Классный час ко дню изобретателя, 5 класс

Классный час ко Дню изобретателя, 5 класс

ЧТО ЗАСТАВЛЯЛО ЧЕЛОВЕКА ИЗОБРЕТАТЬ?

2 слайд

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин

Что  же заставляло человека изобретать?

Современному человеку уже трудно вообразить, что он может прожить без телефона и телевизора, без автомобиля и самолета, без магнитофона и радио, без…   Можно продолжать этот список, подумав, без чего уже нельзя представить нашу жизнь.

Все это — дело рук ученых и конструкторов, инженеров и техников, рационализаторов и изобретателей. Двигала и движет ими не только необходимость,  но и творческий дух, который воспел Пушкин.

КТО ПЕРВЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ?

Может быть, это древний человек, который развел костер, чтобы согреться или поджарить кусочек мамонта? Или тот, кто впервые придумал нацепить на себя шкуру убитого зверя? А может, это та обезьяна, которую считают нашим предком, догадавшаяся сбить палкой с ветки банан.

Ведь такие действия, что ни говорите, требовали изобретательности ума.

Если идти от далеких времен вплоть до наших дней, то, пожалуй, придется зачислить в разряд изобретений фактически все, что было сотворено человеком, и не только предметы, машины и сооружения, окружающие нас.

Вот, к примеру, алфавит — изобретение? Безусловно, причем изобретение гениальное.

Конечно, про все, что напридумал и создал человек, мы рассказать не в силах. Ограничимся материальным миром, миром вещей. А из него выберем те проблемы, которые встают перед нами сегодня, и прежде всего из области техники.

Люди, изобретая, стремились облегчить себе жизнь, улучшить ее. Тяжелый труд и вправду постепенно брали на себя машины, появилась возможность путешествовать на далекие расстояния, связываться практически с любой точкой земного шара.

3 слайд., 4 слайд

Итак, ИЗОБРЕТЕНИЯ  ДРЕВНОСТИ –Некоторые современные технологии, предметы и знания были открыты и изобретены в далекие античные времена.

5 слайд

Современные историки предполагают, что он жил в 1-м веке н.э. где-то между 10-75 годами. Установлено, что Герон преподавал в Александрийском Музее — научном центре античного Египта, в состав которого входила и знаменитая Александрийская библиотека

. К сожалению, подлинники этих трудов не сохранились, возможно, они погибли в пламени пожара, а возможно были уничтожены в 391 году н.э. христианами.

 До наших времен дошли лишь переписанные копии трудов Герона выполненные его учениками и последователями. Часть из них на греческом, а часть на арабском языке.

Вот некоторые его  изобретения.

6,7,8 слайды                       КОЛЕСО

Одно из величайших изобретений человечества — колесо — появилось в Месопотамии в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Предшественником колеса считают деревянный каток, который подкладывали под груз. Первоначально колесо представляло собой диск, насаженный на ось.

Крупным шагом вперед в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживающегося на неподвижную ось. В этом случае колеса вращались независимо друг от друга. А чтобы колесо меньше терлось об ось, ее стали смазывать жиром или дегтем.

Ничего лучшего в эпоху каменного века придумать было нельзя. Но после открытия металлов стали изготавливать колеса с металлическим ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее и не боялось ударов о камни. Запрягая в повозку быстроногих лошадей, человек значительно увеличил скорость своего передвижения.

Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники. Повозка, гончарный круг, мельница, водяное колесо и блок — вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо.

Каждое из этих изобретений составило эпоху в жизни человечества.

Их совокупное воздействие на жизнь людей было так велико, что без всякого преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мертвой точки и заставило ее мчаться в несколько раз быстрее.

9 слайд  ОДОМЕТР ( по слайду)

10 слайд ( по слайду)

 11 слайд     ИЗОБРЕТЕНИЯ  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (по слайду)

12 слайд (по слайду) — таблица

13 слайд  ИЗОБРЕТЕНИЯ  НОВОГО МИРА

14 СЛАЙД (ПО СЛАЙДУ) – таблица

15, слайд  велосипед -механическое устройство, позволяющее передвигаться за счет работы человеческих мускулов

 16, слайд   

Сведения о велосипедах и самокатах до 1817  неясны и противоречивы.

К изобретению велосипеда приложили руку многие изобретатели и инженеры. Различные идеи повлияли на развитие велосипеда, который совершенствуется и по сей день.

В целом виде велосипед впервые в своих чертежах нарисовал великий изобретатель Леонардо да Винчи.

По-настоящему велосипед начал совершенствоваться с начала XIX века. Однако конструкции с колесами, предназначенные для самостоятельного перемещения их человеком, упоминается уже в XV столетии.

Прототипом велосипеда был селерифер, он очень отдаленно похож на современные модели. По большому счету это был самокат, на двух колесах, была деревянная рама, но не было педалей и руля. Сидя на «самокате», ездок отталкивался ногами от земли, а потом поджимал их, и некоторое время ехал по инерции

17 слайд

Во Франции первый аппарат, напоминающий современный велосипед, появился в 1808 г. Он был изготовлен из дерева и состоял из перекладины, соединяющей два колеса. В отличие от современного велосипеда, у него не было руля и педалей.

18 слайд

В 1817 году немецкий изобретатель барон Карл Дрейз создал первый самокат, который был назван им «машиной для ходьбы». У самоката был руль и седло. Самокат был назван по имени изобретателя дрезиной, и это слово по сей день используется  в русском языке. В 1818 году был выдан патент на это изобретение.

19 слайд

В 1839—1840 годах изобретение было усовершенствовано. Шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к нему педали. Заднее колесо прикреплялось в педали металлическими стержнями, педаль толкала колесо.

20 слайд

Первый велосипед с педалями и рулем был построен и  в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил из Верхотурья на Урале в Москву. Толпа людей, собравшихся на Ходынском поле, с изумлением наблюдала за удивительной двухколесной тележкой Артамонова.

Многие новшества, привнесенные первыми конструкторами велосипедов, способствовали развитию автомобильной промышленности. Более того, многие из первых конструкторов автомобилей и мотоциклов сами вначале были конструкторами велосипедов, как, например, Г.Даймлер в Германии, а также Б.Харлей и А.Дэвидсон в США.

В настоящее время велоиндустрия не стоит на месте. Мы становимся свидетелями появления новейвших видов велосипедов – пляжных велосипедов, зимних велосипедов, «растайбайков», велосамокатов и т. д..

21 слайд – МОТОЦИКЛЫ

22 слайд

Параллельно с развитием первых  велосипедов  изобретатели продолжали совершенствовать  их конструкции, так появились новые модели велосипедов  установленных на них моторов. Этот аппарат в дальнейшем получил своё название  — мотоцикл.  

Наиболее интересными работами в этой области были аппараты французского инженера Луи Гийома Перро, который создал собственный паровой мотоцикл.

Начал он, как и его соотечественник Эрне Мишо, с велосипеда, оснастив его в 1868 г. большим маховиком, благодаря чему ездок мог определенное время двигаться по инерции. Через год Перро стал применять в своих конструкциях одинарную трубчатую раму.

Революционным стал велосипед, разработанный Луи Перро, с электроприводом на заднем колесе. А ведь это было во времена, когда электротехника только зарождалась и хороших электромоторов не существовало, поэтому фантастический для того времени проект тик и остался на бумаге.

Итогом всех этих изобретений стала паровая машина для велосипеда, разработанная Перро в 1871 г. Через некоторое время мотоцикл был изготовлен и опробован на ходу. Топливом для горелки должны были служить винный спирт, керосин или растительное масло.

Двигатель — одноцилиндровая паровая машина. Вдоль рамы крепился рабочий цилиндр, а бачки для топлива и воды располагались поперек рамы. С помощью специального регулятора можно было менять количество подаваемого в цилиндр пара, изменяя тем самым скорость мотоцикла.

Тормоза на машине Перро не было.

23 слайд

Стоит упомянуть еще об одном изобретателе «пароциклов» — американце Луисе Копленде. 

В 1884 г. он поставил  паровой мотор впереди водителя над маленьким передним колесом. Этот мотоцикл мог разогнаться до 18 км/ч, несясь по улицам, как «исчадие ада», и пугая граждан.

В дальнейшем развитие мотоциклов приостановилось. Люди, занимавшиеся их изготовлением, столкнулись с той же проблемой, что и автомобильные мастера, — с отсутствием легкого и экономичного двигателя. Лишь появление двигателя внутреннего сгорания в корне изменило ситуацию, дав мощный толчок дальнейшему развитию этого оригинального вида транспорта.

24  слайд

Мотоцикл «Россия» — первый российский мотоцикл, на который был установлен 1-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания. 1906 год.

25 слайд — АВТОМОБИЛЬ

 26 слайд   ПАРОВОЙ  АВТОМОБИЛЬ

Первый автомобиль, так называемая малая телега Кюньо, с собственным именем «Фардье», был построен в 1769 году, французом Кюньо, она  развивала  на дороге скорость 4,5 км/ч, но только в течение 12 мин, поскольку на большее не хватало ни воды, ни пара. Необходимо было наполнить котел водой и вновь разжечь под ним костер, так как у первого автомобиля отсутствовала даже топка. Но этот двигатель и  «телега» оказался малоэффективен и дальнейшего развития не получила.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/11/23/material-k-klassnomu-chasu-izobreteniya-izmenivshie

Классный час «Детские изобретения? Это интересно!»

17 ЯНВАРЯ

ДЕНЬ ДЕТСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

День детских изобретений празднуется в мире 17 января. Этот день посвящен всем юным изобретателям, без которых мы сегодня не знали бы, например, что такое водные лыжи, меховые наушники, плавательные ласты и многие другие ставшие уже привычными вещи. Отмечается День детских изобретений в годовщину рождения Бенджамина Франклина .

17 января 1706 — 17 апреля 1790

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН

Бенджамин Франклин считается одним из самых выдающихся американцев в истории. Он был и государственным деятелем, и ученым, и дипломатом, и журналистом, и талантливым изобретателем. Отец Бенждамина Франклина был ремесленником . Скорей всего, именно от отца юный Бен унаследовал тягу к созданию различных вещей и устройств своими руками.

Одним из первых изобретений Бенджамина Франклина, которое он, кстати, сделал в 12 лет, считаются плавательные ласты — те самые, без которых сегодня не обходится ни один дайвер. Конечно же, Бенджамин Франклин был далеко не единственным изобретателем, чей талант проявился еще в детстве — история знает и много других замечательных имен.

И именно в честь всех юных талантов празднуется ныне День детских изобретений.

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН

Франклин является одним из авторов Конституции США 1787 года.

Бенджамину Франклину принадлежит ряд популярных афоризмов, самыми известными из которых являются «Время – деньги», «Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня».

Читайте также:  Занятия по методике Макото Шичида: флеш-карточки

Франклин ввел обозначение электрически заряженных состояний «+» и «−», привел доказательство электрической природы молнии, в 1752 году предложил проект молниеотвода, впервые применил электрическую искру для взрыва пороха, получил патент на конструкцию кресла-качалки.

СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ, АВТОРАМИ КОТОРЫХ СТАЛИ ДЕТИ. БОЛЬШИНСТВО ИЗ ЭТИХ ОТКРЫТИЙ УЖЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

В НАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

В 1922 году канадец Жозеф-Арман Бомбардье 15 лет от роду решил поэкспериментировать, и поставил на полозья старый отцовский Форд.

Его интересовало одно: будет подобный гибрид передвигаться или нет? Устройство не подвело юного изобретателя, но к этой идее он вернулся лишь в 1957 году, доведя ее до совершенства.

Как итог — сегодня марка снегоходов «Ski-Doo», разработанная Бомбардье, является одной из популярнейших в мире. 

Неподалёку от Жозефа Бомбардье жила смышлёная девочка Клео Маквикер. Фирма ее дедушки производила средства для чистки обоев от угольной пыли.

Именно с этим вязким пластичным материалом очень любила играть малышка Клео – она с удовольствием лепила из него разнообразные фигурки.

Однажды девочка решила немного преобразовать любимую «игрушку», добавив в ее состав миндальное масло и цветные красители. Вот так и получился тот самый пластилин, который сегодня используют для лепки во всем мире.

Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Гринвуду, который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку.

А вот самое вкусное – создал 11-летний калифорнийский мальчик Фрэнк Ипперсон. Однажды вечером он маялся от скуки: сидел на крыльце своего дома, размешивая палочкой лимонад в стакане и наблюдал за его веселыми пузырьками.

Как это обычно бывает, вскоре его внимание переключилось на что-то другое, и мальчишка убежал, забыв напиток на улице. Ночью температура опустилась ниже нуля, и утром Фрэнка ждал сюрприз – лимонад замерз и превратился в холодное лакомство.

Как он назвал свое изобретение, Вы уже, наверное, догадались, конечно же, «фруктовый лед на палочке», который популярен и по сей день.

Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого невидящие люди могут читать и писать. Юный изобретатель потерял зрение в возрасте 8 лет.

К 15-ти годам Луи разработал рельефно-точечный тактильный шрифт, благодаря которому распознавать символы можно было одним касанием пальца. Тем самым он изменил жизнь миллионов людей.

Сегодня, почти два века спустя, шрифт Брайля является бесценным инструментом обучения и коммуникации незрячих людей и адаптирован для множества языков.

Батут также придумал ребенок.

В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен остановил свое внимание на том, что гимнасты в конце своего выступления обычно прыгают на страховочную сетку.

На этом моменте выступление гимнастов заканчивалось. Но мальчик решил изобрести «подпрыгивающую установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе.

13-летний ученик одной из московских школ Дмитрий Резников разработал совместно со специалистами Государственного медико-стоматологического университета уникальную зубную щетку, предназначенную специально для космонавтов, работающих на орбитальной станции

Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом изобрел и даже запатентовал шестилетний Роберт Пэтч, нарисовавший данную конструкцию для того, чтобы отец сделал ему такую машинку.

10-летняя москвичка Анастасия Родимина стала самым молодым обладателем патента на собственное изобретение. Девочка изобрела новый способ печатной графики.

13-летний Лоренс Рок из Британии заработал 250 тысяч долларов, изобретя звонок, который получают на свой мобильный телефон хозяева дома в свое отсутствие. Лоренс Рок изобрел, по сути, программу, которая сумела соединить SIM-карту мобильника хозяев и дверной звонок.

13-летняя школьница Мэллори Кьювмен из города Манчестера, США, изобрела новое лекарство от икоты. В состав нового лекарства вошли обычные леденцы, сахар и яблочный уксус. Новинка уже получила название «Hiccupops».

16-летний Вадим Хомич из Житомира придумал прибор, блокирующий автомобиль с пьяным водителем.

Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, и калькулятор — все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.

В День детских изобретений проходят многочисленные демонстрации новых изобретений, конкурсы, награждения. Всегда звучит задорный смех, шутки, музыка, потому что изобретать — это естественное состояние всех детей.

Источники:

Информация:

https://www.adme.ru/vdohnovenie/15-poleznyh-predmetov-kotorye-izobreli-deti-613405/

Рисунки:

http://www.donbassinfo.com/images/stories/holidays/childrens_day_inventions.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a3/Benjamin_Franklin_1767.jpg/800px-Benjamin_Franklin_1767.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/168/109168491_000.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/166/109166746_Himr8_22_2.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/166/109166134_large_57490.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/165/109165941_large_236141920x1200.jpg

http://kingpark.biz/images/Batut_nissen_larry.jpg

http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/d8/83/93/DETAIL_PICTURE_552467.jpg

http://unpictures.ru/images/1373774_zubnaya-schetka-dlya-kosmonavtov.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/168/109168075_large_b_3414952_5.jpg

http://3.bp.blogspot.com/asO8w1Ujxuc/UtjlT986JyI/AAAAAAAANdw/i23ttX2S3wo/w1200-h630-p-nu/den-detskih-izobreteniy-500×333.jpg

http://www.milletmedya.com/resimler/20160220_103500.jpg

http://rstart.com.ua/images/statti/rs-v-zhisni-detej/vsemirniy-den-detskih-izobreteniy/top.jpg

http://gifted.ru/images/NR6631a693def9d288bcc81cb400e3a9e1.jpg

http://podarokcity.ru.opt-images.1c-bitrix cdn.ru/upload/iblock/079/07973fe521800c4907ebc23328cb6f70.jpg?137026331817808

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/168/109168075_b_3414952_5.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/168/109168339_large_alkoholsalusautovaditajs_vladnewsru.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/168/109168818_edVuEDgr.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/169/109169097_laurencerook.jpg

Источник: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-dietskiie-izobrietieniia-eto-intieri.html

Классный час в 5 а классе, посвященный Дню Космонавтики «Освоение космоса»

Классный час в 5 а классе, посвященный Дню Космонавтики Классный час в 5 А классе, посвященный Дню Космонавтики

«Освоение космоса».

К. руководитель: Гофман Е.Я.

Цели:

Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;

расширению кругозора учащихся; углублению знаний учащихся в области покорения космоса, развитию чувства солидарности и здорового соперничества.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Дорогие ребята, сегодня 12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим классный час на тему “Освоение космоса”. Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос.

Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе.

То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики.

Ученик читает стихотворение.

Сказал “поехали” Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это – навсегда.

Учитель:А улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям.

И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!…”. Да, она прекрасна.

И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

И еще Гагарин вот что сказал: “А завтра?…Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями. Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное.

И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать.

Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос”.

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – это имена и первого космонавта планеты Юрия Гагарина, и главного конструктора – академика Сергея Павловича Королева.

Сейчас вы можете узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях в любой литературе о космосе. (ученик рассказывает из книги «Я познаю мир» статью «Кто придумал ракету» и «Как устроен летающий космический дом»).

У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Чтобы лучше узнать о космосе, спросим у них. Открываем пресс-конференцию.

Представляем: историк; физик; астроном; космонавт; инженер космической техники;

эколог; врач. Вести опрос специалистов будет школьный корреспондент.

Корреспондент. Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Историк: Приведу одно из высказываний К.Э. Циолковского “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал.

Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов.

Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь.

Корреспондент. Вопрос физику. Скажите, в чем состояла основная трудность на пути в космос?

Физик: Главная трудность на пути в космос – силы земного тяготения. О том, что такая сила существует, люди знают со времен Ньютона. Чтобы справиться с земным тяготением, нужно совершить немалую работу. Любой космический полет связан с преодолением сил тяготения и затратой большой энергии.

Корреспондент. Когда же было преодолено земное тяготение?

Инженер космической техники: Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур. Наконец, 21 августа 1957 г.

советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг. Через месяц, в ноябре 1957 г. полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка.

Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить.

Корреспондент. От запуска первого ИСЗ до первого полета человека в космос прошло 4 года. Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос?

Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета.

Выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами.

Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Корреспондент. Каким требованиям должен отвечать космонавт?

Врач: Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей.

Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом; в-третьих, отвечать требованиям: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Корреспондент. Какую подготовку должен пройти космонавт к полету?

Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, конструкции и устройству космического корабля. А также велась парашютная подготовка.

Корреспондент. Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечит благополучное возвращение космонавта на Землю?

Инженер: Эта проблема оказалась очень трудной. Испробовали множество вариантов.

В начале остановились на конусном варианте, потом предложил использовать классический вариант – форму шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта.

Стояла задача – как погасить огромную скорость спускаемого аппарата с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960г. ОКБ А.И. Исаева сделало тормозную двигательную установку (ТДУ) космического корабля. В атмосфере кабина будет гореть и тормозиться сама.

Нужна была такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали из него кожух для кабины, который решил и эту задачу. Ещё одна проблема: как космонавту приземляться? Наши специалисты решили на высоте 7км от земли, космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.

Корреспондент. Итак, все приготовления к первому полету завершены, выбор за кандидатурой космонавта. Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов?

Историк: Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета, космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А.

Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости. Было не просто.

Им стал Юрий Алексеевич Гагарин.

Корреспондент. Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир. Хочется знать подробнее об этом дне.

Историк: Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

Корреспондент. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?

Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли.

Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно.

Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне.

А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Корреспондент. А как Земля? Какая она с той высоты?

Космонавт: Пожалуй, такая же, как при полете на реактивном самолете на большой высоте. Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле.

Учитель. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

Ученик читает стихотворение.

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

Учитель: А сейчас проведем викторину. (За правильные ответы ученики получают жетон).

  1. Кто был вторым космонавтом в нашей стране? (Г.С.Титов)
  2. Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А.

    Леонов)

  3. Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)
  4. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
  5. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П.

    Королев)

  6. Назовите первую женщину космонавта нашей страны.

    (Валентина Николаевна Терешкова)

  7. В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
  8. Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
  9. Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)
  10. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)
  11. Какая планета самая маленькая? (Плутон)
  12. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник)
  13. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)
  14. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)
  15. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе)
  16. Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)
  17. За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней)
  18. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна)
  19. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах)
  20. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю)
  21. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами)
  22. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей)
  23. Как называется летательный космический аппарат? (Ракета)
  24. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Только вспыхнет и погаснет, так как на Луне отсутствует кислород)
  25. Космонавту в условиях невесомости нужно заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Нет, так как они потеряют вес)

Подводятся итоги игры.

Источник: http://mognovse.ru/pjd-klassnij-chas-v-5-a-klasse-posvyashennij-dnyu-kosmonavtiki.html

Классный час для обучающихся 5класса

Классный час для обучающихся 5класса

Классный час для обучающихся 5 класса

Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?

Рабочие материалы для классного часа

Цель:   формирование установок толерантного сознания учащихся;

  • показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю… (А. де Сент-Экзюпери)

1.Приветствие, объявление темы.

Учитель предлагает ребятам нарисовать себя на отдельных карточках. На обратной стороне каждой карточки – «Я». 

Обсуждение: почему все картинки получились разные?

Мы все очень разные!

Мы не выбираем цвет кожи, глаз, волос, не выбираем родителей…

2.Хорошо это или плохо, что все мы разные?

Работа в группах: «Хорошо» и «Плохо», что все люди разные. Обсуждение проблемы.

3.     А что нас всех объединяет? Мы относимся ко всем одинаково или в разных ситуациях ведем себя по-разному? (внимание на слайд презентации)

Послушайте стихотворение (учитель читает стихи, слайд 11, до появления слова «Сострадание»:

Сидел слепой на сером пиджаке,Опершись о бетонный парапет,А в его шляпе несколько монет,Ещё табличка с надписью в руке.Гласит она: «Я слеп, подайте люди!»Сновал народ, не замечал калеку,Кто шел домой, в театр или на реку…Пусть голоден, но он людей не судит.

Словно на паперти – слепцу беднягеСидеть, возможно встретит он рассвет,Но вот прохожий несколько монет,Оставил в шляпе бедному парняге.Табличку взял прохожий и добавил,На тыльной стороне, другую фразу,Вернул и удалился, почти сразу.Той надписью, задуматься заставил…Прохожий через время возвращался,Шляпа калеки, до краев, полна монет.

Узнав шаги, слепой сказал: «Привет!И чем же ты в табличке отписался?!»Ответил просто: «Правдой не обижу!Перефразировал ее, но я не каюсь».Ушел прохожий… Надпись там такая:

«Весна пришла, но я её не вижу!!!»

4.     Что заставило прохожего остановиться, помочь? Как можно назвать такое отношение к окружающим?

Со-страдание. А что обозначает приставка со-? (вместе)  Какие слова с приставкой со- вы знаете еще?

Со-чувствие, со-действие, со-участие, со-трудничество, со-переживание, со-товарищество, со-дружество …

Скажите, когда Я становится МЫ? (если есть связь, отношения)

 Что необходимо сделать, чтобы «Я» превратились в «МЫ»? (работа с карточками)

«Мы все разные, но мы должны быть вместе» (внимание на слайд презентации) – какой знак препинания вы поставили бы в конце предложения? «. !?…» Обсуждение.

5.Как нам вести себя с теми, кто на нас не похож?  

Что мы можем делать для окружающих?  

В группе ребята пишут (выбирают из списка «верно/не верно») правила поведения. Обсуждаем.

Мы все разные, но у всех нас есть что-то общее.

Не важно, что ты слушаешь, как одет и какой у тебя цвет кожи, главное – какой ты человек!

Нужно быть терпимыми друг к другу.

Мы все разные – этим и прекрасные.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Ты или твои родственники могли бы оказаться на месте «того парня».

Если можешь, помоги!

Или просто улыбнись!

6.     Подарим друг другу частичку нашего хорошего настроения, почувствуем плечо друга. Упражнение «Техасское объятие» (Встать в круг, положить друг другу руки на плечи, сделать большой шаг вперед).

Поломай себе руки и ноги,Потеряй в суете кошелек,Окажись у медведя в берлоге,Опрокинь на себя кипяток.

Выпей чашку чернил по запарке,Куртку новую супом залей,Наступи на змею в зоопарке,В день рожденья чумой заболей,Упади на ходу с электрички,Пострадай от блатного ножа,Загорись от погашенной спички,Сядь в лесу на большего ежа.

Забреди на прогулке в болото,Проколи себе палец иглой,Упади на забор с вертолета,Подавись баклажанной икрой…И когда приключится такое,Я на помощь к тебе поспешу -Я тебя излечу, успокою,

Заслоню, защищу, затушу…

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-dlia-obuchaiushchikhsia-5klassa.html

Классный час в 5 классе: «Страна вежливости»

Классный час в 5 классе: «Страна вежливости»

Краткое описание.

   Классный час, проведённый для учащихся 5  класса,  посвящён теме  вежливости. Выбранная  тема очень актуальна, забывают наши дети о вежливых словах и поступках. А вот в интересной  и занимательной форме легко и доступно взрослые напоминают детям о хорошем.

     Форма проведения классного часа: путешествие по стране, которой нет на карте. В этой стране учащиеся встречаются со словами, которые помогают им в жизни. Знакомятся с приёмами вежливого общения на примерах поступков, дел и отношений различных героев.

    Учитель и ребята проделали большую подготовительную работу. Они учили стихи, песни. Работали над созданием буклетов, изучали толкование вежливых слов, проводились репетиции инсценировок, детям помогали родители.

     Чтобы вежливость стала чертой характера, и искусством вести себя в обществе. Ребёнок учится вежливости, подражая взрослым. При всяческих условиях вежливости следует учить «вежливо».

     Я очень надеюсь, что вежливые слова помогут моим ученикам в дальнейшем общении с окружающими людьми.

 Цель:

образовательная — познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения;

воспитательная — воспитывать уважение к окружающим людям;

развивающая – развивать у детей чувство такта;

развивать устную речь учащихся;

обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование:

— компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудио кассета, индивидуальные карточки.

Ход классного часа.     

    1.   Организационный  момент.

    2. Вступительное слово учителя.

-Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте,

Однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать название этой страны мы должны собрать слоги,  которые перепутались от дуновения ветра. Давайте

разделимся на две команды и выполним эту работу. Кто справится с этим заданием быстрее.

— Молодцы! Разгадали тайну. Она называется « Страной вежливости».

-Итак, в путь!

 Физминутка.

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке.

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

На лужайку забежим,

Стоп присели

И за парту тихо сели (под музыкальную мелодию).

— Эта страна состоит из областей, в которых мы побываем.

В этой стране  употребляются такие слова, как

Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой

общаться.

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, каждому человеку.

-Ребята, а как вы думаете, вежливыми рождаются, или ими становятся.

-Правильно, становятся. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

А сегодня проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом.

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого….( спасибо)

Когда услышит….( добрый день)

3       Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте).

4       Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим, извините…(пожалуйста)

5       И во Франции, и в Дании

На прощание говорят… (до свидания)

Первая область этой страны называется «Слова  приветствия»

Стихи читают подготовленные ребята.

1. Мне кажется, что « Здравствуй» — лучшее из слов

Потому то «здравствуй» значит — будь здоров.

Правило запомни, знаешь — повтори                                                                        

2.Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра.

Значит. Слово «здравствуй» говорить пора!

3.Он кричит «Ку — ка — ре — ку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

-Какие слова — приветствия употреблены в этом стихотворении?

-Васильев Саша приготовил буклет о словах – приветствиях.

-Я приготовил буклет «Слова — приветствия».

Здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет,

Приветствую Вас, рад приветствовать Вас.

А эта информация будет интересна для нас.

-Лапландцы трутся друг о друга носами.

-Китайцы слегка наклоняются, пожимая себе руку.

— Американцы хлопают друг друга по спине.

-Французы целуют в щёку.

-Русские пожимают друг другу руку.

-Сейчас я поздороваюсь с каждым из Вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.

-Приветик!

-Здравствуй, Саша!

-Привет, Настя, ты хорошо сегодня выглядишь!

-Доброе утро! У тебя, Андрей очаровательная улыбка!

  -Какое обращение понравилось больше всего и почему?

-Мне хочется познакомить Вас с новым  словом Комплимент.

Игра «Комплимент»

-У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника – девочка и мальчик. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Я разделила доску пополам, слева написала слово мальчик, справа-девочка.

Вы будете делать комплименты, а я записывать их на доске

Победит то, кто последним скажет хорошие слова.

-Скажите можно ли говорить взрослому « Привет или приветик!»

-Скажите, нужно ли здороваться со знакомыми взрослыми на улице.

-А ещё при встрече важно улыбнуться друг другу.

-Давайте не скупиться на улыбку.

Вот мы и побывали в области слов-приветствий

давайте повторим их: Здравствуй. Доброе утро, добрый день, вечер,

привет, приветствую вас, рад приветствовать вас.

-Звенит звонок и продолжаем наше путешествие.          

Физминутка.

-Вот новая область, которая состоит из двух районов первый район «Слова извинения», второй «Слова благодарности» .

Стихи читают подготовленные ребята.

1.Поросёнок Хрюша хвост коту прижал,

Кот мяукнул — он не слушал, дальше побежал!

Это не годится, надо извиниться!

2.Медвежонок Проша кролика задел

Ну и Проша!

Что ж такой ты не хороший?

Это не годится. Надо извиниться!

3.Жеребёнок Жужжа бегал и шалил.

Проскакал по луже. Всех друзей облил!

Ну и Жужжа!

Всех друзей облил из лужи!

Это не годится. Надо извиниться!

-Можно Хрюшу назвать вежливым?

-С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,

Убежал. Не вспомнил он слово…(извините)

Со следующими словами  знакомит Тяпкин Андрей

-Я приготовил буклет. Какие же слова извинения можно использовать в речи?

Вот кто вежливость у нас         — Что с тобой

                                                     Вскричала мать

Проявил на деле:                       Заболел сыночек?

Он в полночный тихий час      — Я забыл тебе сказать:

Поднял мать с постели.         « Мама, доброй ночи».     

-Можно назвать сына вежливым?

-Давайте повторим слова- извинения, которые узнали в этой области:

Извините;

Простите;

Я Виноват.

Следующий район  этой области «Слова благодарности».

Подарили вам портфель и ещё что – либо, Надо что – то бы сказать,

Кажется…(спасибо)

Я приготовила буклет. Хочу познакомить со словами — благодарности (выступила Дрозд Аня).

-Повторим слова благодарности.

Физминутка

— Эта область состоит из двух районов.

1.Слова прощания

2.Слова просьбы                                                                                                   

Информация учащихся с  буклетов  (учащиеся готовили материал самостоятельно)

Слова-прощания

До свидания, пока, счастливого пути

-К вежливым словам относятся « Слова просьбы»

Будьте добры, пожалуйста.

-Давайте их повторим!

-Вежливые слова надо не только знать, но и использовать в своей речи.

Но к сожалению бывает и наоборот.

Инсценировка  стихотворение «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести;

-В гостях, Медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу.

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть.

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь и вежлив будь

И уступай прохожим путь,

А старших уважай.

И бабушку – медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай

Так  Мишку лет пяти-шести

Учили как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-

Лисицам и медведям.

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не нужно нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро.

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти – шести

Учили. Как себя вести, но видно воспитатели

Напрасно время тратили.

-Можно ли назвать медведя вежливым? Что он делал плохо?

Игра «Волшебный горшочек»

Здесь лежат волшебные предметы с вопросами.

1.Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать? (здравствуйте).

2.Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать? (простите)

3.Кто-то вам сделал доброе дело, его вы  хотите отблагодарить. Какое слово скажите? (благодарю).

4.Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово

(пожалуйста).

5.Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете?

6.А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите? (спасибо)

7.Какое слово говорят при прощании (до свидания!)

-Что здесь написано «Касса» Давайте в неё постучим.

Стихотворение «Вежливое слово»

-Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее. Радостнее на душе. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение.

 Мини – спектакль о вежливости.

-Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнце. Оно светит в каждом из нас

Это доброта. Добрый человек – тот. Кто любит людей и помогает им.

1.Доброта-это, по-моему, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

Делать добро другим.

2.Добрый,  делает добро своему ближнему. Несёт добрые вести.

Песня «Если добрый ты»

-Давайте вспомним волшебные  слова .-Они  в разговоре полезны, с ними легко на прогулке и дома, будет приятно их слышать любому.

Итог занятия

Рефлексия.

— Что же такое вежливость?

-чем запомнится вам этот классный час? Что вы для себя уяснили?

Литература:

1. Арсенина Е.Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 классы»; Москва «Глобус»2007г.

2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»; Москва «Просвещение» 1991 год.

3. Женило М.Ю. «Театрализованные праздники»   Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.

4. Попова Г.П.  «Классные часы 2 класс» Волгоград «Феникс» 2008г.

                                       Приложение.

Песня. Если добрый ты.

1.Дождик босиком по земле прошёл

Клёны по плечам хлопал

Если ясный день это хорошо.

А когда наоборот плохо.2 раза

2.Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты, то всегда легко

А когда наоборот трудно.

3.С каждым поделись

Радостью своей

Рассыпая смех звучно

Если песни петь

С ними веселей

А когда наоборот скучно.

Вложения:

ФайлРазмер файла:
Презентация к уроку 3814 kB

Источник: http://tepsurkaeva.ru/vneklassnaya/115-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%87%D0%B0%D1%81-%D0%B2-5-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5-%C2%AB%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%C2%BB.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector