Диспут в 8 классе

Урок- диспут «Поговорим о профессии»

Подготовила Гущина М.В.

Цель мероприятия: знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в вузы и выбору профиля обучения.

Эпиграф:

  • «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский
  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

Ход мероприятия

Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии.

Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения.

В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?! 

поближе познакомиться с богатым  миром профессий, для  определения   верного и  правильным выбора профессии, получить информацию о многих  новых  профессиях, не ошибиться с ее  выбором.

 И это нелегко, так как в мире  насчитывается  около 40 тыс. разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место, 12 % из них возвращаются обратно… Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня “живут” лишь 5–15 лет, а затем либо “умирают”, либо изменяются до неузнаваемости.

Во-вторых, сам человек не есть нечто застывшее и “намертво” связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни.

Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

 Означает ли это, что к выбору  профессии можно идти путем проб и ошибок? Может потому  что мы владеем минимум  информацией  о профессии или вообще  не  знаем  о ее существовании? Надо  ли сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило приносить пользу людям, обществу. Следовательно, вопрос о поиске, выборе и овладении профессией является центральным в жизни каждого человека.Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь.

По преданию, записанному Платоном, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в Храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: “Познай самого себя”. Основная идея этих слов заключается в утверждении врожденности

Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности.

Вы можете возразить : «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело.

Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор».

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? 

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора.

Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

  1. профессия должна быть интересной,
  2. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
  3. профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии

«ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО»
Интерес – побуждение познавательного характераСклонности — это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Способности — это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельностиСостояние здоровьяЛичные качества Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия — это:

  • деятельность, направленная на пользу общества,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

  • К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
  • Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
  • «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
  • Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
  • В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

Составьте синквейн

Синквейн — это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);

2 строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка- три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка — представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка — синоним ключевого слова (существительное)

Примеры

1. Юрист

Общительный, знающий законы

помогает., защищает, консультирует

Не знаешь, как поступить – поступи по закону

      Профессия!

За 1-2 мин составьте синквейн к следующим                                    профессиям:Задание для  8 а: ветеринар, эколог, шоферЗадание для 8 б: модельер, парикмахер, психологЗадание для 8 в: строитель, сварщик, учитель

Задание для 8 г: электрик, бухгалтер, агроном

Игра «Закончить предложения» 

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…
Читайте также:  Игровое развивающее занятие в детском саду для детей третьего года жизни

(Записали, зачитали). 

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А.

Хочу — своё желание.Б. Могу — свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо — потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

 «Тропинка» 

Саматова Л.С.

Тысячи тропок готовит судьба,Сотни загадок в запасе хранит.Какой она будет – тропинка твояЭто тебе доказать предстоит.Будешь ли ты водить корабли,Или секреты веков узнавать,Построишь ли мост от Луны до ЗемлиМожет, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном – самым смешным –И улыбками мир расцветет.Клоуны тоже на свете нужны –Они отправляют наши души в полет.Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе

Поверь в свои силы, в победу поверь.

Самые редкие профессии

 «Занимательные факты

 Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер — дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом — исключительно тонким обонянием.

А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, — смешанный.

В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Еще одна редкая профессия — постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством — в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ.

Часто в театре пастижеры — это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску.

Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия — это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха — все, что вы видите на рекламе, — это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость.

Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода — холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере.

Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно*.

Минутка для шутки

Ведущий 1. Последняя страничка журнала — «Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали (имена, фамилии).

Ведущий 12. Дети и профессии. Сын метеоролога:

— Малыш, сколько тебе лет?

— Плюс пять.

Ведущий 13.

Дочь военного:

— Скажите, тяжело быть дочерью военного?

— Так точно!

Ведущий 12.

Дочь проводника:

Здравствуй, девочка! Я — Дед Мороз, тебе подарки принес!

Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?

Ведущий 13.

Сын стоматолога:

— Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

— БОРмашинка!

Ведущий 12. Кто такой профессор?

Ведущий 13. Профессор — человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят.

Ведущий 12. А что делает консультант?

Ведущий 13. Ну, консультант — это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час.

Ведущий 12. А кто такая учительница?

Ведущий 13. Это такая женщина, которая когда-то любила детей.

Ведущий 1. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Спасибо всем за внимание. До следующих встреч.

III. Заключительное слово

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас.

А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики.

Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Примерные ответы детей:

— Интересный тест, что-то новое узнал о себе.

— Остались в памяти заметки о самых новых профессиях — мне, правда, ближе старые.

— Можно задуматься о том, к какому типу людей я действительно отношусь.

— Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/05/09/urok-disput-pogovorim-o-prfesii

Методика проведения урока. Почему урок — диспут?

Методика проведения урока. Почему урок — диспут?

Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу

Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Как ни парадоксально звучит, методика классического урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Непосредственное общение, обмен мыслями многие учителя воспринимают как нарушение дисциплины, которое пресекается окриком: «Прекратите разговоры!», а между тем наши ученики мало общаются, речь их скудная и однообразная.

Чтобы исправить это положение, из всех видов занятий предпочитаю диспут. На уроке-диспуте учитель учит, а ученик учится. Только это происходит в споре, в столкновении мнений. В каждой параллели за год провожу по два-три диспута (обычно на сдвоенных уроках).

Например, «Кто прав в споре о Человеке в пьесе Горького « На дне»; «Чем ценен человек — благими намерениями или поступками?» по роману Лермонтова «Герой нашего времени»; «Возвышает или принижает И. С.

Тургенев нигилиста Базарова?» Интересно, что диспуты представляют собой не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, иногда учащиеся исполняют определенные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса.

Для активности мышления на уроке учитель должен специально провоцировать спор, подсказывая ошибочные решения, строить с учащимися более демократичные отношения, создавать атмосферу общего поиска истины.

В дискуссии повышается учебная активность слабых (они всегда болезненно воспринимают вызов к доске и обращенный к ним непосредственно вопрос учителя), именно в дискуссии все учащиеся комфортно чувствуют себя не только в школе, но и становятся более общительными, они начинают понимать и слушать друг друга, у них повышается самокритичность.

Диспут, таким образом, не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей. На диспут идут охотно даже «молчуны».

Для себя они будут молча соревноваться, и даже если не выскажут собственной позиции, то, признав себя побежденными, осознают ошибочность своего суждения. Так дискуссия всегда предполагает решение сложных нравственных вопросов: прийти к истине сообща легче, чем в одиночку. Учащийся должен приобрести важные черты зрелого члена общества еще в школе. Ведь часто можно встретить людей, у которых есть знания и убеждения, но напрочь отсутствует умение вести деловой обстоятельный спор. Он не может обоснованно опровергнуть неправильные суждения. Не умеет, не привык, не научен отстаивать свое мнение в горячих словесных поединках. Таким образом, диспут — самая необходимая форма работы на современном уроке с современными детьми.

Важные моменты организации урока — диспута:

  1. Диспут готовится долго и тщательно.
  2. Нельзя превращать урок в «президиум» специально подготовившихся докладчиков.
  3. От спорящих нужно требовать доказательств.
  4. Учащиеся сами по поручению учителя могут составить дискуссионные вопросы.
  5. Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.

В уроке — диспуте – познавательном споре – столько преимуществ, что его смело можно назвать урок «на вырост». Урок-диспут не может проводиться стихийно, под влиянием определенного настроения в классе, так как это будет фрагмент диспута.

Читайте также:  Музыкальная гостиная. сценарий для старшеклассников

Без тщательной подготовки не следует отводить дискуссии целый урок, ведь неподготовленная полемика может бродить по «проселочным тропам», не затрагивая сердцевины. Интересно, что слово «полемика» происходит от греческого слова «война». На самом же деле прямой и честный спор по самой своей природе требует мирного согласия, ведь метод дискуссии — убеждение.

И разговор двух людей – это уже полемика, обмен мнениями, поиск истины. Истории известны случаи, когда философы, мужественно сражавшиеся за истину, имели право гордиться тем, что брали такие укрепления, перед которыми отступали вооруженные мечом.

Готовя к дискуссии, полезно напомнить ребятам мудрость древних: -Я не в силах спорить с тобой, Сократ, пусть будет по- твоему, — сказал Агафон. -Нет, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом — дело нехитрое. Платон.

Этапы подготовки и проведения:

1. Выбор темы, ее правильная формулировка. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему диспута учителю необходимо выяснить, о чем учащиеся хотели бы открыто говорить. Педагог должен помочь им выбрать тему. Для дискуссии можно воспользоваться актуальными проблемами по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Например:

2. На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа. 3. Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца.

Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся. 4. Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы.

У учащихся памятки — правила ведения дискуссии. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.

Требования к дискуссии:

  1. Проблема должна соответствовать возрасту и накопленному опыту.
  2. Учащимся необходимо владеть темой, которая опирается на знания, умения, опыт.
  3. Дискуссия должна развиваться по основным вопросам, нести в себе суть противоречия.

Дискуссия — спор по существу, в ходе которого учащиеся получают важные ценности.

При подготовке учитель должен четко сформулировать задачу, желательно с пояснениями, раскрывающими суть проблемы, и вопросами о возможных путях ее решения.

Целесообразно по этому поводу обратиться к мнениям ученых. При подготовке учащихся знакомят с соответствующей литературой, список которой надо дать заранее.

Памятка «Как работать с дополнительной литературой»

  1. Прочитайте ее страницы.
  2. Определите свою позицию по дискуссионному вопросу.
  3. Сопоставьте свою оценку с авторской.
  4. Подумайте, какую позицию и как будете отстаивать.

Во время выступления необходимо раскрывать тему и ее выбор, уточнить условия, указать на ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент спора, умение анализировать свои взгляды. Ведущий дискуссии (учитель) должен рассуждать с учениками. Внимание! Не надо добиваться однозначной оценки.

Памятка «Как вести дискуссию»

  1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
  2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
  3. Говори просто и ясно, логично и последовательно
  4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
  5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
  6. Не повторяйся и не повторяй слов других.
  7. Помни, что лучшие доказательства — точные факты.
  8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек

Памятка «О порядке действий мысленно»

  1. Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему.
  2. Сформулируйте гипотезу.
  3. Дайте предложение, четко ее аргументируя.
  4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные и слабые стороны.
  5. Возразите их доказательства.
  6. Что дала вам дискуссия?

Учитель должен направлять учеников, задавая вопросы. Мастерство учителя состоит в том, чтобы, вовремя заметить, почувствовать момент окончания дискуссии, чтобы не повторять сказанного. В конце урока нужно подвести итоги, проанализировать выводы, выставить баллы, провести рефлексию.

Рефлексия:

  • получил ли я удовлетворение после дискуссии;
  • могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
  • насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
  • смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
  • какие я приобрел новые знания;
  • смог ли я понять точку зрения другого;
  • интересен ли мне живой обмен мнениями.

Всего комментариев:

Источник: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1919

Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс

III. Закрепление изученного 1. Упр. 344—устно.2. Упр. 345 — комментированное письмо.

IV. Роль интонации в предложениях с уточняющими членами

Объяснение учителя.В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если уточняющей интонации нет, в некоторых случаях возможно двоякое понимание предложения, его смысла. Например:

1) В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький братишка.

Сколько человек сидело в лодке? Если интонация уточняющая, тогда Аня — сестра говорящего, значит всего в лодке три человека.

Если интонация перечислительная, то получается, что сестра — еще один человек, разместившийся в лодке, то есть всего четыре человека.

Не зная точно ситуацию, контекст, мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, так как предложение допускает двойное толкование.

2) Снег лежал высоко в горах. Снег лежал высоко, в горах.

Первое предложение не имеет интонации уточнения, запятая не ставится. Второе предложение произносится с интонацией уточнения, запятая нужна. Здесь знак зависит от того, что и как именно хотел сказать автор. Допустимы оба толкования.

V. Понятие о разделительных и выделительных знаках препинания

Самостоятельное чтение теоретического материала (с. 154), представление его в виде таблицы. Учитель корректирует работу. Необходимо подобрать примеры, иллюстрирующие функции знаков препинания.

Разделительные знаки Выделительные знаки
Точка Скобки
Вопросительный знак Кавычки
Восклицательный знак
Точка с запятой
Двоеточие
Многоточие
Абзацный отступ
Запятая (одиночный знак) Запятая (парный знак)
Тире (одиночный знак) Тире (парный знак)

VI. Тренировочное упражнение

Упр. 346 — комментированное письмо.

Домашнее задание. § 31, упр. 348.

Урок 73. Практическое занятие

Цель урока: закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, повторить типы речи, типы связи слов в словосочетании, типы связи предложений в тексте.

Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Орфография: различение частиц не и ни.

1) Ни один мускул на его лице не дрогнул.2) Вы не помните меня, не так ли?3) Как же нам не веселиться, не грустить от разных бед?4) Что не сделаешь ради друга!5) Как ни пытались мы найти разгадку, ничего не получалось.

II. Проверка домашнего задания

Упр. 348: чтение «по цепочке» с указанием знаков препинания и объяснением их употребления.Виды лингвистического разбора — на доске (3 человека); устные ответы на вопросы упражнения.

Комментарий. Тип речи — описание. В 3-ем абзаце связь предложений параллельная, в 4-ом абзаце — цепная.

III. Тренировочные упражнения1. Упр. 347 (повторение типов односоставных предложений, однородных членов предложения и обособления членов предложения): устно разобрать, выполнить письменно по вариантам с последующей взаимопроверкой.

2. Упр. 351: письменно. Стиль — публицистический. Синонимы: лики — лица, святые образы; сражение — битва, бой, схватка, противоборство.

IV. Словарная работа

1. Записать слова в рамках: реликвия, прототип, интеллектуальный, эрудиция. Выяснить значение слов, составить предложения с ними.

2. Упр. 349.3. Упр. 350.

Домашнее задание.

Вопросы для повторения на с. 159 (примеры письменно).

Урок 74. Контрольный урок

Цель урока: проверить знания учеников по темам «Обособленные члены предложения», «Уточняющие члены предложения».

Методические приемы: устный опрос, диктант, грамматические задания.

Ход урока

I. Устный опрос по вопросам учебника (с. 159)

II. Диктант

Примечания:

1) Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.2) В предложении № 9 нужно сказать ученикам о двоеточии.3) Количество предложений и грамматических заданий можно варьировать в зависимости от времени на уроке и подготовленности класса.1. Полученный ответ рассматривался как согласие.2. Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.3. Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками.4. Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.5. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед.6. Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Петр Первый заложил город-крепость Кронштадт.7. Как-то вечером к отцу пришел друг, доктор Ливси.8. По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой.9. Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?10. Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.11. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.12. Нельзя работать спустя рукава.13. Счет долгот на Земле ведется от Гринвичского, или нулевого, меридиана.14. Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.15.Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.16. Он оперся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.17. Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз.

Читайте также:  Сценарий ко дню святого валентина

III. Грамматические задания

1. Сделать синтаксический разбор предложений № 2, 13.2. Записать номера односоставных предложений, указать их тип.3. Записать номера предложений с неоднородными определениями.4. Сделать схемы предложений I1, 8.

(Ответы. К заданию 2: односоставные предложения — № 3, 11 — неопределенно-личные, 12 — безличное. К заданию 3: предложения с неоднородными определениями — 3, 4, 5.)

Домашнее задание. Упр. 353.

Уроки 75—76. Уроки развития речи. Применение

публицистического стиля на практике. Диспут

Цель уроков: повторить тему «Публицистический стиль», развивать навыки практического применения знаний, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Методические приемы: редактирование текста, пояснения учителя, выступления учеников, диспут.

Ход уроков

I. Анализ письменной контрольной работы, работа над ошибками

II. Проверка домашнего задания1. Повторение.

— Найдите однокоренные слова к слову «публицистический». (Публика, публичный, публицистика.) Учитель: это слово латинского происхождения: «publicus» значит «общественный».

— Кому адресованы публицистические выступления? Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращен к слушателям, к читателям. Сфера его употребления — общество, политика, экономика, культура.)

— Какую основную функцию выполняет публицистический стиль? Какова цель публицистических выступлений? (Основная функция публицистического стиля — обсуждение насущных общественных вопросов, его цель — привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение ах, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)

— Вспомните основные черты публицистического стиля речи. (Актуальность, оперативность, образность, эмоциональность, четкость, логичность, призывный пафос.)

— В чем заключаются языковые особенности публицистического стиля? (Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приемы: вопросы, восклицания, обращения.)

2. Работа с текстом упр. 353.1) Обсуждение сочинения.Вывод: Сочинение ученика «Подвиг Даля» удачно, но нуждается в некоторых исправлениях. Тема раскрыта: читателю понятно, в чем состоит подвиг Даля — в труде на благо нашей страны, в составлении «Словаря живого великорусского языка».)2) Приемы публицистического стиля, использованные в сочинении:— тема, имеющая общественную значимость, гражданское, патриотическое звучание;

— глаголы в повелительном наклонении (не забывайте, возьмите, открывайте), то есть обращение к слушателям;

— предложения с восклицательной интонацией, создающие приподнятость, эмоциональность;— риторический вопрос, привлекающий читателя;

— выражения с двойным отрицанием (нельзя не дивиться);

— повторы (русская культура — 2 раза; русский народ);

— цитирование (примеры из словаря Даля).3) Редактирование текста.

Примечание. Редактируем текст по абзацам: ученики предлагают свои варианты, вместе выбираем лучшие.

Вариант отредактированного текста

Корни Владимира Ивановича Даля — в Дании и Германии, но по духу он русский человек. Его недюжинный ум, блестящие способности, завидное трудолюбие служили на благо России.Семьдесят один год прожил Даль, и пятьдесят три из них он отдал составлению «Словаря живого великорусского языка».

Далем собрано более двухсот тысяч слов, написаны статьи к ним, многие из этих статей являются самостоятельными произведениями.Если вам небезразличны русская культура, русский фольклор — этот словарь для вас….Я открываю первый том, листаю страницы. Глаза останавливаются на слове «глухой».

Шесть букв, набранных жирным шрифтом, за которыми следует своеобразный «параграф». Сначала идет толкование: «лишенный способности слышать; у кого нет чувства слуха, кто ничего не слышит или слышит плохо». Это одно из значений. Далее курсив — поговорки и пословицы.

Вот некоторые из них: «Глухому с немым нечего толковать» или «Глухой — половина спасенья». Вам непонятен смысл последней? Ничего страшного: автор словаря позаботился о читателе и дал пояснение: «не слышит беззаконий».Читая подобную статью, восхищаешься остроумием и красотой «мысли народной».

Нельзя не дивиться необыкновенной трудоспособности В. И. Даля — ведь таких ярких и интересных статей, как минимум, сто пятьдесят тысяч!А сколько пословиц и поговорок он собрал! Если вам сложно вникать в непонятные порой высказывания Цицерона, Гегеля или Канта, возьмите на досуге сборник пословиц и поговорок Даля — еще один его труд.

Интересные, понятные, с глубоким смыслом, они актуальны и в наши дни.Почаще открывайте словарь Владимира Ивановича Даля, этот бессмертный его труд, явившийся подвигом во славу русского народа, русской культуры!

III. Диспут

Слово учителя.Во-первых, выясним, что такое диспут. Это публичный спор на научную или общественную тему. Для диспута выберем тему, связанную с текстом, который мы только что редактировали — «Подвиг Даля».Почему труд В. И.

Даля назван подвигом? Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в обычной жизни?Алексей Максимович Горький утверждал устами одного из своих героев: «В жизни всегда есть место подвигам».

Как вы понимаете эти слова? Подберите аргументы в защиту своего мнения, подготовьте небольшое выступление, а потом мы начнем диспут.

Примечание: Тема и вопросы диспута должны быть записаны на доске. На подготовку дается 5-7 минут.

Ученики могут готовить индивидуальные выступления, в парах или в группах по 3-4 человека, тогда от группы выступает один человек, а остальные могут поддерживать его при обсуждении.

При проведении диспута учитель должен дать высказаться нескольким ученикам с противоположными мнениями, не дать затянуться спору и не дать ему уйти далеко в сторону. Диспут должен закончиться какими-то выводами, подведением итогов. Необходимо подчеркнуть правомерность существования различных точек зрения, оценить соответствие выступлений публицистическому стилю речи.

Вариант выступления на тему «В жизни всегда есть место подвигам»

Задумаемся, что имел в виду Максим Горький под этой знаменитой фразой? Жизнь требует от человека подвигов? Подвиги надо совершать каждый день?Герои ранних рассказов Горького — сильные, красивые, смелые люди, для которых подвиг — почти обычное дело.

Но что же стоит за этим высоким словом?Когда произносишь слово «подвиг», обычно представляешь героический порыв, мужественного, отважного человека; который жертвует своей жизнью ради других.

Такие подвиги совершаются в экстремальных, критических ситуациях: на войне, во время тушения пожаров, спасения людей от террористов или стихии.Действительно, современная жизнь такова, что все эти бедствия то и дело случаются. А раз есть катастрофы и войны, значит, есть место и подвигам:Задумаемся о происхождении слова «подвиг».

Если вдуматься, вглядеться в слово, то мы заметим, что оно состоит из приставки и корня. Вы скажете: при чем же здесь грамматика? А вот при чем.

Слово «подвиг» родственно глаголам «двигать», «подвигать». То есть «подвиг» означает продвижение.

Кто же, кого и куда «подвигает»? А главное — зачем? Подвижники, те, кто совершает подвиги, своим примером, своей жизнью, а иногда и своей смертью подвигают людей, народ, человечество вперед, к вершинам духа, приближают к идеалам, показывают, как благороден, бескорыстен, отважен может быть человек.

Таким образом, подвиг — это не только мгновенное самопожертвование. Подвигом может быть и ежедневное служение, ежедневный нелегкий труд, который не столь ярок, не столь заметен, как яркая вспышка героизма.

Но именно такой труд, часто бескорыстный, не требующий наград и славы, медленно, но верно подвигает человечество все вперед и впёред. Примером такого рода подвига может служить жизнь Владимира Ивановича Даля.

Домашнее задание

Упр. 352: подготовиться к изложению, составить план; выписать предложения с обособленными членами.

Уроки 77—78. Уроки развития речи. Изложение

Цель уроков: совершенствовать навыки лингвистического анализа, письменного изложения текста; развивать творческие способности учеников.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, редактирование плана, словарная работа, повторение, изложение.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

1. Тип речи — описание.2. Приемы, использованные для характеристики Суворова:— выразительные эпитеты, прилагательные в превосходной степени или сходные с ними по смыслу, синонимичные (чрезвычайная, высокий, большие, необыкновенно, постоянно, один из самых образованных, эрудиция изумительна, не знал отдыха, страстная любознательность, огромная жажда деятельности, ярко отразилась интеллектуальная и волевая мощь);— противопоставления (живость и проворство — солидность и важность; скромность — роскошь; изнеженность — храбрость; жажда деятельности — отдых; военное дарование — поражение);— бессоюзные перечисления (в описании внешности; привычек, знаний) — придают описанию динамику, насыщенность;— повторы (простая таратайка, простая мебель; вся фигура, во всех привычках, все военные книги);— просторечия (охапка сена, таратайка, тащить, пуще, говаривал);— возвышенная лексика (деятель, проштудировал, страстный, жажда, истинно, душа, дарование, мощь, легенда, чудо-богатыри).3. План текста:1) Выразительная внешность Суворова.2) Скромность и аскетизм образа жизни полководца.3) Широкая эрудиция, любознательность и жажда деятельности.4) Военное дарование Суворова.4. Предложения с обособленными членами:1) Лоб — высокий, глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. (Обособленное определение.)2) Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя даже элементарного комфорта. (Обособленное обстоятельство.)3) Спал на покрытой простыней охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. (Обособленное обстоятельство.)4) Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. (Обособленное определение.)5. Значение выделенных слов:

Эрудиция — широкий кругозор, обширные знания.

Проштудировал — тщательно изучил.

Любознательность — тяга к знаниям.

Интеллектуальная — относящаяся к умственной деятельности.

Источник: http://geo.na5bal.ru/doc/456/index.html?page=14

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector