Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству м. е. салтыкова-щедрина

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина

Литературная игра «Мы ищем таланты»

(по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина)

Слово ведущего: Добрый вечер! Рада вас приветствовать на литературной игре «Мы ищем таланты»! Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект помогут выявить конкурсы по прочитанным сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому – три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина.

Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю… Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение «зарыть свой талант в землю».

Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.

Первый конкурс

Зоосад Салтыкова-Щедрина

Отгадайте одинаковые слова — названия животных, которых можно встретить в сказках Салтыкова-Щедрина, загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы название животного и сказки (точное название) – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.Каждой команде по две загадки.
Волк («Бедный волк»)

• Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.

• Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
ЕГО ноги кормят.

Заяц («Самоотверженный заяц»)

  • В сухой год ИХ больше, в сырой — мышей.
  • Вор, что – ОН, и тени своей боится.
  • За НИМИ двумя погонишься – ни одного не поймаешь.

Конь («Коняга»)

  • За глаза ЕГО не покупают.
  • ОН человеку крылья.
  • Держи к ЕГО за гриву, за хвост не удержишь.

Баран («Баран непомнящий»)

  • Где ЕГО нет, и коза сойдет за НЕГО.
  • ЕМУ рога — не груз.
  • Смотрит, как ОН на новые ворота.

Пескарь («Премудрый пискарь»)

  • Только дурак может пожертвовать лососем, чтобы поймать ЕГО.
  • Знать бы Ему, когда щука зубы меняет.
  • Ловится щука, а ОН – не дремли.

Медведь («Медведь на воеводстве»)

  • И ОН в неволе пляшет.
  • Он корове не брат.
  • Делить ЕГО шкуру.

Второй конкурс

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что…

  1. Щедрин – это псевдоним писателя. (Да)
  2. Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее. (Да)
  3. Был сослан за «…вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению

идей, протрясших уже всю Западную Европу…». (Да)

  1. В ссылке занимался только литературной деятельностью, не служил. (Нет, был канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.)
  2. Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, т.к. он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». (Да)
  3. В 1869 — 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города». (Да)
  4. 1876 год – Салтыков-Щедрин сменяет Н.А.Некрасова на посту главного редактора «Современника». Два года работает неофициально, в 1878-м утвержден на эту должность. (Нет. «Отечественные записки»).

Третий конкурс

Пантомима

С помощью жестов объяснить, какая сказка задумана.

Орел-меценат

Баран непомнящий

Бедный волк

Верный Трезор

Дикий помещик

Самоотверженный заяц

Четвертый конкурс

ЗАЗЕРКАЛЬЕ


В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.

«Богатая овца» («Бедный волк»)

«Городское наводнение» («Деревенский пожар»)

«Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»)

«Глупая щука» («Премудрый пескарь»)

«Домашний крестьянин» («Дикий помещик»)

«Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»)

«Умник» («Дурак»)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Исторический комментарий»

В сказках Салтыкова-щедрина встречаются слова, значение которых сейчас мы не знаем.

Из трех предложенных вариантов, найдите нужный.

Светец («Лучины не стало мужику в светец зажечь..» — «Дикий помещик»)

  1. Литая подставка для лучины.
  2. Подставка для свечи или свечей.
  3. Светлая комната.

Мякина («Поднялся мякинный вихрь»«Дикий помещик»)

1) Набитый пухом или пером продолговатый мешок.

2) Отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков.

3) Болотистое место.

ФЕ. На мякине не проведёшь. (Не обманешь, не одурачишь).

Мякинная голова (разг.-сниж) (о глупом человеке).

Фанфарон («Чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил» — «Дикий помещик»)

  1. О том, кто преданно служит кому-, чему-л., увлечённо занимается чем-л.
  2. Льстивый человек.
  3. Легкомысленный хвастун, бахвал.

Пятый конкурс

«Художественная деталь»

Портреты каких героев представлены следующими цитатами:

1. «Солидным своим положением в обществе обязан единственно самому себе» («Чижиково горе»)

2. «Жил – дрожал, и умирал – дрожал». («Премудрый пискарь»)

3. «Не давши слова – крепись, а давши – держись». («Самоотверженный заяц»)

4. «Можно на свете одною правдой прожить». («Карась-идеалист»)

5. «Не может он, не лишая живота, на свете прожить – вот в чем его беда» («Бедный волк»)

6. «Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет». («Вяленая вобла»)

7. «Он во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал, а ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий». («Медведь на воеводстве»).
АНТРАКТ (инсценировки фрагментов сказок)
Шестой конкурс.

СОБЕРИ ПАЗЛ

Собрать две иллюстрации к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина (части пазла перемешаны)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Исторический комментарий»

Жуировать («Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» — «Премудрый пискарь»)

  1. Предаваться наслаждениям, удовольствиям; вести праздную жизнь.
  2. Говорить весело, пересыпая речь шутками, остротами.
  3. Проявлять геройство (обычно пренебрегая необходимой осмотрительностью, осторожностью, бесшабашно рискуя жизнью).

Мутовка («Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать» — «Премудрый пискарь»)

1) Совокупность ветвей, листьев или цветков, расположенных на стволе, стебле или ветке на одном уровне и радиально расходящихся.

2) Коса с длинной прямой рукоятью.

3) Вязкий осадок на дне водоёмов.

Снеток («Не дозволит измельчат и выродиться в снетка» — «Премудрый пискарь»)

1) Кусочки теста, сваренные в кипящем бульоне, молоке.

2) Мелкая промысловая озёрная рыба сем. Корюшек.

3) Горячий напиток из воды, мёда и пряностей.

Седьмой конкурс

АУКЦИОН

Кто больше подберет пословиц и крылатых выражений, характеризующих образ пескаря.

Ни жив ни мертв

Своя рубашка ближе к телу

Моя хата с краю

У страха глаза велики.

Герой умирает однажды — трус тысячу раз.

Своя рубашка ближе к телу

У страха глаза велики.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Исторический комментарий»

Аманат («А невестина брата аманатом у себя оставил» — «Самоотверженный заяц»)

1) Служитель культа духов, вступающий в ритуальное общение с ними.

2) Главарь, предводитель банды.

3) Заложник, переданный в обеспечение выполнения какого-л. договора, каких-л. обязательств.

Инфантерия («И приказал отчислить его по инфантерии» — «Медведь на воеводстве») 1-ый Топтыгин, съел чижика.

  1. Пехота.
  2. Растительный корм для лошадей, скота и птицы.
  3. Военный духовой оркестр.

Хмара («Не сновидения носятся, а бессвязная подавляющая хмара» — «Коняга»)

  1. Темная туча.
  2. Мшистое болото.
  3. Сильная жара от нагретого солнцем воздуха.

Восьмой конкурс

«Древо мудрости»

Узнайте литературоведческие термины

Список вопросов.

  1. Осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирония 
  2. Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. Сарказм
  3. Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. Гротеск
  4. Иной смысл, скрытый за внешней формой. Иносказание, аллегория 
  5. Художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. «Эзопов язык»
  6. Чрезмерное преувеличение.Гипербола
  7. Проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира
  8. Представления, образы, созданные воображением; изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде. Фантастика

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме.

Смех Салтыкова-Щедрина — это смех сквозь слезы, горе и страдания.

Источник: http://www.dereksiz.org/literaturnaya-igra-mi-ishem-talanti-po-skazkam-m-e-saltikova-s.html

Игра «Крестики-нолики» по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина

Игра

Литературнаяигра

по «Сказкам» М.Е. СалтыковаЩедрина «Крестикинолики»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

Автор: преподаватель литературы и русского языка ГБПОУ ВО Киржачский машиностроительный колледж О.С. Позднякова.

2015г.

Рецензия

на внеклассное мероприятие по литературе Поздняковой О.С.,

преподавателя русского языка и литературы

ГБПОУ ВО

Киржачский машиностроительный колледж

по «Сказкам» М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Крестики-нолики»

Для студентов 1 курса.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения открытого мероприятия в форме литературной игры. Она составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методическим разработкам. Содержит следующие разделы: «Пояснительная записка», «Цели и задачи», «Литература», «Приложение».

В пояснительной записке автор раскрывает цели проведения данного мероприятия и обосновывает актуальность применения выбранной методики проведения занятия.

К методической разработке добавлено приложение в форме презентации к литературной игре.

Данное мероприятие способствует лучшему усвоению, систематизации знаний, развитию у студентов эстетического восприятия и оценки явлений жизни, художественно воплощенных писателем.

Цели, поставленные автором при подготовке данной методической разработки, достигнуты. Такое мероприятие направлено на глубокое и осознанное усвоение знаний студентами, развитие их творческих способностей, культуры речи и гармоничное развитие личности в целом.

Данная разработка может быть использована для адаптации и успешного обучения студентов 1 курса всех специальностей.

Дата рецензии:_____________________

Читайте также:  Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Рецензент:___________________________

Подпись: ___________________________

Пояснительная записка.

Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуальную игру по литературе для студентов 1 курса. Литературная игра посвящена изучению «Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина и была специально разработана, подготовлена и проведена как итоговое занятие по данной теме.

В целом литературная игра ориентирована на базовый компонент литературного образования.

В процессе подготовки к игре участники проходят многостороннюю и глубокую теоретическую подготовку: изучают биографию писателя, внимательно читают предложенные педагогом произведения, обращаются к библиографическим и интернет-ресурсам.

Игра проводится не только с целью более глубокого ознакомления с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина, детального изучения его известных произведений. От конкурса к конкурсу ребята раскрывают свои творческие способности, учатся работать в команде, расширяют кругозор, узнают много интересного.

Цель: показать многообразие личности и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина

Задачи:

  • определить объём знаний первокурсников по теме «ʺСказкиʺ М.Е. Салтыкова-Щедрина»;
    • воспитывать читательскую культуру;
    • активизировать самостоятельную деятельность студентов по изучению темы.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к игре.

Домашнее задание для команд: прочитать сказки «Самотверженный заяц», «Коняга», «Премудрый пискарь» и «Дикий помещик»; познакомиться с интересными фактами из жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Ход игры

Для проведения игры формируются 3 команды из 12 человек(9 чел. – игроки, 3 чел. — знатоки биографии писателя). Для подсчёта результатов создаётся счётная комиссия из числа студентов или преподавателей.

  1. Вступительное слово ведущего.

М.Е. Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества. 

М.Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. «Сказки (для детей изрядного возраста)» — итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути. Сказки Салтыкова-Щедрина прежде всего учат любви, взаимопомощи, а также другим добродетелям, и надолго остаются в памяти детей и  взрослых. 

Сегодняшняя литературная игра по прочитанным сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина позволит нам выявить вашу эрудицию, интеллект.

Объявление ведущим условий игры.

Правила игры:

Участвуют  3 команды по 9 игроков и по 3 знатока биографии.  

В игре 4 тура. В первых 3-х турах разыгрывается выход в финал по олимпийской системе. Участники каждого тура определяется жребием.

Жеребьёвка. Команды отвечают на вопросы, предложенные для жеребьёвки (прил. Жеребьёвка). Количество правильных ответов помогает определить порядок участия команд в первых 3-х турах.

Игру начинает команда «Крестиков». Ведущий задаёт вопрос и зачитывает  варианты ответа  (возможны вопросы  без вариантов ответа), команда  отвечает.  Следующий вопрос для команды «ноликов». Вопросы задают командам по очереди.  Если команда ответила неверно, то балл за правильный ответ начисляется команде противников.

Победа в каждом туре приносит команде 100 баллов.  Если тур закончился ничьёй, баллы начисляются по сумме правильных ответов:  каждый правильный ответ – 10 баллов.

В финальном, 4-м туре, участвуют команды, набравшие наибольшее кол-во баллов в отборочных турах. Победитель игры определяется по количеству набранных баллов за игру.

Спорные вопросы по точности ответа решает счётная комиссия.

Вопросы тура «Уши, лапы, хвост»:

  1. Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке? (100 лет с лишком)

  2. Почему осенью помещик холода не чувствовал? (Оброс волосами)

  3. Основное занятие Коняги? (Тяжёлый труд. «Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, «произведения» возит»)

  4. Почему волк не съел зайца сразу? (Был сыт )

  5. Чем питался Коняга, а чем его брат Пустопляс? (Коняга – соломой, а Пустопляс — овсом )

  6. Почему пискарь боялся рака? (Боялся, что рак его клешнёй пополам перережет )

  7. Что помещик, одичав, не успел приобрести? (Хвост)

  8. В сказке говорится: Заяц в комок собрался и уши на спину заложил. Что собирался сделать Заяц? (Быстро побежать)

  9. На что больше всего пискарь ловится? (На уду)

Вопросы тура «Что? Где? Когда?»:

  1. Что случилось с пискарем в конце сказки? («И вдруг он исчез. Что тут случилось — щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей этому делу не было» )

  2. Где жил-был помещик? («В некотором царстве, в некотором государстве» )

  3. Когда заяц перед волком провинился? (Однажды)

  4. Когда закончатся мучения Коняги? (Никогда)

  5. Что пронеслось в воздухе, когда исчезли мужики? (Посконные мужицкие портки)

  6. Где жил пискарь? (В норе)

  7. Что читал Дикий помещик? (Газету «Весть»)

  8. Где лежит Коняга и тяжко дремлет? (При дороге)

  9. Когда волк велел зайцу воротиться обратно? (Через двое суток к шести часам утра)

Вопросытура «Тo be continued….»:

Игрокам необходимо закончить фразу.

  1. «Надо так прожить, чтобы тебя никто …» (… Не заметил)

  2. «Слава тебе, господи!! ……» (… Жив! )

  3. «Вижу, что зайцам верить можно. И вот вам моя резолюция: сидите до поры до времени оба под этим кустом, а впоследствии я вас… ха-ха…!  (… Помилую!)

  4. «Беспременно меня волк съест, — говорил он, — так ты будь мне верна. А ежели родятся у тебя дети, то воспитывай их строго. Лучше же всего отдай ты их в ….» (… Цирк! )

  5. «Вот теперь оно колышется перед ним, и теперь ему, сквозь дремоту, слышится окрик: «Ну, милый! ну, …….» (… каторжный! ну)

  6. «Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много …» (… развелось в нашем царстве мужика!)

  7. «Смотри, сынок, — говорит старый пискарь, умирая, —         коли хочешь жизнью жуировать, так …»  (… Гляди в оба)

  8. «Гм… это хорошо, что невеста жениха любит, — говорит волчиха. — Это значит, что зайчат у них много будет…..»(… корму волкам прибавится)

  9. Заглянет помещик в газету «Весть», как в сем случае поступать должно, и прочитает: …. («Старайся!»)           

Вопросы тура «Детали»:

  1. Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)

  2. Сколько денег мечтал выиграть пискарь? (200 тысяч)

  3. Кто такой Пустопляс? (Брат Коняги)

  4. Назовите имя и отчество медведя, с которым водил дружбу помещик (Михаиле Иваныч)

  5. Сколько волчат было у волка? (Четверо)

  6. Сколько было ума у пискаря? (Ума палата)

  7. Кого из своих крепостных мужиков кричал помещик, забыв о том, что Бог его владения от крестьян очистил?  (Сеньку)

  8. Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? («С неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

  9. Какой распорядок дня был у премудрого пискаря? (Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал)

  10. Кем себя видел во сне заяц? (Чиновником особых поручений при волке)

  1. Вопросы знатокам биографии писателя. Проводится по типу игры «Верите ли вы, что…». Каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы первой команде:

Верите ли вы, что ….

  1. Салтыков — Щедрин учился в том же учебном заведении, что и Гоголь? (Нет, Пушкин, Царскосельский лицей)

  2. Провинциальная жизнь в Вятке Салтыков описал в романе «Губернские очерки»? (Да)

  3. Салтыков родился в семье врача? (Нет, помещик — крепостник)

  4. Салтыков — Щедрин был сослан в Вятку на пятнадцать лет? (Да)

  5. Щедрин – это псевдоним? (Да)

  6. После окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства? (Да)

  7. Никогда не выезжал за границу? (Нет)

  8. Родовое именье называлось Спас – Вершина? (Нет, Спас-Угол)

  9. Салтыков — Щедрин будучи чиновник губернского правления Вятке не брал взяток? (Да)

  10. После Вятской ссылки по возвращении в Петербург писатель занимался разведением коней? (Нет)

  11. Мать писателя помещицей, жестоко мучившей не только своих крестьян, но и домочадцев? (Да)

  12. Щедрин был мастером Ахиллесова языка? (Нет, Эзопов язык)

  13. Смог вернуться из Вятки в Петербург только послесмерти Николая I (Да)

  14. В  чиновничьих кругах Салтыков — Щедрин получил прозвище «Вице Наполеон»? (Нет, «вице-Робеспьер»)

  15. Первые три сказки писателя появились на страницах журнала «Современник»? (Нет, «Отечественные записки»)

Вопросы второй команде:

Верите ли вы, что ….

  1. Салтыков-Щедрин с Тургеневым познакомился в Париже? (да)

  2. Был женат на дочке вятского губернатора? (Да)

  3. Автобиографический роман Щедрин назвал «Пошехонская Старина»? (Да)

  4. В сборник «Сказки для детей изрядного возраста» входит 29 сказок? (Нет, 32)

  5. Город Глупов, о котором Салтыков написал роман реально существует? (Нет)

  6. Салтыков — Щедрин был сослан в ссылку в Кострому? (Нет, в Вятку)

  7. Известная сказка «Колобок» вовсе не народная, а её автор Щедрин? (Нет)

  8. По окончании лицея (1844) Салтыков становится чиновником (Да)

  9. Первым учителем Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел? (Да)

  10. Подсказал Гоголю сюжет комедии «Ревизор»? (Нет)

  11. После рождения его отдали в приёмную семью? (Нет)

  12. Во время учёбы в Царскосельском лицее Салтыков писал стихи? (Да)

  13. В Московский дворянский институт он поступил десяти лет отроду? (Да)

  14. Салтыков служил губернатором Твери? (Да)

  15. После ухода из «Современника» бросил писать? (Нет)

Вопросы третьей команде:

Верите ли вы, что ….

  1. Щедрин был сослан в Вятку за повесть «Губернские очерки»? (Нет, «Запутанное дело»)

  2. Салтыков – Щедрин во время учёбы в Царскосельском лицее был признан продолжателем Пушкина? (Да)

  3. Щедрина называли наследником Пушкина? (Нет, Гоголя)

  4. Во время Вятской ссылки был назначен на должность советника в губернском правлении? (Да)

  5. Что в последнем произведении «Забытые слова» писатель успел написать только первые три страницы? (Да)

  6. Салтыков – Щедрин был сотрудником журнала «Современник»? (Да)

  7. Салтыков родился во Владимирской губернии? (Нет, Тверской)

  8. Салтыков в дворянском институте учился плохо? (Нет, на

Читайте также:  Сценарий праздника масленица для старших дошкольников

отлично)

  1. Был ярым противником крепостного права? (Да)

  2. После ухода из «Современника» перешёл на военную службу? (Нет)

  3. Салтыков в Лицее не стал первым учеником из-за поведения? (Да)

  4. Салтыкова называли наследником Гоголя за его длинный нос? (Нет)

  5. Роман «Пошехонская Старина» не был издан при жизни писателя? (Да)

  6. Псевдоним Щедрин был взят от фамилии главного героя романа «Губернские очерки»? (Да)

  7. Был отправлен в отставку после жалобы рязанского губернатора? (Да)

Литература:

  • Салтыков-Щедрин М. Е. «Сказки» – М.: Художественная литература, 1984
  • Материалы второго педагогического форума Русского мира
  • http://nenuda.ru/литературная-игра-мы-ищем-таланты-по-сказкам-м-е-салтыкова.html
  • http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/saltykov-shchedrin-chitat и другие интернет-ресурсы

Приложение:

Презентация Жеребьёвка

Презентация к игре.

Источник: https://multiurok.ru/files/ighra-kriestiki-noliki-po-skazkam-m-ie-saltykova-s.html

Интеллектуальная игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина (презентация)

Интеллектуальная игра

по сказкам

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Разработала: Кононова Н.А.,

учитель литературы

МОБУ СОШ с. Рощинский

Для детей какого возраста написал

М.Е. Салтыков-Щедрин

свои сказки?

Встреча с мастером

«Для детей изрядного возраста»

К таблице вопросов

« В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»

Портретная галерея

Пискарь

(сказка «Премудрый пискарь»)

К таблице вопросов

-Теперь нет у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести

Кто говорит?

Вяленая вобла

(сказка «Вяленая вобла»)

К таблице вопросов

Каков смысл пословицы, лежащей в основе сказки «Коняга»:

«Рабочий конь -на соломе, пустопляс-на овсе»?

Слова, слова, слова…

Речь идёт о голодных тружениках

и сытых бездельниках

К таблице вопросов

В каком году и в каком журнале

появились первые

сказки писателя?

История

В 1869 году в журнале

«Отечественные записки»

К таблице вопросов

В сказке «Орёл-меценат» скворцы разучивают гимн «Науки юношей питают». Кто его автор?

Вспоминай-ка

М.В. Ломоносов

К таблице вопросов

К какой сказке иллюстрация?

« Здравомысленный заяц»

К таблице вопросов

Из чьих уст звучит народная мудрость:

«Правда не ворона-за хвост не поймаешь»?

.

Фольклор

КОРШУНА

К таблице вопросов

«В некоторой стране жил-был …, и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во всё горло гаркнет: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами себя губите!»

Вставь слово

ЛИБЕРАЛ

К таблице вопросов

«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»

Портретная галерея

Помещик Урус-Кучум-Кильдибаев

(сказка «Дикий помещик»)

К таблице вопросов

Этот приём писатель использует для предельно резкого преувеличения, сочетания реального и фантастического, нарушения границ правдоподобия.

Встреча с мастером

Гротеск

К таблице вопросов

Знаки препинания ставить умеешь?- спросил орёл дятла из сказки «Орёл-меценат»

-Не только обыкновенные, но и чрезвычайные, как-то:…, — ответил дятел.

Что же это за знаки? Продолжите ответ дятла

Слова, слова, слова…

Кавычки, скобки, тире

К таблице вопросов

-Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается.

Кто говорит?

Совесть

(сказка «Пропала совесть »)

К таблице вопросов

«Обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными рёбрами и обожжёнными плечами, с разбитыми ногами»

Портретная галерея

Коняга

(из одноимённой сказки)

К таблице вопросов

История

32 сказки

К таблице вопросов

Как звали соседей из

одноимённой сказки?

Вспоминай-ка

Иван Богатый и Иван Бедный

К таблице вопросов

К какой сказке иллюстрация?

«Верный Трезор»

  • «Верный Трезор»
  • «Верный Трезор»
  • «Верный Трезор»

К таблице вопросов

Из чьих уст звучит народная мудрость: «Всякому зверю своё жильё»?

Фольклор

Зайца

К таблице вопросов

-Коли хочешь жизнью жуировать,

так гляди в оба

Кто сказал?

Отец пискаря

(сказка «Премудрый пискарь»)

К таблице вопросов

Без этой манеры письма Щедрин не мог писать свои сказки, так как она, по его словам, помогала ему «в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств»

Встреча с мастером

.

«Эзопов язык»

К таблице вопросов

«Он не был в состоянии воспроизводить свои сны, но инстинкты его были настолько возбуждены, что , несмотря на неясность внутренней тревоги, поднявшейся в его существе, он уже не мог справиться с ней»

Портретная галерея

Баран

(сказка «Баран-непомнящий»)

К таблице вопросов

Какой порок высмеивает писатель

в сказке

«Самоотверженный заяц»?

Слова, слова, слова…

Покорность

(смиренность)

К таблице вопросов

-Верю в бескровное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убеждён, что счастье- не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием

.

Кто говорит?

Карась

( сказка «Карась-идеалист»)

К таблице вопросов

Сколько лет прожил премудрый пискарь?

История

«Сто с лишком»

  • «Сто с лишком»
  • «Сто с лишком»
  • «Сто с лишком»

К таблице вопросов

Боясь, что вороний род исчезнет, Ворон из сказки «Ворон-челобитчик» решил, соблюдая инстанции, правду объявить. Каким птицам он бил челом?

Вспоминай-ка

Сначала ястребу, потом кречету и,

наконец, коршуну

К таблице вопросов

К какой сказке иллюстрация?

«Дикий помещик»

  • «Дикий помещик»
  • «Дикий помещик»
  • «Дикий помещик»

К таблице вопросов

«В некотором царстве … родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой ушла, а его пустила на все четыре стороны»

Вставь слово

Богатырь

  • Богатырь
  • Богатырь
  • Богатырь

К таблице вопросов

Самое успешное орудие, используемое писателем в

борьбе против несправедливости жизни

Встреча с мастером

Сатира

.

К таблице вопросов

«Рыба нервная, которая, по-видимому, помнит немало обид. Накипело у ней на сердце…Вместо мирного жития, она повсюду распрю видит; вместо прогресса-всеобщую одичалость»

Портретная галерея

.

Ёрш

(сказка «Карась-идеалист»)

К таблице вопросов

— Стало быть, я хорош,

коли меня любят и едят господа

Кто говорит?

Кисель из одноимённой сказки

К таблице вопросов

К какой словесной формуле сводилась вся жизнь премудрого пискаря?

Слова, слова, слова…

«Жил дрожал и умирал дрожал»

К таблице вопросов

Злодейства крупные и серьёзные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории »,-пишет сатирик в начале сказки «Медведь на воеводстве»

Что означает выделенное выражение и когда оно употребляется ?

История

Скрижали Истории- каменные плиты, где были записаны десять божьих заповедей. Выражение употребляется в смысле увековечивания того или иного события или лица

К таблице вопросов

У одного из героев сказки (Прокурора) было два ока: одно –дрёманное, а другое –недрёманное. Дрёманным оком он ровно ничего не видел, а вот что он видел недрёманным ?

Вспоминай-ка

Пустяки

К таблице вопросов

К какой сказке иллюстрация?

« Орёл-меценат»

  • « Орёл-меценат»
  • « Орёл-меценат»
  • « Орёл-меценат»

К таблице вопросов

Из чьих уст звучит народная мудрость:

«Уши выше лба не растут»?

Фольклор

Вяленой воблы

  • Вяленой воблы
  • Вяленой воблы
  • Вяленой воблы

К таблице вопросов

«Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да …: веселись, мужичина!»

Вставь слово

ПЯТАК СЕРЕБРА

  • ПЯТАК СЕРЕБРА
  • ПЯТАК СЕРЕБРА
  • ПЯТАК СЕРЕБРА

К таблице вопросов

.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/intellektualnaya-igra-po-skazkam-me-saltykova-shchedrina-prezentatsiya.html

Литературный ринг по сказкам Салтыкова-Щедрина

Литературный ринг

по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

7 класс

Цели:

Обобщить и углубить знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е.

Салтыкова-Щедрина

2.Закрепить знания о приемах сатирического изображения

(гротеск, гипербола, сатира, ирония, эзопов язык, смешение реального

и фантастического).
3. Развивать творческие способности обучающихся, создавать

ситуацию необходимости поиска дополнительной информации

для решения учебной задачи.

Оборудование:

1.Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Эпиграф.

3 .Иллюстрации обучающихся к сказкам Салтыкова-Щедрина.

4. Презентации обучающихся по творчеству писателя.

5. Кроссворды, викторины.

6. Мультипликационный фильм «Как один мужик двух генералов прокормил».

Я люблю Россию до боли сердечной…

М.Е. Салтыков-Щедрин

Ход ринга:

Вступительное слово учителя.

Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет удовлетворение. Намного труднее выговаривать горькие истины. Нужно иметь для этого мужество, быть очень сильным и смелым человеком. Именно таким человеком был М.Е. Салтыков-Щедрин.

Он настойчиво обращался к своим современникам, чтобы заставить их думать, чтобы ужаснулись люди тому, как нелепо и жестоко устроена их жизнь. А для этого нужно было очень сильно любить людей, Родину, народ, верить в него.

В условиях строжайшей цензуры он беседовал с читателями, прибегая к остроумнейшим иносказаниям, ироническим намекам и умолчаниям, к необычной сказочной форме.

Завершая изучение творчества Салтыкова-Щедрина в 7 классе, мы проводим «Литературный ринг». Это соревнование между двумя командами, которое будет состоять из шести раундов.

Ведущий читает вопросы, играющие слушают, в течение одной минуты советуются, принимают решения, получают очки за правильные ответы. В результате выявится команда- победитель. На «Литературном ринге» вы должны проявить эрудицию, творческие способности, показать свои знания, умение работать в коллективе.

Организационный момент.

Представление жюри (из состава обучающихся), команд друг другу, оглашение последовательности раундов и критериев оценивания выступления команд.

I.Биографический раунд:

1.Конкурс компьютерных презентаций(по одной от команды) обучающихся жизни и творчестве писателя(на2-3 минуты). 5 баллов

2. Блиц — вопросы:

-В каком известном учебном заведении учился Салтыков-Щедрин? (Царскосельский лицей)

-За что писатель был сослан в Вятку на пятнадцать лет? (повесть «Запутанное дело»)

Читайте также:  Консультация для родителей в детском саду. обучение счёту и основам математики дошкольников

-Чем запомнился в Вятке чиновник губернского правления Салтыков-Щедрин? (не брал взяток)

-На страницах какого журнала появились первые три сказки писателя? («Отечественные записки»)

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/48755-literaturnyj-ring-po-skazkam-saltykova-schedr.html

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А. С. Грибоедовым и Н. В. Гоголем. Многогранная деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина — писателя-сатирика, публициста, критика, редактора — охватывает многие сферы общественной жизни России.

Честный, прямой и независимый человек, Салтыков-Щедрин много лет жизни отдал государственной службе: вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Рязани, Туле и Пензе…

Всеми силами борясь со всевозможными злоупотреблениями властью, Салтыков-Щедрин вызывал ненависть и провинциальных чиновников, и официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьер». Вместе с Н. А. Некрасовым писатель редактировал журнал «Отечественные записки».

Время работы в журнале было наивысшим расцветом его творчества. За повесть «Запутанное дело» (1848) Салтыков-Щедрин был арестован и сослан в Вятку. Слава писателя началась с «Губернских очерков» (1856—1857), в которых была показана жизнь последних лет дореформенной России.

По словам Н. Г. Чернышевского, «Губернские очерки» стали «историческим фактом русской жизни».

      «История одного города» считается самым значительным сатирическим произведением в творчестве писателя. Город Глупов — символ самодержавного государства. Он достаточно условен. Это и город, и село, и вся страна, это то место, где, по словам самого Салтыкова-Щедрина, «царят насилие и произвол самовластья». Время в романе тоже условно, различные исторические пласты здесь пересекаются и совмещаются, подтверждая главную идею писателя о неизменности основ жизни при самодержавии, где прошлое не отличить от настоящего. Широких обобщений в изображении глуповских порядков Салтыков-Щедрин достигает при помощи гиперболы, гротеска и фантастики. В структуре романа пересекаются правдоподобные и невозможные в жизни факты и события. В фигурах глуповских градоначальников можно найти черты подлинных российских самодержцев и их приближенных, но черты эти обостряются гротескными фигурами.       В условиях жесткой цензуры М. Е. Салтыков-Щедрин создает свою особую манеру речи — «эзопов язык». В основе его лежит иносказание, ориентированное на реальные факты и события. В наиболее совершенной форме «эзопов язык» проявился в «Сказках» писателя, которые являются итогом его творчества. Все сказки Салтыкова-Щедрина аллегоричны. В них взаимоотношения людей показаны через взаимоотношения между животными. Здесь разработана целая система иносказаний (министерство просвещения называется «департаментом государственных умопомрачений»; произвол самодержавия — «порядком вещей», литературные приспособленцы — «пенкоснимателями» и т. д.).       По своему языку и форме сказки тесно связаны с традициями русского народного творчества, но, несмотря на элементы фольклора, сказки Салтыкова-Щедрина непохожи на народные, так как описывают не обобщенные, а реальные события жизни.

      Биографический материал по этой теме заслуживает особого внимания, так как обстоятельства жизни в значительной степени сформировали сатирический талант писателя; кроме того, необходимо коснуться редакторской и общественной деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина.

При изучении его творчества нет необходимости давать особый вводный урок. Все нужные сведения войдут в урок, посвященный этапам биографии и творчества. На этом же уроке (т. е. в самом начале изучения темы) следует рассказать о месте М. Е.

 Салтыкова-Щедрина как писателя-сатирика, об особенностях его художественного мира.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Тема первая

Этапы биографии и творчества.

      Настоящее имя — М. Е. Салтыков. В «Губернских очерках» впервые появляется псевдоним Н. Щедрин.       Родился 15 (27) января 1826 г. в селе Спас-Угол в Тверской губернии в семье помещика.       1836—1844 гг. — учеба в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее.       Конец 40-х гг. — участник кружка М. В. Петрашевского.       1847—1848 гг. — повести «Противоречия», «Запутанное дело».       1848 г. — арест и ссылка в Вятку.       1856 г. — возвращение в Петербург.       1856—1857 гг. — публикация «Губернских очерков» в журнале «Русский вестник».       1856—1868 гг. — государственная служба в Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани).       1862—1864 гг. — работа в редакции журнала «Современник».       1868 г. — выход в отставку.       1868—1884 гг. — один из редакторов журнала «Отечественные записки»; после смерти Н. А. Некрасова — ответственный редактор.       1869—1870 гг. — «История одного города».       1863—1874 гг. — «Помпадуры и помпадурши».       1875—1880 гг. — «Господа Головлевы», «Современная идиллия».       1887—1889 гг. — «Пошехонская старина».

      Умер 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге.

Художественный мир писателя.

      1. Традиции русской и зарубежной литературы в творческой манере писателя (Гоголь, Свифт).       2. Гипербола и гротеск в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина.       3. «Эзопов язык» в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Вопросы:       1. В чем, по вашему мнению, состоит особая заслуга М. Е. Салтыкова-Щедрина как художника слова?       2. В чем состояла административно-служебная деятельность писателя?       3. Как проявил себя М. Е. Салтыков-Щедрин в качестве журналиста?       4.

 Как появился псевдоним писателя?       5. Как попал М. Е. Салтыков-Щедрин в «вятский плен»? Что дали ему годы жизни в Вятке?       6. Какова основная проблематика творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Назовите известные произведения писателя.       7.

 В чем своеобразие художественного мира писателя?

      Задания:       1. Составьте план статей учебника: «Детство, отрочество, юность…», «Вятский плен», «Итоги вятской ссылки».

      2.

 Составьте статьи для литературоведческого словаря: «Гипербола», «Гротеск», «Эзопов язык».

Тема вторая
«История одного города» как сатирическое произведение

Основные вопросы:

      1. Общая характеристика «Истории одного города» как сатиры на современное государственное устройство.       2. Вопрос о жанре произведения (пародия на летопись, сатирические очерки, сатирический роман).       3. Проблематика произведения.       4. Композиция произведения.       5. Образы градоначальников.       6. Художественные средства, использованные в произведении: а) гипербола и гротеск; б) пародирование законодательных документов; в) стилизация летописного слога; г) «эзопов язык»; д) смешение времен.       7. Финал романа.       8. «История одного города» — антиутопия на темы русской истории.

Вопросы:       1. Каков, по вашему мнению, жанр «Истории одного города»?       2. Какова главная проблематика произведения?       3. В чем основные особенности композиции произведения?       4. Какие художественные средства использованы в произведении?       5.

 В чем смысл приема «смешения времен»?       6. Какова роль «Описи градоначальников» в произведении?       7. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?       8. Какие сходные черты вы можете отметить в образах градоначальников?       9.

 Чем заканчивается произведение? Какой смысл заключен в этом финале?       10. В чем, по вашему мнению, истинная причина несчастий глуповцев?       11. Можно ли «Историю одного города» назвать антиутопией?

      Задания:       1. Подробно расскажите о правлении одного-двух градоначальников.

      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Город Непреклонск — фантазия или реальность?».       3. Составьте план статьи учебника «Проблематика и поэтика сатиры «Истории одного города».

      4.

 Подготовьте доклады: «Приемы сатиры в „Истории одного города“, „История одного города“ — социально-политическая сатира на современное государственное устройство».

Тема третья
«Господа Головлевы». Общий обзор романа

Основные вопросы:

1. История создания романа.       2. Жанровые особенности. Общественный роман.       3. Идейная направленность (на примере гибели семьи Головлевых показать закономерности гибели эксплуататорского класса).       4. Проблематика романа.       5. Композиция романа — раскрытие его идейного содержания: а) «семейный суд» (умирает Степан Головлев); б) «по-родственному» (умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович); в) «семейные итоги» (самоубийство сына Порфирия Владимировича — Володи); г) «племяннушка» (умирают Арина Петровна и Петенька); д) «расчет» (смерть Иудушки, самоубийство Любиньки, агония Анниньки).       6. Художественные приемы раскрытия образов: а) авторская характеристика; б) главный жизненный стимул героя, определяющий его поведение в различных ситуациях; в) предсмертное просветление и смерть.       7. Образ Иудушки Головлева как собирательный сатирический образ.

Вопросы:       1. Какова основная проблематика романа?       2. Как вы понимаете термин «общественный роман»?       3. Как композиция романа раскрывает его идейное содержание?       4. В чем своеобразие раскрытия образов в романе?       5.

 Каков главный жизненный стимул Иудушки Головлева? Как он определяет его поведение в различных жизненных ситуациях?       6. Почему Порфирия Головлева прозвали Иудушкой?       7. Каковы судьбы членов головлевского семейства? Какую роль в них играет Иудушка?       8.

 Чем заканчивается роман «Господа Головлевы»? Какой символический смысл имеет смерть Иудушки?

      Задания:       1. Подготовьте доклад «Этапы духовной деградации Иудушки Головлева».       2.

 Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Портрет Иудушки Головлева», «Иудушка Головлев — общечеловеческий тип».

      3. Проанализируйте эпизод «Последние часы жизни Иудушки Головлева».

Тема четвертая
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — синтез его творчества

Основные вопросы:

      1. История возникновения сказок.       2. Идейно-тематическое содержание сказок: а) обличение самодержавия («Медведь на воеводстве», «Богатырь…»); б) обличение господствующего класса («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»); в) обличение бездеятельных либералов и обывателей («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист» и т. д.); г) показ положения угнетенного народа («Коняга»); д) характеристика правдоискателей («Путем-дорогою», «Ворон-челобитчик»).       3. Художественное своеобразие сказок: а) сочетание реального и фантастического планов; б) «эзопов язык»; в) использование гиперболы; г) авторская ирония и афористичность языка.       4. Сказки — итог творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Вопросы:       1. Что обусловило выбор писателем жанра сказок?       2. Каковы основные темы сказок Салтыкова-Щедрина?       3. В чем сходство и различие сказок Салтыкова-Щедрина и народных сказок?       4. Можно ли сказки Салтыкова-Щедрина называть баснями в прозе?       5. Как писатель рисует в сказках жизнь народа?       6.

 В чем художественное своеобразие сказок Салтыкова Щедрина?       7. Почему «Сказки» называют итогом, синтезом всего творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина?

      Задания:       1.

 Проанализируйте сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» (на выбор).       2. Подготовьте доклад «Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказках».       3.

 Найдите примеры гротеска и гиперболы в любых сказках Салтыкова-Щедрина.       4. Найдите примеры фольклорных традиций в любых сказках Салтыкова-Щедрина.

      5. Выпишите афоризмы из 3—4 сказок Салтыкова-Щедрина.

Итоговые работы:

      В качестве итоговой работы по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина может быть предложено домашнее сочинение по темам: «Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина», «Реализм и фантастика в творчестве Салтыкова-Щедрина», «Образ народа в произведениях Салтыкова-Щедрина», «Средства раскрытия характера в романе „Господа Головлевы“», «Иудушка Головлев и Плюшкин», «Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина», «Социальное вырождение дворянства в изображении Салтыкова-Щедрина».       По творчеству писателя можно провести письменную контрольную работу, использовав вопросы, данные в конце тем. К контрольным вопросам можно добавить задания по работе с текстом, например определить амплуа зверей по какой-либо сказке или же предложить сделать короткий анализ текста сказки по плану:       1. Название сказки.       2. Тема и идея.       3. Проблематика.

      4. Персонажи и их амплуа.

Источник: http://veselyy-ranets.ru/index.php/metodicheskie-rekomendatsii-po-prepodavaniyu-literatury-v-shkole/metodicheskie-sovety-po-prepodavaniyu-literatury-v-10-klasse/1719-m-e-saltykov-shchedrin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector