Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой родины

Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины

Если мы любим наших детей,

мы обязаны нежно и бережно любить Землю

и передать ее грядущим поколениям

во всем ее многообразии и красоте.
Хью Х.Илтис

В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами.

Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований.

Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире.

Поэтому, на наш взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребенка.

В специально организованной деятельности дошкольников наблюдается динамика развития национального самосознания, которое формируется параллельно с уважительным отношением к другим народам, с развитием культуры межнационального общения.

Этнокультурная социализация дошкольников протекает в условиях межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека.

Данное понятие включает воспитание у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп.

Отсутствие должного внимания к поликультурной воспитанности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.

Перед детским образовательным учреждением, а конкретно, перед нами стоит задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции. Мы ставим перед собой цель приобщать детей к общечеловеческим достижениям и ценностям, сформировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребенка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Для того, чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. Современный ребенок должен понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Поэтому работу по воспитанию у детей толерантности необходимо начинать уже в детском саду, с младшего дошкольного возраста.

В своей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре.

В познавательной деятельности знакомим с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов.

Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д.

Проводим тематические мероприятия по группам: «История моей семьи», «Моя страна и её соседи», «Генеалогическое древо семьи», «Герб моей семьи», «Мои друзья».

Игра — это естественная форма жизнедеятельности ребенка, которая сопровождает его в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например:

  • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
  • развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
  • обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
  • проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Доброта»;
  • воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами или их деталями (хакасское платье, русский сарафан, кимоно, мокасины и т. д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

В настоящее время проводим мероприятия:

  • государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
  • международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;
  • бытовые и семейные праздники — «Выпуск в школу», дни рождения,;
  • русские фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Праздник Осени;
  • хакасские праздники — «Чыл Пазы», «Чир-Ине»;.

Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей и т.д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского и русского народов.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей.

Для этого используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, экскурсии, совместные праздники, индивидуальные беседы с родителями.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности, правовой культуры.

Таким образом, все эти мероприятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры.

Воспитание толерантности принесет плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Создание толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь.

Эффективность всех перечисленных средств развития межнационального общения и поликультурного воспитания во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры, профессиональной подготовленности и этики.

Подрастающий человек воспитывается личностью педагога.

Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения мы достигаем следующих результатов:

  • Ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек.
  • Ребенок учится общаться с разными людьми.
  • Ребенок понимает, что он может совершенствоваться и развиваться.
  • Ребенок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях.
  • Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.
  • У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
  • Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
  • Мы помогаем понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуем осознанию причин конфликтов и приемов их самостоятельного разрешения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.

Источник: http://me-po.ru/articles/548-formirovanie-etnicheskoi-tolerantnosti-u-doshkolnikov-v-polikulturnom-prostranstve-dou.html

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины

В статье раскрыта актуальность выдвижения на первый план ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития современного человека: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поисков взаимоприемлемых компромиссов и т. п.; уточнены сущность и структура понятия «толерантность»; освещена проблема формирования толерантности в дошкольном детстве, намечено содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте; проанализирована философская и психолого-педагогическая литература по данной проблеме.

В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности нашей страны и её населению.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в детские сообщества.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

«Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность — это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» [1, с. 4].

Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного [1, с. 5].

В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей.

Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения.

Читайте также:  Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству и. с. тургенева

Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В. В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

Воспитание толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни.

Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности, дошкольное образование.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людямне зависимо от ихрасовой и национальной принадлежности — одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Учитывая, что Волгоградская область полиэтнична, надо понимать, что воспитание толерантности у детей дошкольного возраста — важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Наш детский сад в решении этой проблемы опирается на примерную региональную программу образования детей дошкольного возраста Е. Евдокимовой «Воспитание маленького Волжанина», М.: Планета, 2012.

В своей программе Е. С. Евдокимова пишет: «Региональная культура является первым шагом в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности. Она имеет свое культурное наследие, свои культурные ценности.

Русская земля щедра талантами, и в каждом регионе есть свои герои. Изучать традиции и культуру своего края необходимо уже в дошкольном возрасте» [6, с. 5].

Разработанный педагогами проект «Мы такие разные, но мы вместе» способствует решению проблемы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Цель проекта:Создатьусловия для формирования основ национального самосознания и любви к Родине через взаимоотношения, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

Задачи:

1. Познакомить детей с национальными традициями, играми, праздникам через взаимодействие с носителями нации.

2. Создать копилку познавательной информации для детей и их родителей.

3. Воспитывать патриотов, толерантных по отношению к людям других национальностей, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществлятьсяпо формуле: «родители + дети + учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детского сада и семьи, объединивших свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

В начале работы совместно с педагогом-психологом детского сада необходимо разработать вопросы к анкетам с целью выяснения многонациональности семей (детей), посещающих дошкольное образовательное учреждение. Необходимым условием проведения диагностики является то, что к анкетированию надо привлечь не только родителей, детей, но и сотрудников детского сада.

При обследовании 40 семей выяснено следующее: результаты анкетирования показали, что русскими себя считают — 26 семей, казахами — 10 семей, армянами — 1 семья, татарами — 2 семьи, чеченцами — 2 семьи.

На вопрос о месте рождения анкетируемые ответили, что они родились в Волгоградской области, Саратовской области, Алма — Аты, Элисте и т. д.

Семейные традиции и праздники существуют у 90 % респондентов; в основном — это «День рождения», «Новый год», «8 Марта», «23 февраля». Обследуемые респонденты отметили в анкете национальные праздники («Масленица», «Спас», «Пасха», «Троица») и мусульманские праздники («Ураза Байрам», «Наурыз», «Корбан-байрам», «Сабантуй»).

Национальные традиции существуют по данным опроса, в основном, только на свадебных церемониях.

30 % анкетируемых ответили, что играют с детьми в национальные игры «Жмурки», «Горячая картошка», «Цветы и ветерки», «Вода, воздух, земля», «Городки».

100 % опрашиваемых готовят блюда национальной кухни: блины, борщ, плов, чак-чак, квас, лагман и многое другое.

На вопрос: «На каком языке Вы общаетесь дома?» — 100 % семей ответили, что общаются на русском языке.

Некоторые родители поделятся с детьми своими знаниями об особенностях своей национальной культуры и своих традициях.

Благодаря родителям в детском саду может состояться выставка национальных костюмов, и посуды.

В процессе этих выставок дети узнают об их особенностях и назначении экспонатов. Особенно в национальных традициях очень хороша национальная свадебная кукла Казахстана. Эту куклу выносят на свадьбах и раздают подарки, которые лежат в коробе этой куклы (сладкие подарки из короба доставят радость и детям).

Огромный интерес у детей вызывают игры народов разных национальностей. Особенно, когда совместно с детьми, играют их родители. Приходят в гости и бабушки, которые могут знакомить детей со сказками разных народностей.

Особое уважение и удивление вызывает у дошкольников исполнение песен на национальных языках, которые могут исполнить родители и их дети, особенно, если при этом они будут сопровождаться музыкальными народными инструментами.

На основе полученных знаний можно изготовить буклеты для родителей. Буклеты могут быть с рецептами приготовления национальных блюд России и ближнего зарубежья. Кроме этого, в этих буклетах может быть описание правил не только русских народных игр, и игр других народов, проживающих в городе. В эти игры родители могут поиграть с детьми дома.

Дети могут принести фотографии своей семьи. В результате этого выпускается газета «Моя любимая семья».

Огромным доказательством силы дружбы людей разных национальностей — победа в Великой Отечественной войне. В рамках проекта можно реализовать региональную акцию «Цветы победы».

Дети совместно с родителями нарисуют эскизы: «Клумба Победы», «Аллея Победы». Для создания клумбы в детском саду можно привлечь студентов факультета ландшафтного дизайна региональных университетов, которые разработают индивидуальные эскизы.

Учитывая пожелания детей, можно также разработать дизайнерский проект «Сирень Победы».

Примечательно то, что каждый сорт сирени получил свое название от селекционеров России и Белоруссии в честь героев Великой Отечественной войны. Важно, что над посадкой саженцев сирени, будут трудиться дети и родители разных национальностей. Это и является очевидным доказательством устранения неравенства между детьми:

Дети познакомятся с традициями, праздниками, языком, блюдами, с костюмами разных народов.

Узнают о том, что игры разных народов очень похожи между собой.

Дети разных национальностей начинают познавать науку обучения с букваря (национального), поют песни о Родине, о маме, о солнце…

Дети учатся понимать, что человеческие качества никак не связаны с цветом кожи или разрезом глаз; что относиться плохо нужно к человеку злому, жадному. А к людям добрым и честным относиться с добром и внимание независимо от их национальности.

Результаты исследования показали, что:

Необходимо созданиетолерантногопространствадошкольногоучреждения, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром.

— Педагогический коллектив — модель, по которой ребенок может сформировать свое представление о взрослых, о способах, приемах общения и взаимодействия.

Поэтому цели и задачи самосовершенствования, саморазвития коллектива в плане формирования толерантного пространства, в котором укрепляется атмосфера уважения, доброжелательности и внимательного отношения друг к другу, являются первостепенными в жизни образовательного учреждения.

— Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

— В основе взаимодействия педагогов и родителей должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

— У основной части детей отмечается высокая самооценка по всем параметрам.

У детей снижается уровень тревожности, агрессии.

— Повышается уровень интеллектуального развития.

— Вербальный уровень повышается на 43 %. Невербальный на 18 %.

— Дети более уверены в себе, коммуникабельны, в их словаре появляются знания о толерантности, они становятся более толерантны по отношению к окружающим.

У детей увеличивается словарный запас, улучшается связная речь.

— У дошкольников повышается уровень знаний о традициях своего народа, его ценностях, а также понимание и уважение к народам малой Родины, их культуре и обычаям.

Можно сделать вывод, что формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и продуктивные виды деятельности.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по теме масленица

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Литература:

  1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22–23 апреля 2004 г.] / [сост. Н. Н. Мазняк, В. К. Кузнецова, И. Б. Белая]. — СПб., 2005.
  2. Боголюбова М. И. «Интернациональное воспитание дошкольников М., Просвещение. 1988.
  3. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. — М.: Школьная Пресса, 2010.
  4. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. — 2002. — № 7.
  5. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». — М: АРКТИ, 2003.
  6. Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. — Волгоград, 1999.
  7. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11.

Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, разных национальностей, Воспитание толерантности, формирования толерантности, формирование толерантности, людьми разных национальностей, дошкольном возрасте, Воспитание культуры толерантности, проблема формирования толерантности, средства формирования толерантности, Декларации принципов толерантности, ЮНЕСКО годом толерантности, проблемы воспитания толерантности, духе толерантности, воспитание толерантности, проблему толерантности, Формирование толерантности, детского сада, формированию толерантности, детей старшего дошкольного.

Источник: https://moluch.ru/archive/127/35341/

Консультации для педагогов

Консультации для педагогов

Воспитание толерантности посредством ознакомления с разными национальностями.

         По данным последней переписи населения на территории Алтайского края проживает более 140 национальностей. Несмотря на кажущееся благополучие, отношения между представителями разных национальностей далеки от совершенства.

И если крупных национальных конфликтов нет, в обычной жизни многие  представители национальностей, порой испытывают значительные проблемы, возникающие из-за несформированности у них толерантности.

Толерантность – терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям.        Можно выделить следующие признаки нетерпимости:

·        амбициозность;

·        настороженность в общении;

·        раздражение;

·        повышенную чувствительность;

·        резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть);

·        дискриминирующее поведение;

·        тактику запугивания;

·        негативные высказывания;

·        агрессивную и враждебную позицию.

         Умение общаться  друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу.

Именно поэтому сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности. В этом плане остро встает задача – освещение жизни представителей разных национальностей, утверждение ценностей толерантности и культурного многообразия, ценностей семьи.

         Дети, воспитанные на традициях миролюбия, интернационализма, любви к людям, приобщенные к истокам народной культуры возьмутся  за руки и уверенно пойдут по жизни вместе.

         На данном этапе жизни нормой каждого человека – должна стать толерантность. Помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом. Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе».

         Работая с детьми по  воспитанию толерантного отношения к людям другой национальности необходимо внести в их сознание образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты.

Понятие «толерантность»  должно стать основой новой идеологии, которая включает понятия: личность, семья, гражданство, общество.

Формирование толерантности должно стать важнейшим направлением в гуманистическом воспитании.

         Интернациональные чувства только зарождаются в раннем возрасте, и хотя они элементарны по своим проявлениям, но важны для дальнейшего формирования личности.

Содержание работы с детьми:

         а) формирование представлений ребенка о себе, как уникальной, неповторимой личности;

         б) развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различия; формирую понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны;

         в) воспитание у детей уважения и терпимости к людям расовой и национальной принадлежности;

         г) сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни);

         д) воспитание жизненной позиции: проявление критичности, проявлении терпимости, уважение традиций и культуры других; без конфликтов решать возникшие проблемы.

         Основные направления в работе:

         а) всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности, создание атмосферы добра и взаимопонимания;

         б) гармонизация отношений с целью постижения детьми науки жить среди людей;

         в) концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством;

         г) взаимодействие с семьей;

         д) примеры братства народов, подвигов во имя людей: сегодняшние войны и их последствия (беженцы, гуманитарная помощь) – открывают страницы межнационального родства;

         е) организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.

         Чтобы сформировать личность для последующей успешной жизнедеятельности в условиях неоднородной этнической среды необходимо организовать в группах развивающую предметную среду этнокультурной направленности, собрать материалы: дидактические пособия и игры, что является важным условием формирования этнокультурной осведомленности детей; игровые атрибуты; рукотворный наглядный материал. раннего Чувство симпатии к ребятам других национальностей  способствуют куклы в национальных костюмах . Костюм –  явление культуры, тесно связанное с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями. Через знакомство с костюмом вполне можно представить образ человека, того времени. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, многовековой обрядовой традицией .

         Предметная среда  должна соответствовать  принципу разнообразия (сказки народов, рассматривание картин и иллюстраций, выставка детских работ, костюмы, куклы в национальных костюмах, образцы национальных костюмов, открытки, фотографии, орнаменты элементов национальных костюмов для сюжетно ролевых  игр, предметы быта, вышитые и вязаные салфетки, рушники, народные игры и шапочки для них, наборы для вышивания).

                 Для формирования знаний основ культуры других народов в учебно-воспитательном процессе использую разные формы. В первую очередь занятия, включающие различные виды деятельности:

         1) познавательную: Например: чтение сказок и былин, рассматривание картин и иллюстраций, отгадывание загадок о предметах быта, знакомство с пословицами и приметами; составлений рассказов «Письмо другу или бабушке», беседы «Мы все разные, но мы все равны», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Разноцветная планета», «Вместе жить и работать легче», «Родина моя – бескрайняя Россия» .

         На примере сказок решаются  проблемные ситуации.

         Ситуация 1.

         В сказке «Золушка» мачеха и сестры не взяли Золушку на бал с собой, потому что она была у них служанка. Как бы ты поступил на месте мачехи?

         Варианты ответов:

— не взял, так как Золушка ходила в старом и грязном платье;

— не хватило на нее приглашения;

— взял бы с собой, потому что все люди равны.

         Ситуация 2.

         Обитатели птичьего двора в сказке «Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым, никто с ним не дружил. Как бы ты поступил?

         Варианты ответов:

— я поступил также;

— не дружи, но не обижай;

— несмотря на разную внешность, все равны, дружил бы.

         Ситуация 3.

         В сказке «Сивка-бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что его считали маленьким и глупым.

         Варианты ответов:

— также как братья;

— взял бы с собой Иванушку;

— оставил бы дома, но сказал: «Остаешься за хозяина».

         — художественно-изобразительную: рисование «Моя семья», лепка по сказке «Три медведя», аппликация «Коврик», рисование «Кукла в национальном костюме», «Кремлевская башня», лепим матрешек, разрисовывание яиц, знакомство с народным  промыслом.

         — музыкальную: участие в проведении народных праздников, пение песен народов, слушание мелодий, разучивание элементов народных танцев, игра  на народных инструментах.

         — ручной труд: изготовление обрядовой русской куклы, подарков, пряников из соленого теста, конструирования жилья.

         — развлекательную..

         6) игровую: разучивание народных игр, в сюжетно-ролевой игре «Почта» развивает интерес к людям живущим в разных уголках России и мира, в «Ателье» шьют костюмы, в сюжетно-ролевой игре «Путешествие» продолжает знакомить с традициями народностей.

         Детская игра «Старинное — нестаринное» по типу «Съедобное — несъедобное» направлена на дифференциацию предметов быта и одежды.

Например: лапти, косоворотка, прялка – это старинные вещи, а стиральная машина, футболка – современные. Или «Отбери нужное», игра «Чем мы похожи».

Например: «Игорь, выйди,  пожалуйста ко мне, потому что мы живем на одной улице», или «у нас с тобой один цвет глаз». Игра с перфокартой. Тема «Особенности быта народов России» .

         Задание 1. Скажи, что нарисовано на картинках,  и каким народам принадлежат эти предметы.

         Задание 2. Объедини в одну группу  жилища — синим карандашом, средства передвижения – красным, изделия народных мастеров – зеленым.

         Задание 3. Соедини предметы, принадлежащие русскому народу; предметы, используемые на Кавказе; предметы Севера.

         Игра «Разложи картинки на 2 группы»

         В 1-ую все то, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта, кулинарные блюда, сказочные  герои), а во 2-ую все то, что относится  к нерусским культурам.

(терем, сарафан, ларец, балалайка, Василиса Прекрасная)

Читайте также:  Игра «поле чудес» в 4 классе. сказки

( сакля, гондола, лаваш, гитара, красная Шапочка)

         2)Беседы: «Что такое семья?», «Мой край», «Портрет Земли», «Письмо бабушке».

         3)Концерты, встречи, театрализованные представления по знакомым сказкам, инсценировки приема гостей, посиделки.

         4)Экскурсии на культурные объекты, прогулки на которых проверяет знания народных примет, загадывает загадки.

         Представления детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов нашей страны не только уточняются во всех видах деятельности, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и в последствии должны стать основой поведения и убеждений.

Источник: http://ds113.inkaut.ru/info/show/10212/

На данный момент эта тема очень актуальна. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается значительное количество детей-мигрантов. И перед педагогами встает ряд проблем: как воспитать в дошкольниках толерантное отношение к друг другу? Как помочь детям-мигрантам адаптироваться к социуму? Как сохранить в детях, приехавших из других регионов России, ценное отношение к своей культуре, и как обогатить их знаниями о русской культуре и традициях?

Автор: Родина Елена Алексеевна

Организация: МБДОУ №57 «Рябинка»

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

Формирование толерантного воспитания в условиях многонационального окружения.

Воспитатель

Родина Елена Алексеевна

МБДОУ №57 «Рябинка»,

Калужская область, г.Калуга

Хотела поделиться своим опытом работы по формированию толерантного воспитания дошкольников в условиях многонационального окружения, в соответствии ФГОС ДО.

С этой целью, у нас в детском саду был реализован проект «Дружат дети всей земли», по формированию межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредствам взаимодействия семьи и ДОУ.

Чтобы сплотить детей между собой, заинтересовать их в проектной деятельности, необходимо вовлечь родителей (законных представителей). Для нас, педагогов важно, чтобы именно родители (законные представители) сформировали начальные представления о доброте, умении анализировать свои поступки, о толерантном отношении к сверстникам других национальных культур.

Именно реализация проекта началась с родителей (законных представителей).На родительском собрании перед родителями было озвучено о проблемах воспитаниия в детях толерантного отношения к друг другу.

Проведение анкетирования на собрании помогло нам определить социальный статус каждой семьи, а так же мы старались повысить компетентность родителей по правовым воспросам, заинтересовать их в данной проблеме.

Родителям было предложено разделиться на 3 группы, в которую входили бы родители разных национальных культур. У каждой группы была своя цель.

1 группа занималась оснащением предметно-развивающей среды в группе, которая отвечала бы принципам культуросообразности и индивидуальности; 2 группа- приобретением дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационного материала, картин художников мира, создание картотеки подвижных игр народов мира, подбор художественных произведений разных народов и т.д.; 3 группа- самая ответственная, это вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку мероприятий по данной теме.

На подготовительном этапе в зоне нравственного воспитания появилось большое количество тематических альбомов: «Народы России», «Праздники России», «Народные промыслы России», «Флаги народов мира», «Народные костюмы» и т.д.. Так же родители совместно с детьми пополнили уголок альбомами «Народное искусство Калужского края», «История армянского прикладного искусства», «История украинской игрушки» и т.д.

В зоне речевого развития появились книги со сказками разных народов, с множеством различных красочных иллюстраций, дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм мира (народов России).

Особое место отводиться уголку ряженья. Родители сшили национальные костюмы России, Украины, Армении, Татарстана. Подготовили маски для инсценировки сказок, кукольные настольные театры. А вот в уголке физического воспитания была размещена картотека подвижных игр народов мира и атрибуты к ним.

Одной из замечательных затей, родителей и детей, было создание мини-музея, в который были собраны предметы домашнего обихода разных национальностей. Были обшиты куклы в разные национальные костюмы. Подготовлены тематические альбомы, с описанием культуры и традиций разных народов ( тех детей, которые посещают детский сад и группу).

Самая главное в реализации проекта отводится конечно детям. С детьми были проведены как традиционные, так и инновационные формы взаимодейстия. Хотелось бы остановиться более подробно на них.

В течении всего проекта с детьми проводились сюжетно-ролевые игры, где основная цель являлась освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Жизнь дошкольников стала интереснее и красочнее после того, когда мы знакомили их с национальными играми, бытом, одеждой, трудом тех или иных народов. Много времени уделялось ознакомлению с художественной литературой, с фольклором, искусством каждого народа, известными людьми.

Так же дошкольников знакомили и с народными праздниками ближайших стран-соседей, такие как «Сабантуй» (татарский праздник), «Праздник урожая в Армении», «Мэрцишор» (молдавский праздник, когда люди дарят своим родственникам мэрцишоры-символы начала весны и новой жизни»; с русскими народными праздниками, например такие как «Масленица», «Рождество», и т.д., ну и конечно с государственными «День народного единства», «День России», «День флага России» и т.д.

Особое место в детском саду отводится непосредственной образовательной деятельности.

В совместной образовательной деятельности я старалась уделять больше воспитанию этики, в процессе которой дети усваивали азы толерантности.

Но формирование толерантности происходило постепенно, так как все дети разные. Одни активные и доброжелательные, другие застенчивые, а третьи вообще замкнутые, и у каждого свои индивидуальные особенности.

В непосредственной образовательной деятельности использовались следующие методические приемы: игровые упражнения «Угадай-ка», «Скажи комплимент», «Обними соседа», это способствовало умению невербального общения и развитию чувства близости с другими людьми; обсуждение и проигрывание ситуаций, которые направлены были на применении в самостоятельной деятельности, культурного поведения, на умение выражать сопереживание и сочувствие к сверстникам и взрослым; беседы с неоконченным ответом «Чтобы ты сделал, как поступил бы,…». Использовались этюды, направленные на воспитание гуманных отношений между детьми и воспитание уважения к людям различных национальностей, такие как «Подарок другу», «Встань спиной», «Хоровод дружбы». Использовалось большое разнообразие наглядных пособий: сюжетных картин, иллюстраций, рисунков, схем.

Для детей был подготовлен большой видео- и аудиоматериал, где они знакомились с музыкальными произведениями разных народов, танцами, мультфильмами, историями и обычаями людей разных национальностей и рас.

Интересным было окунуться в мир старинных вещей. Так детская городская библиотека организовала с детьми встречу, где предоставили детям возможность окунуться в мир прошлого, в мир старинных русских предметов быта.

Дети после встречи остались довольны, обменивались своими впечатлениями.

Конечно приобщение к истокам национальных культур проходило и через театрализованную деятельность. Совместно с детьми была поставлена русская народная сказка «Теремок», украинская сказка «Лиса, кот, волк, медведь и кабан». Театрализация сказок заинтересовала детей. После показа детского спектакля, сказки показывали и для детей младших групп.

Дошкольники активно участвовали в конкурсе нравственно-патриотической направленности «На планете толерантности». На конкурс были представлены разнообразные работы, непохожие друг на друга. Хотелось бы отметить, что техника выполнения работ не была ограничена, использовались разные техники: компьютерная графика, рисование карандашами, красками и т.д.

Еще интересной формой взаимодействия с детьми была психологическая игра «Начни день с позитива». В раздевальной комнате был размещен плакат с изображением дерева, где каждое утро дети совместно с родителями писали пожелания друг другу, а кто-то даже рисовал. В итоге у нас в группе появилось «Дерево толерантности».

В гости к детям приходил член татарской общины, Рауза Нигматулловна, которая является постоянным участником Фестиваля национальных культур Калужской области. Она рассказала детям о татарской культуре, продемонстрировала детям костюм своего народа. Дети с интересом слушали, задавали вопросы Раузе Нигматулловне.

18 декабря с детьми было организовано развлечение, посвященное «Дню мигрантов». Данное мероприятие было проведено с целью формирования у детей интереса и уважения к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности; воспитание терпимого (толерантного) отношения к представителям армянской, азербайджанской, украинской и татарской национальностям, посещающих детский сад.

Хотелось бы отметить, что на данном мероприятии, в качестве гостей присутствовали члены Совета Ветеранов по микрорайону Силикатный, в который входят представители белорусской , украинской, монгольской национальной культуры.

В результате проведения проектной деятельности итоговым продуктом стала книга с национальными блюдами разных стран, которую создали дети и родители.

Педагоги и родители для детей сделали большую книгу под названием «Сокровищница мира», где были собраны различные дидактические игры, подвижные игры, художественные произведения, иллюстрациями и т.д. Особенной характерной чертой было то, что весь материал родители собирали сами, в соответствии своей национальной культуре.

А еще одним продуктом нашей всей работы по проектной деятельности стал журнал, где размещены все мероприятия по данной теме, фотографии детей, и конечно, рекомендации для всех участников образовательного процесса.

Таким образом, взаимодействие с детьми и их родителями (законными представителями) по воспитанию толерантности дошкольников в ДОУ можно считать положительными.

Что касается родителей, то у взрослых появился интерес к участию в совместной деятельности, пробудилось желание больше узнать о истории разных стран и регионов.

У детей сформировались такие качества как- отзывчивость, справедливость, стали более активнее взаимодействовать со сверстниками других национальных культур, проявляют уважение и интерес к культуре других стран.

А самое главное, по-моему мнению, укрепились связи между всеми участниками образовательного процесса, возродились добрые традиции между детьми, появились чувства милосердия, доброты, оказание помощи чужим людям.

, к людям других национальных культур.

Литература:

  1. Иванова И.В. Размышление о толерантности. — [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://proshkolu.ru/user/teacher111/blog/373961
  2. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания// Развитие личности.200 №2. С.104-116
  3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки.рф

Приложения:

  1. file0.doc.. 48,5 КБ
  2. file1.doc.. 10,3 МБ

Источник: http://www.1urok.ru/categories/19/articles/5418

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector