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т.д.

С родным городом нам помогают познакомиться такие игры как, «Найди герб г. Новокуйбышевска», где ребята из 6-7 разных гербов должны найти герб своего города.

  • Игра «Наш город», закрепляет знания детей о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада
  • Дидактическая игра «Где находится памятник?» знакомит детей с памятниками, учит ориентироваться в родном городе.
  • Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит вспомнить и рассказать, где установлен этот памятник.
  • После знакомства с местом своего проживания – городом, дети начинают знакомиться с областью с помощью игры «Путешествие по Самарскому краю».
  • Эта игра помогает сформировать начальные представления детей о своем крае, о достопримечательностях.
  • В игре по фотографиям и иллюстрациям дети знакомятся с родным краем, в процессе игры они запоминают главные достопримечательности и могут их называть, через некоторый промежуток времени.
  • Дидактическая игра «Птицы нашего края», помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В ходе демонстрации детям карточек с изображениями птиц, воспитатель просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Игра «Животные нашего края» знакомит детей с животными родного края.

Кроме ближайшего окружения, знакомства с детским садом, городом, мы начинаем знакомить детей с его Родиной, символами, главными людьми России, национальной одеждой, народными промыслами, с русскими народными сказками.

Читайте также:  Сценарий праздника масленицы в школе

Чтобы детям было интересно играть в дидактические игры, мною был создан ЛЭПБУК «Россия –Родина моя!». Он может быть использован для занятий, но так же и для самостоятельных игр детей.

Здесь дети, с помощью игр, знакомятся с символами России, основными (главными) личностями страны.

Так, в дидактической игре «Флаг России», дети должны из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает им узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о флаге своей страны.

В игре «Герб России», дети должны из кусочков (8 шт.) собрать картинку- герб России. Эта игра способствует формированию знаний о гербе своей страны – России.

  • В игре «Назови кто это?», дети знакомятся с главными людьми РФ.
  • У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Так, в дидактической игре «Отгадай сказку» мы знакомим детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.
  • Каждый народ имеет свою национальную одежду, которая отличает их от других народов. В дидактической игре «Подбери наряд кукле», дети знакомятся с разными национальными костюмами. Среди них они должны найти русский народный костюм для бумажной куклы.
  • Интерес к русскому творчеству мы прививать в игре «Народные промыслы», где ребята в форме игры-лото знакомятся с различными видами русских промыслов.
  • Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, главными личностями страны, национальной культурой (одеждой, промыслами), народным творчеством (сказки).
  • Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
  • История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству.

И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.

Источник: http://doshkolnik.ru/patriotizm/18127.html

Игры на формирование нравственных качеств ребенка

Игры на формирование нравственных качеств ребенка

1. Разговариваем с детьми:

— Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.

2. Дети, а какое у вас сегодня настроение? Давайте теперь поиграем в игру «Определение настроения членов семьи».

Можно показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:

— Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?

В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.

— А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

3. Узнать, как ребенок понял причину настроения близких поможет игра «Закончи предложение».

Папа расстроен, потому что…

Мама расстроилась из-за…

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что …

Младший брат расплакался из-за …

Заключением такой игры могут стать вопрос:

— Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

— Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

4. Еще одной разновидностью игры на формирование нравственных качеств ребенка может стать игра «Чудо-дерево».

Деткам предлагается следующая ситуация:

— Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!

Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:

— Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

5. Еще одной игрой, направленной на формирование нравственных качеств ребенка, может стать игра «Сделай комплимент».

Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:

— Дети, скажите хорошие и добрые  слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение.

Источник: http://apruo.ru/vospitanie-doshkolnikov/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov/267-igri-na-formirovanie-nravstvennich-kachestv-rebenka.html

Картотека дидактических игр по социально-нравственному воспитанию

Картотека дидактических игр по социально-нравственному воспитанию

«Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: с 4 лет.

Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее» «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат с ссорой, а ссоры делают человека одиноким.

«Обзывалки.»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: с 4-5 лет.

Материал: мячик.

Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка», «а ты Иришка — редиска» и т.д. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», т.д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

«Нужно- нельзя»

Цель: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

Материал: иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома)

Ход игры:

Воспитатель спрашивает что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации) .

За правильный ответ участник получает фишку.

«Научи послушанию»

Цель: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать уверенность в себе.

Материал: картинки или книжки сказки «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»; «Заинькина избушка» и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде: Вариант1: Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно.

Вариант2: Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

 

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-dou/201004-kartoteka-didakticheskih-igr-po-socialno-nrav.html

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

1. Упражнение «Скажи по-другому»

Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов.

Материал: мяч; иллюстрации с изображением разных пейзажей города.

Вариант 1. Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы.

Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово.

Беречь (природу) — сохранять, щадить, оберегать, хранить.

Большой (завод) — огромный, крупный, громадный, гигантский.

Высотный (дом) — многоэтажный.

Знаменитый (человек) — известный, прославленный, популярный.

Прекрасный (парк) — красивый, изумительный.

Родина — Отечество, Отчизна.

Современный (зал) — новый, модернизированный.

Старинный (дворец) — древний.

Вариант 2.«Скажи наоборот»

  • Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово, и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению, названному педагогом.
  • Большой (город) — маленький, крохотный, небольшой.
  • Высокий (кран) — низкий.
  • Глубокий (канал) — мелкий.
  • Древний (замок) — современный, новый.
  • Загрязнять (речку) — очищать.
  • Интересный (случай) — скучный.
  • Красивый (вид) — безобразный, уродливый, неопрятный.
  • Молодой (человек) — пожилой, старый,
  • Разрушать (дом) — строить, восстанавливать.
  • Огромный (магазин) — маленький, крохотный.
  • Отчизна — чужбина.
Читайте также:  Спорт в жизни подростка

2. Упражнение «Экскурсия по городу»

  • Цель: активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме.
  • Материал: иллюстрации с изображением различных мест города Астаны, Темиртау, природных пейзажей.
  • Вариант 1. Игровые действия: подобрать слова-определения к заданному слову.
  • Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях мальчик Ваня. Он живет в другой стране и ничего не знает о нашей стране Казахстан. Давайте расскажем ему о ней.
  • Наш Казахстан (какой?) — красивый, необъятный, современный, процветающий и т. д.
  • Казахстанцы (какие) — трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.
  • Наш город (какой) — красивый, зеленый, чистый, многолюдный и т. д.
  • Вариант 2. Игровые действия: найти и объяснить несоответствия в высказываниях.
  • Воспитатель. Помогите мне выбрать только те предложения, которые соответствуют реальному положению вещей.
  • Столица Казахстана— город Караганда. (Астана)
  • На флаге Казахстана — красный и белый цвет. (Голубой, жёлтый).
  • В Казахстане все разговаривают на английском языке. (На русском, казахских языках.)
  • В степях Казахстана водится много животных: медведи, волки, жирафы, антилопы. (Сайгаки, волки, зайцы, лисы и др.)

3. Упражнение «Мой город»

  • Цель: упражнение детей в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; в образовании множественного числа имен существительных и прилагательных.
  • Материал: иллюстрации с изображением городских пейзажей; мяч.
  • Вариант 1. Игровые действия: закончить предложение словом город, употребив его в правильной форме.
  • Воспитатель. Ребята, к нам пришло удивительное письмо: предложения в нем не закончены, зато есть картинка с изображением городского пейзажа. Догадайтесь, для чего эта картинка. (Предположения детей.) Тогда давайте попробуем закончить эти предложения, добавляя слово город в правильной форме.
  • Я люблю свой славный (город).
  • Из-за тумана не видно красивого (города).
  • Я скучаю по своему родному (городу).
  • Мы украшаем наш славный (город).
  • Мы гордимся своим прекрасным (городом).
  • Я могу долго рассказывать о своем (городе).
  • А теперь добавим слова казахстанский, казахский.
  • Наша природа (казахстанская).
  • Наши сказки (казахские).
  • Национальный костюм (казахский национальный костюм).
  • Вариант 2. Игровые действия: ловить мяч, видоизменять словосочетания согласно оговоренным условиям.
  • Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а ваша задача — поймать его и выполнить задание: нужно говорить о предметах и явлениях, как будто их много.
  • Красивый город — (красивые города).
  • Широкая река — (широкие реки).
  • Глубокое озеро — (глубокие озера).
  • Зеленый лес — (зеленые леса).
  • Цветущий луг — (цветущие луга).
  • Поющая птица — (поющие птицы).

4.Упражнение. «Скажи красиво о Казахстане»

  • Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.
  • Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей.
  • Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.
  • Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну.
  • А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.
  • Я рад, что живу в Казахстане, потому что.
  • Я люблю свою страну за то, что.
  • Города страны становятся красивее, потому что.
  • Мне нравится отдыхать в Казахстане, потому что.
  • Я люблю свой народ за то, что.
  • Я горжусь тем, что Казахстан…
  • Я уверен, что Казахстан…
  • Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.
  • Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.
  • У меня есть картинки с изображением трактора и поля. Рассмотрите их, пожалуйста. А теперь придумайте предложение, в котором бы упоминалось о Казахстане, тракторе, поле одновременно. (Казахстанские тракторы пашут поля.)
  • Каждый ребенок должен придумать не менее двух-трех предложений.

5. Упражнение «Мой Казахстан»

  • Цель: развитие умения изменять силу голоса, интонацию, в зависимости от содержания, высказывания; закреплять навыки правильного звукопроизношения.
  • Игровые действия: чисто и правильно произносить стихотворные фразы хором и по одному, с разной интонацией.
  • Небо чистое и глубокое
  • И степной тихий рай —
  • Казахстан — моя Родина,
  • Казахстан мой любимый край!
  • Здесь домов вокруг так много,
  • Много улиц, площадей,
  • И отдельные дороги
  • Для машин и для людей.
  • Кто ответит мне, друзья,
  • Где живу сегодня я?
  • Как прекрасен рассвет в этой пуще,
  • Когда солнце, сырое на вид,
  • Разгораясь все пуще и пуще,
  • Меж стволов в поднебесье летит.
  • Надо всею землей пролети:
  • Есть на свете различные страны,
  • Но такой, как у нас, не найти.
  • Глубоки наши светлые воды,
  • Широка и привольна земля.
  • И гремят, не смолкая заводы,
  • И шумят, расцветая поля.

6. Упражнение «Наш дом -Казахстан»

  • Цель: развитие связной речи, умение самостоятельно составлять рассказ-описание
  • по иллюстрации, представлению.
  • Материал: открытки, фотографии, иллюстрации.
  • Вариант 1. Игровые действия: описать иллюстрации с видами Астаны (другого города) ; отгадать по описанию часть города (здание, сооружение) .
  • Воспитатель. В наш город приезжает много гостей. Многие хотят познакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Но без человека, который хорошо знает город, это трудновыполнимая задача. Поэтому давайте потренируемся выполнять обязанности гида.
  • Гид — это человек, который сопровождает гостей, знакомит их с интересными значимыми местами города, умеет рассказать о них что-либо запоминающееся, необычное.
  • Итак, пусть каждый из вас побудет в роли гида; покажет и расскажет об одной достопримечательности города. А тот из «экскурсантов», кто первым догадается, о
  • чем идет речь, получит изображение описываемого объекта в подарок.
  • Например: «Это здание находится в центре города. Оно символизирует дерево жизни, которое своими корнями удерживает почву, а высокой и пышной кроной подпирает небо. Одновременно, вмещает в себе и символизирует подземный мир, земной и небесный.(Байтерек)
  • Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побудет в роли гида.
  • Вариант 2. «Путешествуем по Казахстану».
  • Игровые действия: описать по представлению любое достопримечательное место Казахстана, не называя его.
  • Воспитатель. Давайте отправимся в виртуальное, то есть воображаемое путешествие по нашей стране. Пусть каждый из вас расскажет нам о любом уголке нашей Родины, а мы попробуем определить, о чем идет речь. Ваш рассказ должен быть ярким, красочным, как будто вы рисуете красками.

7.Дидактическая игра «Гости города»

Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, несколько машинок. Ход игры: Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок — экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача детей — рассказать о том месте, которое изображено на открытке.

8.Дидактическая игра «Собери картинку»

Вам понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами вашего города (2 экземпляра). Обклеив кубики, вы увидите, какая простая и интересная игра у вас получилась. Для младших детей обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно. Задача детей — собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka-didaktichieskikh-ighr-po-patriotichieskomu-vospitaniiu

Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп»

Цель:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое  поведение может привести  к  несчастью, болезни.

Демонстрационный материал:  отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом  поведении человека, детей, группы.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому  поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем;   хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на  вопросы воспитателя.

Примерные вопросы: «Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей?» Дети отвечают. И так далее.

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал:  мяч.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться,  подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек:  называть мальчика  только по имени; при встрече с мальчиком  здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно  в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки;  и т.д.

 «КАК Я ДОМА ПОМОГАЮ»

Цель:

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь людям.

Материал:  цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры:

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Читайте также:  Сценарий праздника по сказкам для 1-2 класса

Материал:  любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: 

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

 Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:  игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры: 

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят  свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким.  Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал:  чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры:

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал:  сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры:

  • Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.
  • Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например:
  • Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?
  • Как ты отблагодаришь человека за помощь?
  • Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы).
  • Что нужно говорить при встрече с человеком?
  • Что нужно говорить всем, уходя домой?
  • Что нужно говорить  просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова  можно пожелать друг другу перед сном?
  • Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.
  • Дети должны знать и использовать в жизни  следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал:  бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры:

Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

« Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«ЦВЕТОК ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал:  цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

 Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:  игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры: 

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят  свои пожелания: « Я желаю тебе…

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что…

Мама расстроилась из-за…

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что …

Младший брат расплакался из-за …

И так далее.

Заключением такой игры могут стать вопросы:

— Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

— Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«МУРАВЬИ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

  • Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето.
  • А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок.
  • Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».
  • Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

  • Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).
  • «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой.
  • Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ).
  • Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы?
  • Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…»
  • Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…»

Разыгрывается бессловесное действо

«ПТЕНЦЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей.

Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир — познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам.

Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша? И они дружно начали играть вместе.

8 ситуация:

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

Источник: http://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-610-didakticheskie-igry-i-situacii-po-formirovaniyu-nravstvennyh-kachestv-s-detmi-starshey-i-podgotovitelnoy-k-shkole-grupp/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector