Классный час в 5 классе к международному дню грамотности

Классный час в 5 классе к Международному дню грамотности

Классный час для учащихся 5 класса. Международный день распространения грамотности
Описание: Данный материал могут использовать учителя среднего звена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню распространения грамотности.

Цель: Знакомство детей с данным праздником.
Задачи:  — познакомить детей с праздником «Днем грамотности»; -способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы; -способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

 

-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход классного часа
Учитель Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.

Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок , посвященный этой дате. Угадайте загадку: Пером сеют, Глазами жнут.  Головой едят.  Памятью переваривают.

  (Грамота) А что для вас значит быть грамотным? (Ответы детей)

1 чтец Есть день грамотности в мире. Значит, встретим мы его. Он нам дорог, очень сильно, Этот день важней всего. Ни к чему тут сомневаться. Всем ведь грамотность нужна. Без нее не расписаться, Эта тонкость так важна! Пожелаем мы всем в мире Правил горы изучить.

Пусть познанья станут шире.

2 чтец В международный грамотности день Мне пожелать вам лучшего не лень: Чтобы запас словарный пополняли, Про грамотность свою не забывали! В день грамотности поздравляю! И от души я вам желаю, Чтоб сталкиваться приходилось

С интеллигентными людьми!

3 чтец Чтоб речь всегда была приятна, Чтобы она звучала складно, И чтобы лучшее случилось — Чтоб люди знания свои Всегда старались приумножить, Ведь это сделать нам несложно — Лишь нужно больше всем читать, И речь, и разум развивать! В праздник грамотности ныне Вам желаем не делать ошибок Ни в словах, ни в поступках по жизни, Ну а знаний багаж свой — расширить!

1 чтец

Что может в мире быть важней на свете, Чем – объясниться с близким по душам? Слова понятны будут даже детям, Ведь правил своды все ж под силу нам. Нет, грамотеи не переведутся, Хоть и ошибки удивляют всех.

На этот праздник можно улыбнуться. Осилить можем этот мы орех. Мы поздравляем всех на этот праздник. Желаем грамотности – целый пир! Желаем, чтоб, сродни бутонам в вазе,

Она смогла бы заполнять наш мир.

2 чтец В школе буквы изучают, В школе правила зубрят. Это важно, каждый знает. Ни к чему свой прятать взгляд. Поздравляем в праздник этот. Мы торопимся признать:

3 чтец Мы желаем в день наставший: Не пугают пусть слова. Сила грамотности нашей

Как обычно, здесь права!

Это правило бессмертно! Надо горы покорять!

1 чтец В письме электронном, то ли в обычном Делать ошибки отнюдь неприлично! Чтоб каждый запомнил правила эти День грамоты есть на нашей планете! С праздником этим я всех поздравляю

2 чтец

Пусть текст набирается и ручкой пишется По правилам, а не просто как слышится! Без грамоты, друзья мои, да-да-да,

Я вам точно говорю – никуда.

Писать без ошибок всем сердцем желаю!

3 чтец Все хотят быть грамотными и хотят учиться. В этом деле очень важно вовсе не лениться. И тогда все двери – только для тебя! Улыбнется нежно, ласково судьба. Все, что ты захочешь, только не ленись, Все тебе на блюдечке сама предложит жизнь.

Учитель Продолжите пословицы о грамотности Выбирай книгу, (как выбираешь друга.) Грамоте учиться – (всегда пригодится.) Золото добывают из земли, ( а знания из книг.) Мир освещается солнцем, ( а мир знаньем.) Неграмотный как слепой, (а книга глаза открывает.) Хорошая книга – ( лучший друг.)

Учитель

А без чего невозможно стать грамотным? Что поможет нам в преодолении неграмотности? Отгадайте загадки. Прилетели галки в поле И уселись на снегу… Стану я учиться в школе – Разобраться в них смогу. (Буквы.) Какая водица для грамотных годится? (Чернила.) На странице букваря – Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит.) У стены большой и важный Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.) Поселились мудрецы В застеклённые дворцы, в тишине наедине Открывают тайны мне. (Книга.) Сама молчит, А сто друзей научить может. (Книга.

)

1 чтец

Читать ужасно интересно: Вы можете сидеть, лежать И — не сходя при этом с места — Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ! Да-да! Читать – ХОДИТ ГЛАЗАМИ: За ручку с мамой, после — сами.

Ходить — ведь это же пустяк, Не бойтесь сделать первый шаг! Споткнулись раз, И вдруг вы Прочли подряд четыре буквы И вы пошли, пошли, пошли – И слово первое прочли! От слова к слову — как по кочкам – Помчитесь весело по строчкам… И так научитесь читать – Как бегать, прыгать…

Как летать! Я знаю, скоро по странице Порхать вы станете как птицы… Ведь необъятен и велик, Как небо – мир волшебный книг!

Учитель

Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей не посещают школу. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». Почему важно быть грамотным? • А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя.

Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность. День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать.

Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться.

И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование. Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.

Попробуйте исправить ошибки:

К словам из левого столбца нужно подобрать соответствующие по употреблению слова из правого столбца

Учитель
Объясните значение фразеологизмов

3 чтец Пусть грамота ошибки исправляет, И ты не прекращай её учить, Кто учиться, тот многое познает, И проще будет нам в России жить. Работай с пунктуацией и чаще, За книгу вечерком садись, читай, Пусть будет жизнь твоя разнообразней,

Лишь знания, не бойся – поглощай.

Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-klassa-na-temu-mezhdunarodniy-den-gramotnosti-2098732.html

Классный час по теме «Международный день грамотности «

Классный час по теме

Международный день грамотности — 8 сентября

Классный час

В 2017 году эту дату справляют 52-й раз.

На уроках кто собран, внимателен,

Не считает ни мух, ни ворон —

Станет грамотным тот обязательно

И получит заветный диплом.

Мы желаем освоить грамматику,

Пунктуацию знать «на зубок»,

Не терялся чтоб смысл предложения,

И понять вас любой всегда мог

История возникновения праздника

В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

История возникновения праздника

Половина всех неграмотных приходится на Южную и Западную Азию и одна пятая — на страны Африки к югу от Сахары.

История возникновения праздника

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций.

Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.

Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.

Традиции Дня грамотности

  • 8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.
  • Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.
  • В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.
  • Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.
  • Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.
  • Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы .
Читайте также:  Рассказ про смородину для детей, 1-2 класс. окружающий мир

Ежегодные темы Международного дня

  • 2006 год — «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие»
  • 2007 год — «Здоровье и грамотность»
  • 2008 год — «Грамотность и здоровье»
  • 2009 год — «Грамотность расширяет личные возможности»
  • 2010 год — «Значение грамотности для женщин»
  • 2011 год — «Грамотность и мир»
  • 2012 год —2013 год — «Развитие на пути к грамотному 21-му веку»
  • 2014 год — «Грамотность и устойчивое развитие»
  • 2015 год — «Грамотность и устойчивые общества»
  • 2016 год — «Читая прошлое, пишем будущее»
  • В России в рамках празднования Международного дня грамотности в крупных городах проходят диктанты по русскому языку, среди школьников и студентов. В диктанте может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности. В конце диктанта всем желающим для проверки выдадут правильный вариант написания текста. Все участники акции получают памятные дипломы.

В нашей стране безграмотность была ликвидирована в 20-е годы XX века

Язык – это история народа.

Язык – это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского

языка является не праздным занятием от

нечего делать, но насущной необходимостью»

Александр Иванович Куприн

Интересные факты о грамотности

В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, mezhdunarodnyj-den-gramotnosti-8-sentyabryaБразилия, Китай.

Интересные факты о грамотности

В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

Всероссийская перепись

населения, показала,

что в России на 2010 год

91% россиян имеет среднее

школьное и высшее

образование.

Ежегодно ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy) за распространение грамотности, учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Седжонга (The UNESCO King Sejong Literacy Prize) за распространение грамотности, учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.

Проводимый День грамотности заставляет нас задуматься, что мы говорим и как мы говорим.

  • Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.
  • Учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться.
  • Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Как самому стать грамотным

  • Много читать хорошей литературы.
  • Необязательно научной, пусть это будут приключения, фантастика или детектив, важно, чтобы их качество было высоким.
  • Поэтому лучше всего читать классику жанра.
  • Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
  • Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
  • Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
  • Разгадывать кроссворды и головоломки.
  • Это не повысит грамотность, но в конечном итоге поспособствует развитию интеллекта и памяти.

Есть такие хорошие пословицы :

  • «Хорошо учиться всегда пригодится»,
  • «Кто в науке горазд, тому не пропасть»,
  • «Не пером пишут, а умом».

Они отражают народное мнение о

том, насколько важно получать новые знания.

Давайте стараться не делать ошибок!

Давайте себя и других уважать,

Чтоб не были правила нами забыты,

Учитесь на совесть и только на 5!

С ошибкой писать — тратить время другого!

Себя вы насмешкой не дайте травить.

Писать без ошибок — основа основы!

Давайте же будем язык свой любить!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-po-tiemie-miezhdunarodnyi-dien-ghramotnosti.html

Классный час: «Международный день распространения грамотности»

Классный час: «Международный день распространения грамотности»

Классный час:

«Международный день распространения грамотности».

Цели занятия:

— прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

-воспитывать чувство патриотизма, толерантности;

-расширять кругозор учащихся.  

Задачи занятия:

-формирование полного ответа на вопрос;

-формирование умения работать в группе.

— способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;    

— побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление:Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.

1.Всупительное слово учителя:

– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо к бабушке идти: — Прочти, пожалуйста! Прочти! Не надо умолять сестрицу: — Ну, почитай еще страницу! Не надо звать. Не надо ждать. А можно взять

И почитать!

Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!

Сегодня для вас , ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.

Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.

2.История и традиции.

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты.

К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности.

И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.

И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных.

Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/scenarii-prazdnikov/scenarii-k-1-sentjabrja/214698-klassnyj-chas-mezhdunarodnyj-den-rasprostrane.html

Презентация — Классный час «Международный день распространения грамотности»

Презентация - Классный час «Международный день распространения грамотности»

Слайд 1

МБОУ «ООШ С.НОВОЕ ЧАПЛИНО»Международный день распространения грамотности Ятта А.В., классный руководитель 2016 год

Слайд 2

«Язык – это история народа.  Язык – это путь цивилизации и культуры.  Поэтому-то изучение и сбережение русского  языка является не праздным занятием от  нечего делать, но насущной необходимостью»  Александр Иванович Куприн

Слайд 4

8 сентября — международный день грамотности — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 

Слайд 6

Грамотность — истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов.

Слайд 9

Однако, грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. И сегодня Международный день грамотности отмечается во всём мире.

Слайд 11

В этом году отмечается 50-я годовщина Международного дня грамотности, и ЮНЕСКО отмечает этот День под лозунгом «Читая прошлое, пишем будущее».

Слайд 13

Этот День также позволяет предложить новаторские пути решения существующих проблем, направленные на дальнейшее повышение уровня грамотности в будущем

Слайд 15

Международный день грамотности 2016 года даёт возможность оценить по достоинству последние пять десятилетий, отмеченных национальным и международным участием, а также усилия по повышению уровня грамотности в мире и достигнутые в этой области успехи.

Слайд 17

Проводимый День грамотности заставляет нас задуматься, что мы говорим и как мы говорим. Особенно это касается молодежи, которая «живёт» на эсэмэсках, в «Контактах», «Одноклассниках» и других социальных сетях. Мы же скоро разучимся разговаривать. 

Читайте также:  Осенний праздник в 3, 4 классе. сценарий

Слайд 19

Интересные факты В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии. Перепись населения 2010 г. показала, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием.

Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.

Слайд 20

Мы с днем грамотности поздравляем Всех, кто может прочитать стишок! Им от всей души сейчас желаем В школе обучаться хорошо! И не пропускать по русскому уроки, Чтобы вы читать, писать могли, Знаний не бывает слишком много, В жизни пригодятся вам они! © Всем нам грамотность нужна! Без нее куда? Я признаться вам должна — Без нее беда! Не понять что говорят,  Пишут и поют. Так что повышайте, люди, Грамотность свою! © Давайте стараться не делать ошибок! Давайте себя и других уважать, Чтоб не были правила нами забыты, Учитесь на совесть и только на 5! С ошибкой писать — тратить время другого! Себя вы насмешкой не дайте травить. Писать без ошибок — основа основы! Давайте же будем язык свой любить! ©

Источник: http://topslide.ru/pedagogika/klassnyi-chas-miezhdunarodnyi-dien-rasprostranieniia-ghramotnosti

Международный день грамотности

Международный день грамотности

Справочная литература. Многообразие словарей. Использование на уроках

Что такое словарь?

Это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованием или переводом на другой язык».

Как вы понимаете слова Вольтера, великого мыслителя и великого писателя: «…словарь — это вселенная в алфавитном порядке. Словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…»?

Типы словарей

Лексикографы подразделяют словари на два основных типа: лингвистические (от лат. lingva — язык) и энциклопедические (от греч. enkyklios paideia – обучение по всему кругу знаний). Лингвистические и энциклопедические словари имеют разные цели и задачи.

Какие виды лингвистических словарей Вы знаете?

Школьные словари русского языка

Автор

Словарь

Баранов М.Т.

Школьный орфографический словарь русского языка

Быстрова Е.А.,

Окунева А.П.,

Карашева Н.Б.

Школьный толковый словарь русского языка

Крысин Л.П.

Школьный словарь иностранных слов

Львова С. И.

Тихонов А.Н.

Краткий словообразовательный словарь школьника

Школьный словообразовательный словарь русского языка

Львов В.В.

Школьный орфоэпический словарь русского языка

Шанский Н.М.,

Боброва Т.А.

Школьный этимологический словарь русского языка

Сост. Панов М.В.

Энциклопедический словарь юного филолога

Рогожникова Р.П.,

Карская Т.С.

Школьный словарь устаревших слов русского языка

Жуков В.П.,

Жуков А.В.

Школьный фразеологический словарь русского языка

Для чего необходимы словари? Какую помощь человеку может оказать словарь? Каково назначение лингвистических словарей?

Если вам нужно узнать значение слова, его произношение, написание, особенность употребления, происхождение, перевести это слово на другой язык и т.п., обращайтесь к лингвистическим словарям (их еще называют языковыми или филологическими).

Что такое толковый словарь?

Слово «толковый» означает дельный, разумный, с толком (человек). Применительно к словарю — содержащий в себе толкование, объяснение.

Запомните: прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, мы должны точно знать его значение, и в этом нам лучшие помощники – толковые словари.

Создание словарей — задача особой отрасли лингвистической науки лексикографии. Словари многочисленны и разнообразны.

«Толковые словари»

Подготовьте устное высказывание о толковом словаре

Из истории создания толкового словаря

В Санкт-Петербургской Академии наук под руководством М.В.

Ломоносова начаты подготовительные работы по созданию толкового словаря русского языка, а в 1783 году была учреждена Российская Академия, в которой развернулся национальный лексикографический проект, во многом аналогичный словарному проекту Французской Академии. Результатом его стал Словарь Академии Российской, вышедший в 6 частях в 1789–1794гг.

Этот первый толковый словарь русского языка содержал 43 257 слов, и его выход стал важнейшей вехой в российской лексикографической традиции. Второе расширенное издание выходило в 1806–1822, а третьим изданием академического словаря стал четырехтомный « Словарь церковнославянского и русского языка» объемом в 114 749 слов, увидевший свет в 1847.

В.И. Даль (1801 – 1872) – автор четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка

«Толковый словарь живаго Великорусскаго языка» вышел в свет в 1866 году. Это один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. Над словарём автор работал 53 года.

БЕСТАЛАННЫЙ человек – кому нет талану, удачи; несчастный, неудачливый; горемыка, бедовик. Бесталанный да горемычный друг у друга не в зависти.

Словарь Д.Н.Ушакова

Социальные изменения, которые произошли в начале XX века, оказали огромное влияние на русский язык. C оставление словаря Дмитрий Ушаков начал в двадцатые годы XX столетия.

Работы по составлению толкового словаря проводились двенадцать лет. Полученный в результате работы толковый словарь полностью заполнил образовавшийся вакуум в культуре русского языка. Сейчас имя Д.Н.

Ушакова по праву включается в перечень составителей великих словарей русского языка.

Толковый словарь С. И. Ожегова

Однотомный толковый словарь под редакцией Сергея Ожегова является первым словарем после Первой мировой войны и революции. Содержал 53000 слов. Словарь последовательно пополнялся Н.Ю. Шведовой. Охватывает белее 80000 единиц.

В данный момент является уникальным и самым популярным словарем русского языка. В настоящее время высоких технологий написанное в словаре Ожегова не оспаривается и принимается как истина в последней инстанции. Как и все великие вещи, словарь составлен таким образом, что его статьи понятны всем.

В 1990 году толковому словарю С.И. Ожегова присуждена премия имени А.С.Пушкина.

(1900-1964)

Рассмотрите словарную статью и расскажите о её структуре.

ПЕРЕДОВОЙ, ая, -ое. 1. Движущийся или находящийся впереди. П. отряд. Передовые позиции (перед передним краем оборонительного рубежа). Передовая статья (руководящая редакционная статья в газете, журнале, печатаемая на первом месте).

2.Не останавливающийся в развитии, прогрессивный. Передовая техника. П. учёный. Передовые взгляды. Обмен передовым опытом.

Что вы можете рассказать о слове на основе словарной статьи толкового словаря?

«Этимологические словари»

Рассмотрите этимологический словарик, составленный авторами вашего учебника. Расскажите о его целях, строении. Для аргументации своих выводов подберите из него интересные, на ваш взгляд, примеры.

«Словари ударений»

«Словарь ударений» под редакцией Агеенко содержит около 76000 слов. Этот словарь помогает определить правильную постановку ударений в трудных словах и формах слов.

Словарь построен в алфавитном порядке. Здесь есть и раздел имён собственных: географические названия, имена известных людей планеты.

Словарь предназначен для учителей и учеников. А так же для дикторов телевидения и радио, журналистов.

Как называется в вашем приложении словарик, регулирующий нормы произношения звуков и постановку ударения в словах?

«Словари морфем»

Словарь морфем – словарь, в котором показаны части слов: корень, суффиксы, приставки. Даны способы словообразования.

В словаре под редакцией Кузнецова находится около 52000 слов. Словарь разбит на три части – корни, приставки и суффиксы. Все эти части находятся в алфавитном порядке.

Используя этот словарь можно безошибочно разобрать слова по составу, образовать множество новых однокоренных слов.

Словарь предназначен для филологов, учителей и учеников.

«Словари синонимов»

«Учебный словарь синонимов русского языка»,авторы — Зимин В.И.,

Алекторова Л.П. Данный словарь насчитывает около 1950 слов и около 709 синонимических групп. Задача словаря – представить учебный материал, необходимый для овладения синонимическим богатством русского языка. Словарь построен в алфавитном порядке. Словари разбиты на группы синонимов.

Каждому слову даётся объяснение, приводится пример использования данных слов. В конце словаря есть общий словоуказатель всех слов. Словарь предназначен прежде всего для преподавателей русского языка и учащихся. Однако может использоваться всеми людьми, которые интересуются русским языком.

Какую помощь человеку оказывает словарь синонимов? В рассуждении используйте приведённые примеры.

храбрый — смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой

сложный — трудный, непростой, замысловатый, запутанный, хитроумный, мудрёный, головоломный, каверзный; причудливый

«Словари антонимов»

Словарь антонимов Львова М.Р. содержит свыше 3000 слов с противоположным значением. К антонимам приводятся синонимы (синонимические пары антонимов).

Антонимические пары иллюстрированы цитатами из художественной, научной литературы и публицистики. Словарь предназначен для специалистов-филологов, переводчиков, работников печати и радио.

Он представляет интерес и для широкого круга читателей.

Расположите антонимы в алфавитном порядке. Приведите свои примеры.

  • день – ночь;
  • явный – тайный, скрытый, затаённый;
  • говорить – молчать;
  • тихий – громкий, оглушительный; шумный, буйный;
  • закат – рассвет;
  • отталкивать – притягивать;
  • подъём – спуск;
  • родина – чужбина;
  • хвалить – ругать, порицать, корить
Читайте также:  Интеллектуальная игра: творчество пушкина, 9 класс

«Словари омонимов»

«Словарь омонимов» под редакцией Колесникова Н.П. содержит 3500 групп разных омонимов. Автор словаря — единственный в России исследователь, перу которого принадлежит 10 словарей, изданных за 25 лет

его работы.

Словарь построен в алфавитном порядке. Слова разбиты на группы. Каждому слову даётся объяснение, приводится пример использования. Есть таблица условных объяснений.

Словарь необходим преподавателям русского языка, ученикам и всем тем, кто интересуется богатством русского языка.

Какую информацию о слове можно получить в словаре омонимов. Приведите примеры омонимов. Составьте предложения, используя предложенные слова.

УЗЕЛ – мера скорости

УЗЕЛ – связанные концы верёвки

«Словари фразеологизмов»

«Краткий фразеологический словарь русского языка» Быстровой Е.А., содержит около 800 фразеологизмов Основная задача словаря — помочь читателю овладеть нормами употребления разных фразеологизмов, узнать их происхождение.

Словарь построен в алфавитном порядке. Каждому фразеологизму дается разъяснение и показывается, как он используется в речи и в литературных произведениях.

Словарь адресован учителям и учащимся – всем, кто интересуется русской фразеологией.

Объясните значение фразеологизмов, установив соответствие

Вывести на чистую воду

Быть на седьмом небе

Вилами на воде писано

Семь пятниц на неделе

Пятое колесо в телеге

Умывать руки

Как в воду глядеть

Вот где собака зарыта

Маловероятное событие

Частая перемена решений

Верно предсказывать

Нечто лишнее, ненужное

Отстраняться от участия

В этом суть дела, главное

Разоблачить тёмные дела

Находиться в состоянии безграничного счастья

«Орфографические словари»

Орфографический словарь – словарь, в котором даны правильные написания слов. Эти слова мы иногда называем словарными словами.

Таких словарей очень много. Слова в словарях находятся в алфавитном порядке. Задача таких словарей – подсказать нам, как правильно написать нужные слова.

Из упражнений «Орфографический минимум» выпишите 10-15 слов с непроверяемой гласной в корне слова.

Энциклопедические словари

Если вы хотите узнать о различных явлениях природы — таких, как затмение, наводнение, землетрясение, извержение вулкана, или о выдающихся спортсменах, деятелях науки и техники, о географических открытиях, исторических событиях, или о о различных небесных телах: Солнце, звездах, планетах и т.п. — обращайтесь к энциклопедическим словарям. В них вы прочитаете о новых разделах науки и техники, о художниках и скульпторах.

Электронные словари

В последнее время широкое распространение

получили электронные словари. Они, как правило,

являются электронными аналогами уже

существующих «бумажных» словарей. Вместе с

тем, они обладают и многими интересными

особенностями. Поиск слов в электронных словарях

осуществляется во много раз быстрее, слова можно

искать по всему тексту словаря, включая примеры

использования (полнотекстовый поиск). Часто

подобные словари бывают многоязычными, т. е.

содержат словарные статьи на многих языках.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Наши друзья – словари».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/miezhdunarodnyi-dien-ghramotnosti

Классный час 9 В. Грамотность степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, — презентация

1 Классный час 9 В

2 Грамотность степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком- либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

3 История грамотности начинается с истории азбуки. При господстве идеографического письма, когда письмена сводились к рисункам, как, например, у эскимосов и американских индейцев, «грамотность», если можно назвать этим словом понимание живописи, была доступна всем, никакой условности в письменах не было. История грамотности начинается с того момента, когда письмена приобретают условный характер и для понимания их делается необходимым изучение.

4 В Египте письменность находилась в руках жрецов, хотя всякому предоставлялась возможность изучать её от них же. Впрочем, изучение письмён было настолько затруднительным, что требовало много времени и не всем было доступно. Грамотность была распространена главным образом в среде жрецов и высшего класса.

5 Клинообразное письмо ассиро- вавилонян, также требовавшее много времени и трудов, затрудняло распространение грамотности в массе народа, которая пребывала в полном невежестве.

6 В Индии грамота была распространена, кроме женского сословия, главным образом у кшатриев. Членам низшей касты было запрещено, как тяжкий грех, не только читать самим, но даже слушать чтение Вед. Для женщин умение читать и писать считалось позорным; приобретать его могли только танцовщицы и баядерки. Две средние касты могли учиться читать только под руководством жрецов.

7 Широкого распространения грамотность достигла в древней Элладе, где даже простолюдин обладал умением читать и писать. Грамотность среди женщин в древней Греции была распространена мало, так как там женских школ совсем не было. Умению кое-как читать и писать женщины Греции учились у матерей и нянек.

8 В Риме, даже в лучшую его эпоху, грамотность не была так широко распространена, как в Греции; в императорском Риме процент неграмотных был ещё выше.

9 В Средние века распространение грамотности ограничивалось небольшой группой духовенства и горожан: в большинстве и духовенство было неграмотно.

10 В Англии королевские автографы начинаются лишь в XIII в., а женские 100 лет спустя. В Германии даже поэты сначала диктовали свои песни клеркам

11

12 «Безграмотный человек стоит вне политики, … его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика» – отмечал В. И. Ленин.

13 Географические условия Этнографический состав населения Политический строй и экономический уклад Гражданские свободы Крепостное право Религия и грамотность Правительственные инициативы Соотношение между грамотностью и преступностью

14 По данным «Военно-статистического ежегодника армии за 1912 г.» всего в 1912 году из низших чинов до поступления на службу было

15 Сельское население: Муж.53%52,4%67,3%91,6%99.1%99.6% Жен.23%25,2%35,4%76,8%97,5%99,4%99,5% Всего 37%37,8%50,6%84,0%98,2%99,5%99,6% Городское население: Муж.80%80,7%88,0%97,1%99,5%99.9% Жен.61%66,7%73,9%90,7%98,1%99,8%99,9% Всего 70,5%73,5%80,9%93,8%98,7%99,8%99,9% Всего: Муж.58%57,6%71,5%86%93,5%99,3%99.8% Жен.29%32,3%42,7%66,2%81,6%97,8%99,7%99,8% Всего 43%44,1%56,6%87,4%98,5%99,7%99,8%

16 В 1966 году ЮНЕСК О объявила Междун ародный день грамотности, ежегодно отмечаемый 8 сентября.

17 Сегодня в мире один из пяти взрослых неграмотен, и две трети из них женщины. 72 миллиона детей не посещают школу. С момента основания в 1945 году ЮНЕСКО находится на передовых рубежах борьбы за грамотность, за то, чтобы проблема грамотности не сходила с повестки дня на национальном, региональном и международном уровне. Однако пока 759 миллионов взрослых не владеют элементарными началами грамоты, цель добиться грамотности для всех продолжает ускользать

18 Порядок СтранаУровень грамотности 1 Грузия 100,0 2 Куба 99,8 3 Эстония 99,8 4 Латвия 99,8 5 Барбадос 99,7 6 Словения 99,7 7 Белоруссия 99,7 8 Литва 99,7 9 Украина 99,7 10 Армения 99,7 11 Казахстан 99,6 12 Таджикистан 99,6 13 Азербайджан 99,5 14 Туркмения 99,5 15 Россия 99,5 16 Венгрия 99,4 17 Кыргызстан 99,3 18 Польша 99,3 19 Молдавия 99,2 20 Тонга 99,2

19 21 Албания 99,0 22 Антигуа и Барбуда 99,0 23 Австралия 99,0 24 Австрия 99,0 25 Бельгия 99,0 26 Канада 99,0 27 Чехия 99,0 28 КНДР 99,0 29 Дания 99,0 30 Финляндия 99,0 31 Франция 99,0 32 Германия 99,0 33 Гайана 99,0 34 Исландия 99,0 35 Япония 99,0 36 Республика Корея 99,0 37 Люксембург 99,0 38 Нидерланды 99,0 39 Новая Зеландия 99,0 40 Норвегия 99,0

20 41 Словакия 99,0 42 Швейцария 99,0 43 Великобритания 99,0 44 США 99,0 45 Италия 98,9 46 Самоа 98,7 47 Тринидад и Тобаго 98,7 48 Хорватия 98,7 49 Болгария 98,3 50 Испания 97,9 51 Уругвай 97,9 52 Сент-Китс и Невис 97,8 53 Кипр 97,7 54 Румыния 97,6 55 Аргентина 97,6 56 Монголия 97,3 57 Израиль 97,1 58 Греция 97,1 59 Мальдивы 97,0 60 Македония 97,0

21

22 1. На колоссальной колоссальной колоссальной 2. досчатой дощатой дощатой 3. террасе, трассе, тирассе, 4. в близи вблизи в близи 5. можжевельника, можжевельника, можжевельника, 6. жена не без известного небезызвестного нибезизвестног 7. местного местного местного 8. под Ьячего под Ъячего 9. веснусчатая веснушчатая веснушчатая 10. Аграфена Агрофена 11. Савична Саввична

23 12. потчевала потчевала потчевала 13. исподтишка исподтишка исподтишка 14. коллежского коллежского коллежского 15. асессора, асессора, асессора, 16. Аполона Аполлона Апполона 17. Филимоновича, Фелимоновича, Фелемоновича, 18. моллюсками, моллюсками, моллюсками, 19. винегретом винегретом винегретом 20. и другими яствами яствами 21. под акомпанимент под аккомпанемент под аккомпанемент 22. акордиона аккордеона аккордеона 23. и виолончели. виолончели. виолончели.

24

25

26

27

28

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1329965/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector