Экологическая беседа для младших школьников о насекомых

 Беседа: «Кто такие насекомые?»

Цели:

— обогащение словаря по теме «Насекомые»

— развитие познавательных способностей детей

— формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения

— воспитание экологической культуры

1. Обучающие задачи:

-обобщать представления детей о многообразии насекомых

-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах

-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);

-уточнить представления о пользе насекомых

-развивать сообразительность, формировать образное мышление

Речевые задачи:

-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

-учить согласовывать числительные с существительными

Развивающие задачи:

-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

-развивать интерес к жизни насекомых

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

  Ход беседы:

     Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

     — Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

     — Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.

     — Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

     — Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

      Внимательно вглядись вокруг –

                                               Ты многое заметишь, друг.

                                               Личинку тащит муравей,

 Спешит куда – то меж корней

     Большой сосны. На толстый сук

                                              Уселся золотистый жук.

                                              Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

                                               И собирает мед пчела.

                                               Все заняты, у всех дела.

         Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

     Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

     Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

     — Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

     — Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

     — Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)   

     -Отгадайте, кто это?

     — Кто над нами вверх ногами? (Муха)

     — Много загадок сочинил народ о насекомых.

          Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)         

   Голос тонок, нос долог,

          Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)             

          Шли плотники без топоров,

          Срубили избу без углов. (Муравьи)

 Летит – говорит,

         А сядет – молчит. (Жук)

     — Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).

     На каждое насекомое – свой корм.

     Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

     Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.

     — Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)

     — Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители.

Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей.

Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город!  Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике.

Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

     — Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

     — Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)

     — Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

     — А теперь послушайте стихи о насекомых.

Муравейник

                                      Сладко пахнут сосновой смолою

                                      Разогретые темные пни.

                                      Из иголочек высохшей хвои

                                      Строят терем лесной муравьи.

                                      Расторопно, с рабочей сноровкой

                                      Ставят балки и бревна кладут.

                                      Дело спорится бойко и ловко,

                                      Будут в доме тепло и уют!

                                      Будут в тереме малые дети

                                      Мирно спать под напевы дождей.

                                      Для того и встает на рассвете

                                      Работящий лесной муравей.

Пчела

                                     Пчелка золотая над цветком порхает,

                                     Сок душистый пьет, собирает мед.

шмель

                                     В лесу цветок растет,

                                     Шмелей к себе зовет:

                                    «Прилетайте, шмели,

                                     Поклонюсь до земли.

                                     Гуще меда нету,

                                     Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

                                     Склонились низко лозы

                                     Над гладью тихих вод.

                                    Мы – быстрые стрекозы

                                    Здесь водим хоровод.

                                    Без всякого усилья

                                    Скользим мы над водой,

                                    Сверкают наши крылья

                                   Прозрачною слюдой.

Мотылек

                                    Я – беззаботный мотылек.

                                    Хоть я диву всего денек,

                                    Но не грущу напрасно –

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    В небесном голубом просторе

                                    Купаюсь я, как будто в море.

                                    Я не грущу напрасно,

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    Ромашками белеет луг,

                                    Порхают бабочки вокруг.

                                    Я не грущу напрасно,

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    Подарит мне живой цветок

                                   Медовый золотистый сок.

                                   Я не грущу напрасно,

                                   Ведь жизнь моя прекрасна.                       

                                                        Муха

                                   Муха, муха – надоеда

                                   Прилетела к нам к обеду.

                                   Видит муха: стол накрыт,

                                   По тарелкам суп разлит,

                                   Хлеб нарезан – можно есть,

                                   Только где же мухе сесть?

                                   Села муха на окошко,

                                   Съела муха хлеба крошку.

                                   Тряпкой муху мы прогнали:

                                  «В гости мы тебя не звали!»

Источник: http://ds0003.kokshetau.akmoedu.kz/documents/view/159b135b0ea7825b89ef81974d6147d6.html

Конспект экологической беседы «Кто такие насекомые»

Конспект экологической беседы

«Кто такие насекомые?»

Задачи:

Систематизировать знания детей о насекомых

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и способом передвижения, характером конечностей, характером пищи и способом ее добывания.

Углубить знания детей о характерных особенностях насекомых: устройство жилища, польза которую они приносят, групповой способ жизни.

Развивать у детей творческое мышление, любознательность, доказательную речь.

Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, знакомство с моделями признаков насекомых, Чтение Н. Романова «Где ее дом?», «В конце лета», Ю.Дмитриев «Таинственные превращения», рисование экологических знаков «Не лови насекомых», «Не разрушай муравейники».

Материал: Кукла Почемучка, модели существенных признаков насекомых, картины с изображением муравья, кузнечика, стрекозы, бабочки, комара.

Ход беседы: В гости к ребятам приходит Почемучка и приглашает ребят отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

Читайте также:  Стихи для лагеря

Воспитатель: Ребята, в лесу есть такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком, их очень, очень много. Они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это?

Дети: Это насекомые.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук,

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Воспитатель: И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка – насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей.

Выставляются модели на наборное полотно.

Какие существенные признаки насекомых вы можете назвать?

Дети: Тело состоит из члеников. У насекомых есть крылья, усики, шесть ног.

Воспитатель:Чем отличаются насекомые?

Дети: Цветом, величиной, формой тела.

Воспитатель: Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты, они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на земле.

Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые?

Воспитатель: насекомые обитают не только на земле, но и в воде, и под землей, и в воздухе.

Воспитатель: как передвигаются насекомые?

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/130375-konspekt-jekologicheskoj-besedy-kto-takie-nas.html

Насекомые, конспект занятия по экологическому воспитанию

Автор занятия: воспитатель высшей квалификационной категории Туркова С. В., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад №9 «Незабудка» города Дубны.

Цель:

Формировать умение ориентироваться в природном окружении.

Задачи:

Дидактическая:

Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;
Обогащать словарный запас детей: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.

Коррекционная:

Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;
Развивать зрительное восприятие.

Воспитательная:

Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Ноутбук. Презентация «Насекомые», «Правила поведения в природе». Схема развития бабочки. Игрушечная бабочка, божья коровка.

Предполагаемый результат:

Углубить у детей знания о мире насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, какое время года сейчас?

Дети:

Весна.

Воспитатель:

В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдем в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны?
(Показ презентации «Насекомые». Дети называют показываемое насекомое).

Воспитатель:

Вот сколько маленьких жителей мы увидели! Как их можно назвать одним словом?

Дети:

Насекомые.

Воспитатель:

Ребята, а вам нравятся чудеса? Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Педагог демонстрирует схему развития бабочки). Она отложила много яиц.

Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Пошевелит она крылышками и улетит.

Воспитатель:

А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки. Что сначала откладывает бабочка?

Дети:

Яйца.

Воспитатель:

Кто появляется из яйца?

Дети:

Гусеница.

Воспитатель:

В кого она превращается?

Дети:

В куколку.

Воспитатель:

Кто выходит из куколки?

Дети:

Бабочка.

Воспитатель:

А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки. Превратимся в кузнечика «Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп. Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали. Выше-выше веселей прыгай на носках скорей».

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

Воспитатель:

А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит.

Воспитатель:

Ребята, есть ли у насекомых враги?

Дети:

Есть.

Воспитатель:

Кто?

Дети:

Птицы, люди, животные.

Воспитатель:

Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых). Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый?

Дети:

Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев.

Воспитатель:

Зачем им нужна такая окраска?

Дети:

Защищаться от врагов, прятаться.

Воспитатель:

Послушайте и отгадайте загадку.

Загадка про божью коровку

Я — пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

Дети:

Божья коровка.

(Показ игрушки божья коровка).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит.

Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест.

И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Воспитатель:

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?

Дети:

Они живые.

Воспитатель:

Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.

(Просмотр презентации «Правила поведения в природе»).

Воспитатель:

Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы еще занимались?
(Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы еще сходим к ним в гости.

Скачать конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Насекомые»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/nasekomye/nasekomye.html

Проект по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию — познавательный , исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках ГБДОУ
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов

Сроки реализации:
краткосрочный ( 2 недели: с 28 апреля по 15 мая 2014 г.)

Участники проекта:
• Воспитатели группы: Завьялова Н.А., воспитатель I категории Бесчастнова О.О., воспитатель • Музыкальный руководитель Стратиенко Н.В.

• Дети средней группы №6

• Родители

Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А.

Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем.

Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе.

Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность.

При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Читайте также:  Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

https://www.youtube.com/watch?v=X1c1VooA0JM

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились.

В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные.

Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность

Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:
• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее. • Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения. • Воспитывать бережное отношение к живому. • Развивать эмоциональную отзывчивость

• Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым. • Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям. • Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.

• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Музыкально — экологический досуг «Человек с природою подружись и ты»

Сотрудничество с семьёй:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Придумывание рисунков-загадок о насекомых

Продукты проекта:
• Презентация для детей « Наши соседи насекомые» (воспитатель Завьялова Н.А.) • Презентация для детей « Насекомые в загадках» (в-ль Завьялова Н.А.

) • Презентация для детей «Природа в музыке (Насекомые)» (муз. руководитель Стратиенко Н.В.

) • Бабочка (аппликация; дети) • Божья коровка ( лепка; дети) • Пчелка (конструирование из бумаги; дети) • Бабочка (рисование; дети)

• портфолио проекта (воспитатель Завьялова Н.А)

Ожидаемый результат по проекту:
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым. — Развитие познавательной активности, любознательности.

• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.

— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения. — Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов — Развитие музыкально-творческих способностей.

• Для родителей:
— Посещение с детьми Зоологического музея.

— Совместное чтение художественной литературы о насекомых

— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

• Разработка проекта • Диагностика экологических знаний о насекомых детей • Подбор литературных произведений о насекомых • Изготовление презентации «Наши соседи насекомые» • Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. • Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности • Подбор музыкальных произведений по теме • Составление плана основного этапа.

• Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

• Познавательные беседы по теме с использованием презентации. • Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу. • Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г.

Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей» • Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме. • Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», • Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П.

Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают» • Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»; • Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И.

Баха «Шутка» • Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»; • Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом». • Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок».

• Развивающие игры: речь с движением « Жук» • С/Р игры, свободная деятельность детей( обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей») • Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»

• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды

Взаимодействие с семьей
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»

III этап – Заключительный

• Оформление выставки детских работ. • Проведение Музыкально — экологического досуга «Человек с природою подружись и ты» с приглашением детей из другой группы. • Оформление портфолио проекта

• Создание презентации проекта.

Приложение
• Фотомонтаж • Считалка, потешки, загадки о насекомых • Дидактические игры • Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы • Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой

• Сценарий музыкального досуга

Познавательные беседы:

Цель:
— Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро Взлетает над лугом в цвету. Он — гордость местного оркестра И лучший прыгун в высоту.

(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята — Вся жизнь их связана с трудом.

(Муравьи)

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.

(Жук)

Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет.

(Бабочка)

С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу, гужу, И мед вожу

(Пчела)

Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел- Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Потешки:

— Жук, жук, где твой дом? — Под березовым листом Ехал Филя-коновал,

Мой домик растоптал

— Пчелка-пчелка, Золотая холка, Полети на лужок

Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок, Каблучками чек да чек, Но сломался каблучок –

И за печкою молчок

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Для диагностики используется игра-лото «Насекомые».

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Дидактические игры

• «Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

• «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Читайте также:  Профессиональный конкурс для педагогов с 15 мая по 15 августа 2017. итоги

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например: Бабочки в небе …. (летают), Крыльями… (машут), Нас забавляют. Я по небу не … (летаю), На скакалке я … (скачу)

В классики… (играю)

Если только захочу, Как кузнечик… (поскачу) В траве сидит… (кузнечик)

Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)

Прыгает и … (скачет)

Никогда не … (плачет)

• «Как сказать правильно»
Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например: — Бабочка летит, а бабочки… (летят) — Жук ползет, а жуки… (ползут) — Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.

— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

• «Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры

Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.

Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)

Речь с движением
«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Используемая литература:
1. Л.В.Лебедева, И.В.Козина

Авторы: Завьялова Наталья Александровна,
воспитатель I категории,
Стратиенко Наталия Викторовна,
музыкальный руководитель I категории,
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 Выборгского района города Санкт-Петербург,
Россия

Статья размещена в авторской редакции

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/proekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-puteshestvie-v-mir-nasekomyx.html

Картотека бесед на экологическую тему – растим сознательных деток

Приветствую всех моих читателей! С вами, как обычно, хозяйка блога Татьяна Сухих. Ко мне обратилась одна читательница с просьбой поделиться идеями о том, какие можно поднять проблемы в беседах с дошкольниками о мусоре и чистоте. Вот я решила рассказать, какие темы содержит моя картотека бесед на экологическую тему.

Беседа – важнейший метод работы с детьми

Есть два способа подать полезную информацию, привить хорошие привычки, дать навыки чего-то детям: беседовать с малышами на животрепещущие темы и демонстрировать личный пример. Если говорить об экологии, то воспитание ответственного гражданина начинается именно с нашего личного примера и грамотно построенных, наполненных эмоциональными примерами бесед.

Мы в детском саду с детками «разговоры разговариваем» постоянно, но не ограничиваемся нравоучениями, а стараемся, чтобы разговор получался интересным, поучительным и результативным. Ясно, что мусор – не единственная тема бесед в рамках экологического воспитания. Ниже я приведу список примерных тем для всех возрастов.

Стоит сказать, что собственно беседа редко используется как самостоятельный метод, но он является обязательным компонентом любого воспитательно-образовательного момента в ДОУ.

Так, мы различаем вводные беседы, которые организуют малышей на выполнения того или иного вида деятельности, сопутствующая беседа – во время процесса или деятельности, заключительная беседа или уточняющая.

Кроме того, различают беседы познавательного характера и этические.

Поэтому тот список тем об экологи из картотеки, который я приведу ниже, можно использовать не только в рамках тематических занятий по экологическому воспитанию, месячника или недели экологии, но и во время прогулок, когда мы наблюдаем за природой, во время организационных моментов и по случаю, если случилось происшествие, которое можно разрулить путем беседы, например, ребенок рвал цветы или ломал веточку деревца.

Еще добавлю по поводу беседы как главного, по моему мнению, метода воспитательно-образовательного процесса, что важно понимать ту силу, которую имеет человеческое слово. Оно ранит и лечит, поднимает с колен и убивает.

Помните, что дети впитывают буквально каждое ваше высказывание и четко понимают разницу между тем, что вы говорите, и как поступаете в реальной жизни.

Бросаешь окурки и бумажки на тротуар – нечего морализаторствовать на этические темы…

Список тем для бесед в рамках экологического воспитания

style=»display:block» data-ad-client=»ca-pub-8500929059585348″ data-ad-slot=»5932752765″

data-ad-format=»auto»>

Итак, даю список тем, и помните, что он годится для любого возраста, но, естественно, информационная наполненность должна строго соответствовать возрасту ребенка.

То, что понятно подготовительной группе будет абсолютно непонятно малышам. Далее я примерно распишу, как выглядит карточка из картотеки по экологии.

И, конечно, даю наводку на хорошее тематическое пособие: «Беседы по картинкам «Уроки экологии». Демонстрационный материал. (16 картинок + 8 схем)».

Темы бесед по экологии:

  • Люди – друзья природы;
  • Жалеть нужно уметь;
  • Удивительное вокруг;
  • Лес: любить, беречь и не бояться;
  • Тайны растений;
  • Птицы и звери зимой;
  • Аптека на лугу;
  • Есть ли домики у зверят?
  • Как мы можем помочь природе;
  • Все живое под нашей защитой;
  • Насекомые – часть природы;
  • Мусор – болезнь планеты;
  • Не загрязняй природу!
  • Доброте нужно учиться;
  • Наш дом – природа;
  • Наши помощники – птицы;
  • Природа в искусстве;
  • Огонь: друг или враг?

Как вы заметили, названия тем универсальные, они подойдут для занятий по экологии и во второй младшей группе, да и 1 класс тоже найдет, о чем поговорить.

Как оформить карточки бесед по экологии

Возьмем тему: «Не загрязняй природу!» в старшей группе. Записываем тему на карточку, затем прописываем цели беседы:

  • Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;
  • Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;
  • Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;
  • Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.

1.​ Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:

— Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);

— Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);

— А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает полчища грызунов, количество его растет);

— Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, стекло, пищевые отходы закладывать в компост);

— Что можно сделать из ненужной бумаги, стекла? (Новую бумагу, стеклянны изделия);

— Какие еще бывают отходы? (Металлические, строительные, пластиковые);

— Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);

— Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? (Обертки от конфет, сломанные и старые игрушки);

— Как уменьшить количество мусора? (Ненужные игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, сортировать другой мусор);

— Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).

2. Демонстрация слайдов о товарах из вторичного сырья.

— Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, стеклянные, из старых ненужных вещей можно сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки и даже целые дома);

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и « Сортируем мусор».

4. Рисование на тему «Мусор и природа».

5. Заключительная беседа

— О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);

— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не мусорить и стараться уменьшать количество отходов, давать вторую жизнь ненужным вещам).

Что еще добавить?

По такому же принципу нужно продумать вопросы-ответы по всем темам. В рамках статьи я не вижу смысла писать «шпаргалки» по каждой теме. Это на самом деле несложно, главное – знать, о чем говорить с детьми. Если уж совсем нет времени, можно купить готовые карточки.

С детками старшей и подготовительной групп беседы проводятся как отдельный вид воспитательно-образовательного процесса и как во время других видов деятельности.

Для младшей и средней групп лучше беседовать с детками во время прогулок, занятий по ИЗО и т.д. И обязательно использовать жизненные ситуации, чтобы воспитать у деток разумное и бережное отношение к окружающему миру. И не забудем включить в работу родителей, с ними проводим консультации и беседуем на эту же тему.

Надеюсь, пригодились мои советы? Если так, поделитесь с теми, кому они тоже могут пригодиться, а также прошу подписываться на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Приветствую Вас, дорогие читатели моего блога! С Вами снова я,…

5 комментариев

Здравствуйте, мои хорошие читатели! С вами Татьяна Сухих и сегодня…

2 комментария

Здравствуйте читатели и гости блога. С вами Татьяна Сухих, на…

3 комментария

Источник: https://metodbv.ru/kartoteka-besed-na-ekologicheskuyu-temu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector