Дидактические игры. виды дидактических игр. развивающие дидактические игры

Дидактические игры. Виды дидактических игр. Развивающие дидактические игры

Дидактические игры по развитию речи

Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.

В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:

  • Игры с предметами — игрушками, подручными и природными материалами;
  • Настольные игры с использованием печатных материалов;
  • Словесные игры.

Развитие речи посредством дидактических игр

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации.

За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

  • Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

Дидактические игры по развитию речи детей от двух до трех лет

В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.

Задача воспитателей в этот период с помощью дидактических игр научить детей называть и различать:

  • Части предметов, части тела животных и человека;
  • Разные размерные величины;
  • Основные цвета;
  • Главные вкусовые качества;
  • Некоторые физические качества и свойства.

Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединенных общим признаком и различать сходные группы предметов.

Хорошо в таком возрасте начинать учить ребенка разговаривать по телефону с невидимым собеседником.

Это своеобразная дидактическая игра, развивающая не только словарный запас, но и абстрактное мышление, умение выразить свои мысли без помощи жестов.

Следует правильно строить такой разговор, задавая простые вопросы, не требующие сложных ответов, можно сделать телефонный разговор, например с бабушкой, ежедневным ритуалом.

Рекомендуются также дидактические игры по развитию речи, суть которых понятна из названия – «Назови правильно…», «Что изменилось…», «Из чего состоит…» и т.п.

Главная цель таких игр в этом возрасте, совершенствуя словарный запас, привить ребенку интерес к словарной деятельности.

Развитие речи через дидактические игры в четыре года

В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств.

В этом возрасте малыш должен научиться основным приемам ориентирования в пространстве и времени, освоить соответствующие слова (утро, вечер, вперед, назад, сначала, потом).

Дидактические игры для развития речи, рекомендуемые детям 4 лет, должны начинаться с фраз «Что сначала, что потом…», «Когда бывает…», «Что изменилось…», «Что будет, если…», «Что можно делать с…», «С чем можно делать …», «Больше чем…Меньше чем…», «Один…много…» и подобных.

Хорошо если ребенок будет каждый вечер рассказывать о том, как он провел день, во что и с кем играл, что видел и делал. Отвечая на наводящие вопросы родителей в процессе сюжетно-ролевых игр, с использованием любимых игрушек, малыш будет быстрее развиваться, пополняя свой словарь и улучшая умение им пользоваться.

Развитие речи посредством дидактических игр в 5-6 лет

Старший дошкольный возраст – период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой.

Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира.

Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи.

В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.

В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.).

Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизмаи

подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,

мир реализации нереализуемого

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих задержку речевого развития, создаются специальные группы, пункты основной задачей которых является коррекция речевых дефектов.

Для решения данной задачи в дошкольных учреждениях осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции речевых нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте.

Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников:

— побуждает детей к общению друг с другом;

— способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

— способствует совершенствованию разговорной речи;

— способствует обогащению словаря;

— оказывает влияние на формирование грамматического строя языка[1].

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний [2].

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка .

Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения ( что было бы, если ). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Читайте также:  Деловая игра для школьников

Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.

Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

— результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение [4].

В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие [3].

Таким образом, использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостнои без принуждения.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. Просвещение, 1999. — 272 с.

Бондаренко Е.А. Дидактические игры для детей от года до трех лет. – М. АСТ, 2003. – 127с.

Логинова В.И. Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. — М. 1984. – 101с.

Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. — № 4. – 58с.

Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет

Дидактическая игра Один-много для дошкольников 5-6 лет

Источник: http://orebenkah.ru/igry-dlja-detej/zadachi-didakticheskih-igr-razvitiju-rechi.html

Виды дидактических игр для дошкольников и младших школьников

Виды дидактических игр для дошкольников и младших школьников

Российская педагогика использует дидактические игры как важнейший метод обучения детей. Существуют разнообразные виды дидактических игр. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными играми. При этом дидактическая игра тесно переплетена с процессом обучения и активно способствует формированию знаний и умений детей.

Классификация дидактических игр для дошкольников

Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как ученые разделяют дидактические игры по различным критериям. Есть несколько видов объединения обучающих игр.

По использованию материала:

  • настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
  • игры с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
  • словесные – «Краски», «Загадки».

По содержанию обучения и воспитания:

  • по формированию математических представлений;
  • сенсорные;
  • словесные;
  • по ознакомлению с природой;
  • другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.

По виду деятельности:

  • беседы;
  • путешествия;
  • загадки;
  • поручения;
  • предположения.

Скачать бесплатно дидактические игры для детей можно пройдя по ссылке

Структура дидактической игры

Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.

Структура дидактической игры вмещает:

  • дидактическую задачу;
  • игровую задачу;
  • игровые действия;
  • игровые правила;
  • результат игры.

Дидактическая задача

Дидактические задачи определяются взрослыми, которые планируют игру и руководят ей. В процессе обучающей игры должно происходить усвоение поставленных учебных задач.

Игровая задача

Она отображает действия детей в процессе занятия. Игровая задача дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.

Игровые действия

Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.

Игровые правила

Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.

Результат игры

Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.

Функции дидактической игры

Все виды дидактических игр для дошкольников и школьников объединены общими задачами:

  • Обучающая. Формирует у детей новые знания, умения, навыки, а также закрепляет их. Развивает познавательные процессы, расширяет кругозор;
  • Воспитательная. Оказывает влияние на детскую личность;
  • Ориентационная. Учит разбираться в ситуации, используя полученные знания в дальнейшем;
  • Мотивационно-побудительная. Помогает активизировать деятельность детей, связанную с непроизвольным познавательным интересом.

Особенности дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии.

Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр.

Воспитателями широко используются игры, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.

У детей 7-10 лет дидактические игры несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные.

Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу.

Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.

Условия проведения дидактических игр

  1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
  2. Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.

  3. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
  4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно.

    Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Игры в детстве являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение.

Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и естественно для своего возраста.

Дидактические игры по математике — видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8475-vidy-didakticheskikh-igr-dlya-doshkolnikov-i-mladshikh-shkolnikov.html

КонсультацияДидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

КонсультацияДидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

Значение дидактических игр в педагогическом процессе

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью.

В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний.

При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

Руководство дидактическими играми

В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

1. В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).

В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).

Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.

Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

2. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.

Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.

Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

3. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).

Структурные элементы игры

Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:

  1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
  2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
  3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
  4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.

Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя.

Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям.

Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками.

При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение.

Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/9781-didakticheskie-igry-ikh-znachenie.html

Обучение детей через дидактические игры

Обучение детей через дидактические игры

Когда возникает необходимость обучить ребенка математике и развить его математическое мышление, закрепить сложный для понимания материал, на помощь родителям приходит игра.

Она занимает большую часть жизни ребенка, позволяя ему решать важные вопросы и познавать окружающий мир. Задача взрослого в такой ситуации использовать возможности игровых действий и приучить ребенка к процессу обучения, заложить основы знаний.

Чем полезны дидактические игры

Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов.

Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.

  1. Закрепляет уже изученный материал;
  2. Оттачивает новые умения;
  3. Развивает познавательные способности;
  4. Позволяет ребенку моделировать ситуации и решать задачи;
  5. Учит сосредотачиваться;
  6. Развивает фантазию и мышление;
  7. Позволяет обрести необходимость в новых знаниях и умениях;
  8. Благодаря четким правилам и ограничениям игрового процесса развивает усидчивость и целеустремленность.

Малыш не будет играть в те игры, которые не доставляют ему удовольствия и не несут в себе новых ощущений и данных. Те игры, которые он выдумывает себе самостоятельно, являются отражением его уровня знаний и общего развития.

Если не заниматься с ребенком, то возможно, он сможет самостоятельно познать большое количество навыков, но на это понадобятся годы. Лучший вариант – целенаправленные занятия.

Помогите ему найти ответы на его вопросы и покажите новые грани познания. Ориентируясь на его возраст и развитие, дайте ему ту информацию, благодаря которой он сможет глубже изучить окружающий мир. Одним из действенных и самых популярных способов будет использование дидактических игр.

Что такое дидактическая игра

Когда ребенок играет, он ставит для себя целью непосредственно игру, как процесс. Он не акцентирует внимание на том, что ему может дать то или иное игровое поведение. Ребенок просто хочет играть.

Целью взрослых при проведении дидактической игры является непосредственное обучение ребенка конкретном навыку или знанию.

Так, например, ребенок будет с интересом доставать из мешочка различные предметы, узнавая их наощупь.

Для него это будет веселое занятие, которое доставляет ему удовольствие, а взрослый, через такую игру, стремится развить сенсорные способности малыша, его логическое мышление и фантазию.

Важным отличием дидактической игры является наличие правил и определенной цели, которая для ребенка выражается стремлением выиграть, а для взрослого научить.

Именно наличие правил в игре интересует ребенка, так как для него это новый вид игрового поведения. В свободной игре у ребенка нет ограничений, он может действовать тем способом, который ему кажется наиболее интересным.

Постепенно, понимая важность соблюдения установленных правил, малыш учится применять их не только в игре, но и в реальной жизни.

Таким образом, достигается важное умение подчиняться установленным порядкам. Регулярные занятия дидактическими играми позволяют успешно подготовить ребенка к обучению в школе, где будет необходимо вести себя в рамках правил.

Еще одним положительным моментом является общая увлеченность всех участников дидактической игры и стремление к результату. Азарт и стремление победить или решить задачу дает возможность выработать у ребенка усердие и концентрацию на поставленной задаче.

Виды дидактических игр

Все дидактические игры можно условно разделить на три типа:

  1. С игрушками и бытовыми предметами;
  2. Настольные и напольные игры;
  3. Занятия в устной форме.

Выбор дидактической игры основан на цели взрослого. Например, для повторения математического счета и развития логического мышления можно использовать устные или речевые игры, предлагая ребенку поиграть со словами. Можно использовать предметы и игрушки для достижения той же цели, только наглядным путем.

Одним из критериев выбора вида дидактической игры будет понимание родителями того, какой из каналов восприятия информации наиболее развит у ребенка.

Для аудиалов чаще будут использоваться устные игры, для визуалов – специально разработанные яркие настольные варианты, а кинестетики будут в восторге от занятий с предметами из повседневной жизни. Для развития других каналов восприятия предлагайте малышу разнообразные варианты.

Подбор игры по склонностям ребенка нужно проводить только при введении новых сложных понятий и навыков. Для повторения и закрепления выбор должен основываться на физических возможностях и наличии необходимых материалов.

Дети сами просят добавить правила в игру или скомбинировать новую из разных видов. Воспользуйтесь этим и расширяйте количество задач решаемых в одном занятии.

Использование дидактических игр при обучении ребенка – творческая деятельность взрослого. Возможности этих игр ограничиваются только фантазией и физическими возможностями того, кто их использует. Дидактическую игру можно создать из материалов, которые окружают нас и кажутся не интересными в обычной жизни.

В чем важность использования дидактических игр?

  • Обучают ребенка в легкой и понятной форме;
  • Развивают физические и умственные способности детей через работу с различными предметами и материалами;
  • Необходимое речевое сопровождение развивает речь ребенка;
  • Формируют представления у ребенка о правильном поведении;
  • Вызывают интерес к трудовой деятельности;
  • Способствуют физическому развитию.

Важные аспекты использования дидактических игр

  • Играя с ребенком в дидактические игры разных видов нужно не допускать в поле зрения ребенка другие предметы.

    Освободите пространство для занятия, что бы малыш мог сконцентрировать свое внимание, понять и принять правила;

  • Игра должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. Если задача слишком легкая, то ребенку будет скучно.

    Сложная задача может вызвать отторжение. Основная задача дидактической игры – стимулировать активность ребенка в познании нового материала;

  • Четко формулируйте для себя цель занятия и задачи, которые нужно достигнуть.

    (Ознакомление, закрепление, развитие);

  • У дидактической игры должен быть четкий алгоритм действий для достижения цели. Правила позволяют ребенку сдерживать себя и сконцентрироваться на порядке следования в занятии.

Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?

  • Сформировать представление о соотношении цифр и чисел, их количества и написания. Малыш должен четко понимать какое количество предметов соответствует каждой цифре. Возможность измерить нарисованный символ позволяет легче понять принципы арифметики;
  • Происходит развитие ориентации во времени и пространстве.

    Получая новый опыт, рассматривая предметы с разных сторон, ребенок учится понимать и воспринимать абстрактные понятия;

  • В процессе игры через постоянный результат определенных действий ребенок учится делать выводы.
    Позволяет привлечь внимание ребенка к тем предметам, которые не интересуют его в обычной жизни.

  • Развитие мышления и математических способностей дают возможность ребенку видеть новое и интересное в уже изученном материале;
  • Через эмоциональное восприятие прививается интерес к учебе, что является важным фактором при дальнейшем обучении в школе.

Любое занятие можно преобразовать в дидактическую игру.

Нужно добавить некоторые элементы игрового поведения и предложить ребенку не учиться, а играть. Во время игры вводить новые термины и понятия, отображая их действием.

Какие виды дидактических игр используются для изучения математики?

1. На изучение счета; 2. На ориентацию в пространстве; 3. С геометрическими фигурами;

4. Игры на логику и развитие математического мышления.

Какую роль играют дидактические игры в математических способностях?

Благодаря тому, что в дидактических играх происходит изучение различных предметов через складывание, перебирание и разбор предметов, ребенок запоминает формы, размеры, цвета и др. Начинает ассоциировать названные предметы с их изображением.

Решение поставленной в игре задачи требует от ребенка применение имеющихся знаний и стимулирует бурную деятельность. Достигая результата, он получает удовольствие от проведенной игры и закрепляет положительно отношение к изученному материалу.

Необходимость сосредоточиться и обдумывать материала для получения правильного ответа развивает у ребенка внимательность и наблюдательность. Состояние поиска ответа расширяет внутренний мир ребенка и положительно влияет на его общее развитие.

В процессе игры происходит формирование математических основ в легкой, привычной для ребенка форме. Полученные таким образом знания становятся частью малыша и быстрее начинают применяться им в обычной жизни.

Игры на изучение геометрических фигур и подсчет формируют базовые представления и позволяют запоминать необходимую информацию. Обучение счету ребенка, который играл с цифрами просто, ребенок уже на подсознательном уровне усвоил основы этого знания.

Нужно ли родителям обладать особыми знаниями, чтобы играть с ребенком в дидактические игры?

  • Родители должны помочь ребенку в моделировании простых логических и математических навыков.

    Предлагать и помогать решать задачи для базового формирования способностей;

  • Пояснять и показывать легкость применения логического мышления в обыденной жизни.

Игры развивают память и мыслительные процессы, а так как дети любознательны и жаждут узнать новое, то необходимо просто удовлетворить их спрос.

С того момента, когда ребенок начинает двигаться в пространстве, он изучает все окружающее: предметы и связи между действиями. Родители в форме игры показывают и рассказывают ему о формах, величине и др. внешних признаках, которые ребенок уже отметил. Важно пояснить, каким образом нужно пользоваться предметами, какие действия с ним производить.

Для положительного результата от дидактической игры достаточно только желания взрослого поиграть с малышом.

Как организовать дидактическую игру в домашних условиях?

Организация дидактической игры, как и других видов занятий с ребенком, требует время на подготовку. Взрослые должны придерживаться некоторых правил, которые позволят достичь поставленной в игре цели.

  1. Игры проводятся в определенное время в режиме ребенка, когда он сыт, полон сил и деятелен. Чаще всего это время после завтрака, или после обеденного сна.
  2. Предметы и игрушки, использующиеся для дидактической игры, должны быть привлекательными, чтобы возникло желание поиграть с ними.
  3. Занятие должно ориентироваться на развитие, соответствовать возрасту и потребностям ребенка, побуждать его к действию.

Когда игра соответствует обозначенным критериям и подготовлены все необходимые предметы, то нужно спросить ребенка о его желании поиграть. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, чего он не хочет. Если он отказывается, то расскажите, какая это интересная игра.

После завершения игры поговорите с ребенком о ней. Поинтересуйтесь его впечатлениями. Повторите новые знания, которые он получил.

Варианты дидактических игр

В дидактических играх можно использовать любые предметы и игрушки. Можно воспользоваться уже готовым вариантом или поиграть без дополнительного материала. Например, предложите ребенку показать цифру при помощи тела, или слепить ее из пластилина.

Важно понять, что дидактическая игра дает целый комплекс новых знаний и умений, опираясь на полученный ранее опыт.

Например, изучая цифры, дополнительно можно повторять формы и цвета;
Использование опыта ребенка − прекрасный вариант для развития образного и логического мышления.

Формирование ассоциаций и связей между различными предметами благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.

Игры для 1-2 лет

Для детей этого возраста можно предложить игры на развитие мелкой моторики, логическое развитие и первичные математические операции. Например, постройка башенок из кубиков, перекладывание и деление по признакам различных предметов.

Дидактическая игра − один из самых востребованных способов обучения ребенка математическим навыкам в дошкольном возрасте. Возможность использовать варианты таких занятий с самого раннего возраста дают стимул развития во всех областях знаний.

Детям этого возраста можно предложить следующие варианты:

  1. Предложите малышу составить пирамидку из кубиков одного типа, сами же постройте пирамидку другого стиля. Сравните полученный результат. При построении пирамиды оттачивайте понимание множества предметов;
  2. Вкладыши и различные логические домики и кубики;
  3. Занятия с шариками. Их сортировка по цвету, размеру.
  4. Игра «что в мешке». Положите в плотный мешок предметы хорошо знакомые ребенку и предложите угадать, что попалось в руки ребенка. С возрастом можно предложить достать что-то определенной формы.

Игры для детей 3-4 лет

  1. На подбор недостающих деталей. Такую игру можно купить, а можно и сделать самостоятельно. Вырежьте из бумаги или картона известный ребенку предмет (домик, паровозик).

    Сделайте отверстия разной формы и предложите ребенку подобрать недостающие части;

  2. Соберите с ребенком бусы из различных материалов;
  3. Подготовьте большие разноцветные формы предметов. Из такого же цвета подготовьте меньшие копии того же цвета.

    Предложите ребенку распределить маленькие запчасти на больших;

  4. Научите ребенка играть с мозаикой;
  5. Игры на подбор соответствующих деталей. Можно предложить ребенку подобрать крышки к ряду кастрюль;
  6. Усложните игру «Что в мешке».

    Пусть малыш сортирует предметы, не доставая их из мешка;

  7. Можно начинать использовать настольные игры
  8. Собирайте пазлы и разрезные картинки. Для закрепления счета пронумеруйте части разрезной картинки и собирайте их по порядку.
  9. Гуляя на улице предлагайте ребенку считать предметы и объекты;

Игры для детей 5-6 лет

  1. Разнообразные настольные и напольные игры;
  2. На поиск подходящих частей предметов;
  3. Конструирование из различных материалов и форм;
  4. Создание предметов для игр. Предложите ребенку помочь вам подготовить части для новой игры.

    Можно вырезать фигуры заданного цвета и размера, рисовать нужные карточки и др.

  5. Фантазирование новой игры.

Преподносить информацию в игровой форме оптимально детям до 7 лет.

Попробуйте поиграть с вашим ребенком, и вы заметите, как быстро он будет обучаться новым навыкам и постигать необходимые знания.

Комментариев пока нет

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/igrovoe/igry-igryshki/didakticheskie-igry/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector