Интеллектуальная игра «знаток» по математике и физике в 9-11 классах

Интеллектуальная игра «Знаток» по математике и физике в 9-11 классах

1

2 Интеллектуальная игра по физике «Физбой»

3 Цель: Развитие интереса к предмету. Развитие творческих способностей учащихся. Эффективное использование компьютерных технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов. Применять полученные знания в нестандартной ситуации. Стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность.

4 Три закона ФИЗБОЯ. 1 закон: Физика+Знания=сопst. Чем больше физики, тем больше знаний. 2 закон: Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине. 3 закон: Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.

5 Эпиграф: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В.Г. Белинский

6 Да, путь познания не гладок, Но знаем мы со школьных лет: Загадок больше, чем разгадок, И поискам предела нет.

7 Разминка для ума Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман) Книги читают, а грамоты не знают. (Очки) Петух, стоя на 1 ноге весит 2 кг. Сколько кг. он будет весить, стоя на 2 ногах? (2 кг.) Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка) Что с земли не поднимешь? (Тень) Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало) Древнегреческий ученый- математик, который составил таблицу простых чисел. Этот способ назван его именем? (Эратосфен. Решето Эратосфена)

8 Конкурс 1. «Физические величины» В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

9

10 Ответы к конкурсу 1: Время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.

11 Физические измерительные приборы: каждый прибор предназначен для измерения определённой физической величины; каждый прибор, как правило, имеет шкалу; шкалы приборов, предназначенных для измерения одной физической величины, могут отличаться ценой деления. 10 Мензурки для измерения объемов жидкостей Амперметры и вольтметры для измерения силы электрического тока и напряжения в цепи Часы и секундомер для измерения времени Линейки для измерения длин отрезков Термометры для измерения температуры

12 Конкурс 2. «Всем известный метр…» Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде. Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях… Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют. Например: термометр – температура

13 Ответы к конкурсу 2: динамометр – сила; метр – длина; спидометр – скорость; барометр – атмосферное давление; манометр – давление; гигрометр, психрометр – влажность воздуха; электрометр – электрический заряд; амперметр – сила тока; вольтметр – напряжение; ваттметр – мощность и др.

14 Определение цены деления приборов: 13

15 Каким термометром (см. рис.) можно измерить температуру кипящей воды? Температуру в морозильной камере? Почему? 14

16 Конкурс приборов. Каждой команде названы два прибора. Расскажите о применении каждого из них, предложите их использование в быту. линейка и весы мензурка и термометр

17 1. Измерить объем тела, приборы: измерительный сосуд, тело, стакан с водой. 2. Найти диаметр провода: линейка, карандаш, проволока.

18 Конкурс 3. «Физические загадки» Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. Видно нет у нее ума: ест она себя сама Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.

19 Конкурс 3. «Физические загадки» Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр) Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат) Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча) Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед) Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

20 Конкурс 4. «Согласны ли вы с тем, что..» Напишите рядом с вопросами «да» или «нет»….водяной пар имеет вид белых клубов?…удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина?…холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток?…в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном?…южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде?…появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома?…гигрометром измеряют влажность воздуха? … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины?

21 Конкурс 4. «Согласны ли вы с тем, что..» Напишите рядом с вопросами «да» или «нет»….водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)…удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)…холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)…в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)…южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)…появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)…гигрометром измеряют влажность воздуха? (да) … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет) …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет) …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)

22 Конкурс 5. «Знатоки физики» Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде): Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? Почему в мороз снег скрипит под ногами? Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

23 Конкурс 5. «Знатоки физики» Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде): Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию) Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.) Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.) Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов) Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

24 Конкурс 6. «Обгоним на задаче» 1. Нарисовать схему электрической цепи, позволяющей измерить силу тока лампочки. 2. Найти амперметр и вольтметр на рисунке

25 Конкурс 7. «Кто – кого?» Написать формулы для расчета известных вам физических величин (7-8 класс). одна формула — 1 балл. Например: ρ= m/V (1 балл)

26 Конкурс 8. «Творцы физики»

27 Ответы: Б.Якоби (1); А.Ампер (2); А.Вольта (3); Д.Джоуль (4); Ш.Кулон (5); Г.Ом (6); Э.Ленц (7); Э.Резерфорд (8) Французский физик и математик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие электрический ток. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер) Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)

28 По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль) Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта) Английский физик, почетный член Академии наук СССР и многих других академий. Ему принадлежат слова: Теперь я знаю, как выглядит атом!? (Эрнест Резерфорд) Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (Шарль Кулон) Русский физик – один из основоположников электротехники. Прославился открытием закона, определяющего тепловое действие тока. (Эмилий Ленц) Русский физик, академик. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. (Борис Семенович Якоби)

29 Эпиграфы: Я мыслю, следовательно, я существую. (Декарт, французский философ и математик) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (русская пословица)

30 Конкурс 9 ''Термины! Формулы!'' Конкурс проводится в виде эстафеты, учащихся соревнуется в знании терминов, половина – в знании формул. Оценивается быстрота и правильность ответов.

31 Конкурс 10 ''Порешаем''. 1. Какое количество теплоты выделится при остывании стальной детали массой 5 кг от 120 °С до 20 °С. (с=500 Дж/(кг °С) 2. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 кг взятой при температуре 0 °С, для того, чтобы нагреть её до температуры 100 °С. (с=4200 Дж/(кг °С)

32 Конкурс Почему ватные пальто и меховые шапки предохраняют тело человека и от мороза и от сильной жары. При какой температуре имеет смысл надевать такую одежду в жару. 2. Почему тяга в печных трубах зимой больше, чем летом. 3. Почему горячий чай остывает скорее, если на него дуют. 4. Выступающий в жару пот охлаждает тело. Почему? 5. Почему в качестве теплоносителя в трубах парового отопления используют воду, а не другое вещество. 6. Почему трубы парового отопления размещают в низу, а форточки наверху. 7. Что собой представляет круговорот воды в природе с точки зрения физики. 8. Почему подвал – самое холодное место. 9. Как по внешнему виду в бане отличить трубу с горячей и холодной водой.

33 «Таинственный танец» под микроскопом Кто и что так назвал? ?

Читайте также:  Классный час по профилактике правонарушений

34 Закон Паскаля имеет интересное следствие: вне зависимости от формы и размеров сосуда давление внутри жидкости на одной и той же глубине одинаково. Докажем это утверждение. Давление одинаково !

35 Подведение итогов. Обращение к членам жюри: Жюри! От Вас в игре зависит очень много, Вы рассудите справедливо ход игры и строго. Ребята верят Вам, надеются на Вас! Ребята! «И пусть преграды вас не остановят, И новые миры к себе манят! Вам оставить след в науке стоит И внести в открытия свой вклад!»

36 Подведение итогов игры. Объявляется победитель сегодняшней встречи.

37 Пусть кипит работа, Сложны соревнованья, Успех решает не судьба, А ваши знанья!

38 Что общего? меню

39 Конкурс капитанов.

40 1-я команда 1. Электрическим током называется… 2. Единица электрического сопротивления. 3. Формула закона Ома для участка цепи. 4. Основное действие электрического тока 5. Условием существования электрического тока является наличие свободных зарядов и 6. Единица ЭДС.

41 1-я команда -Электрическим током называется …. (направленное, упорядоченное движение заряженных частиц) -Единица электрического сопротивления. (Ом) Формула закона Ома для участка цепи (I=U/R) -Основное действие электрического тока (магнитное) -Условием существования электрического тока является наличие свободных зарядов и …(электрического поля). -Единица ЭДС. (вольт)

42 2-я команда 1. Амперметр включают в цепь… 2. Электрический ток в проводнике создается…). 3. Единица силы тока. 4. Силу тока измеряют… 5. Вольтметр включают в цепь… 6. Сила тока во все потребителях одинакова при их)…

43 2-я команда 1. Амперметр включают в цепь…(последовательно). 2. Электрический ток в проводнике создается….(свободными электронами). 3. Единица силы тока. (ампер). 4. Силу тока измеряют…(амперметром). 5. Вольтметр включают в цепь…(параллельно) 6. Сила тока во все потребителях одинакова при их ….(последовательном соединении)

44 Кто решит известный спор, Почему плывет линкор, Но потонет гвоздик малый, Хоть из того же он металла? ? меню

45 Конкурс Конкурс любителей кроссвордов. Команды составляют кроссворд. Ключевое слово «Электроскоп» Оценивается скорость и правильность.

46 Конкурс 11 «Вершины физики» Капитан команды выбирает раздел по физики «электростатика»: взаимодействие электрических зарядов и участники команды пантомимой изображают силы притяжения и отталкивания.

47 Подведение итогов. Как наша прожила б планета, Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей? А. Мицкевич

48 Объясните физическое явление, описанное в пословице: много снега-много хлеба, коси коса, пока роса, роса долой и мы домой, алмаз алмазом режется, куй железо, пока горячо, как аукнется, так и откликнется.

49 ЛЮБОПЫТНО, что …. КАВЕНДИШ, работы которого по электричеству долгое время оставались неизвестными, более чем на 50 лет раньше Ома экспериментально установил пропорциональность тока напряжению, но в свойственной для него манере не удосужился никому сообщить об этом.

50 …энергия, ''расходуемая'' всеми молниями за год, по оценке, сделанной на основе закона Джоуля-Ленца, более чем втрое превышает мировую годичную выработку электроэенргии. Ампер славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде три минуты свои часы, держа яйцо в руке.

51 Ампер славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде три минуты свои часы, держа яйцо в руке.

52 Список литературы: Ланина И. Я. Не уроком единым. — М.: Просвещение, Щербакова Ю. В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9 классы. – М.: Глобус, 2008.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/976967

Интеллектуальная игра по физике «Когда? Где? Почему?»

Цель игры:

  • привить любовь к изучаемому предмету;
  • показать взаимосвязь физики с другими предметами (биологией, математикой, историей);
  • развивать умения самостоятельно делать выводы, правильно и подробно объяснять явления и законы природы;
  • научить работать детей в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и находить правильный ответ.

Оборудование:

камера, фотоаппарат, портреты учёных (Галилея, Эйнштейна, Ньютона), заготовки заданий на интерактивной доске и на карточках для команд, таблица плотностей, жетоны.

Ход игры.

Учитель. Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре по физике «Когда? Где? Почему?». Физика – это одна из древних наук о природе. У её истоков стояли многие великие умы.

Сегодня и мы постараемся стать одними из этих людей. Нас окружает много интересных предметов, которыми мы с вами пользуемся, и для которых нам нужны элементарные знания.

Поэтому без физики  «и ни туда, и ни сюда».

Физика! Какая ёмкость слова!

Физика – для нас не просто звук!

Физика – это опора и основа

Всех без исключения наук!

Для проведения нашей игры нам нужно выбрать жюри.

Для игры нам нужны команды. Приглашаем команду «Протон» и команду «Квант».

Команда «Протон

Команда «Квант

(Команды выходят под музыку).

Учитель. Для правильного настроя и поднятия настроения послушаем песню «Дорога добра» в исполнении девочек 9 класса Шамхаловой Заиры и Юзбашевой Елизаветы.

Начнём нашу игру со следующих слов:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай, Бог изобретатель.

А. С. Пушкин

Девиз нашей игры таков: «Вопрос задан – ответ готов!»

Конкурс разминка.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Вопросы команде «Протон».

1. Что такое молекула?

2. Физика – это наука о природе или о строении Земли?

3. При какой температуре происходит испарение?

4. Чему равно нормальное атмосферное давление?

5. Почему лёд в воде не тонет?

6. Что является единицей измерения давления?

7. Почему все тела падают на Землю?

8. При какой температуре кипит вода?

Вопросы команде «Квант».

1. Какова температура таяния льда?

2. При деформации тела возникает сила тяжести или сила упругости?

3. Назовите мельчайшую частицу вещества.

4. Что измеряют мензуркой?

5. Каким прибором измеряют силу: манометром или динамометром?

6. Сколько секунд в одном часе?

7. Чем отличается холодная вода от горячей?

8. Тела состоят из молекул, которые всё время движутся. Почему тела не распадаются на части?

Конкурс «Экспериментатор»

(Команды получают одинаковые экспериментальные задания. Оценивается правильность его выполнения и объяснения).

1. Определите массу тела  правильной формы (железный брусок). (2 балла)

2. Опыт Герике.

Для опыта понадобится два стакана, огарок свечи, немного газетной бумаги и ножницы. Всё необходимое у команд есть.

Задание. Объясните, почему верхний стакан прилип к нижнему стакану и поднялся вместе с ним? (4 балла)

3. Образование тумана.

Откройте бутылку лимонада и отлейте из неё один стакан. Затем сразу же плотно закройте её. Сильно встряхните бутылку и поставьте на стол. Если теперь бутылку открыть, то всё пространство над жидкостью заполнится туманом. Почему? (4 балла)

Учитель. Пока команды проводят эксперимент и делают выводы. Мы проведём игру со зрителями. Ребята, вы все читали Н. Носова «Незнайка на Луне»? Молодцы! Значит, вам будет не трудно ответить на мои вопросы.

Игра со зрителями «Физика и лирика»

1. Космонавты, оставшиеся в пещере, решили не терять время зря и принялись за добычу лунита и антилунита. Ледорубы и геологические молотки дружно застучали о скалы. Впрочем, никакого стука не было слышно, потому что звук, как это теперь уже всем известно, не распространяется в безвоздушной среде? Почему звук не распространяется на Луне?

(Ответ. Звуковые волны – это волны, которые распространяются в упругой среде. На Луне атмосферы нет, а значит, не среды в которой мог бы распространятся звук).

2. Как только разгон космического корабля прекращается, и он начинает свободный полёт в межпланетном пространстве, перегрузки кончаются, и вы перестаёте испытывать силу тяжести, т.е., попросту говоря, теряете в весе.

? Как называется это явление? Приведите примеры этого явления, которые встречаются на Земле?

(Ответ. Невесомость, свободное падение).

3. Если я (Знайка), находясь в состоянии невесомости, подниму руки вверх, то всё моё тело опустится вниз.

? Как Знайка объяснял это явление?

(Ответ. Всякое действие вызывает противодействие).

4. Заметив, что пёс настигает его, Незнайка круто повернул в сторону. Пёс по инерции проскочил дальше. Этот приём Незнайка повторял каждый раз, когда Милордик подбегал близко, и псу ни разу не удалось укусить его…

? Что такое инерция? Приведите примеры, когда инерция приносит пользу, а когда приносит вред.

(Ответ. Инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий).

Конкурс «Великие учёные»

(Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла)

Вопрос «Самый учёный рыцарь»

1. Именно этот знаменитый английский учёный направил неграмотному фавориту Петра I Александру Данилычу Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании.

2. Помимо научной деятельности, наш герой с 1695 г. исполнял должность смотрителя монетного двора Великобритании, и ему была поручена перечеканка всех монет страны. За заслуги перед наукой король Карл II сделал его ещё и пэром Англии, и он, будучи человеком, чрезвычайно ответственным, добросовестно ходил в парламент на заседания, сказав там всего два слова: «Закройте форточку».

3. Гегель шутил: «Три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко». (Исаак Ньютон)

Вопрос «Исключение из правил»

1. Этот великий учёный работу свою начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем выполнял роль эксперта в патентном бюро Берна.

2. Нобелевскую премию этот учитель получил в 1921 году за открытие законов фотоэффекта.

3. Этот учёный является создателем общей теории пространства, времени и тяготения. (Альберт Эйнштейн)

Вопрос «Бунтарь на коленях»

1. Воспитывался этот учёный в монастыре. Начальный курс математики он «подслушал», стоя за дверью соседнего дома. Классическое образование получил на медицинском факультете Пизанского университета.

2. История статики началась с Архимеда, история же динамики неразрывно связана с именем этого учёного. Он также изобрёл множество механизмов, от циркуля и счётной линейки до машины, которая поднимала воду на поля, первым увидел горы и моря на Луне, заметил и описал пятна на Солнце.

Читайте также:  Классный час о вреде курения, 6 класс

3. Лишь в 1989 году Папа Римский Иоанн Павел II выступил с заявлением, в котором признался, что этот учёный был прав. (Галилео Галилей)

Игра со зрителями «Вода и пар» (басня)

Задание. По первым буквам стихотворения прочитайте высказывание.

Дружили пар с водой –

Водой не разольёшь,

Иначе говоря, без пара

Житьё воде – сплошная кара.

Ещё бы, чем они не пара?

Но вот, узнав об этой страсти,

Измор-огонь решил на части

Единство разделить без промедленья.

Огнём затравлена вода до испаренья.

Седеет пар,

Нигде воды ни-ни…

Один как перст, кого тут ни вини.

Вдруг жар ослаб,

А сверху кап да кап,

Желанная вода по каплям льётся

И над огнём смеётся.

Здесь и мораль найдётся:

Не забывай про мать-природу,

Имея цель разрознить пар и воду.

(Движение основа  жизни)

Конкурс «Кто быстрее»

Командам даются одинаковые задания. Какая команда выполнит их быстро и правильно побеждает.

Задача 1. (2 балла)

За 20 минут турист прошёл 1,5 км. Вычислите скорость туриста в м/с.

(Ответ: 1,25 м/с)

Задача 2. (2 балла)

Металлическая деталь имеет объём 250 см3 и массу 2,1 кг. Определите плотность вещества этой детали. Из какого вещества оно изготовлено?

Ответ: 8,4 г/см3, латунь)

Задача 3. (4 балла)

Мотоциклист за первые 5 минут проехал 3 км, а за последующие 8 минут – 9,6 км и за последние 6 минут – 5,4 км. Определите среднюю скорость движения мотоциклиста.

(Ответ: 15,8 м/с) 

Игра со зрителями «Отгадалка»

1. Летит – молчит, лежит – молчит,

 Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег).

2. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звёзд.  (Ракета).

3. Мать толста, дочь красна,

Сын бес – долетел до небес. (Печь, огонь, дым)

4. Ты кричал – оно молчало,

 Ты молчал – оно кричало.      (Эхо).

5. Она о домик тесный свой

Лишь почесалась головой,

И сразу – словно не жила –

 Сгорела, бедная, дотла. Спичка).

6. Я горячее храню и холодное храню,

Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю. (Термос).

Учитель. На этом наша игра «Когда? Где? Почему?» подошла к концу. Мы попросим наше уважаемое жюри подвести итоги.

Жюри. В процессе игры ребята набрали одинаковое количество баллов, т.е. – ничья. Спасибо ребята за игру. Было интересно слушать ваши ответы, смотреть эксперименты, отгадывать вместе с болельщиками загадки.

Учитель. Ребята, физика – это наука о природе, т.е. обо всём, что нас окружает. Изучение физики дало людям возможность создать сложную технику, подняться высоко над Землёй, полететь в космос, мечтать о полётах на другие планеты.

Закончить наше мероприятие хочу стихотворением В. Шернера «Техника».

Я ещё не устал удивляться

Чудесам, что есть на Земле, —

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

Самолёты летят сквозь тучи, ходят по морю корабли, —

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди смогли?

Как придумать могли такое,

Что пластинка – песню поёт,

Что на кнопку нажмёшь рукою,

И средь ночи день настаёт?

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино, —

Эту технику понимая,

Изумляюсь ей всё равно.

Ток по проволоке струится,

Спутник ходит по небесам…

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/intellektualnaya-igra-po-fizike-kogda-gde-pochemu.html

Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»

Что?

Где?

Когда?

5

3

1

4

2

6

7

8

10

9

12

14

16

13

11

15

17

18

19

20

21

26

24

23

25

22

1

Пять цветов, белый цвет фона, скомбинированные таким образом, что представляют собой национальные цвета всех без исключения стран. Что это?

олимпийские кольца

Когда у Альберта Швейцера спросили, как же он получил три докторские степени, он ответил, что третью он получил, потому что имел вторую, вторую — потому что уже имел первую… А почему же, по его словам, он получил первую?

2

потому что не имел ни одной

Если бы этому топливу требовалась реклама, она звучала бы примерно так: «Найдено топливо, которое не способствует развитию парникового эффекта и даже тормозит его.

Оно не только почти не загрязняет окружающую среду, но и может способствовать ее очистке.

Оно дает такой большой стране как США столько же энергии, сколько атомные электростанции, причем без постоянной опасности радиации». Что это за топливо?

3

Дрова

Внимание, черный ящик. В 1822 г. один французский художник догадался писать картину на обеих сторонах прозрачного полотна. При различном освещении на картине можно было видеть разные изображения. Это изобретение он назвал диорамой. В черном ящике то, что этот француз изобрел 17 лет спустя.

4

В 1839 г. Луи Дагерр изобрел фотографию

5

В прошлом открытия делались настолько простыми способами, что нельзя не вспомнить о простом и известном каждому приборе, о котором не упомянуто ни в одном научном трактате, ни в одном каталоге и нигде его не купить. Техника – техникой, но прибор, которым располагает каждый ученый, – это…

Руки.

6

В течение многих лет этот город в Казахстане назывался Ленинск, был режимным и строго засекреченным. Хотя эти времена в прошлом, но и сейчас в билете на самолет летящий из Москвы в этот город иногда пишут просто «Аэродром Крайний». А как называется этот город сейчас?  

У этого крупнейшего математика

19 века рано проявились математические способности. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца — бухгалтера. В семь лет он пошел в школу.

В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. И чтобы занять первоклассников учитель предложил им сложить числа от 1 до 100. Не успев объяснить тему 3 классу, учитель услышал правильный ответ.

Назовите имя будущего великого математика.

7

немецкий математик 19 века Карл Гаусс — «король» математики.

8

Из мемуаров можно узнать, что в начале XX века в Англии молодые джентльмены соревновались в клубах в нелегких искусствах шевеления ушами и поднятий бровей. В чем трудность первого, более или менее понятно; а в чем состояла проблема во втором случае?

Монокль не должен выпасть из глаза

9

Экономное японское правительство призвало всех служащих выходить летом на работу без галстуков и пиджаков. На чём собралось экономить правительство?

на электроэнергии, расходуемой на кондиционирование помещений.

Игра в карты была одним из любимых развлечений калифорнийцев во времена » Золото й лихорадки».

Те, кому посчастливилось добыть в горах  золото , часто отправлялись в игорные дома попытать счастья.

Историк Лилиан Крете пишет, что крупье в этих игорных домах обычно держали в выдвижном ящике стола два предмета. Одним из этих предметов был, как легко догадаться, пистолет. Назовите второй предмет.

10

  Весы.

Весы были нужны для взвешивания  золото го песка.

11

Как из 13 спичек сложить метр?

Слово необходимо составить из спичек «МЕТР».

12

Фрэнк Баум в книге «Тик-Ток из Страны Оз» рассказал о шестерых феях, живущих во дворце Королевы света. Это были феи Солнечного, Лунного, Звездного, Дневного, Огненного света и еще одна, самая юная фея, вполне способная заменить всех остальных. Назовите ее.

фея Электрического света.

13

  • Сначала шведский изобретатель и промышленник Альфред Нобель предложил присуждать учрежденные им премии за выдающиеся достижения в областях математики, физики, химии, медицины, физиологии, литературы и за деятельность по укреплению мира. Но, просматривая список возможных кандидатов, Нобель заметил Магнуса Миттаг-Леффлера, к которому питал глубокую неприязнь. В итоге одна из вышеперечисленных наук навсегда осталась в тени Нобелевских премий. Что это была за наука?

Математика

14

  • У отца Мэри пять дочерей. Первую зовут Чача, вторую – Чече, третью – Чичи, четвертую – Чочо. Как зовут пятую?

И вовсе не Чучу. А Мэри, ведь об этом сказано в условии.

15

В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас – белокурый, другой — брюнет (с черными волосами), а третий – рыжий. Но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Каков цвет волос у каждого из учеников?  

  Белов – черный, Чернов – рыжий, Рыжов – белокурый  

16

Вам, наверное, знакома басня И.А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим». Внимание, вопрос: какое число встречается в этих строках, и как оно переводилось у народов?

Тьма. Очень много, десять тысяч, сотня сотен

17

История этого изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами . Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь.

Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной.

В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин.

Часы

18

Аквалангист под водой потерял ориентацию. Как он может определить, где верх, а где низ?

Он может выдохнуть немного воздуха через загубник — направление пузырьков укажет, где верх.

19

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

радиус.

20

Один рыбак купил себе новую удочку длиной 5 футов. Домой ему приходиться добираться общественным транспортом, в котором правилами запрещено перевозить предметы длиной более 4-х футов .  Как необходимо упаковать удочку в коробку, чтобы проехать в общественном транспорте не нарушая правил?

Читайте также:  Агрессивный ребёнок

Удочку необходимо упаковать в коробку длиной 4 фута и шириной 3 фута (расположить по диагонали коробки).

Вы собрались попить кофе с молоком, и успели налить в стакан только кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы при вашем возвращении кофе был горячее: налить в него молоко сразу перед уходом или после, когда вы вернетесь, и почему?

21

Скорость охлаждения пропорциональна разности темпера-тур нагретого тела и окружающего воздуха. Поэтому следует сразу несколько охладить кофе, влив в него молоко, чтобы дальнейшее остывание происходило медленнее.

22

Почему блюдце всегда имеет кольцевидную каемку с нижней стороны?

Блюдце, тарелка или чашка — должны ровно стоять на горизонтальном столе. Для этого их дно шлифуется, но шлифовать всю поверхность дна было бы дорого и долго. Гораздо легче отшлифовать только кольцевую кромку дна.

23

Если дома на улице пронумерованы от 1 до 50, то сколько раз встречается цифра 4?

Ответ: 15 раз

24

Название какого месяца года произошло от латинского слова «десять»? Почему?

December, от decem – «десять». До реформы календаря при Юлии Цезаре был десятым месяцем.

25

Изобретателем этого является Платон. Это состояло из двух сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Звук аналогичного устройства слышал каждый из вас в течение многих лет. Что же изобрел Платон?

Школьный звонок

26

В одном из немецких изданий Чехова учитель, едва войдя в класс, погружается в чтение своей газеты. Этот эпизод дал повод немецким критикам сокрушаться о плачевном состоянии школьного обучения в дореволюционной России. Внимание, вопрос! Что же на самом деле читал учитель?

Классный журнал

Источник: https://intolimp.org/publication/intielliektual-naia-ighra-po-fizikie-chto-gdie-koghda.html

«ассорти» интегрированная игра по математике и физике (9-11 кл.) Цель: Развитие логического мышления, находчивости и смекалки. Перенос полученных знаний в условия игры. Воспитание познавательного интереса к математике и физике

«ассорти» интегрированная игра по математике и физике (9-11 кл.) Цель: Развитие логического — страница №1/1

«АССОРТИ»

интегрированная игра по математике и физике (9-11 кл.)

Цель:

  1. Развитие логического мышления, находчивости и смекалки.
  2. Перенос полученных знаний в условия игры.
  3. Воспитание познавательного интереса к математике и физике.

Оборудование:секундомер, портреты учёных математиков и физиков, сигнальные карточки, табло ответов.

Условия игры: игра состоит из 5 туров, каждый из которых представляет собой часть популярной телеигры:

  1. «Счастливый случай»
  2. «Звёздный час»
  3. «Сто к одному»
  4. «Брейн-ринг»
  5. «Поле чудес»

В игре принимают участие 2 команды по 6-7 человек.
Вступление: капитаны представляют свои команды (название, девиз, эмблему)

«Счастливый случай»

Гейм «Дальше-дальше…» В течение 1 мин команда должна дать наибольшее количество верных ответов. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы первой команде.

  1. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром (радиус)
  2. Масса 1л воды (1 кг)
  3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана)
  4. Утверждение, требующее доказательства (теорема)
  5. Единица измерения силы тока (ампер)
  6. Часть прямой, ограниченная с одной стороны (луч)
  7. Результат сложения (сумма)
  8. Линия, по которой движется тело (траектория)
  9. Наименьшее трёхзначное число (100)
  10. Прибор для измерения углов (транспортир)
  11. Вещества, не проводящие электрический ток (диэлектрики или непроводники)
  12. Сколько секунд в минуте? (60)
  13. Наименьшее простое число (2)
  14. Центральная часть атома (ядро)
  15. Величина прямого угла (90˚)
  16. Когда произведение равно нулю? (когда хотя бы один из множителей равен нулю)
  17. Атом, потерявший один или несколько валентных электронов (положительный ион)
  18. Что меньше:0,5 или ½ ( равны)
  19. Радиус окружности 6см. Чему равен диаметр? (12см)
  20. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (испарение)

Вопросы второй команде.

  1. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
  2. Объём 1 кг воды (1л)
  3. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности (хорда)
  4. Утверждение, принимаемое без доказательства (аксиома)
  5. Единица измерения напряжения (вольт)
  6. Сотая часть числа (процент)
  7. Результат деления (частное)
  8. Наименьшее натуральное число (1)
  9. Длина траектории (путь)
  10. Прибор для построения окружности (циркуль)
  11. Тела, изготавливаемые из диэлектриков (изоляторы)
  12. Сколько см в метре? (100)
  13. Сколько цифр вы знаете? (10)
  14. Ядро состоит из протонов и… (нейтронов)
  15. Величина развёрнутого угла (180˚)
  16. На какое число нельзя делить? (на 0)
  17. Атом, присоединивший один или несколько валентных электронов (отрицательный ион)
  18. Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
  19. Диаметр окружности 8 м. Чему равен радиус? (4м)
  20. Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое (конденсация)

«Звёздный час»

На доске вывешиваются портреты ученых математиков и физиков:

  1. Франсуа Виет
  2. Исаак Ньютон
  3. Пифагор
  4. М. В. Ломоносов
  5. Архимед
  6. Рене Декарт

Участникам команд выдаются сигнальные карточки с цифрами от 0 до 6. После прочтения вопроса команда должна поднять карточку с цифрой, соответствующей номеру портрета. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

  1. Древнегреческий учёный, жизнь которого овеяна легендами. Согласно одной из них он в течение двух лет был душой обороны Сиракуз от римских полчищ, блокировавших город с суши и моря. Его математические работы подкупают читателя ясностью мысли, изяществом доведённой до совершенства техникой вычислений. Он изобрёл знаменитый винт и рычаг, открыл закон гидростатики. С его именем связаны знаменитые задачи, например, «задача о быках Солнца». (Архимед-5)
  1. Знаменитый французский математик ввёл коренные изменения в алгебраическую символику. Среди многих своих открытий он сам высоко ценил установление зависимости между корнями и коэффициентами уравнений. Много занимался алгебраическими уравнениями, соответствующими делению угла на 3, 5 и 7 равных частей. (Франсуа Виет-1)
  1. Французский философ и математик, заложивший основы аналитической геометрии. Он ввёл многие современные алгебраические обозначения. В его геометрии широкое применение получило понятие переменной величины. Основным его достижением в аналитической геометрии явился метод координат. (Рене Декарт-6)

  1. Великий английский физик и математик — создал теоретические основы механики и астрономии, открыл закон всемирного тяготения, изобрёл зеркальный телескоп, автор важнейших экспериментальных работ по оптике. С его именем связаны задачи по элементарной математике. (Исаак Ньютон-2)
  2. Великий русский учёный, математик. Один из создателей неевклидовой геометрии. Бывший ректор Казанского университета. (Н. И. Лобачевский-0)

«Сто к одному»

Среди ста учащихся школы заранее был проведён опрос. Наиболее популярные ответы, помещены на табло: самый популярный ответ занимает 1 строчку, за его отгадывание даётся 6 баллов; второй по популярности ответ на 2 строчке, угадав его можно заработать 5 баллов и т. д. На 6 строчке — менее популярный ответ, за него даётся 1 балл.

Игру начинает проигрывающая команда. Участники команды по очереди предлагают свой вариант ответа. Если ответ угадан, табло открывается. После 3-х неверных ответов ход переходит к другой команде. Ведущий проводит блиц-опрос.

Участники этой команды также предлагают варианты ответов, но капитан среди них выбирает один, который считает наиболее подходящим. Если выбранный ответ окажется на табло, заработанные очки достаются второй команде, в противном случае — очки остаются у первой команды.

В ординарной игре очки просто суммируются, в двойной и тройной играх – умножаются соответственно на 2 и на 3.

Ординарная игра: Куда вы прячете шпаргалку?

  1. В рукав-6 баллов
  2. В карман-5 баллов
  3. Не использую-4 балла
  4. В тетрадь-3 балла
  5. Пишу на руку-2 балла
  6. Под юбку-1 балл

Двойная игра: Учитель вызывает ваших родителей в школу. Зачем?

  1. За плохое поведение-6 баллов
  2. Много двоек-5 баллов
  3. Много прогуливаю-4 балла
  4. Нагрубил учителю-3 балла
  5. Не готовлю домашние задания-2 балла
  6. Чтобы похвалить-1 балл

Тройная игра: Сегодня контрольная работа, а вы не успели подготовиться. Придумайте что-нибудь, чтобы учитель её отменил.

  1. Сбежим всем классом-6 баллов
  2. Задержу учителя-5 баллов
  3. Подложу бомбу-4 балла
  4. Признаюсь честно-3 балла
  5. Сорвём урок-2 балла
  6. Не стоит отменять-1 балл

«Брейн-ринг»

Вопрос предлагается обеим командам. Ответ на него они должны найти в течение 1 мин. При желании команда может дать ответ раньше. Если ответ неверный, то следующая команда имеет право использовать для обдумывания всё оставшееся время. За каждый верный ответ команде даётся 1 балл.

  1. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чём речь? (О биссектрисе)
  1. В древности такого термина не было. Его ввёл в 17в. французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (Радиус)
  1. В чёрном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в чёрном ящике? (Кубик)
  1. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? (Гипотенуза)

«Поле чудес»

Необходимо отгадать слово на табло. Участники по очереди называют буквы (начинает проигрывающая команда). Побеждает команда, которая полностью откроет табло или отгадает слово. Выигравшей команде даётся 5 баллов. Стихотворение Сергея Боброва «Про число π ».

Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз,

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибиться,

Чтоб окружность верно счесть.

Надо только постараться

И запомнить всё как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать-

Девяносто два и шесть!

Куда бы ни обратили свой взор, мы видим «проворное и трудолюбивое» число π: оно заключено и в самом простом колёсике, и в самой сложной автоматической машине;

  • Французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашёл значение π с девятью десятичными знаками;
  • Голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа π 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь);
  • Вычисления точного значения π во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлёк за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затративших бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу, не поддавшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие.

Задание: Кто автор обозначения π (3,14159…)? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действия деления. (Джонс).

Заключение: подсчитываются баллы, подводится итог игры, команды награждаются.

Источник: http://davaiknam.ru/text/assorti-integrirovannaya-igra-po-matematike-i-fizike-9-11-kl-c

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector