Игры на развитие творческого воображения для младших школьников

Правильное, гармоничное развитие ребенка способствует его быстрой социализации. Дети, легко налаживающие контакт, умеющие выражать свои мысли правильно, преуспевают в учебе. Важное значение на ранних этапах имеют игры на развитие воображения, которые стимулируют мышление и речь.

Что такое воображение – определение

Воображением называют форму психической деятельности, которая предполагает создание мысленных ситуаций и представлений, которые не воспринимаются в действительности.

Этот тип деятельности основывается на присутствующем у ребенка чувственном опыте. Воображение активно развивается в период с 3 до 10 лет. После эта деятельность переходит в пассивную форму.

Согласно существующей классификации, воображение бывает:

  • активным;
  • пассивным;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.

В основе создаваемых воображением предметов лежат образы, имеющиеся в памяти, и образы настоящих восприятий. Без воображения невозможна творческая деятельность.

Все талантливые и гениальные люди, сделавшие неординарные открытия, изобретения, отличались высокой активностью воображения. Большая часть активности ребенка происходит при непрерывной работе воображения.

Оно является основой формирования личности, успешной учебы детей.

Как развивать воображение у ребенка?

  • Развивать воображение у ребенка необходимо в игровой форме. При этом следует учитывать, что воображение и мышление связаны между собой напрямую, поэтому развивать их необходимо параллельно.
  • Для этого нужно чаще читать детям книги, рассказывать сказки, знакомить ребенка с окружающим миром. Начинать процесс развития воображения можно с того момента, когда малыш заговорит. В 3 года многие ребята уже активно фантазируют и воображают.
  • Этот возраст принято считать идеальным для развития детского воображения.

Роль игры в развитии воображения

  1. Необходимо учитывать, что воображение ребенка – это вид психической деятельности, а все действия, совершаемые малышами, непрерывно связаны с игрой.
  2. Эта форма взаимодействия с ребенком полностью удовлетворяет потребность маленького организма в познании окружающего мира.
  3. Впервые воображение у ребенка начинает проявляться, когда он активно использует заменители предметов, существующих в реальности, берет на себя социальные роли.
  4. Игры на быстрое развитие воображения задействуют внимание малыша на 100 %. Ребенок легче воспринимает информацию играя, быстрее запоминает.
  5. В результате в последующем ему не составит труда воспроизвести увиденное ранее самостоятельно. У дошкольников при хорошо развитом воображении предметы-заместители постепенно уходят на второй план, и они начинают играть понарошку.
  6. На этом этапе и происходит переход воображения из воссоздающей формы в творческую.

Игры на развитие воображения у дошкольников

  • Игры для развития воображения детей дошкольного возраста имеют ролевую направленность.
  • Ребята 4–5 лет любят представлять себя в роли другого человека, «примерять» различные профессии, представляя себе, кем бы они хотели стать в будущем.
  • Занятия не должны превышать 20–30 минут, чтобы не отбить интерес к подобным играм. Отличным помощником в развитии воображения дошкольников может стать простая игра «Представь, что ты…».
  • Такие занятия способствуют параллельному развитию и актерского мастерства. Ребенку папа загадывает слово, предмет, который он должен изобразить. Мамина задача заключается в угадывании правильного ответа.
  • Не стоит спешить с ответом, сделав вид, что не получается разгадать. После ответа обязательно хвалят ребенка и меняются ролями. Постепенно в игры на развитие творческого воображения у дошкольников можно привлечь всех домочадцев.
  • Угадавший слово показывает следующее.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Рассказывая о том, как развивать фантазию и воображение у ребенка, который уже обучается в школе, педагоги отмечают важную роль родителей в этом процессе.

К 7–8 годам дети приобретают достаточный багаж знаний, умений, которыми они умело оперируют. Ребенок уже владеет несколькими образами, поэтому задача взрослых заключается в обучении правильной их комбинации.

При этом дети должны понимать, как бывает в реальности, а как – нет. Справиться с подобными задачами помогает игра «Чудо-лес».

На приготовленном заранее листке бумаги изображают несколько деревьев, окруженных большим количеством точек, линий и фигур. Перед ребенком ставится задача превратить это в лес. После того как картина закончена, можно продолжить работу по ней – попросить рассказать ребенка, что изображено, составить небольшой рассказ. Он может быть как реалистичным, так и вымышленным (заранее оговаривается).

Игры на развитие воображения у школьников

Перед тем как развить воображение у ребенка школьного возраста, родители должны четко знать его увлечения. Это поможет заинтересовать его в подобных играх, быстрее установить с ним контакт. Для занятий с детьми 3–5 классов можно использовать следующие игры на развитие воображения:

  1. «Несуществующие животные». Если существует рыба-пила, то существование рыбы-топора тоже не исключено. Ребенку предлагают представить и описать, как могло бы выглядеть это существо, чем оно питается.
  2. «Выдумай историю». Рассмотреть несколько картинок в книге вместе с ребенком и попросить его составить свою интересную историю, новые события. Родители в этом должны принимать активное участие.
  3. «Продолжи картину». Родители изображают простую фигуру, цифру, которые необходимо превратить в одну из частей сложного рисунка. Из круга изображают рожицу, мячик, колесо автомобиля. Варианты предлагают по очереди.

Игры на развитие воображения для детей

Развитие воображения у ребенка – длительный процесс, предполагающий частую смену видов деятельности. Если малыш засиделся, рассматривая книгу, рисуя, нужно предложить поиграть с ним во что-нибудь подвижное. Это позволит снять напряжение, а физическая нагрузка будет способствовать запоминанию. После перерыва можно продолжить занятия.

Настольные игры на развитие воображения

Настольные игры на воображение широко представлены в торговой сети. Однако совсем необязательно что-то приобретать. Можно самостоятельно придумать игру, задействовав при этом подручные средства:

  1. Строительство. Дети любят строить. В качестве материала могут вступать конструктор, песок, прутья деревьев.
  2. Моделирование. Родители вместе с детьми могут склеить из бумаги по собственному эскизу машинку, сделать бумажное платье для куклы.

Подвижные игры на развитие воображения

Народные игры в развитии воображения у ребенка имеют большое значение. Всем знакомая «Море волнуется…» передается из поколения в поколение и не утрачивает своей популярности. Среди других подвижных игр:

  1. «Услышь свое имя». Дети становятся в круг спинами друг к другу, ведущий бросает мяч, называя имя участника. Ребенок должен повернуться и поймать мяч.
  2. «Кенгуру». Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20–30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Источник: https://womanadvice.ru/igry-na-razvitie-voobrazheniya-9-zanyatiy-kotorye-pomogut-vyrastit-tvorcheskuyu-lichnost

Игры и упражнения на развитие воображения у дошкольников

Воображение – своеобразный психический процесс, на который мало кто из родителей обращает внимание. Готовя ребенка к школе, они стараются развивать мышление, память, внимание, что чрезвычайно важно для успешного обучения.

Между тем, воображение — процесс создания новых образов или преобразование уже имеющихся в иные сочетания, имеет большое значение в полноценном развитии дошкольника. Например, воображение помогает находить нестандартные решения, составлять рассказы на свободную тему, писать сочинения, фантазировать на уроках рисования.

Если к школе ребенок не овладел подобными навыками, родителям придется приложить массу усилий для помощи маленькому ученику. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит задуматься, как развивать воображение и творчество у детей.

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное – заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Игра – специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения.

Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли.

Например, малыш фантазирует, что палочки – это градусники у «врача», листики – тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план.

Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим.

Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация — это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

  • Свойство воображения — типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.
  • Классические игры и упражнения по типу подбора однотипного или противоположного слова интересны всем детям. Их с успехом можно ввести в домашние занятия для воображения у дошкольников, так как игровые действия просты и понятны.
  • Главное — вовремя усложнять содержание игры и побуждать ребенка к поиску нового образа. Правила следующие: взрослый бросает мяч игроку с определенным словом, ребенок в соответствии с тематикой игры должен или поймать мяч, или отклонить его.

Затем перебросить его ведущему по таким же правилам.

«Съедобное – несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко – мяч ловится, книжка – мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает – не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов — антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко — низко, близко – далеко, молодой – старый, добро – зло, ребенок – взрослый, белый – черный, утро – вечер.

Читайте также:  Загадки про растения с ответами для младших школьников

«Что получилось?»

Такая развивающая игра доступна по своим действиям деткам разных возрастов, вызывает у них интерес, а взрослым дает возможность решать задачи развития воображения. Для игры используются разные варианты: фломастеры для бумаги, мелки для асфальта, палочки для песка или снега.

Хорошо играть всей семьей, так как интереснее будет участие нескольких человек.

Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

  • Для вариации можно выполнить набросок-подсказку к будущему рисунку: дерево без веток и листьев, грибок без ножки, гримаса клоуна без очертания лица, мотылек без некоторых деталей. Пусть ребенок придумает сам что-то новое и оригинально раскрасит.
  • Интересной игру можно сделать, предложив общее выполнение рисунка. Например, взрослый начинает рисунок, ребенок продолжает пририсовывать детали. Затем взрослый резко меняет тематику рисунка, придумывая что-то новое, добавляет интересные детали. Хорошо, если законченный рисунок будет представлять собой что-то необычное, например, экзотический сад, космический пейзаж, подводный мир. На первых порах малыш будет подражать взрослому, ему придется подсказывать какие-то идеи. Если постоянно предлагать дошколенку такую игру, через короткое время он уже сам будет придумывать новые образы на основе имеющихся представлений. Полезно будет такое упражнение в семейном досуге.

«Клоуны»

Для игры нужна предварительная подготовка в виде рисунка с двумя клоунами, у которых не прорисованы лица. Взрослый предлагает малышу изобразить грустного и смешного клоуна. Спросить, почему загрустил клоун, что у него могло случиться, как ему поможет смешной.

  • Аналогично можно использовать фигурки доброго и злого волшебников. Здесь также на первых порах помощь взрослого необходима.
  • В дальнейшем дошкольник может по такому же типу придумывать, рисовать и вырезать фигурки животных, сказочных персонажей. Для поддержания интереса и отработки навыка составления новых образов на основе имеющихся можно предложить ребенку завести альбом и вклеивать фигурки персонажей. Это даст возможность проследить, как совершенствуется у ребенка навык создания нового образа.

«Что на что похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Двухлетки уже умеют находить знакомые предметы в окружающей обстановке.

Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести.

Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи по типу мультика о Винни-Пухе: вот облачко похоже на самого Винни, а это ‒ на кошку с котятами, а там – плывет кораблик.

  • При сборе осенних листьев можно устроить игру «Найди знакомый предмет в листочке». Прекрасно подойдут для рассматривания лужицы на дорожке, отпечаток подошвы на песке, необычный камешек. Все зависит от фантазии взрослого, который учит фантазировать и малыша. Затем дома можно зарисовать, что интересного увидели на прогулке.

Игры на агглютинацию

Еще одним свойством воображения является агглютинация.

Агглютинация (лат agglutinatio — склеивание) — сочетание качеств

С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное»

Замечательной игрой для развития творческого воображения детей является игра-тест, в которой создается новый образ животного. Эту игру чаще всего используют психологи для обследования психики ребенка. Но ее можно с успехом ввести в домашнее обучение.

Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица — меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их.

Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

Дети с удовольствием играют в такие игры, так как они позволяют выразить в рисунке их стремление к преобразованию окружающего. Если на начальном этапе малышу трудно будет справиться с упражнением, взрослый может помочь с выбором основного животного, который хорошо известен ребенку. Можно сделать альбом с рисунками и обсудить его во время семейного досуга.

«Небылицы»

Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю — небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы.

Чтобы взрослому было легче объяснить ребенку, в чем суть такого способа, можно использовать народные потешки, стишки, которыми так богата народная педагогика. А затем пофантазировать на различные темы и придумать свои сказки-нелепицы. Полезно будет записать их и нарисовать картинки.

Так можно будет легко проследить, как совершенствует у ребенка творческое воображение.

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом. Лошадь ела кашу, а мужик — овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

«Сказочный микс»

  • Для детей среднего и старшего возраста будет интересна игра по мотивам знакомых сказок.
  • Взрослый предлагает ребенку придумать свою веселую сказку с героями, которых хорошо он знает. Например, это могут быть известные всем сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и подобные им.
  • Чем младше ребенок, тем проще по сюжету должны быть сказки. Игра интереснее пройдет во время семейного досуга, когда соберется вся семья. Героев и события фантазии можно перемешивать, придавать им несвойственные качества.
  • Например, Красная Шапочка вдруг стала капризной и непослушной девочкой: вместо того, чтобы пойти к бабушке, отправилась в соседнее село к своей подруге Золушке. Волк так и не дождался в лесу девочки. Такие неожиданные события развеселят ребенка и поддержат интерес к сказкам.

Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия — это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования. Маленьким деткам еще пока сложны такие способы составления образов, так как здесь уже используются элементы логического мышления. Старшие дошкольники, уже имеющие необходимый опыт, с удовольствием будут выполнять упражнения для развития воображения.

«Зоопарк»

Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения.

Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов.

Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

«Что было бы, если…»

Словесная игра на аналогию, одновременно и на акцентирование, заинтересует детей. Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки.

Взрослый начинает игру со словами: «Как ты думаешь, что было бы, если… на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой?» Тематика таких вопросов может быть самой разнообразной: о природе, погоде, животных, профессиях, предметах мебели, одежды, еде.

Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая свое чадо мыслить творческому воображению.

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

Источник: https://myintelligentkids.com/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-voobrazheniya-u-doshkolnikov

Игры на развитие воображения для детей старшего дошкольного возраста

ИГРА «ПОВАРЯТА»

Цель: развить воображения, установить эмоциональный контакт в группе.

Возраст: дошкольный (4-6 лет).

Ход игры: дети стоят в кругу и держатся за руки – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет( картошка, морковка, лук и прочее). Ведущий по очереди называет то, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг. В итоге получается вкусный суп.

Игра «Что будет, если…?»

Цель: развить воображение.

Возраст: старший дошкольный (5-6лет).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 10 – 15 минут.

Ход игры: Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «Что будет, если…»? Дети отвечают на него по очереди. Ответы должны быть необычными.

Примеры вопросов: «Что будет, если…?»

Примеры ответов на первый вопрос: все будут плавать в подлодках, у людей вырастут хвосты, вместо птиц по небу начнут летать рыбы, самолеты перестанут летать, можно без аквариума разводить рыбок и т.п.

ИГРА «ВОДОПАД»

Цель: игра направлена на развитие воображение, а также поможет детям расслабиться.

Задачи: помочь детям расслабится и успокоится, сконцентрироваться перед дальнейшей работой.

Игровой материал: нет.

Возраст: с 6 лет (младший школьный возраст).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 5 мин.

Ход занятия: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове… Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Читайте также:  Сюжетно-ролевая игра в раннем дошкольном возрасте

Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 секунд.)

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

ИГРА «ВЕЛИКИЙ ГУДВИН»

  • Цели: закрепление знания цвета, развитие моторики руки, речи, воображения.
  • Игровые материалы: листы бумаги, цветные краски или карандаши.
  • Форма работы: групповая.
  • Форма занятия: игровая.
  • Возраст: средний, старший дошкольный (5-7 лет).
  • Время : 25-35 минут.
  • Описание: Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать, например, сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали.

ИГРА «ФАНТАЗЕРЫ»

Цель: развитие воображения, умения нетрадиционным путем решать проблемные ситуации, развитие логического мышления.

Задачи: сформировать познавательную деятельность дошкольника.

Игровой материал: отсутствует.

  • Возраст: 4 — 6 лет (дошкольный возраст).
  • Форма работы: групповая.
  • Форма занятия: игровая.
  • Время проведения: 10 – 15 минут.
  • Ход занятия: 1. Решение проблемных ситуаций: — Как нарисовать невидимку? – Как принести воду в решете? – Как сосчитать все листочки на дереве?.
  • ИГРА «ВОПРОШАЙКА»
  • Цель: развитие воображения, речи

Задачи: в процессе наблюдения отметить характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость.

Игровой материал: несколько сюжетных картинок.

Возраст: 4 – 6 лет (дошкольный возраст).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 10 – 15 минут.

Ход занятия: группа детей разделена на команды. Ведущий проводит жеребьевку. Команда, которой выпало участвовать первой, начинает задавать соперникам вопросы обо всем, что хочет узнать по сюжетной картинке, предложенной ведущим.

Если соперники не могут ответить, то «вопрошайки» победили. Если «вопрошайки» не могут задать вопрос, то наоборот, — победители соперники, и они становятся «вопрошайками».

Вторым этапом упражнения является сочинение каждой командой рассказа по картинке.

ИГРА « СОЕДИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: незаконченные предложения .

Время проведения: 15-20 минут.

Ход проведения: Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

Инструкция: « Прослушай два предложения , их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»-«…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.» Далее можно использовать предложения:« По улице проехал грузовик…» — «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода». « Мама купила в магазине рыбу…» — «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

ИГРА «СКАЗКА НАОБОРОТ»

  • Цель: развитие творческого воображения.
  • Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.
  • Время проведения: 10-15 минут.

Ход игры: Инструкция: « Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было « наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

ИГРА «ДОРИСУЙ»

  • Цель: развитие воображения, внимания.
  • Возраст: 6-7 лет (младший школьный возраст).
  • Форма работы: индивидуальная.
  • Время проведения: 15-20 минут.
  • Оборудование: таблицы с недорисованными предметами.

Ход игры: ребенку предлагаются таблицы с недорисованными предметами. Ему предлагается назвать, что отсутствует и дорисовать эти недостающие детали.

ИГРА «ЧТО ЭТО ТАКОЕ»

  • Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.
  • Возраст: 6-7 лет (младший школьный возраст).
  • Форма работы: групповая.
  • Время проведения: 15-20 минут.
  • Оборудование: бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч, таблички.

Ход игры: дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он сам придумает, затем дети отвечают поочереди. Отвечает тот ребенок, которому педагог покатит мяч. Затем педагог меняет круг другого цвета или повозку. Необходимо поощрять оригинальные ответы.

Источник: http://lyshkova_e_m.a2b2.ru/section/7263/item/29155

Хотите мыслить креативно — выполняйте упражнения на развитие воображения

Мы живем во времени стремительно развивающихся технологий, которые требуют от нас и детей особой концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой адаптации. Такой мир нуждается в нестандартных решениях и креативных подходах к развязке различных проблем. Поэтому важно развитие воображения у детей и взрослых.

Мы не рождаемся со способностью создавать объектные образы у себя в сознании. Эта способность приходит к нам в раннем возрасте, а способствуют этому сказки и стихи, рисование и лепка, танцы и музыка. Первые образы мышления у детей появляются в возрасте двух лет, а уже к трем годам с развитием речи, воображение становится более богатым.

Но до пяти лет они не могут фантазировать и не действовать при этом – каждая их фантазия воплощается в игру или рассказ. И только в старшем дошкольном возрасте дети начинают создавать объекты мышления у себя в сознании.

Здесь необходим контроль за играми и воображаемыми сюжетами, поскольку детям тяжело отделять воображаемое от действительного.

И главная задача родителей – различать фантазию от детской шалости и глупости, которая несет в себе негатив и вред, и будьте готовы к проявлению детской агрессивности.

А также следует помогать создавать позитивные объекты воображения, которые помогут настроить ребенка на позитивные вещи, а также помогут решить ту или иную проблему.

Помогаем развивать воображение у дошкольников и школьников

Самостоятельно ребенку не под силу развить объектное мышление на должном уровне и помогать в этом процессе должны родители.

Вот простые, но действенные, рекомендации:

  • От богатства жизненного опыта зависит широта фантазий, поэтому нужно расширять кругозор детей, помогать им формировать представление о мире и событиях вокруг. Именно на основе имеющихся знаний происходит развитие воображения, особенно у младших школьников. Ни для кого не секрет, что эрудированный ребенок способен создать более яркий воображаемый мир.
  • Воображение может развиваться у дошкольников и на основе чужого опыта. Например, оно может базироваться на рассказе родителей или прочитанной сказки. Конечно, этому придется учиться и развивать такой навык;
  • Помните, что фантазии и эмоциональное состояние ходят рядом. В зависимости от настроения выдуманные предметы наделяются различными свойствами, поэтому так важно формировать положительный эмоциональный фон у детей.

Но бывает, что у ребенка и знаний хватает, и ярких впечатлений в жизни немало, а фантазировать и мечтать он не хочет. Здесь нужно помочь – подтолкнуть ненавязчиво его к этому:

  • придавайте различные мотивации, например, вместе придумайте, как вы проведете выходные и на основе этого составьте повесть, а потом воплотите этот рассказ в жизнь;
  • объясните, что в придуманных историях, какими бы они ни были, нет ничего зазорного, а наоборот это весело и интересно. Ребенок, которому нравится придумывать разные приключения для своих любимых героев, легче справляется с любыми жизненными ситуациями;
  • для развития воображения у дошкольников, важно доверие к родителям, ведь именно они учат фантазировать и мечтать;
  • если хотите чтобы ребенок развивал в себе творческий потенциал, начните и вы рассказывать ему придуманные сказки, делайте какие-то подделки. Ведь дети так любят копировать поведение взрослых.

Помогаем детям открывать творческое начало

Детям в дошкольном возрасте можно помочь развить воображение следующими упражнениями:

  • читайте детям книги, рассматривайте с ними картинки, ходите в театр и на экскурсии;
  • предложите нарисовать то, что он увидел в спектакле, рассказать, что он делал в течение дня;
  • лепите и рисуйте различные сюжеты, которые можно заранее обговорить и помочь ребенку увидеть, что должно получиться;
  • хвалите за любые сочиненные рассказы, стихи, песни;
  • дошкольники должны проводить время за играми, а вот их выбор лежит на вашей ответственности, окружите ребенка конструкторами и головоломками по возрасту, используйте готовые развивающие игры и упражнения.

Если вам кажется, что младшим школьникам развивать воображение сложнее, то это ошибочное мнение.

У них больше знаний и жизненного опыта, а значит и материала для фантазий и воображений, но возможно сложнее найти подход, нужную игру или упражнение для развития этого умения.

Как вариант, попросите представить и описать какой-то сюжет из прочитанной книги, предложите внести некоторые изменения в развитие событий в любимой сказке или мультфильме.

Помните, что рисование, лепка, оригами и различные подделки, сделанные своими руками, а также различные яркие впечатления, которые хочется всем рассказать являются отличными инструментами для развития воображения школьников и дошкольников.

Развиваем играючи

Вот несколько вариантов игр и упражнений, стимулирующие развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста:

  • эффективное упражнение – предложите ребенку обвести свои ладошки карандашом или красками и пусть он вам расскажет, на что они похожи и дорисует на их основе картинку, например птицу, а рука это ее крыло или букет, где кисть будет ветвями цветов;
  • для развития художественных навыков, пусть ребенок выберет любые три цвета краски и зарисует ими весь лист бумаги, а затем расскажет на что это похоже;
  • отличная игра на воображение – поставьте большую кляксу краской на средину листа бумаги, согните его пополам и откройте. Предложите рассказать, на что или кого похожа клякса;
  • для многих из нас знакома простая игра, когда даются неоконченные рисунки и предлагается их дорисовать и рассказать о полученном результате, попробуйте это и со своими детьми;
  • нарисуйте два одинаковых силуэта волшебников, и пусть ребенок карандашами создаст одного доброго, а другого злого персонажа, а затем расскажет, что натворил плохой и как его победил хороший. Такое упражнение не только развивает фантазию, но помогает разграничивать добро и зло;
  • упражнения с танцами тоже весьма эффективны. Предложите станцевать радость или восторг, лисичку или только что распустившийся цветок;
  • вырежьте из бумаги различные кружки и полоски разной величины, пусть ребенок расскажет, на что они похожи – эта игра позволяет создавать новые образы;
  • предложите детям упражнение, в котором необходимо изменить конец знакомой им сказки;
  • еще одно упражнение – расскажите сказку, а потом вместе отделите фантастические события от тех, которые могут произойти в реальной жизни, таким образом, у вас выйдет два рассказа – один с реальными событиями, другой полностью фантастический.
Читайте также:  Задачи-шутки по математике с ответами 1-2 класс

Помогаем фантазировать

Несколько упражнений, стимулирующих фантазию у детей:

    • Увеличение и уменьшение. Скажите, что у ребенка есть волшебная палочка с помощью, которой он может изменять размеры чего угодно, пусть расскажет, что он уменьши, а что увеличил и к чему это приведет;
    • Добавление выдуманных свойств людям. Предложите наделить человека новыми умениями и органами, создавая, таким образом, фантастического героя и строя сюжет вокруг него;
    • Оживите рисунок. Расскажите ребенку, что все нарисованное им, может оживать, пусть он придумает и зарисует, кого и для чего он хочет оживить;
    • Превращение в любой предмет. Пусть ребенок пофантазирует во чтобы он мог превратиться, в какой предмет, и пускай покажет, как бы он тогда выглядел;
    • Наделите предметы не свойственными им умениями и свойствами. Например, деревья научились разговаривать и что из этого вышло. Или представьте что палка, как лошадь может скакать;
  • Наделение неживых объектов новыми свойствами. Допустим, вода, которая лечит все недуги или заставляет говорить только правду;
  • Оживление умерших животных, людей, героев сказок и представление, как бы дальше развивались события;
  • Изменение привычных отношений между сказочными персонажами;
  • Предложите придумать названия различным рисункам и картинам известных художников;
  • Объединяйте несколько предметов в один и наоборот фантазируйте, что могло бы быть, если бы какой-то предмет разделился бы на несколько частей, каждая из которых ожила;
  • Игры со временем. Это упражнение позволяет представить, что время ускорилось и сутки пролетают за 5 часов или наоборот лето длится не три месяца, а полгода, а возможно изобрели машину времени;
  • Предложите придумать какой-нибудь дом или гаджет будущего;
  • Придумывайте новые праздники, конкурсы и сюжеты для утренников.

Таких игр и упражнений великое множество, вы можете и сами их придумывать на ходу. Здесь главное начать и идти к поставленной цели.

Развивая детей мы развиваемся сами

Постоянно придумывая новые игры и занятия для ребенка, родители тоже фантазируют и воображают, тем самым развивая в себе эти качества. И зачастую, сами того не замечая начинают генерировать креативные идеи простых решений. Это проявляется и в ответах на неожиданные вопросы детей, и в новой расстановке мебели и даже в приготовлении обычных блюд по-новому.

Но можно начать развиваться в данном направлении и за долго до появления детей. Существует масса упражнений, которые разработанные специально для взрослых и направлены на раскрытие и развитие гибкости мышления.

Конечно, некоторые из них, сначала могут показаться нелепыми или сложными, но не стоит бояться трудностей. Без таких тренировок ума нам тяжело воспринимать перемены и двигаться вперед, мы начинаем мыслить шаблонно.

Источник: http://TonusMozga.ru/mysl-i-voobrazheniye/razvitiye-voobrazheniya/uprazhneniya.html

Игры на развитие воображения у младших школьников: методические рекомендации

А между тем, именно данный подход позволяет добиваться самых высоких результатов в образовании, так как дети, обладающие творческим и продуктивным мышлением, способны усваивать материал лучше всех остальных, так как они в состоянии находить решение поставленных задач самостоятельно.

В принципе, это и является основной задачей внедрения различного рода игр на развитие воображения у младших школьников, ведь чем раньше будет начат данный процесс, тем с большей вероятностью можно утверждать, что в ребенке в итоге сможет развиться высокий потенциал.

Мало того, развитие воображения у младших школьников имеет колоссальное значение не только для успешного обучения, но и дальнейшего их становления во взрослой жизни, ведь дети с ограниченным (непродуктивным или самыми примитивными формами репродуктивного мышления) способны усваивать материал только основываясь на старом опыте. То есть, речь идет о шаблонном мышлении, когда все действия, необходимые для решения определенных целей и задач, ведутся по определенному алгоритму и немудрено, что даже после мнимого закрепления материал не способен надолго задерживаться в детском сознании.

Дети с развитым воображением, напротив, проявляют хорошие способности и продуктивный (творческий) метод обучения, который чаще именуют креативным, когда учащемуся предоставляется максимальная свобода для самоопределения, является для него наиболее приемлемым.

Речь идет о самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы, для чего в ход идет не чей-то опыт, именуемый старым научным продуктом, а воображение, логическое мышление, а также различные приемы типа визуализации и максимального подключения всех органов осязания для предметной идентификации и глубинного анализа и осознания. Ученики, в которых развито это начало, более других склонны к различного рода открытиям, да и изучаемый материал дается им намного легче. Причем это происходит по той простой причине, что они предпочитают доходить до всего самостоятельно, подключая собственное воображение и другие способности, которые у многих людей на протяжении всей жизни находятся в «спящем» состоянии.

Есть у такого подхода, который предусматривает максимальное задействование воображения, еще один ощутимый плюс.

Дело в том, находя решение самостоятельно и изобретая тем самым принципиально новый научный продукт для себя самого, ребенок не только на все 100 процентов усваивает его, но и запоминает пройденный материал без регулярного повторения, чего невозможно достичь при использовании чужого опыта.

Поэтому развивать воображение ребенка посредством применения всевозможных игр настоятельно рекомендуется с самых пеленок, ведь на сегодняшний день известны сотни простых приемов, адаптированных для каждой возрастной группы.

Так, например, очень действенным считается прием так называемого «вживания» в образ, который, кстати, является одним из классификаторов методов продуктивного (креативного) обучения.

Согласно ему ребенку рекомендуется ставить себя на место зверей, птиц, растений, других людей и даже не воодушевленных предметов, представляя себя свечой, лавочкой или песком.

  1. Вся суть такого метода заключается в том, чтобы визуализировать в собственном сознании абсолютно непривычную для себя модель существования и проанализировать свое новое, пусть и условное (мнимое), состояние при благоприятном и неблагоприятном внешнем воздействии.
  2. Такой необычный опыт помогает развивать детское мышление в совершенно новом направлении и это обязательно пригодится ему в будущем при решении различных практических и теоретических задач.
  3. Однако, такие приемы подойдут для учащихся начальной школы, в то время, как для малышей, которым всего-лишь несколько лет отроду, понадобятся другие игры, предназначенные для развития воображения.
  4. К примеру, ребенка, недавно начавшего осваивать цветные карандаши и краски, можно попросить изобразить какое-нибудь животное, которого не существует в природе. И очень здорово, если ему понравится данное задание, в результате чего свет увидит целый зоопарк диковинных существ с не менее причудливыми именами и названиями.
  5. Такой прием позволяет не только развивать детское воображение, но и проводить глубокий его психологический анализ, ведь одно дело, если малыш рисует каких-то смешных чудиков и совсем иначе будут обстоять дела тогда, когда ребенок упорно рисует ужасных монстров и страшилищ.
  6. В этом случае рекомендуется проверить, какие мультфильмы и передачи он смотрит и, если причины столь странного творчества ведут свои истоки не из телевидения, то искать проблему рекомендуется в других местах и в первую очередь в отношениях внутри семьи малыша.
  7. Очень здорово помогает усвоить качественные характеристики предметов, с которыми каждый день доводится сталкиваться ребенку, и игра на воображение под названием «Упрямый ослик». В этом случае родители говорят малышу короткие односложные фразы по типу «Земля круглая», на что он должен ответить «нет, квадратная» и наоборот.
  8. И таких примеров существует великое множество («подушка мягка — нет, твердая», «трава зеленая — нет, синяя», солнце горячее — нет, холодное» и пр.), причем, каждый из них помогает запоминать малышу не только состояние предметов, но и их цвет, форму и прочие важнейшие характеристики.

Не менее эффективным считается развивающее логику и воображение упражнение, в котором малыш ребенок дошкольного возраста должен закончить начатый рисунок.

Причем, это может быть, как наполовину изображенный эскиз, так и полностью пустое поле с нанесенными на него в определенном порядке точками, обозначенными соответствующими цифрами. Соединяя эти точки между собой по порядку (ориентировка на цифры).

Малыш в итоге получает полноценное изображение, которое он обязательно должен правильно обозначить и охарактеризовать. Таким образом получается не только развивать визуальное мышление, но и закреплять устный и письменный счет, что также весьма немаловажно для любого дошколенка.

И это далеко не единственное упражнение, предназначенное для тренировки визуализации. К примеру, нет ничего проще, чем устроить мини-тренинг для ее укрепления, представив малышу обычный пояс или ремень — хитрой змеей, а меховую варежку или шапочку — мышкой.

После такого вступления, родители предлагают ребенку развить данную ситуацию в игровой форме, параллельно комментируя поведение «змеи» и «мышки». По дальнейшим действиям крохи любой психолог может составить довольно подробный портрет его психологического и эмоционального состояния.

Параллельно с воображением можно очень легко развивать речь ребенка, сочиняя вместе с ним самые невообразимые сказки и рассказы.

Причем, если малыш будет противиться этому, взрослый должен продемонстрировать ему интересный пример, после чего, он обязательно захочет ему последовать, сочинив свою собственную историю.

Ее обязательно следует внимательно выслушать, бурно реагируя на каждый поворот событий и похвалить в конце маленького рассказчика. Причем устные тренинги следует обязательно чередовать с практическими и в этом случае для быстрой смены объекта внимания отлично подойдет такой прием, как пятнография.

Для этого на чистый лист каждого участника наносится яркое пятно любой конфигурации и дети должны дополнить его таким образом, чтобы вышло что-нибудь интересное. Победителем, как нетрудно догадаться, станет тот малыш, у которого обычное пятно действительно перестанет быть пятном.

Схожим эффектом обладает развивающая игра на отгадывание теней, которая пользовалась популярностью еще с самых давних времен.

Для этого кто-то становится напротив источника света и отбрасывает с помощью пальцев рук и самих кистей на освещаемую стену причудливые изображения, которые должны отгадать маленькие участники.

И на этом список доступных и простых в исполнении «развивалок» отнюдь не заканчивается, ведь не стоит забывать и про такие эффектные приемы, как оживление предметов, имитация действий, «пять точек», «отгадай персонаж», «кто я?», изображение музыкальных картинок и прочее, тому подобное.

Источник: http://veselajashkola.ru/igry-onlajn/igry-na-razvitie-voobrazheniya-u-mladshix-shkolnikov-metodicheskie-rekomendacii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector