Интеллектуальный конкурс для 6 класса «юный филолог»

Интеллектуальный конкурс для 6 класса «Юный филолог»

Разработала Капитанова О.М.

Урок-викторина по русскому языку, литературе в 6 классе. Игра «Юные филологи».

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся через внеклассную работу по литературе, русскому языку, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предметам, развитие у учащихся творческой активности, смекалки, чувства коллективизма, мероприятие направлено на развитие у обучающихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Правила игры: каждая команда выполняет задание, за которое получает Ключ. Победителем становится команда, собравшая как можно больше Ключей. В качестве экспертов в игре принимают участие учителя, библиотекарь. Оборудование: мультимедиа, презентация.

Ведущий:

Не наяву и не во сне, Без страха и без робости, Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем вместе ты и я,

Что есть она, страна Филология!

1. Представление команд.

Команда «Пятачки». Девиз «Пятачок бежит всегда вперед и никогда не отстает.»

Команда «Винни Пухи». Девиз «Хоть ты лопни, хоть ты тресни: Винни Пух на первом месте.»

2. Знакомство с Картой путешествия:

полянка Заклинаний, домик Всезнайки, дупло Совы, гнездо Потерянных вещей, полянка Творчества, привал у старого Дуба.

3. Старт (определение наиболее активной команды). Командам предлагается отгадать загадки. Кто больше набирает очков, тот получает Ключ.

Какую траву и слепой узнает? крапива

Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет? школа

Что с земли не поднимешь? тень

Белая чайка по черному полю скакала, след за собой оставляла. мел,доска

Гуляет в поле , а не конь. Летает на воле , а не птица. ветер

Я весь мир слепить готов — дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин — у меня есть…пластилин

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. язык

Слушайте внимательно, очень занимательно: чего нет в капусте, ни в свекле, ни в репе, 
А есть в моркови, огурце, помидоре?  буквы «О»

4. Полянка Заклинаний. В этом городе живут волшебные заклинания, нужно вспомнить, кому они принадлежат и произнести их нужным образом. Что должно потом произойти?

По щучьему велению, по моему хотению… «По щучьему велению», Емеля. Выполнение желания.

Сивка- бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! «Конек-Горбунок»,3-ий сын,вызов Конька -Горбунка

Раз, два, три, горшочек, вари! бр.Гримм, «Горшок каши». Заставляет горшок варит кашу.

Крекс, пекс, фекс! «Приключения Буратино»,лиса Алиса,кот Базилио. Заставляет расти дерево.

Лети, мой лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг…

Катаев «Цветик-Семицветик».Девочка Женя. Загадывание желания.

Избушка, избушка повернись к лесу задом, ко мне передом…

«Морозко»,Иван-царевич.Обращение к избушке.

Остолбеней; Окулюс репаро; Экспекто Патронум! Дж.Роулинг «Гарри Поттер». Окаменеть, восстановление предметов, заклинание, вызывающее  существо, которое защищает от дементоров.

5. Домик Всезнайки. Путешественников встречает Знайка: «Здравствуйте, дорогие 6-классники! У меня случилась беда: Винни Пух Приходил в гости и порвал мои книги. Помогите мне!»

«Айболит» К. Чуковский

«Незнайка» Н.Носов

«Зима в Простоквашино» Э. Успенский

«Чиполлино» Д.Родари

«Кот в сапогах» Ш. Перро

«Алиса в Стране чудес» Л. Кэролл

«Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен «Дядя Стёпа» С.Михалков «Квартет» И.Крылов

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстой

«Аргонавты» мифы Древней Греции

6. Гнездо Потерянных вещей (на полочках лежат разные сказочные предметы) вернуть вещь хозяину.

Золотой ключик («Приключения Буратино») Статоскоп,термометр («Айболит»)

Яблоко («Спящая царевна») Кольцо («Двенадцать месяцев» и др.)

Кусочки зеркальца («Снежная королева») Апельсины («Крокодил Гена и его друзья»)

Клубочек («Василиса Прекрасная») Горошинка («Принцесса на горошине»)

Иголка («Кощей Бессмертный») Корзинка с пирожками («Красная шапочка»)

7. Дупло Совы:

Разминка:

Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 русские буквы? ( аз- бу- ка).

В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).

Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом-ик).

Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).

Из каких букв можно приготовить вкусный суп? (У-ха).

Игра « Эрудит»: угадай слово по его лексическому значению.

Сосуд, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (Арена)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении награды на конкурсах. (Жюри)

Устное народное творчество народа (Фольклор)

8. Полянка творчества. Задания выполняются одновременно (подгруппами)

Задание 1. Придумайте буриме на рифмы:

роса – небеса пес – принес краски-сказки ветерки-мотыльки

Задание 2. Нарисовать по предложенному шаблону иллюстрацию к сказке, работы отправляют жюри.

9. Привал у старого Дуба.

Игра «Говори по-русски!»: поставить ударения в словах.

Рассказ школьного портфеля: “Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»,«Закрыт магазин на обед…»,«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свеклу…»,«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:меня он «портфелем» зовёт.” (Ю.Тимянский)

Алфавит, документ, портфель, километр, красивее, положить, цемент, красивее, звонит, свекла, шофер,

щавель, торты, поняла, инструмент, каталог, баловать, столяр, щавель, углубить, творог, жалюзи.

Игра «Эти забавные животные» :вспомнить фразеологизмы с животными, объяснить их значения.

(Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Медведь на ухо наступил).

Ведущий:- Молодцы! Знаете много фразеологизмов, умеете их объяснить. Фразеологические обороты, куда относятся и крылатые слова, пословицы, поговорки, — язык нашей с вами культуры. Пословицы и

поговорки создавались людьми на самые разные темы.

Игра «Пословица не зря молвится»: собери пословицу по началу и концу.

Делу время……. Гуляй смело.

Труд человека кормит… потехе час.

Что посеешь, то… а лень портит.

Кончил дело… и пожнешь.

Поспешишь… коли делать нечего.

Скучен день до вечера… торопись делом

Не спеши языком… а человек знанием.

Земля освещается солнцем… людей насмешишь

10. Подведение итогов путешествия. Победители награждаются грамотами.

Использованная литература:

  1. Г.Александрова. Занимательный русский язык.-Москва,1999г
  2. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа. 5-11 кл.- Волгоград, 2013 г

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urokviktorina_po_russkomu_yaziku_literature_v_6_kla_163755.html

Урок -конкурс по русскому языку»Юные филологи». 6-7 класс

Конкурс «Юные филологи» для учащихся 6-7 классов

Цели:

  1. привить учащимся интерес к школьному курсу «Русский язык»;

  2. приобщить ребят к искусству слова,ощутить его как стройную, гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую ценность русской речи;

  3. раскрыть запас творческих способностей и возможностей школьников посредством приобщения к науке о языке и миру литературных героев и событий;

  4. совершенствовать речевую культуру и речевое творчество учащихся.

Оборудование: раздаточный материал с текстами конкурсных заданий.

Форма проведения: соревнование, класс разделен на группы по 5 человек.

Ход мероприятия

Ведущий.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик!

На совете,

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Русский язык подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки. И сегодня мы будем говорить о нём.

— Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! ( И. С. Тургенев)

— Речь – драгоценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому, что он говорит.

Разминка

Наш конкурс называется «Юные филологи». А кто знает, что такое филология и кто такой филолог?

Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Филолог – человек, изучающий язык и литературу.

1 задание

Какие разделы науки о языке вы изучаете на уроках русского языка?

2 задание

Заполните словами лепестки цветов таким образом, чтобы каждое слово начиналось с сочетания, указанного в середине цветка.

3 задание

В каком слове есть только твердые согласные?

Водит, пашешь, верит, смех

4 задание

В каком примере неправильно названа буква?

Поле – пэ, о, эль, е

Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е

Вечер – вэ, е, ча, е, эр

5 задание

Что нужно сделать, чтобы краткие прилагательные звонок и мелок превратились в имена существительные? Ни одной буквы при этом менять нельзя.

6 задание

Выберите устаревшие слова из отрывков поэмы А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Замените их современными общеупотребительными словами:

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда.

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Олег усмехнулся; однако чело

Читайте также:  Урок литературного чтения в 4 классе. братья гримм «белоснежка и семь гномов»

И взор омрачилися думой.

7 задание

Подберите к словам отсутствие, безобразный, уважение, удалиться антонимы, имеющие приставку пре- или при-.

8 задание

Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встретился звук [с] ?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там.

9 задание

Угадайте слово по его лексическому толкованию:

1)Дословная выдержка из какого-либо текста.

2)Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.

3)Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость.

4)Красная строка, отступ в начале строки.

5)Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания.

10 задание

Из букв, входящих в состав слов, составить новое имя существительное.

Кино, ель, гурт – геометрическая фигура (треугольник)

Рота, ария, лоб – помещение для производства опытов (лаборатория).

11 задание

Составить 6 слов, чтобы в каждом слове третьей буквой была Н

(санки, конек, щенок, банка, песенка, пенка, лента).

12 задание

Составить слова, в которых буква А будет повторяться два раза.

(карман, стакан, канал, карась).

13 задание

Из букв каждых двух слов составить имя существительное.

Око, ромб – обморок

Кит, рана – картина

Боб, уста – суббота

Карп, ива – крапива.

14 задание

Из букв слова ТАБУРЕТКА составить как можно больше новых слов.

(рука, театр, актер, тур, тетка, рак, карета, катер, рубка, бар, раб, краб, табак, река, тара…)

15 задание

Быстро и правильно произнести скороговорки:

1)Бобр добр до бобрят.

2)У пенька опять пять опят.

3)Архип осип, а Осип охрип.

4)Уже и ужи в луже.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-konkurs-po-russkomu-iazyku-iunyie-filologhi-6.html

Интеллектуальные состязания юных филологов

Интеллектуальные состязания юных филологов

С Древней Греции, с Эллады взял пример и новый век.

Возродил олимпиады современный человек.

И для тех, кто в мире знаний ум, смышленость показал –Олимпийские медали, олимпийский пьедестал.

12 декабря 2015 года в Донецкой Народной Республике стартовала Республиканская олимпиада школьников.

II (муниципальный) этап открыли юные филологи. которые состязались в знании  русского языка и литературы. Это событие является знаковым для словесников, так как проводится в преддверии подведения итогов Года образования и Года русского языка в ДНР.

Впервые участие в интеллектуальных соревнованиях приняли семиклассники. Они расставляли ударение, давали толкование слов, раскрывали «тайны всевластия» былин, анализировали стихотворения Ф.И. Тютчева,составляли похвальное слово Ломоносову и Державину, делали первые шаги в ораторике.

Восьмиклассники анализировали стихотворения И.А. Бунина, объясняли значение эпиграфа к повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», создавали мини-сагу, рассуждали в ораторском выступлении о том, как правильно критиковать и воспитать себя самому.

От географических названий образовывали существительные со значением «житель данного города/ местности» девятиклассники; они определяли состав слов и род существительных, каким членом предложения является инфинитив, составляли морфологический портрет словаДонбасс, писали творческую работу, представляющую собой новую версию или интерпретацию ранее прочитанного художественного произведения – сочинение-ремейк, оспаривали звание лучшего ритора, отвечая на вопрос: как сделать всех счастливыми.

Десятиклассники и одиннадцатиклассники решали лингвистические и литературные задачи, переводили на русский предложения с другого языка, проводили комплексный анализ текста и сравнительный анализ произведений искусства, писали творческую работу в жанре эссе, рассуждая о человеке и времени, обществе и эпохе, о теме дома и теме любви в произведениях писателей XIX-XX веков. «Какой он – харизматичный человек?», «Лучшие мысли человечества… О чём и о ком они?», «Мы в ответе за… всё!», «Вопросы, заданные человеку войной» – круг проблем, которые поднимали в риторических текстах старшеклассники.

Так, в городе Торезе знатоки и любители русского словасобрались вТорезском лицее «Спектр», где более 30 обучающихся решали лингвистические и литературные задачи, соревновались в умении писать ремейки, мини-саги и эссе, а также произносить ораторскую речь.

«Приятно было видеть в глазах детей заинтересованность, желание попробовать свои силы, показать знания и проявить творческие способности. Сосредоточенный взгляд, внимательные умные глаза, одухотворенные лица – это наши дети», – рассказала И.Н. Данилова, руководитель городского методического объединений учителей-словесников.

А что думают сами участники олимпиады? Участникам  предложили продолжить  фразу «Олимпиада по русскому языку и литературе для меня – это…» и получили такие ответы: «… способ доказать самому себе, что я на что-то способен» (Касусткин Максим, 10 класс), «…возможность еще раз убедиться в величии, могуществе русского языка, проверить свои филологические способности» (Кезикова Екатерина, 11 класс), «…проверка собственных знаний и приобретение новых, а еще масса положительных эмоций» (Грызункова Галина , 11 класс).

«Очень порадовали дети своими риторскими способностями. Монологи были различны по тематике и весьма эмоционально исполнены авторами», – делится впечатлениями А.И. Калугина, методист отдела «Филология» Методического центра городского отдела образования администрации  г. Донецка.

«На нынешней олимпиаде самыми юными участниками стали семиклассники. К этому конкурсу ответственно подошли и старшеклассники.

Для них эти интеллектуальные соревнования в филологии – подготовка к предстоящим выпускным испытаниям, поэтому к выполнению заданий участники олимпиады подошли особенно ответственно и творчески», – сделала вывод руководитель оргкомитета Е.В. Лыскова (Калининский район г. Донецка).

«В конкурсе ораторского мастерства отличились многие, – считает Е.М. Филиппская, руководитель Ясиноватского ГМО учителей-словесников. – Кто-то говорил о счастье, кто-то о друзьях, многие – о книгах. А главной темой выступления была тема любви к родному краю – милому сердцу Донбассу, который никому не отдадим на поругание и унижение».

«Задания каждого уровня были и в меру сложными, и в меру занимательными, и в меру развивающими. Особым испытанием стали для участников олимпиады их ораторские выступления, которые раскрыли  актёрские  способности и глубину  юношеского мировоззрения. Мы были первыми в этом олимпиадном марафоне.

А первым, как известно, всегда труднее, чем остальным. Но победный настрой детей и учителей, наше желание справиться со всеми заданиями, любовь к родному языку стали поддержкой и залогом успеха», – утверждает руководитель ГМО учителей русского языка и литературы г. Снежное А.Ю. Хвостикова.

«В этот день 107 школьников города Харцызска продемонстрировали свои знания, эрудицию, умение логически мыслить,  попробовали себе в роли писателей, создавая мини-саги, эссе, ремейки.

Преодолевая волнение, юные риторы порадовали слушателей эмоциональными, убедительными выступлениями.

Праздник русского языка удался!» – делится своими впечатлениями методист Харцызского городского методического кабинета О.Н. Левашова.

«Олимпиаде предшествовали долгие месяцы подготовки. Ребята под руководством мудрых наставников-учителей не только постигали тайны русского языка и литературы, но и готовили себя психологически. Следуя бессмертной фразе Б. Пастернака, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать», готовились к любому исходу соревнования.

Ведь олимпиада – это прежде всего борьба среди сильнейших, и может оказаться, что среди них есть и лучше тебя. А соревноваться было с кем. 57 мальчишек и девчонок района приняли вызов и вступили в бой. Задания были в чем-то сложны, в чем-то не очень. Но вот то, что они были интересны – бесспорно!» – утверждает учитель Благодатновской школы Амвросиевского района И.П. Красовская.

«87 учеников из 21 школы Кировского района прошли своего рода сканирование на знание грамматики русского языка, вспомнили этрохронимы и нормы ударения, работали над анализом грамматических категорий частей речи, решали лингвистические задачи, корпели над комплексным анализом текста и даже  пытались перевести на иврит.

Три часа сосредоточенной и плодотворной работы  над письменными заданиями. А потом было наслаждение словом… Ораторская речь – то, что позволило понять наших участников: что им интересно, чем увлекаются, к чему стремятся. Оля замечательно поведала о том, почему все мы в ответе за … всё! Ангелина поделилась размышлениями о том, как нужно правильно критиковать.

Дмитрий убедительно рассказал о дончанах, которыми он гордится. А Илона, одна из самых маленьких участниц, эмоционально размышляла вслух о том, что делать с недовольством собой…И всё это – благозвучно, выразительно и достаточно оригинально.

Хочу сказать, что ребята убедили жюри! Убедили в том, что они любят русский язык, знают его в достаточной мере, готовы изучать его больше и больше и бережно любить и его, и великую русскую классическую литературу, читать наизусть стихи и писать их. Мы гордимся своими учениками. Своими коллегами, делающими всё возможное, чтобы приумножить знания ребят и помочь им полюбить родную речь.

Был очень длинный, сложный, насыщенный день. Но он закончился. А послевкусие – любовь к русскому языку и гордость за достойных его носителей», – рассказывает руководитель Кировского районного методического объединения учителей русского языка и литературы Е.А. Савченко.

«Ребята, конечно, волновались, но с заданиями справились  достойно, ведь среди соревнующихся были те, кто  уже  сделал  свой  первый  профессиональный  выбор, поэтому  русскую  филологию  они  изучают  в  профильных  классах, где  русский  язык  и  литература – основные  предметы.

Читайте также:  Загадки про огород и овощи с ответами

Ораторские  выступления  участников  олимпиады  были  настолько  яркими, эмоциональными, отражали  гражданскую  позицию  ребят, что  порой  члены жюри не  сдерживали  слез», – делится своими наблюдениями учитель-словесник Республиканского многопрофильного лицея-интерната при ДонНУ Н.Н.

 Кайдаш. 

С краткими отчётами о ходе и итогах II (муниципального) этапа Республиканской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, а также фотомозаикой «По страницам олимпиады юных филологов» можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературе http://kabruss.blogspot.com/ Здесь же можно найти полный комплект заданий этого этапа. 18 декабря будут размещены образцы ответов на задания, На блоге будут выкладываться лучшие работы победителей олимпиады.

Источник: http://kabruss.blogspot.ru/2015/12/blog-post_760.html

Интеллектуальный конкурс для 5-6 классов

Интеллектуальный конкурс для 5-6 классов

Интеллектуальный конкурс для 5-6 классов

  1. Какое животное имеет в окраске только два цвета?

  2. Какое растение мира самое высокое?

  3. Человек, владеющий многими языками.

  4. Какие плоды дает картофель?

  5. Перемножили все натуральные числа от 1 до 99. Какой цифрой оканчивается полученное произведение?

  6. Определите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова.

а) На то печь, чтобы хлеб печь.

б) Снежное покрывало все поле покрывало.

в) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

  1. Назовите сказку А.С.Пушкина, в которой автор не дал имя главным героям?

  2. Начало. Исходный пункт любого соревнования на скорость.

  3. Что больше всего любил Карлсон?

  4. Кто самый лучший певец в роще?

  5. Когда руки бывают местоимениями?

  6. Первый в мире космонавт?

  7. Одежда космонавта?

  8. Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?

  9. Кто в минуту опасности оставляет хвост?

  10. Летело три страуса. Охотник одного убил. Сколько осталось страусов?

  11. Какой месяц короче других?

  12. У Мамеда 10 овец . Все, кроме 9, сдохли. Сколько осталось овец?

  13. 2. Автор первого учебника «Арифметика»?

  14. В представленном ряду слов найдите лишнее: стол, бегемот, автомобиль, попугай.

  15. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?

  16. Что за трава, которую даже слепые знают?

  17. Достройте слова:

…способление, …ветливый. ..тяжение, … влекательный;

.. глашение,… вычка; .. ручать, … вязанность;

  1. Закончите фразу словом, которое обозначает конкретное понятие:

Здание, в котором учат детей, называется…

Здание, в котором можно взять книгу, называется…

Здание, в котором шьют одежду, называется…

Здание, в котором можно наблюдать звезды, называется…

Здание, в котором получают высшее музыкальное образование, называется…

Ответы 5-6 класс

  1. Зебра

  2. Эвкалипт

  3. Полиглот

  4. Клубни

  5. Существительное и глагол

  6. «О рыбаке и рыбке»

  7. Старт

  8. Варенье и печенье

  9. Соловей

  10. (Когда они вы-мы-ты)

  11. (Ю.А. Гагарин)

  12. (Скафандр)

  13. 33 года

  14. Ящерица

  15. (Страусы не летают)

  16. ( Май- всего три буквы)

  17. 9

  18. ( Леонид Федорович Магницкий)

  19. (Попугай, так как остальные слова обозначают понятия, имеющие четыре точки опоры)

  20. (16 кг)

  21. Крапива

  22. Приспособление, приветливый, притяжение, привлекательный, приглашение , привычка, приручать, привязанность

  23. Школа, библиотека, ателье, обсерватория (планетарий) , консерватория.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/intielliektual-nyi-konkurs-dlia-5-6-klassov.html

Игра для учащихся 5-6 классов — КВН юных филологов

Игра для учащихся 5-6 классов - КВН юных филологов

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов  включает  занимательный материал.  Внеклассное занятие активизирует творческие силы учеников, развивает их способности, способствует возникновению интереса к урокам русского языка.

Существуют разные методы повышения интереса к предмету. На мой взгляд, эле­мент, который особенно привлекает детей,— это занимательность. На уроках русского языка можно использовать различные виды занимательного материала.

Уроки и внеклассные занятия, в кото­рые включен занимательный материал, нико­го не оставляют равнодушными, даже у са­мых слабых учеников они вызывают ин­терес.

Игровая форма — благодатное средство формирования интереса к урокам русского языка и литературы. Ведь в пре­подавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предме­ту у каждого ребенка. Внеклассные занятия активизируют творческие силы ученика, раз­вивают его способности, о которых порою, он сам и не подозревает.

КВН юных филологов начинается с чтения стихотворений о русском языке. За­тем команды «Точка» и «Запятая» представились друг другу (в стихотворной форме) и обменялись песнями-приветствия­ми. Стихи и тексты песен ребята сочи­няли сами.

РАЗМИНКА

Найти устойчивые сочетания слов (фра­зеологические обороты):

Оказался молодцом, смог осилить ношу —

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.

За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой — засучив рукава.

Дать толкование  найденных фразео­логизмов.

Поставить правильно ударение в пер­вых словах следующих   словосочетаний:    развитый ребенок,  развитой язык,  развитое    общество.

СИНОНИМЫ  вокруг  НАС

ВСПОМНИТЕ СЛОВА!

Ведущий называет профессию, задача участников – перечислить действия , связанные с ней. За каждое слово – 1 балл.

Что делает врач?   (– лечит, осматривает, даёт лекарство, оперирует,…)

Что делает строитель? (….)

Ведущий называет действие, участники должны перечислить профессии, связанные с этим действием.

Кто учит? ( учитель, преподаватель, педагог, тренер,..)

Кто играет? ( артист, актёр, музыкант, певец, футболист,..)

КОНКУРС ЧИСТОГОВОРОК

Произнести правильно и чётко чистоговорку. За каждую -1 балл.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Саша шапкой шишку сшиб.

У четырёх черепах по четыре черепашонка. 

Кон­курс болельщиков (поэтический).

Закончить строфу, назвать стихотво­рение и его автора.

Например:

  1. «Ягненок в жаркий день…»,
  2. «Волк ночью, думая залезть в овчарню…
  3. «Под голубыми небесами…»,
  4. «Играют волны, ветер свищет…»,
  5. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…»,
  6. «Я помню руки матери моей…».

Домашнее задание команды «Запятая» ( показать сценку)

В королевстве Пунктуации

Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестра­нец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя.)

Федя. Какие деревья странные. А там, ка­жется, кто-то сидит. Во чудо гороховое! (Обра­щается к королеве.) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева (поправляет корону). Как смеешь ты говорить так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя. Федя.

Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь — жив будешь, неправильно — умрешь.

Федя. Давайте ваше предложение и запя­тую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.

Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя. Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь ре­шается.

Королева. Ладно, думай. Но смотри, оши­бешься, домой не попадешь.

Федя. Ну куда же ляпнуть-то ее. Думай. Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграж­дает.

Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя. Не надо, мне домой, если можно.

Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда  запятые поставишь в предложении Не надо мне домой если можно?

Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.

Королева.   Ну,   теперь   ясно.   Беги,   Федя.

(Федя убегает.)

Домашнее задание команды  «Точка» ( показать сценку)

Восклицание

Повстречались на листе бумаги Ноль с Воскли­цательным Знаком. Познакомились, разгово­рились.

  • У меня большие неприятности.— сказал Ноль.— Я потерял свою палочку. Представляете мое положение: Ноль — и без палочки.
  • Ах!— воскликнул Восклицательный Знак.—Это ужасно!
  • Мне   очень   трудно,— продолжал   Ноль.—У   меня   такая   умственная   работа.   При   моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
  • Ох!— воскликнул Восклицательный Знак.—Это действительно ужасно!
  • И как я появлюсь в  обществе?  Со  мною  просто не станут считаться.
  • Эх!— воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что восклицать.
  • Вы   меня   понимаете,— сказал   Ноль.— Вы первый,  кто отнесся  ко мне с настоящим  чув­ством. И знаете, что я подумал? Давайте рабо­тать   вместе.   У   Вас   и   палочка   внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть.
  • Ах!— воскликнул Восклицательный Знак.—Это чудесно!
  • Мы с Вами прекрасно сработаемся,— про­должал   Ноль.— У   меня   содержание, у Вас чувство.
  • Эх!— еще больше обрадовался  Восклица­тельный Знак.— Это действительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась уди­вительная пара, и теперь, кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обяза­тельно воскликнет: «О!». А больше ничего не ска­жет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

Кон­курс капитанов (литературный):

  1. Знакомством с кем был поглощен герой?  Как его звали? Какое литературное произ­ведение? С этих пор я весь был поглощен моим новым знакомством. Вечером, ложась в постель, и утром, вставая, я только и думал о предстоящем визите на гору. (С Валеком и Марусей. Вася. «Дети под­земелья») .
  2. Чей домик увидел герой? Кто этот герой, из какого произведения? Наконец он велел запрячь себе беговые дрож­ки, оделся потеплее (это было уже в конце сен­тября) и, сам правя, выехал со двора. Вскоре завидел он домик. (Домик Дубровского. Троекуров. «Дубровский».)
  3. О каком  герое,  из  какого произведе­ния идет речь? Излишества всякого рода изнурили его здо­ровье и наложили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любез­ность… (Князь Верейский. «Дубровский».)
  4. О  каком  герое идет речь?  Из  како­го произведения? Он грубо расталкивал испуганных людей, на­ступал на ноги, пихал корзины и наконец, очу­тился у самого борта, с тем, чтобы первому выскочить на пристань, как только причалят. («Усатый». «Белеет  парус  одинокий».)
Читайте также:  Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.

Автор материала: Учитель начальных классов Бондаренко А.А. МОУ «СОШ № . Знаменск» Астраханской области

Источник: https://www.prodlenka.org/vneklassnaja-rabota/960-igra-dlja-uchaschihsja-5-6-klassov-kvn-junyh-.html

Интеллектуальные состязания юных филологов

С Древней Греции, с Эллады взял пример и новый век.Возродил олимпиады современный человек.

И для тех, кто в мире знаний ум, смышленость показал –

Олимпийские медали, олимпийский пьедестал.

12 декабря 2015 года в Донецкой Народной Республике стартовала Республиканская олимпиада школьников.

II (муниципальный) этап открыли юные филологи, которые состязались в знании русского языка и литературы. Это событие является знаковым для словесников, так как проводится в преддверии подведения итогов Года образования и Года русского языка в ДНР.

Впервые участие в интеллектуальных соревнованиях приняли семиклассники. Они расставляли ударение, давали толкование слов, раскрывали «тайны всевластия» былин, анализировали стихотворения Ф.И.Тютчева, составляли похвальное слово Ломоносову и Державину, делали первые шаги в ораторике.

Восьмиклассники анализировали стихотворения И.А.Бунина, объясняли значение эпиграфа к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», создавали мини-сагу, рассуждали в ораторском выступлении о том, как правильно критиковать и воспитать себя самого.

От географических названий образовывали существительные со значением «житель данного города/местности» девятиклассники; они определяли состав слов и род существительных, каким членом предложения является инфинитив, составляли морфологический портрет слова Донбасс, писали творческую работу, представляющую собой новую версию или интерпретацию ранее прочитанного художественного произведения – сочинение-ремейк, оспаривали звание лучшего ритора, отвечая на вопрос: как сделать всех счастливыми.

Десятиклассники и одиннадцатиклассники решали лингвистические и литературные задачи, переводили на русский предложения с другого языка, проводили комплексный анализ текста и сравнительный анализ произведений искусства, писали творческую работу в жанре эссе, рассуждая о человеке и времени, обществе и эпохе, о теме дома и теме любви в произведениях писателей XIX-XX веков. «Какой он – харизматичный человек?», «Лучшие мысли человечества… О чём и о ком они?», «Мы в ответе за… всё!», «Вопросы, заданные человеку войной» – круг проблем, которые поднимали в риторических текстах старшеклассники.

Так, в городе Торезе знатоки и любители русского слова собрались в Торезском лицее «Спектр», где более 30 обучающихся решали лингвистические и литературные задачи, соревновались в умении писать ремейки, мини-саги и эссе, а также произносить ораторскую речь.

«Приятно было видеть в глазах детей заинтересованность, желание попробовать свои силы, показать знания и проявить творческие способности. Сосредоточенный взгляд, внимательные умные глаза, одухотворенные лица – это наши дети», – рассказала И.Н.Данилова, руководитель городского методического объединения учителей-словесников.

А что думают сами участники олимпиады? Участникам предложили продолжить фразу «Олимпиада по русскому языку и литературе для меня – это…» и получили такие ответы: «… способ доказать самому себе, что я на что-то способен» (Касусткин Максим, 10 класс), «…возможность еще раз убедиться в величии, могуществе русского языка, проверить свои филологические способности» (Кезикова Екатерина, 11 класс), «…проверка собственных знаний и приобретение новых, а еще масса положительных эмоций» (Грызункова Галина, 11 класс).

«Очень порадовали дети своими риторскими способностями. Монологи были различны по тематике и весьма эмоционально исполнены авторами», – делится впечатлениями А.И.Калугина, методист отдела «Филология» Методического центра городского отдела образования администрации г.Донецка. 

«На нынешней олимпиаде самыми юными участниками стали семиклассники. К этому конкурсу ответственно подошли и старшеклассники.

Для них эти интеллектуальные соревнования в филологии – подготовка к предстоящим выпускным испытаниям, поэтому к выполнению заданий участники олимпиады подошли особенно ответственно и творчески», – сделала вывод руководитель оргкомитета Е.В.Лыскова (Калининский район г. Донецка).

«В конкурсе ораторского мастерства отличились многие, – считает Е.М.Филиппская, руководитель Ясиноватского ГМО учителей-словесников. – Кто-то говорил о счастье, кто-то о друзьях, многие – о книгах. А главной темой выступления была тема любви к родному краю – милому сердцу Донбассу, который никому не отдадим на поругание и унижение».

«Задания каждого уровня были и в меру сложными, и в меру занимательными, и в меру развивающими. Особым испытанием стали для участников олимпиады их ораторские выступления, которые раскрыли актёрские способности и глубину юношеского мировоззрения. Мы были первыми в этом олимпиадном марафоне.

А первым, как известно, всегда труднее, чем остальным. Но победный настрой детей и учителей, наше желание справиться со всеми заданиями, любовь к родному языку стали поддержкой и залогом успеха», – утверждает руководитель ГМО учителей русского языка и литературы г.Снежное А.Ю.Хвостикова.

 

«В этот день 107 школьников города Харцызска продемонстрировали свои знания, эрудицию, умение логически мыслить, попробовали себе в роли писателей, создавая мини-саги, эссе, ремейки.

Преодолевая волнение, юные риторы порадовали слушателей эмоциональными, убедительными выступлениями.

Праздник русского языка удался!» – делится своими впечатлениями методист Харцызского городского методического кабинета О.Н.Левашова.

«Олимпиаде предшествовали долгие месяцы подготовки. Ребята под руководством мудрых наставников-учителей не только постигали тайны русского языка и литературы, но и готовили себя психологически. Следуя бессмертной фразе Б. Пастернака, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать», готовились к любому исходу соревнования.

Ведь олимпиада – это прежде всего борьба среди сильнейших, и может оказаться, что среди них есть и лучше тебя. А соревноваться было с кем. 57 мальчишек и девчонок района приняли вызов и вступили в бой. Задания были в чем-то сложны, в чем-то не очень.

Но вот то, что они были интересны – бесспорно!» – утверждает учитель Благодатновской школы Амвросиевского района И.П.Красовская. 

«87 учеников из 21 школы Кировского района прошли своего рода сканирование на знание грамматики русского языка, вспомнили этрохронимы и нормы ударения, работали над анализом грамматических категорий частей речи, решали лингвистические задачи, корпели над комплексным анализом текста и даже пытались перевести на иврит.

Три часа сосредоточенной и плодотворной работы над письменными заданиями. А потом было наслаждение словом… Ораторская речь – то, что позволило понять наших участников: что им интересно, чем увлекаются, к чему стремятся. Оля замечательно поведала о том, почему все мы в ответе за … всё! Ангелина поделилась размышлениями о том, как нужно правильно критиковать.

Дмитрий убедительно рассказал о дончанах, которыми он гордится. А Илона, одна из самых маленьких участниц, эмоционально размышляла вслух о том, что делать с недовольством собой…И всё это – благозвучно, выразительно и достаточно оригинально.

Хочу сказать, что ребята убедили жюри! Убедили в том, что они любят русский язык, знают его в достаточной мере, готовы изучать его больше и больше и бережно любить и его, и великую русскую классическую литературу, читать наизусть стихи и писать их. Мы гордимся своими учениками. Своими коллегами, делающими всё возможное, чтобы приумножить знания ребят и помочь им полюбить родную речь.

Был очень длинный, сложный, насыщенный день. Но он закончился. А послевкусие – любовь к русскому языку и гордость за достойных его носителей», – рассказывает руководитель Кировского районного методического объединения учителей русского языка и литературы Е.А.Савченко.

«Ребята, конечно, волновались, но с заданиями справились достойно, ведь среди соревнующихся были те, кто уже сделал свой первый профессиональный выбор, поэтому русскую филологию они изучают в профильных классах, где русский язык и литература – основные предметы.

Ораторские выступления участников олимпиады были настолько яркими, эмоциональными, отражали гражданскую позицию ребят, что порой члены жюри не сдерживали слез», – делится своими наблюдениями учитель-словесник Республиканского многопрофильного лицея-интерната при ДонНУ Н.Н.

Кайдаш.

С краткими отчётами о ходе и итогах II (муниципального) этапа Республиканской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, а также фотомозаикой «По страницам олимпиады юных филологов» можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературе http://kabruss.blogspot.com/ Здесь же можно найти полный комплект заданий этого этапа.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы

Источник: http://donippo.blogspot.ru/2015/12/blog-post_62.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector