Дидактические материалы для педагогов

Дидактические материалы

  • Как по мне, дидактический материал — это дополнительные инструменты для улучшения обучаемости учеников. К примеру, это инфографика, презентации, видеоуроки, обучающие игры, карточки, рисунки, таблицы, графики, контурные карты и другие материалы, которые дополняют общую программу обучение. А вот что сказано про дидактический материал в словаре:

Вообще,дидактика как понятие родилось благодаря греческому слову дидактикос, или обучающий;

  • Дидактические материалы в рамках, например, школы, могут нести разное значение.
  • Например, так может называться сборник задач и упражнений. У нас в школе такой был по математике, задания отличались некоторой сложностью, ух, как я их не любила.
  • Также под категорию quot;дидактический материалquot; можно подогнать любые сопровождающие и обучающие материалы: таблицы, карточки, схемы, карты и т.д. То, что может помочь в обучении, зачастую при самостоятельной работе. Да и сам дидактический материал порой ученики создают сами.
  • Дидактические материалы — это понятие, знакомое мне еще со школы. Эти материалы разработаны специально для того, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным.
  • К ним относятся — схемы, таблицы, графики, диаграммы, памятки и т.п.
  • Дидактические материалы это материалы помогающие наглядно изучать предмет обучения. При правильной работе учителя или воспитателя ребенок намного легче запоминает урок. Ему показываются примеры, картинки.
  • Дидактические материалы — это специальные пособия, благодаря которым преподаватели и учителя, но не только они, могут использовать эти материалы для более лучшей подачи информации на уроках или курсах. То есть это вспомогательные книги.
  • Дидактические материалы — учебные наглядные пособия, которые позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его более увлекательным. К дидактическим материалам можно отнести все возможные наборы карточек, графики, таблицы, схемы, пожалуй даже видеозаписи.
  • Это вспомогательные материалы в процессе обучения в детском саду и в школе, помимо основных учебников. Ими являются карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.
  • ,дидактические тексты, обобщенные планы, памятки (инструкции),справочные материалы,модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений,тесты с возможностью самоконтроля,алгоритмы выполнения задания,задания на развитие воображения и творчества, инструкции к лабораторным работам,задания с проблемными вопросами.Раздаются обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируются педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
  • Это в основном наглядные материалы с картинками, таблицами, разными схемами, которые помогают учащимся разного возраста справиться с учебными задачами. Дидактические материалы могут выпускаться в виде карточек.

Дидактические материалы — это наглядные развивающие учебные пособия, которые применяют для освоения и закрепления изучаемого материала. Дидактические материалы по большей части предназначены для самостоятельной работы учеников.

Дидактические материалы:

  • активизируют познавательную деятельность,
  • мотивируют к познанию,
  • тренируют,
  • учат детей работать с разными информационными источниками.
  • Дидактические материалы представляют собой разного рода вспомогательные материалы, пособия, призванные помогать детям обучаться в садах и школах. Это те материалы, которые используются в дополнение к основным учебным пособия и программам. Такие материалы помогают тренироваться, развивать мышление и прочие навыки.
  • К дидактическим материалам относятся тексты самостоятельных работ, контрольных работ, математических диктантов.
  • Дидактические материалы они как бы дополняют и наиболее полно раскрывают некоторые темы при образовательной программе. Они в первую очередь необходимы учащимся для развития познавательных способностей.
  • Их подбирает учитель или преподаватель в зависимости от того какого уровня достиг школьник или студент. И еще дидактические материалы отличаются тем, что с ними проводится только самостоятельная работа.

Как правило эти материалы наглядные — карты, таблицы, карточки, цифры и т.д

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/chto-takoe-didakticheskie-materiali/

Методическая библиотека

ЗАВУЧ.инфо - Методическая библиотека

Рекомендации по проведению и подбору материала к устному счету во 2 класса, УМК «Школа России».

Комплект наглядного материала для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерное сопровождение (игры, тесты)

Читайте также:  Кукольный театр «теремок» в детском саду для детей 1-2 лет

В данной разработке подобраны разные виды задач для учеников 2 класса. Она позволяет проверить умения учащихся решать задачи.

  • Индивидуальные карточки-тренажеры для формирования навыка устного счёта в пределах 10
  • Данная разработка поможет учителю проверить сформированность умения решать задачи и примеры.
  • Карточки- тренажеры для развития навыка устного счёта (1 класс)
  • формирование вычислительных навыков и умений у младших школьников на уроках математики
  • В данном материале представлены основные способы развития устного счета обучающихся с ограничениями по здоровью во 2 классе школы 8 вида
  • Презентация включает описание игровых технологий на уроках математики
  • Материал содержит описание игровых технологий на уроках математики
  • Задания на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов
  • Задания на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов
  • Данная разработка позволяет учителю проверить сформированность навыка счёта в пределах 100 без перехода через разряд.
  • Практика использования возможности применения на уроках математики онлайн-сервиса Matific
  • Анализ административной контрольной работы по математике в 4 классе
  • В данной работе предлагается схема оформления анализа ВПР

Данная разработка развивает у детей мелкую моторику рук, логическое мышление, усидчивость, учит ориентироваться в клеточном пространстве, вызывает интерес к уроку математики.

Источник: http://www.zavuch.ru/methodlib/302/

Дидактические средства — Организация учебного процесса

Дидактические средства - Организация учебного процесса - Сидоров Сергей Владимирович

простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений.

Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры.

Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).

Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра.

Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения.

Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

  • технические средства обучения (ТСО);
  • учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);
  • раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);
  • дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;
  • учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);
  • учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.
  • оборудование и изделия для школ;
  • технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений;
  • оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений;
  •  учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений.
Читайте также:  Сценарий праздника масленицы в школе

В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на…

  • учебные натуральные объекты: препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;
  • учебные модели, макеты и муляжи, а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;
  • печатные средства обучения: картинки, карточки, таблицы, альбомы;
  • экранно-звуковые средства обучения: учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;
  • учебные приборы, аппаратуру и устройства: механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;
  • прочее оборудование и изделия для школ: учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.

Источник: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-214

Роль дидактических материалов в процессе обучения

Роль дидактических материалов в процессе обучения

Роль дидактических материалов в процессе обучения

Классификация ЭДМ по методическому назначению и дидактическим целям

Виды дидактического материала

Основные требования к дидактическому материалу

Установочная лекция а рамках мини-тренинга «Методические особенности разработки дидактических материалов к проектам с использованием сервисов Web 2.0»

Пинская Е.О., Тольятти

Роль дидактических материалов в процессе обучения

Учащиеся при анализе своей самостоятельной работы часто указывают на потребность в самоконтроле за этой работой, на необходимость в снабжении их развернутым комментарием всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале.

В результате опроса, в частности, выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику.

Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся в ходе реализации проекта. Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера.

Учитывая то, что в основе любого проекта лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем сделать вывод о том, что дидактические материалы в проекте должны играть несколько иную роль.

Если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в проекте должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было.

Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся.

Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

В задачу учителя входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

  • принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);
  • принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
  • принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
  • принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
  • принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
  • принцип познавательной мотивации;
  • принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
Читайте также:  Дидактическая игра для дошкольников. формирование представлений о времени

Можно отметить следующее значение дидактического материала в проекте:

  • Самостоятельное овладение учащимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
  • Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.
  • Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов.
  • Самоконтроль и самокоррекция.
  • Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
  • Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ.
  • Усиление мотивации обучения.
  • Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
  • Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества.
  • Активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
  1. Классификация ДМ по методическому назначению и дидактическим целям
  1. Виды дидактического материала
  • Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
  • Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
  • Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
  • Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
  • Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
  • Задания с проблемными вопросами.
  • Задания на развитие воображения и творчества.
  • Экспериментальные задания.
  • Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.
  • Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
  • Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
  • Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
  • Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
  • Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
  • Алгоритм выполнения задания.
  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  • Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
  • Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
  • Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
  • Тесты с возможностью самоконтроля.
  1. Основные требования к дидактическому материалу

Необходимо:

  • выбрать последовательность знакомства с информацией;
  • дать ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле;
  • структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

Источник: http://oqu-zaman.kz/?p=18

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector