Игровые занятия по экологии для начальных классов. виды. методика организации и проведения

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы.

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы. Внеклассная работа определяется педагогами как деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся.

Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.

При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.

Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.

Внеклассная работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе.

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается, если:

обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;

реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному.

Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности.

При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах.

Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности.

Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:

индивидуальных,

групповых,

массовых.

Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы.

В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в детских объединениях по интересам (кружках). В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

научно-познавательного;

ценностного;

нормативного;

практически-деятельностного.

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия : праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.

Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/5853.html

Своеобразие методики проведения экологических занятий с детьми разного возраста

Своеобразие методики проведения экологических занятий с детьми разного возраста

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности.

Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей? который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни. Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся во всех группах детского сада. В младшей группе в первом полугодии их организуют с подгруппой детей. Количество занятий определено в программе детского сада.

Оно возрастает от группы к группе. Увеличивается и длительность занятий. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами: наглядными, практическими и словесными. Подготовка и проведение занятий. Воспитательно-образовательное влияние занятий на детей зависит от того, как педагог подготовится к их проведению.

Наметив тему занятия, следует отобрать программные задачи. В определении содержания программного материала воспитатель исходит из требований программы и уровня усвоения знаний, умений и навыков детьми своей группы. Следует учитывать и особенности природного окружения.

Разрабатывая программное содержание, необходимо представить место данного занятия в системе работы (идут ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация). Программное содержание повторяется на других занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

В программное содержание включаются две группы задач: образовательные и воспитательные. В образовательные задачи входят знания, умения и навыки, которые формируются, уточняются или конкретизируются на данном занятии.

Включаются и развивающие задачи: развитие различных познавательных процессов (восприятие, память, мышление), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать), наблюдательности. Намечаются задачи, связанные с развитием речи (обогащение словаря, формирование связной речи).

Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности).

На занятиях, где используется труд детей, указывают задачи формирования трудовых умений и навыков, а на занятиях с использованием наблюдения — задачи на развитие этого вида деятельности (например, следовать плану воспитателя, уметь обследовать предмет, сосредоточиваться на объекте, находить характерные признаки и т. д.).

Выбор методов зависит от характера задач, решаемых на занятии, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно-познавательной деятельности. С детьми младшего возраста чаще всего проводят наблюдения, рассматривание картин, игры. Рассказы, беседы, опыты, моделирование чаще используются на занятиях с детьми старшего возраста.

Выбранный метод должен обеспечить усвоение программных задач и активизацию умственной деятельности детей. Организация обстановки и детей на занятии зависит от характера объектов, с которыми они знакомятся, и от содержания знаний, которые получают. Так, при рассматривании животных, комнатных растений, картин детей лучше посадить полукругом.

На занятии с использованием раздаточного материала, где каждый ребенок получает объект для наблюдения, детей лучше посадить за стол. В трудовых занятиях (в группе) наиболее рационально размещение детей за столами, поставленными буквой «П» или лентообразно. Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т. д. К подготовке занятия следует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности. В начале занятия важно заинтересовать детей, что достигается с помощью разнообразных приемов. Так, в младших группах — сюрпризные моменты, в старших — постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций. Для обеспечения умственной активности детей на занятии воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т. д. Важно привлекать к выполнению заданий всех детей, а не только наиболее активных.

Конец занятия в каждой группе разный. В младших группах хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоциональный настрой детей. Результатом занятия в старшей и подготовительной к школе группах может быть рассказ-описание, отчет о том, что узнали дети. Для развития наблюдательности и любознательности необходимо давать ребятам задания к дальнейшим наблюдениям.

Читайте также:  День учителя. сценарий праздника для учителей

43.Комплексные занятия, их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Занятия комплексного типа.Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике.

Осмотр выставки, переживание красоты — это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач. Третья часть занятия — это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию.

Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные — развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия — смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку. Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы.

Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С.

Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» — это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки. Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

44.Экскурсии, целевые и повседневные прогулки с детьми на природу. Их роль в экологическом образовании.

Экскурсии— это особые форы организации работы по экологическому воспитанию, которые позволяют проводить наблюдения, изучать явления и предметы и процессы в разных условиях. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Целевая прогулка –это форма организации работы по экологическому воспитанию детей. В отличие от Э.они кратковременны и на них решаются небольшой объём задач.

Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона(гнездо грача, ледоход). При проведении прогулок используются разные формы организации детей (инд. форма, подгруппами, группой). Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д.

в целях ознакомления с трудом взрослых. Организация экскурсий.

Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.Общие требования к Э.-темы д.б.чётко связаны с прогр. и включены в годовой план; дети д.б активными участниками наблюдения; материал должен опираться на известные детям теорет. знаниям; учитывается возраст экскурсантов; важно точно рассчитать время Э. во избежании нагрузок детей; в конце Э мат-лы д.б. закреплены.

Источник: https://cyberpedia.su/8×2038.html

Тема 12. методика проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по экологии

Тема 12. методика проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по экологии

Запросы школьников, увлекающихся экологией, значительно шире учебной работы. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная экологическая работа.

Внеклассные занятия – форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы.

В процессе таких занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, углубляют знания о природе, развивают интерес к происходящему в окружающей среде, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение, экологическое сознание.

Содержание внеклассных занятий во многом определяется интересами учащихся. Хорошо организованная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение, т.к.

, не стесненная определенными рамками уроков, имеет возможности для обсуждения разных открытий в экологии, для наблюдений и постановки опытов дифференцированных по сложности и продолжительности.

В результате этой работы у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности, остаются сильные эмоциональные впечатления.

Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать школьников на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при их правильной организации способствуют лучшему выполнению обязательных учебных заданий, что подтверждается психологическими особенностями развития школьников (К.Д.

Ушинский: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью»). В этой связи, необходимо предостеречь учителя от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки экологии.

Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.

Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовление коллекций, гербария, поделок из природного материала, ремонт оборудования уголка живой природы, работа на учебно-опытном участке, заготовки для зимней подкормки птиц, почвы для пересадки комнатных растений, посадка деревьев и кустарников у школы, и в городском парке, обслуживание экологической тропы и др.

Внеклассные занятия также способствуют выбору будущей профессии, оказывают непосредственное влияние на профильную направленность обучения в школе.

Виды внеклассных занятий позволяют направлять учащихся от индивидуальной деятельности к групповой, это особенно важно, т.к. решение многих проблем в науке носит комплексный характер.

Особенно большое значение имеют комплексные исследования учащихся в решении экологических проблем (общих и региональных). Например, изучение экологической обстановки на территории микрорайона, прилегающей к школе. Одна группа школьников изучает видовой состав флоры и ее состояние. Другая оценивает видовой состав фауны и ее состояние.

Третья группа проводит исследования по оценке воздушной среды. Четвертая устанавливает степень антропогенной нагрузки на скверы, находящиеся в близи школы и т.д. Завершается работа составлением характеристики экологического состояния территории в целом. Очень важно, чтобы с работой ознакомились все учащиеся.

Учитель продумывает организацию отчета учащихся в творческой форме.

Внеклассные занятия можно классифицировать по разным признакам (основаниям):

1) По реализации занятий во временных рамках – эпизодические и постоянно действующие;

2) По содержанию – внеклассные занятия по экологии атмосферы, гидросферы, животных, растений, человека, техносферы и т.д.;

3) С учетом количества участников – индивидуальные, групповые и массовые.

Многообразие внеклассных занятий

Форма организации занятий Вид занятия
Групповые занятия Кружковая работа Экспедиции Походы в природу Факультативы
Массовые занятия Лекции Просмотр кинофильмов Участие в олимпиадах Экскурсии и походы в природу Научные вечера, конференции Выставка работ учащихся Общешкольные компании: «Неделя экологии», «День защиты животных», «Неделя леса», «День биологического разнообразия», «Земля – наш дом» и др. Издание журналов, стенгазет, альбомов
Индивидуальные занятия Научные исследования и опыты по теме Подготовка к олимпиадам Внеклассное чтение Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы

Организация внеклассных занятий в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.

План проведения семинарских (практических) занятий

N Тема семинарских занятий Литература
1. Становление и развитие экологической направленности в обучении и воспитании в дореволюционный и в послереволюционный период: — вклад академика В. И. Зуева в развитие экологии; — методическое содержание трудов В.И.Даля, А.Н.Бекетова, А. Любена, А.Я.Герда, К.Ф. Рулье. — значение работ Ф.Юнге, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова. — формы внеучебной работы по реализации экологического образования и воспитания. — введение экологического материала и поиск новых методов обучения естественным дисциплинам в послереволюционный период — советская школа. Разработка исследовательского подхода к образованию. Работа школ по охране природы. Развитие юннатского движения. 1-18, 22, 24
2. Современный этап развития школьного экологического образования и воспитания: разработка теоретических вопросов; — обоснование понятия «экологическое образование» (И.Д. Зверев), — цели, задачи и принципы экологического образования (А.Н. Захлебный), — мотивы бережного отношения к природе (Б.Т. Иоганзен и Ц. А. Рыков), — экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе (И.Т. Суравегина) — факторы формирования бережного отношения школьников к природе (А. П. Сидельковский), — значение трудов С.Н.Глазачева, А.В.Миронова, Е.С. Сластениной в подготовке будущих учителей к экологическому образованию и воспитанию школьников, — Экологизация школьных предметов (Т.В.Кучер, И.С. Матрусова и других). 1-18,19, 25
3. Система экологического образования и воспитания за рубежом. — А. Морони о междисциплинарном и межпредметном подходе к обучению. — В. Стейн о ведущих принципах экологического образования: непрерывность, междисциплинарность, активность, участие в планировании, оценка экологической ситуации, эмоциональное восприятие окружающей среды, применение знаний на практике. — непрерывность экологического образования и воспитания, — опыт работы зарубежных школ. 1-18, 20, 27
4. Сравнительный анализ образовательных программ по курсу «Экология»: — типы и структура образовательных программ; — критерии анализа и оценки авторских образовательных программ; — анализ программы по курсу «Экология» 9 (10-11) класс авторы Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; — анализ программы по курсу «Общая экология» 9 класс авторы Н.М. Мемедов, И.Т. Суравегина; — анализ программы по курсу «Экология» 9 (10-11) класс авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник; — анализ программы по курсу «Экология России» 9 класс авторы Б.М. Миркин, В.Н. Кузнецов.
5. Формы учебных занятий по экологии: — формы организации обучения на уроках фронтальная, индивидуальная, групповая; — учебные экскурсии по экологии; — домашние работы, их значение; — внеурочные работы: в уголке живой природы, в природе по заданиям на лето; — трудовые экологические лагеря, экологические учебные тропы. 9, 11, 12, 17
6. Урок – основная форма учебной работы: — типы уроков по основной дидактической цели: комбинированный, изучения нового мате риала, проверки знаний и умений, обобщения изученного материала; — структура урока: учет целей, содержания и особенностей усвоения и применения знаний. Выявление смысловых блоков в изучаемом материале. Постановка задач к каждому из них. — план-конспект урока, — современные требования к уроку. — проблемные и непроблемные уроки. 1, 9, 12, 17
7. Методы продуктивного обучения в курсе «Экология»: — классификация методов; — характеристика когнитивных методов обучения; — анализ креативных методов обучения; — методы организации учения; — метод мозгового штурма; — метод проектов. 1, 11, 15
8. Разработка творческого урока: — характеристика открытых заданий; — типы творческого урока; — планирование творческого урока. 14, 15, 17
9. Планирование учебной работы: — этапы и особенности тематического планирования; — специфика поурочного планирования. 11, 13, 17
10. Учебник экологии как средство обучения: — функции учебника; — структурные компоненты: информативная, репродуктивная, эмоционально-ценностная; — текстовые и внетекстовые компоненты учебника; — виды и приемы работы учащихся с учебником. 2, 4, 6, 7, 8, 16
11. Диагностика и контроль знаний учащихся по экологии: — параметры образовательной диагностики; — функции оценки; — виды контроля и их характеристика. 1, 11, 12, 17
12. Организация и проведение внеурочных и внеклассных мероприятий по экологии: — организация и проведение экскурсий в природу; — организация и проведение экологических олимпиад. 19-28
Читайте также:  Внеклассное занятие по обж в начальной школе

Источник: http://stydopedia.ru/4xda32.html

Игровые формы обучения естествознанию

Игровые формы обучения естествознанию.

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым.

Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Игры в полной мере соответствуют современным задачам методики обучения.

На включение их в педагогический процесс настаивают психологи и педагоги, которые стремятся его оптимизировать.

Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра служит ценным средством формирования личности.

Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

Подбирая игру к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательны, не мешать друг другу, быть достаточно активными.

При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.

Ученики в игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно ориентированным.

С педагогической точки зрения дидактическая игра – это такая форма организации обучения, в которой субъекты учебно – воспитательного процесса являются его активными участниками. Игры служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач.

Существует множество классификаций игр. Это, например, игры ролевые, деловые, обучающие, имитационные и т. д. В обучении естествознанию наиболее часто используют ролевые и имитационно – ролевые игры, моделирующие (имитационные) возможную реальную ситуацию.

Эти игры требуют разработки – сценария, распределения ролей, продуманной режиссуры – и очень трудоемки по исполнению. Они рассчитаны не столько на улучшение естественнонаучных знаний, сколько на личностное самовыражение, самоопределение, понимание самого себя и познание других участников игры.

В отличие от обычных детских игр, возникающих спонтанно, учебные или дидактические игры, включенные в процесс обучения, разрабатываются и «ставятся» учителем.

В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика конкретным образом изменяются.

Учитель в игре перестает быть для ученика только источником знаний и становится режиссером игры и консультантом по организации познавательной деятельности.

Ученики же в игре – активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы ее достижения, вырабатывают возможные пути решения задач. В имитационно – ролевых играх может быть разыграно множество ситуаций.

Это может быть представление в лицах (инсценировка) идей какой – либо истории, описанной в литературе или текущей прессе и имеющей отношение к охране природе, или разработка ситуации, связанной с какой – либо экологической катастрофой.

Для развития личности очень полезно имитационное поведение и попытка понять действия другого человека (например, директора заповедника и т. д.) через принятие в игре его установок (привычных способов действий и мышления) и помещение себя в обстоятельства его деятельности. Расширяет кругозор школьников.

В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т. д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, «А что будет, если…», проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать ситуации, например, через 5, 10, 15 лет.

Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира.

Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.

Важнейшими этапами игры служат её планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:

1.Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры. 2.Наметить роли учеников. 3.Предусмотреть необходимый «реквизит», справочный материал. 4.

Продумать, каким будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет изменить в целях активизации класса. 5.Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации. 6.

Решить, как использовать результаты игры.

Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока.

Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:

Во-первых, исключить порицание и критику во время игры. Учителю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть «правильных» или «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной.

Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Читайте также:  Современные молодежные субкультуры

Учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложности, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей.

Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением различных ребусов, кроссвордов, шарад, путешествий по карте. Такие игры менее трудоемки, их можно использовать систематически.

Разнообразя процесс обучения в начальной школе, игры побуждают детей к активной деятельности.

Для младших школьников наиболее подходят ролевые игры или игры с определенными правилами, выполнение которых позволяет достигнуть определенных результатов, решить поставленную задачу. Сценарий игры должен содержать описание структуры и назначение объекта, положения, обстановки. В процессе игры создается обучающая ситуация, поощряется поиск ответа на поставленные вопросы.

Особенно эффективны игры по экологии и охране природы, которые не только представляют учащимся возможность получить определенные знания, но и воспитывают в них экологическую грамотность, активизируют их интерес к проблемам окружающей среды, формируют нравственные качества личности.

Предлагаю методику проведения нескольких экологических игр для учащихся начальной школы.

Игра «Многообразие и значение растений».

Знакомство с разнообразием растительного мира начинается с 1 класса. Вначале учащиеся знакомятся с травянистыми и древесными формами, голосемянными и цветковыми растениями, позже – с органами цветкового растения, узнают об особенностях хвойных растений, папоротников, водорослей. Здесь можно использовать игру-тест.

Детям раздают карточки с изображениями растений из различных групп со всеми органами, включая цветки и плоды. По правилам игры необходимо вычеркнуть органы, отсутствующие на самом деле у данного растения. В процессе игры дети оценивают выполнение задания товарищем. Каждый участник получает баллы за правильную проверку задания.

Игра «Кто где живет».

Игру проводят на уроке при изучении вопросов о местообитании растений и животных, представлений об экологических факторах.

Для игры необходимо подготовить три кубика.

Первый кубик позволяет выбрать среду, где живут растения и животные. На его шести гранях обозначены различные местообитания: лес, тундра, степь, пустыня, лесостепь, почва.

На грани второго кубика нанесены различные значения температуры: -20о С, 0оС, +10оС, + 20оС, + 30оС, +50оС.

Третий кубик демонстрирует обеспеченность влагой или её качество: пресная вода, соленая вода, мало осадков, много осадков, достаточное количество воды, воды очень мало.

Смысл игры заключается в том, чтобы по тем или иным выбросам кубиков составить среды или природной зоны и определить, какие организмы могут в ней обитать. В игре могут участвовать от четырех человек, до всего класса одновременно.

Один ученик выбрасывает первый кубик. Выпадает, например, пустыня. Остальные играющие дают характеристику пустыни и предполагают, какие животные могут в ней обитать. Второй выбрасывает кубик «температура», например, -10оС.

В этом случае участники предполагают, что это может быть скорее ледяная пустыня, и соответственно определяют, какие могут быть здесь животные. Третий ученик выбрасывает кубик «вода», например, солёная вода. Участники игры должны дать описание ледяной пустыни, но находящейся в соленой воде, т. е. в море или океане.

Они приходят к выводу, что это скорее всего арктическая пустыня. Круг сузился, и теперь задача играющих назвать как можно больше растений и животных.

В том случае, если условия оказываются не соответствующими ни одной из реальных ситуаций (например, лес, +50оС, соленая вода), участники обоснованно бросают один из кубиков еще раз. Игру можно проводить, разбив класс на две команды и выбрав жюри из трёх человек, которое будет оценивать результат. Каждая из команд может дополнять ответы другой команды.

Игра «Кто что ест».

При изучении жизни животных в различных сообществах ученики знакомятся с растительноядными, насекомоядными, хищными животными.

Кроме того, им даются элементарные представления о цепях питания и объяснятся, как одни организмы зависят от других.

Учащиеся должны четко знать, что любая цепь начинается с растений, и сделать вывод о роли растений на Земле. В этом случае можно использовать игру «Кто что ест».

Для игры потребуются карточки с изображением животных и растений: ягоды – 15 карточек, листья – 15, насекомые – 10, птицы – 10, млекопитающие и пресмыкающиеся -10, улитки -10, черви – 10.

В игре участвует весь класс. На доске рисуется схема цепи питания, состоящая из растений, растительноядных животных и хищников. Весь класс разбивается на три группы: растительноядные, насекомоядные и хищники.

Из разложенных на столе карточек каждая группа должна выбрать свою пищу, причем пищи должно быть столько, чтобы данное животное могло бы выжить. Поэтому оптимальное количество карточек для каждой группы оговаривается. Участники игры от каждой команды по очереди подходят и выбирают карточки.

За каждую правильно выбранную карточку команде дается одно очко, а за каждую ошибку очко снимается. Выигрывает та команда, которая наберет максимальное число очков.

Из учащихся класса выбирается «экспертная комиссия», которая подсчитывает баллы и приходит на помощь команде в случае затруднения.

Далее учащимся предлагается составить из набранных карточек цепи питания. Для этого из имеющихся групп формируются новые группы по три-четыре человека, причем в каждую из них обязательно входят ребята из всех трех групп. Они с помощью имеющихся у них корточек составляют цепи питания.

Игра «Сети питания».

Для формирования понятия «сеть питания» можно предложить следующую игру. Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг и каждый ученик – «растение» получает в руки клубок ниток.

Задача остальных участников получить этот клубок от того «организма, которым он питается, причем не обязательно от одного. Чем больше нитей будут у играющего, тем лучше. Клубки передаются от «растений» к «растительноядным животным», от них к «хищникам» или «всеядным».

В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения нитей – «сеть питания», построенная на основе многочисленных цепей питания. Причем в руках у ученика – «животного» могут быть нити от разных «растений» и «растительноядных животных».

Учащиеся делают вывод о многочисленных связях в природе между организмами.

После этого учитель объявляет, что какие – то деревья вырубили, другие растения погибли в результате неправильного обращения. Ребята, исполняющие роль этих растений выпускают из рук нити. Связи начинают нарушаться и ослабевать. Растительноядным животным нечем питаться.

Участники, выполняющие эту роль, тянут нить, и если конец окажется в руке, это означает, что «животное» погибло, участник выходит из игры. Так как животное может питаться различными растениями, то у участника – «животного» могут быть еще нити. До тех пор пока конец нити находится в руках «растений», вся цепочка сохраняется.

После «гибели» последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все «животные».

В результате игры учащиеся делают вывод о значении растений для жизни живых организмов, отмечают, чем отличается цепь и сеть питания.

Игра «Природные сообщества».

Эту игру можно использовать как на уроке, так и на кружковых занятиях при знакомстве с разнообразием растительного и животного мира, природных сообществ, взаимосвязи живых организмов в сообществе.

Урок начинается с рассказа о природных сообществах. Термин «сообщество» учащимися разъясняется как «жизнь сообща, совместно». При этом следует отметить, что совместно, рядом друг с другом могут проживать не любые растения и животные, а лишь определенные, приспособленные к данным условиям. Природные сообщества Земли очень разнообразны. Они складываются на суше и в мировом океане.

Ярким примером наземного сообщества является лес. Учащимся сообщается, что все организмы в лесу тесно взаимосвязаны, составляют как бы единый целый организм. Но лес бывает разный: хвойный, смешанный, широколиственный, наконец тропический. Каждое такое сообщество характеризуется определенными растениями и животными.

Цель игры: правильно составить данное сообщество и цепи питания в нем.

Для игры необходимы разрезные карточки с изображением растений и животных тайги, смешанного леса, дубравы размером 6х5 см. Кроме того, необходим набор больших карточек с изображением лиственных и хвойных деревьев, доминирующих в сообществе, размером 20х12 см.

Например, набор малых карточек: лещина, кислица, майник, ландыш, шиповник, клен, мох, папоротник, вороний глаз, лиса, кабан, белка, бурундук, волк, лягушка, жук-короед, паук-крестовик, ласка, зяблик, дятел, сова, тетерев, куропатка и т. д.

Набор больших карточек: сосна, ель, дуб, береза, липа, осина и т. д.

Ход игры. Игру лучше проводить попарно. Учащимся выдаются одинаковые наборы малых карточек и 2 большие карточки с изображением деревьев. Причем набор больших карточек отличается у каждой пары. Моделирование сообщества осуществляется с помощью больших карточек.

По большим карточкам учащиеся должны определить, в каком лесу растут данные деревья, и из малых карточек выбрать те организмы, которые обитают рядом с этими деревьями в данном сообществе.

Кроме того, они должны составить несколько цепей питания, характерных для данного лесного сообщества.

Эту игру можно слегка видоизменить и предложить учащимся ответить на вопрос «Что бедет, если…?» Они должны смоделировать ситуацию, при которой какие — то организмы (растения или животные) исчезли из сообщества в результате хозяйственной деятельности человека или просто изменения каких-либо условий. Например, вырубка леса, исчезновение насекомоядных птиц и тд. Прогнозируя возможные изменения в сообществе, учащиеся тем самым убеждаются в необходимости мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Источник: http://www.slavkrug.org/igrovye-formy-obucheniya-estestvoznaniyu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector