Игра «счастливый случай» в 4-5 классе по рассказу андрея платонова «ещё мама»

Игра «Счастливый случай» в 4-5 классе по рассказу Андрея Платонова «Ещё мама»

Название: Андрей Платонов «Ещё мама»
Номинация: Начальная школа,конспект урока,
Автор: Осипова Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Место работы: МБОУ ЦО №10

Месторасположение: город Уфа Башкортостан

Тема: Андрей Платонов «Еще мама»

Цель: познакомить с личностью и творчеством писателя Андрея Платонова, развивать кругозор, навыки литературного анализа произведения, воспитывать чувство любви и уважения к матери, Родине, учителю.

Подготовленный ученик:

Мама и Родина очень похожи:

Мама — красивая, Родина — тоже!

Вы присмотритесь: у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Что на бескрайних полях колосится.

Мамины руки теплы и нежны,

Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей

Вторит веселый и звонкий ручей…

Так и должно быть: что дорого нам;

Напоминает всегда наших мам.

А. Стариков.

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему мы начинаем сегодняшний урок с такого замечательного стихотворения?(ответы детей)

Сегодня мы проведем урок по рассказу

Андрея Платонова «Еще мама». На доске портрет.

Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?( о маме) .

Я согласна с вашими ответами, но этот рассказ не просто о маме и вы убедитесь в этом после его прочтения. А сейчас поговорим об авторе этого рассказа Андрее Платонове (1899-1951).

Маленький Андрей был старшим из десятерых детей в семье машиниста Платона Фирсовича Климентова. Из-за тяжёлого материального положения в семье вынужден был рано пойти работать и много помогал своей матери в воспитании младших детей. Учился в церковно-приходской школе 4 класса. Любовь и уважение к своей матери сохранил на всю жизнь.

Первая учительница — Аполлинария Николаевна Кулагина оставила неизгладимый след в жизни будущего писателя. После окончания школы он работал рассыльным, литейщиком, помощником машиниста. После учебы в Воронежском политехникуме стал корреспондентом журнала и начал заниматься литературной деятельностью.

А рассказ «Ещё мама» был написан в далёком 1947 году, в тяжёлое послевоенное время. Рассказ о жизни простого деревенского мальчика Артёма, который впервые идёт в школу. Я думаю, что в этом мальчике автор изобразил себя самого, ведь даже учительницу Артёма зовут точно так же как первую учительницу А.Платонова — Аполлинария Николаевна.

Чтение учителем рассказа «Еще мама»

Беседа:

Понравился ли вам рассказ?

Назовите главных героев рассказа:

Какое у вас настроение после прочтения рассказа и почему?

Чем похож маленький Артём на героя рассказа Л.Толстого «Филлипок».(мальчики оба деревенские, оба пошли учиться в школу, но Филлипок пришёл в школу сам, а Артёма привела мама)

Почему Артём не хотел учиться в школе?(он был маленький и не хотел расставаться с мамой).

Что вы узнали из рассказа о жизни Артёма?(Он живёт с мамой в деревне)

Да, Артём живёт вместе с мамой. Можно предположить, что отец Артёма погиб на фронте, таких семей в послевоенные годы было очень много. Большинство из них получили похоронки, но были и такие, чьи родные пропали без вести и об их судьбе ничего не было известно.

А какой вы представляете себе маму Артёма?(худая, невысокая,грустная,часто вздыхает, добрая,но когда нужно и строгая, ласковая,заботливая «оладьи испеку» ).

Какой вы представляете учительницу Аполлинарию Николаевну?(Молодая и сильная «взяла Артёма на руки и понесла», красивая «лицо белое, добрая,смотрела на Артёма весёлыми глазами», смелая «быка не испугалась, пастуха отругала», заботливая «рану обработала», мудрая «уговорила учиться».

Вторичное чтение рассказа детьми.

Как вы понимаете:

-«Рука у матери была твердая, а прежде была мягкая»

(прежде мать многое разрешала, а сейчас проявила твердость характера)

-«Ну что ж! сказал Артем»( согласился Артем)

-«Она тебе вместо меня будет»

(учитель – вторая мама)

-«И пошел он опять один и заплакал» Почему? (Впервые Артем шел один, он стал самостоятельным)

-«Учительница видела тревогу мальчика». Как это характеризует? (заботливая).

-«Учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою» (сходство с матерью)

«Незнакомые глаза, близко глядевшие на него были несердитые, точно давно знакомые» Почему?

(вероятно такие же глаза были и у его мамы)

«Учительница не сводила с него своих радующихся глаз». Какие это глаза? (веселые, сверкающие, добрые)

Почему для первого урока учительница выбрала слова Мама и Родина?

(это самые главные слова в жизни каждого человека)

«Учительница схватила мальчика и прижала к своей груди» (Она испугалась за него, переживает за Артема).

«Мама! Сейчас я тебе мама!»(учитель заботиться о детях также как мама).

«Вся наша Родина — еще мама тебе» ( Одна у человека мать, одна у него и Родина)

Какие вы знаете пословицы о Родине?

Пословицы о Родине:

«Своя земля и в горсти мила»

«Родная сторона – мать, чужая мачеха»

«Родина мать, умей за нее постоять»

«На чужбине родная земля во сне снится»

«Родина любимая – мать родимая»

«Если дружба велика – будет Родина крепка»

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

«На чужой стороне и сокола зовут вороною»

«Где кто родится, там и пригодится»

Очень много пословиц сложил наш народ о родине. Родина и мама — самое главное в жизни человека.

Анализ текста по вопросам

Почему Артем спозаранку собрался в школу?

(Он боялся, что учительница соскучилась).

  • Попробуем сравнить, чем похожи мама и учительница и подтвердим это словами из текста (слова крепятся на доске)
Мама Аполлинария Николаевна
  1. Запах одинаковый и глаза.

Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. Пахло от нее, как от матери теплым хлебом и сухою травою.

  1. Твердость характера и поведение обеих женщин.

Евдокия Алексеевна Учительница подошла

взяла сына за руку и к нему, взяла его за

повела собою в школу. руку и повела с собою

  1. Манера разговаривать. Певучесть. Повторы слов.

Скоро, скоро. «Ладно уж, чуть-чуть»

Поучишься чуть-чуть Где? Где твоя рана?

И домой пойдешь. Идите сюда, идите к

Не буду сынок, я мне.

не буду скучать.

Что вы можете сказать об общих чертах характера мамы и учительницы?( заботливые, требовательные, добрые, ласковые, строгие, ответственные)

  • Что вы можете сказать об Артеме?

Умный, рассудительный, смелый (не испугался сам дойти до школы),терпеливый(стойко терпел боль от укуса гусака), заботливый, переживает о маме и учительнице («пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него», «не померла ли от чего-нибудь?», «она должно уже соскучилась», переживает даже за жука, чтобы он быстрее жил, а то зима будет), любознательный, старательный(писал снова и снова)

  • Теперь вы поняли, почему мы начали урок с чтения стихотворения А. Старикова о маме и Родине?

(высказывания детей).Не случайно Аполлинария Николаевна сказала Артёму «Вся наша родина — мама тебе». Мама и Родина — самое главное в жизни каждого человека. Любовь к Родине начинается с любви к матери. А учит нас любить нашу Родину наша мама и наши учителя, особенно первый учитель.

И закончить урок хочется стихотворением башкирского поэта Мустая Карима «Первый учитель». Мустай Карим родился в 1919 году в деревне Кляшево в нашей республике Башкортостан.В их бедной крестьянской семье было двенадцать детей. Также как и детство А.

Платонова, детство Мустая Карима не было лёгким. Приходилось много помогать своим родителям. Мустай Карим рано узнал нужду и голод, рано пошёл работать. В годы Великой Отечественной войны Мустай Карим ушёл добровольцем на фронт, воевал.

Мы видим как много общего в судьбах двух замечательных писателей.

А как вы думаете, могли ли встретиться два писателя на улицах нашего города Уфы?(ответы детей)

Оказывается могли. Мустай Карим часто бродил по улицам Уфы, так как жил здесь. Андрей Платонов тоже бывал в Уфе. Жизнь писателя тесно связано с Уфой.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Андрей Платонов вместе со своей семьей был эвакуирован в Уфу, где жил на улице Амурской в доме 35.

Здесь были написаны замечательные произведения об удивительных людях, живущих в башкирском крае. Отсюда, в 1942 году ушел на фронт. Послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима.

В памяти моей всегда

Первый школьный день, когда

Я на цыпочки привстал,

Двери класса открывал.

Ты, учитель добрый мой,

На меня взглянул потом,

Ты зажег огонь большой

В сердце маленьком моем.

Подходит ли это стихотворение к теме нашего урока?(высказывания детей). Какую роль сыграла Аполлинария Николаевна в жизни маленького Артёма? (Благодаря ей он узнал много нового о своей Родине, многому научился.)

Почему Андрей Платонов назвал свой рассказ «Ещё мама»? ( учитель как мама заботится о нас, учит, окружает нас своей любовью, заботится о нас как мама; наша Родина — мать, каждый должен её защищать, заботиться о ней) .

Д/з. Составить план рассказа, записать в тетрадь.

Источник: http://portal2011.com/andrej-platonov-eshhyo-mama/

Открытый урок по литературному чтению по теме: А.А.Платонов «Еще мама»

Тема: А.А.Платонов «Ещё мама»

Читайте также:  Общие правила поведения при встрече с животными

Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери, к учителю, интерес к учёбе.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемые результаты освоения материала: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Универсальные учебные действия: чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного.

Оборудование: книга А.Платонова «Ещё мама»; портрет А.А.Платонова, аудио или видеозапись текста «Ещё мама», карточки (текст — речевой разминки, задания); музыка Анны Герман «Колыбельная» (альбом «Последняя встреча»),

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, Людмила Владимировна и дорогие гости

1.1 Эмоциональный настрой: (Ребятки, закройте ,пожалуйста, глазки и повторяйте за мной эти прекрасные слова)

-Моё сердце спокойное.

-Моя голова чистая и светлая.

-Я буду активна на уроке. ( откройте глазки и садитесь, пожалуйста)

На прошлом уроке прозвучала глубокая мысль о том, что

«Книга — немой учитель»?

-А чему книга может нас научить? (Ответы детей) (Только хорошему)

— Хорошо. Тогда скажите, всегда ли книга может нас чему-то учить? (Ответы детей) (Только в том случае, если мы читаем внимательно, вдумываемся в каждое слово, всматриваемся в каждую букву и извлекаем для себя полезное и прекрасное)

Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. Ведь уроки литературы — это диалог. Помните, что такое ДИАЛОГ? (Ответы детей) (Разговор между двумя или несколькими лицами)

II. Речевая разминка. Давайте проведем речевую разминку ( прочитаем хором сверху — вниз и наоборот)

Ра — ра – ра — идёт в школу детвора.

Рок — рок-рок — начинается урок

Ры – ры- ры- в классе много детворы

Ру – ру- ру – мы затеяли игру.

III. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Цветок на земле)

— Кто автор произведения? (3 слайд) (Андрей Платонович Платонов)

— К какому литературному жанру это произведение относится? (Рассказ)

-Почему? (Действие происходит в реальной жизни)

-О ком этот рассказ? (Он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями жизни, и жизнь даёт силы его душе.)

— Сколько лет внуку по тексту? (Ответы детей)

— Сколько лет деду? — Без трех девяносто это сколько? (Ответы детей)

IV. Актуализация знаний. Введение в тему.

Перед тем как начать разговор по теме урока мне бы хотелось задать вам два вопроса:

Первый – согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом?

Второй – родные люди – это… Продолжите фразу. (мама, учитель, родственники…)

Звучит «Колыбельная» в исполнении Анны Герман (альбом «Последняя встреча»)

-Кто может исполнять эту песню? (Мама сыну или дочери перед сном).

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить, и чему мы будем учиться? (прогнозирование)

— Будем учиться анализировать прочитанное, давать характеристику героям, находить основную мысль произведения, формировать навыки осознанного чтения.

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Как вы помогайте им. Не забывайте, что любить – значит беречь, заботится.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Андрея Платоновича «Ещё мама», которое входит в серию рассказов для детей.

Прочитав эту маленькую книжку, вы испытывайте светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.

Человек будет добрее и лучше, если по- прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

V. Словарная работа.

Перед чтением произведения познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить.

Упражнение «Фотоглаз»( слайд) (марля,горевать,ступай,изгородь,спозаранку,оробел.

Правила работы: а) Открыть на 5 секунд для запоминания.

-Какие слова запомнили?

б) Выслушать ответы обучающихся.

в) Объяснить значение слов. (ДЕТИ)

Трудночитаемые слова: ( слайд)

А-пол-ли-на-рия – Аполлинария

У-чи-тель-ни-ца – учительница

Ог-ля-нул-ся – оглянулся

Ос-та-но-вил-ся – остановился

По-у-чишь-ся — поучишься

VI.Работа по теме урока.

Знакомство с рассказом А.Платонова «Ещё мама».

(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми)

— К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (рассказ)

— Почему вы так решили? Докажите. ( все события происходят в реальной жизни).

(Работа в группах).Давайте обратимся к словарю. В « Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой сказано: «Рассказ — …повествовательное произведение небольшого размера…».

VII. Физкультминутка.

VIII. Продолжение работы по теме урока.

-Почему рассказ называется «Ещё мама»?(Своим рассказом «Ещё мама» Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама или Учительница для Артёма стала ещё одной матерью).

— Кто главный герой в рассказе? (Мама, Артём, учительница).

-Попробуем дать характеристику маме Артёма ( слайд) Составить синквейн-описание мамы. Мама – её имя. 2 прилагательных — её описание 3 глагола- её действия Фраза по тексту из 3-4 слов. Слово-синоним, как вывод.

Мама – Евдокия Алексеевна. Заботливая, добрая, любящая. Провожает, беспокоится, радуется. — Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет! Родная

А теперь попробуем дать характеристику учительнице? Выберите из предложенных. ( слайд)

(злая,добрая,равнодушная,заботливая,ленивая,трудолюбивая,переживающая,внимательная,строгая)

Задание в парах. Составьте кластер – описание Артёма. Понятливый, упорный, беспокойный, вдумчивый, заботливый, боязливый. ( слайд)

-Прочитайте, как автор описывает учительницу?

-Правильно ли поступила мама, отправив Артёма одного в школу? (Правильно)

-Почему Артём не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

-Кто из вас побежал бы обратно следом за мамой, (Встали — сели), а кто пошёл бы в школу, как Артём? (Встали – сели).

С каких слов учительница начала учить Артёма грамоте? (Со слов мама, Родина).

-Вспомните пословицу, в которых есть оба этих слова? (Одна у человека мать, одна у него и Родина).

IX. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.

На столах у вас цветы. Соберем букет цветов. ( желтый – очень понравился

зеленый – понравился

красный – не понравился, надо

поработать)

— Это будет ваша оценка нашему уроку.

X. Подведение итогов урока.

Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас ребята: Понравились ли вам рассказы А.А.Платонова?

— Какова тема этого произведения? (Любовь к матери, учителю).

— В наш кузовок мы должны собрать пословицы, которые относятся к данному рассказу

(Работа в парах). Соберите пословицы: ( слайд)

Андрей Платонович Платонов – один из хранителей прекрасного русского языка, помогающего человеку по – новому увидеть не только окружающий мир, но и самого себя. Он учит уразуметь, т.е. понять то, что видишь, слышишь и чувствуешь и поступать по совести. Много трудился, труженик, помогает нам понять людей, жизнь.

Прочитайте плакат:

«От любви к матери рождается всё прекрасное на земле».

XI. Домашнее задание. с.139 – 143 выразительно читать. Напишите мини-сочинение (5-7 предложений) от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы ) Не забудьте передать чувства и переживания героев.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/otkrytyiurokpolitieraturnomuchtieniiupotiemieaaplatonovieshchiemama

Урок литературы в 5 классе «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»

Урок литературы в 5 классе «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»

Урок литературы в 5 классе

«Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»

Цель: формировать у учащихся навыки анализа художественного произведения.

Задачи:

1) образовательные: выявление темы и идеи рассказа; определение роли художественных средств в произведении;

2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы, словарной работы , самостоятельной работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развивать монологическую речь.

3) воспитательная: формирование чувства красоты, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы организации учебной деятельности учащихся: частично-поисковый, метод критического мышления , исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: личностно-ориентированного обучения.

УМК: Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М: Просвещение, 2014.

Оборудование урока: учебник, мультимедийное оборудование, иллюстрации к произведению, интернет ресурсы, презентация с видеосюжетом из кинофильма Марата Никитина « Никита».

Ход урока

Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы. Готовы? Тогда в путь!

Работа с портретом

Сегодня в гостях у нас замечательный писатель- Андрей Платонов .

Рассмотрите его портрет. О чем нам говорит портрет писателя?( Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Выразительные глаза, плотно сжатые губы, большой лоб. Он, кажется, многое видел, пережил.)

Послушаем биографию писателя.

2.Проверка домашнего задания

Рассказ о жизни и творчестве писателя (презентация)

Сообщение ученика:

Читайте также:  Создание воспитательной среды в начальных классах

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия

Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской

войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.

3.Анализ рассказа «Никита»

Учитель.

-Случалось ли вам оставаться дома одним, когда вы были маленькие? Какие чувства вы испытывали? (Ответы учащихся.)

— А не представляли ли вы предметы, которые вас окружают, живыми существами? Не вели ли с ними беседы? Не пугались ли их? Хотелось ли вам свои страхи победить? Расскажите. (Ответы учащихся.)

— Вот и в произведении, которое вы прочитали дома и которое

мы будем анализировать на уроке, главный герой испытал подобные чувства.

1.Давайте вспомним, кто главный герой рассказа, сколько ему лет, в какой семье он жил?

Главный герой рассказа мальчик Никита, ему 5 лет. У него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера. Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда”, по всей видимости, погиб. Дедушка и бабушка Никиты уже умерли.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Какие? ( не сжёг двора, собрал яйца , чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)

3.А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору.

Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к этому произведению, т. е. совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты.

Просмотр кадров из фильма М.Никитина «Никита»

-Какие же предметы встретились Никите? (заранее нарисованы красочные картинки с изображением отдельных эпизодов произведения колья, пень, банька, лопухи, колодец, цветок, солнышко, бочка, петух и развешаны на доску)

Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант

Пустая бочка В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.
Две земляные норы Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.
Колодец Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»
Старый пень У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.Пень крякнул в ответ.
Стол Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

2 вариант

Чужой петух Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.
Банька Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.
Жёлтый цветок Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.
Доброе солнце Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.
Колья из плетня Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Дети комментируют иллюстрации и зачитывают текст к ним. Одновременно проводится работа со словами: стёжка, омшелый, щербатое, ощерилось, плетень. ( Спрашиваем сначала у учащихся, потом уточняем в словаре – ученик читает).

— Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми” . Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением.

Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

— Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом.

Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой (у древних славян солнце – даритель жизни, оно разгоняет тьму, поэтому поклонение Солнцу всегда жило в человеке), а потом у “далёкой” матери.

Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.

Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет”.

Учитель. Вот и в жизни нашего героя Никиты произошли радостные перемены. Вернулся отец с фронта! и внутренний мир Никиты изменился. А давайте узнаем как, прочитав диалог отца и сына (выходят к доске, учитель даёт им карточки с текстом) стр.119 «Здравствуй, Никита….никто не карябался оттуда наружу, на свет»)

Чтение диалога по ролям( автор, Никита,мать, отец)

Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”.

— Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут”

— Почему рассказ называется «Никита»?

-Что обозначает имя НИКИТА? (НИКА – богиня победы, Никита – победитель)

— Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?

(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).

5. Язык рассказа А. П. Платонова

— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл.

Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 2-е задание на с. 122 учебника, рубрика «Совершенствуй свою речь»).

Словарная работа ( устно)

Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.

На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на

солнце живет дедушка, который его любил.

Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.

Век вековать — жить всю жизнь.

Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.

Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

4. Подведение итогов урока.

Вопросы по рассказу А. Платонова «Никита»

  1. Сколько лет было Никите? (5)

  2. На какой главной работе был отец Никиты? (на войне)

  3. Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика? (человечек, живущий в бочке)

  4. На кого и почему было похоже солнышко? (на дедушку, потому что доброе)

  5. Кто живёт на дне колодца? (толстые, безволосые, мокрые и вредные маленькие люди)

  6. Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор? (покормить змей, чтобы они к ним ночью не ходили)

  7. Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух? (людьми)

  8. Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми? (он был одинок и всего боялся)

  9. Кто помог развеять страхи мальчика? (отец, вернувшийся с войны)

  10. Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка? (Никита его сам своим трудом сработал)

Читайте также:  Пластилинография в средней группе. грибок

Взаимопроверка (эталон в презентации)

Домашнее задание

1)Составить план к рассказу «Никита»

2)Записать 5 пословиц о труде

Список литературы:

  1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ВАКО,2007.

  2. 2.Коровина В.Я. Литература: 5 класс.: методические советы. М.: Просвещение, 2004.

  3. Сайт жизни и творчества А. П. Платонова (http://forum.template-cms.ru).

  4. ЧалмаевВ.А. А.Платонов. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1985.

  5. http://www.library.ru.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieratury-v-5-klassie-mir-ghlazami-riebionk.html

Урок внеклассного чтения по рассказам

Муниципальное общеобразовательное учреждениеБелогорьевская средняя общеобразовательная школаПодгоренского муниципального районаВоронежской области«В сердце человека и любовь, и доброта»(урок внеклассного чтения по рассказам А. П. Платонова, 5 класс)

Мостовая Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературывысшей квалификационной категории2009 г.«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками. И есть – опережающие время, до которых надо ещё дотянуться…» к таким писателям относится и Андрей Платонович Платонов.

Читать Платонова – большая духовная работа. Каждое произведение писателя имеет глубокий философский смысл, причём это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.

Лучше всего начинать знакомство с Платоновым с детских рассказов. Перед изучением программного рассказа «Никита» (5 класс) я провожу урок внеклассного чтения, на котором дети знакомятся с писателем-земляком и проходит работа над содержанием рассказов «Июльская гроза» и «Ещё мама».

Цель урока: знакомство с творчеством А.П. Платонова.

Задачи:

— познакомить с основными вехами жизни и творчества А.П. Платонова;- проанализировать рассказы «Июльская гроза», «Ещё мама» с точки зрения отражения в них любви к ближнему;- понаблюдать за особенностями языка писателя, учить ребят отбирать материал на заданную тему, самостоятельно делать выводы по разбираемому на уроке;- воспитывать в детях любовь к людям, доброе отношение к окружающим на примере рассказов.

Тип урока: урок-путешествие.

Оборудование: презентация о Платонове; иллюстрации к рассказам, рисунки учеников; карта со станциями следования литературного поезда; компьютер, мультимедийный проектор; выставка книг Платонова.
Предварительная подготовка учащихся к уроку:— подготовить выразительное чтение рассказов;- нарисовать иллюстрации к рассказам.

Ход урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Оно будет двойное. Пройдём путь вместе с героями рассказов Андрея Платоновича Платонова «Июльская гроза» и «Ещё мама» и совершим путешествие по текстам произведений на литературном поезде. Выбор транспортного средства не случаен, и машинистом будет сам писатель.

  1. Сообщение подготовленного ученика о писателе. (рассказ сопровождается показом презентации о Платонове)

Климентов Андрей Платонович (Платонов) родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платоновича. Он остался старшим среди десяти братьев и сестёр, поэтому в 14 лет вынужден был поступить на работу. Это и определило будущее отношение его к людям: «Надо относиться к людям по-отцовски». Он рано стал кормильцем, возложил на себя заботу о семье. Был Платонов разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром. Вот тогда и определилась его любовь к машине, паровозам. Помогая отцу водить паровоз, Платонов полюбил не только «паровозы, машину, ноющий гудок, но и потную работу». Он прошёл настоящую школу труда, на своей спине испытал, «почём фунт лиха», и всё это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. В 15-16 лет Андрей Платонович впервые пробует свои силы на литературном поприще. В годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве военного корреспондента.В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжёлой формой туберкулёза лёгких. 5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен на Армянском кладбище в Москве.Уважительное, серьёзное отношение к правдивой, умной книге, к настоящему художественному слову пронёс Андрей Платонович через всю жизнь. С 1927 года Платонов определился как вполне зрелый мастер слова, профессиональный литератор, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма. Многие образы в произведениях символистичны. Один из любимых образов писателя – дети, которых Платонов считал символом будущего. Какими они будут, таково будет и будущее.

  1. Анализ и сопоставление рассказов.

Начнём наше путешествие.

  1. Первая станция нашего следования называется «Сюжет». Какие события легли в основу изучаемых произведений? (Отвечая на вопрос, дети свой ответ сопровождают комментариями)
  2. Следующая станция «Герои рассказов».

Опишите наших героев. (Среди детских рисунков есть и портреты героев рассказов.) — Артём (в рассказе «Ещё мама») – крепкий большелобый коренастый мальчик, светлоглазый, с соломенными вихрами и веснушками на курносом носу, сосредоточенный и задумчивый. — Брат и сестра (в рассказе «Июльская гроза»), Антоша и Наташа, были похожи: у обоих серые чуткие глаза; оба полнощёкие, светловолосые.

  1. Следующая станция «Отношения героев с окружающими».

Какие отношения были у Наташи и Антоши? (Учащиеся рассказывают о любви, заботе старшей Наташи о своём неразумном брате, желании защитить от беды, готовности пожертвовать собой; зачитывают отрывки из текста.)

Как Артём относился к маме?

(Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».)

Как складывались его взаимоотношения с учительницей? Сумела ли Аполлинария Николаевна стать мальчику «ещё мамой»? Прочитайте необходимые отрывки из текста.

(Учительница Артему понравилась, он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе. Артём понял, что мир за порогом родного дома не такой уж и страшный, потому что есть «ещё мамы», которые любят его и не дадут в обиду, значит, он должен заботиться и об этих «ещё мамах» и помогать им.)

  1. Следующая станция «Дорога».

Дети отправляются в дорогу: Артём идёт в школу, а Наташа с Антошей – к бабушке в соседнее село.

Вспомните дорогу Артёма в школу. Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным?

(Конечно, ходил, только, наверное, не один, а с мамой и много раз видел эти избы и дворы, и эти изгороди и ворота. Но теперь он идёт один, и ему всё видится новым, чужим, опасным и страшным.)

Какими мальчику кажутся встретившиеся животные?

(Гуси ему представляются «страшными дикими птицами», собака – волком, корова или лошадь – «каким-то диким зверем» с «горячим духом». Его сердце трепещет от страха, а воображение рисует ужасных хищников.)

А какой была дорога у Наташи и Антоши? Что им пришлось пережить по пути возвращения домой?

(Дети попали в грозу. Укрыться было негде. Чтобы быстрее добраться домой, Наташа несла брата на руках, хотя и самой было нелегко.)

Прочитайте описание грозы. (Подготовленное выразительное чтение.)

Артёму, Антоше и Наташе в пути страшно, но вместе с тем какие качества проявляются у детей в данной ситуации?

(Мы лучше узнаём характеры детей. Артём думает о маме, чтобы волк не побежал за ней; мальчик готов постоять за себя. Наташа во время опасности заботится о брате, забывая о себе. Дети сумели выдержать испытания.)

Что означает дорога в этих рассказах? (Дорога – символ движения, поиска. Ещё дорога – символ человеческой жизни.)

— В жизни всегда есть ситуации, когда мы сами должны оказать помощь другому. Помните об этом! Поэтому дорога – это ещё и символ взросления души.

  1. А теперь сделаем остановку. В наш литературный поезд вошёл новый «пассажир». Он расскажет об особом языке Платонова. Сообщение.

Платонов видит мир своеобразно. У него неожиданные образы, сравнения: «пустая полуденная жара»; «безлюдное солнце»; «старичок с голым, ничем не заросшим лицом»; «Антошка видел молнию, вышедшую из тьмы тучи и ужалившую землю»; «с горячим духом»; «глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая»; «гром не успевал доходить сюда, умариваясь в дороге»; «листья деревьев и трав, уморившись, висели спящими до будущего утра». Особенностью языка Платонова являются неожиданные, необычные сочетания, иногда приводящие к комическому эффекту. Речь повествования похожа на детскую речь. Отражено детское мышление, потому что главные герои – дети.

  1. Исходя из всех наших наблюдений, сделаем вывод об идее рассказов «Июльская гроза» и «Ещё мама».

Чему научили вас эти рассказы? (В этих рассказах заложена идея доброты, жизни для других; идея взросления души.)

4. Наше путешествие подошло к концу. Но впереди ещё много путешествий по страницам замечательных книг, которые учат нас добру, любви к ближнему. Запомним слова Платонова: «В сердце человека и любовь, и доброта. Надо относиться к людям по-отцовски». То есть как?..зереди ещё много путешествий по страницам замечательных книг, которые учат нас добру, любви к ближнему.

Источник: http://topreferat.znate.ru/docs/index-49098.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector