Изучение пдд в начальной школе

Изучение ПДД в начальной школе

Постоянное увеличение автотранспорта на дорогах, ускорение ритма современной жизни усиливает актуальность вопросов безопасности для всех участников дорожного движения, а в особенности — для детей.

Систематическое изучение правил дорожного движения для школьников (далее — ПДД) в ОУ является важной составляющей образовательного минимума, способствующего сохранению здоровья и жизни юных пешеходов.

На изучение ПДД в школьной программе отведено мало учебных часов. Вместе с тем современная школа фактически остается единственным центром учебно-воспитательной работы по данному направлению, поэтому изучение основ безопасного поведения на дорогах следует организовать в рамках:

  • курса ОБЖ;
  • интегрированных уроков;
  • внеклассной деятельности, предусматривающей организацию тематических викторин, конкурсов, экскурсий, профилактических рейдов, организации отрядов юных инспекторов движения — ЮИД.

Педагогические принципы обучения школьников правилам дорожного движения

Программными требованиями предусмотрена необходимость усвоениями в школе правил дорожного движения и их использования школьниками во время проектирования своего поведения на дороге.

Знание ПДД оценивается только в рамках отдельных курсов, да и говорить о традиционном уровне успешности применимо к основам безопасности движения на дорогах не приходится, ведь речь идет о сохранении здоровья, а часто — и жизни юных пешеходов.

Это значит, что все дети независимо от возраста и общего уровня успеваемости — и дошкольники, и старшеклассники — должны хорошо ориентироваться в нормах поведения на дороге и неизменно проявлять внимательность.

Но дети — особая категория участников движения, которые в силу возрастного фактора не готовы воспринимать нормативную трактовку ПДД, более того — контролировать свои эмоции и поведение на дороге. Поэтому очень важно, чтобы весь процесс обучения по данному направлению строился на основе эффективных педагогических принципов, к которым следует отнести следующие:

  1. Принцип развивающего обучения, основанный на актуализации внимания школьников, создании проблемных дидактических ситуаций, применении игровой имитации.
  2. Принцип преемственности и последовательности, предусматривающий обеспечение межпредметных связей по обучению нормам ПДД между всеми компонентами воспитательно-образовательного процесса.
  3. Принцип постепенности (учебный материал систематически конкретизируется и уточняется).
  4. Принцип наглядности, обуславливающий использование различных дидактических материалов.
  5. Принцип доступности, предусматривающий необходимость обязательного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  6. Принцип единства воспитания и обучения, требующий своевременного повышения профессионального уровня педагогов в области ПДД и консолидации усилий всех участников воспитательного процесса.

Главная особенность изучения правил дорожного движения школьниками заключается в необходимости не только знания норм, и умения их применять в ситуациях на дороге.

Первоочередное задание учителей современной школы — объяснять тактику поведения на дороге понятным для детей языком без искажения сути, что не может быть достигнуто без использования ряда методических разработок, которые носят рекомендательный характер.

Скачать собенности педагогической тактики при организации изучения правил дорожного движения в школе
Скачать в .docx

Способы достижения воспитательных целей по обучению школьников безопасности на дороге Особенности реализации
Применение индивидуального и дифференцированного подхода Ввиду того, что для большинства школьников характерно эпизодическое восприятие дорожной ситуации из-за непонимания принципов организации движения, вероятность возникновения неадекватной реакции ребенка на дороге высока. Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом возраста, темперамента, интересов и мотивов поведения школьников позволяет обеспечить высокий уровень усвоения ПДД, выработку умения правильно оценивать дорожные ситуации и действовать в соответствии с нормами.
Организация взаимодействия «дети – дорожная среда» Демонстрация знания правил поведения на дороге не является гарантией их успешного применения. Очень важно, чтобы в условиях школы на постоянной основе действовала площадка для имитации дорожных ситуаций, на которой можно тренировать юных участников дорожного движения.
Обеспечение понимания детьми причинно-следственной связи между опасным поведением на дороге и возникновением ДТП Отсутствие жизненного опыта является главной причиной опасного поведения детей на дороге. Педагогу важно добиться осознания учащимися опасности, которую может нести невнимательность пешеходов, и вместе с тем препятствовать появлению страха при выполнении ежедневных задач — переходе проезжей части по «зебре», использовании остановок общественного транспорта.
Создание основ для саморегуляции и самовоспитания Создание положительной мотивации в изучении и соблюдении норм безопасности возможно только при демонстрации личного примера со стороны взрослых.При условии осознания важности соблюдения правил дети достаточно просто усваивают нормы, стремятся к их выполнению и подмечают нарушения в условиях реальной ситуации на дороге.
Актуализация знаний с учетом возрастного принципа Данная особенность ведения педагогической практики связана со стремлением учащихся начальной школы повсеместно проявлять самостоятельность, в том числе преодолевать путь в ОУ без сопровождения взрослых. Педагоги совместно с родителями должны систематически повторять с детьми правила пешеходов, чтобы предупредить возникновение рисковых ситуаций.
Включение норм ПДД в систему социальной безопасности В ходе изучения ПДД школьники должны осознать, что этими правилами руководствуются все участники движения, и любые, даже неумышленные, нарушения, могут повлечь аварию и последующее наказание.

Сценарии по ПДД для начальной школы

Обучение нормам поведения на дороге детей младшего школьного возраста имеет специфику из-за неустойчивости внимания юных пешеходов.

Использование в педагогической работе сценариев мероприятий по ПДД в начальной школе — методических разработок, составленных с учетом возрастного фактора — позволяет организовать эффективный и интересный процесс обучения, опираясь на знания, полученные малышами в детском саду, и создать базу для дальнейшего усиления знаний.

Сценарные разработки для младших школьников (представлены в дополнительных материалах к статье) характеризуются использованием игровых элементов, яркой образностью.

Методисты рекомендуют педагогам не практиковать расширение содержания сценариев номинальной информацией, а акцентировать внимание на точности воспроизведения детьми образов и понятий, работать над расширением активного «дорожного» словаря.

Ведь учащиеся младших классов в полной мере овладевают только той информацией, которую могут объяснить своими словами.

При составлении или переработке сценариев игрового изучения ПДД в начальной школе важно учитывать такие возрастные особенности школьников:

  1. Малышам характерно строить суждение о предметах и явлениях дорожной среды по внешним признакам, односторонне.
  2. Дети запоминают стереотипные ситуации, что требует систематического изменения условий при проигрывании базовых дорожных правил.
  3. Множество запретов может спровоцировать бунтарство, поэтому ход занятий следует подчинять принципу «можно – нельзя».
  4. Младшие школьники очень подвижны, высокую результативность занятий гарантирует динамичность, выполнение различных упражнений.

Ввиду вышесказанного логично включать в сценарии мероприятий по изучению ПДД:

  • игровые имитации, театральные действа;
  • стихотворные и песенные формы, способствующие легкому запоминанию дорожных знаков и правил движения;
  • загадки и викторины, позволяющие актуализировать знания про предметы и объекты на дороге;
  • творческие задания (например, дорисовать дорожный знак);
  • подвижные игры и упражнения (например, имитацию дорожного движения: она группа детей представляет водителей, другая — пешеходов);
  • игры-алгоритмы, построенные на заучивании действий на дороге (во время смены сигналов светофора, выхода из общественного транспорта и т.д.).

Важно отметить, что эффективности популярных внеурочных форм работы способствует изучение базовых правил поведения на дороге в рамках стандартных занятий, а также организация интегрированных уроков (знакомство с дорожными ситуациями во время решения тематических задач по математике, чтение рассказов о правилах движения на уроках литературы).

Мероприятия по ПДД для школьников среднего звена

Для учащихся 5-8 классов изучение правил дорожного движения следует организовывать с последовательным расширением информации, использованием технологий проблемного обучения. В отличие от начальной школы, мероприятия по ПДД для школьников среднего звена уже не несут игровую направленность, а характеризуются высокой степенью информативности, перехода от общих понятий к ситуативным.

Процесс расширения знаний о дорожной безопасности реализуется во время различных форм учебной деятельности:

  1. Тематических уроков ОБЖ.
  2. Интегративных занятий (соотнесение разницы скоростных режимов на уроках физики, написание тематических диктантов).
  3. Классных часов, бесед, посвященных профилактике детского дорожного травматизма. Во время таких занятий детям озвучивается статистика ДТП по городу (региону), проводятся видеотренинги — просмотр записей аварийных ситуаций с последующим разбором.
  4. Развлекательных видов внеурочной активности — соревнований между классами, конкурсов знатоков ПДД, подготовки театрализованных представлений.

Педагогическая работа по ПДД со старшеклассниками

Учащиеся старшей школы — полноправные участники дорожного движения. Многие из них активно используют велосипеды, планируют стать водителями, поэтому с воспитательной точки зрения более чем целесообразно проведение разъяснительных бесед с повторением основных правил ПДД, актуализация внимания на формах правовой ответственности за нарушения ПДД.

Лекции по ПДД для старших школьников рекомендуется проводить при участии сотрудников ГИБДД, представителей других государственных органов, специалистов в области права. Профилактические беседы следует строить вокруг изучения характера административных и уголовных правонарушений, связанных с ситуациями на дорогах, и нормах наказаний, предусмотренных актуальными законодательными актами.

  1. Приоритетными формами педагогической работы со старшеклассниками по профилактике травматизма на дорогах являются:
  2. Тематические лекции, беседы.
  3. Консультации по углубленному изучению ПДД в рамках профориентационной работы.
  4. Конференции, открытые столы, школьные форумы, на которых рассматриваются проблемные ситуации на дорогах и разрабатываются способы их предупреждения.

Мониторинг знаний: вопросы по правилам дорожного движения для школьников с ответами

Особенность педагогической работы по изучению правил дорожного движения заключается в необходимости создания условий для успешного освоения элементарных норм безопасности всеми учащимися без исключения. Поэтому даже при отсутствии программных требований целесообразно проводить проверочные работы с вопросами и ответами в рамках мониторинга знаний школьниками ПДД.

Содержание и форма проверочных работ определяется по возрастному фактору. В младших классах можно проводить беседы с элементами опроса, создавать игровые ситуации с оцениванием действий каждого участника движений. Для учащихся среднего звена рекомендуется подготовить бланки вопросов с ответами — пример такой разработки представлен в таблице.

Скачать пример тестового задания по оценке знания ПДД для школьников
Скачать в .docx

Вопросы Варианты ответа
Кого следует отнести к участникам дорожного движения? А) Водителей. Б) Пешеходов. В) Пассажиров транспорта.Г) Представителей всех перечисленных категорий.
Когда следует соблюдать ПДД? А) Во время дороги в школу. Б) Всегда. В) Когда рядом находится инспектор дорожной службы.Г) По настроению.
Как следует передвигаться пешеходам при отсутствии тротуаров? А) Навстречу движению транспортного потока. Б) По ходу движения транспортного потока. В) Как удобно.Г) Только по бордюру.
Сколько сигналов светофора предназначено для пешеходов? А) Ни одного. Б) Один. В) Два.Г) Три.
Какими бывают пешеходные переходы? А) Наземными. Б) Подземными. В) Надземными.Г) Все варианты верны.
При переходе дороги на пешеходном переходе сколько раз  следует посмотреть направо и налево? А) Один раз. Б) Столько, сколько потребуется для оценки ситуации на  дороге. В) Два раза.Г) Можно вообще не смотреть по сторонам.
Если пешеход не успел перейти дорогу на зеленый свет светофора, что ему следует делать? А) Быстро перебежать дорогу. Б) Мгновенно остановиться на месте и не обращать  внимания на сигналы автотранспорта. В) Дойти до островка безопасности и подождать нужного сигнала светофора.Г) Быстро вернуться назад.
Каким образом водитель предупреждает участников  движения о маневре — повороте налево или направо? А) Беспрерывно сигналит. Б) Никак не предупреждает. В) Включает поворотные мигающие огни оранжевого  цвета.Г) Включает фары.
Если на пешеходном переходе установлен светофор и  работает регулировщик, на кого следует ориентироваться? А) Только на действия регулировщика. Б) На свои ощущения. В) Только на сигналы светофора.Г) Не обращать внимания на регулировщика и светофор.
В какие игры можно играть на проезжей части? А) В активные. Б) Ни в какие. В) В малоподвижные.Г) В веселые.
Читайте также:  Игра «поле чудес» на тему «осень», 9 класс

При  составлении опросников с вопросами и ответами на знание ПДД для старшеклассников педагогам целесообразно использовать методические наработки автошкол, сборники дорожных знаков, поскольку в течение короткого времени многие из учащихся примерят на себя роли всех участников дорожного движения — не только пешеходов и пассажиров, но и водителей.

По результатам тестирования во всех классах рекомендуется проводить индивидуальную педагогическую работу с детьми из «группы риска» — учащимися, продемонстрировавшими низкий уровень норм безопасного поведения на дороге, а также школьниками, у которых наблюдаются чрезмерно эмоциональная или заторможенная реакция на окружающие процессы. В рамках профилактики дорожного травматизма с такими детьми организовываются индивидуальные разъяснительные беседы, уроки, тренинги с проработкой практических навыков поведения и последующей оценкой образовательных результатов по данному направлению.

Формирование агитбригады ЮИД по ПДД

Формирование отрядов Юных инспекторов движения, оказывающих посильную помощь педагогам в вопросах профилактики дорожно-транспортного травматизма, организации выездных мероприятий, открывает не только дополнительные возможности для изучения школьниками правил поведения на дороге, но и является отличным вариантом организации досуга. Подготовка выступлений агитбригадами ЮИД по ПДД способствует глубокому осознанию норм поведения, утверждению активной жизненной позиции.

Отряды ЮИД в школе формируются на основании приказа директора ОУ, определяющего ответственного педагога, который будет организовать и координировать активность детских агитбригад. Полномочия школьных объединений регламентируются нормативной разработкой об отрядах Юных инспекторах движения, принятой органами местного самоуправления.

Членами агитбригад ЮИД могут быть учащиеся школы (традиционно — с 5 класса и старше), которые изъявили желание углубленно изучать ПДД и участвовать в мероприятиях по профилактике дорожного травматизма.

Прием юных инспекторов в группы осуществляется на основании заявления, после чего учащийся присоединяется к занятиям агитбригады, которые проводятся согласно утвержденному в начале учебного года календарному плану.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65380-qqq-18-m1-organizatsiya-obucheniya-shkolnikov-pravilam-dorojnogo-dvijeniya

Изучение ПДД в начальной школе

Изучение ПДД в начальной школе

Автор: Алексанян Елена Григорьевна, МБОУ ООШ №15 п. Верхневеденеевского, Белореченского района, Краснодарского края, учитель начальных классов.

С каждым годом возрастает количество легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, троллейбусов, трамваев… Их нескончаемый поток всё больше угрожает пешеходам.

Государственная автоинспекция принимает необходимые меры для нашей безопасности. Для водителей установлен строгий режим скорости транспорта; автоинспекторы, регулируя дорожное движение, пользуются новейшими приборами и устройствами; для пешеходов строятся наземные и подземные переходы.

Но все меры предосторожности могут оказаться напрасными, если сами пешеходы, активные участники движения, не будут соблюдать правила безопасного поведения на улицах, не будут знать элементарной дорожной грамоты.

Эту грамоту школьники должны усвоить с первых классов. Очень важно, чтобы ученики получили не только теоретические знания, но и смогли применить их на практике.

Материал адресован педагогам дополнительного образования, работающим на базах школ, для воспитателей групп продлённого дня школ, для учителей начальной школы.

Очень помогают стихи для изучения правил дорожного движения.

Правила дорожного движения в стихах

С. Михалков

СКВЕРНАЯ ИСТОРИЯ

Движеньем полон город-

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

И там, где днем трамваи

Звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая.

Нельзя считать ворон.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя —

Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,

Во все гудки гудят,

Колеса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел как никогда:

Ещё одна минута —

Случилась бы беда.

И взрослые и дети

Едва сдержали крик:

Чуть не убит был Петя-

Хвастун и озорник…

В. Лебедев-Кумач

ПРО УМНЫХ ЗВЕРЮШЕК

Входит Зайка чуть живой.

Где скакал?- На мостовой.

Не послушал Зайка папу-

Отдавили Зайке лапу.

На мостовой автомобили

Лисенка чуть не задавили.

На мостовую нипочем

Не надо бегать за мячом.

Кот катался без заботы,

Не глядел на красный свет

Налетел на бегемота,

Поломал велосипед.

Курица на улице

Едва не пропала,

Потому что курица

Ходит где попало.

Правила движения звери не знали.

Мышки-глупышки хвосты потеряли

Хрюшка — без шляпы. Зайка — без лапы.

Плачут звериные мамы и папы.

Филина вызвали: «Милый учитель!

Вы наших деток ходить научите «.

Филин очки роговые поправил,

Выучил всех выполнению правил.

Правила знаешь — ходи себе смело,

Будут и лапки и хвостики целы.

Радостны дети: и Мышка и Зайка,

Правила эти и ты почитай-ка!

Ю. Яковлев

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения,

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались улицей водители!

Н. Сорокин

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

А. Дмоховский

УЧЕНИК И ГРУЗОВИК

Говорит беспечный Петя:

-Мне опасность не грозит.

Как шофер меня заметит —

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случится?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боится,

А не я грузовика!

Он смеётся:

— Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

Если может грузовик

Уступить ученику?

Каждый, кто машиной правит,

Скажет вам наверняка,

Что, конечно, не задавит

Ученик грузовика.

Но добавим мы серьёзно,

Что растяпа-ученик

Может рано или поздно

Сам попасть под грузовик.

Вот поэтому всегда,

Чтобы не стряслась беда,

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

На дороге каждый миг

Должен быть он начеку!

С. Михалков

МОЯ УЛИЦА

Здесь, на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

В. Тимофеев

ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ

Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Мостовая — для транспорта,

Для тебя — тротуар!

Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе «переход «!

На светофоре — красный свет!

Опасен путь — прохода нет!

А если желтый свет горит,

Он «приготовься » говорит.

Зеленый вспыхнул впереди —

Свободен путь — переходи.

Где улицу надо тебе перейти,

О правиле помни простом:

С вниманьем налево сперва погляди,

Направо взгляни потом!

Глупо думать: «Как — нибудь,

Проскачу трамвайный путь! «

Никогда не забывай,

Что быстрей тебя трамвай!

А. Северный

ТРИ ЧУДЕСНЫХ ЦВЕТА

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим мы день и ночь,

Зелёный, желтый, красный.

Наш домик светофор —

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий — красный цвет,

Если он горит: Стой!

Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет: Жди!

Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зелёный свет

Вспыхнет впереди

Скажет он: — Препятствий нет,

Смело в путь иди.

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно очень скоро.

Э. Мошковская

НЕ ЗАДАВИТЕ МАШИНУ

— Сегодня — выходной,

Сегодня — день свободный,

Пойдем гулять с тобой,

Куда и где угодно!

Пойдем с тобой по мостовой!

Пойдем на красный свет!

— На красный?

Прекрасно!

А почему бы нет?

Пошли, пошли, беседуя,

Беседуя пошли..

А в результате с «Волгою «

Столкнулись «Жигули «…

Бац! ЗИЛ затормозил

И газзззил, и гроззззил!

И «пикап » заголосил:

«Нету сил! Нету сил!

Ой, мое крыло!

Ой, мое стекло!

Ой, мои бока!

Бедный я «пикап «!

И раненый «пикап «

Бензином кап и кап…

«Прощаться надо с жизнью «,

Сказзззали тормозззза,

С печальной укоризной

Уставились глаза…

Механик «скорой помощи «

С волненьем говорит:

— Опять плохие новости:

— Машина -инвалид!

— Сегодня — выходной,

Сегодня — день свободный,

Пойдем гулять с тобой,

Куда и где угодно!

Пойдем с тобой по мостовой!

Ведь мы же — выходные!

— А как же остальные?

А как же остальные?

Мигает очень горестно машины-шины глаз:

«Ну как же вам не совестно,

Подумайте о нас!

Мы не хотим на кладбище,

Послушайте би-би!

Товарищ, ой, товарищ, стой

Ты нас не задави!!! «

Я. Пишумов

ПРОСТО ЭТО ЗНАК ТАКОЙ…

«Дорожные работы «

Нарисован человек.

Землю роет человек.

— Почему проезда нету?

Может быть, здесь ищут клад?

И старинные монеты

В сундуке большом лежат?

Их сюда, наверное, встарь

Спрятал очень жадный царь.

Мне сказали:

— Что ты, что ты!

Здесь дорожные работы.

«Круговое движение «

— Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали в круг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Читайте также:  Юмористические стихи для детей 1 - 4 класса

Что такое, в самом деле,

Словно мы на карусели!

— Мы на площади с тобой,

Здесь дороги нет прямой.

«Прочие опасности «

Замечательный знак-

Восклицательный знак!

— Значит можно здесь

Кричать, петь,

Шуметь, озорничать?

Если бегать — босиком!

Если ехать — с ветерком!

Отвечают люди строго:

— Здесь опасная дорога.

Очень просит знак дорожный

Ехать тихо, осторожно.

«Ограничение нагрузки на ось «

-Погляди, погляди

Что за штанга впереди?!

Постоим над речкой быстрой.

Вдруг на мост придут штангисты?!

Станут штангу поднимать,

Станут штангу выжимать…

— Нет, — смеясь, мне друг ответил,-

Тут спортсменов мы не встретим.

Просто это знак такой

Для машины грузовой.

— В этом месте слабый грунт,-

Говорит он строго, —

Повредишь дорогу.

На колеса груз надавит —

На дороге след оставит.

Будут ямы на пути-

Не проехать, не пройти!

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом «

Вот так знак! Глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье?!

Может быть, зимою вьюжной

Здесь шоферам греется нужно?

Почему же в летний зной

Знак не сняли с мостовой?

Оказалось, этот знак

Говорит шоферу так:

Здесь шлагбаум — переезд.

Подожди — пройдет экспресс.

Источник: http://www.school-essays.info/izuchenie-pdd-v-nachalnoj-shkole/

Пдд для школьников

Пдд для школьников

Правила дорожного движения обязаны знать все его участники – водители и пешеходы, взрослые и дети. Незнание этих правил не освобождает нас от обязанности их придерживаться, в противном случае может случиться беда.

Обязанностью родителей является ознакомление своего ребенка с основами правил движения, в особенности с правами и обязанностями пешеходов. Расскажите ребенку о правилах поведения детей на улице, о том, какие ситуации могут случаться на дороге, для чего нужны дорожные знаки и светофор. Чем раньше ваше чадо усвоит, что перебегать дорогу в неположенном месте нельзя, тем лучше.

В начальной и средней школе основная роль в обучении детей правилам ПДД переходит к педагогам, для чего проводятся специальные уроки. Эти практические занятия могут включать в себя следующие действия:

  • изучение и усвоение теории ПДД, изложенной простым, доступным для школьников языком (например, в стихотворной форме) либо показ обучающих мультфильмов;
  • изучение знаков дорожного движения, основных действий регулировщика, дорожной разметки;
  • проведение викторин, конкурсов, ролевых игр, турниров знатоков на тему безопасности на дороге для детей;
  • создание кружков «Юных инспекторов дорожного движения»;
  • обучение детей правам и обязанностям не только пешеходов, но также и велосипедистов;
  • доходчивые объяснения об опасности неправильного поведения на дороге с приведением статистики несчастных случаев с участием детей.

Цель этих занятий – чтобы все ученики хорошо ориентировались на дороге, понимали принципы движения автомобилей и знали свои действия в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти с каждым.

Ниже для примера представлены основные правила движения пешеходов, которые являются основой обучения детей правилам дорожного движения. Эти вещи должен знать назубок любой школьник!

  1. По тротуарам нужно ходить, держась правой стороны. Машины тоже едут только по своей полосе – справа.
  2. Переходи улицу только на зеленый свет светофора или по пешеходному переходу.
  3. Переходя дорогу, убедись, что нет опасности в виде быстро приближающихся машин.
  4. Выйдя из автобуса, не спеши обходить его: подожди, пока он отъедет от остановки.
  5. Пересекая широкую улицу, посмотри сначала налево, и, если машин нет, можешь переходить. Затем остановись, посмотри направо и только тогда перейди дорогу.
  6. Не выбегай на проезжую часть, не посмотрев, есть ли поблизости движущиеся автомобили.

Игры на знание ПДД

Также можно поиграть с ребятами в игру «Запрещается – разрешается». Учитель зачитывает действие, а ученики должны ответить, можно так делать или нельзя, а еще лучше – поднять карточку с нужным цветом (зеленым или красным). Вот примеры подобных действий:

  • переходить дорогу на желтый сигнал светофора;
  • кататься на роликах по проезжей части;
  • переходить дорогу по пешеходному переходу;
  • обходить стоящий автобус спереди (сзади);
  • переходить через дорогу, если рядом оборудован подземный переход;
  • выбегать на дорогу за мячом, если движущийся автомобиль уже близко (еще далеко).

Замечательным методом закрепления полученной информации являются игры. Для школьников 7-10 лет можно использовать подручные материалы в виде машинок, солдатиков, нарисованных знаков дорожного движения.

Пусть каждый ученик покажет, как правильно пройти перекресток, что нужно делать в случае, если светофор не работает и т.п.

Хорошим вариантом обучения является выполнение рисунка «Мой путь в школу», на котором ребенок должен изобразить простой план местности с дорогами, которые он пересекает ежедневно.

Для обучения ребят постарше подойдут тесты на знание ПДД, которые предлагают сайты ГАИ. Отличной мотивацией будет знание теории, которая пригодится, чтобы сдать экзамен на право управления автомобилем.

Источник: https://womanadvice.ru/pdd-dlya-shkolnikov

Как проводить занятия по ПДД в начальной школе — Юридический справочник движимого имущества

Как проводить занятия по ПДД в начальной школе - Юридический справочник движимого имущества

Общеобразовательные учебные заведения являются важнейшим элементом образовательной цепи современного российского общества. И наряду с традиционной школьной программой немаловажную роль в формировании гражданской ответственности отыгрывает и не входящее в список обязательного дополнительное обучение.

Ярким примером этого является изучение правил дорожного движения, которое начинается еще в дошкольных учебных заведениях и проводится на протяжении всего периода обучения. Во время занятий дети должны усвоить необходимый объем знаний и навыков, а также научиться уверенно применять их на практике.

Это объясняется тем, что в раннем возрасте у людей более развита эмоциональная память. В противном случае можно столкнуться с отсутствием внимания и, как следствие, впустую потратить время. В данной статье мы предложим несложные, но достаточно действенные идеи, которые облегчат преподавателям процесс изучения ПДД с детьми.

Коллективные игры

Одним из наиболее простых и доступных с точки зрения организации мероприятий, в котором смогут принять все без исключения ученики класса, является игра «Правила движения». Ее преимуществом является формирование навыков путем самостоятельного создания образов, за счет чего повышается вовлеченность в процесс изучения и более глубоко закрепляются полученные знания.

Все участники делятся на несколько команд с равным количеством участников. В качестве реквизита используются игрушечные машинки на веревках, кегли, листки бумаги с вопросами и поощрительные отметки для лучших игроков.

Конкурсная программа включает в себя:

  • Эстафету. Первый участник быстрым шагом идет к ориентиру (кегле), берет букву и возвращаются к линии старта, после чего стартует второй человек, и т. д. Побеждает тот коллектив, который первым соберет искомое слово (светофор, зебра, дорога и т. д.). За победу в конкурсе команде в актив заносится пять баллов.
  • Игру в слова. Игрокам раздаются буквы, и они должны за определенный период времени составить из них как можно больше слов на тему ПДД. В данном конкурсе одно правильное слово оценивается в один балл.
  • Загадки и вопросы. При подготовке к этому конкурсу необходимо составлять такие вопросы, чтобы дети смогли на них ответить коротко и точно. Здесь применяется система оценивания, аналогичная предыдущему примеру.

Теоретические мероприятия

Также эффективным методом изучения станет профилактическая беседа с сотрудником ГАИ.

Педагог, проводящий внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения, должен понимать всю степень ответственности, возлагаемой на него в данный момент. Ведь от того, как он подготовится и преподаст материал, в будущем, возможно, будет зависеть здоровье и безопасность детей.

Поскольку весь объем невозможно усвоить в ходе нескольких занятий, преподаватель должен подумать о разнообразии подачи материала, чтобы ученикам было интересно посещать уроки.

Во-первых, необходимо донести актуальность выбранной темы, аргументировав ее статистическими данными, согласно которым большое количество ДТП с участием несовершеннолетних граждан происходит из-за невнимательности пешеходов и водителей или нарушения правил передвижения. Кроме того, на протяжении всего года игровую часть стоит чередовать викторинами, различными конкурсами, собиранием пазлов, поделками или выставками рисунков на тему ПДД.

Также во время проведения беседы на внеклассном часе учитель должен слушать доклады детей и, исходя из них, составлять мнение о том, насколько качественно был усвоен материал. В случае необходимости, тему нужно будет объяснить повторно, избегая сложных формулировок, по возможности приводя практические примеры.

Используя помощь коллег, можно провести прогулку с классом по городу, посетив участки, на которых дети смогут воочию увидеть, как ПДД обеспечивают безопасное движение автомобилей и пешеходов. Однако стоит заранее продумать количество помощников, чтобы не подвергать учеников ненужному риску.

В данной статье мы рассмотрели несколько действенных методов, которые помогут преподавателям передать необходимый набор знаний детям. Но, как показывает практика, для учеников начальной школы можно без труда придумать еще несколько новых мероприятий, которые смогут заинтересовать их и будут нести в себе практическую пользу.

Источник: http://dvigist.ru/pdd/pdd-v-nachalnoj-shkole.html

Изучение правил дорожного движения

Сборник занятий по ПДД

СоставительКопылова М.А.Составитель:

Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Щебзаводская средняя общеобразовательная школа»

В сборнике представлены конспекты занятий, на которых школьники получают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на коньках, санках, лыжах; пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков; указателей и линий разметки проезжей части дороги.

Изучение правил дорожного движения в начальных классах. Сборник занятий по ПДД /Сост.: Копылова М.А. – Беловский район

Содержание 3Введение 4Конспект занятия по теме «Азбука дорог» 5Конспект занятия по теме «Учите правила дорожного движения» 7Конспект занятия по теме: «Меры, обеспечивающие безопасность транспортных средств и пешеходов». 12Общеобразовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания младших школьников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дрогах и в транспорте.Младший школьник, когда приходит в школу имеет минимум знаний о поведении на проезжей части. Эти знания он получает от родителей, но не каждый родитель стремиться научить ребенка правильному поведению на дороге. Ребенок, хорошо не зная правил дорожного движения, может попасть в беду. Чтобы этого не случилось, учитель обязан научить его основным правилам поведения.Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы.В нашей школе ведется хорошо отлаженная работа всего коллектива учителей по предупреждению дорожно–транспортного травматизма. Каждый классный руководитель работает над этим вопросом в своем классе. Занятия я провожу не только теоретические, но и практические. На занятиях использую различную учебно-методическую литературу, модели дорожных знаков и автотранспорта, наглядные пособия, схемы безопасного маршрута в школу.Формы обучения младших школьников правилам дорожного движения очень разнообразны: Тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, соревнования, викторины и т. д.На занятиях школьники получают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на коньках, санках, лыжах; пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков; указателей и линий разметки проезжей части дороги.Знания, полученные в первый год обучения, расширяются в последующие годы обучения. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах повседневной жизни.Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, общеобразовательного учреждения, и все их действия целенаправленны. 3 классЗадачи:1. Закреплять знание правил дорожного движения.2. Способствовать развитию творческих способностей.3. Способствовать воспитанию правильного поведения на проезжей части.Ход занятия.1. Организационный Момент. Сообщение темы и цели занятия.2. Закрепление изученного.

Читайте также:  Сценарий городского праздника «день птиц»

Конкурс «Разминка» — «Дальше, дальше, дальше». (Каждой команде по две загадки)

День рожденья у меня,Подарили мне коня Замечательный какой!Голубой – преголубой.Ездить нужно осторожно,За рога держаться можноЖаль вот только гривы нет…Что за конь?..

(Велосипед)

Маленькие домики по улице бегут,Мальчиков и девочекДомики везут.

(Машина)

Конкурс «Заморочки из бочки».

О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?Можно ли отвлекаться при переходе дороги?Почему опасно играть рядом с дорогой?Правильно ли считать, что водитель всегда видит пешехода и пропустит его или затормозит автомобиль вовремя.Какой автомобиль хуже виден: приближающийся сбоку или навстречу пешеходу?С помощью каких медицинских средств можно обработать рану?

Конкурс «Азбука дорог».

— Всем знакомые полоскиЗнают дети, знают взрослые,На ту сторону ведетПешеходный…

(Переход)

— Я не мыл в дороге рук,Поел фрукты, овощи,Заболел и вижу пунктМедицинской…

(Помощи)

Конкурс «Светофор».

— Собрать из отдельных строчек стихотворение о светофоре и выразительно прочитать его.Путь пройти опасный, Зеленый, желтый, красный.Чтоб тебе помочьГорят и день, и ночь.На остановку подойдешь,Все сигналы светофора,Конечно, очень скоро.Коли выполнишь без спора.(Оценка от1 до 5 баллов).Игра «Угадай жест регулировщика».

Конкурс «Маршрутные листы».

— Определить нарушения ПДД на рисунке.

Конкурс «Музыкальный».

— Исполнить песню, в которой говорится о дорогах, машинах, пешеходах и т. д.

Конкурс «Объясни пословицу».

— Вспомни и объясни пословицу, где есть слова, связанные с движением.Великому кораблю великое плаванье.Пешего сокола ворона бьет.Туча прошла, а дождя не видали.Ехал бы в гости, да никто не зовет.3. Итог занятия. 1 КлассЗадачи:1. Закрепить знания детьми правил дорожного движения не только теоретически, но и практически в игре.2. Способствовать развитию внимания, логического мышления.3. Воспитывать правильное поведение на улице.Оборудование:Дорожные знаки большие и индивидуальные (на каждую парту), ворота с объявлением, сказочный светофор, круги трех цветов, изображение улицы, машинки.Действующие лица: Учитель, светофор, дорожные знаки.Ход занятия:1. Оргмомент.2. Сообщение темы и цели.Я знаю, что вы очень любите походы и путешествия, поэтому приглашаю совершить сегодня необыкновенное путешествие в королевство трехглазки. Мы познакомимся с жителями этого королевства, научимся у них мудрости и их обычаям. Хотите познакомиться с жителями этого королевства и их королевой?Я могу устроить вам это путешествие, но, чтобы попасть в эту страну, давайте сначала исполним песню «Вместе весело шагать», она поможет нам быть веселыми и дружными в нашем путешествии. (Уч-ся поют песню)3. Закрепление изученного в играх и стихах.

Учитель Вот мы и у королевы. Но ворота еще закрыты. Посмотрите, на них висит объявление. Прочитаем его хором.

Объявление:

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители.

Как вы понимаете эти слова?Посмотрите, ворота открылись, и мы очутились на улице дорожных знаков.

Дети читают: По городу, по улице не ходят просто так, Когда не знаешь знаки, Легко попасть впросак.Всё время будь внимателенИ помни наперед,Свои имеют правилаШофер и пешеход.Вбегают знаки и кричат:Ой, беда, беда, беда !Учитель:Что за беда? Что за беда?Знаки:Мы попали в плен, мы попали в плен.
Учитель: — Ребята, у них случилась беда, они попали в плен к помехе-неумехе. И теперь они убежали от неё. Но на их улице постоянные аварии. Знаки забыли. Как их зовут и для чего они нужны. Давайте узнаем, какие же это дорожные знаки и для чего они нужны. (Выходят дети с дорожными знаками).
Дорожные знаки «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД»- Что я за знак?- Для чего я нужен?«ОПАСНЫЙ ПОВОРОТ»- А я, что за знак?-А я для чего нужен?«МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»- Какой я знак?- Для чего нужен?Всегда спешит на помощь,Всем людям скорая помощь.Где стоит такой значок,Будь внимателен, дружок.«ВЪЕЗД ВОСПРЕЩЕН»-Какой я знак?-Для чего нужен?Этот знак – предупрежденье.Нет водителям движенья.«ОСТАНОВКА»- Что я за знак?- Для чего я нужен?«ОСТОРОЖНО: ДЕТИ!»- Какой я знак?- Для чего нужен?А где меня можно увидеть?«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»- Какой я знак?- Для чего я нужен?«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»- Что я за знак?- Для чего я нужен?«ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД»- А я, что за знак?-А я для чего нужен?Пешеход, пешеход!Помни ты про переход!Подземный, наземный,Похожий на зебру.Знай, что только переходОт машин тебя спасет.
Учитель: А у нас в поселке не нарисован пешеходный переход и нет светофора. Кто может показать, как же вы будете переходить дорогу? (Нарисована дорога, один уч-ся показывает и рассказывает).А теперь поиграем в игру «Найди дорожный знак». Сейчас я буду называть знак, а вы показывать его. (Игра) Молодцы! Знаете знаки, но ведь их надо расставить по местам. Вот улица, на которой они живут. Я показываю место, а вы знак, который поставили.Молодцы! Теперь на улице дорожных знаков порядок, все аварии прекратились. А мы тем временем добрались до дворца королевы Трехглазки. Но кого же называют королевой Трехглазкой, об этом вы узнаете, отгадав загадку:На всех перекрестках, повсюду,Знакомое с давних пор.Сверкает трехглазое чудоПо имени … (светофор)Вот её портрет. Да вот и она сама. (Входит светофор)
Светофор: Здравствуйте, детишки! Я очень рада, что вы решили посетить моё королевство.
Учитель: А мы пришли не с пустыми руками, мы приготовили стихотворение для тебя.
Дети: Ты переходишь улицу-Остановись на миг.Стой тихо и спокойно.Сигналов жди моих.Тормози скорей, шофер!Красный глаз глядит в упор.Вид он грозный напускает,Дальше ехать не пускает.Желтый вспыхнул вслед за ним-Постоим, повременим.Желтый свет-предупрежденье,Жди сигнала для движенья.А за ним зеленый глазВспыхнет впереди.Скажет он: препятствий нет,Смело в путь иди.
Светофор О! Да вы знаете, когда и как у меня меняется настроение. А больше никто не знает стихов обо мне? (Дети читают стихи) А теперь поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый». Красный – присесть,Желтый – стоять,Зеленый – маршировать
Учитель: Спасибо тебе, королева, но мы хотим еще погулять по твоему королевству, а ты посиди и отдохни.Правил дорожных на свете немало,Все бы их выучить нам не мешало.В саду у королевы Трехглазки живут правила из дорожной азбуки. Вот мы их сейчас и вспомним. Наши друзья приготовили их для вас. Дорожные знаки будут начинать правила, а вы их заканчивать.
Дорожныезнаки Если ты спешишь в путиЧерез улицу пройти,Там иди, где весь народ, Где есть надпись …. (пешеход)Если ты спешишь домой,Не беги по ….(мостовой),Не цепляйся за машиныИ другим не разрешай.Если ты спешишь в путиЧерез улицу пройти,Помни, Таня, Маша, Женя,Что смотреть надо …. (налево)Как дойдешь до середины,А отсюда с половины,Помни, Люда, Саша, Валя,Что смотреть надо … (направо)
Светофор: Молодцы! Но это ещё не всё, слушайте дальше. Сейчас будете договаривать «Запрещается» или «Разрешается».И проспекты, и бульвары,Всюду улицы шумны.Проходи по тротуаруТолько с правой стороны!Тут шалить мешать народу …. (запрещается)Быть примерным пешеходом …. (разрешается)Если едешь ты в автобусеИ вокруг тебя народ,Не толкаясь, не зевая,Проходи скорей вперед.Ехать «зайцем», как известно, …. (запрещается)Уступить старушке место …. (разрешается)Если ты гуляешь просто,Все равно смотри вперед,Через шумный перекресток,Осторожно проходиПереход при красном свете … (запрещается)При зеленом, даже детям … (разрешается)Светофор:Молодцы! Вы хорошо знаете правила.На улице будьте внимательны, дети.Твердо запомните правила эти!Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда.

4. Итог занятия.Ну, что же, мы неплохо погуляли по королевству Трехглазки, пора нам и домой возвращаться. Мы говорим и знакам и трехглазке «спасибо» и «до свидания» (хором). А чтобы оказаться дома, давайте сыграем в игру «Водители и пешеходы».Дети выходят в коридор и делятся на водителей и пешеходов. У водителей – машины, а пешеходам даются различные задания. Перед игрой вспоминаются правила для водителей и для пешеходов. (Дети играют)Вот мы и вернулись. Вы хорошо умеете применять правила дорожного движения. Детям вручаются поощрительные значки-светофорики . 4 классЗадачи: 1. Вспомнить меры, обеспечивающие безопасность транспортных средств и пешеходов.2. Способствовать развитию внимания, логического мышления.3. Спрособствовать воспитанию правильного поведения на проезжей части.Оборудование: барабан со стрелкой, изображение светофоров, буквы для слов, дорожные знаки, заготовки дорожных знаков, иллюстрации разных видов транспорта, призы поощрительные карточки, изображение различных ситуаций на дороге, карточки для творческих заданий.Ход урока:1.Орг. момент2.Сообщение темы и цели урока.(Звучит музыка «Вступление к передаче».)

Ведущий Добрый день, дамы и господа!В эфире капитал- шоу «Поле чудес»!Тема нашей игры сегодня! Меры, обеспечивающие безопасность водителей и пешеходов».Сегодня мы начнем передачу с того, что посмотрим инсценированное стихотворение и обсудим его.
(Дети начинают чтение и инсценирование стихотворения «Если бы…» О. Бедарев).

Источник: http://kurs.znate.ru/docs/index-119164.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector