Игра – путешествие по математике для старших дошкольников

Игра – путешествие по математике для старших дошкольников

Алилуева Юлия Вячеславовна
Воспитатель высшей категории МБДОУ ДС КВ № 300 г. Челябинск

Цель: развивать умения детей самостоятельно выполнять математические задания в условиях соревнования.Задачи: •    Воспитывать интерес к математическим заданиям.  •    Продолжать работу по развитию пространственных представлений, умение решать математические задачи, закреплять знания геом. фигур.•    Развивать смекалку, находчивость, память,  умение сосредоточится.

Оборудование и материалы: Корабль, построенный из деревянного конструктора большого размера- на корме стоят стульчики по количеству детей, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Моряки», костюм для капитана корабля (воспитателя): бескозырка, подзорная труба, свисток, тельняшка. Два конверта с набором геометрических фигур, разрезанных на 5 частей; карточки с числами от 1 до 10;рисунок корабля, составленный из геометрических фигур, 4 картинки с изображением островов: «Расставляй-ка» (остров из геом. фигур), « Бравые военные», «Угадай-ка» (математические задачи) и «Цифрознайка». Магнитофон, аудиозаписи с детскими песнями из м/ф «В порту», «Чунга-Чанга» (сл. Ю. Энтин, муз. В. Шаинский), фишки для оценивания правильных ответов — спасательные круги,  два листа формата А4 и цветные карандаши (два набора).

Предварительная работа: проведение сюжетно-ролевой игры по теме «Моряки», конструирование – построение корабля из конструктора большого размера, знакомство с геометрическими фигурами, проведение с детьми игр, направленных на развитие пространственных представлений, знание числового ряда.

Разучить математические задачи с детьми (матросами), разделить детей на две команды.Ход мероприятия: Дети командами  заходят в группу под песню «Мы пришли сегодня в порт» (сл.С. Козлов, муз. М. Минков) и встают около постройки корабля. За ними входит воспитатель в костюме капитана.

Капитан: Внимание! Внимание! Объявляется соревнование! Кто умеет считать И геометрические фигуры различать, Приглашаются играть!Ого, сколько пассажиров пришло на мой корабль «Геометрик»!Вы любите путешествовать?Дети: Да!Капитан: Тогда приглашаю Вас в необычное путешествие по островам , в  страну Числяндию. Но нужно соблюдать правила поведения: быть доброжелательными.

А для этого я вас попрошу поближе встать и заданья выполнять.Все дышите! Не дышите!Встаньте прямо, помашите!Руки кверху поднимите!Всё в порядке, опустите!Наклонитесь, разогнитесьИ друг другу улыбнитесь!Приглашаю командам занять места на корабле!Дети под музыку рассаживаются под музыку на стульчике на корме корабля.Капитан смотрит в подзорную трубу.

Капитан: Осторожно, прямо по курсу остров!(вывешивается картинка с изображением острова, на котором все предметы составлены из геометрических фигур)Что-то он какой-то странный?Дети: Предметы состоят из геометрических фигур.Капитан: Вспомнил, это остров Расставляй-ка. Чтобы всё расставить на места, И порядок был всегда,Назовём команды так ТРЕУГОЛЬНИК и КВАДРАТ.

Вот конверты эти вы возьмёте и эмблемы для команды соберёте.(воспитатель выдаёт каждой команде по конверту с разрезанными на пять частей геом. фигурами — квадрат и треугольник)Команде победителю я вручу фишку спасательный круг. Ребята, скажите, а на что он похож?Дети: Цифра ноль, буква О, баранка, колесо и т.д.

Капитан:Молодцы! А теперь приступайте к составлении своей  эмблемы, но помните, что нужно действовать дружно!(дети на столах из разрезных частей собирают фигуры)Капитан: Это ещё не все задания. А теперь внимательно рассмотрите рисунок острова (команда КВАДРАТ) и корабля (команда ТРЕУГОЛЬНИК).

Ответьте на вопросы:o    Сколько всего геометрических фигур использовано?o    Сколько треугольников; квадратов, кругов, прямоугольников и овалов?o    Чем отличается треугольник от квадрата; круг от прямоугольника и т.д.Многие морские путешественники делают в плаванье зарисовки: интересных мест, необычных морских обитателей.

Я предлагаю каждой команде нарисовать остров и корабль по памяти. (дети за столом делают коллективные рисунки под песню «А дельфины добрые» (сл. О. Анофриев, муз. М. Минков)Капитан: Молодцы! А теперь оцените рисунки другой команды, сравнив с образцом.Продолжим наше плаванье. Справа по курсу остров бравых военных.

А теперь стройся в ряд! Посмотрите на остров – Каждый из вас теперь – солдат! Будете маршировать и команды выполнять. Командира слушать нужно,Выполнять команды дружно!Тот выиграет соревнование,У кого хорошее внимание!Игра на формирование пространственных представлений «Оловянный солдатик».Команды выстраиваются в линию.

Победителем считается та команда, которая более точно выстроится в заданном направлении. Шаг назад, два вперёд,Кругом поворот.Шаг направо, шаг налево,Вперёд два шага смело!Сделай влево шага триОглянись и замри! Прежде чем отправится в плаванье, давайте повторим эти движения вместе.

Матрос 2: Капитан, смотрите остров Угадай-ка!Капитан: Причаливаем! На пристани нам оставили конверт, а в нём…Веселее математические задачки! А мои матросы сейчас их  вам зададут. Объясняйте свои ответы и получайте фишки –спасательные круги.1 матрос: На полянке у реки жили майские жукиДочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать? (4)2 матрос: На  полянке у пенькаВолк увидел два грибка.А подальше у сосныОн нашёл еще один.Сколько волк нашел грибов? (3)3 матрос: Дарит бабушка-лисицаТрём внучатам рукавицы:- Это вам на зиму, внуки,Рукавичек по две штуки.Берегите, не теряйте.Сколько их, пересчитайте? (6)4 матрос: Восемь кубиков у Саши, Ещё один кубик у Паши.

Вы кубики эти сосчитайте дети! (9)Молодцы! 1 матрос: Капитан! С острова «Цифрознайка» получен сигнал SOS. Там был ураган, и порядок чисел нарушился. Давайте им поможем?!Дети: Да!Капитан: Жители острова собрали рассыпавшиеся числа в волшебный мешочек.

Каждый из команды Квадрат и Треугольник достаёт карточку с числом, и пока звучит музыка, вам нужно построиться по порядку ваших чисел.Капитан включает весёлую музыку «Чунга-чанга» (сл. Ю. Энтин, муз. В. Шаинский).Капитан: А теперь давайте проверим порядок (считаем вместе от одного до десяти). Жители Острова дарят вам ещё фишки, и благодарят за помощь.Капитан: Внимание! Внимание!Прошу всем подняться на корабль, наше путешествие подходит к концу. Каждая команда подсчитывает заработанные фишки и определим победителя.1 матрос: Дети дружно так играли И не капли не устали. Прокричим, все, детвора, Победителям УРА!Пока мы плывём домой, давайте вспомним, какие острова мы посетили? Что делали? Что вам больше всего понравилось?Спасибо вам, ребята, что посетили страну Числяндию. Отправитесь  в следующее путешествие?

До скорой встречи!

Источник: http://doshkolnik.ru/matematika/8389.html

Проект «Весёлая математика» для старших дошкольников

Проект «Весёлая математика» для старших дошкольников

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе.

В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

Развивающие задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы.

Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:

  • Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
  • Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.
  • Исходить из интересов ребенка.
  • Не злоупотреблять подсказками.
  • Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения.Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку.Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
  • Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал.
  • Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.
  • Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.
  • Исходить из постепенного усложнения заданий.
  • Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.
  • Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
  • Поощрять самостоятельность.

Если ваш ребенок непоседа, разрешите ему побегать по ортопедическому коврику. О его пользе прочитайте в нашей статье.

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.

К математическим играм принадлежат задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Чтобы найти ответ, необходимо проанализировать условия задачи, ознакомиться с ее содержанием и понять, что требуется делать.

Поиски решения заключаются в применении мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Игры для младших дошкольников

Игра «Составь последовательность чисел». Ребенку даются перемешанные карточки с цифрами от 1 до 5 или 10, а он должен разложить их в правильной последовательности.

Задание «Сосчитай предметы». Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры. Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

Задание «Божьи коровки». Надо на тельце насекомого нарисовать указанное количество точек.

Игры для старших дошкольников

Игра «Сравни число». Взрослый предлагает ребенку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8. За каждый правильный ответ можно давать солнышко или флажок.

Задание «Найди соответствие примерам». На специальном бланке слева расположены серии картинок, а справа — примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример.

Головоломки рекомендуют предлагать детям старшего дошкольного возраста. Самыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания — составление, трансформация различных фигур. Для выполнения задания надо подготовить счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур.

Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Читайте также:  Дидактическая игра для младшей группы детского сада «разноцветная посуда»

Задачи для дошкольников

«Составление предметов по картинкам». Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры». Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

«Геометрические примеры». Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

«Сосчитай фигуры». Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.

Игры для младших дошкольников

«Составь картинку». Ребенку дается стандартный набор фигур и простенькие картинки с изображением разных предметов. Ориентируясь на образец, ребенок должен сложить картинки.

Игры для старших дошкольников:

«Составь силуэт животного или насекомого». Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются — они должны действовать по своему замыслу.

«Предметы из кубиков». Глядя на изображение предмета, дошкольник из кубиков строит такой же.

Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.

Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику.

Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение. В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия.

Математические загадки — это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.

Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора.

По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные.

Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

Примеры шуточных задач

  • 2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль?
  • Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг. Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах?
  • Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты?

Занимательные вопросы

Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то.

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

Игры и математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.

Игры для младших дошкольников

«Закончи рисунок». Ребенку дается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Задача — нарисовать небольшой рисунок, в основе которого нужная геометрическая фигура. Например, из круга можно нарисовать снеговика или часы, из квадрата — телевизор, портфель.

Пример игры для старших дошкольников

«Домики». Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах. Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.

Универсальные игры

«Нарисуй картинку по цифрам». Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

  1. А. Болошистая «Математика вокруг тебя». Рабочая тетрадь включает задания на формирование математического мышления. Предназначена детям 4-5 лет.
  2. К.В. Шевелев «Математика для дошкольников». Рабочая тетрадь состоит из развивающих заданий, адресованных детям 6-7 лет. Занятия рассчитаны на подготовку к школе.
  3. Л.Г. Петерсон «Раз — ступенька, два — ступенька». Серия пособий призвана формировать математический образ мышления, воображение, способность к анализу.
  4. М. Дружинина «Большая книга досуга». В книгу входят ребусы, загадки, головоломки. Задания призваны развивать аналитическое мышление, расширять кругозор, активизировать воображение.
  5. О. Жукова «Математика для дошкольников». В книжке-раскраске собраны игровые упражнения, которые научат ребенка счету до 10, помогут развить восприятие и логику.

Правильное направление: обучение должно быть без принуждения

Источник: http://vekoff.ru/poleznye-sovety/dom-i-semya/12189-proekt-vesjolaya-matematika-dlya-starshikh-doshkolnikov

Нод по математике для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «космическое путешествие»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 27 «Микки – Маус»

ХМАО город Сургут.

НОД

ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

подготовила воспитатель:

Кутузова Елена Николаевна

г. Сургут, 2016

Цель: Закрепить знания и умения детей по математике.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания о геометрических фигурах, Совершенствовать знания по порядковому счету.

Развивающие: Развивать логическое мышление. Закреплять и расширять пространственные представления.

Речевые: Развивать связную речь, поощрять высказывания детьми собственных ассоциаций. 

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, и уважительное отношение между детьми.

Материал: магнитофонная запись, счетные палочки, геометрические фигуры (блоки Дьенеша), два обруча, схема ракеты, три яблони с яблоками на которых математические примеры, три корзины, схемы геометрических фигур.

НОД по математике « Космическое путешествие»

Воспитатель: Внимание! Внимание! Внимание! Всем! Всем! Всем! Спешу сообщить ребятам, которые любят фантастику и приключения, что сегодня нас ожидает таинственное и захватывающее событие. Нам предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами неизведанными открытиями.

Воспитатель: ребята, а вы хотите отправиться в космос?

Дети: Да!

Воспитатель: нам необходимо определить точное время нашего отправления.

— Какой сейчас месяц?

Дети: сейчас месяц март.

— К какому времени года относится март?

Дети: март это месяц весны.

— Какое сегодня число?

Дети: сегодня25 число.

— Какой сегодня день недели?

Дети: сегодня вторник.

— Какой по счету день недели вторник?

Дети: вторник второй день недели.

Воспитатель: и так наше путешествие будет проходить 25 марта во вторник.

Воспитатель: на чем можно полететь в космос

Дети: в космос можно полететь на ракете.

1 задание.

Воспитатель: ребята нам надо нарисовать ракету, чтобы отправиться в космос. Для этого мы должны по очереди соединить цифры от 1 до 7. Вставайте друг за другом и приступаем.

При выполнении задания участвуют 8 детей.

Воспитатель: Наша ракета готова и мы можем отправиться в путешествие. Занимайте место в ракете и отправляемся. Для этого необходимо сосчитать от 10 до 1, считаем все вместе.

Воспитатель: мы прилетели на неизведанную планету, эта планета называется «Собирай-ка». Занимаем места (дети рассаживаются за столом).

Воспитатель: но пока мы летели, что-то мелькало за иллюминаторами ракеты. Это метеоритный поток. Что такое метеориты?

Дети: метеориты это космические тела разных размеров, вторгающиеся на больших скоростях в атмосферу Земли.

2 задание.

Воспитатель: посмотрите, какие разные по формам метеориты пролетали мимо нас.

Воспитатель: на какие геометрические фигуры они похожи?

Дети: оранжевый треугольник, зеленый квадрат, синий прямоугольник, красный ромб, фиолетовая трапеция.

Воспитатель: какая из этих фигур лишняя?

Дети: лишний треугольник, потому что у него три угла, а у остальных фигур четыре).

Воспитатель: на какие геометрические фигуры похожи эти метеориты?

Дети: зеленый треугольник, зеленый круг, синий овал, зеленый прямоугольник.

Воспитатель: какая из этих фигур лишняя?

Дети: лишний овал, потому что он синего цвета.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чтобы метеориты не причинили вред ракете, инженеры конструкторы придумали специальные люки «Ловушки» в них попадают метеориты и остаются там.

3 задание. (Игра с блоками Дьенеша, и двумя обручами)

Воспитатель: в 1 отсек попадают только желтые круглые.

Во второй отсек все круглые. А в третий отсек попадают только желтые фигуры (воспитатель ставит схемы, и дети приступают к заданию).

Воспитатель: ребята вы молодцы все геометрические фигуры разложили по своим отсекам. Но нам надо отправляться дальше. Мы попадаем на планету «Плодородия».

Воспитатель: говорят, что космонавты это люди очень умные и внимательные и мы сейчас это проверим. Перед вами растут три яблони, а под ними корзинки в корзинки можно сложить только те яблоки с какой яблони они упали, для этого нам надо решить примеры. Соберем яблоки в корзинки.

Дети: соберем.

Задание 4.

яблоня 6 яблоня 8 яблоня 10

Корзинка 6 Корзинка 8 Корзинка 10

3+3 =6 6+2=8 6+4 = 10

4+2 =6 9 -1 =8 15 -5=10

8-2=6 10 -2=8 8+2=10

Физкультминутка.

Ногу правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немножко потрясем.

Читайте также:  Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам

Руку левую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немножко потрясем.

Ухо левое вперед, а потом его назад, а потом опять вперед и немножко потрясем.

Воспитатель: ну что ребята отдохнули нам пора двигаться дальше. Мы отправляемся к следующей планете «Палочка смекалочка».

(дети рассаживаются за столами). 5 задание.

Воспитатель: возьмите 6 счетных полочек и постройте из них дом.

Воспитатель: какие геометрические фигуры получились?

Дети: треугольник и квадрат.

Воспитатель: возьмите еще 2 палочки и поставьте их так, чтобы у вас получился прямоугольник и треугольник.

Воспитатель: Сколько палочек потребовалось, чтобы у вас получился прямоугольник и треугольник?

Дети: 8 палочек.

Воспитатель: возьмите еще 4 палочки и поставьте их так, чтобы у вас получилась ракета.

Воспитатель: из каких геометрических фигур состоит ракета?

Дети: ракета состоит из трапеции, прямоугольника и треугольника.

Воспитатель: из космического центра земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю. Становитесь возле ракеты, и мы отправляемся домой. Начинаем отсчет времени от 10 до 1.

Воспитатель: ракета совершила мягкую посадку, благодаря слаженной и дружной работе экипажа. Большое всем спасибо.

Воспитатель: ребята вам понравилось путешествие

Дети: Да.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали? Что понравилось и запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Список используемой литературы:

1.Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает — Москва: Просвещение, 1991.

2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.-

Санкт-Петербург: Акцидент, 1997.

3. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба, и игра – математика — Ярославль:

Академия развития, 2000.

4.Ёлкина Н.В., Тарабарина Л.И. Тысяча загадок -Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Поморева И.А,Позина В.А. Занятие по формированию элементарных математичес- ких представлений- М. «Мозаика- Синтез», 2008

6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика.- В. «Учитель», 2007.

Источник: https://multiurok.ru/files/nod-po-matiematikie-dlia-dietiei-starshiego-doshkol-nogo-vozrasta-5-6-liet-kosmichieskoie-putieshiestviie.html

Конспект НОД для детей старшего возраста «Путешествие на планету математики»

Конспект НОД для детей старшего возраста «Путешествие на планету математики»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Задачи:

1)Закрепить навыки счета в пределах 10 и умение составлять числовой ряд.

2)Закрепить знание детьми геометрических фигур, понятия «четырехугольники», «многоугольники».

3)Познакомить детей со знаком «плюс».

4)Закрепить умение сравнивать числа, используя знаки «>» и  «< ».

5)Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме «Космос», беседа: «Все о  космосе», решение простых арифметических задач, чтение рассказов о космических путешествиях,  с  /р  игра «Космическое путешествие».

Демонстрационный материал: изображение ракеты из геометрических фигур, математический знак «+», таблица «Состав числа 6», изображения 6 ракет, изображения геометрических фигур(3 четырехугольника и 1 пятиугольник).

Раздаточный материал: наборы цифр (от 1 до 10) на каждого ребенка, ракета с примерами на каждого ребенка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу.

-Приглашаю всех детей

В путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

Пусть не в Антарктиду,

Не в Арктику-

На планету Математики.

Мы сегодня отправимся в космическое путешествие. На чем можно полететь в Космос?

Испытать себя хотите,

На корабль поспешите.

На корабль нет билетов,

Служат пропуском ответы.

-Нужно правильно ответить на все вопросы. Начнем нашу разминку.

1)Сколько лап у мухи?

2)Сколько колес у грузовика?

3)Чем отличается квадрат от прямоугольника?

4)Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Назовите пятый день недели.

5)Сколько месяцев в году? Сколько дней в неделе?

6)Какой месяц лишний: сентябрь, октябрь, декабрь, ноябрь?

7)Что такое солнце?

8)Почему нельзя лететь в космос на самолете?

-Молодцы! Вы отлично справились!

Ждут нас быстрые ракеты (руки домиком)

Для полетов на планеты (кружимся),

На какую захотим, (поочередно руки вперед)

На такую полетим  (на носочки, руки вверх).

-Я всех вас принимаю в отряд космонавтов. Прошу вас занять свои места.

За нашим полетом будут следить операторы, отмечать на экране, как быстро летят наши ракеты, как дружно и правильно вы будете выполнять задания.Чтобы наша ракета отправилась в полет, вы должны отгадать, из каких геометрических фигур ее сконструировали и сосчитать фигуры.(на доске изображение ракеты)

Сколько на чертеже треугольников?(7)

Сколько на чертеже квадратов?(1)

Сколько на чертеже прямоугольников?(2)

Какие еще на чертеже есть фигуры? (круг и трапеция)

Вы отлично справились с заданием!

Приготовиться к запуску ракеты: надели шлем, пристегнули ремни.

Начинаем обратный отсчет:10, 9, 8—-1,0-пуск!

Наша ракета набирает нужную высоту.

-На ваших приборах вы видите цифры. Цифры в невесомости все перепутались и встали не по порядку. Исправьте ошибку.

Приборы в порядке!

Увеличьте 5 на 1, уменьшите 7 на 1, увеличьте 8 на 1,уменьшите 10 на 1

(дети поднимают нужную цифру)

Прямо по курсу планета Математики! Приземляемся!

Какие математические знаки вам знакомы?

Мы познакомимся на этой планете с еще одним математическим знаком.

Сосчитайте, сколько ракет прилетело на космодром?(5)

Обозначим количество ракет цифрой 5.

На космодром прилетела еще одна ракета. Теперь ракет стало больше или

меньше? Мы соединили 5 ракет и 1 вместе. Это можно записать с помощью математического знака «+». Мы используем этот знак, когда нам надо увеличить число.

Послушайте, как можно прочитать эту запись: «пять плюс один», «к пяти прибавить один».

Сколько всего ракет стало на космодроме? Как мы получили число 6?

Давайте прочитаем эту запись двумя способами.

Как еще можно составить число 6? (дети рассказывают состав числа 6).

На моих приборах высветилась запись, прочитайте ее, используя новый знак.

(3+3=6,4+2=6,6+0=6).

Что означает новый знак?

Высаживаемся! (дети встают полукругом)

Продолжаем путешествие по планете. Посмотрите вверх, вниз, налево, направо. Справа по курсу островок Геометрических фигур. Найдите лишнюю фигуру(пятиугольник) Почему он лишний?

Как назвать одним словом эти 3 фигуры? (четырехугольники)

Как назвать одним словом все фигуры? (многоугольники)

Космонавты всегда занимаются спортом, и мы сделаем физминутку.

1-подняться, потянуться.

2-согнуться, разогнуться.

3-в ладоши 3 хлопка.

Головою 3 кивка.

На 4 –руки шире,

5-руками помахать.

6-на носочки сесть,

7,8-лень отбросим.

Внимание! Нам пришла радиограмма!

Читаю: «Помогите  нам!»

Займите свои места. На столе у вас листочки с цифрами и точками.

Если соединить все цифры по порядку, вы увидите, кому нужна была

помощь! (получаются роботы) Роботы попали под метеоритный дождь и чуть не погибли. Но вы их спасли. Вы отличная команда!

Нас ждут занимательные задачи на планете математики.

1)Над рекой летели птицы: голубь, щука,2 синицы.

Сколько птиц всего летело?

2)В аквариуме жили черепахи. Света насчитала у них 8 лап.

Сколько черепах живет в аквариуме?

3)На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?

У вас на столе лежат маленькие ракеты, переверните их. Здесь задание:

нужно сравнить числа, используя знаки «< » , «>».

А в окошке-иллюминаторе надо нарисовать знак, с которым мы сегодня

познакомились.

Молодцы!

Внимание! Начинаем приземление! Обратный отсчет: 10,9,8-1-посадка!

Что вам сегодня понравилось и запомнилось в путешествии? Конечно, мы побывали на воображаемой планете, но я хочу вас похвалить.

Вы были дружной и слаженной командой!

Каждый — просто молодец!

Путешествию — конец.

С математикой дружите.

Знания свои копите.

Пригодятся вам везде

В космосе и на земле!

Источник: http://xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/load/matematika/matematika_v_detskom_sadu/konspekt_nod_dlja_detej_starshego_vozrasta_puteshestvie_na_planetu_matematiki/25-1-0-2341

Конспект занятия по фэмп «путешествие в страну математики» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по фэмп «путешествие в страну математики» для детей старшего дошкольного возрастаСоциальные кнопки для Joomla

выполнила:

воспитатель

МБ ДОУ ДС № 6 «Голубок»

ст. Шаевская

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФЭМП

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ»

для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: познавательное  развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ.

Программное содержание:

Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.

Задачи:

  • закрепить счет в пределах 10;
  • умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
  • уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве;
  • закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
  • упражнять в порядковом счете;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Материалы и оборудование:

  • воздушный шар,
  • конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника),
  • корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6),
  • шкатулка с призами,
  • карточки с цифрами от 0 до 10,
  • кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
  • палочки Кюизенера,
  • блоки Дьенеша;
  • слово « ПОБЕДА» на кругах.
  • дидактическая игра «Живая неделя».

Предварительная работа:

  • игры с блоками Дьенеша,
  • игры с палочками Кюизенера,
  • игры на ориентировку в пространстве.

 Перейти к конкурсам для педагогов и воспитателей 

Ход НОД:

Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:

  1. пустой – на нём дети будут собирать картинку.
  2. Блоки Дьенеша на подносе, четыре прозрачные коробки, карточки – обозначения свойств блоков Дьенеша.
  3. Палочки Кюизенера (индивидуально на каждого).
  4. Д/И: «Живая неделя» — части лежат хаотично, цветной стороной вниз.
  5. Карточки с цифрами, разложены хаотично.
  6. Резиновый мяч.

Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Учёный – Математик».

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры. Воспитатель:  Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.

Читайте также:  Лепка фигур из пластилина

(открываю конверт — в нем разрезная картинка и письмо).

Воспитатель:  Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам.
Дети: Собрать картинку.

Дети собирают картинку.
Воспитатель:  Все ясно! Это написал нам Учёный-математик!

Слайд 1/На экране появляется Учёный – Математик/

Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное! Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот учебный год. И я хотел бы вас поздравить с успешной учебой.

Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей).

Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка».

Дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточка с цифрой, и соответствующие цифры, заранее расположены по всей группе. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. За выполненное задание дети получают медальон с буквой и ключ).

Воспитатель:  Ну что, ребята, начнем наше путешествие!? (один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»).

Посмотрите, какая цифра здесь написана? Правильно, где эта цифра – здесь наше первое испытание.

Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель:  «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём! Для начала, Учёный – математик предлагает вам математическую разминку.

Математическая разминка.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

  1. Сколько ушей у двух собак? (4)
  2. Сколько дней в неделе? (7)
  3. Сколько глаз у светофора? (3)
  4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
  5. Сколько солнышек на небе? (1)
  6. Сколько носов у двух котов? (8)
  7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
  9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
  10. Какое число больше 8, но меньше 10?

(После выполнения задания дети получают первый медальон). Воспитатель:  Молодцы! Мы добыли первую подсказку- медальон, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску. (Ребенок достает мяч с числом «2» и находят соответствующую цифру).

Воспитатель:  Назови, какая это цифра?

Ребёнок: Два.

Воспитатель: И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур.

 Слайд 2./Замок из геометрических фигур/

 Вот какой красивый замок у Учёного-Математика. Какие геометрические фиугры вы видите, назовите?

Дети: Прямоугольники, квадраты, овалы, круги, ромбы, трапеции.

Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).

Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры?

Дети за столом составляют группы и геометрические фигуры.

1.по форме

2.по цветам

3.по ширине

Дети поочерёдно складывают блоки, а воспитатель меняет карточки.

Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.

Воспитатель:  Чтобы получить медальон, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»

Дидактическая игра:  «Да-нет»

Цель:  обучать мыслительному действию, работать с  недостатком данных.

Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:

— она желтая( синяя, красная)

— у нее есть углы (Да)

— у нее 3 угла (4 угла)

— она маленькая (Нет)

— она толстая.(Да)

Слайд 3/Загаданная фигура появляется на экране/

Медальон ставим на доску.

Воспитатель: Приготовьте свои ручки.

Пальчиковая игра:

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть!

Разбудили дом, соседей –

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять десять –

Веселятся все!

Но пора обратно всем –

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть – калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

Воспитатель:  Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!

Берут следующий мяч под цифрой 3.

Воспитатель:  Ребята! Сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера.

Слайд4/Фигуры,составленные из палочек Кюизенера/

Работа с палочками Кюизенера

Воспитатель:  И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой.

Слайд 5 /На экране появляется лесенка/

Работа с палочками

Воспитатель:  какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.

Дети: голубая

Воспитатель:   какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует.

Дети: красная, четыре.

Воспитатель:  какая по счету синяя палочка и т.д.

Дети:  девятая

Воспитатель:   Какому числу соответствует жёлтая палочка? Дети: Пять.

Воспитатель: Из каких палочек можно составить жёлтую палочку.

Дети: Из пяти белых;

— из 1 белой и 1 красной,

— из 1 розовой и 1 голубой.

— 2 белые и 1 голубая,

— 3 белые и 1 розовая.

Воспитатель:  Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду!

Медальон выставляют на доску и берут мяч с числом «4»).

Воспитатель:  А теперь мы с вами попадаем в город времени. Слайд 6/Сказочный город/

Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.

Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.

Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующии числа точками.

Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – красный – 1точка,

вторник – оранжевый – 2 точки,

среда – желтый – 3 точки,

четверг – зеленый – 4 точки,

пятница – голубой – 5 точки,

суббота – синий – 6 точки,

воскресенье – фиолетовый – 7 точек.

Дети берут по одной карточке.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Дети выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);

— пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);

— воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);

— суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».

Воспитатель:  Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.
Воспитатель:  А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.

(ребенок берет мяч с числом 5. Выполняют задание).

И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам. Слайд 7/Цифры/

Воспитатель:  На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?

Дети: Нет.

Воспитатель: Чтобы получить наш следующий медальон — нам надо выполнить задание. Выложите все цифры правильно в порядке возрастания.

Дети выкладывают числовую прямую.

Воспитатель: Проверьте себя. Посмотрите на экран.

Слайд 8 /Задание/

Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.

ребёнок считает.

Воспитатель: (ИМЯ), ты посчитай  теперь в обратном порядке.

ребёнок считает

Воспитатель: Ди «Брось кубик и считай». Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё до 10 (индивидуально).

Воспитатель: из скольких единиц состоит число? – 3, 5, 7 (4-5 раз) (по показанной цифре) карточки

Воспитатель: Посмотрите на экран: какое число пропущено? (2….4, 8…9)

Слайд 9; 10; 11/Задание/.

Выполняют физкультминутку.

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим – раз, два, три.

Вправо – тоже посмотри.

Вверх потянемся, пройдёмся.

И на место вновь вернёмся.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Вот награда! (медальон выкладывают на доску и берут последний мяч с 6 цифрой).

Воспитатель:  А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.

Игра «Что, где?»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Материал: мяч.

Ход: игра проходит в кругу с мячом.

Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.

Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.

Итог Воспитатель:  Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их. (дети вспоминают все задания, которые они выполняли).

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано в наших медальонах — давайте его скорее прочитаем.

Слайд 11/задание/
Дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА».Воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук.

Источник: http://ped-aksioma.ru/index.php/295-konspekt-zanyatiya-po-femp-puteshestvie-v-stranu-matematiki-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector