Классный час по профориентации 8 класс

                                                          Классный час по теме «Профориентация»

                                              Хочу – могу — надо

                                                                                         Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

                                                                                                                                                                                                Эзоп                                                     

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.

В последнее время на рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав-соцразвития,16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными.

Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача-помочь ребятам найти востребованную специальность.

В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).

Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

                                                           Ход классного часа

I.Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»                                                                            

 Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3,как в сказке, а 50 тыс. дорог — именно столько сейчас существует профессии. И очень важно не ошибиться в выборе пути.

Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность —  вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

1.     Игра «Визитка».

Классный руководитель. После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках, кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики.

Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток.

Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

2.     Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции, и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда.

Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Самые забытые профессии»

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны»

Четвертая группа – «Самые отважные профессии»

Списки профессий, которые у нас получились:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.д.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, повар, слесарь-водопроводчик и т. д

Самые отважные: пожарный, каскадер, летчик-испытатель, космонавт, спасатель, сапер, шахтер.

Конечно, мы здесь перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

3.     Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников.

При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий(!) ошибся в своем выборе, и каждый признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Ответы детей:

-«давят родители»

-Идут за модой

-Ничего не знают о профессии, которую выбрали

-Выбирают за компанию

-НЕ имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

-Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель: Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Скажите, пожалуйста, что будет, если длину нашей комнаты умножить на ширину? (Площадь классной комнаты)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу», «надо»?

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

-хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа.

— могу – это все, что мне по силам, по способностям.

-надо – это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

4.     Тестирование.

Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человека, состоящего из 10 элементов.

Теперь подсчитайте количество треугольников и слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников . Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выраженное стремление к лидерству.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник, обладает богатым воображением.

5.     Заключительное слово.

Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе.

Поэтому уже сейчас постарайтесь определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в разных областях.

Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Источник: https://tsc2.ru/stati/uchiteljam/klasnyi-chas-v-8-klase.html

Классный час по профориентации в 8 классе «Калейдоскоп профессий»

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Чтобы познакомиться, давайте напишем свое имя на листочках и прикрепим их.

Наше занятие мы начинаем с игры «Меняются местами те, кто…”. Сейчас я буду говорить, кому надо поменяться местами, и если это вам подходит, вы меняетесь местами. Итак, начали.

— поменяйтесь местами те, кто сегодня вовремя пришел в школу;

— поменяйтесь местами те, кому нравится учиться в художественной школе;

— поменяйтесь местами те, кому интересен спорт;

— поменяйтесь местами те, кому нравится заниматься техникой;

— поменяйтесь местами те, кому нравится танцевать;

— поменяйтесь местами те, кто любит читать (декламировать) стихи;

— поменяйтесь местами те, кому нравится делать что-то своими руками;

— поменяйтесь местами те, кто уже определился с выбором профессии;

— поменяйтесь местами те, кто сегодня еще ни разу не поменял свое место.

Все мы с вами разные, со своими особенностями, возможностями, интересами, увлечениями. Это и хорошо…это означает, что мы умеем выбирать. Человек делает выбор каждый день: куда пойти, что надеть, покушать и т.д. Но есть выборы, от которых зависит наше будущее, дальнейшая жизнь. Это выбор профессии. Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в мир профессии.

Для перемещения в игру воспользуемся необычным механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.

Вот мы и в игре.

Представьте, что вы являетесь членами клуба знатоков профессий. У вас разгорелся спор о том, кто лучше знает мир профессий, какие профессии лучше, кем быть?

Спор разделил вас на группы по цвету карточек с вашими именами. Работать будем в командах. Это очень хорошо, потому что один в поле не воин, одна голова умная хорошо, а много…еще лучше.

Проходите за столы своих команд. Назовите свою команду, напишите название на карточках.

Что же обозначает слово «профессия”? (Дети отвечают)

Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтем, что профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

А какие профессии вы знаете? (Дети отвечают)

Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое должность? Опять обратимся к словарю.

Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия.

Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.

Читайте также:  Классный час на тему: дружба, 7 - 9 класс

Конкурс «Профессия или должность?”

На листах бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждой команде дается одинаковый набор листов с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам – «профессия” и «должность”. Затем прикрепить их на магнитную доску. За наибольшее количество правильных ответов команда-победитель получает жетон.

Варианты: врач, учитель, дворник, директор, кассир, инженер, заместитель директора, повар, помощник юриста, продавец, бригадир, курьер.

С этим конкурсом вы справились.

В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. И эта огромная цифра далека от определенности. Все профессии, как известно, делятся на 5 категорий, в зависимости от того, в чем/кем взаимодействует человек в своей трудовой деятельности.

Человек – Человек

Человек – Природа

Человек – Техника

Человек – Художественный образ

Человек – Знаковая система

Конкурс «Кто потерял эту вещь?”

Для участия в конкурсе приглашаются по одному представителю от команды. На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету, назвать профессию человека, которому, она принадлежит, и объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним назовет профессию, получает жетон.

Предметы на столе: лампочка, ручку с красной пастой, поварешку, расческу, катушку ниток с иголкой, градусник, мышь компьютерная, калькулятор, секундомер, молоток, микрофон, кисть.

Конкурс «Художественный салон”

Для участия в конкурсе приглашаются по одному представителю от команды, которым предлагается взять конверты с вложенными в них заданиями. Необходимо его прочитать и на листе бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то «художник” получает жетон.

Профессии в конверте: Человек-Человек, Человек-Природа, Человек-Техника, Человек-Художественный образ, Человек-Знаковая система.

Игра со зрителями «Я мне нравится…”

В то время, когда участники конкурса рисуют, зрителям предлагается поиграть. Они становятся в круг. Первый ребенок говорит: «А мне нравится профессия учителя”. Следующий ребенок говорит то же, что и первый, добавляя другую профессию, например: «А мне нравится профессия учителя и врача”.

Третий опять прибавляет, например: «А мне нравится профессия учителя, врача и психолога” и т. д. Список профессий разрастается, и становится все труднее и труднее повторить его. Ошибка в повторе или добавлении профессии означает, что игрок выбыл. Побеждает игрок, оставшийся в игре последним.

Ему выдается жетон.

Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. В последнее время в России появились новые профессии. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Конкурс «Что это за профессия?”

Команда должна назвать, чем занимается этот специалист. За правильный ответ команда получает жетон.

Веб-мастер, маркетолог, имиджмейкер.

ИЛИ

Каждая команда получает лист заданий, в котором нужно выбрать правильный ответ. Помните: только один ответ, из предложенных, является правильным. За правильно выполненное задание команда получает жетон.

1. Логист – …

1) занимается логикой;

2) специалист по управлению транспортировкой продукции;

3) организует конференции и научные саммиты.

Логист, логистик – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование.

2. Веб-мастер – …

1) работает на компьютере;

2) разрабатывает программы;

3) разрабатывает проекты сайтов.

Веб-мастер разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадёт, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог – …

1) работает на рынке ценных бумаг;

2) тот, кто изучает рынок;

3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер – …

1) ищет деньги и возможности для организации;

2) фанат, которого занимает звезда;

3) изучает пути развития предприятий.

Фандрайзер – ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. Имиджмейкер – …

1) философ;

2) парикмахер;

3) имидж-консультант.

Имиджмейкер – специалист, формирующий образ какого-либо лица (явления, предмета) для оказания им эмоционально-психологического воздействия при достижении политических, рекламных и других целей.

С этим заданием вы также справились. Переходим к следующему.

Конкурс «Кто нужен нашему городу”.

Давайте представим, что вы (команда) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый участник («житель города”) мысленно выбирает себе профессию, затем напишите ее на листочке, прикрепите листки вместе и огласите полученные варианты.

Обсуждение:

  1. Смогут ли жить и процветать наши города с таким набором профессий? Почему вы выбрали именно эти профессии?
  2. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города?

Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.

Значит, выбирая профессию нужно исходить из следующих позиций:

ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям человека;

ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.

Мы подошли к последнему конкурсу «Блицопросу”.

Конкурс «Блицопрос”

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?

а) Агния Барто; б) Сергей Михалков; в) Джанни Родари.

2. Зачем мужчина обращается к флористу?

а) За табаком; б) за цветами; в) за морепродуктами.

3. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) Кузнецы; б) цирюльники; в) алхимки.

4. Где работает крупье?

а) В казино; б) на конюшне; в) на мельнице.

5. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) Трубочист; б) шахтёр; в) нефтяник.

6. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался Шкрабом?

а) Посудомойка; б) сторож; в) учитель.

7. Что делает визажист?

а) Визы; б) пластические операции; в) макияж.

8. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а) Спикер; б) конферансье; в) диктор.

9. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а) Прокурор; б) адвокат; в) нотариус.

10. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

а) Провизор; б) прозектор; в) проректор.

Сверим ответы.

Молодцы! Все конкурсы прошли, все задания выполнили.

Объявление команды-победительницы.

Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.

Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями. Мне интересно узнать, что вам понравилось, а что нет и какое у вас настроение.

В старинном городе жил великий мудрец, и слава о его мудрости разносились далеко вокруг. Но в городе жил человек, завидовавший славе мудреца. И решил он придумать вопрос, на который бы не смог ответить великий мудрец.

И пошёл он на ближайший луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутыми ладонями и сказал себе: «Спрошу-ка я мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая. Если он скажет – живая, я сожму ладони, и бабочка умрёт.

А если скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. И тогда все увидят, кто из нас умнее”.

И отправился завистник к мудрецу и спросил его: «Какая бабочка у меня, о, мудрейший, живая или мёртвая?”. И мудрец, который действительно был очень умным человеком, ответил: » Всё в твоих руках…”.

У вас, ребята, тоже всё в ваших руках. Перед вами сейчас миллион дорог. Куда вы пойдёте, какой путь выберите, какую профессию всё зависит от вас, и вся ваша будущая жизнь, вклад в дело общества тоже зависит от вас.

Желаю вам такой профессии, Чтоб на всю жизнь с ней оставаться, Чтоб быстро по служебной лестнице Могли вы смело подниматься, Желаю вам коллег порядочных, Начальства умного и справедливого, Чтоб на работу вы бежали с радостью,

А своим творчеством делились искренне.

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!

Источник: http://pan-poznavajka.ru/load/konspekty_urokov/klassnyj_chas/klassnyj_chas_po_proforientacii_v_8_klasse_kalejdoskop_professij/170-1-0-5410

Классный час по профориентации « Моя будущая профессия»

Классный час по профориентации

« Моя будущая профессия»

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

Цель — сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Задачи:

  1. Вывести основные правила выбора профессии;

  2. стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;

  3. помочь в отношении профессионального самоопределения;

  4. расширить знания подростков о мире профессий.

Оборудование: презентация, опросник “Ориентация” Е.А.Климова, бланки для заполнения, ватман, фломастеры, раздаточный материал.

Ход занятия

Вступление: Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ — один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

I этап: Способы выбора профессии:

Какие способы выбора профессии вам известны?

1способ — метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.

2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.

В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.

В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.

А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).

3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.


Как можно назвать одним словом составляющие МОГУ и ХОЧУ? Совершенно верно, ПРИЗВАНИЕ. И сейчас мы попробуем определить, в чем призвание каждого из вас.

II этап:Проведение опросника «Ориентация», который  определяет  профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности.

Опросник “Ориентация”

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)

Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1 Обслуживать людей 0 1 2 3
Заниматься лечением 0 1 2 3
Обучать, 0 1 2 3
Защищать права и 0 1 2 3
Управлять 0 1 2 3
2 Управлять машинами 0 1 2 3
Ремонтировать оборудование 0 1 2 3
Собирать и налаживать технику 0 1 2 3
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи 0 1 2 3
Заниматься строительством 0 1 2 3
3 Обрабатывать тексты и таблицы 0 1 2 3
Производить расчеты и вычисления 0 1 2 3
Перерабатывать информацию 0 1 2 3
Работать с чертежами, картами и схемами 0 1 2 3
Принимать и передавать сигналы и сообщения 0 1 2 3
4 Заниматься художественным оформлением 0 1 2 3
Рисовать, фотографировать 0 1 2 3
Создавать произведения искусства 0 1 2 3
Выступать на сцене 0 1 2 3
Шить, вышивать, вязать 0 1 2 3
5 Ухаживать за животными 0 1 2 3
Заготавливать продукты 0 1 2 3
Работать на открытом воздухе 0 1 2 3
Выращивать овощи и фрукты 0 1 2 3
Иметь дело с природой 0 1 2 3
А Работать руками 0 1 2 3
Выполнять решения 0 1 2 3
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать 0 1 2 3
Получать конкретный практический результат 0 1 2 3
Воплощать идеи в жизнь 0 1 2 3
Б Работать головой 0 1 2 3
Принимать решения 0 1 2 3
Создавать новые образцы 0 1 2 3
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать 0 1 2 3
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать 0 1 2 3

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):

1 Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3
Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3
Выслушивать людей 0 1 2 3
Разбираться в людях 0 1 2 3
Хорошо говорить и выступать публично 0 1 2 3
2 Искать и устранять неисправности 0 1 2 3
Использовать приборы, машины, механизмы 0 1 2 3
Разбираться в технических устройствах 0 1 2 3
Ловко обращаться с инструментами 0 1 2 3
Хорошо ориентироваться в пространстве 0 1 2 3
3 Быть сосредоточенным и усидчивым 0 1 2 3
Хорошо считать в уме 0 1 2 3
Кодировать информацию 0 1 2 3
Оперировать знаками и символами 0 1 2 3
Искать и исправлять ошибки 0 1 2 3
4 Создавать красивые со вкусом сделанные вещи 0 1 2 3
Разбираться в литературе и искусстве 0 1 2 3
Петь, играть на музыкальных инструментах 0 1 2 3
Сочинять стихи, писать рассказы 0 1 2 3
Рисовать 0 1 2 3
5 Разбираться в животных или растениях 0 1 2 3
Разводить растения или животных 0 1 2 3
Бороться с болезнями, вредителями 0 1 2 3
Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3
Работать на земле 0 1 2 3
А Быстро выполнять указания 0 1 2 3
Точно следовать инструкциям 0 1 2 3
Работать по заданному алгоритму 0 1 2 3
Выполнять однообразную работу 0 1 2 3
Соблюдать правила и нормативы 0 1 2 3
Б Создавать новые инструкции и давать указания 0 1 2 3
Принимать нестандартные решения 0 1 2 3
Легко придумывать новые способы деятельности 0 1 2 3
Брать на себя ответственность 0 1 2 3
Самостоятельно организовывать свою работу 0 1 2 3

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Типы профессий:

1. “человек — “человек “,

2 — “человек — техника”,

3 — “человек — знаковая система”,

4 — “человек — художественный образ”,

5 — “человек — природа”.

Классы профессий: А — исполнительский, Б — творческий,

левая сторона — А+Б . 100% — степень активности,

30

правая сторона — А+Б . 100% — степень уверенности в своих силах.

III этап: Класс разделяется на группы по типам профессий.

Задание группам:

Из предложенного перечня выберите профессию, относящуюся к выбранному вами типу. Составьте профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:

  • Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника;
  •  Какие требования предъявляются к рабочему месту;
  •  Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • Какие существуют  варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.

Типы профессий

Человек-человек Человек-природа Человек-техника Человек знаковая система Человек художественный образ
ПарикмахерПродавецВрачУчительСудебно-медицинский экспертСоциологПедагогТренерЭкскурсоводВоспитательОрганизатор торговлиАдвокатИнспектор милицииПсихологМенеджер по продажамТорговый представительАдминистратор АгрономЗоотехникВетеринарЗооинженерЕгерьБиолог- исследовательФлористСадовникГеологПчеловодПочвовед Инженер-механикИнженер-электрикСлесарь-ремонтникИнженер-конструкторВодолазВодительРадиотехникШвеяСвязистТокарь ПрограммистЧертежник-картографМатематикРедакториздательстваЯзыковедФинансистБухгалтерНотариусФотографДелопроизводительМаркетологСпециалист по налогообложениюАудиторПлановик Художник-декораторХудожник-реставраторНастройщик музыкальных инструментовАртистИскусствоведЦветовод-декораторДизайнер интерьераКомпозиторБренд-менеджерСпециалист по рекламеИмиджмейкер

Задание группам:

Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как:

  • высокая чувствительность органов зрения, слуха, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
  • быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д.; 
  • восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
  • наблюдательность;
  • показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация;
  • разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
  • показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
  • скорость мыслительных действий;
  • способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
  • способность быстро и точно принимать решения;
  • инициативность;
  • хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
  • скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
  • точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
  • разборчивость речи;
  • устойчивость к стрессам;
  • уравновешенность;
  • показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность;
  • стремление к развитию в работе, к руководству;
  • опыт профессиональной деятельности.

Задание группам: перечислите учебные предметы, необходимые, на ваш взгляд, для поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности.

IVэтап: выступление команд по темам заданий.

Vэтап: Подведение итогов.

Запомните ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Отвечаем себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:

«ХОЧУ»

  • Чем тебе интересно заниматься?
  • Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
  • Какие профессии тебе нравятся?

«МОГУ»

  • Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
  • Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
  • Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?

«НАДО»

  • Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
  • Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  • Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
  • Необъективная оценка своих способностей.
  • Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.
  • Ориентир на «престижную» профессию.
  • Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
  • Перенос увлечения школьным предметом на профессию.

VI этап: Рефлексия. Учащиеся оценивают значимость занятия, применяя метод незаконченного предложения.

1. Сегодня на занятии я узнал (а) _____________________________________.

2. Я научился (лась) ________________________________________________.

3.Мне пригодится в будущем ________________________________________.

4.Мне понравилось (не понравилось) на занятии ________________________.

Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо, прежде всего, знать самого себя. Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)

Поиски себя — это длительный процесс. Но выбор когда — то нужно будет сделать.  Ищите себя! Найдите себя!

Источник: https://intolimp.org/publication/klassnyi-chas-po-proforiientatsii-moia-budushchaia-profiessiia.html

Классный час на тему «Профориентация» (8 класс)

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 

Цели: углубить представление детей о различных професси­ях; формировать позитивное отношение к труду; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию, рассказ о выборе про­фессии.

Оформление:

  1. крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов « = осознанный вы­бор профессии»;

  2. написать на доске слова: профессия, специальность, квалифи­кация, должность;

  3. написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:

Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й го­родской больницы.

Учитель математики высшей категории, директор школы.

Инженер-механик, старший специалист, мастер инструмен­тального цеха.

Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.

Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;

картинки, фотографии (процессы труда, люди разных про­фессий).

План классного часа:

  1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характери­стика».

  2. Игра «Визитка».

  3. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

  4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

  5. Мини-лекция «Формула профессии».

  6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

  7. Тестирование.

  8. Заключительное слово.

  9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Вступительное слово классного руководителя.

— Ребята, скоро вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнет­ся с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог — именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути.

Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и сча­стье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельно­сти человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

— Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. (Слайд)

Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация — это уровень профессионального мастерства.

Должность — это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характери­стику человека.

1. Игра «Визитка»

Слово классного руководителя.

— После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики.

Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На экране записаны профес­сиональные характеристики, взятые мною из визиток.

Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Учитель читает профессиональные характеристики на слайде, дети дают ответы.)

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мас­терство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии» (слайд)

— Ребята, как вы думаете, что бу­дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.

Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа — «Самые отважные профессии».

Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа — «Самые забытые профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников.

При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной про­фессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выбо­ре? Как вы считаете?

Классный руководитель. Вы перечислили самые рас­пространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за мо­дой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

4. Мини-лекция «Формула профессии»

— Что по­лучится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  1. хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

  2. могу — это все, что мне по силам, по способностям;

  3. надо — это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитыва­ет и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потреб­ности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

5. Демонстрация осознанного выбора профессии

«Это мой выбор!»

— Как же работает формула осоз­нанного выбора профессии?

Сейчас мы узнаем.).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть… Могу быть… Сейчас везде требуются…

Ученик 2. Хочу быть… Могу быть… Сейчас везде требуются…

— Кто из вас тоже хочет продемон­стрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного вы­бора.)

— Соотношение между «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у че­ловека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои силь­ные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

6. Тестирование «Ты и твоя профессия» (слайд)

— А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, за­пишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

  1. Новогодняя ночь для вас — лучшее время, чтобы:

а)      выспаться;

б)      посмотреть телевизор вместе с семьей;

в)      оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

а)      удочку, набор для вышивания;

б)      коньки или лыжи;

в)      турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а)      в одиночку;

б)      с семьей или друзьями;

в)      с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а)      почувствовали бы полную свободу;

б)      занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в)      ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В       свое свободное время вы любите:

а)      читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б)      рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в)      заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино. 

— А теперь подсчитаем количество набранных бал­лов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

(Дети подсчитывают баллы.)

— Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставля­ют беспокойство.

Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лабо­ратории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охо­тохозяйстве.

Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

— А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

— Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве — в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

— Этот тест — только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспита­нию, саморазвитию.

7. Заключительное слово классного руководителя

8. Подведение итогов (рефлексия)

Источник: https://www.InfoUroki.net/klassnyy-chas-na-temu-proforientaciya-8-klass.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector