Классный час «гражданство и гражданин», 8 класс

Классный час «Гражданство и гражданин», 8 класс

Классный час «Я-гражданин России» (8класс)

Цели: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников 

Задачи: Образовательные:

-Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

-Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан

Коррекционные:

— Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

— Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

— Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

— развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

Воспитательные:

— воспитывать нравственные качества: патриотизм, гордость за свою Родину, любовь и уважение к родине.

— создать   условия   для   воспитания   культуры   речевого   общения, потребности нести людям добро.

Ход занятия

Вступительное слово

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное

-Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия: « Я — гражданин…»

 -Что интересного заметили? (Пропущенное слово)

— Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. (России)

-Тема нашего классного часа « Я — гражданин России»

Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный  восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце занятия.

Игра «Камушки». Раздаю учащимся  камушки и предлагает рассмотреть их.

-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках? (Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства)

-Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.

Н.А. Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

Кого же называют гражданином? (составлении из пазлов)

В словаре слово гражданин определяется так:

Гражданин

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
  2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

— Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам по определению определить  качества гражданина,  которыми он должен обладать.

  1. Любовь ко всем людям, человечность.(Гуманизм) 
  2.  Если люди тебя уважают, 
    Часто просят дать им совет. 
    И тебя очень многие знают 
    Значит, завоевал ты… (Авторитет) 
  3.  Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость) 
  4.  Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение) 
  5.  Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность) 
  6.  Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность) 
  7.  Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность) 
  8.  Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность) 
  9. Представьте, вам поручили оформить кабинет к Новому году: 
    А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением кабинета. 
    Б) Оформили бы кабинет, когда будет свободное время. 
    В) Перепоручили бы другому однокласснику. 
    (при ответе А, учитель задает вопрос)  Каким качеством обладает каждый из вас? (Ответственность) 

Вывод
— Еще раз озвучим качества настоящего гражданина. Гражданин должен быть: гуманный, заботливый, надежный, ответственный, уважать всех окружающих, быть честным, и конечно быть личностью с большой буквы. 

— Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)

Ученицы читают стих-е:

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя!

 Слышишь голос соловья?

 Это – Родина твоя!

 Школа, где твои друзья.

 Это – Родина твоя!

 Руки матери твоей,

 Звон дождей,

 И шум ветвей,

 И в саду смородина –

 Это тоже Родина!

— Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности.

Назовите основные символы государства.(Герб, флаг, гимн)

 Сообщения учащихся.

— Слава К.: герб России

-Лена С. : флаг России

— Эдик  П.: флаг Комсомольска – на – Амуре

— Нина М.: Герб Комсомольска – на – Амуре

Задание «Составь пословицу о Родине» (работа в парах)- дано начало пословицы, надо найти вторую часть. Прочитать.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Чужбина — калина, родина — малина.

Родной край – сердцу рай.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

Вывод:  в какой вы стране живете? (Россия)

Краткая информация : Влад

Россия – огромная и необъятная страна. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. Это

  • 21 республика
  • 6 краёв
  • 49 областей
  • 1 автономная область
  • 10 автономных округов
  • 2 города федерального значения  (Москва, Санкт-Петербург)

-читают стих-е  С. Васильева

“Россия”

… люблю тебя моя Россия,

 за ясный свет твоих очей,

 за ум за подвиги святые,

 за голос звонкий как ручей …

 люблю твои луга и нивы,

 прозрачный звон твоих равнин,

 к воде склонившиеся ивы,

 верха пылающих рябин.

 Люблю тебя с твоей тайгою,

 с воспетым трижды камышом,

 с великой Волгою – рекою.

 С могучим быстрым Иртышом.

 Люблю глубоко понимаю

 Степи задумчивую грусть.

 Люблю все то, что называю

 Одним широким словом “Русь”!

 — У каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? На слайде из рассыпавшися букв соберите слово:

        ЯНСТИКЦУТИО (конституция)

 (Работа с конституцией?)

—  В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

(Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.)

— Самое главное, самое важное — право человека на жизнь.

-А какова ваша главная обязанность? Хорошо учиться.

Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?.

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм

Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского «Родина”.

Нина, Алина

«Родина” — мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Вывод: Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверен, что вы станете настоящими гражданами России

Подведение  итогов

Вернемся к началу классного часа.  Что же ставить в предложении «Я- гражданин России»: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный  восклицательный знак?

Рефлексия.

(Детям предлагается 3 карточки(красная, синяя, зеленая)

Когда я вырасту, уеду жить в  другой город.(красная)

Пока ещё не решил, где буду жить, когда вырасту: уеду вдругой  город или останусь в родном городе. (синяя)

Когда я вырасту, останусь жить и работать в родном городе, чтобы он стал ещё краше. (зеленая)

Ребята, но где бы вы не жили- в селе, городе, поселке вы всегда должны любить и беречь свою Родину и помнить о своей малой родине.

Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.

Берегите Россию – нет России другой.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/02/02/klassnyy-chas-ya-grazhdanin-rossii-8-klass

Классный час «гражданство и гражданин». что такое гражданство? гражданство- установленная законом связь человека с определенным государством. эта связь. — презентация

1 КЛАССНЫЙ ЧАС «ГРАЖДАНСТВО И ГРАЖДАНИН»

2 Что такое гражданство? Гражданство- установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Гражданин России обладает всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. Гражданин исполняет обязанности перед государством. Они не возлагаются на иностранных граждан или лиц без гражданства. Граждане России могут выбирать и быть избранными в органы власти, нести воинскую службу.

3 Как стать гражданином России? Для этого надо родиться в России от родителей – граждан России. В этом случае гражданство приобретается автоматически. Это называют еще приобретение по праву «крови» и праву «почвы» (место рождения). Есть и другие основания приобретения гражданства. Одно из них- признание.

4 Признание гражданства РФ означает, что все граждане бывшего СССР, которые постоянно проживали на территории России на день вступления закона «О гражданстве в Российской Федерации», признавались гражданами России. Если человек проживал на территории РФ, но по каким-то причинам не желал вступать в российское гражданство, у него было право в течение года заявить о своем отказе от этого вступления. Гражданами России признаются лица, родившиеся на территории России, затем вернувшиеся в Россию на постоянное место жительства после того, как закон «О гражданстве в Российской Федерации» начал действовать.

Читайте также:  Интеллектуальная игра «что? где? когда?» по химии в 8-9 классах

5 Есть ли гражданство у ребенка? Если оба родителя ребенка являются гражданами России, ребенок считается гражданином России независимо от места своего рождения. До 14 лет гражданство детей автоматически следует гражданству их родителей. Когда ребенку исполнится 14 лет, его гражданство может изменяться только с его согласия.

6 Может ли иностранец или лицо без гражданства принять российское гражданство? Заинтересованное лицо подает ходатайство на имя Президента России. Для удовлетворения его просьбы необходимо, чтобы человек был совершеннолетним и постоянно проживал на территории Российской Федерации не менее 3 лет с перерывом или 3 года непрерывно. Таким же правом могут воспользоваться и беженцы, но срок проживания на территории РФ сокращен в 2 раза.

7 Можно ли человека лишить гражданства? Ни одного гражданина России не могут лишить гражданства ни при каких условиях. Однако любой россиянин может сам добровольно отказаться от гражданства или поменять его, подав соответствующее заявление. Только в нескольких случаях может быть отказано в этом. Например, если человек привлечен к уголовной ответственности за уголовное преступление или получил повестку о призыве на срочную службу в армию.

8 Мстислав Ростропович Галина Вишневская

9 Может ли человек иметь двойное гражданство? Конституция РФ допускает, что человек может иметь двойное гражданство. Но это возможно только с теми государствами, с которыми у России есть договор о двойном гражданстве. Наличие другого, помимо российского гражданства, никак не влияет на права гражданина. Жерар Депардье

10 Какими правами пользуется гражданин России? правом на объединение в политические партии, различные общества, союзы и т.д.; правом мирно собираться для проведения митингов и демонстраций; правом обращаться с жалобами и заявлениями в органы власти и др. правом избираться и быть избранным в государственные органы; находиться на государственной службе, осуществлять правосудие, участвовать в управлении государством, в референдуме.

11 Какой документ удостоверяет гражданство РФ? Как получить паспорт?

12 Сколько страниц в паспорте? 19 С какого возраста паспорт действует бессрочно? с 45 лет Что написано на первой странице паспорта? паспорт гражданина РФ На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? на второй Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? ФИО, пол, дата и место рождения ВИКТОРИНА «Как ты знаешь паспорт?»

13 Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданных паспортах Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»? две- 14 и15 На скольких страницах паспорта проставлены номера? на 10 Обладают ли страницы паспорта водяными знаками ? да

14 Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? немедленно заявить в органы внутренних дел Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? отметки о группе крови и резус-факторе Каков был возраст получавших паспорт граждан в СССР? 16 лет Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? нет

15 В каком году началась выдача паспортов нового образца? в 2001 г. Указывается ли в паспорте национальность? нет Встречаются ли в паспорте римские цифры? нет Сколько цифр в номере паспорта? 10 Сколько страниц паспорта отведено под раздел «воинская обязанность»? одна-13-я

16 В каких двух случаях могут вам заменить паспорт? при утрате или при смене фамилии В каких случаях паспорт необходим? при поступлении на работу, при покупке билета, при получении денег в Сбербанке, при записи в библиотеку и т.д.

17 Сатирическая миниатюра «Как заяц паспорт получал» Действующие лица: Волк — паспортист Заяц Лисица Медведь Бобр Кабан

18 Мораль: Чтобы паспорт получить, К паспортисту в отделенье Нужно самому сходить.

19 Подведем итоги: 1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. [Конституция] [Глава 1] [Статья 6] 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его

Источник: http://www.myshared.ru/slide/761125

Классные часы — Внеурочная и внеклассная работа

Классные часы - Внеурочная и внеклассная работа

Тема: «Право. Гражданин. Государство»

«Есть только несколько фундаментальных вещей, которые нас объединяют, и главное из них — это любовь к Родине»

                                              Владимир Путин.

Из истории права:

Возникновение права – важнейшее завоевание человечества.

Скажите, пожалуйста, что такое право?

      (Право – система общеобязательных норм (правил поведения), регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство.

До возникновения государства поведение людей регулировал обычай. Тогда человек поступал так, как поступали все остальные. Правовые нормы бесспорны.

Они позволяют обществу преодолевать конфликты, поддерживать мир и порядок.)

   — Отношение к закону, действующему в государстве, может быть различным. Возникает вопрос: обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом?

(Исполнение закона — обязанность граждан. «Закон суров, — но закон». За      гражданином остается при этом право через средства массовой информации и иными способами высказать свою точку зрения и привлечь к ней внимание общественности.)

— Самые древние законы были выбиты клинописью на каменной плите в XVIII в. до н.э.

Как называются эти законы?

                                (Законы Хаммурапи, царя Вавилона.)

    В античные времена сложился аллегорический (иносказательный, переносный) образ правосудия в виде богини. В наши дни в правовых учреждениях многих стран можно увидеть ее изображение.

— Назовите имя богини, опишите словами ее образ. Раскройте смысл аллегории, заключенной в этом образе. Что означает повязка на глазах, весы – в одной руке, меч – в другой?

(Изображена Фемида. Иносказательно – Фемида – правосудие. Повязка на глазах – символ беспристрастия, справедливости. «Весы Фемиды» — правосудие, «жрец Фемиды» — служитель закона с весами в одной руке и мечом в другой. Весы – справедливость, меч – могущество.)

— Около 1072 г. трое братьев Ярославичей вместе со своими боярами составили в Киеве сборник законов, названный «Русской Правдой». Какое значение для жизни общества имел первый письменный закон?

(До составления законов судили на основе традиций. Широко распространена была кровная месть. С появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь.)

По мнению ученых, наибольшее влияние на европейскую культуру оказали римское право и ораторское искусство. Я приведу несколько латинских изречений. В них заключена мудрость юридической мысли. А вы попробуйте осмыслить, расшифровать афоризмы.

«Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит, римский историк.)

Как вы понимаете эту мысль?

Закон не обязывает, если он не обнародован.

Утрата уважения к судьям разрушает государство.

Право учреждается для пользы человечества.

«В перечне источников права Российской Федерации, приведенном ниже, нарушен порядок. Вам предстоит расположить источники права в соответствии с их юридической силой:

Конституция РФ;

Постановление городской Думы;

Указ Президента;

Нормы международного договора, утвержденного Государственной Думой;

Постановление Правительства РФ;

Договор между Правительством и профсоюзами.

Правильный порядок таков:

Нормы международного права, утвержденные (ратифицированные) Государственной Думой;

Конституция РФ;

Указ Президента;

Постановление Правительства РФ;

Постановление городской Думы;

Договор между Правительством и профсоюзами.

Государство, гражданин, гражданство

Задания на быстроту реакции и знание терминологии.

 Определенный способ организации общества, политической власти. Имеет соответствующую структуру и специальные органы для реализации своих полномочий (парламент, правительство, суды, полицию, армию и т.д.)

 Лицо, состоящее в  устойчивой правовой связи с государством.

 Устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.

 (Ответы. 1 – государство; 2 – гражданин; 3 — гражданство).

Решите кроссворд.

      По горизонтали:

1 Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. 3. Политическое господство, государственное управление и его органы. 4.

Форма государственного управления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. 5. Принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина. 6. Политическая организация.                   7.

Соединенное союзное государство, состоящее из ряда государственных образований. 8. Установленный порядок, строй.   9. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан. 10. Управление обществом с помощью власти. 11.

Режим, характеризующийся полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности.

По вертикали:

1. Особая политическая организация, основной институт политической системы, осуществляющий управление, обеспечивающий охрану и стабильную структуру общества.

Ответы:     По горизонтали: 1. Гражданин. 2. Монархия. 3. Власть. 4. Республика. 5. Гражданство. 6. Партия. 7. Федерация. 8. Устройство. 9. Демократия. 10. Правление. 11. Тоталитаризм.         По вертикали: 1. Государство

(Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением.

  Монархия – государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по своему усмотрению.

  Республика – государство, где источником власти является народное большинство. Верховная власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок народом.) 

 Форма государственного устройства.

Унитарное — полное политическое единство. Составные части государства не имеют собственного законодательства, обладают равными правами.

Федеративная – союз ряда государств. Они сохраняют высшие органы власти, своего законодательства, налоговую систему и т.д.

3. Конфедерация – государственно — правовые объединения суверенных государств. Имеют свои Конституции, бюджет, самостоятельно выступают на международной арене).

Читайте также:  Виды игр и их классификация в педагогике

Политический режим.

(Политико-правовой режим показывает, какими средствами и методами государственная власть реализует свои функции.)

                                                    Типы политических режимов.

(Демократический. Россия – демократическое государство. Это означает, что носителем суверенитета и единственным источником власти РФ является многонациональный народ.

Тоталитарный и авторитарный режимы – ученики их называют недемократическими режимами подробно их не характеризуют.)

Источник: http://obrazbase.ru/vneurochnaya-i-vneklassnaya-rabota/klassnye-chasy/2285-klassnyj-chas-po-teme-ya-grazhdanin-dlya-8-klassa-20151026

Классный час на тему Мы-Граждане России

Классный час на тему Мы-Граждане России

Страница обновлена 28.07.2017

Классный час « Мы- граждане России»

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”.

Форма: классный час – размышление.

Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.

Н.С. Тургенев.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия “ Мы- граждане России!” Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д.И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

2.Обмен мнениями:

В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?

Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

3.Ребята, понятие “ гражданин”имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать?

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

Что относится к основным обязанностям гражданина России?

·                     соблюдать Конституцию и законы России.

·                     Уважать права и свободы других людей.

·                     Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

·                     В полном обьёме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.

4. Знакомство с законом о гражданстве.

В законе говориться: ( ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)

5.А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здании, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе- надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, – говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. И что это так показала жизнь.

Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить.

На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем.

Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.

“Я вообще ничего не боюсь”,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика”.

“Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”.-“ как чеченских?”-“ Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас”

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль настоящими героями. А о себе профессор, доктор медициских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.

После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс.операций детям.

Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты.

Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали с зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

В зале стоял детский плач. “ Заткните их, или я их сам успокою”- сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.

Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. “Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место и заткнись”- ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: “Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть в каком состоянии дети.

Я приду с лекарствами, чтобы помочь! Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. “ Горцы так не поступают!”- сказал террористам детский врач.

На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

6.Размышление.

Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать? .

Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?

7.Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

8.Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? .

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

9.Размышление о Родине.

Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина ?

Читайте также:  Особенности развития детей дошкольного возраста

Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных “ хрущебах”, а другие строят особняки- дворцы.

Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы.

Невозможно любить помойки, понимать тяжелое положение стариков и огромную разницу в доходах.

Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей? Оказывается много!

10.Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

11.Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Вывод.

Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!

Источник: https://burmak2.edu.yar.ru/docs/klassnie_chasi/klassniy_chas_na_temu_mi-grazhdane_ro_41.html

Классный час «Я – гражданин России»

Классный час «Я – гражданин России»

Классный час «Я – гражданин России»

Разработала:

преподаватель Мартьянова Л.В.

Цели:

Познавательные:

  • прознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «отечество», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;

Развивающие:

  • развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

  • интерес к истории России

Воспитательные:

  • формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

  • воспитание и развитие личностных компетенций;

  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, творческая интерпретация содержания, проживание информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).

ХОД УРОКА

I. Вступление (Слайд 1)

Преподаватель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем : к вам, вашим родителям, ко мне, к нашим гостям.
– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего? (Ответы детей.)
Прочитайте тему нашего разговора. Верно, нас объединяет то, что каждый из нас может про себя сказать «Я – гражданин России»

Начнём класс.час со стихотворения (обучающийся)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Преподаватель: Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие .

Необходимость поговорить об этом вызвана тем, что в этом месяце в нашей стране отмечаются большие народные праздники и проходят политические события. Может быть, вы слышали о том, какие важные мероприятия в этом месяце будут проходить в нашей стране? (Ответы детей.)

Преподаватель: Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат на ближайшее время. (Слайд 3)

Календарь знаменательных дат:

День разгрома фашистских войск в Сталинградской битве (70 лет)

  • 8 февраля — День Российской науки
  • 10 февраля — День памяти поэта А. С. Пушкина (1799-1837).
  • 15 февраля — День памяти воинов-интернационалистов
  • 21 февраляМеждународный день родного языка

  • 23 февраля- День защитника Отечества

.

А теперь давайте вернёмся к нашей теме .

II. Основная часть

Преподаватель: В толковом словаре С. И.Ожегова (с. 143) понятие «гражданин» объясняется так: (Слайд 4)

Преподаватель:

Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.

Гражданин:

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Очень кратко, понятно толкуют слово«гражданин» поэты и писатели. Например:

  • «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов.

  • «Истинный челок и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев. доска

Давайте рассмотрим первое пояснение.

– Каким словом можно заметить слово «лицо»,чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди,которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание«наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)

– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России? – Как можно истолковать значение этого слова ?

– Рассмотрите схему на слайде. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа.

Дополните до фразы, пользуясь словами для справок. (слайд 5)

  • знать (права)

  • выполнять (обязанности)

  • любить (свою Родину)

  • охранять (территорию)

  • беречь (природу)

  • гордиться (культурой, языком)

  • приумножать (богатства)

Проверка: (Слайд 6)

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

–Ребята, давайте сделаем вывод. Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)

А теперь хочется продемонстрировать какая наша Родина красивая.

(Музыкальная заставка: голоса птиц. (Слайды 7-17)

А. Прокофьев.

Нет на свете родины милее, сл.7

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса; сл.8

Где в реках стремительные воды сл.9

Голубеют, словно 6ирюза,

Где, когда настанет непогода, сл.10

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже. сл.11

Надо всё нам делать для нее, сл.12

Чтобы день, который нами прожит, сл.13

Каждым часом радовал ее. сл.14

Всюду всё в её раздольях – наше, сл.15

Отдадим ей думы и дела сл.16

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела! сл.17

Преподаватель: Ребята, давайте вернёмся к гражданственности. Приведите примеры гражданского поведения (ответы учеников)

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края — он сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом. Помогает пожилым людям, инвалидам.

Гражданин участвует в восстановлении памятников старины, останков после Великой отечественной войны.

Преподаватель: Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина? (отвечают на вопросы)

( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Преподаватель: Гражданские качества человека проявляются в его поступках.

Нам ребята подготовили рассказ о поступке во время ВОВ (рассказ)

Преподаватель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг)

Преподаватель: Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства,документах, монетах…) (слайд 18.)

Ребята подготовили нам материал про символы, давайте их послушаем…. (слайды 19,20, 21)

Преподаватель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту.
С момента подписания закон становится обязательным для всех.

Как вы думаете, что является основным законом РФ?

Основным законом в нашей стране является Конституция. (слай22)

Давайте прочитаем что такое конституция?

Конституция – основной закон государства, определяющий , как устроена государство и общество , как образуются органы власти , каковы права и обязанности граждан , герб , гимн и флаг государства , его столицы . Нынешнее конституция была принята 12 декабря 1993 года

В ней расписаны права и обязанности граждан РФ.

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина по Конституции РФ (слайд 23.) Давайте их посмотрим.

права

свобода

обязанности

Равноправие перед судом и законом

Совести

Платить налоги и сборы, установленные законом

На жизнь

Вероисповедания

Сохранять природу и окружающую среду

На свободу и личную неприкосновенность

Мысли

Защищать отечество

На личную и семейную тайну

Слова

На защиту чести и доброго имени

Массовой информации

На пользование родным языком

Свободно передвигаться и выбирать место жительства

Теперь давайте закрепим материал отвечая на вопросы.

Вопросы:

    1. Назовите символы РФ.

    2. Когда принят закон о гербе?

    3. Что из себя представляет флаг РФ? И что обозначает каждый цвет?

    4. Когда был принят закон о Государственном флаге?

    5. Назовите основной закон государства.

    6. Какие обязанности должен выполнять гражданин?

Преподаватель : Итак, давайте подведем итог, какого человека можно гражданином?
(Правильно: честного, доброго, бескорыстно любящего свою Родину, защищающего всех обиженных и оскорбленных.)

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Мне кажется, уместно будет закончить классный час с прослушивания Гимна России, т.к. это главная песня страны, её символ. (слайд 24)

Звучит гимн России.

Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-ya-grazhdanin-rossii-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector