Игровая программа по этикету для школьников 7-8 класса

Игровая программа по этикету для школьников 7-8 класса

Внеклассное мероприятие

Игра по речевому этикету в форме путешествия 7 класс

Цели:

  • Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета
  • Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета
  • Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях
  • Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации
  • Воспитывать уважительное отношение к собеседнику
  • Воспитание культурной личности

Оборудование:

-ребус для каждой команды;

-таблички со словами вежливости;

-ромашка из бумаги;

-таблички с названиями сказочных персонажей.

-заголовок «Путешествие в страну этикета»

-название станций.

-распечатки заданий

-два телефона

Тип урока. Урок-путешествие.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!»

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Наше путешествие сегодня будет посвящено очень важной и полезной теме. О чём именно мы будем говорить, вам предстоит догадаться самим. Но для начала давайте разделимся на две команды (ребята делятся на 2 команды, выбираются капитаны и жюри).

Станция № 1: «Размышляй-ка»

У каждой команды на столе лежат задания, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи.

Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Задание 2. Собери пословицы.

На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

Умный не говорит, невежда не дает говорить.

Слово — стрела, выпустишь — не вернешь.

Время на эти задания 2 минуты.

(команда, которая быстрей всех справится с заданиями, получает 2 балла за скорость выполнения и по 1 баллу за правильный ответ).

Итак, тема сегодняшнего урока путешествия: «Речевой этикет».

Прежде чем начать игру, вам нужно придумать название для своей команды, связанное с темой игры.

А сейчас мы узнаем, что же такое речевой этикет. (Слайды)

Станция № 2: «Культура поведения»

(Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает — 1 балл).

Вопрос №1: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора (на доску вывешиваются таблички со словами):

1.Доброе утро

2.Здорово

3.Привет

4.Здравствуйте

5.Хелло

-Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные? (Варианты ответа: 1,4).

Вопрос №2: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:

1.Позовите Машу.

2.Здравствуйте, позовите Машу.

3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа – 3)

Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2.Тот, кому 11 лет.

3.Тот, кто вежливее.

4.Уступать дорогу не обязательно.

(Вариант ответа – 3).

Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?

1.Простите меня, я выхожу.

2.Разрешите пройти.

3.Извините, можно пройти?

(Вариант ответа – 3).

Вопрос № 5: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?

1.Да.

2.Нет.

3.Можно, но не обязательно.

4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

(Вариант ответа – 4).

Вопрос №6: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?

1.Скажите, сколько сейчас часов?

2.Вы не подскажите, который час?

3.Скажите, пожалуйста, который час?

4.Сколько времени?

(Вариант ответа – 3).

Станция №3: «Цветок вежливости»

Выносится ромашка, на лепестках которой написано:

1.приветствие

2.прощание

3.просьба

4.благодарность

Каждая команда берёт по 4 ромашки и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях» (каждый пункт расписывается на отдельной ромашке) . Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит (Этот конкурс оценивается максимально – 5 баллов).

Станция № 4: «А вы могли бы?»

Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:

1.грусть, плохое настроение.

2.сомнение.

3.растерянность, нерешительность.

4.восторг, восхищение.

Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.

Станция № 5: «Пантомима»

Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.

Ситуация 1.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)

Ситуация 2.

«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Ситуация 4.

«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?

Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.

Станция №6: «Капитаны, капитаны…»

Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

2.При входе  и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)

3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?

6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…».

Станция №7: «Инсценировка»

Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. Максимальный балл за конкурс – 5.

1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя.

2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.

Пока каждая команда продумывает своё выступление, я предлагаю ответить на несколько вопросов болельщикам. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл для команды, за которую болеет.

Вопросы:

1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.

1.покраснеть от …(стыда).

2.позеленеть от …(злости).

3.побелеть от …(страха).

4.порозоветь от …(удовольствия).

5.потемнеть от …(горя).

2.Попробуйте сформулировать значения распространённых жестов.

1) Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он… (проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).

2) Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он… (настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев).

3) Если человек трогает или потирает нос, значит… (он размышляет над чем-то, думает).

4) Если человек расхаживает взад и вперёд, то он… (видимо, озабочен, нервничает).

А сейчас мы передохнем и посмотрим сценку, которая нас подведет к следующей станции.

Сценка.

Этикеша.

Слушай, Риторик, ты случайно не знаешь, что такое комплимент?

Риторик.

Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала.

Этикеша.

И какие же комплименты говорят люди друг другу?

Риторик.

Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступил, как хорошо сказал, подумал…

Этикеша.

Я понял: комплимент говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение.

Риторик.

Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.

Станция №8: «Комплименты любят все»

Каждый член жюри получает табличку с названием сказочного персонажа. Это могут быть как добрые, так и злые персонажи (например, Золушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга и др.). Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя. За каждый комплимент команда получает 1 балл.

Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА

Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ

Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка.

Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА

Станция № 9: «Поздравительная»

Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул. За каждую используемую формулу, команда получает 1 балл.

Станция №: 10 «У меня зазвонил телефон»

Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете? За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

Сценка

* Два мальчика сидят у телефона.

Первый: Алло! Алло!

Второй: Алло!

Первый: Слышно что-нибудь?

Второй: Слышно. А тебе слышно?

Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Второй: Хорошо! А тебе?

Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.

Второй: Давай. А о чём разговаривать?

Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Второй: Правда.

Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Второй: Правда.

Первый: Ну?

Второй: Что «ну»?

Первый: Чего ж ты не разговариваешь?

Второй: А ты почему не разговариваешь?

Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.

ПК.

Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.

Сценка №2.

У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.

Первый.

Кто? С кем я говорю?

Второй.

Здрасьти. А кто вам нужен?

Первый.

Что? Куда я попал?

Второй.

Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?

Первый бросает трубку. Звучат гудки.

ПК для жюри.

Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»

Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.

Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.

Подведение итогов жюри.

Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам «Весёлую пятиминутку».

  1. Попрощайтесь. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».

  2. Покажите согласие и несогласие. В Болгарии это выглядит наоборот.

  3. Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покрутят пальцем у виска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.

Объявление результатов, награждение команд.

Учитель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будите использовать их в своей жизни. А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.

Читайте также:  Занятие в гпд по теме «народное декоративно-прикладное искусство»

Источник: https://multiurok.ru/files/ighra-po-riechievomu-etikietu-v-formie-putieshiest.html

Сценарий игры «Знаток этикета»

Сценарий игры

ОГКОУ Ивановский детский дом «Звездный»

Конспект итогового воспитательного мероприятия с применением ИКТ

Разработала и провела: Воронина Евгения Евгеньевна

«Ничего не обходится так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость».

М. Сервантес

Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах принятых в обществе.

Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе. Расширение кругозора.

Развивающая задача: привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме.

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; сформировать положительное отношение к правилам поведения.

Место проведения: ОГКОУ Ивановский детский дом «Звездный», 3 этаж компьютерный класс.

Педагог: Здравствуйте, дорогие леди и джентльмены! На сегодняшний день во всем мире уделяется огромное значение становлению культурного наследия. Утрачены такие понятия как доброта, человечность, сопереживание, милосердие. Ну, а для начала выясним, что ж такое ЭТИКЕТ? (Это установленный порядок поведения и форм выражения доброго отношения к людям)

В чем основные требования этикета? (проявление уважения, скромность, культура поведения) Ну я думаю, что вы докажите сегодня необходимость этих требований на нашей игре.

Конкурс: «Представление команд»

Педагог: Командам необходимо придумать название и представить себя. Например: разыграть сценку и т.п. На это задание у Вас 5 минут.

 Конкурс: «Где, чья шляпа?»

На слайде: фигурки «леди» и «джентльменов», на которых написаны следующие определения:

 — Форма взаимоотношений между людьми, суть которых доброжелательность, желание другому добра. (Вежливость).

— Несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, (корректность).

— Вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение. (Деликатность).

— Это чувство меры, которую следует соблюдать в отношении с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. ( Тактичность ).

 — Умение сопоставлять самооценку с мнением окружающих, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства, уметь сдерживать себя. (Скромность).

— Умение ценить свое слово, выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать. ( Точность).

Конкурс «Вопросы из шляпы».

Приглашаются по 1-му «джентльмену» и 1-ой «леди» из каждой команды. Участники конкурса достают по очереди вопросы из шляпы.

 1. Почему котлету не следует резать ножом? ( Потому, что она мягкая)

 2. Почему нельзя входить с мороженым в городской транспорт?

( Потому, что можно испачкать окружающих)

 3. Почему макароны едят вилкой? ( Просто так удобнее)

 4. Почему, когда ешь, нельзя разговаривать? ( Можно подавиться)

 5. Почему за столом нельзя жестикулировать ножом или вилкой?

( Можно задеть соседа)

 6. Почему нельзя качаться на стуле? ( Можно сломать его или упасть)

 Словом, если вы не знаете правил этикета, то следует руководствоваться принципом целесообразности и удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям.

Педагог: Современные юноши, равно как и современные девушки, сегодня нередко осуществляют свою связь с родственниками, друзьями и просто знакомыми, не выходя из дома. Они делают это посредством… (телефона)

Да — да! И не всегда это общение бывает верным.

Конкурс «Алло»

Вы хотите позвонить по телефону… и взглянули на часы. Назовите несколько условий, о которых мы должны вспомнить, посмотрев на часы перед телефонным звонком.

1. Алло

2. Алло!

1. Кто это?

2. А кто вам нужен?

1. Куда я это попал?

2. А куда вы хотели попасть?

1. Вы скажите, кто вы, наконец?

2. А вы?

1. А вы?

Оба бросают трубки.

Вот непонятный человек!

Вот болван!

Мы приглашаем по 2 человека от команды и с помощью этих телефонов необходимо исправить ошибки незадачливых джентльменов и построить телефонный диалог по всем правилам хорошего тона.

Правила пользования мобильными телефонами.

Ну, а теперь слушаем ответы: телефон и часы

Педагог: В общем, все правильно. Хочется лишь добавить, что слишком поздно даже близким людям можно звонить лишь в экстренных случаях. В выходные лучше звонить к обеду. После обеда лучше не звонить в те дома, где есть пожилые люди и дети, т. е. кто нуждается в дневном сне. Не обрадует телефон и во время интересных телепередач.

В любом случае запомним: телефонный звонок — это визит без приглашения, пусть он будет предельно кратким.

Конкурс «Семейные замашки»

Педагог: Известно, что все наши лучшие и порой не лучшие привычки мы чаще всего получаем дома. Давайте же, благородные люди и джентльмены, проверим свои семейные замашки.

Приглашаем пары юношу и девушку от каждой команды.

Все эти молодые пары проживают в отдельных квартирах. Сейчас вы находитесь в прихожей. Гостиные находятся в противоположном конце.

Эти стулья будут означать журнальные столики, на которых джентльмены оставили кучу необходимых вещей: утренние газеты, расческу, часы, ключи от роскошных автомобилей. Добродетельные леди, как полагается, помогают опоздавшему на работу джентльмену.

В ее обязанности входит принести поочередно все предметы, помочь разложить предметы по карманам, надеть часы. Победит самая проворная. Но внимание! Леди может выполнить задание только по просьбе юноши.

При этом она не приступает к выполнению пока не подтвердит, что правильно его поняла. Все задания выполнены тогда, когда все предметы, принадлежащие джентльмену, окажется на надлежащих местах. (Звучит музыка)

Конкурс «Знаток пословиц и поговорок»

Педагог: Сейчас по очереди командам нужно закончить пословицы и поговорки.

Не будь в людях приметлив, … (будь дома приветлив).

Посади свинью за стол — … (она и ноги на стол).

Вежливость ничего не стоит, … (но много приносит).

Важен не обед, … (а привет).

Где слова привета, … (там улыбка для ответа).

Добрым словом и … (бездомный богат).

Правду говорить – … (никому не угодить).

Сказка – ложь, … (да в ней намек).

Добро век … (не забудется).

Как поживешь, … (так и прослывешь).

 Конкурс «Сервировка стола».

Педагог: Как это ни печально, застольный этикет в нашей стране отнюдь не популярен.

Высшая оценка – 5 баллов (3 балла за сервировку; 2 балл поведение за столом).

За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, салфетку.

Итак, сервируем стол.

(Звучит музыка)

(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см. Справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева — вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы.)

Конкурс «Скажи мне как ты ешь …»

Как человек ест, зависит не только от его воспитанности, но и от обстановки, в которой он находится. Покажите, как едят:

— моряки на корабле,

— попавшем в бурю

– королевская семья во дворце

— космонавты на орбитальной станции

— полярники, совершающие переход по льдинам к Северному полюсу.

 Конкурс «Памятник этикету»

   Попробуйте представить, как будет выглядеть такой памятник и сотворите его.

( команды получают таблички с названиями будущих памятников). То есть замрите в виде памятника, который называется так:

—  « Кто взаимно вежлив, тот взаимно жив»

 — « Хорошие манеры состоят из маленьких жертв»

Педагог: Ну что же, уважаемые леди джентльмены! Много мудрых изречений с советами, как вести себя в обществе, создано человечеством. Но в общем — то суть их сводится к одному главному принципу: «Никогда не причиняй другому того, чего ты не желал бы себе»

Подведение итогов.

А теперь пора подвести итоги нашего конкурса.

Жюри подводить итоги. Награждение «Самого, самого Знатока Этикета».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/stsienarii-ighry-znatok-etikieta.html

«Леди и Джентльмены» -cценарий познавательно

«Леди и Джентльмены» -cценарий познавательно

«Леди и Джентльмены» — развлекательно — познавательная программа для подростков.

 Цели и задачи:

— в игровой форме познакомить подростков с правилами этикета;

— формировать навыки культуры общения;

— развивать навыки коммуникативного общения.

Участники: учащиеся 8-9х классов, педагог.

Реквизит и материальное обеспечение:

— фигурки «леди» и «джентльменов», выполненные в технике аппликации — 6 шт.

 — шляпа для джентльмена — 1 шт.

— шляпка для леди — 1 шт.

— набор букв «А» и «Б» — по 20 шт.

— музыкальный центр — 1 шт.

— таблички с названиями «памятников» — 2 шт.

 Ход программы:

    Педагог: Здравствуйте, дорогие леди и джентльмены! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить об этикете и выяснить в конце-концов что же это такое «Этикет»? Но для начала немного юмора:

 * * *

Скажите, доктор, как узнать, что мальчик уже вырос? — интерисуется мамаша. — Очень просто,- отвечает доктор — если при виде лужи он обходит ее стороной, а не прыгает в нее обеими ногами, значит, он стал уже взрослым.

* * *

Мальчик просит маму: — Дай конфетку! — А волшебное слово? — Трах-тибидох — тибидох! * * * — Ну Вовочка, прощайся же с тетей; Она протянула тебе руку… Что нужно сказать, когда тетя уходит? — Слава богу!

 * * *

Настоящий джентльмен — это тот, кто кошку называет кошкой, даже если он о нее споткнулся и упал.

 * * *

     В переполненный трамвай входит старушка и видит сидящего мальчика. — Мальчик, — обращается она к нему,- разьве ты не можешь встать? — Могу, конечно, но ведь Вы сразу же займете мое место !

     Каждый из нас мечтает о том, чтобы и в личной, и в деловой жизни ему сопутствовал успех.А как показывает опыт, знание и соблюдение элементарных правил хорошего тона скорее облегчает, чем осложняет жизнь, и помогает людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного и делового общения.

     Этикет — предназначен для того, чтобы каждый мог отыскать верную дорогу в лабиринтах разнообразных обстоятельств и случаев, ситуаций общения, человечеких контактов. Восточная мудрость гласит: « Приветливость — это золотой ключ, который, открывает железные замки людских сердец».

И наоборот: незнание этикета, правил хорошего тона, неумение вести себя в обществе, отсутствие умений и навыков приличных манер, приводит к непониманию, насмешкам и нежеланию общаться со стороны окружающих.

Наверное, нет такого человека, который не хотел бы чувствовать себя свободно в любой компании, нравиться себе и окружающим своим внешним видом, манерами, умением общаться.

     Но что для этого надо? Что делать? Как быть? На эти и другие вопросы нам ответит этикет. В буквальном смысле слова «джентльмен» по-английски означает «мягкий человек».

В более широком смысле — человек с приличными манерами, знающий правила поведения, воспитанный и вежливый. Это прежде всего человек, который знает, что не следует делать.

Все это в полной мере относится и к леди, которая умеет вести себя достойно в любой обстановке . А вы достойны звания «Леди» и «Джентльмены»?

Читайте также:  Игровая программа для старших дошкольников «осенняя викторина»

     Деление на команды: Приглашаются 2 самых смелых «джентльмнена»:

   — Уважаемые джентльмены, в одиночестве быть плохо. Поэтому быстро оглянитесь вокруг себя, найдите самую привлекательную для себя леди и пригласите ее к себе! — Великолепно! Леди, вас выбрали, выразите джентльменам благодарность поцелуем в щеку! ( Этот момент, конечно, не обязателен. Но почему бы и нет?)

   — Теперь леди проявляют неблагодарность, поворачиваются спиной к выбравшему их джентльмену … и быстро выбирают себе среди участников другого и тащат его к себе! Спасибо, теперь он тащит четвертую! Четвертая — пятого! Пятый-шестую!

(Весело всем, кроме тех, кого не выбирают. Поэтому, когда сидящих останется 4-5 человек, лучше дать команду: « А теперь все сидящие быстро разбегаются по командам, которые им нравятся! Так образуются две команды).

    Этикет держится на трех китах, трех принципах.

    1-ый принцип: гуманизм и человечность. А это значит — вежливость, тактичность, скромность, точность, корректность и деликатность. Что же означают эти качества?

    Конкурс : «Где чья шляпа?»

 На доске или стене прикреплены фигурки «леди» и «джентльменов», на которых написаны следующие определения:

 — Форма взаимоотношений между людьми, суть которых доброжелательность, желание другому добра. (вежливость). — Несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельтвах. (корректность).

— Вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение. (деликатность).

— Это чувство меры, которую следует соблюдать в отношении с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. ( тактичность ).

 — Умение сопоставлять самооценку с мнением окружающих, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства, уметь сдерживать себя. (Скромноть). — Умение ценить свое слово, выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать. ( точность).

   Командам выдаются шляпы ( тоже выполненные в технике аппликации) с надписями: вежливость, точность, скромность, корректность, деликатность, вежливость. Задача участников надеть каждому «джентльмену» и «леди» свою шляпу.

( подведение итогов)

   2-ой принцип этикета — целесообразность действий. Чтобы понять как он действует вам необходимо ответить на несколько вопросов.

   Конкурс «Вопросы из шляпы».

Приглашаются по 1-му «джентльмену» и 1-ой «леди» из каждой команды. На них одевают соответственно шляпу и шляпку. Участники конкурса достают поочереди вопросы из шляпы.

 1. Почему котлету не следует резать ножом? ( Потому, что она мягкая)

 2. Почему нельзя входить с мороженым в городской транспорт? ( Потому, что можно испачкать окружающих)

 3. Почему макароны едят вилкой? ( Просто так удобнее)

 4. Почему, когда ешь, нельзя разговаривать? ( Можно подавиться)

 5. Почему за столом нельзя жестикулировать ножом или вилкой? ( Можно задеть соседа)

 6. Почему нельзя качаться на стуле? ( Можно сломать его или упасть)

 Словом, если вы не знаете правил этикета, то следует руководствоваться принципом целесообразности и удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям. (Подведение итогов)

 Принцип 3-ий — это красота и привлекательность.

И логика здесь простая: « неприлично, потому, что некрасиво!» Действительно, смешно выглядит человек, который встретив своего знакомого начинает в процессе своего разговора откручивать у него на пальто пуговицу, или рассказывая о посещении стомотолога, начинает широко открывать рот и показывать вылеченный зуб. Столь же нелепо выглядит молодой человек, пришедший в театр в спортивном котюме, или девушка, выходящая утром из дома с ярким вечерним макияжем.

   Конкурс «Антиэтикетные ситуации».

Задание командам: придумать или вспомнить антиэтикетную ситуацию и изобразить ее. (Подведение итогов.Оценивается остроумие , артистизм ).

   Есть еще ряд правил современного этикета, которые совсем не относятся к перечисленным принципам.

Например, почему хлеб надо брать рукой, а не вилкой? Почему мужчины, встречаясь друг с другом хватаются за руки? Почему в помещении мужчины должны снимать головной убор? Ответить на эти вопросы непросто — все эти правила пришли к нам из исторического прошлого. И их просто надо запомнить.

Чтобы слыть воспитанным человеком, не достаточно знать все правила этикета, нужно еще уметь их выполнять. (Пример с вилкой и ножом). Говорят, что воспитанный человек — это не тот, кто долго думал, выбирал, прикидывал, как поступить, и наконец принял верное решение,а тот, кто иначе поступить просто не может.

Таким образом существуют три ступеньки этикета: привычка умение знание Кто из вас может похвастаться, что он вежливый человек? Знаете ли вы правила хорошего тона? Умеете ли общаться с людьми? От ответа на эти вопросы порой зависит все — от настроения до личного счастья.

   Конкурс — тест «А» и «Б» ….

   Педагог зачитывает серию вопросов с вариантами ответов «а» и «б». Команды, получив наборы из букв,на которых обозначен номер вопроса , кладут соответствующую ответу букву в шляпу.

1. Если даму знакомят с мужчиной почтенного возраста, она

       а). должна встать со стула

       б). Она может познакомиться,не меняя своего положения

2. Если вы вдруг забыли как зовут вашу новую знакомую (знакомого), то

      а). вы должны напрямик спросить ее (его) об этом

      б). его нужно выяснить окольными путями

3. Должен ли молодой человек при встрече с девушкой приподнимать головной убор, если на нем надет берет?

      а). да

      б). ему достаточно вынуть руки из карманов и сигарету изо рта

4. Нужно ли мужчине зимой при встрече со знакомым снимать варежку для рукопожатия, если он протягивает вам руку в перчатке?

     а). да

     б). можно поздороваться не снимая ее

5. Может ли девушка на дискотеке сама пригласить молодого симпатичного кавалера?

    а). да

    б). ей следует ждать инициативы с его стороны

6. Если девушка идет первый раз к молодому человеку

    а). она должна брать с собой подружку

    б). она вполне может обойтись без нее

7. Молодой человек приглашает девушку в кафе

    а). он может рассчитывать на финансовую поддержку с ее стороны

    б). ему необходимо повременить с приглашением до момента концентрации денег в его кармане

8. Должен ли хозяин вопреки своему вкусу, но по желанию приглашенных , ставить в 4-ый раз одну и ту же музыку?

    а). да

    б). он может ненавязчиво порекомендовать им познакомиться с другими мелодиями

9. Если кавалер провожает девушку, то он должен

    а). довести ее до дверей дома

    б). ему достаточно посадить ее в такси

10. Должен ли молодой человек расспрашивать свою новую избранницу о ее прошлом?

    а). да

    б). ему стоит удовлетвориться сведениями, которые она сама ему расскажет

    Обработка результатов: 1. а — 10 б — 5 2. а — 5 б — 10 3. а — 5 б — 10 4. а — 10 б — 5 5. а — 10 б — 5 6. а — 10 б — 5 7. а — 5 б — 10 8. а — 10 б — 5 9. а — 10 б — 5 10. а — 5 б — 10

     Совет — не принимайте результаты теста слишком близко к сердцу. Хороший тон — дело наживное. (Подведение итогов)

    Мера воспитанности и культуры человека особенно проявляются за столом. Существует целый раздел этикета — культура застолья. Это тема для отдельного разговора.Задание , которой сейчас получат команды, имеет к этому отношение, но весьма отдаленное, зато оно будет веселым.

   Конкурс «Скажи мне как ты ешь …»

    Как человек ест, зависит не только от его воспитанности, но и от обстановки, в которой он находится. Покажите, как едят: — моряки на коробле, попавшем в бурю — королевская семья во дворце — космонавты на орбитальной станции — полярники, совершающие переход по льдинам к Северному полюсу. (Подведение итогов)

    Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменательных событий, для того что бы помнили о них потомки. Но ведь «этикет» тоже достоен запоминания. Почему бы нам не создать такой памятник?

   Конкурс «Памятник этикету»

   Попробуйте представить, как будет выглядеть такой памятник и сотворите его.

( команды получают таблички с названиями будущих памятников). То есть замрите в виде памятника, который называется так:

—  « Кто взаимно вежлив, тот взаимно жив»

 — « Хорошие манеры состоят из маленьких жертв»

( Подведение итогов всей игры)

     Вы, безусловно, достойны звания «Леди и Джентльмены». Вы достаточно воспитаны и вежливы. Главное — никогда не забывать об этом. И тогда общение с окружающими вас людьми вегда будет приятным и достивит не мало радости всем нам! А если что не получается — не огорчайтесь, ведь хороший тон — дело наживное! Библиографичекой список

Источник: http://nehaevata.ucoz.ru/publ/moi_materialy/metodicheskie_razrabotki_zanjatij/ledi_i_dzhentlmeny_ccenarij_poznavatelno_razvlekatelnoj_programmy_po_ehtiketu_dlja_podrostkov/34-1-0-15

Игровая программа для детей «Лотерея вежливости»

Игровая программа для детей «Лотерея вежливости»

ЛОТЕРЕЯ ВЕЖЛИВОСТИ, ХОРОШИХ ПОСТУПКОВ
И ВЕСЁЛЫХ ЗАТЕЙ

(игровая программа для детей)

Перед проведением данной программы детям за 1–2 дня раздаются лотерейные билетики с номерами.

Принцип проведения данной программы чрезвычайно прост. На сцене устанавливается большой лотерейный барабан, в котором находятся разноцветные шарики с номерами билетов. Раскручивают барабан и постепенно по одному вытаскивают шарики. Дети, у которых номера билетиков совпали с шариками, поднимаются на сцену и выполняют различные задания.

Музыкальным оформлением для данной программы служат весёлые детские песенки известных композиторов и поэтов.

Цель: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

-Дать понятие об этикете.

-Раскрыть историю понятия этикет.

-Отработать навыки культурного поведения.

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята, сегодня я у вас проведу лотерею вежливости, хороших поступков и весёлых затей!

2.Основная часть

Скажите мне, пожалуйста, что же такое ВЕЖЛИВОСТЬ?

Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

А какие вы знаете вежливые слова? (спасибо, до свидания, извините и т.п.)

Хорошо, а теперь давайте с вами  проводить лотерею и выполнять задания!

ЗАДАНИЯ К ЛОТЕРЕЙНЫМ БИЛЕТИКАМ

Ш а р ы:

№ 1 – рассказать об основных правилах поведения вежливого человека.

№ 2 – рассказать основные правила поведения за столом.

№ 3 – на каждый шаг (10 шагов) назвать вежливое и доброе слово, не останавливаясь.

№ 4 – сложить самодельный пазл на тему «Добрый и вежливый человек».

№ 5 – вежливо пригласить партнёра и станцевать с ним.

Читайте также:  Математика в афоризмах

№ 6 – показать комплекс утренней гимнастики.

№ 7 – рассказать о правилах гигиены.

№ 8 – спеть добрую или вежливую песенку.

№ 9 – отгадать вежливые загадки. (Подбор на усмотрение организаторов мероприятия.)

№ 10 – нарисовать рисунок на тему «Что такое хорошо?».

№ 11 – вспомнить правила поведения в гостях.

№ 12 – нарисовать с закрытыми глазами добрую и улыбающуюся рожицу.

№ 13 – вспомнить как можно больше положительных героев из сказок и м/ф.

№ 14 – рассказать основные правила ухода за собой.

№ 15 – изобразить телеведущего в программе «Ежели вы вежливы…».

№ 16 – вспомнить имена друзей и подруг.

№ 17 – рассказать правила поведения на уроке.

№ 18 – изобразить, как правильно вести себя в общественных местах.

№ 19 – игра «Море волнуется раз…» («Вежливая и добрая фигура, на месте замри!»).

№ 20 – вспомнить м/ф с вежливыми героями.

№ 21 – изобразить, как правильно принимать гостей.

№ 22 – изобразить, как правильно преподносить подарки.

№ 23 – поздороваться на разных языках.

№ 24 – попрощаться на разных языках.

№ 25 – рассказать, как правильно вести себя на перемене.

№ 26 – подписать открытку другу, используя добрые и вежливые слова.

№ 27 – рассказать о правилах ухода за обувью.

№ 28 – рассказать о правилах ухода за одеждой.

№ 29 – изобразить, как правильно вести себя в транспорте.

№ 30 – написать и разъяснить режим дня.

№ 31 – одеться со вкусом из набора предложенных предметов гардероба.

№ 32 – изобразить культурную и вежливую беседу.

№ 33 – вспомнить песенки со словами: добрый, добро и прочее.

№ 34 – отгадать, какие из предметов гигиены находятся в ящике (мешке).

№ 35 – провести небольшую физическую разминку с залом.

№ 36 – из предложенных материалов и предметов придумать необычную модель детской одежды.

№ 37 – разыграть ситуацию «Переведи старушку через дорогу».

№ 38 – объяснить, почему нужно поступать хорошо и не нужно плохо.

№ 39 – поздравить вежливо с праздником.

За самые лучшие и правильные ответы детей награждают призами. Праздник можно закончить весёлой дискотекой.

 Источники:

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/lotereya_vezhlivosti_061133.html

Программа «Школа этикета» для учащихся 1-9 классов

Программа «Школа этикета» для учащихся 1-9 классов — страница №2/5

1 класс

Речевая культура

Тема 1. Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы.

Рассматриваются традиции и этикет разных народов. Учащиеся знакомятся с нормами поведения в обществе, с ответственностью за выполнение ряда обязанностей. Дети узнают правила знакомства с младшими, старшими, взрослыми. Процесс знакомства детей в классе (разнообразные приемы, игры, упражнения).

Расширение словарного запаса на заданную тему. Уместность употребления тех или иных слов в зависимости от ситуации, возраста собеседника. Использование мимики и жестов. Постановка ролевых миниатюр на заданную тему.

Культура внешнего вида

Тема 2. Внешний вид. Одежда в школе и дома. О чем говорит твой портфель.

Рассматриваются вопросы внешнего вида ученика в школе и дома. Формируются навыки бережного отношения к вещам, ухода за ними. Дети узнают правила эксплуатации портфеля, правильного расположения в нем учебных и личных вещей. Рассматриваются случаи «аварий» в портфеле и пути выхода из этих ситуаций.

Тема 3. Гигиена одежды и обуви. Кто опрятен – тот людям приятен.

Кто такой «опрятный ученик», толкование пословицы «Кто опрятен – тот людям приятен». Формируются практические навыки ухода за одеждой и обувью через знакомство с предметами и средствами ухода.

Культура общения

Тема 4. Вежливая просьба, отказ.

Вежливость необходимое проявление общей культуры. Формируется представление о вежливости как необходимом проявлении общей культуры и об этикете как обязательных правилах поведение и речи.

Тема 5. Умение говорить и слушать.

Этикет говорящего: четкость, правильность, грамотность речи. Мимика и жесты. Этикет слушающего: умение слушать и слышать, умение выслушать говорящего. Не перебивай говорящего. Признаки общей культуры человека.

Культура питания

Тема 6. Поведение за столом. Столовые приборы и их назначение.

Об истории хороших манер. Как правильно сесть за стол. Надо ли говорить за столом. Столовые приборы и их назначение.

Тема 7. Поведение в школьной столовой.

Что такое столовая. Правила поведения в столовой. Уважительное отношение к продуктам питания. О вкусах не спорят.

Культура поведения

Тема 8. Поведение в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, на концерте.

Правила поведения в общественных местах. Вежливый диалог в общении ребенка и взрослого. Проводятся беседы о том, как вести себя в общественном транспорте, в театре, кино, цирке.

Тема 9. Поведение в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине.

Правила поведения в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине. Беседы и игры на заданную тему.

2 класс

Речевая культура

Тема 1. Нормы речевого общения дома, с взрослыми и младшими членами семьи. Как писать письма, записки, объявления.

Слова обращения в семье. Формирование уважительного отношения к бабушкам, дедушкам. Проблема, требующая особого внимания — эмоциональная окрашенность речи членов семьи.

Формирование умения адекватно реагировать на обращение и замечания взрослых в семье. Расширение активного словаря ребенка. Записка и ее строение. Составляем и сами пишем записки. Письмо, его построение и содержание.

Пишем письмо другу, учителю, родственникам. Как пишут поздравления. Поздравим друг друга с…

Культура внешнего вида

Тема 2. Этикет внешнего вида ученика. В человеке должно быть все прекрасно.

Ведется разговор о гармоничном сочетании одежды, обуви, прически, сумки и т.п. Подчеркивается важность личной гигиены и содержания в чистоте вещей, формируются приемы ухода за школьной формой и вещами.

Тема 3. Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид.

Рассматриваются понятия «мода», «вкус», «обаяние», формируется мысль, что важнейшая заповедь этикета уважение к окружающим, а хорошо выглядеть – значит проявлять внимание к тем, кто находится рядом с тобой.

Культура общения

Тема 4. Правила хорошего тона, дурной тон. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.

Приветствие вежливое обращение. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком. На занятиях дети обучаются и упражняются в употреблении форм вежливого обращения.

Тема 5. Обращения к знакомому и незнакомому взрослому.

Приветствия, вежливые обращения. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком.

Культура питания

Тема 6. Нормы поведения за столом. Сервировка стола к чаю.

Правила поведения в гостях. Как принимать угощение. О вкусах не спорят. Сервировка стола к чаю. Практические занятия по теме.

Тема 7. Учимся управлять своими эмоциями за столом.

Поведение за столом среди сверстников и взрослых. Оплошности в поведении за столом в гостях и дома. Как их исправить. Уместность мимики и жестов за столом. Слова благодарности.

Культура поведения

Тема 8. Поведение в общественных местах. Выработка правил поведения.

Поведение в общественных местах. Поведение школьника вне класса. Обучение управлению своими эмоциями, развитие у детей чувства доброты, толерантности.

Тема 9. Нормы поведения дома. Поведение в лесу. Экология природы. Как собраться в поход.

Правила этикетного поведения дома. Добрые отношения в семье и к окружающему миру. Анализ собственного поведения. Вежливый диалог родителей и детей. Особенности подготовки родителей и детей к походу на природу. Правила поведения на природе: в лесу, парке, на водоеме и др.

3 класс

Речевая культура

Тема 1. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.

Роль слова в жизни человека. Слово веселит, огорчает, утешает, передает настроении и создает его у окружающих. Неповторимая окраска голоса. Обращение. Правила приличия. Учимся слушать и слышать. Как и когда разговаривать по телефону.

Тема 2. Общение учащихся в форме спора.

Как вести беседу. Эмоциональная окраска речи, ее виды и уместность в зависимости от ситуации. Как вести беседу с ровесниками и взрослыми. Дай собеседнику полностью высказаться. Формирование умения анализировать предмет и причину спора, конфликта. Найди в конфликте смешную черточку. Тренинг эмоций с помощью разнообразных упражнений, ролевых миниатюр, советов психолога.

Культура внешнего вида

Тема 3. Красота внешняя и внутренняя. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера. По одежке встречают, провожают по уму. Что нам говорят личные вещи о человеке. Красен человек статью.

Дети узнают, что одежда неотъемлемая часть нашей индивидуальности, она может многое сказать о характере, темпераменте и привычках человека. Знакомство с понятием «имидж». Меняться своей одеждой и личными вещами с друзьями – это нормально? Разговор о значении физической культуры и спорта для осанки и внешнего вида человека.

Культура общения

Тема 4. Правила общения. Умение слушать, вежливо отказать.

Этикет слушающего. Мимика, жесты. Этикет эмоций. Умение не перебивать, вежливо отказать. Обращение по имени-отчеству.

Тема 5. Этикетные выражения в ситуации поздравления. Этикет общения на празднике.

Юбилеи и праздники. Поздравления с юбилеем и праздником. Разговор с гостями, совместные занятия. Этикет общения на празднике. Место шутки и юмора.

Культура питания

Тема 6. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.

Встречаем гостей. Сервировка стола к обеду. Совершенствуем умение пользоваться разными видами ножей. Практические занятия по теме.

Тема 7. Правила пользования столовыми приборами. Умение вежливо попросить, вежливо отказать.

Повторение изученного на предыдущих занятиях. Сервировка стола (работа в группах и парах), тренинг по практическому использованию столовых приборов.

Культура поведения

Тема 8. Этикет прихода и ухода учащихся из школы. Этикет поведения учащихся на перемене и подготовки к уроку.

Подготовка к школе. Соблюдение режима времени. Правила поведения во время школьной перемены вне класса. Игры на перемене.

Тема 9. Этикет на занятиях в кружках по интересам.

Выбор кружка, правила поведения детей во время работы в кружках. Отношения между руководителем кружка и учащимися.

4 класс

Речевая культура

Тема 1. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Слова-комплименты. Искусство делать комплименты.

Из истории этикетных выражений и комплиментов. Что такое комплимент. Умение делать и принимать комплименты: и в этом нужна мера. «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Культура внешнего вида

Тема 2. О чем нам говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.

Рассматриваются понятия «женственность» и «мужественность», значение мелких деталей в создании имиджа, стильные штучки, их место и время. Свой стиль. Одежда поддерживает уверенность в самом себе.

Тема 3. Соответствие одежды и ситуации. Деловой стиль одежды. Одежда для праздника, спорта, домашняя одежда.

Из истории одежды и костюма. Соответствие одежды и погоды. Одежда для работы и дома. Мы идем на праздник

Культура общения

Тема 4. Правила общения. Воспитанность. Этикет движений при общении.

Отношения в классе.

Источник: http://korshu.ru/programma-shkola-etiketa-dlya-uchashihsya-1-9-klassov/page-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector