Хороводная игра на тему «весна» в старшей группе

Хороводная игра на тему «Весна» в старшей группе

Весенние календарные народные игры  это буйное и пестрое переплетение языческих и христианских традиций. Их основным предназначением было ускорить пробуждение от зимнего оцепенения природы, живородящей силы земли-кормилицы.

Ведь от этого зависел будущий урожай и, стало быть, существование и благополучие крестьянского мира. Когда-то календарные народные игры были серьезными обрядами языческой религии.

Но, постепенно, утратили свой сакральный смысл и стали достоянием детского игрового фольклора.

Весенние заклички. Песенки-веснянки.

Чтобы ускорить приход весны ее нужно было зазвать, пригласить. Для это пели песенки-заклички. На юге России их называли весняннки. Вот пример такой песенки:

А эта более задорная и озорная:

Календарная народная игра «Идет матушка Весна»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

Закликание птиц

Возвращение из дальних южных краев перелетных птиц – несомненный признак наступления весны. Не даром говорили, что птицы приносят весну на своих крыльях.

Наши предки считали: чтобы птицы не задержались со своим прилетом их тоже нужно пригласить, зазвать. Обычно закликали птиц в середине Великого поста. Для этого пекли специальные пирожки – «жаворонки».

С этими жаворонками забирались повыше или просто подбрасывали их вверх. При этом напевали песенки-заклички:

Возможно, именно заклички стали основой для детской народной игры «Грачи летят..»

Календарная народная игра «Грачи летят»

Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего. Взрослый ведущий говорит:

Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками — выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Игры с талой водой

Весенние ручьи как магнит притягивали к себе мальчишек. И десятки маленьких лодочек и корабликов пускались в плавание по их бурным волнам. Делали их из щепочек, коры, деревяшек. Кроме того, на ручьях устраивали запруды. В современном городе запруду не устроишь, но вполне можно отыскать ручеек где-нибудь в парке и запустить свой отважный фрегат из бумаги.

На берегу ручьев тоже устраивали игры, не опасаясь замочить ноги – ведь пришла теплая и ласковая весна!

Календарная народная игра «Перепрыгни ручей»

Дети приходили на берег ручейка и встают вдоль берега в затылок друг другу. Поют песенку:

На слове «У-ух!» дети перепрыгивают через ручей боком. Вернее, пытаются перепрыгнуть, ведь соседи стараются друг другу помешать. Кто оказался на другом берегу – молодец, а кто промочил ноги – проиграл.

Эту календарную народную игру можно провести и в помещении или на площадке отметив «ручей» мелом, двумя лентами или положив кусок ткани.

Не являясь в чистом виде календарными народными играми, на весенних праздниках всегда присутствовали старинные игры:  «Бояре», «Горелки», народные хороводные игры.

Календарные народные игры на пасху

Самыми важными на Пасху были игры с яйцами. Это тоже отголосок язычества.  Наши далекие предки считали, что катая яйцо по земле можно увеличить плодородие, обеспечить обильный урожай. До наших дней дошла в почти неизменном виде только одна игра – разбивание яиц. Два противника зажимают яйцо в руке и «стукаются». Тот чье яйцо разбилось – проиграл, он отдает яйцо победителю.

Еще играли в «Кучку». Из песка делали кучки (по две на каждого участника). Выбирали одного водящего и отдавали ему по одному яйцу. Все игроки отворачивались, а водящий закапывал яйца в кучки песка.

Половина кучек были «призовые», а половина – пустые обманки. Затем игроки по очереди указывали на кучку, где, по их мнению, спрятано яйцо. Если угадывали, то забирали его себе.

В эту игру играли в основном девушки и девочки.

А мальчишки предпочитали яйца катать со специальной горки-желоба. Внизу под желобом каждый из игроков клал свое яйцо. Затем по очереди спускали другое яйцо с горки. Если удавалось задеть одно или несколько яиц, то их можно было забрать себе. Если же ни одно яйцо не было задето, то яичко незадачливого игрока оставалось лежать под горкой, увеличивая «призовой фонд».

На Пасху делали тряпичных кукол – веснянок. Это были куколки на один день. Потом их сжигали. Считалось, что вместе с куколками сгорят все напасти и болезни.

Обязательным атрибутом Пасхи были качели. А качались на них все от мала до велика. Особенно усердствовала молодежь! Ведь присказка про Пасхальные качели была:

Источник: http://www.karakyli.ru/2014/03/22/vesennie-kalendarnye-narodnye-igry/

Подборка игр и упражнений на тему «Весна»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Познакомить детей с сезонными весенними изменениями в природе. Обогатить словарь детей по данной теме. Побуждать детей слушать музыку, рассматривать картины и предметы. Учить детей видеть и находить взаимосвязь между состоянием погоды и одеждой, понимать последовательность роста растений.

Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, геометрических фигурах, количестве. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Различать понятия «быстро-медленно», «сильно-слабо». Закреплять умения двигаться под музыку соответственно тексту песни.

Учить детей рисовать с помощью пипетки.

Совершенствовать навыки лепки, рисования кистью, наклеивания.

Оборудование:

Сюжетные картины о весне. Силуэтные картинки куклы, зимняя и весенняя одежда для куклы. Картинка-фон «Бегут ручьи», кисти, баночки-неразливайки, синяя краска. Цветущая ветка абрикосового дерева в вазе с водой. Картинка-фон с изображением ветки, клей, вырезанные из салфетки розового цвета цветы.

Картинки с изображением цветущей ветви, зеленого абрикоса и спелого абрикоса. Пуговицы разных цветов и величины, картинка с изображением весенних цветов. Соленое тесто зеленого цвета, пластилин желтого цвета, вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы.

Силуэтные изображения тучек и солнышка, прищепки, веревка. Пипетки и емкости с водой, вырезанные из картона цветы и листочки. Картинка-фон с изображением черных ямок, аналогичные по форме силуэтные изображения луж, вырезанные из картона мостики.

Вырезанные из прозрачной клеенки лужи маленького и большого размера, пеньки. Схематичное изображение скворечника из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, соответствующие изображению скворечника, счетные палочки, силуэтное изображение птички. Рисунок-фон с изображением птиц и гнезда.

Настольная игра «Чей малыш?» Картинка-фон с изображением леса, силуэтные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы.

Аудиозаписи: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна».

Ход занятия:

— О чем наше сегодняшнее занятие вам расскажут картины и музыка. Смотрите и слушайте.

Рассматривание картин и слушание музыки на тему весны

(Воспроизводится аудиозапись Вивальди «Весна»).

— О чем рассказывают вам эти картинки? О том, что наступила весна. И музыка рассказала нам о весне. Что такое весна, что она нам принесла? Будем разбираться.

— Весной становится тепло, тает последний снег, бегут ручейки.

Дидактическая игра «Переодень куклу»

— Была зима и люди носили теплую одежду. Оденьте куклу в теплую зимнюю одежду. Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Теперь нам нужна уже другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее свою куклу.

Рисование красками «Бегут ручьи»

— Возьмите в руки кисточки, обмакните сначала в воду, затем в синюю краску. Теперь проведите прямые горизонтальные линии от снега — снег растаял и превратился в ручейки.

Весной распускаются первые цветы

Наблюдение за цветущей веткой абрикосового дерева

— Посмотрите на эту ветку. Это ветка абрикосового дерева. Сейчас на ней появились цветочки. Понюхайте носиком запах этих цветов. Нравится вам этот запах? К концу весны на месте цветочков появятся зеленые абрикосы. А летом абрикосы поспеют, станут желтыми, вкусными и тогда, мы будем их кушать.

Аппликация «Дерево в цвету»

К листу-фону с изображением ветки дети приклеивают вырезанные из салфетки цветы.

Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»

— Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Сначала абрикос цвел, у него на ветках распустились цветы. Покажите мне такую картинку. Затем на ветках вместо цветов выросли маленькие зеленые абрикосы. Покажите такую картинку. А потом абрикосы поспели и стали большими и желтыми. Покажите эту картинку. А теперь выложите картинки по-порядку — что было сначала, а что потом.

Игра с пуговицами «Весенние цветы»

— На картинке с цветами найдите место пуговицам. Вы должны подобрать пуговицы по цвету и величине.

Танец «Весенняя пляска»

Дети выполняют движения, соответственно тексту песни.

Лепка «Фиалки»

Из соленого теста зеленого цвета дети прямым раскатыванием лепят толстую колбаску. В нее вдавливают вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы фиалки. Из пластилина желтого цвета раскатывают круговыми движениями шар и делают из него серединку цветка.

Весной дождик часто бывает, землю поливает

Игра с прищепками «Тучки и солнышко»

Дети развешивают тучки на веревке с помощью прищепок. 

— Постучите пальчиками по столу, как будто капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь и наши капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Давайте сделаем нашему солнышку лучики из прищепок.

Читайте также:  Полив на даче

— Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер разогнал тучи, снимайте их с веревочки.

Упражнение «Капельки-дождинки»

— После дождя на цветочках, на листочках остались капельки-дождинки. Возьмите пипетки и с их помощью сделайте капельки на цветочках и листочках.

Дидактическая игра «Мостики через лужи»

— После дождя все ямки наполнились водой и получились лужи. Нам нужно приложить к черным ямкам синие лужи подходящего размера. А теперь подберите мостики, так, чтобы по ним можно было перейти через лужу.

Динамическая пауза «Через лужи»

На полу раскладываются вырезанные из прозрачной клеенки маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть, большая лужа, через которую нужно пройти по пенькам.

Весной просыпаются после зимней спячки звери, прилетают птицы

Конструирование «Скворечник»

— Из геометрических фигур выложите скворечник на листе-схеме. 

Рисование карандашами «Покажи птице путь к гнезду»

— Проведите линии так, чтобы все птицы попали в свое гнездо.

Дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей»

— Зимой спали ёж, медведь, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Возьмите солнышко и положите на картинку. Пора просыпаться всем соням, всем кто спал зимой.

Разбудите их, громко скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Они не услышали, скажите громче. Давайте похлопаем в ладоши, потопаем ногами. Наконец-то, разбудили. Посадите мишку возле дерева.

Ежика посадите под пенек, змею положите на камень, а пчела пусть летит на самый верх к цветам на деревья.

Весной у многих зверей и птиц появляются детки

Дидактическая игра «Чей малыш»

— Ребята, посмотрите, тут у нас много взрослых животных и их детенышей. Вы должны найти каждому малышу его маму. Будьте внимательны, не перепутайте.

Скачать тематическую подборку игр и упражнений на тему «Весна»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/vesna-podborka-igr-i-uprajneniy.html

Хороводные игры в детском саду для старшей, подготовительной, средней, первой или второй младшей группы, картотека с примерами тем

Хороводные игры в детском саду для старшей, подготовительной, средней, первой или второй младшей группы, картотека с примерами тем

Хороводные игры и танцы известны с древних времён. Когда-то это были ритуальные движения, а сохранились в досуговой деятельности детей и юношества. Водить простой хоровод способны самые маленькие ребята. Со старшими дошкольниками проводятся хороводные игры с интересным сюжетом. Хоровод музыкально и двигательно развивает, веселит и сближает детей.

Хороводные игры в деятельности дошкольников: особенности и значение

В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремёсел и традиций.

Популярность в работе с дошкольниками хороводные игры обрели неспроста. Хоровод — древнейший вид танца. Он сопровождал славян в различных жизненных ситуациях: во время обрядовых процессий, полевых работ, свадебных гуляний и др.

Русский хоровод издавна был не просто танцем, это образ жизни

Каким образом хороводные игры благоприятствуют развитию детей?

  1. Само построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаёт ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.
  2. Хороводные игры являются музыкально-ритмическими. Дети двигаются по кругу и совершают дополнительные движения в такт музыке. Развивается звуковое восприятие и координация движений.
  3. В хороводных играх движения сочетаются с песенным и музыкальным сопровождением. К старшему дошкольному возрасту дети самостоятельно исполняют песни. Таким образом, развиваются исполнительские навыки.
  4. Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру.

Хоровод даёт почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива

Цель проведения хороводных игр в детском саду — гармоничное развитие детей через приобщение к народным традициям. Обучение играм-пляскам строится по принципу «от простого — к сложному». Дети должны испытывать положительные эмоции, поэтому в каждой возрастной группе хороводы организуются с учётом особенностей ребят.

Таблица: задачи и приёмы освоения хороводных игр

В хороводе-игре с младшими дошкольниками участвуют взрослые

Игры-хороводы относятся к фольклорному жанру. Танцевальные движения, сюжеты и мелодии песен придуманы народом и сохранились с древних времён.

Существуют современные музыкальные обработки для хороводных игр, рекомендуется их использовать нечасто: на праздничных мероприятиях или спортивных занятиях.

Основное значение в разучивании хороводов — соприкосновением с миром русского народного искусства. Пусть дети почувствуют красоту мелодий и движений в их простоте.

Детские хороводные игры бывают не только круговыми. Построение фигур заимствовано из народного танца:

  • «Стенка на стенку», «Воротца»: участники выстраиваются в две линии и становятся напротив друг друга. На одну музыкальную фразу стенка «находит» на стенку и возвращается на место, затем находит вторая линия. Движение навстречу возможно для обеих линий. Чтобы получились воротца, первые участники линий берутся за руки, под ними пройдут цепочки хоровода.В хороводной игре «Как у наших у ворот» цепочка участников проходит через воротца, образованные ведущими
  • «Круг» бывает единичный. Для русских народных хороводов характерно движение по солнцу, т. е. по часовой стрелке. Но в игровых танцах возможно и обратное направление. Например, в игре «Карусель» участники закручивают ленты сначала в одном направлении, затем разворачиваются и раскручивают карусель.В играх возможно построение двух отдельных кругов или круга внутри круга.Чаще всего хороводы с дошкольниками водятся по кругу
  • «Улитка», «Капустка»: закручивание хороводной цепочки в спираль. Эта фигура получается, когда один из участников разрывает круг и начинает движение таким образом, чтобы цепочка обвивалась вокруг импровизированного центра. Такая игра предполагает и возвращение в круг: ведущий пробегает из центра капустки (улитки) и начинает движение по большому кругу.В хороводной игре «Капустка» ведущий закручивает цепочку в виде спирали
  • «Змейка»: ведущий направляет хоровод, чтобы образовался зигзагообразный узор.Хороводная цепочки при построении змейкой рисует зигзагообразный узор

Видео: как водить хороводы

https://youtube.com/watch?v=zBQ4xH8BnzA

Проведение и организация хороводных игр

Хороводные игры кажутся простым видом развлекательной деятельности. Но детям не под силу с первого показа или объяснения разыграть эту игру.

Таблица: этапы освоения хороводной игры

Хороводная игра может быть разучена к Празднику осени

Организация игры-хоровода

Для начала весёлой игры в хоровод недостаточно сказать: «Возьмёмся за руки и встанем в круг!» Чтобы игра оказывала развивающее и воспитательное воздействие, дети должны быть увлечены процессом.

Когда ребёнку в удовольствие игра, он прикладывает максимальные усилия, чтобы следовать правилам, мелодично петь и красиво двигаться.

Если хоровод захватил ребят, его мелодия и движения обогатят игровой опыт участников, они будут водить его в самостоятельной деятельности.

Дедушка Мороз и Снегурочка просят ребят показать им хоровод

Какими способами педагог включает детей в игровую ситуацию?

  • Игра-хоровод предлагается в качестве смены вида деятельности. Формы занятия, требующие умственного напряжения, следует чередовать с подвижными играми. Тема хороводной игры в идеале согласуется с основным содержанием занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).На занятиях по ознакомлению с народным бытом, ремёслами, искусством, фольклором для всех возрастных групп органично проведение хороводных игр.На занятиях по изучению домашних и диких животных, птиц проводятся хороводные игры, герои которых — соответственно звери или птицы («Заинька, попляши», «Мыши водят хоровод», «Как сорока стрекочу»).Во время занятий по окружающему миру дети водят хоровод, связанный с природной тематикой («Солнышко», «Дождик», «На дворе мороз и ветер»)Хоровод-игра проводится с малышами на занятии-знакомстве с народным бытом
  • На праздниках, утренниках и досугах организовать хороводную игру помогает сказочный персонаж. При этом герой может быть наблюдателем или танцевать и петь вместе с ребятами. На праздничных гуляниях в детском саду такие персонажи привлекают к участию в хороводе и детей, и их родителей.Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик завлекают ребят в хоровод на новогоднем утреннике.Петрушка, Скоморохи, Барышни — на народных гуляниях.Красавица Осень — на празднике урожая.

Мишка и Петрушка приглашают детей поводить хоровод «Карусель»

  • Во время прогулок хороводные игры проводятся по природному календарю. Мотивирует к хороводной игре на улице изучение какого-либо природного явления или растения:
    • осенью — «Уже траву не косят», «Осенние листочки», «Дождик, дождик, поливай»;
    • зимой — «Мороз», «Идём дорогой зимнею», «Каблучок»;
    • весной и летом — «Берёзка», «Лён», «Весна-красна».На прогулке хороводы водят вокруг деревьев, как делали в старину
  • Следует побуждать детей к проведению игр-хороводов в самостоятельной деятельности.
    • Между режимными моментами воспитатель включает аудиозапись разученной детьми хороводной песни.
    • В свободном доступе находятся атрибуты для хороводных игр: ленты, платочки, маски персонажей.
    • Организация макетов и мини-выставок для самостоятельного изучения ребятами: как на Руси проводились хороводные игры.Дети любят водить хороводы в свободное время
  • Таблица: картотека хороводных игр в детском саду

    Видео: «Ниточка»

    https://youtube.com/watch?v=0BwjAulMTms

    Видео: «Дударь»

    https://youtube.com/watch?v=FBarAb8CqAE

    Видео: «Капусточка»

    https://youtube.com/watch?v=YL4nwRvpjSI

    Видео: «Горелки»

    https://youtube.com/watch?v=evbhaIDZ3r8

    Видео: «Сантики-фантики»

    https://youtube.com/watch?v=vt5iqSv5TCQ

    Видео: «Заинька»

    https://youtube.com/watch?v=Clot9Ee0e4U

    Длительность хороводной игры

    Когда игра-хоровод проводится в свободное от занятий время (совместно с педагогом или самостоятельно детьми), её длительность зависит исключительно от состояния ребят.

    Дети веселятся и полны сил — игра продолжается! Младшие дошкольники обычно повторяют игру 2–3 раза.

    Читайте также:  Интеллектуальные игры для школьников

    Старшие дошкольники могут повторять игру большее количество раз: их интерес разжигается сменной ролью водящего.

    Воспитатель наблюдает за хороводной игрой. Когда замечены признаки усталости или угасания интереса к игре, взрослый направляет участников к завершению хоровода.

    Хоровод длится в самостоятельной игровой деятельности столько, сколько сохраняется к нему интерес

    Таблица: временной план игры «Мыши водят хоровод» в первой младшей группе

    Воспитатель участвует в игре «Мыши водят хоровод» с младшими дошкольниками и следит за их эмоциональным и физическим состоянием

    Хоровод по форме — подвижная игра. Организованная двигательная активность на прогулке в первой половине дня длится согласно нормам САНПИН:

    младшие дошкольники — 6–10 минут;

    средняя группа — 11–15 минут;

    старшая группа — 16–21 минута;

    подготовительная группа — 20–26 минут.

    На вечерней прогулке подвижная игра-хоровод длится не более 15 минут во всех возрастных группах.

    Хороводные игры проводятся во время прогулок на этапе физической активности

    Таблица: временной план крымско-татарской хороводной игры на прогулке «Зайчик» в старшей группе

    Со старшими дошкольниками проводятся занятия по приобщению к народному творчеству. Это интегрированные формы обучения: сочетается художественная деятельность, физическая активность и познавательный элемент.

    Проведение занятия с акцентом на народные игры-танцы предполагает знание воспитанниками нескольких подвижных забав. Вождение хороводов перемежается с исполнением народных песен, изучением образцов декоративно-прикладного искусства, продуктивным творчеством.

    Игры проводятся без повторения, водящими в хороводах назначаются разные воспитанники.

    На занятиях с национальными играми и песнями рекомендуется использовать элементы народного костюма.

    Для девочек: сарафанчики, платки, венки, кокошники.

    Для мальчиков: атласные пояса, картузы с цветком.

    На занятиях по приобщению к народному искусству принято наряжаться соответственно

    Таблица: временной план занятия «Откуда хлеб к нам пришёл» по хороводным играм в старшей группе

    Таблица: конспект занятия Н. С. Есиной по организации подвижной игры с детьми РАС «Птички и собака»

    Анализ хороводных игр в детском саду

    Проведение анализа игры призвано определить уровень организаторских способностей педагога.

    Развитие способностей детей во многом зависит от того, какой была предварительная работа по освоению хороводной игры.

    Достаточной ли была мотивация к участию в игре, какими приёмами создавался интерес у детей. Руководитель рассматривает игровую деятельность воспитанников во взаимосвязи со своей методикой.

    Хороводные игры содержат в основе развлекательный компонент. В наши дни они утратили сакральное значение и стали детской забавой.

    При всей своей простоте и краткости хоровод развивает в детях музыкальность, ловкость и смекалку.

    В хороводном кругу дети испытывают чувство единения и равенства, раскрепощаются и с удовольствием проявляют свои способности в пении и танце. Включение хороводов в занятия и игры способствует всестороннему развитию детей.

    Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/horovodnaya-igra-v-starshey-gruppe.html

    Весенние игры |

    Весенние игры |

    Весенние игры для детей – подвижные игры для девочек и мальчиков весной. Игры эти будут незаменимы на детских весенних праздниках, утренниках и занятиях.

    «Веснянка-закличка»

    Все вместе дети зовут  Весну (песня «Веснянка-закличка»)

    Стало ясно солнышко припекать.припекать,

    Землю словно золотом заливать,заливать.

    Громче стали голуби ворковать,ворковать,

    Журавли вернулись к нам опять,к нам опять.

    А в лесу подснежники расцвели,расцвели,

    Много цвету вешнего у земли,у земли.

    Ой,ты,ясно солнышко,посвети,посвети!

    Хлеба,земля-матушка,уроди,уроди!

    Весна:    Я-Весна-красна,

    Бужу землю ото сна,

    Наполняю соком почки,

    На лугах растут цветочки.

    Прогоняю с речек лед.

    Светлым делаю восход.

    Всюду-в поле и в лесу-

    Людям радость я несу.

    «Идет  матушка Весна»

    Двое детей берутся за руки (это ворота),а остальные проходят под ними и говорят:

    Идет матушка Весна,

    Отворяй-ка ворота,

    Первый Март пришел,

    Всех детей провел.

    А за ним пришел апрель-

    Отворил окно и дверь.

    А уж как пришел май-

    Сколько  хочешь выбирай!

    Пропустив всех несколько раз через ворота,дети начинают искать себе пару,спрашивая «зима» или «весна»? «Зима» -эти дети делают круг с воротиками,а «весна»-дети  заходят в круг и выходят.

    Ходит матушка Весна по полям,лесам одна.

    Первый раз прощается,второй раз запрещается,

    А на третий раз-не пропустим вас!

    (воротики опускаются).

    Игра  «Ручеек»

    Дети встают парами,одна пара за другой.Один человек –водящий.

    Он идет между детьми ( в воротики),берет за руку любого ребенка и образует с ним пару.Ребенок,оказавшийся один,идет вперед и  проходит опять в воротики и т.д.

    Игра  «Перепрыгни ручеек»

    Дети встают в колонну,каждый из ребят кладет руки на талию стоящего впереди.Сбоку кладутся 2 веревки на расстоянии 70-80см одна от другой.В ходе игры на слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку-на « другой берег ручейка».Тот,кто не перепрыгнет,»наступит в воду и промокнет»,выбывает из игры.

    Разлился ручеек,золотой рожок,

    Разлился водой,холодной,снеговой,

    По пням,по болотам,по лесным колодам –УХ!

    Игра    «Филин и птахи»

    Дети встают в круг.Перед игрой дети вспоминают,как кричат птицы.Грач- «крак»,журавль-«курлы»,воробей-«чирик» и т.д.Каждый играющий выбирает образ какой-либо птицы и начинает  изображать ее пение.

    Один из игроков – филин,он стоит в центре круга.Филин спит,пташки летают.Когда филин проснется,все убегают от него –«улетают».Если филин поймал кого-нибудь,то он должен назвать,что это за птица.узнав ее по голосу.

    Если не узнал,то он становится пташкой,а пойманный –филином.

    «Горелки»

    Играющие встают парами друг за другом.Впереди всех на расстоянии  трех шагов стоит водящий- горелка.

    Играющие нараспев говорят слова:

    Гори,гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Стой подоле,гляди на поле,

    Едут там трубачи

    Да едят калачи.

    Погляди на небо:

    Звезды горят,

    Журавли кричат:

    -Гу,гу.убегу.

    Раз,два,не воронь,

    А беги ,как огонь!

    После последних слов дети,стоящие в последней паре,бегут с двух сторон вдоль колонны.Горелка старается запятнать одного из них.Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки,прежде чем горелка запятнает одного из них,то они встают впереди первой пары.а горелка вновь «горит».Игра повторяется.

    Игра «Пчелки и ласточка»

    Играющие-пчелы-летают по поляне и напевают:

    Пчелки летают,

    Медок собирают!

    Зум.зум,зум!

    Зум.зум.зум!

    Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет,пчелку поймает».С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.Пойманные – выходят из игры. Игра повторяется.

    Игра «Птицелов»

    Играющие выбирают себе названия птиц,крику которых они могут подражать.Встают в круг,в центре которого –птицелов с завязанными глазами.Птицы ходят,кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

    В лесу,во лесочке,

    На зеленом дубочке.

    Птички весело поют,

    Ай!Птицелов идет!

    Он в  неволю нас возьмет,

    Птицы .улетайте!

    Птицелов хлопает в ладоши,играющие останавливаются на месте,и водящий начинает искать птиц.Тот,кого он нашел,подражает крику птицы,которую он выбрал.Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.Играющий становится птицеловом.

    Источник: http://www.tarologiay.ru/?p=3554

    Хороводные игры в старшей группе детсадаЧто ни день

    Хороводы и народные хороводные игры уже почти утратили свой сакральный смысл, но, тем не менее, хоровод не уходит и не уйдёт никогда из нашей жизни. Едва научившись ходить, мы берёмся за руки, встаём в круг и поём имениннику: «Испекли мы каравай». Потом всё детство нас кружат хороводы вокруг новогодней ёлочки.

    Рука в руке – детская дружба на всю жизнь, круг, как символ чего угодно: солнца, года, жизненного цикла, ощущение целостного единства и своей сопричастности к нему — всё это живёт в нас и, как сказочный магический круг, оберегает от невзгод взрослой жизни.

    И, вставая в хоровод или играя в хороводные игры уже со своими детьми, мы вновь и вновь погружаемся в хороводную магию.

    В зале декорации опушки леса – берёзки, цветы. Дети одеты в стилизованную национальную одежду.
    Дети из-за кулис аукают – зовут друг друга. Девочка выходит с лукошком земляники.

    Девочка: ох, и уморилась я! Всё утро собирала землянику – смотрите, какую я нашла: сладкая, ароматная, ягодка к ягодке! А где же мои подружки? (зовёт) Ау, девочки! Ау, подруженьки! Дети отзываются, выходят на полянку, у каждого полное лукошко земляники. Мальчик: а я больше всех ягод собрал! 2 девочка: а вот и неправда – у меня больше!

    3 девочка: не ссорьтесь, ребята! Смотрите, сколько кругом ягод — всем хватит!

    Хоровод «Ягодка» Дети становятся в круг, начинают идти по кругу: «Раз, два, три, четыре, пять Иду ягоды сбирать.

    Одну ягодку беру (дети останавливаются лицом в круг, приседают и «срывают» ягодку) На другую смотрю (ладошка козырьком, дети поворачиваются вокруг себя) Третью примечаю (погрозить пальчиком) А четвёртая мерещится» (машем рукой) Все берутся за руки и начинают сначала.

    Хоровод повторяется несколько раз, каждый раз всё быстрее и быстрее.
    Девочка: Послушайте! Слышите, как кукушка кукует? Кукушка, кукушка, шепни мне на ушко: чисто ли небо? Много ли хлеба?

    Хоровод «Кукушка» Дети становятся в круг. В центре круга ведущий, у него завязаны глаза. Дети водят хоровод и поют: «К нам кукушка в огород прилетела и поёт. Ты кукушка не зевай, кто кукует отвечай!»

    После чего воспитательница показывает на какого-нибудь ребёнка в кругу, он должен сказать: «ку-ку». Водящий должен угадать, кто это.

    Девочка (показывает всем свой платочек): Посмотрите, какая красота! Наткал ткач тканей на платки Тане. Хороши платки у Тани! Загляденье!

    Хороводная игра «Ткачиха» Дети встают в два ряда друг напротив друга. Первая линия поёт: «Я весёлая ткачиха (делают 4 шага вперёд) Хорошо умею ткать (4 шага назад) пич-поч, клёпа-клёпа, (хлопок, ладошки хлопают по плечам, потом по коленкам, маленький прыжок на месте)

    Читайте также:  Былины о русских богатырях

    хорошо умею ткать».

    Вторая линия повторяет то, что делала первая.

    Мальчик: Для взрослых и детей у меня полно затей. Эй, народ, не зевай! Поскорее в круг вставай!

    Хороводная игра «Затейник»
    Все становятся в круг. Один из участников (тот, до кого дотронется воспитательница) под музыку начинает движение, все остальные повторяют. Задача ведущего отыскать затейника. Если зачинщик угадан верно, он становится ведущим.

    Девочка: Ох, а наша тётя всем тётям тётя! Всех потётит, перетётит, вытетет.

    Мальчик: А наш дядя – всем дядям дядя! Всех подядит, передядит, выдядит!

    Хоровод «Как у дядюшки Федота» В центре круга стоит «дядюшка» или «тётушка». Все идут по кругу и поют: «Как у дядюшки Федота (имя ребёнка), Как у дядюшки Федота, Было семеро детей. Они не пили, не ели, Друг на друга всё глядели. Разом делали вот так»

    «Дядюшка» показывает какое-то движение, все повторяют. После чего выбирают нового ведущего.

    Мальчик: Посмотрите! А по небу прокатилось колесо. Это солнышко под вечер укатилось за лесок. Пора нам домой собираться.

    Девочка: Но куда же нам идти? Неужели мы заблудились?

    Хоровод «Путаю-запутаю»
    Все берут свои корзиночки и, держась за корзинки друг друга, становятся цепочкой. Тот, кто стоит первым, под музыку ведёт весь хоровод по своему усмотрению: по кругу, по периметру, зигзагом, меняя направление. По сигналу ведущего первый человек уходит в конец хоровода, и вести начинает другой участник.

    Мальчик: Вот мы шли, шли, шли, в огород пришли. В огороде густо выросла капуста. Только отчего-то пусто… Вытоптана вся капуста!

    Все дети хором: Пустили козлика в огород, он всю капусту помял! Вейся, капуста! Завивайся!

    Хоровод «Вейся, капустка!» Все становятся вереницей и медленно начинают движение. Заводит взрослый. Он двигается по спирали, всё туже завивая «капустный вилок». В последний момент разворачивается и раскручивает спираль в обратном направлении. Все приговаривают: Вейся, вейся, капустка! Вейся, вейся белая. Как же мне, капустке, не виться,

    Как же мне зимой не валиться!

    Девочка: Все мы песни перепели, одну песню не допели – про комарика забыли. Все становятся в круг, кладут свою правую руку на левое плечо, а левую на левое плечо следующего человека.

    Идут по кругу и говорят: Сел комарик на дубочек, За кудрявенький листочек, Свесил ножки на песочек.

    Спрятался! (нужно присесть всем вместе, не расцепляя рук)
    Мальчик: Не хочу я больше в эту игру играть, хочу в другую! (обижается)
    2 Мальчик: Ой, надулся, как тесто на опаре! На сердитых воду возят!

    Хородная игра «Пузырь» Дети становятся в круг, сходятся в центр: «Месим, месим тесто. Месим, месим тесто. Раздувайся, пузырь! Раздувайся большой! (Расходятся в широкий круг) Оставайся такой и не лопайся!» (делают круг ещё шире)

    Нужно стараться как можно дольше не разорвать круг. После того, как «пузырь» лопнул, игра начинается сначала.

    Мальчик: Ночь пришла – темноту привела. Вышла маменька, закрыла ставеньку. Спать пора! Баю-бай!

    Хоровод «Вечерний»
    Дети встают в два круга – один внутри другого. Один круг двигается по часовой стрелке, второй против часовой стрелки. С началом нового четверостишия меняется направление движения. Все поют стихи С.Чёрного «Вечерний хоровод»:

    Добрый вечер, сад-сад! Все березки спят-спят, И мы скоро спать пойдем,

    Только песенку споем.

    А девочкам, дин-дон, Пусть приснится сон-сон, Полный красненьких цветков

    И зелененьких жучков!

    До свиданья, сад-сад, (машем ручкой саду) Все березки спят-спят…(ладошки под ушко) Детям тоже спать пора – (Сходимся в центр круга) До утра! (расходимся )

    (Саша Чёрный)

    Дети встают в одну линию и делают русский поклон.
    Хором: Всё!
    Автор материала: Юлия Белоусова

    Просмотров всего 8 198 и сегодня 1

    Источник: https://podarit-prazdniki.ru/konkursy/horovodnye-igry.html

    Хороводные игры в детском саду

    Уважаемые педагоги, приближается летняя пора. Наши дети большее количество времени будут проводить на воздухе. Поэтому, я вам рекомендую взять на вооружение хороводные игры, которые скрасят досуг и доставят массу впечатлений детям

     Хороводные игры — это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

    Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

    • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
    • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
    • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
    • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
    • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

    Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети.

    Немного истории

    Веками хороводы являлись частью календарных обрядов. Также они были важным средством обучения молодого поколения танцевальному и поэтическому искусству. Содержание первых хороводных игр раскрывалось в сюжете песни, которую исполняли участники, передвигавшиеся по кругу.

    Такие песни могли рассказывать о любви парня и девушки, крестьянской работе, злой мачехе, охотнике, который ранил или убил зверя, зайке, воробушке или об оленихе, потерявшей своих детенышей. Движения, как правило, были незамысловатыми и полностью подчинялись ритму песни, которую исполняли участники хоровода. Главные исполнители находились в центре круга.

    Они вели диалог с участниками, двигающимися по кругу. Иногда содержание песни раскрывалось при помощи пантомимы.

    В большинстве случаев хороводные игры исполнялись девочками. Хотя мальчики часто становились участниками хороводов в 14-15 лет. В таком возрасте они уже считали себя юношами и начинали больше интересоваться девушками.

    Недаром восточные славяне называли хороводом молодёжные игры, сопровождаемые особенным общим танцем. Историки же заявляют, что хоровод – это самый древний русский танец. В современном мире хороводные игры утратили своё былое значение и превратились в один из способов развития детей.

    Хотя до сих пор сохранились народные тексты, сопровождавшие эти игры.

    Для чего нужны хороводные игры?

     В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию.

    Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме.

    В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.

     Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей.

    Кроме того, специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей.

    В частности, потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям.

    Опытные воспитатели отмечают, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Как только начинается такая игра, дети быстро сбегаются, забывая обо всех обидах и ссорах.

    Хороводные игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку.

    Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.

    Как проводить хороводные игры?

    Тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста.

    Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность. Участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок.

    В некоторых случаях игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.

    Чтобы лучше понять все особенности хороводных игр рассмотрим пример.

    Им послужит игра «Шапка аиста»:

    • До начала игры нужно выбирать аиста и ребенка с шапкой аиста.
    • Затем дети становятся в круг, держась за руки. Аист становится в центре круга. Его руки должны быть сложены за спиной. Ребенок с шапкой остается за кругом.
    • Дальше дети начинают ходить по кругу. Аист также ходит внутри круга, но в противоположную сторону. Важно, чтобы он высоко поднимал ноги, искал шапочку и пел: «Я над речкою гулял, здесь я шапку потерял, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.
    • Ребенок, находящийся за кругом и держащий в руках шапку, ходит и поет: «Я на речку пришел, здесь я шапочку нашел, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.
    • Когда песня заканчивается, все останавливаются. Ребенок с шапкой говорит: «Попробуй, догони, свою шапку отними!». Как только он скажет эти слова, дети поднимают соединенные руки, образуя проход, через который пробегают ребенок и аист. Когда аист догоняет ребенка, то надевает шапку и танцует с пойманным участником внутри круга.
    • После этого аист остается в кругу и выбирается другой ребенок с шапкой. Если же аист не сумел поймать ребенка, то водящий становится аистом. Затем игра повторяется.

    Существует ещё много примеров хороводных игр, которые пригодятся как родителям дошкольников, так и воспитателям детских садов.

    Игры – хороводы для детей младшего возраста.

    Дети и петух.

    Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.

    Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.

    Источник: https://ozgdou28.edumsko.ru/about/news/281354

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector