Игра «капуста» для детей старшей группы

Игра «Капуста» для детей старшей группы

Задачи проекта:

Создать систему работы по приобщению детей к русским народным  играм и традициям. Создать условия для самостоятельного  отражения полученных знаний, умений детей.

Этапы проекта

  • Подготовительный этапСрок проведения : сентябрь
  • Практический этап Срок проведения: октябрьСентябрь

Тема:  «Урожай собирай, да на зиму запасай»

Разучивание хороводных, подвижных игр и  игр малой подвижности. Беседы о сборе урожая, рассматривание иллюстраций, загадки, стихи. Составление  совместно с родителями альбома  «Загадки на грядки».

Октябрь

Тема:  «Капустница»

Изготовление атрибутов для праздника Организация русского народного праздника «Завивайся капуста»

Виды детской деятельности

  • Физическая культура
  • Здоровье
  • Социализация
  • Труд
  • Безопасность
  • Чтение художественной литературы
  • Познание
  • Музыка
  • Художественное творчество
  • Сценарий развлечения «Развивайся капустка»

Задачи:

  • Воспитывать интерес к народной культуре
  • Развивать экологическое сознание
  • Развивать экологическое сознание
  • Активизировать в речи детей запас народных примет, загадок, песен, игр.
  • Совершенствовать связную речь
  • Ход развлечения

Вед: Здравствуте гости дорогие!

 Сегодня мы расскажем и покажем вам старинную русскую бывальницу о том, как на Руси жили, осенние обряды водили, запасы на зиму делали. Осеняя капуста – барыня. Приглашаем и вас на капустную вечеринку.

Золадка

— Я на грядке уродилась,

В сто одежек нарядилось

Все одежки без застежки,

Кочерыжки вместо ножки…(капуста)

— Где растет капуста? ( в огороде)

Пойдем в огород.

Игра «Ваня простота»

Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без  хвоста,

Сел задом наперед и поехал в огород,

Только конь поторопился,

Наш Ванюшенька свалился.

Появляется капуста – поет

«Во садули в огороде, на грядке я стояла

 Белолица, круглолица, весело плясала»

Вед: Разве в огороде пусто, Коль на грядке есть капуста.

Капуста: Здравствуйте ребятки! Вы ко мне пришли на грядку?

Дети: Да -Ох капустка бела, Ох капустка вкусна, Расскажи нам капустка, Где ты росла?

Капустка: По весне пришла хозяюшка, Посадила капустоньку, Посадила беленькую Стала дождик просить капустоньку полить. Песня «Тучка»

Капустка: Дождик поливает, Капуста подростает.

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, пуще Дам тебе гущи Дам тебе ложку Выйди на крылечко Дом огуречка Дом и хлеба каравай Кого хочешь поливай

Капуста: После дождя Солнце красное выглянуло Землю обогрело, Капуста завивается, Солнцу улыбается. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява, Кто любит ищщи.

Вед: Вставайте капусту завивать.

Игра «Капуста»

Завивайся купуста Завивайся большая Оставайся такая Вот такая пребольшая Развивайся капуста…

Вед: Вот пришло время капусту охранять, Зайцев козочек в огород не пускать.

Мальчик с топориком огораживает капусту:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу, Огород свой горожу Горожу и сторожу Чтоб сюда не прибежали И капусту не украли Волк, лисица и куница Заинька усатый, медведь толстопятый»

Игра «Плетень»

Пень-тень-потетень Вышли звери на плетень Похвалялася лиса: «Всему миру я краса» Похвалялся зайка: «Пойди-ка догоняй-ка Похвалялися ежи: «У нас шубки хороши» Похвалялися блохи: «Дела у нас не плохи» Похвалялся медведь: «Буду песни я петь» Похвалялася коза:

«Всем я выколю глаза» (дети убегают)

Капуста: кто меня охраняет

Дети: Пугало

Капуста: Устало пугало в огороде стоять, Выйди с нами пугало играть.

«Пугало»-игра

Дети: В огороде пугало, пугало стоит            Огурцы нам пугало рвать            С грядки не велит Мы тихонько пойдем И огурчиков нарвем.

Пугало: «Огурцы нельзя здесь рвать буду вас я догонять»

Капуста: Чтобы были целы грядки, Надо песика ребятки В огород нам посадить И капусту сторожить

Игра «Барбас и зайка»

Дети: Ты куда серый зайка Ты куда побегайка По кусточкам ай-я-яй Вечером крадешься.

Зайка: В огород я ребятки В огород голубятки Там растет, ай-я, яй Вкусная капуста

Дети: Не ходи серый зайка Не ходи побегайка Там  Барбасик, ай-я, ей Стережет капусту.

Зайка: Не боюсь я ребятки Не боюсь голубятки Я его ай-я-ей Сам перепугаю

Капуста: Ой, как весело играли И не сколько не устали Сказку расскажу для вас, Не простую, огородную Все сама видела, Все сама слышала

Сказка «Репка»  в муз исполнении.

Капуста: Хлеб и капуста, на столе не пусто.

Стихотворение
Чтоб росла быстрей капуста И была капуста вкусной, чтоб большой величины Завивала качаны Поливай ее все лето, Не жалей воды, И она отплатит щедро Все твои труды.

Вед: Вот такой добрый, семейный Праздник «Капустница». Удачи вам, здоровья, счастья! Будте дружными и веселыми! Приглашаем всех на дигустацию Блюд из капусты. Дегустация блюд

Результат проекта Развить интерес к народным играм, традициям Выключать игры в самостоятельную деятельность

Заинтересованность родителей в проектную деятельность

Источник: http://ds415.ru/metodicheskaya-kopilka/vecher-narodnyh-igr-zavivajsya-kapusta/

Игры малоподвижные для детей старшей группы

Вершки и корешки

Дети стоят по кругу или в шеренге.

В центре круга или перед шеренгой находится воспитатель с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-то из ребят.

Водящий бросает мяч, называя при этом вершки или корешки. Ребенок ловит мяч и бросает обратно, назвав нужное слово. Например:

Воспитатель. Баклажаны.

Ребенок. Вершки.

Воспитатель. Редька.

Ребенок. Корешки.

Воспитатель. Капуста.

Ребенок. Вершки.

Воспитатель. Картофель.

Ребенок. Корешки.

Воспитатель. Клубника.

Ребенок. Вершки.

Воспитатель. Чеснок.

Ребенок. Корешки.

Воспитатель. Огурцы.

Ребенок. Вершки.

В конце игры отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

Ворота

Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя: «Ворота!» все останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами — и становится впереди. Игра продолжается.

Дни недели

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

В понедельник я купался, (Изображают, как плавают.)

А во вторник рисовал, (Изображают, как рисуют.)

В среду долго умывался, (Изображают, как умываются.)

А в четверг в футбол играл, (Бегут на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгают на месте.)

А в субботу танцевал, (Кружатся на месте.)

В воскресенье торт я кушал, (Изображают, как едят.)

А под вечер отдыхал. (Приседают, сложенные ладони кладут под щеку, глаза закрывают.)

Жучок

Дети образуют круг. В центре круга водящий — жучок. Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Жучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили.

(Играющие подходят к жучку и помогают ему встать на ноги.)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Жучок танцует, а затем выбирает следующего водящего.

Игра повторяется.

Звериная зарядка

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз — присядка, (Приседают.)

Два — прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)

Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову — «ушки на макушке».)

А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)

Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)

Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)

А волчата — спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)

Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)

Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)

То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)

А кому зарядки мало —

Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)

Как живешь?

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

— Как живешь?

— Вот так! (Показывают большие пальцы.)

— А плывешь?

— Вот так! (Имитируют плавание.)

— Как бежишь?

— Вот так! (Бег на месте.)

— Вдаль глядишь?

— Вот так! (Приставляют к глазам пальцы «биноклем».)

-— Ждешь обед?

— Вот так! (Подпирают щеку кулачком.)

— Машешь вслед?

— Вот так! (Машут руками.)

— Утром спишь?

— Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)

— А шалишь?

— Вот так! (Хлопают себя по надутым щекам.)

Летает — не летает

Дети садятся или становятся полукругом.

Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает — руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься.

Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.

Мартышки

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом.

Мы — веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.)

Мы ногами топаем, (Топают.)

Надуваем щечки, (Надувают щеки.)

Скачем на носочках (Подпрыгивают на месте.)

И друг другу даже

Язычки покажем. (Показывают язык.)

Дружно прыгнем к потолку, (Подпрыгивают.)

Пальчик поднесем к виску. (Подносят к виску палец.)

Шире рот откроем, (Открывают рот.)

Гримасы все состроим. (Строят гримасы.)

Как скажу я цифру 3 —

Все с гримасами замри!

Передай мяч

Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:

Ты беги, веселый мячик,

Читайте также:  Викторина с ответами для 8-9 класса

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!».

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.

Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, произнося стихотворение:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и др.

С добрым утром!

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживают веки.)

Вы проснулись? (Соединяют указательный и большой пальцы обеих рук, делают из пальцев «бинокль» и смотрят в него.)

С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши.)

Вы проснулись? (Расставляют пальцы рук, прикладывают растопыренные ладони к ушам.)

С добрым утром, ручки! (Гладят то одну, то другую руку.)

Вы проснулись? (Хлопают в ладоши.)

С добрым утром, ножки! (Гладят коленки.)

Вы проснулись? (Топают ногами.)

С добрым утром, солнце! (Поднимают руки вверх.)

Я проснулся! (Смотрят вверх.)

Солнышко, заборчик, камешки

Дети повторяют движения за взрослым.

Руки подняты вверх, пальцы обеих рук сильно растопырены — это солнышко.

Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу — это заборчик.

Руки сжаты в кулаки — это камешки.

Шел король по лесу

Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом:

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем. (Прыгают на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.)

Это я

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторя ют движения.

Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.)

Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)

Это нос. Это рот. (Левой рукой показывают нос, правой рот.)

Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку кладут на спину, правую на живот.)

Это ручки. Хлоп, хлоп. (Протягивают обе руки, два раза хлопают.)

Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бедра, два раза топают.)

Ой, устали. Вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу.)

У жирафов

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу — ставят пятнышки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях и носках.

(Дотрагиваются указательными пальцами

до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки,

Складки, складочки везде: (Пощипывают себя — собирают складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях и носках.

(Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

У котяток шерстка, шерстка, шерсточка везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях (Поглаживают себя — разглаживают шерстку.)

Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде: (Проводят ребром руки по корпусу — рисуют полоски.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

(Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

Источник: https://borgul.ru/2017/09/igry-malopodvizhnye-dlya-detej-starshej-gruppy.html

Вечер хороводных игр Капустница

Вечер хороводных игр Капустница

Вечер хороводных игр«Капустница»(для детей старшей группы)ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАНачиная с Воздвижения, в течение двух недель продолжались «капустницы» — девичьи посиделки, во время которых заготавливали капусту на зиму.

Говоряят : «Третьи осенины – капуста и медведь именинники», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвигает, тулуп ставили вырезанные из дерева кресты, чтобы уберечь от нечистой силы.ОБОРУДОВАНИЕФонограмма русской народной песни «Во саду ли, в огороде»; маски дождика, зайца и козлика; салат из капусты.ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦАВедущаяКапуста (взрослый)Дети.

***ВедущаяВот и осень наступила,К нам с подарками пришла,Много овощей и фруктовРебятишки принесла.

Сегодня наш праздник посвящён одному овощу.Какому?Отгадайте.Я на грядке уродилась,В сто одёжек нарядилась.Все одёжки без застёжки,кочерыжка вместо ножки.(Капуста.)

Дни становятся короче,Холоднее с каждым днём,Скоро, дети, мы капусту,Заготавливать начнём. В стародавние времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие.Испокон веку картошка да квашеная капуста- первое блюдо у русского человека.

Ребята, где растёт капуста? ( дети отвечают)Пойдёмте на огород.Игра «Ваня-простота»Ваня, Ваня-простота Дети идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и Купил лошадь без хвоста, поставив руки на пояс.

Поворачиваются на 180’ и Сел задом наперёдИ поехал в огороддвигаются спиной вперёд.

Только конь поторопился, Ускоряют движение

Наш Ванюша и свалился. Приседают.Бух!(игра повторяется 2-3 раза)

В зал под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» входит К а п у с т а [13].Капуста (пляшет, напевая )Во саду ли, в огородеНа грядке я стояла,Белолица, круголицаВесело плясала.В е д у щ а яРазве в огороде пусто,Коль на грядке есть капуста.

К а п у с т аЗдравствуйте, ребятки!Вы ко мне пришли, нагрядку?Д е т и. Да!В е д у щ а яОх, капустка бела!Ох, капустка вкусна!Расскажи нам, капустка,Как ты росла.

К а п у с т аПо весне пришла хозяюшка,Посадила капустоньку,Посадила беленькую,Стала дождик проситьКапустоньку полить.

Песня о дожде (по выбору)К а п у с т аДождик поливает,Капуста подрастает.

Русская народная игра «Дождик» Дети встают вокруг водящего-«дождика» и поют, показывая движенияДождик, дождик, пуще! Поднимают руки,встряхивают кистями.

Дадим тебе гущи, Отводят правую руку в сторону и ставят на пояс.

Хлеба краюшку, Отводят левую руку в сторону и ставят на пояс.

Щей черепушку, Соединяют ладони чашечкой.

Дам тебе ложку- Поднимают прувую руку вверх,сжав пальцы в кулак.

Кушай понемножку. Слегка наклоняются в перед,протягивая руки,развернув ладони вверх.

Кто под дождик попадет,

Тот у нас плясать пойдет! Дети убегают от «дождика» , пойманные ребята произвольно танцуют, остальные хлопают.

К а п у с т а: После дождя солнце красное выглянуло,освятило,обогрело огород.

В е д у щ и й: Пойдемте, девки, малину собирать!

Песня «По малину в сад пойдем»

К а п у с т а : Солнце землю пригревает,А хозяйка наставляет.

В е д у щ а я :Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста.

К а п у с т а: Капуста завивается,

Солнцу улыбается.

Р.н.игра «Капустонька»

Сею-вею капустоньку. Дети за ведущим начинают движение по

кругу топающим шагом,

Завивайся,белый кочашок. Постепенно сужая круг,( «улитка»)

Как мне ,капустоньке,не виться,

Серой-белой не ломиться.

Вечерняя капустонька,

Вечерняя белая.

Дождик льет-поливает,

Серую-белую ломает,

Хоровод набирает.

Сею-вею капустоньку,

Развивайся, белый кочешок.

При повторе дети разворачиваются за последним ребенком,который ведет хоровод в обратную сторону.

Пляска «Вейся, капуста» р.н.м.

К а п у с т а: Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи-

Меня в них ищи.

В е д у щ и й : Пришло время капусту охранять,

Зайцев, козочек на огород не пускать.

Хороводная игра «Гости в огороде»

Дети стоят в кругу , взявшись за руки, вместе с ними в хороводе находятся «зайчик и «козлик». В центре Капуста. Дети идут по кругу и поют на мотив песни «Огородная-хороводная» Б.Можжевелова.

Есть у нас огород Дети идут по кругу и поют.

И капуста там растет.

Вот такой вышины, Поднимают руки вверх,

Вот такой ширины. Разводят в стороны.

Серый зайка прискакал, Вкруг выходит « зайчик»,прыгает,

И капусту увидал, пугается-прижимает ладони к щекам,

Хочет он ее сорвать качает головой.

И с капустой убежать.

Проигрыш. Дети хлопают, «зайчик» убегает

Есть у нас огород Повторение движений 1куплета.

И капуста там растет.

Вот такой вышыны,

Вот такой ширины.

Быстрый козлик прибежал В круг выходит «козлик»,двигается

И капусту увидал, поскоками вокруг капусты.

Хочет он ее сорвать

И с капустой убежать.

Проигрыш. Дети громко топают, «козлик» убегает-

Возвращается в хоровод.

В е д у щ и й: Мы капусту охраняли,

Зайке,козлику не дали.

К а п у с т а: Теперь давайте отдыхать,

Пляску будем начинать.

Танец-приглашение

В е д у щ и й: Пролетело лето красное

Наступила осень золотая.

Танец с осенними листьями.

В е д у щ и й: Вот капуста и поспела,

Принимаемся за дело,

Будем квасить и солить,

Чтоб зимой с припасом жить.

Пальчиковая игра «Капуста»

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмично ударяют ребрами ладоней по бедрам.

Раздается в доме стук.

Читайте также:  День лицея. сценарий для начальной школы

Мы капусту нарубили,

Перетерли, Совершают хватательные движения по бедрам.

Посолили Указательный и средний пальцы трут о большой.

И набили плотно в кадку. Шлепают ладонями по бедрам.

Все теперь у нас в порядке. Встряхивают руками.

К а п у с т а : Хлеб да капуста лихого не допустят.

Источник: http://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/vecher-khorovodnykh-igr-kapustnitca/

Вечер хороводных игр «Капустница»

Вечер хороводных игр «Капустница»

Вечер хороводных игр«Капустница»(для детей старшей группы)ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАНачиная с Воздвижения, в течение двух недель продолжались «капустницы» — девичьи посиделки, во время которых заготавливали капусту на зиму.

Говоряят : «Третьи осенины – капуста и медведь именинники», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвигает, тулуп ставили вырезанные из дерева кресты, чтобы уберечь от нечистой силы.

ОБОРУДОВАНИЕФонограмма русской народной песни «Во саду ли, в огороде»; маски дождика, зайца и козлика; салат из капусты.ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦАВедущаяКапуста (взрослый)Дети.***ВедущаяВот и осень наступила,К нам с подарками пришла,Много овощей и фруктовРебятишки принесла.

Сегодня наш праздник посвящён одному овощу.Какому?Отгадайте.Я на грядке уродилась,В сто одёжек нарядилась.Все одёжки без застёжки,

кочерыжка вместо ножки.(Капуста.)

Дни становятся короче,Холоднее с каждым днём,Скоро, дети, мы капусту,Заготавливать начнём.В стародавние времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие.

Испокон веку картошка да квашеная капуста- первое блюдо у русского человека.Ребята, где растёт капуста?( дети отвечают)Пойдёмте на огород.

Игра «Ваня-простота»
Ваня, Ваня-простота Дети идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и

Купил лошадь без хвоста, поставив руки на пояс.Поворачиваются на 180 и Сел задом наперёдИ поехал в огород

двигаются спиной вперёд.

Только конь поторопился, Ускоряют движение

Наш Ванюша и свалился. Приседают.
Бух!

(игра повторяется 2-3 раза)В зал под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» входит К а п у с т а [13].

Капуста (пляшет, напевая )
Во саду ли, в огороде

На грядке я стояла,Белолица, круголицаВесело плясала.В е д у щ а яРазве в огороде пусто,Коль на грядке есть капуста.К а п у с т аЗдравствуйте, ребятки!Вы ко мне пришли, нагрядку?Д е т и.

Да!В е д у щ а яОх, капустка бела!Ох, капустка вкусна!Расскажи нам, капустка,Как ты росла.К а п у с т аПо весне пришла хозяюшка,Посадила капустоньку,Посадила беленькую,Стала дождик проситьКапустоньку полить.

Песня о дожде (по выбору)

К а п у с т аДождик поливает,Капуста подрастает.

Русская народная игра «Дождик»
Дети встают вокруг водящего-«дождика» и поют, показывая движения

Дождик, дождик, пуще! Поднимают руки,встряхивают кистями.

Дадим тебе гущи, Отводят правую руку в сторону и ставят на пояс.

Хлеба краюшку, Отводят левую руку в сторону и ставят на пояс.

Щей черепушку, Соединяют ладони чашечкой.

Дам тебе ложку- Поднимают прувую руку вверх,сжав пальцы в кулак.

Кушай понемножку. Слегка наклоняются в перед,протягивая руки,развернув ладони вверх.

Кто под дождик попадет, Тот у нас плясать пойдет! Дети убегают от «дождика» , пойманные ребята произвольно танцуют, остальные хлопают.К а п у с т а: После дождя солнце красное выглянуло,освятило,обогрело огород.В е д у щ и й: Пойдемте, девки, малину собирать!

Песня «По малину в сад пойдем»

К а п у с т а : Солнце землю пригревает,А хозяйка наставляет.В е д у щ а я :Капуста виласта,Не будь голенаста,Не будь голенаста,Будь пузаста.К а п у с т а: Капуста завивается,Солнцу улыбается.

Р.н.игра «Капустонька»

Сею-вею капустоньку. Дети за ведущим начинают движение по

кругу топающим шагом,

Завивайся,белый кочашок. Постепенно сужая круг,( «улитка»)

Как мне ,капустоньке,не виться,Серой-белой не ломиться.Вечерняя капустонька,Вечерняя белая.Дождик льет-поливает,Серую-белую ломает,Хоровод набирает.Сею-вею капустоньку,Развивайся, белый кочешок. При повторе дети разворачиваются за последним ребенком,который ведет хоровод в обратную сторону.

Пляска «Вейся, капуста» р.н.м.

К а п у с т а: Уродилась я на славу,Голова бела, кудрява.Кто любит щи-Меня в них ищи.В е д у щ и й : Пришло время капусту охранять,Зайцев, козочек на огород не пускать.

Хороводная игра «Гости в огороде»

Дети стоят в кругу , взявшись за руки, вместе с ними в хороводе находятся «зайчик и «козлик». В центре Капуста. Дети идут по кругу и поют на мотив песни «Огородная-хороводная» Б.Можжевелова.

Есть у нас огород Дети идут по кругу и поют.

И капуста там растет.

Вот такой вышины, Поднимают руки вверх,

Вот такой ширины. Разводят в стороны.

Серый зайка прискакал, Вкруг выходит « зайчик»,прыгает,

И капусту увидал, пугается-прижимает ладони к щекам,

Хочет он ее сорвать качает головой.

И с капустой убежать.

Проигрыш. Дети хлопают, «зайчик» убегает

Есть у нас огород Повторение движений 1куплета.

И капуста там растет.Вот такой вышыны,Вот такой ширины.

Быстрый козлик прибежал В круг выходит «козлик»,двигается

И капусту увидал, поскоками вокруг капусты.

Хочет он ее сорватьИ с капустой убежать.

Проигрыш. Дети громко топают, «козлик» убегает-

Возвращается в хоровод.

В е д у щ и й: Мы капусту охраняли,Зайке,козлику не дали.К а п у с т а: Теперь давайте отдыхать,Пляску будем начинать.

Танец-приглашение

В е д у щ и й: Пролетело лето красноеНаступила осень золотая.

Танец с осенними листьями.

В е д у щ и й: Вот капуста и поспела,Принимаемся за дело,Будем квасить и солить,Чтоб зимой с припасом жить.

Пальчиковая игра «Капуста»

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмично ударяют ребрами ладоней по бедрам.

Раздается в доме стук.Мы капусту нарубили,

Перетерли, Совершают хватательные движения по бедрам.

Посолили Указательный и средний пальцы трут о большой.

И набили плотно в кадку. Шлепают ладонями по бедрам.

Все теперь у нас в порядке. Встряхивают руками.

К а п у с т а : Хлеб да капуста лихого не допустят.

Источник: http://kak.znate.ru/docs/index-78616.html

Музыкальный руководитель

Ярунина Татьяна Станиславовна

МАМЕ О КОЛЫБЕЛЬНОЙ

            Колыбельные песни – удивительный дар прошлого. Созданные в веках, они передавались из поколения в поколение, дошли и до нашего времени.

https://www.youtube.com/watch?v=mnXGel0t5_0

Однако  современные мамы в большинстве своем не поют колыбельных. Одни говорят, что не знают и не умеют петь. Другие ссылаются на занятость и отсутствие соответствующего настроения. Третьи прямо заявляют, что темп жизни вытеснил из обихода колыбельные, поэтому они не нужны младенцу: пусть привыкает к современным ритмам.

Со всей убежденностью утверждаем, что эти точки зрения не только ошибочны, но и пагубны. Почему? Потому что материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие.

Современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки, как и во все времена.

Между тем многие мамы, по их признанию, не отличаются эмоциональностью, не умеют проявлять свою любовь к ребенку, стесняются ласкать его, боясь показаться несовременными. Искусство пестования малютки им незнакомо.

Этим искусством в совершенстве владели наши прабабушки. Оно не утрачено, потому что нашло отражение в фольклоре для маленьких, русском поэтическом слове.

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение. Действуют на ребенка успокаивающе, Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

Материнские песни несут свет и добро, в народной педагогике они рассматриваются как обереги.

Колыбельнапрежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком, заботой о его благополучии и здоровье.

В ряде старинных колыбельных песен кот выступал хранителем детской колыбели. Не случайно существовал обряд класть кота в колыбель, прежде чем положить в нее ребенка. С течением времени обряд забыли, но кот остался персонажем колыбельных песен:

Уж я Ванюшку качала,                           За работу заплачу:

            Уж я котику кричала:                            Дам я мяса кусок,

            Приди, котик, ночевать,                      Молока туесок!

            Мово Ваню покачать.                            Бай да бай,

            Уж я серому коту                                    Ты, Ваня засыпай!

В колыбельных песнях часто поется о гулях – голубях, которые прилетают к колыбели, мирно воркуют убаюкивают дитя.

                                        Ой, люшеньки-люли,                      Стали гули ворковать,

            Прилетели гули,                              Стали гули ворковать,

            Сели гули на кровать,                   Стал мой мальчик засыпать.

При пении мама может легонько, в такт мелодии, поглаживать малыша по спинке, как бы дополнительно подтверждая свое присутствие и защиту.

Вспомним, какую роль отводили наши прабабки песне, где говорилось о богатстве, здоровье, прекрасном будущем ребенка? Так, они как бы закладывали будущее ребенка. Думая о малютке доброе, светлое, современная мама тоже прогнозирует, «материализует» будущее.

ДЕТСКИЕ  КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

 Игры– своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается  умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

         Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества.

В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счёту, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Читайте также:  Обучение детей музыке. полезные советы и рекомендации для родителей

Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьёзные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.  Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмёшь?

Русская народная игра «МУХА»

На земле очерчивается круг. В центр вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева – стараются сбить «муху» с кола.

У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать её на кол.

Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять своё место, становятся караульщиком у «мухи».

Башкирская игра «КОННОЕ СОСТЯЗАНИЕ»

Игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Игрок – «конь» — руки назад-вниз, берётся за руки с наездником. Кто первый (наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.

Русская народная игра «В ПЕРСТЕНЬ»

Дети сидят, ладошки сложены перед собой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному незаметно кладёт «колечко» (камешек),  приговаривает:

Я по лавочке иду,

Зачем перстень хороню.

В матушкин теремок.

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать.     

Мне вам не сказать, не сказать.

Сидящие отвечают: Мы давно уже гадали.

      Мы давно перстень искали.

      Все за крепкими замками,

      За дубовыми дверями.

Один из играющих отгадывает, у кого спрятан перстень. Если отгадает, эти двое бегут в разные стороны. Кто первый сядет на свободное место, тот водящий.

Татарская народная игра «ПРОДАЁМ ГОРШКИ»

Дети делятся на две группы («горшки» и «хозяева»). «Горшки» стоят на коленях, «хозяева» позади «горшков», руки за спиной. Ведущий за кругом, касается хозяина «горшка». Хозяин и водящий бегут по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее займёт место за «горшком», тот и победил. Оставшийся становится ведущим.

Русская игра «ДЕДУШКА МАЗАЙ»

Выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие  движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать и др.) Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал – тот «Мазай».

Русская народная игра «КАПУСТА»

На середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чём говорит:

Я на камешке сижу,                     В огород не прибегали

Мелки колышки тешу,               Волк и птицы,          

Мелки колышки тешу,              Бобёр и куницы,

Огород горожу.                                     Заинька ушастый,

Чтоб капусту не украли,          Медведь толстопятый.   

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснётся рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унёс больше капусты – победитель.

Источник: http://xn--63-6kcatbfv9a4cacm.xn--p1ai/?page_id=465

Пальчиковая гимнастика для развития речи

Пальчиковая гимнастика для развития речи

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика.

Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Печем пироги»

Тесто мнем, мнем, мнем!
(ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто) Тесто жмем, жмем, жмем!

(малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно)

Пироги мы испечем!

(руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Замочек»

На двери висит замок
(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы) Кто его открыть бы мог? Покрутили,

(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

Потянули,

(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)

Постучали,

(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли!

(расцепляем пальцы)

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «зайчик с барабаном»

Указательный и средний пальчики подняты вверх (это уши зайца), мизинец и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец стучит по безымянному и мизинцу. Барабанит зайчик в барабан.

Там-там-там. Там-там-там.

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Ноги шли по дороге»

Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ
(на каждый «топ» медленно ставим на поверхность стола поочередно правую и левую руку, изображая движения ног) Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ

(строчка читается в более быстром темпе, указательный и средний пальцы руки передвигаются по поверхности стола, имитируя бег)

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Мальчик-пальик»

Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику Пальчик-мальчик, где ты был?

(поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

С этим братцем в лес ходил.

(разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил.

(разгибаем средний пальчик)

С этим братцем кашу ел.

(разгибаем безымянный пальчик)

С этим братцем песни пел.

(разгибаем мизинчик)

Источник: http://3-years.ru/razvitie/palchikovaja-gimnastika.html

Конспект занятия по знакомству детей с русским народным творчеством через народные игры в старшей группе «Капуста. Ручеек. Пчелы» — ДетсадКлуб

Автор: Головастикова Татьяна Валерьевна, МАДОУ № 29 «Радуга» (г. Домодедово).

Цель занятия:

— продолжать знакомство детей с русским народным творчеством;

— закрепить знакомство с характерными особенностями русского народного творчества через народные игры;

— закрепить названия и правила русских народных игр;

— закрепить представления о повседневной жизни наших предков (их быте, труде, мировоззрении);

— развивать мышление и речь;

— продолжать учить играть в команде, согласовывать действия друг с другом.

Воспитывать желание быть наблюдательным, развивать у детей зрительную память, воображение, творчество, продолжать воспитывать командный дух, слаженность действий.

Оборудование и материалы:

Для воспитателя: магнитофон, кассета с народной музыкой.

Для детей: раздаточный (карточки с пчелками, цветами).

Предварительная работа: рассказ воспитателя о народном быте русского народа, обычаях, народных праздниках, русском фольклоре, рассматривание картин о народных промыслах (хохлома, жостовская роспись, гжель, матрешка, дымковская игрушки, русский традиционный костюм), чтение художественных произведений.

Словарная работа: закрепить названия народных игр, народных промыслов, камушек, колышки, куница, припадают, улей, таскают.

Ход занятия:

«Капуста». Рисуется круг – «огород». На середину круга играющие складывают шапки, варежки, шарфы, платки и прочее, обозначающее одежду капусты. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят выбирается «Хозяином» огорода. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин», изображая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки держу.

Мелки колышки держу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и куница,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого «Хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Игрок, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

«Ручеек». Воспитатель включает музыку, напоминающую журчание ручейка. Дети выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара детей, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих, и становится впереди. И т.д. Игру можно проводить и в обратном направлении.

Игра может проводиться в любом темпе, самое важное – не терять плавности и непрерывности «ручейка».

«Пчелы». Дети по считалке делятся на две равные команды. Одна команда детей — «пчелы». Другая команда детей — «цветы». Детям надеваются отличительные значки: «пчелкам» — картинки пчел, «цветам» — картинки различных цветов.

Воспитатель включает музыку. «Пчелы» летают, бегают за цветами пока звучит музыка. Воспитатель выключает музыку, тогда «пчелы» ловят «цветы». Каждая «пчелка» жужжа, должна поймать свой «цветок». «Цветы» при этом говорят:

Пчелки летают,

К цветам припадают,

Медок собирают,

В улей таскают.

«Пчела», поймавшая «цветок», говорит: «Замри!», и цветок стоит на месте, не двигаясь. Замешкавшийся игрок выбывает. Остаются нечетное количество или «пчел», или «цветов». Игра продолжается.

В зависимости от того, какая команда остается в большинстве, то выбывает замешкавшийся игрок или «пчел», или «цветов». Выигрывает та команда, которая оказалась более проворной.

«Пчелы» и «цветы» могут поменяться ролями, и игра начинается сначала.

Источник: http://www.detsadclub.ru/metodicheskaya-kopilka/29-vospitatelu/games/1174-konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-detej-s-russkim-narodnym-tvorchestvom-cherez-narodnye-igry-v-starshej-gruppe-kapusta-rucheek-pchely

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector