Классный час на тему «театр», 5 класс

Классный час на тему «Театр», 5 класс

– обучающая: познакомить учащихся с театральным искусством;
– развивающая: развивать кругозор, коммуникативные умения, воображение, внимание, память, эстетическое чувство; научить учащихся видеть прекрасное, пользоваться театральной лексикой.

– воспитательная: воспитывать толерантность, ответственность, инициативность, способствовать развитию классного коллектива.

  1. Презентация о театральном искусстве.

  2. Театральные афиши, программы.

  3. Яркие высказывания о театре, оформленные на доске.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Театры всякие бывают,И чего в них только нет!Здесь спектакли вам сыграют:Драму, оперу, балет.Здесь на сцене можно встретитьРазных кукол и зверей.Театр очень любят дети,

Так пойдем туда скорей!

– Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Ему не раз предрекали гибель, но он каждый раз выживал – выдерживал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия.

Слово учителя

Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра. Никто не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. Время существования театра измеряется временем существования самого рода человеческого.

В золотую пору детства человечества первые поэты – греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид уже склонились над колыбелью театра. (слайд 3)

Эпоха следовала за эпохой, возникали и исчезали государства: в глубинах океана исчезла Атлантида, разгневанный вулкан Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею,- но ничто не прерывало вечности театра. Его проклинали, его ненавидели, запрещали, подвергали гонениям, наказаниям и преследованиям, отлучали от церкви, грозили кнутами и виселицами.

Но ничто не сломило театр. Десятки тысяч зрителей собираются сейчас – десятки тысяч зрителей собирались на театральные представления и раньше, в Древней Греции.

Древнегреческий театр. (слайд 4,5)

Алина. Приехав в столицу нынешней Греции – Афины, мы увидим возвышающуюся над городом скалу. Спустившись по дорожке, можно дойти до развалин театра Диониса.

Дионис – древнегреческий бог, покровитель театра.

Перед нами что-то похожее на стадион. По склону полукругом идут каменные ряды сидений для зрителей и сцена. Таким был театр в пятом веке. Сейчас здесь безлюдно, между камнями растет трава.

А раньше каменные сиденья были заполнены десятками тысяч зрителей. При ярком свете дня, под открытым небом появлялся и пел трагический хор.

Слышались голоса актеров, которые нараспев декламировали стихи знаменитых греческих драматургов. Декораций не было, не было и занавеса.

(слайд 6, 7, 8, 9) У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха), покровителя виноделия.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов — сатиров.

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами — песнями, прославляющими Диониса.

В 6 в. до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1- ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места-театры, а спустя некоторое время появились драматурги — люди сочинявшие пьесы для театра.

Театры строились на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они быстро приходили в негодность, часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

Ира Рано появились театральные машины, позволяющие действующим лицам спускаться сверху или «проваливаться» под землю.

Древнегреческие актеры были в длинном одеянии, обувь на высоких деревянных или толстых кожаных подошвах. Это увеличивало рост.

На голове были маски (громадные впадины глаз, широко открытый рот, резкие морщины, высоко поднятая прическа. В рот маски вставлялась металлическая пластинка, чтобы усилить голос. Роли исполнялись только мужчинами, рабов не допускали.(слайд 10)

Маски менялись в течение спектакля. Вид греческого актера мог напугать.

(слайд 11) Древний автор писал: «Актер показался им страшным, даже пока он молчал на сцене. Не без ужаса смотрели они на него, делающего громадные шаги, сильно разинувшего рот, стоящего на высоких каблуках, завернутого в диковинные одежды. Когда же, нарушив молчание, он выкрикнул первые слова, большинство зрителей обратились в бегство».

Карина. Греки были страстными любителями своего театра. В дни весенних праздников десятки тысяч зрителей наполняли театр, где давались трагедии. Зрители высиживали в театре с утра до заката солнца. Другого освещения, кроме солнца, не было.

Перед началом представления были подарки, приносили жертвы богам, в частности Дионису. По сигналу трубы начиналось представление. Четыре пьесы шли друг за другом. Зрители ели и пили во время спектакля, но слушали внимательно. Плата была очень низкая – за билет 2 обола (около 400 р.

); зритель получал билет – бронзовый или свинцовый жетон. (слайд 12)

Все посетители театра делились на 2 группы: почетные гости и обычные зрители.

Почетными гостями были — жрецы Диониса, олимпионики и стратеги.

Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги.

Рита. Позднее стали аплодировать, а неудачную игру освистывать или топтать ногами в знак неодобрения. Бывали случаи, когда в актера или автора пьесы кидали камни.

После представления из среды зрителей избиралось жюри, присуждавшее награды актерам. Театр не был забавой, актеры не были потешниками зрителей, писали ради славы и почета, а не ради наживы. До нас дошли целиком 33 трагедии.

Они составляют большую ценность и переведены на все языки мира.

В разные времена театральное искусство призвано было то развлекать, то воспитывать. И с этим театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр всегда сравнивали с храмом, осуждая «низкие нравы и заблуждения пробуждает людей к жизни достойной», для Н.В. Гоголя он был кафедрой, «с которой можно много сказать миру добра».

2. Театр – искусство не одного человека, а коллективное. Спектакль – это результат деятельности многих людей.
В театре сочетаются многие виды искусств: музыка, живопись, танец. В зависимости от преобладающего жанра выделяют несколько видов театра. Давайте посмотрим, какие бывают театры: (слайд 13 – 19)

Мы первый раз сюда пришли, Когда мы были малыши. На сцене нет почти людей,

В театре КУКОЛ для детей.

На стене появилось пятно. То в зайца, то в волка превращалось оно.Фонарь вдруг погас – и нету зверей,

Это был театр ТЕНЕЙ.

Сей жанр родился в США. Сейчас популярен, как никогда. Послом назначен был Notre Dame,

Я представляю МЮЗИКЛ вам.

От латинского слова «танцевать» Этот театр стали все называть. Куда купила я билет?

Вечером вместе идем на БАЛЕТ.

Все девять муз объединились, В эстрадных сценках воплотились. В подвале ночного кафе

Приветствует вас театр – КАБАРЕ.

Жест – главнее, чем слова, Пластика актера очень важна. Без звука сюжет разыграли

В театре ПАНТОМИМЫ мы побывали.

Здесь не актеры, а певцы Для нас играют, и все мы Услышим арию от них,

ОПЕРУ однажды посетив.

– Театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Здание театра: зрительный зал, фойе и волшебное закулисье удивительный мир.
3. Театры России. (слайд 20)

4. Благовещенский театр ( слайд 21, 22, 23)

Театр как искусство появился в г. Благовещенске два года спустя после Указа императора Александра II об учреждении города на Амуре — то есть в 1860 году.
Первые любительские спектакли проходили в солдатской столовой.

Такие представления возобновлялись с приездом очередного энтузиаста, страстно влюбленного в театр, и оживлялось благовещенское общество, состоявшее в основном из офицеров, купцов, чиновников и их семей. Открылся в декабре 1883 спектаклем «Ревизор» Н.Гоголя на сцене Общественного собрания Благовещенска.

В 1886 на добровольные пожертвования предпринимателей, купцов и горожан разного сословия построено здание, в котором театр играет по сей день. За последние годы участвовал в фестивале «Благая весть» в Благовещенске (2000).

Гастролировал в Москве (1983), Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Поволжье, Якутии, на БАМе, Сахалине, Украине, Хабаровске (2002). После выступлений в КНР артисты театра неоднократно приглашались для съемок в китайских кинокартинах.

5. Театральные афиши, программки (слайд 24, 25)

6. Конкурсы: (слайд 26)

1. Блиц – опрос

1.

Театральное представление. (Спектакль)

  1. Первое публичное выступление. (Дебют)

  2. Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)

  3. Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)

  4. Разговор между двумя лицами. (Диалог)

  5. Первые места в зрительном зале. (Партер)

  6. Возгласы, требующие повторения. (Бис)

  7. Повторение, повторение. (Репетиция)

  8. Предварительное объявление о спектакле. (Анонс)

  9. Исполнитель ролей в театральном представлении. (Актер)

  10. Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены. (Занавес)

  11. Краткий перерыв между действиями спектакля. (Антракт)

  12. Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз. (маска)

  13. Актер пьесы. (Драматург)

  14. Заменитель основного исполнителя роли. (Дублер)

  15. Вид рекламы, объявление о спектакле, вывешивание в публичных местах. (Афиша)

  16. Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)

  17. Тот, кто подсказывает актерам текст роли. (Суфлер)

  18. Поставщик спектакля. (Режиссер)

  19. Первое представление нового спектакля. (Премьера)

  20. Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края. (Рампа)

  21. Драматическое произведение для спектакля. (Пьеса)

2. Изобразить стихотворения (одна команда изображает, другая отгадывает):

А) Идет бычок, качается, вздыхает на ходу.
Ох, доска кончается, сейчас я упаду!

В). Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

3. «Ну и мимика!».

Конкурс с масками.

7.Мастер – класс по изготовлению театральной маски.

4. Как вы уже узнали, особенностью древнегреческого театра было то, что актеры играли в масках.

Что же такое маска?
Маска – это то, что надевали на лицо. Маска – это предмет, с помощью которого скрывали лицо. Она что-то изображает, например, человека или животное.

Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды, бога или духа и т.д.

Давайте попробуем сделать маски для Древнегреческого театра. Они могут выглядеть так. Учитель показывает две заранее сделанные из бумаги маски. Ребята определяют, что они выражают разные эмоции. Одна грустная (маска трагедии), вторая веселая (маска комедии).

Вы сами решите, какую маску вам сделать, грустную или веселую?

Читайте также:  Сценарий масленицы для 7-8 класса

5. Изготовление масок.

8. Подведение итогов классного часа.

Источник: https://infourok.ru/klassnyy_chas_o_teatre-153455.htm

Классный час (5 класс) по теме: Разработка классного часа. Мы в театре

Муниципальное образовательное учреждение

Большемурашкинская СОШ Нижегородской области

Урок культуры поведения

Тема: Мы в театре

(разработка для классного часа)

                                                                      Разработчик:

                                                                       классный руководитель  

                                                                      7б  класса Иванова Э.Л.  

                                                                                                                                                                                           2009-2010 уч.год

Цель мероприятия: познакомить ребят с правилами культурного поведения в театре  и практически закрепить их.

Оборудование: стулья, столик с зеркалом, место для гардероба, верхняя одежда 2-3 учащихся, головные уборы.

Ход мероприятия:

Учитель: Большинство людей любят театр. Посещение театра, эстрадного или циркового представления – это праздник, это встреча с прекрасным. Ребята, поднимите руки, кто из вас с большим удовольствием ходит в театр?

(Дети поднимают руки)

Как видите, многие любят ходить в театр, поэтому нам необходимо познакомиться с правилами поведения в театре. Послушайте небольшой рассказ и подумайте, что автор хотел сказать читателям,

Учитель читает: «В школе давно объявили, что в воскресенье весь класс пойдет в цирк. Больше всех радовался Витя. Он давно решил стать акробатом. Наступил долгожданный день. Витя встал, почистил костюм, быстро позавтракал и отправился в школу. Через час все сидели в цирке, следили за выступлением воздушных гимнастов.

Витина мама и младшая сестрёнка остались дома и смотрели представление по телевизору. Собрались все соседи по квартире. На экране телевизора они увидели зрителей, а среди них – Витю: «Мама, — закричала Маша, — смотри, Витя!» А мама покраснела и отвернулась. Ей стало стыдно. Её сын сидел, болтая ногами, ел мороженное, которое текло по вычищенному костюму.

Вдруг он засвистел. Мама не могла больше смотреть и вышла из комнаты».

Учитель: Что хотел сказать автор своим рассказом?

Дети: Он хотел сказать, Что так, как вёл себя Витя в театре – нельзя.

Учитель: Правильно. Почему же маме стало стыдно?

Дети: Витя плохо вёл себя в цирке.

Учитель: Я думаю. Что подобных Вите у нас с вами не будет и вы будете себя вести культурно в театре. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы в театре».

Итак, мы идём в театр. Билеты куплены заранее, но можно купить билеты и перед входом в театр, если посещение театра не было запланировано, а идет интересный спектакль. Первой заботой будет забота об одежде и причёске.

(Учитель спрашивает, какая должна быть одежда)

Дети говорят, что нужно одеть своё лучшее платье или костюм, лучшую обувь, красиво причесаться. Вся одежда должна быть чистой, хорошо отглаженной; обувь, если она старенькая, хорошо почищенной.

Красивая одежда и прическа создают праздничное настроение.

Учитель: Правильно, ребята. А еще я вам скажу одну очень важную вещь. Приходить в театр нужно вовремя. Актеры, музыканты и другие пришли задолго до начала спектакля.

Они позаботились о том, чтобы нам не пришлось ждать начала. Будь вежлив по отношению к ним и не опаздывай.

Лучше придти за 10 – 15 минут до начала, чтобы спокойно раздеться, поправить причёску, купить программу и прочесть её, найти своё место.

Учитель: Что должны сделать мальчики у входа в вестибюль?

Ученик: Они должны пропустить девочек,

Учитель: Что должны сделать мальчики, когда войдут в вестибюль?

Ученик: Они должны снять головные уборы. (Несколько человек показывают, как это надо сделать).

Учитель: В театре вы должны раздеться. Мальчик должен помочь девочке снять пальто и сдать его в гардероб (Показывает, как это надо сделать).

Учитель: Как будет выглядеть мальчик, если он не привел себя в порядок перед зеркалом?

Ученик: Он будет выглядеть неряшливо.

Учитель: Что нужно сделать после того, как вы разделись?

Ученик: Мы должны привести себя в порядок (Идет показ, как должны вести себя дети после того, как они разделись).

Учитель: Теперь вы знаете, как вести себя в Фойе. Очень часто дети громко разговаривают во время антракта или перед началом спектакля: бегают, толкают друг – друга. Во время антракта надо разговаривать тихо, так, чтобы слышали только твои собеседники. Будь скромен, не думай, что окружающих интересует именно твое мнение о спектакле.

Нужно вовремя пройти в свой ряд и правильно сесть на своё место. Если ты все – таки запоздал, то проходи на своё место лицом к сидящему.

Если ты пришёл с девочкой, дай ей пройти вперёд себя и сесть первой. Уступи ей лучшее место. Если ты уже сел, а мимо кто – то проходит, встань, откинь сиденье кресла и дай дорогу.

Садись сразу на то место, которое обозначено на билете. Если твое место оказалось занятым и его не хотят освободить, не вступай в пререкания. Вежливо попроси биллитёршу выяснить недоразумение.

Сидя на месте, не болтать ногами, не толкать соседа.

Учитель: Когда идёт спектакль, как нужно благодарить артистов за хорошее исполнение?

Ученик: Надо благодарить аплодисментами.

Учитель: Правильно, ребята. Вы знаете, ребята, работа актера очень тяжелая. Готовясь к выходу, артист заранее входит в роль. Он уже полон мыслями того человека, которого изображает, а шум аплодисментов и крики «браво» во время действия  грубо нарушают это творческое состояние.

Часто встречаются у нас ребята, которые в театре скучают. Их не увлекает мастерство актеров, они равнодушны к содержанию спектакля, искусству художника и режиссера, их не трогает чудесная музыка. Но сели бы они тол ко скучали, порой они развлекаются, мешают окружающим. А как мешают они актёрам!

Учитель: Объявили антракт. Как надо веси себя в буфете?

Ученики: В буфете надо встать в очередь, купить мороженное или что – то другое, найти место за столиком и съесть купленное. Ни в коем случае нельзя доедать в зрительном зале то, что ты не успел съесть в буфете.

В конце спектакля не вставайте с места, пока не спустят занавес. Иначе ни вы, ни соседи не услышат последних слов актера. Кроме того вы просто оскорбите людей, которые доставили вам радость в течение всего вечера.

Учитель предлагает провесит игру «Мы в театре».

Учитель: Представим себе, ребята, что мы приехали в театр. Как же надо себя вести в фойе?

(Идет показ: ребята входят, помогают девочкам раздеться, приводят себя в порядок перед зеркалом)

Учитель: Хорошо, ребята, спасибо.

А теперь посмотрим, как вы пойдёте на свои места в зале.

(Идет показ: ребята по звонку входят в зал, проходят на свои места, пропускают опоздавших).

Учитель: Теперь посмотрим концерт, который подготовили артисты нашего класса.

Учитель: Концерт закончился, вы поблагодарили артистов, сейчас посмотрим, как вы будете одеваться?

Ученик: Не надо торопиться в гардероб за одеждой, потому что все успеют одеться за 15 минут.

(Мальчики помогают девочкам, уступают место около зеркала, пропускают вперед, предварительно открыв дверь.)

Учитель: Таким образом, ребята, вы узнали о правилах поведения в театре. У нас с вами есть билеты в театр, и я увижу, хорошо ли вы усвоили правила поведения в театре.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/01/30/razrabotka-klassnogo-chasa-my-v-teatre

Классный час «Весь мир — театр…»

korolevairin22

Елена Михайловна, очень понравился классный час. Мои ребята посещают кукольный театр, но, думаю, им будет интересен классный час о появлении и становлении театра, а так же надеюсь, что они возьмут классические произведения для прочтения.

DAN64

Елена Михайловна, спасибо за познавательный классный час, понравились интересные задания для детей. Материал прибрала, использую кое-что на уроках ИЗО. Успехов Вам в конкурсе!

melisa1

Интересно, необычна тема для классного часа. Редко кто использует историю становления театра для обычного классного часа. Спасибо за то, что развиваете творческие способности детей. Удачи в конкурсе.

ромашка5975

Понравилась Ваша работа, Елена Михайловна! История театра, интересные задания для детей — всё способствует развитию кругозора обучающихся и воспитанию их эстетического вкуса.  Удачи Вам в конкурсе!

anzheliknik

Уважаемая Елена Михайловна, спасибо за разработку тематического классного часа. Данный классный час поможет расширить знания учащихся о театральном искусстве; увидеть актерские способности учащихся. Игровая форма классного часа очень нравится ребятам, поэтому есть все возможности для достижения поставленных целей. Желаю удачи в конкурсе!

vikusik46

Елена Михайловна, спасибо за интересный материал! Было бы замечательно, если второй раунд был в виде интерактивного кроссворда или ребуса. Удачи Вам в конкурсе!

elenadzhe

Уважаемые Коллеги! Большое спасибо за теплые слова и высокую оценку моей работы.

super-777

Познавательная разработка. Мне было очень интересно.

наТека

Елена Михайловна! Очень познавательно! Спасибо за такой необычный классный час. Возьму работе себе и использую при проведении Дня театра. Удачи Вам!

LANA13

Уважаемая Елена Михайловна, очень заинтересовала Ваша работа. С удовольствием использую и для проведения классного часа,  и на уроке литературы.Хороший познавательный материал, доступный. Вполне соответствует возрасту.Развивает интерес к искусству, расширяет кругозор и творческие способности учащихся. Желаю удачи в конкурсе!

Читайте также:  Викторина по произведению Л. Андреева «Петька на даче»

Источник: http://easyen.ru/index/86-56772-5-5

Классный час «Собираемся в театр»

Классный час

1. Вступительное слово учителя: Ребята, вы, наверное, не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед вами возникает особая жизнь.

Невольно вы начинаете переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. В этом году исполняется 75 лет со времени открытия в Краснодаре (Екатеринодаре) театра кукол (1939).

У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял Самуил Маршак. 18 июня 1920 года в помещении Екатеринодарского драматического театра состоялся спектакль для детей «Летающий сундук». Именно эта постановка положила начало детскому театру в городе Екатеринодаре.

Точная дата рождения нашего театра, увы, не установлена; известен только апрель 1939.

2. Экскурсия по театру (презентация)

3.Разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.)

2. Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.)

3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления. (Бис.)

4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается… (шум.)

5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц. (Ложа.)

— Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша — объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.п.) Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали:

1. Место в задних рядах зрительного зала. (Галерка.)

2. Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта. (Антракт).

3. Слово, выражающее одобрение, восхищение. (Браво.)

4. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (Аплодисменты.)

5. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление. (Сцена.)

6. Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены), закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. (Рампа.)

7. Изображение актером на сцене действующего лица пьесы. (Роль.)

8. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. (Балет.)

По вертикали у нас получилось слово «гардероб». Что это такое?

(Гардероб — это раздевалка.)

— Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр. Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты — скажете вы.

Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас в театре настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах.

Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вашу шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок.

4. Чтение рассказа

— А теперь прослушайте небольшой рассказ артиста театра «Ты пришел в театр»:

«… Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

… Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет — оторвались.

Между тем дверь в театр — это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир — мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место…

Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим…»

Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него. Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринять некоторую условность театра — Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.

Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.

Вот, хотя свет погас, и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестр. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.

— А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо спасли. Все ясно!

И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.

…Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем — это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь» (В. Кузьмин).

5. Обсуждение прочитанного

— Какое неправильное поведение ребят вы заметили?

(Высказывания учащихся.)

6. Знакомство с памяткой

— Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно.

— Нельзя опаздывать к началу спектакля.

— Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу.

— Нельзя в театре занимать чужие места.

— Проходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.

— В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.

— При входе и выходе из зала во время антракта проходи спокойно, не толкайся.

— Будь аккуратен, не сори. Не ешь во время действия.

7. Экзамен «Хитрый этикет» (подведение итогов)

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать своеобразный экзамен на знание так называемого «хитрого этикета».

1. Следует ли, находясь в музее, на выставке и в театре, сдавать зонты, портфели, большие пакеты в гардероб?

а) Следует, если их там принимают.

б) Не следует, если они вам не мешают.

в) Следует, если их не принимают в гардероб, сдать их в камеру хранения.

2. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?

а) Не нужно.

б) Нужно.

в) Желательно, но не обязательно.

3. В какой одежде лучше всего посещать театр?

а) В свитере и джинсах.

б) В легкой декольтированной одежде.

в) В нарядной одежде по сезону.

г) В брючном костюме.

4. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

а) Нет.

б) Сколько угодно.

в) В любом, кроме большой меховой шапки.

г) Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.

5. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед.

б) Лицом к сидящим.

в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

6. Следует ли извиняться перед сидящими, проходя в середину ряда?

а) Следует.

б) Не следует.

в) Желательно.

7. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

а) Обязательно.

б) Желательно.

в) Не следует.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла?

а) Можно, если успеваешь это сделать первым.

б) Желательно.

в) Нежелательно.

9. Можно ли одалживать бинокль и программу у соседа по ряду?

а) Можно.

б) Нельзя.

в) Нежелательно.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

а) Можно.

б) Нельзя.

в) Нежелательно.

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят, и спектакль вот-вот начнется?

а) Нельзя.

б) Нежелательно.

в) Можно в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) Можно, если это интересно вашим соседям по ряду.

б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей.

в) Нельзя — подождите антракта.

13. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

а) Можно, если у вас хороший слух и голос.

б) Желательно, чтобы подбодрить артистов.

в) Нельзя.

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а) Взять с собой несколько носовых платков.

б) Не предпринимать ничего особенного — окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам.

в) В таком состоянии лучше остаться дома.

15. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

а) Можно.

б) Нежелательно.

в) Нельзя.

16. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

а) Громким свистом и топаньем ногами.

б) Криками «браво» и вставанием.

в) Громкими и ритмическими аплодисментами (кроме концерта классической музыки).

17. Как проявить свое неодобрение содержанием спектакля или неудовлетворительной игрой актера?

а) Свистеть и топать ногами.

б) Немедленно встать и покинуть зал.

в) Молчать и не аплодировать.

18. Как вручить цветы актеру, певцу?

а) Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

б) Подойти к сцене и вручить исполнителю.

в) Передать через работников театра, концертного зала.

19. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

а) Можно.

б) Нельзя.

в) Допускается в крайнем случае, если вы спешите на поезд или последний автобус.

г) На ваше усмотрение.

8. Изготовление куклы для настольного театра.

Источник: http://nvschool10.edu.ru/stati/metodicheskij-opyt/vneklassnaya-rabota/305-klassnyj-chas-sobiraemsya-v-teatr.html

Классный час

Классный час

Оформление: на доске зеркало, занавес, эпиграф, театральный словарик; у доски стол с подсвечником, цветы; на столе учителя табличка «Школа вежливости».

Читайте также:  Инсценировка сказки «репка» в стихах для детей старшей группы

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит!

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Вы слышите в этих пушкинских строчках шелестящее шуршание шелка, открывающего сцену. Вы видите угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала? Вы чувствуете дыхание и легкий шорох красивых одежд? Вы ощущаете радостное ожидание великого чуда, имя которому — искусство? Наверное, вы поняли, что очередное занятие в школе вежливости будет посвящено правилам поведения в театре.

— А кто из вас соприкасался с искусством: в театре, в концертном зале, в кинотеатре, в музее, на выставке?

— Поделитесь, пожалуйста. (Обсуждение по кругу.)

Мне очень приятно, что у вас были такие встречи. Но знаете ли вы, как легко и просто можно испортить эту прекрасную встречу с искусством и себе, и соседям в зале, и тем, кто по другую сторону рампы, — артистам? Послушайте, о чем иногда говорят актеры. (Инсценирование.)

— Ах, — вздохнул один, — нет ничего ужаснее, чем слышать шаги зрителя, входящего в зал, когда спектакль уже начался.

— Вы ошибаетесь, — заметил другой, — есть вещи и похуже. Шаги зрителя, который покидает зал, когда спектакль еще не закончился. Пронзенный предательской шпагой, в муках падаю я на землю и умираю за добро, за справедливость. А он? А он в это время бежит со своим номерком в гардероб.

Конечно же, вы поняли, чем испорчена встреча с искусством. Кто создает волнующий, удивительный, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты, скажете вы.

Да, конечно, и артисты, и режиссеры, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, продает пирожные в буфете.

Но подумайте, какое было бы у нас настроение, если бы мы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, партерах, ярусах. Или гардеробщица небрежно кинула бы шапку, раздраженно повесила пальто. Не случайно известный деятель русского искусства К.

Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но ведь и от нас самих во многом зависит, принесет ли посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады и огорчения. Как это бывает?

Пожалуйста. Вместе обсудим общую для всех групп ситуацию. Поможет мне в этом Саша. (Инсценировка.)

Учитель: В субботу после школы Саша долго играл в футбол. Вечером, несмотря на уговоры мамы, просидел у телевизора. Утром он проснулся, когда стрелки на часах показывали десять.

Саша: Уже десять. Мы же сегодня всем классом идем в театр. Начало в одиннадцать. Где же брюки? (не находит). Да, ладно, я и в спортивных могу сходить. Где же рубашка? (Находит и одевает помятую.) Так, теперь надо кроссовки найти (ищет, но не находит). Да я могу и в тапочках пойти. Побегу, и так уже опаздываю. (На ходу хватает и жует булку.)

Учитель: Без пяти минут одиннадцать. Он бежит по вестибюлю театра. И вдруг Саша почувствовал, что люди как-то необычно смотрят на него, даже смеются. Саша подошел к зеркалу, посмотрел в него…

Учитель: Ты что-нибудь понял, Саша?

Саша: Да я все понял.

Учитель: Что же понял Саша?

Обсудить в группах. Припомните ошибки Саши и сформулируйте, как правильно нужно было себя вести. На обсуждение 1-2 минуты. (Ответы от каждой группы и дополнения от двух групп.)

Как же согласиться с требованием этикета, который утверждает, что, отправляясь в театр, на концерт, в музей, надо особенно придирчиво осмотреть себя и привести все в порядок: одежду, обувь, прическу, ногти.

Встреча с искусством — это праздник, а к празднику надо готовиться и не опаздывать. Но вот вы празднично оделись, вошли… и здесь вступает в силу инструкция «Как не надо себя вести в театре». Обсудим эту инструкцию. Помните, что написана она с юмором.

(Обсуждение в группах ситуаций. По две ситуации каждой группе.)

Ситуация №1

Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.

Ситуация №2

Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка.

Ситуация №3

Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут остальные. Зато потом, когда будете проходить, им придется вставать. Это как зарядка, полезно для здоровья.

Ситуация №4

Источник: http://www.ug.ru/archive/9152

Профессор Знаев

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в театре, с основами этикета для женщин и мужчин.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

О теме, целях, задачах классного часа.

Сообщения на тему «История театра. Его возникновение, устройство и развитие».

Выступают заранее подготовленные учащиеся.

Беседа по вопросам:

Часто ли вы ходите в театр?

Какие спектакли, театральные постановки вы видели?

Что вам понравилось, а что нет?

Бывали ли случаи, когда кто-либо вел себя неприлично, что вас раздражало в этих людях?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Работа по группам.

Ученики делятся на три группы, выбирая одного человека ка­питаном команды. Каждой группе дается задание выработать правила поведения сообразно ситуации.

1-я   группа: в фойе перед началом спектакля.

2-я   группа: во время спектакля.

3-я   группа: в антракте.

Через 10 минут капитан команды (группы) называет вслух эти правила и объясняет, на чем они основаны.

Если необходимо, учитель корректирует и поправляет учащихся.

Подведение итогов.

После проведения классного часа возможна поездка в театр на спектакль.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Театр

В театр лучше приходить заранее, минут за 15-20 до начала спектакля, чтобы было время спокойно раздеться, привести себя в порядок, купить программу, пройти на свое место.

Приходя на спектакль в последнюю минуту, опоздавший меша­ет тем, кто уже занял свои места. Конечно, кто-то должен быть по­следним, но нужно стараться, чтобы им не были именно вы.

Войдя в фойе, мужчина снимает головной убор и при выходе надевает его в дверях. В гардеробе помогает спутнице снять пальто или плащ и только потом раздевается сам.

Более естественно с анатомической точки зрения проходить на свое место спиной к сидящим, потому что легче обойти их колени, но более вежливо — проходить лицом к сидящим. Вежливость не всегда полностью совпадает с удобством. Нелишне принести изви­нения за беспокойство.

Женщина проходит первой, но если она таким образом окажет­ся слева от мужчины, то, дойдя до своего места, она не садится на него, а занимает то, которое окажется справа от партнера. Весьма желательно, чтобы мужчина придержал откидной стул, на который должна сесть его спутница.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих за ней, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: «Да, немного», — головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зри­телю вежливо попросить снять шляпу.

Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, си­дящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют ино­гда дамские прически, тем более что уж это сооружение снять не­возможно. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно учитывать этот момент.

Если в зрительном зале усаживаются две пары, женщины сидят в центре, мужчины — по обеим сторонам. В ложе впереди сидят женщины, за ними мужчины. Но поскольку из ложи вообще не очень хорошо видно, особенно в задних рядах, женщины должны так усаживаться, чтобы дать возможность мужчинам видеть сцену.

Если вы встретили в театре знакомую или знакомого и захотели сесть вместе, можно своему ближайшему соседу предложить поме­няться местами, но только на место равноценное или лучше.

Влюбленным не следует сидеть в театре со склоненными друг к другу головами — это причиняет неудобства сидящим позади. Не следует злоупотреблять нежностями: не заставляйте окружающих распыляться и быть свидетелями сразу двух действий, происходя­щих на сцене и в зрительном зале.

В обязанности мужчины, пришедшего в театр с женщиной, входит купить программу и передать ее спутнице. Если вы этого не успели сделать перед спектаклем, можно ненадолго попросить про­грамму у сидящего рядом соседа (желательно это сделать после того, как вы уточните, что хозяин программы ее уже посмотрел).

Прежде существовал обычай покупать даме конфеты, теперь это, как правило, делается только в случае, если места находятся отдельно, в ложе. Вообще же лучше вовсе не приносить в зритель­ный зал кулечки или коробочки с конфетами: всегда есть возмож­ность во время антракта угостить спутницу в буфете.

Женщина, отправляясь в театр, не должна злоупотреблять ду­хами. Рядом могут оказаться люди, чувствительные к запахам.

Если простуженный человек собрался в театр, ему еще дома следует принять таблетку от кашля и взять лишнюю с собой, чтобы принять ее во время спектакля. Громкий кашель мешает не только зрителям, но и актерам.

Никаких громких комментариев или замечаний вполголоса во время спектакля делать не следует. Поговорить можно во время антракта, но и тогда не слишком громко.

Не кричите «бис» после конца действия — «бис» кричат на кон­церте, там, где можно повторить арию или танец. «Бис» — это просьба к артистам повторить то, что они показали.

Тем, кто пользуется биноклем, стоит помнить о том, что его на­значение — помогать зрителю лучше видеть сцену, а не разгляды­вать соседей по залу.

Из зрительного зала никогда не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие и актеры не вышли по­клониться.

Не обязательно восторженно аплодировать после неважного спектакля; но ведь мы, всякий раз побывав в гостях, прощаемся с хозяйкой?

Источник: http://znaew.ru/index.php/klassnye-chasy/7368-klassnyj-chas-vy-lyubite-teatr

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector