Классный час на тему: дружба, 7 — 9 класс

Классный час на тему: Дружба, 7 - 9 класс

Классный час » Поговорим о дружбе…»

Разработала: классный руководитель 6 «б» класса МКОУ «СОШ №8» Тучкова Е.И.

        Цель мероприятия: способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.

    Формируемые УУД

Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других;

осознание дружбы как одной из главных ценностей в жизни человека.

Метапредметные:

1.         Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;

2.         Регулятивные: удерживание задачи; самооценка 

3.         Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе

    Форма проведения: ситуативные технологии.

Эпиграфы на доске (на слайде) с пропущенными словами:

«Недалеко уйдете в ………, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки».    

Лабрюйер

«Жар …….. согревает сердце, не сжигая его».

Ларошфуко

«Одно из важнейших свойств настоящей …….. есть умение предугадывать просьбы друзей».

Сократ

Ход классного часа:

Приветствие:

Здравствуйте! Меня зовут Тучкова Елена Ивановна. Сегодня я проведу у вас классный час, тему которого, я думаю, вы мне поможете назвать. Но в самом начале, я хочу узнать с каким настроением вы пришли на этот классный час.

Перед вами 3 кружка – зеленого, синего и желтого цвета.

Если вы полны сил,  и у вас замечательное настроение, возьмите кружок зеленого цвета, если ваше настроение можно назвать хорошим – то синий кружок, если вас в данный момент что – то беспокоит, и ваше настроение нельзя назвать хорошим – возьмите желтый.

А теперь  обратите внимание на доску. Вы видите перед собой высказывания известных философов, в которых  пропущены словам. Эти люди жили в разные времена, но почитали одно и то же, как вы думаете, что это?? (Дружба)

Я предлагаю вам посмотреть следующий отрывок из мультфильма, о чем хотел сказать его автор этим сюжетом? О дружбе.

  Международный  День дружбы празднуется   30 июля.

        Человек – это существо общественное. Он не может жить без других людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

          (Учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос). Я предлагаю вам прослушать некоторые утверждения, а вы скажете, согласны вы с ними или нет.

Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех – и все за одного.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

        Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Как вы думаете легко ли сохранить дружбу на длительное время, или для этого нужно приложить немалые усилия? Что может разрушить дружбу? Я предлагаю вам эксперимент. Мне нужны четыре добровольца.

Один из вас остается здесь, а троих я попрошу недолго подождать за дверью, в определенный момент я вас позову.

  Оставшемуся учащемуся предлагается следующая история.

    Миша и Коля – друзья. Миша  попросил Колю кое – что разузнать и сообщить до субботы при личной встрече. Но в субботу у Коли не получилось бы встретиться, поэтому он встретил своего приятеля и попросил передать другу следующую информацию «Не могу лично встретиться, твою просьбу выполнил.

Узнал, что в субботу этого человека не будет дома, ты можешь прийти к нему либо в воскресенье после двух часов дня, либо в понедельник в 10 часов утра, не забудь, что в понедельник в это же время ты обещал передать мою записку нашему общему знакомому.

Встретимся во вторник в 12 часов дня в парке у большого дуба».

Информация передается от одного человека к другому. Каждый из последующих учащихся часть информации не проговаривает. Заострить внимание учащихся на том, что когда информация передается из уст в уста, в конечном итоге, она может быть искажена. Происходит анализ проведенного эксперимента. Какие выводы мы можем сделать? (Не все, что нам порой рассказывают, может быть достоверно).

Ребята, послушайте притчу.

 Притча о трех ситах Сократа: правда, доброта и польза.

Перед тем как высказать свою мысль, обдумай её, пропусти её через три разных сита. Однажды к Сократу пришёл один человек и спросил:— Знаешь ли ты, Сократ, что сегодня мне рассказал о тебе твой друг?

— Подожди,  — остановил его Сократ,  — просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

— Три сита?
— Перед тем как что-либо сказать, нужно это трижды просеять. Для начала через сито правды. Ты уверен в том, что то, что ты хочешь мне сказать —  правда?
— Нет. Я только слышал это…

— Замечательно. Выходит, ты не уверен в истинности своих слов. Тогда просей свои слова через следующее сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что – то хорошее?
— Нет, напротив…

— Значит, — снова перебил Сократ, — ты хочешь наговорить мне что-то плохое о моём друге, но ведь ты не уверен в том, правда ли это. Осталось просеять твои слова через последнее — сито пользы. Уверен ли ты в том, что мне принесёт пользу то, что ты собираешься мне рассказать?
— Нет, это не так важно.

(Как вы думаете, что сказал Сократ дальше?)
— Значит, — подвёл итог Сократ, — в том, что ты хочешь мне сказать нет ни пользы, ни доброты, ни правды. Тогда для чего мне это слышать?

Чему может научить эта притча?

– Есть ли у вас настоящие друзья? А как, по вашему мнению, в данной ситуации поступил бы обычный человек?

Я предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций.

1-я ситуация

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Тот, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Ведь дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Дружба – это сила!

2-я ситуация

Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только один день.

Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» — в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы.

Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай. Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку.

Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он никогда уже не доберется до пристани. Он напрягал все силы…  Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил: — Ты откуда, хлопец, взялся? — Сегодня мы брали у вас лодку…, я обещал вернуть… Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли.

Конечно, ему было также страшно, как и тем другим сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

3-я ситуация

Солнце садилось за горизонт. Пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. На пенёк вскарабкался светлячок и запел. Он пел о том, что видел: о розовом закате, зелёном море травы, облаках, плывущих вдаль.

Его пение нельзя было сравнить с искусной трелью соловья, но у него всегда было много слушателей, и всё потому, что его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги, подобно бриллианту.Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель — белокурый мальчик.

Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем — бриллиантовым светлячком. Кружилась голова от лести и восхищения, и лишь иногда прибегал он на полянку, где его всегда ждал мальчик. Время шло, и светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант.

И однажды, когда он пел, кто-то из его друзей шепнул: «Чего вы его слушаете? Он же тускл, как кусок стекла, и совсем не умеет петь».Друзей больше не было: в гости не звали и не восхищались. В отчаянии  побрел светлячок куда глаза глядят. И оказался на знакомой полянке. Там его уже ждал мальчик. Светлячок вспомнил прежних друзей и горько вздохнул.

— Что случилось? Я так по тебе соскучился,- сказал мальчик. — А разве ты не видишь? — Нет, — честно ответил мальчик. – Спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это. И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он или нет.

Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему просто нужен! — Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу, — предложил светлячок. — А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом. 

— Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

4-я ситуация.

Проанализируйте следующие высказывания.

«У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в данную минуту находишься рядом.» Л.Н. Толстой

Читайте также:  Послушный ребёнок - это родительское счастье или непоправимая ошибка?

«Не слушайте тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.» Л.Н. Толстой

У каждого на столе есть тест, с помощью которого вы можете определить хороший ли вы друг.

Выполнение теста и анализ его результатов.

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь  приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) родителям…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

 Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи.

Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонгонга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила.

Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.

Кодекс дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Умей слушать.

Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

Доверяй другу и будь уверенным в нем.

Сохраняй тайны своего друга.

Не критикуй друга публично.

Не будь назойливым и не поучай.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

Возвращай долги.

Радуйся успехам своего друга.

Итак, ребята, наш классный час подошел к концу. Я надеюсь, что когда – либо, выводы, сделанные нами сегодня, помогут вам принять правильное решение. Оцените свое настроение на данный момент, выбрав кружок соответствующего цвета.

Спасибо за внимание.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/12/26/klassnyy-chas-pogovorim-o-druzhbe

Классный час в 9 классе Тема: «О друзьях и дружбе»

Классный час в 9 классе Тема:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа им.Г.Давыдовой

Классный час в 9 классе по теме

Тема: «О друзьях и дружбе»

Провела:

учитель физической культуры

первой категории и классный

руководитель 9 -го класса

Искендерова А.Ф

г. Дербент 2017

Цель :

Способствовать расширению нравственного опыта подростков, предостережению их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками.

Формировать коммуникативные навыки (учить аргументировать свое мнение)

 Задачи :

Учить детей строить отношения со сверстниками;

Учить анализировать свои поступки и поступки своих товарищей.

Развивать умения объяснять свою точку зрения;

Воспитывать доброжелательность;

Создавать благоприятную атмосферу в коллективе.

Оборудование: плакаты – высказывания о дружбе на доску, карточки – задания для тестирования.

 Этапы проводимого занятия:

Вступительная беседа.

Игра – активатор «Мнения»

Работа над ситуационными задачами.

Игра — тест «Умеем ли мы выбирать друзей?»

Рефлексия.

Беседа, игра – активатор, тест.

Форма проведения занятия: Разговор на заданную тему.

Содержание :

Вопросы к учащимся:

— Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

— Какие проступки ты мог бы простить другу?

— Что не смог бы простить ему?

— Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность. « Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», — писал в 12 веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. Но что такое дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей?

Послушайте приведенные ниже определения друга, выберите из них два: одно, с которым вы согласны, второе, которое, на ваш взгляд, является неточным или неверным. Докажите свою точку зрения. Можете также дать свое собственное определение друга.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КОГО НАМ ВЕЧНО НЕ ХВАТАЕТ.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО ВСТАНЕТ ВМЕСТО МЕНЯ.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, ВМЕСТО КОГО ВСТАНУ Я.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, К КОМУ МОЖНО ВОРВАТЬСЯ ДАЖЕ В ДВЕНАДЦАТЬ НОЧИ И СКАЗАТЬ: « МНЕ БОЛЬНО» ИЛИ « Я ВЛЮБЛЕНА!»

ДРУГ – ЭТО ТОТ, С КЕМ МОЖНО ПОМОЛЧАТЬ.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ ПРАВДУ, НЕ БОЯСЬ БЫТЬ ОТВЕРГНУТЫМ ПОСЛЕ ЭТОГО.

Друг встанет к тебе лицом, даже если все отвернутся от тебя. Друг просто придет и скажет: «Не вешай нос. И улыбнется, и похлопает тебя по плечу. Ведь он все понимает, все видит, он верит в тебя.

Это человек, от светлого сердца которого и день становится не таким хмурым, и прохожие не такими равнодушными, и неудачи – не такими большими и неисправимыми, и сам ты — не таким потерянным и скучным.

Друг – кто хочет, чтоб ты был лучше его.

Друг – это тот, кто делает тебя лучше, умнее, сильнее, добрее лишь для того чтобы ты делал добро не ему одному, а всем людям.

Товарищество и дружба – это удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: « Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый поставил бескорыстие.

Оно делает отношения между людьми благородными и чистыми. Настоящий друг разделит радость и огорчение, проявит сочувствие в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.

Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы.

Вот как об этом сказал великий В. Шекспир:

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде,

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем, без лишних слов,

Он помочь тебе готов.

— Как вы считаете, при каких условиях наш класс может быть дружным или может жить дружба между отдельными ребятами?

Конечно, если будет совместная деятельность, общие переживания, взаимопомощь, внимательность и доброжелательность друг к другу.

ИГРА « МНЕНИЯ»

Источник: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-v-9-klassie-tiema-o-druz-iakh-i-druz.html

Классный час «Поговорим о дружбе» (7-8 классы)

Классный час «Поговорим о дружбе» (7-8 классы)

Цели: Помочь учащимся в самораскрытии;

способствовать преодолению барьеров в общении;

совершенствовать навыки общения.

Материалы

Листы с неоконченными предложениями.

Листы бумаги для проведения теста, написания объявления.

Заранее надо попросить детей составить рассказ о друге

Ход занятия

Дорогие ребята!

Сегодня мы проведём классный час на тему «Поговорим о дружбе»

Цель классного часа: познакомиться с критериями дружбы, оценить свои качества настоящего друга, рассказать о своих друзьях, а так же совершенствовать навыки общения

Надеюсь, что отведенное нам время мы проведем, не только интересно, но и с пользой.

Когда друзья встречаются, они обязательно приветствуют друг друга. Давайте же поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг и выполним

упражнение “Аплодисменты по кругу”

Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Упражнение выполняется до тех пор, пока, аплодисменты не прозвучат для всех.

(Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …”)

Итак, мы поприветствовали друг друга, каждому досталось понемножку внимания и аплодисментов. А теперь я попрошу вас сесть на свои места.

Сегодня мы будем, как я уже сказала, говорить о дружбе. Что же такое дружба?

Дружбу не так легко описать, как поначалу кажется. Говорят, у эскимосов есть сотни слов, обозначающих снег.

К сожалению, даже могучий русский язык не в силах различить каждое из значений этого слова. Конечно, дружба – столь же многогранное понятие.

Бесконечное множество ее оттенков и сторон не сможет в точности описать ни один язык мира. Лишь перу поэта доступно донести до нас ее значение.

Послушайте, как видит дружбу известная Моршанская поэтесса В.Кулагина.

Как рада я звонкам друзей, которые не забывают,

И, сколько б ни промчалось дней.

Всегда с любовью принимают

Вино и хлеб, горячий чай,

Яичница «скворчит» с огня…

Уж если есть на свете рай.

То только там, где есть друзья.

Все изменяется, течет

И разрушается с годами,

Но время замедляет ход,

Когда встречаюсь я с друзьями.

Поговорим о том, о сем,

И посмеемся, и поплачем,

И, душу облегчив, поймем.

Как много в жизни дружба значит

В принципе, каждый конечно видит дружбу по-своему.

Но существуют даже некоторые критерии дружбы и качества настоящего друга.

Давайте их рассмотрим и если это, возможно, дополним или поправим

На данной схеме дружба представлена виде цветка, который нужно вырастить и постараться сохранить.

Итак, первый лепесток — «Быть честным и правдивым». Важно ли это для дружбы? Я думаю, что только настоящий друг имеет право сказать правду в глаза, не льстить, не врать, а сказать всё как есть.

Следующий лепесток – «Быть добрым, чутким и терпеливым». Конечно злым, нетерпеливым, резким людям очень трудно найти себе настоящих друзей.

Далее – «Быть интересным, простым, приветливым» — к такому человеку тянутся другие, с ним интересно общаться, с ним интересно поговорить

Четвёртый лепесток – «Быть верным, преданным» — это значит, никогда не забывать своего друга, не отдавать предпочтения другим,

Лепесток «Умеет хранить тайну» — настоящий друг никогда не раскроет тайны, которую вы ему доверили

Лепесток «Не завидует, не зазнаётся» — как часто бывает, что из-за зависти друзья расстаются врагами. Друг получил большое наследство или неожиданно выиграл в лотерею.

Читайте также:  Житков «как я ловил человечков»

И вместо того, чтобы порадоваться за своего друга, мы начинаем злиться, а почему же у нас нет такого богатого родственника или чем же мы хуже, почему нам так не повезло. Зависть – это очень плохое «чёрное» качество человека.

Но бывает так, что деньги не идут во благо, и друг начинает зазнаваться, забывает о том, с кем недавно ещё был на равных, как говорят «делил корку хлеба»

Лепесток «Требователен к себе и другим» — А важно ли это качество? Я думаю важно. Друг попросил солгать, пропустить уроки, совершить плохой поступок. Вы должны убедить его, объяснить ему, что ни к чему хорошему это не приведёт

Лепесток «Понимает интересы другого» — т.е. у каждого могут быть свои увлечения, хобби. Это хорошо, когда они совпадают, а бывает и нет.

Но не надо издеваться, смеяться над увлечением друга, высказываться и убеждать, что ваше увлечение лучше.

Для вашей дружбы будет лучше, если вы наоборот поможете другу: найдёте диск с записями его любимой группы или что-то другое, касающееся его увлечения

Лепесток «Сочувствует, готов поддержать» — это значит, друг всегда подставит плечо, всегда поможет, пожалеет, поможет перед всеми отстоять мнения друга

Лепесток «Не эгоист, уважает другого» — Эгоисты думают только о себе. На первом, втором и на третьем место у них – я. Они не считаются с другими, не обращают внимание на чувства других, а дружба должна строится на взаимном уважении друг друга.

Как вы считаете, нужно ли нам что-то добавить, или мы учли всё?

Тогда сделаем вывод, что настоящие друзья должны обладать именно такими качествами и, наверное, каждый из вас хотел бы, чтобы его друг был именно таким.

Ребята, подумайте, а, можете ли вы сами соответствовать понятию “друг”,т.е.обладаете ли вы именно качествами «настоящего друга»? Попробуем это определить с помощью теста

22. Радуюсь успехам и достижениям друга.

23. Не забываю поздравить друга.

24. Помню о друге, когда того нет рядом.

25. Ни в чем и никогда не завидует другу.

Интерпретация результатов.

Каждый ответ «да» — 2 балла, «не знаю» — 1 балл, «нет» — О баллов. Суммируйте полученные баллы.

От 0 до 14 баллов. Вы не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 37 баллов. У вас уже есть определенный опыт на­стоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате ко­торых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо пони­мающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Вот видите, как у нас хорошо получилось. Оказывается, все вы обладаете качествами настоящих друзей. Это замечательно!

Но бывает и наоборот.

Послушайте стихотворение «Друг» и попробуйте оценить двух друзей – его героев

Друг

Были лучшими друзьями они

Очень долгие счастливые дни.

Вместе в праздники садились за стол;

Вместе вечером смотрели футбол.

Но всему земному есть свой предел:

Тяжело один из них заболел.

Из диагноза он понял одно:

Что поправиться ему не дано.

И несчастный, обречённый больной

Позвонил в то утро другу домой,

Чтоб пришёл к нему в тяжёлый момент,

Но услышал он, нежданно, в ответ:

«Я б заехал, но поверь мне, старик,

День расписан по минутам, впритык.

Обещаю, что как только смогу

Обязательно к тебе забегу.»

В ожиданье, умирающий друг

Слышал тихий, но отчётливый стук.

А когда, казалось, он замолкал

Пересохшими губами шептал:

«Слышишь, сердце, ты молчать подожди,

Пусть пройдут, сперва, косые дожди

И бело от снега станет вокруг;

Пусть увидится со мной лучший друг.»

Дни проходят, а у друга дела:

Дочка старшая вчера родила;

На работе план, по срокам, горит.

В общем, в жизни всё, как прежде, бурлит.

И от дел не оторваться ему,

Чтоб наведаться к дружку своему.

Только изредка о нём вспоминал,

А больной лежал один и шептал:

«Слышишь, сердце, я прошу, не смолкай, –

Первый снег зимы увидеть мне дай.

Друга, чувствую, уже не дождусь.

Умираю. Помоги мне, Иисус!

Я молитвам не обучен, прости,

Но, прошу, не дай с собой унести

Плод моих неверно прожитых дней.

Каюсь, Боже, всей душою своей!»

Вдруг внутри себя услышал он речь:

«Я пришёл и снял ярмо с твоих плеч.

Ты откликнулся на Мой тихий стук,

И отныне навсегда – ты Мой друг.

Не печалься, помогу Я тебе:

Я друзей не оставляю в беде.

Дай Мне руку и с тобою вдвоём

Мы на горную вершину взойдём.»

После этих слов страдалец больной

Ощутил на сердце мир и покой.

Как вы считаете, ребята, можно ли героев стихотворения назвать настоящими друзьями?

Когда случается беда, как бы не было прискорбно, вот тогда и бывает понятно, кто настоящий друг, а кто просто приятель, знакомый. А кстати в чём отличия настоящего друга от приятеля, знакомого?

С приятелями, знакомыми можно хорошо провести время: послушать музыку, приготовить уроки, сходить в кино, поделиться впечатлениями об увиденном.

Но только друг в любую минуту будет готов прийти к тебе на помощь, ничего не требуя от тебя взамен. Он пой­мет тебя и поможет тебе оценить твои поступки.

Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.

И сейчас я предлагаю вам написать окончания предложений и может быть это будет откровением не только для одноклассников, друзей, но и для нас учителей. Мы постараемся лучше вас понять.

Откровенно говоря, для меня очень важно …

Откровенно говоря, я ненавижу, когда…

Откровенно говоря, я радуюсь, когда…

Откровенно говоря, самое главное в жизни…

Кто хочет зачитать свои ответы в слух?

Всем ли мы можем доверить свои откровения?

Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?

А скажите, должны ли друзья быть, во всем похожи друг на друга?

А как объяснить высказывание

Ну а теперь давайте послушаем домашнее задание. Вам необходимо было подготовить рассказ о вашем друге.

Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей или единомышленников. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его “Ищу друга”.

Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.

А теперь я зачитаю ваши объявления, а вы должны отгадать, кто является автором каждого объявления.

Упражнение “Скульптура”

Наше время на исходе. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш…

Один из вас начинает игру: он кладет ручку посреди класса на пол. Второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтоб они соприкасались друг с другом. Третья ручка или карандаш должны соприкасаться с одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будет выложены на пол все ручки.

Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить суть игры. Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место.

Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы (ладошками, плечами, коленями…)

Запомните эту картину! Но память штука не очень ненадёжная. Поэтому я эту скульптуру сфотографирую на память

Наш классный час подошёл к концу. Сегодня мы поговорили о критерии дружбы и качествах настоящего друга, рассказали о своих друзьях, немного пооткровенничали.

И я очень хочу, чтобы каждый из вас имел настоящего друга, способного понять, пожалеть, выслушать и помочь в трудную минуту. А таких друзей надо беречь!

Берегите друзей

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный

Изливать повсюду не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг — и повинился —

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Р. Гамзатов

Хороший ли ты друг?

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна.

Б) Одолжишь подруге денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу вместе провести вечер, но она уже обещала своей маме вымыть окна. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна.

Б) Поможешь ей. Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой подружке.

Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге. Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге.

В) Расскажешь об этой ее отцу…когда увидишь его.

Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг обнаруживает, что не взяла с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей, чтобы в следующий раз она лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готова прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/klassniy-chas-pogovorim-o-druzhbe-klassi.html

Классный час на тему Настоящая дружба

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА О ДРУЖБЕ (для учащихся 7-9 классов)

Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.

Оформление: эпиграфы на доске; репродукции картин В. Васнецова, А. Волкова, К. Маковского, фотографии учащихся, выставка книг о дружбе.

Подготовка к классному часу:

— оформить выставки книг, репродукций, фотографий;

— учащиеся готовят сообщения о дружбе;

— группа чтецов подбирает стихи о дружбе;

— группа музыкальных оформителей подбирает песни о дружбе.

Эпиграфы к классному часу

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, — это дружба.

Ларошфуко.

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Сенека .

Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.

Читайте также:  Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Сократ.

Дружба исчезает там, где равенство перестает существовать.

Обер.

Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки.

Лабрюйер .

Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.

Ларошфуко.

Ход классного часа

Разыгрывается ситуация девочками:

Люда несет 2 полных пакета, а Жулдуз идет без пакетов. Жулдуз зацепила пакет Люды, все содержимое высыпалось, Жулдуз стала смеяться, а Люда, собирая содержимое, чуть не плакала.

Учитель: Ребята, вам понравилась эта ситуация? Почему?

Что произошло?

Можно ли девочек назвать подругами?

2. — Чему мы посвятим сегодня наш кл. час? (дружбе)

— Что бы вы для себя хотели узнать из нашего разговора о дружбе? Цели : что такое дружба, кто такой настоящий друг, как сохранить дружбу. А я, в свою очередь, постараюсь помочь вам различить такие понятия, как друг, приятель, товарищ.

3. Итак, продолжим наш разговор. Послушайте рассказ и ответьте на вопросы: Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка. Кто из них истинный друг, а кто мнимый.Что же такое дружба в вашем понимании?

«.. У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе.

У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девочку.

Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать. С кем дружить: с Олегом и Денисом.

С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылизал из игровых автоматов.

Он всегда звал за собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы.

И это было прикольно: все пишут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита»,да еще выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да и о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Мишу: за прогулы, за то что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.

Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать : или Олег, или Денис.

Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка. Кто из них истинный друг, а кто мнимый.

Что же такое дружба в вашем понимании?

(Возможное определение: это очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах.)

-УЧ. В словаре В. Даля дружба определяется так: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле — бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном — тесная связь, основанная на взаимных выгодах.

4. Давайте обсудим такие вопросы:

1. Нужна ли дружба вообще?

2. Почему люди дружат?

3. Почему люди ценят дружбу?

4. От чего зависит дружба?

5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

(Ответы на вопросы.)

Учитель: М.Джалиль высказался по поводу дружбы:

Для истинных друзей

Ты жизни не жалей,

Но отличить умей,

От недругов друзей.

М. Джалиль.

5. Уч. Дружба, товарищество.

Друг и товарищ ,казалось бы, понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.

А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь.

У всех у нас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем же отличаются понятия “друг”, “товарищ”? Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Чем?

Возможные ответы: Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.

Друг – тот, с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Учитель: иметь друга и самому быть другом — очень большое счастье для каждого из нас. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».

Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова?(нет) И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)

А теперь потренируемся в умении различать, когда и какое слово нужно употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… приятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.

6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

Классный руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Сложно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает). Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Обратите внимание на пословицы: ребята читают пословицы:

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

· Друга иметь – себя не жалеть.

· Друг познается в беде.

· Друга на деньги не купишь.

· Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Мы сейчас проиграем ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации и опишите свои действия.(инсценирование).

. Подбери пословицу.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит вас помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. ( Помогу и скажу: «Друга иметь- себя не жалеть

Ситуация №2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. ( Доведу его до дома, вызову скорую и скажу: «Друг познается в беде»).

Ситуация №3

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь).

7. Учитель: Вы хорошо владеете пословицами и сможете оценить ситуации.

Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.

Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?

Как вы оцениваете поступок Наташи? (инсценировка)

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей”. Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Костя опешил и не успел высказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа же сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.

8. Учитель: А можно ли критиковать друг друга?

Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу тоже нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду — преданным.

Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?

Итог : значит, есть дружба личная и коллективная. Личная дружба основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.

Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

Итог : помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению к другому.

9. Игра «Знаю ли я своего друга?»

Классный руководитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто же у нас в классе действительно настоящие друзья.

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы записать ответы на вопросы.)

Какой урок у него любимый?

На чем он любит кататься?

Какое время года у него любимое?

Какой вид спорта любит?

Кем хочет стать, когда вырастет?

Какое животное он хотел бы иметь дома?

Какие книги любит читать? (слайд№5).

Классный руководитель: Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)

10. Заключительное слово «Кто же достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» — так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие.

Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат.

Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности.

Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Подведение итогов: Давайте составим законы дружбы

Законы дружбы:

1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.

Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

2. Дружба – это, прежде всего вера в человека, не надо менять друзей.

3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.

4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.

6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.

Запомни!

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Классный руководитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

Источник: http://aplik.ru/ref/7415/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector