Игры в детском саду на тему «этикет» для старших дошкольников

Игры в детском саду на тему «Этикет» для старших дошкольников

Методическое пособие «Правила этикета» для детей старшего дошкольного возраста

Разработал воспитатель старшей гр 7 СОШ №806: Медведева И.И.

Москва 2015

Культура поведения — характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является важной частью воспитательного процесса.Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.

Цель разработки пособия:

Углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности дошкольников. Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  •  развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, кругозора;
  • знакомство с правилами этикета,
  • формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,
  • развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,
  • воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Содержание пособия: мнемотаблицы по этикету, правила. Темы:

  • «Правила этикета приветствия»
  • «Правила поведения в детском саду»
  • «Правила поведения на улице»
  • «Правила поведения в транспорте»
  • «Правила поведения в магазине»
  • «Правила поведения в театре»

Правила пользования пособием:

По выбранной воспитателем теме проводится беседа с детьми, большинство правил, ситуаций, обыгрываются c детьми. На следующий день педагог представляет воспитанникам на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали, дети повторяют основные правила, перерисовывают таблицу  в свою тетрадь, которую забирают домой.

Дома дети рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают.

Так же если дети хотят, они могут дорисовать еще 2 правила которые не нарисовали в детском саду в свободные 2 квадрата, после чего они приносят тетрадь обратно и рассказывают другим детям о своих правилах, если дети с педагогом считают эти правила правильными, то остальные дети выбирают наиболее подходящие правила из всех предложенных и зарисовывают их в свою тетрадь.Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь, расширяют кругозор, так же тетрадь позволяет педагогу проследить за каждым ребенком, усвоил ли он правила.

Можно использовать наклейки в виде поощрительного приза, которые наклеиваются в конце тетради, только при условии, что ребенок соблюдал правила поведения в детском саду в течении дня.

А также вне детского сада: на улице, в транспорте, магазине, театре при условии что эти правила этикета были соблюдены детьми и подтверждены родителями.

Это стимулирует детей не только учить правила, но и практически применять их в жизни.

Тема: «Правила этикета приветствия»

  • — Всюду сначала здоровайтесь.
  • — Человеку,с которым вы здороваетесь, смотрите в газа дружелюбно и приветливо.
  • — Улыбаемся ( улыбка согревает приветствие).
  • — Младший  первый приветствует старшего.
  • -Входящий  первым здоровается с присутствующими.
  • — Руки в карманах не держим.
  • — Не жуём, когда приветствуем
  • — Мужчина первый приветствует женщину
  • — Слова приветствия произносите негромко , но четко и ясно

Тема: «Правила поведения в детском саду»

  • — Старайся расставаться утром с родителями спокойно и не плакать: твои слезы только расстроят маму и папу. Помни, что в садике тебе будет интересно.
  • — Не приноси в садик сладости.
  • — Всегда слушайся воспитательницу и не груби ей. Она отвечает за тебя и за всех детишек в группе и знает, что надо делать в течении дня.
  • — Не ссорься с детьми в группе, не толкайся, не дерись.
  • — Старайся быть со всеми дружелюбным, делись игрушками, помогай тем, кто слабее.
  • — Не кричи в детском саду.
  • — Веди себя за столом прилично: мой руки перед едой,ешь аккуратно, жуй с закрытым ртом, не разговаривай, вытирай рот салфеткой.
  • — Не бегай по детскому саду.
  • — Никогда не разговапивай с незнакомыми людьми, ничего не бери у них. Если ты увидел,что кто- то из детей общается с незнакомцем, обязательно расскажи об этом воспитательнице.

Тема: « Правила поведения на улице»

-Идти только по правой стороне тратуара.

-Переходить улицу можно в местах, где есть пешеходная дорожка и на зеленый сигнал сфетофора. .

— Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.

— На улице не мусорим, для бумажек есть урна

-На улице ничего не едим, так как руги грязные.

— Не играем рядом с дорогой.

— На улице не кричим.

— Не едем на самокате по проезжой части.

— Не расталкивайте прохожих.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

— Не прислоняйтесь к дверям

— Не отвлекайте водителя

— Не пачкайте салон, не стоим ногами на сиденье

— Не употребляйте еду и напитки в салоне общественного транспорта

— Не забывайте оплачивать проезд.

— Не шумите.

— Не толкайте всех локтями.

-Троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот — спереди

Тема: « Правила поведения в магазине»

— Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

— Не берём животных в магазин

-Не кричим в магазине

-Товары кладем в корзину

— Не едим в магазине не оплаченный товар

— Говорим волшебные слова при общении с продовцом(пожалуста покажите, подскажите пожалуйста…)

— Не бегаем по магазину

— В магазине встаем в очередь

— Платим за товар деньгами

Тема: «Правила поведения в театре»

  • — В театр приходим красиво одетыми
  • — Не забываем взять билет
  • — Приходим во время, не опаздываем.
  • — У зеркала в гардеробе можно только поправить прическу. (причесываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете)
  • — После третьего звонка вход в зал запрещён
  • — В буфете можно попить и поесть
  • — В зале не едим, не кричим
  • — Представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)
  • — Спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Список используемой литературы:

  1. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет Т.А. Шорыгина.

  2. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками С.О. Николаева.

  3. Уроки вежливости Ольга Александрова.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichieskoie-posobiie-pravila-etikieta-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta

Конспект игры – викторины по этикету для старшего дошкольного возраста

Конспект игры – викторины по этикету для старшего дошкольного возраста

Организация игры: В каждой из двух команд по 8 человек.

Под музыку дети входят в зал. Поют песню «Улыбка» (муз. Шаинского, сл. Пляцковского).

Затем команды садятся за отдельные столы. Сбоку – зрители – болельщики. Ведущий – воспитатель. Жюри за своим столом. На столе стоит волчок со стрелкой и разложены карточки с заданиями.

Ход игры: Сегодня у нас праздник. Чего вы ждете от праздника. Конечно же, улыбок, песен, сюрпризов, подарков. Надеюсь, что ваши надежды оправдаются. Наш праздник – не просто праздник, а праздник – игра. Сегодня вы будете отгадывать загадки, и выполнять задания. Выиграет та команда, которая больше наберет очков.

Задание. Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого в сумке или портфеле он носит с собой необходимые вещи. Отгадайте загадки об этих вещах (по 3 загадки для команды).

Среди кудрей гуляла

Зубчик потеряла.         (Расческа)

Сколько не смотри в него

Себя лишь видишь одного.   (Зеркало)

Штучка – одноручка

Носочек стальной, а хвост льняной.      (Игла и нитка)

Я из хлопка и из льна

Носовой бываю я,

Очень нужен он, друзья,

Его берите вы всегда.      (Носовой платок)

Жмёшь на кнопки — не баян,

Говоришь — не рация

Но летит за океан

Информация.      (телефон)

По полю ходила –

Клювом водила

Стёжечку оставила –

Точечку поставила.        (Ручка)

Задание. Угадайте, о каких столовых приборах здесь говорится?

Первой команде. Самый древний из столовых приборов. Во время еды держат в правой руке, им отрезают кусочки еды и отправляют их в рот (нож). Что едят с помощью ножа? (жаркое, антрекоты, сосиски, сардельки и т.д.)

Второй команде. Может быть деревянной, стальной, алюминиевой, серебряной и даже золотой. Назначение у нее простое – донести до рта жидкую пищу (ложка). Что едят с помощью ложки? (каши, творог, супы пюре и т.д.)

Задание. Прочитать по одному стихотворению, где есть добрые слова.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром» — я кричу.

«Добрый день» — кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» — так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

— Где же твое здравствуй?

— Взял петух горластый.

— Где твое спасибо?

— Проглотила рыба.

— А скажи, пожалуйста,

Где твое пожалуйста?

— Пробежал сердитый пес

И «пожалуйста» унес.

— Ну, тогда, прощай!

— Куда ты? Отвернулись все ребята.

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне быть?

Задание. Ведущий читает отрывки м из сказок К.И.Чуковского.

Дети выбирают рисунок с изображением лица, которое подходит к данному тону.

Радостный.

То – то стало весело,

То – то хорошо.

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра.

Злой.

Ты один не умывался

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

Удивленный.

Вдруг откуда – то летит

Маленький комарик.

А в руках его горит

Маленький фонарик.

Испуганный.

Вдруг какой – то старичок – паучок

Нашу муху в уголок поволок.

Музыкальная пауза.

Задание. 2 картинки с изображением девочек, которые допустили этикетные ошибки.

Посмотрите на картинки и скажите, какие этикетные ошибки допустили эти девочки?

Задание. На 2-х подносах разложена чайная и столовая посуда. Выбрать посуду, которая нужна для чаепития.

Задание. Конкурс капитанов. Правильная сервировка стола для обеда.

Задание. «Черный ящик». Что в нем лежит?

«Пойду у бабуле. Прогонит меня или нет? Павлик отворил дверь на кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал. – Дай мне, пожалуйста, … (пирожка). Бабушка выпрямилась. Что попросил внук?

Подведение итогов.

Угощение.

Литература:

1. «Рабочая тетрадь по этикету» Л. Лихачева Екатеринбург «Уральское издательство» 2000г

2. Сказки К.И.Чуковского.

3. «Волшебное слово» В. Осеева.

4. «Золотой клубочек» (сборник загадок) Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издание 1994

5. «Этикет от А до Я». Н.В. Чудакова Издательство АСТ 1997г

6. Интернет – ресурсы.

Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/568-konspekt-igry-viktoriny-po-etiketu-dlya-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Дидактическая игра «Что чем едят» (столовый этикет)

          С какого возраста можно учить ребёнка этикету за столом 
Начинать учить этикету ребёнка можно с любого возраста. В идеале стоит начинать учить ребёнка этикету с рождения, а этикету за столом с момента введения прикорма. Некоторые считают этикет чем-то не принадлежащим к повседневной жизни, однако это не так.

Читайте также:  Занятие по пдд для детей 2 младшей группы. грамотный пешеход

Аналогично, как вы обучаете ребёнка элементарным правилам дорожного движения (переходим улицу только на зелёный свет, через дорогу идём только с мамой за руку), так и правила поведения в обществе никогда не рано проговаривать ребёнку.

      Однако, стоит заметить, что иные родители слишком увлекаются и требуют от ребёнка слишком многого, не адекватно возрасту. Обучение этикету (и этикету за столом в частности) не должно быть борьбой с ребёнком, постановкой ребёнка в жёсткие рамки. В каждом деле желательно избирать золотую середину и избегать крайностей.

А крайность в нашей теме, если родители до 5 лет ребёнка закрывают глаза на баловство за столом, а затем имеют сложную проблему — исправлять свои же ошибки воспитания. Также крайность, как мы говорили, когда обучение этикету превращается в муштру ребёнка.

Нужно помнить, что Ваша задача лишь донести до ребёнка все необходимые правила, которые пригодятся ему в жизни. А то, насколько ребёнок захочет этим правилам следовать, зависит от Вашей виртуозности как родителя и как воспитателя.

ИСТОЧНИК 

   А я предлагаю вам, мои уважаемые читатели и гости, игру, которая поможет ребенку   закрепить знания и представления о том, что, как и чем едят.

На просторах интернета  нашла картинки из которых сделала такие карточки с изображением столовых приборов и руки
Карточки с изображением различных продуктов и блюд сделала из фотографий, тоже найденных в интернете

Ну а дальше всё просто — дети должны правильно подобрать карточку — что едят руками
Что едят ложкой
Что едят вилкой
Что едят вилкой и ножом

Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!

Правила поведения за столом


Аккуратно кушай хлеб —

Это кухня, а не хлев. Не вертись юлой на стуле, Головой не лезь в кастрюлю. Будешь печь ты пироги — Нос, смотри, не обожги. Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно. Хлебных крошек не кроши, Таракашек не ищи. Пей чаек, не проливая. Что за лужица большая? Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко. Вытирай салфеткой рот И, не капай на живот. Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу. Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис (не надо ложкой). Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем,

У кого ты пищу ел.

(Ирина Горюнова)

ИСТОЧНИК

Источник: http://drujhnaia.blogspot.ru/2014/05/blog-post_4.html

Дидактические игры-тренинги для дошкольников

Дидактические игры-тренинги для дошкольников

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.

Игра-тренинг «Найдем волшебные слова»

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».

Игра-тренинг «Секрет»

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

Игра-тренинг «Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками

Оборудование: цветик-семицветик.

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так,   чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

Игра-тренинг «Рукавички»

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

Игра-тренинг «Гуляем по парку»

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

Игра-тренинг «Поводыри»

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами.

Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается.

Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

Игра-тренинг «Луноход»

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

Игра-тренинг «Приветствие гостей»

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

Игра-тренинг «Прощание»

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

Игра-тренинг «Приветствия»

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации

Оборудование: магнитофон.

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра-тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем — девочки, во внешнем — мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг  к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.

Т.  Лобанок

 

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-treningi-dlya-doshkolnikov.html

«Этикет» для детей старшего дошкольного возраста

«Этикет» для детей старшего дошкольного возраста

Речевая игра «Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Загадки о правилах этикета.

Ровно, прямо мы сидим,

Если за столом. (едим)

Чтобы было очень мило,

Завернем его красиво,

Лентой перевяжем,

Поздравленья скажем! (Подарок на день рождения)

Мы на день рождения

Не придем без. (приглашения).

Мы квартиру уберем,

И порядок наведем.

Если ждем друзей,

Если ждем. (гостей).

Перед едой

Руки вымоем. (водой).

Мы оденемся прилично,

Аккуратно, симпатично,

И подарок мы возьмем,

Если в. (гости) мы пойдем.

Подарю тебе цветы

И подарок подарю.

Читайте также:  План – конспект урока литературы в 10 классе

Я уверена, что ты

Скажешь мне. (благодарю).

Вот и наступило утро,

Сад сияет перламутром.

Что мы скажем? (С добрым утром)

Есть много слов хороших,

Прекрасных, добрых слов.

Я знаю, сын Алеша

Мне их сказать готов!

Раз-два-три, раз-два-три,

Ты слова мне назови! (Спасибо, здравствуйте, до свидания, благодарю)

Птичка птичку повстречала.

Что она прощебетала? (Здравствуй)

Когда ложимся спать,

Что не забудем мы сказать? (Спокойной ночи)

Игра – викторина.

1. Что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день). Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи).

3. Какие вежливые слова еще вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо»?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь).

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

Игровая ситуация «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».

Для этого распределяем роли.

— Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

— Мальчик уступает в автобусе место девочке.

— Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

— Мальчик делает комплимент девочке.

— Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Игра «Да или нет».

Я буду называть вам ситуации, а вы, молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

Игра «Пожалуйста»

Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Источник: https://multiurok.ru/files/etikiet-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-voz.html

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета

Актуальность. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.  Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет.

Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности  относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются.

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.

Если ребенку, получается, общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

И в каждой эпохе свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства.  Одной из задач гуманизации педагогического процесса является воспитание высокообразованного  и хорошо воспитанного поколения, воспринявшего все достижения созданной человечеством культуры.

Начинать воспитание культуры поведения следует в раннем детстве, но для этого педагогу самому надо быть культурным и хорошо воспитанным человеком, знать правила этикета, следовать его принципам, владеть методикой обучения.

Нацелить педагогов на такую работу, подсказать верные и эффективные пути воспитания культуры поведения у детей, а, следовательно, и разрешения поведенческих проблем общества.

В «Концепции дошкольного образования» Республики Саха (Якутия) в разделе социально-нравственное воспитании указано, что  педагогический процесс ориентирован на формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но и потребности в общении с окружающими людьми, умения вступать в общение с взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния на основе принятых в обществе норм поведения. Современный этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений и отражающихся в их внешнем виде, в обхождении с окружающими, формах приветствия и общения, в речи. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.  Знакомство с правилами этикета идет в практической деятельности детей. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Народные игры — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает русскую речь, получает информацию из истории русского народа. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.

Характерная особенность русских народных игр — движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнения представлений об окружающем мире. Совершенствование всех психических процессов, стимулирует  переход детского организма в более высокую ступень развития.  Большое воспитательное значение заложено в правилах игры.

Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия,  в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, проявления, чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости и находчивости.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, с жеребьевками и потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическо.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузкой, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Игра на Руси была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель:  разработать серию народных игр по обучению  правил  этикета у старших дошкольников.

Серия народных игр по формированию Правил этикета у детей старшего дошкольного возраста Нашей работе предшествовал подготовительный этап. Цель: формировать первичные представления  о поведенческих правилах. 1. Познакомить детей с правилами гигиены; 2.

Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка: — воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность; 3. Развивать речь: — расширять словарный запас детей; — формировать звуковую культуру речи; — формировать грамматический строй речи. 4.

Серия занятий:  •  Вводная беседа «Страна Чистюляндия» •   Занятие «Зубное приключение» •   Игра «Кукла Лиза простудилась» •   Занятие «Расти коса до пояса» •   Развлечение «Город Чистой одежды» •   Занятие «Грязные руки» Основной этап работы. Знакомство с правилами  этикета и развитие культуры поведения детей дошкольного возраста.

Цель: формирование культуры поведения детей и закрепление навыков в повседневной деятельности. 1. Продолжать формировать навыки речевого этикета; 2. Закреплять умение использовать правила поведения в повседневной жизни; 3. Развивать память, внимание, речь. Нами подобрана серия народных игр по обучению старших дошкольников правилам современного этикета.

Серия состоит из 11 народных игр и основана на  дидактических принципах: •  принцип сознательности и активности, то есть в работе мы использовали такой характер обучения, когда дети не пассивно,  а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки; •  принцип постепенности и систематичности знаний, то есть работа рассчитана на год, игры подобраны в соответствии с возрастом и распределены по месяцам с учетом от простого к сложному; •  принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками, то есть систематически проводилась индивидуальная работа, и повторялся пройденный материал.

В ходе игр  обучали старших дошкольников правилам этикета, также детей учили подчиняться общим интересам, требованиям взрослого и установленным правилам поведения; развивали привычку играть вместе и дружно; воспитывали этикетные правила.

Начинается серия с  игры «Бояре», в которой дети знакомятся с правилами речевого этикета, который отражает  доброжелательное отношение друг к другу и желание обращаться по имени, и проводится в октябре месяце.

Далее в ноябре следуют две  игры: «Вежливый котик» и «Вежливый ручеек», знакомят детей со словосочетаниями, используемыми при приветствии и прощании. Игры «Здравствуй сосед» и «Как хорошо с тобой дружить» — раскрывают правила знакомства и воспитывают доброжелательное отношение друг к другу, и проводятся в декабре.

Читайте также:  Дидактическая игра для младшей группы детского сада «разноцветная посуда»

В старшем дошкольном возрасте вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть, этому способствуют такие игры, как «Лови мяч» и «Поменяемся местами», их следует разучивать в январе месяце. На февраль месяц определена игра  «Алло, алло, кто говорит» — обучение правилам разговора по телефону, развивает память и воображение.

Правила гостевого этикета раскрываются и закрепляются в игре «Третий лишний», в марте месяце. В апреле следует игра «Золотые ворота», где формируются навыки поведения на улице, закрепляются правила перехода через проезжую  часть. Итоговая игра в мае месяце «Платочек» — закрепляет правила этикета через поговорки и пословицы.

Каждая игра рассчитана от 10 до 15 минут. Обучение играм проходит в три этапа: 1-й этап – ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила); 2-й этап – дальнейшее изучение содержания и правил; 3-й этап – внесение дополнений и изменений в содержание и правил игры.

В работе мы использовали следующие методы: •  Рассказ – о русских играх, об обычаях; •  Описание – знакомство с содержанием игры; •  Объяснение – во время игр объяснение правил, исправление нарушения правил; •  Беседа (вопросно-ответная) – после игр закрепление правил; •  Практический метод – проведение игр с детьми.

В нашей работе огромное значение имеет предварительная работа, которая состояла из чтения художественной литературы, разучивание стихов и текстов для игр, бесед, рассматривания иллюстраций, рисунков и фотографий, игровых упражнений.

Предварительная работа привела к созданию правильных представлений об этикете, его значении в обществе, научила детей умению пользоваться правилами этикета.

Для того чтобы обеспечить более глубокое усвоение этикетных навыков и развитие  культуры поведения мы продолжили работу с серией игр.

Источник: http://www.inksystem-az.com/narodnye-igry-v-obuchenii-starshix-doshkolnikov-pravilam-sovremennogo-etiketa/

Волшебный Сад Детства

Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это воспитание позитивного восприятия ребенком окружающего мира, умения быть благодарным за то, что есть, формирование сильной и волевой личности, ценящей дружбу и взаимоуважение.

Таким образом, если мы хотим воспитать жизнеспособную личность, а именно счастливого человека, уверенного в себе и своих возможностях, успешно решающего насущные жизненные проблемы, приятного в общении, богатого дружескими и деловыми связями, любимыми близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Таким образом, актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека.

Предлагаем Вашему вниманию сценарный план непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе “Путешествие в город этикета”, подготовленный педагогами Поляковой Валентиной Ивановной, воспитателем МБДОУ «Детский сад №63 «Золотой ключик» г. Оренбурга и Рублёвой Татьяной Ивановной, воспитателем МБДОУ «Октябрьский детский сад «Берёзка»

Цель: Развитие у воспитанников интегративных качеств: любознательности, активности, отзывчивости, овладение основными гигиеническими навыками, способности  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Задачи:

1. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

2. Уточнить и систематизировать представления детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

3. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.

4. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.

5. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.

5. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.

Материал: влажные салфетки, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций не правильного поведения; “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.

 Ход непосредственно-образовательной деятельности:

В: Ребята проходите, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

Вбегает грязный Степка-Растрепка.

В: А ты кто такой?

С: Я Степка-Растрепка.

В:  И почему себя так ведешь?

С: Я так всегда себя веду.

В: Но это же некультурно, и вообще когда люди встречаются всегда здороваются.

С: Ну здрасте.

В: Здравствуй Степа, почему ты так неопрятно одет?

С: Да торопился, думал и так сойдет. А вы что здесь собрались?

В: Мы сегодня с ребятами отправляемся  в город этикета, чтобы повторить правила поведения в общественных местах. В каждом парке города нас будут ждать задания, выполнив которые  мы узнаем какой сюрприз нас ожидает.

С: Я тоже хочу в город, возьмите меня с собой.

В: С таким неряхой мы  вряд ли бы согласились куда-нибудь поехать. Можно исправить положение. Ребята, давайте поможем привести Степу в порядок (МУЗЫКА)

(Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.” )

В: Вот теперь другое дело. Ребята за то, что привели Степу в порядок, вы получаете первый шарик.  Степ, а ты что-то забыл сказать детям?

Дети: Он забыл нам сказать спасибо.

С: Спасибо!

В: Теперь мы можем смело отправиться в город этикета.

А на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих, тонких ножках.

А в резиновых сапожках.

Правильно, это автобус, занимаем свои места, водителем будет Кирилл.

А вот и наш автобус.

(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)

Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.

В автобусе Степа безобразничает.

В: Степа нельзя себя так вести в общественном транспорте, ведь ты мешаешь остальным пассажирам. Существуют определенные правила поведения в общественном транспорте, давайте повторим.

Рассматривание картин по правилам поведения в транспорте.

В: Опять справились с заданием и получаем ещё один шарик.

В: Вот мы и приехали в город этикета. Обратите внимание как здесь красиво. Давайте прогуляемся по его улицам . Парк «Вежливых слов» .

В: Вежливые слова  нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и  быть понятным своим собеседникам.

Какие Степа вежливые слова ты знаешь?

С: Спасибо, и много…..

В: Таня, какое вежливое слово  знаешь ты ? (стихи)

Добрый день.

— Добрый день! — тебе сказали,

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали —

Теплоты и доброты.

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Здравствуйте.

— Здравствуйте, — ты скажешь человеку.

— Здравствуй, — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.

Будьте добры, — это я говорю по секрету

Будьте добры — и не ждите за это конфету.

Будьте добры — без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты — это тоже выражение благодарности.  Мы с вами заработали ещё один шарик и отправляемся дальше.

В: Перед нами «Парк хороших поступков»  игра «Правила поведения»

Перед вами картинки  с правильными и неправильными поступками. Давайте разделим их на две группы, как нужно поступать и как нельзя.

Работа детей подведение итогов

Мы заработали  ещё один шарик (6)

В:  У нас осталось последнее задание. Ребята посмотрите , а шарики –то у нас непростые, из них можно составить имя главного героя  мультфильма, который мы сейчас будем смотреть.

Мультфильм

В: А что интересного и нового вы сегодня узнали, понравилась ли вам наше путешествие? (ответы детей).

Я надеюсь, что  нашего путешествие поможет вам стать более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.

Воспитатель: Прежде чем сесть в автобус, обратите внимание на то, как по-разному ведут себя люди в различных ситуациях.

(дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественных местах и можете пройти в автобус. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.

Как должен поступить воспитанный человек?

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?

Следующая остановка наша — “ Кинотеатр”

При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?

Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.

Можно ли опаздывать к началу киносеанса?

Разговаривать громко?

Разворачивать конфеты?

Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.

Кассир:

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

Ребенок:

Добрый день!

Уважаемый кассир.

Я бы очень попросил,

Дайте лучшие места.

Вот мое “ пожалуйста”

Игра “Вежливое слово”.

Дети покупают билеты за вежливые слова.

Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.

(показ отрывка из мультфильма “Лунтик”)

Источник: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/etiket-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector