Классный час в 5 классе. жемчужины русских промыслов

Классный час в 5 классе. Жемчужины русских промыслов

Классный час по теме: «Жемчужины русских промыслов»

Аудитория: 5-9 классы. Классный час провела: Маркевичус Людмила Фёдоровна учитель русского языка и литературы.МОКУ ООШ №13 д.Мухино

Пояснительная записка.

Агрессивное наступление западной поп-культуры приводит к утрате ориентиров, к массовому падению эстетического вкуса у молодёжи. В этих условиях знакомство детей с образцами народного творчества нам предоставляется очень актуальным.

Это и приобщение к лучшим образцам народного искусства, и воспитание художественного вкуса, что, в конечном счете, должно способствовать культурной идентификации детей как представителей русского народа, русской художественной традиции.

Это и воспитание уважения к труду, к человеку труда, который не только создал прекрасные произведения народного искусства, но и прославил на весь мир свою малую родину. Это воспитание толерантности, уважения к культуре других народов.

Цели: приобщить подрастающее поколение к великим ценностям русской культуры; ознакомить детей и подростков с русскими традициями, промыслами и ремёслами; воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Форма классного часа: игра «Путешествие в Город мастеров».

Предварительная работа с детьми:

1. Предложить детям найти в своём доме изделия народных промыслов, попытаться определить их категорию ( хохлома, гжель, палех, дымковская игрушка, плешковская игрушка, матрёшки и.т.п. ). Если в классе учатся дети другой национальности, нужно попросить их подготовить краткий рассказ о промыслах своего народа, показать образцы;

2. Шестеро детей сыграют роли мастеров; каждый «мастер» должен представить народный промысел ( хохлома, жостово, гжель, палехская миниатюра, городецкая роспись, посадские платки),пользуясь дополнительными материалами к классному часу или иной информацией; «мастера» должны будут ответить на вопросы «покупателей» ( ответы – в тексте сценария) и провести брей-ринг;

3. Остальные дети будут играть роли покупателей поделок; эти дети должны заготовить вопросы «мастерам» (примерные вопросы — в тексте сценария);

Музыкальное оформление:

  1. Плясовая русская народная музыка;

  2. Фонограмма песни (или сама песня) «Оренбургский пуховый платок» , текст песни в сценарии.

Оборудование:

  1. Приготовить две коробочки ( два волшебных сундучка), в одну положить кусок глины, в другую — комок бумаги;

  2. «Мастерам» обязательно приготовить по одному изделию народных промыслов или их иллюстрацию;

  3. Для «мастеров» можно приготовить русские народные костюмы или их элементы (кепка с цветком, рубаха с кушаком, сарафан, кокошник и т.п.).

Оформление:

Перед классным часом можно мелом схематически нарисовать на доске карту «Адреса русских промыслов». В конце классного часа рисунки, подготовленные для ярмарки, «мастера» прикрепят к названию соответствующего города на карте.

Карта «Адреса русских промыслов».

План классного часа:

1. Вступительное слово.

2. Игра «Путешествие в Город мастеров»

А) реклама художественных промыслов;

Б) вопросы мастерам и мастерицам:

— где же делают эти вещицы;

— секреты мастерства;

В) музыкальная пауза;

Г) брей-ринг.

3. Моя художественная коллекция.

4. Подведение итогов (рефлексия).

5. Заключительное слово.

Ход классного часа.

Классный руководитель. Каждый народ должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить своё национальное достоинство.

Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, платки, матрёшки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили своим трудом маленькие города и сёла, где зародились их уникальные промыслы.

Сегодня мы с вами попадём на ярмарку в Город мастеров. Сюда прибыли представители шести русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремёсел. Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы, Палех – в Ивановской области, а Городец и Хохлома – недалеко от Нижнего Новгорода.

Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на наши вопросы.

Итак, ярмарка!

  1. Игра «Путешествие в Город мастеров»

  1. Реклама художественных промыслов.

Звучит плясовая музыка. Возле классной доски выстраиваются «мастера». Они держат в руках свои изделия, пританцовывают, по очереди рекламируя своё искусство.

Группа «Хохлома»

Кубки, чашки, ложки,

Русские матрёшки,

Вся посуда расписная

И почти как золотая!

Знает это целый мир:

Это – русский сувенир.

Вся – старинного письма –

Золотая хохлома!

Группа «Палех»

Выходи- ка на прогулку,

Покупай у нас шкатулку.

Палехская миниатюра –

Для тех, у кого губа не дурра!

Группа «Городец»

Удаль молодецкая –

Роспись городецкая!

Подходи, торопись,

Покупай живопись!

Группа «Жостово»

Хотите подарок!

Примите решение:

Купите для дома украшение!

Пользуются постоянным спросом

Наши жостовские подносы!

Группа «Посад»

Для всех девушек отрада –

Платки из Павловского Посада!

  1. Вопросы мастерам и мастерицам.

  1. Где же делают эти вещицы?

Классный руководитель.

Да, уважаемые мастера,

Слушали мы вас очень внимательно,

Ваши изделия замечательные!

И нашим ребятам, скажем вам честно,

Побольше о них узнать интересно!

( обращается к классу).

А вы, ребята, не отставайте,

Мастерам вопросы задавайте!

Может, взяли товар за границей?

Где же делают эти вещицы?

Дети по очереди поднимают руки, задают с места вопросы «мастерам».

Вопросы детей:

— Мне понравилась хохлома. Где изготавливают такую красивую посуду?

( Хохлому делают в деревне Хохлома, которая находится под Нижним Новгородом).

— Где делают палехские шкатулки?

( И шкатулки, и украшения делают в селе Палех. На карте вы его не найдёте, это небольшое село в Ивановской области. Но оно известно во всём мире).

— А мне понравилась роспись городецкая. А где ваш Городец находится?

( Город Городец находится в Новгородской области).

— Жостовские подносы, наверное, из города Жостово. Где его искать?

( Это не город, а деревня под Москвой. Там давно научились подносы такие делать).

— Ну, а Гжель ваша, где находится? Где ж посуду такую делают?

( Гжель – это деревня под Москвой. Там уже 200 лет такую посуду делают)

— А откуда платки такие мастерица?

( А платочки из Павловского посада, их все красавицы России знают)

  1. В чём секреты мастерства?

Классный руководитель.

Не зря мы вопросы задавали,

Всю географию промыслов узнали!

А теперь вопросы не для газеты –

Мастера открывают свои секреты.

Ну-ка, ребята, времени не теряйте,

Вопросы своим мастерам задавайте.

Вопросы учащихся:

— Вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается?

(У хохломских мастеров – свой способ «золочения». Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой

температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь неё, становилось похожим на золото.)

— В хохломской росписи я вижу всего три цвета. Используют мастера другие цвета?

( Хохломские мастера используют всего четыре цвета: красный, чёрный, золотой и иногда зелёный. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор).

— У меня вопрос к городецким мастерам. Хохлома очень похожа на городецкую роспись. Как их отличить?

( На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочный узор из четырёх цветов: красного, чёрного, зелёного и золотистого. А на городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используется синий, жёлтый цвет, а хохломского золотистого цвета нет.)

— Я видела раньше несколько игрушек и тарелок из Гжели. Они все расписаны только синей краской.

( Правильно. Это специальный стиль Гжели – роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт – это синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело — голубым чудом).

— Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду?

( Гжельские гончары добавляли в глину известь – так получился гжельский фаянс).

— Палехские шкатулки известны всему миру. Делают ли в Палехе что- то другое кроме шкатулок?

( Мастера Палеха делают обложки для книг, табакерки, картины).

— Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла?

( Палехские изделия лепят из папье – маше, это такая кашица из бумаги).

— Как расписывают деревянные заготовки понятно. А как расписывают посадские платки? Неужели вручную?

( Посадские платки не расписывают. Узоры на наших платках печатают. Сначала на деревянной форме вырезают изображения цветка, потом наносят на форму краску и печатают этот цветок на платке. Каждый цвет печатается с отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.)

— Какие узоры печатают на посадских платках?

( На посадских платках могут быть только два типа узоров: цветочный – роскошные садовые цветы и турецкий – огурцы.)

— Чем отличаются узоры на палехских миниатюрах?

( Это сказочные сценки, сценки из реальной жизни, но все фигуры на них вытянутые, утончённые).

— Какой промысел из перечисленных самый древний?

( Самая древняя – хохлома. Этому промыслу 700 лет).

— Кто из мастеров делает роспись по металлу?

( Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают их лаком и красками).

Классный руководитель. К нам в гости пришли представители ещё одного промысла. Его название говорит само за себя. А рекламой этому промыслу будет песня.

Читайте также:  Классный час о вреде курения, 6 класс

Исполнение песни «Оренбургский пуховый платок»

Классный руководитель. Ну а теперь, мастера и мастерицы, кому же достанутся эти вещицы?

Мастер 1. Тому, кто выиграет, наш брей – ринг.

Мастер 2. В игре участвуют две команды: команда «Гончары», капитан ( фамилия, имя)

Мастер 3. И команда «Кузнецы», капитан ( фамилия, имя).

Классный руководитель. Предлагаю гончарами назначить девочек, а кузнецами – мальчиков.

Мастер 4. Я буду на доске записывать очки, которые набрали команды.

Мастер 5. А задавать вопросы все мы будем по очереди. Если команда правильно отвечает, один балл в копилку свою получает.

Мастер 1. Наш брей – ринг по старинке мы начинаем с разминки. Первое задание – найти у пословицы окончания.

  1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в … (делах)

  2. Терпение и труд всё… (перетрут).

  3. Маленькое дело лучше большого … (безделья).

  4. Не везде сила: где нужно уменье, а где и … ( терпение).

  5. Не за своё дело не берись, а за своим делом не … (ленись)

  6. Под лежачий камень и вода не … (бежит).

  7. Где умному горе, там дураку… (веселье).

  8. На полатях лежать, так и ломтя не … (видать).

Мастер 2. Разминка закончилась. Начинаем блиц – турнир: я задаю вопрос, вы

отвечаете. Будьте внимательны.

«Мастер» читает вопросы, каждой команде по 4 вопроса.

  1. Какое изделие изготавливают из металла? (Подносы).

  2. Какую посуду называют «бело-синее чудо» ? ( Посуду из Гжели).

  3. В каком городе цветы печатают на ткани? ( В Павловском Посаде).

  4. Где делают самые красивые подносы? ( В Жостово).

  5. Сундучки и прялки, досточки, посуда – где делают такое чудо? ( В Городце).

  6. Где родилась русская лаковая миниатюра? ( В Палехе).

  7. На какой росписи не увидишь синего цвета? ( На хохломской).

  8. Почему посуда из Гжели белая? ( В глину добавлена известь).

Мастер 3. А теперь каждой команде – по одному вопросу. Но вопросики эти труднее.

Чтоб вы приняли правильное решение,

Даём вам минуту на обсуждение!

«Мастер» читает вопросы ( по одному вопросу каждой команде).

  1. Как в Хохломе дерево превращают в золото?

  2. Как на посадских платках вырастают букеты роскошных цветов?

Мастер 5. А теперь – не пустячок, а волшебный сундучок.

( Показывает первую коробочку)

Слушайте вопрос внимательно,

И ответ обдумайте тщательно.

Это вам не кот в мешке.

Что в волшебном сундучке?

Внимание, вопрос для команды «Гончары»:

Это добро валяется под ногами,

Кто его поднимает

И к нему труд свой добавляет,

У того получаются здания,

Посуда, игрушки, изваяния!

А кто не хочет пачкаться и мараться, тому лучше за это добро не браться. (Глина).

Ведущий достаёт из сундучка комок глины и передаёт его членам команды.

А теперь вопрос для команды «Кузнецы» ( показывает вторую коробочку).

Из этого материала

Тоже можно сделать немало.

Если его размочить,

А потом проварить,

А потом можно лепить шкатулки,

Игрушки и разные безделушки.

В Палехе нашли этому материалу применение,

Всем на удивление! ( Бумага).

Ведущий достаёт из сундучка комок бумаги и передаёт его членам команды.

Мастер 4. Закончился наш турнир, ребята,

А теперь пора объявить результаты.

Объявляет результаты блиц – турнира.

Мастер 5. А за победу вручить вам рады,

Мы наши скромные награды.

Вручение победителям призов и наград.

  1. Моя художественная коллекция.

Классный руководитель. Ребята, вы получили задание, найти в своём доме образцы народных промыслов. Расскажите о своей коллекции.

Рассказы учащихся. За самый интересный и подробный рассказ присуждается приз.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?

Ответы учащихся.

Классный руководитель. Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край.

Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, своё национальное достоинство.

Литература: Классные часы. Автор составитель: А.В.Давыдова. Издательство: М:. «Вако» 2008 год.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/kl-chas-zhiemchuzhiny-russkikh-promyslov

Путешествие в Город мастеров. Жемчужины русских промыслов. — презентация

Путешествие в Город мастеров. Жемчужины русских промыслов. - презентация

1 Путешествие в Город мастеров

2 Жемчужины русских промыслов

3 Народные промыслы России

4 Карта «Народные промыслы центральной России»

5 « Плат Узорный…» Павловский Посадгород в Московской области, известен с XIV века. В XVIII веке село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производств. Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки. В1854 году в Павловском Посаде открывается крупная платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. Н. Слащева. Шаль «Концертная». Фрагмент

6 Но настоящая слава к павловским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором, пришла во второй половине XIX века. Набойный рисунок наносился на ткань как ручным, так и машинным способом. В наши дни используется способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.

7 А ты все та же лес да поле, Да плат узорный до бровей…

8

9 Гжель один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Синие цветы Гжели

10 Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В XIX веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Гжельская керамика

11 Русская жемчужина, Нас чаруешь ты. Синяя фантазия море красоты! Разнообразные изделия с «фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская керамика известна во всем мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

12 Букеты из Жостова Жостовский художественный промысел это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу XIX века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье- маше с живописными миниатюрами.

13 Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.

14 Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.

15 Сюжеты росписи цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

16 Палехская лаковая живопись Палех поселок в Ивановской области. Согласно летописям, поселение возникло еще до XV века. Первоначально Палех славился мастерами иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье- маше.

17 Палехские сказы В его основе лежат традиции древнерусской живописи, искусства иконописи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка «насечка» золотыми линиями.

18 Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.

19 Хохломская роспись Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Е. Мосина. Хохломская посуда

20 Золотая хохлома Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент.

21 Секрет «золота» Хохломы применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре °. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия посуду, мебель, сувениры создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с.Семино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семе- нов), что в Нижегородской области.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/441323/

Классный час «Народные промыслы России»

Классный час «Народные промыслы России»Классный час «Народные промыслы России», Павлик Н.А. Нигде и никогда не могло быть народа, у которого не было своего искусства. Даже в самые древние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудия труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал как художник.

И сегодня человек строит, конструирует и украшает быт вокруг себя, опираясь на опыт своих предков. Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны. Народное искусство сегодня – яркое и самобытное явление нашей культуры. Оно любимо не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

Читайте также:  Игра-путешествие форт байярд для летнего лагеря

Оно с успехом демонстрируется на отечественных и зарубежных выставках.

МАТРЕШКА

Русские Матрёшеньки,

Девицы белёшеньки.

Все с аленькими щёчками,

Покрытые платочками.

Деревянная точеная фигурка девушки в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и вдруг возникает другая, меньше размером, но такая же красивая. И эта, в свою очередь, разнимается, предстает еще фигурка, потом еще и еще…

Наверное, вы думаете, что матрешке лет двести, триста или более того? Нет, матрешка молода. Ей всего сто лет. Биография ее начинается с одного, казалось бы, совсем незначительного случая. В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево.

После 1870года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову- богачу и щедрому меценату, место это превратилось в творческую мастерскую художников, музыкантов, писателей и артистов.

Прилагая много стараний в поддержании художественных ремесел, абрамцевский кружок собирал, спасая от гибели и забвения, старинную утварь, предметы обихода, резные украшения крестьянских домов.

И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла- фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрешки.

Из прославленного игрушечного царства Троице-Сергиевского посада (Загорск) был призван лучший мастер игрушечных дел В.Звездочкин. С большим старанием, вручную изготовил он первую модель.

В истинно крестьянском духе с его наивной простотой, любовью к веселой яркости расписал белую болванку художник С.Малютин, известный своим тонким пониманием народности. Эта матрешка состояла из восьми фигур.

Изображала она девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, за девочкой шел мальчик…

Вот так появилась миру новая игрушка. Окрестили ее матрешкой соответственно крестьянскому обличью. Матрешка привлекла внимание покупателей своей оригинальностью и стала пользоваться популярностью и спросом, несмотря на большую дороговизну.

В 1900 году русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже. Ее своеобразная форма и роспись очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрешек за границу.

Постепенно ассортимент матрешки расширился. Появились фигурки, изображающие девушек в сарафанах и платках, с корзинами, узелками, серпами, букетами цветов. Делали матрешек, изображающих девушку в полушубке и валенках, пастушка со свирелью, старика с черной бородой и палкой, жениха во фраке, невесту в платье.
ДЫМКА

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток.

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.
Индя – индя – индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок непростой,

Красный, белый, золотой.

Ласково и нежно называют эту игрушку — дымка. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

В начале были свистульки. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

И вот – на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. От того и прозвали этот весенний праздник – «Свистунья».

Приходит зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так каждый год. Много лет. Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове – художественные мастерские дымковской игрушки.

Груды глины, мешки с мелом, краски, яйца и молоко – вот и все, что нужно для создания чуда. Смотришь на них и впрямь не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь это все из глины. А посмотришь на глину – ничего на ней, кроме крапивы, не растет.

ХОХЛОМА

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шёлковые всплески

Солнечной медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

П.Синявский
Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области, в селе Хохлома. Продавалась эта замечательная посуда на ярмарках. А вот и легенда, как появилась на свет хохлома.

В древние времена жил в Москве мастер – живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу.

И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку.

От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера – художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем.

ЖОСТОВО

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый….

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

П.Синявский
В начале 19 века неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов. В 20 годы маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а потом лаком.

Жостовская роспись – это цветочная композиция из роз, тюльпанов, астр, георгинов и т.д. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Затем поднос украшается рамкой, лакируется и полируется.

И вот поднос готов. Во многих домах жостовские подносы являются как нужной, полезной вещью, так и украшением на столе и картиной на стене.

ПАВЛОВСКИЙ ПЛАТОК

Красочные платки и шали с ярким цветочным узором, такие популярные в наши дни, производятся в городе Павловский Посад на Московском производственном платочном объединении.

Искусство цветочного орнамента и колорита Павловского платка имеет свою традицию. Она связана с высоким мастерством резчиков набойных досок, которыми печатается на ткани рисунок, а также мастерством колористов- набойщиков. Легкая воздушность роз и других цветов, сочность красок и красота их сочетаний в букетах старинных Павловских платков покоряют своей декоративностью и образностью.

В настоящее время платков ручной набойки, к сожалению, вырабатывается немного. Но, создавая новые композиции рисунков современных Павловских платков, художники этого старинного предприятия стремятся сохранить образный строй и колорит, характерные для лучших образцов традиционного искусства.

Современный Павловский платок сохраняет свою традиционную образность. Его национальный характер привлекает художников- модельеров, которые создают национальные костюмы, используя красочные платки и шали. Яркий платок любят не только русские женщины, но и женщины иных национальностей, чья одежда сохраняет народную основу.

Я рассказала вам только о малой частичке русского народно- прикладного творчества, чем знаменита земля русская. С давних времен каждая губерния знаменита своим мастерством, которое знаменито и в наши дни. Это и Гжельский фарфор, Богородская игрушка, Хотьковская резьба, Вологодское кружево. Сейчас мы продолжим знакомиться с русским народно – прикладным искусством и посмотрим видеофильм.

Просмотр видеофильма.

Так чем же знаменита земля русская?

(ответы детей)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3» г. Ивантеевка Московской области

Рождественские чтения

Классный час

На тему:

«Чем славится земля русская»

Составила и провела: Павлик Н.

2007 – 2008 учебный год

Источник: http://migha.ru/klassnij-chas-narodnie-promisli-rossii.html

Классный час на тему: «Жемчужины русских промыслов»

Автор презентации: Волкова Лариса Александровна

МОУ Пыщугская средняя общеобразовательная школа

Костромской области Пыщугского района

Классный час в 5 классе

Тема: «Жемчужины русских промыслов»

Подготовила Волкова Лариса Александровна

классный руководитель 5 «а»класса

с. Пыщуг 2012г.

Цели: приобщить подрастающее поколение к великим ценностям русской культуры; познакомить подростков с русскими традициями промыслами и ремеслами; воспитывать интерес к культуре русского народа; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Читайте также:  Пластилинография в детском саду. мастер-класс бабочка

Форма игра «Путешествие в Город мастеров»

Предварительная работа:

а) шестеро детей сыграют роль мастеров; мастер должен представить народный промысел; мастера должны ответить на вопросы покупателей и провести брейн-ринг;

б)остальные дети будут играть роли покупателей и должны заготовить вопросы мастерам.

Музыкальное оформление: русская народная музыка.

Оборудование: а) две шкатулки с кусочком глины и комочком бумаги;

б)слайды с фотографиями изделий народных промыслов; в)элементы русских народных костюмов для мастеров; г)карта России с флажками;

Ход классного часа

Вступительное слово.Классный руководитель. Каждый народ должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.

Русская земля богата талантами.

В каждой семье можно найти мебель, посуду, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях.

Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы.

Сегодня мы с вами попадем на ярмарку в Город мастеров. Сюда прибыли представители шести русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремесел. Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы. Палех – в Ивановской области, а Городец и Хохлома – недалеко от Нижнего Новгорода.

Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на наши вопросы.

Итак, ярмарка!

Игра «Путешествие в город мастеров»Реклама художественных промыслов

Под музыку выходят мастера с изделиями в руках и рассказывают о своем искусстве. Показ слайдов.

Группа «Хохлома»

Кубки, чашки, ложки, русские матрешки, вся посуда расписная и почти как золотая! Знает целый мир: это русский сувенир. Вся – старинного письма – золотая хохлома!

Группа «Палех»

Выходи-ка на прогулку. Покупай у нас шкатулку, палехская миниатюра для тех, у кого губа не дура!

Группа «Городец»

Удаль молодецкая — роспись городецкая! Подходи, торопись, покупай живопись!

Группа «Жостово»

Хотите подарок? Примите решение: купите для дома украшение! Пользуются постоянным спросом наши жостовские подносы!

Группа «Посад»

Для всех девушек отрада – платки из Павловского Посада!

Вопросы мастерам и мастерицам

Классный руководитель.

Да, уважаемые мастера. Слушали мы вас очень внимательно. Ваши изделия замечательные! И нашим ребятам скажем вам честно, Побольше о них узнать интересно!

К классу

А вы ребята не отставайте, мастерам вопросы задавайте! Может взяли товар за границей? Где же делают эти вещицы?

Дети задают вопросы мастерам:

— Мне понравилась хохлома, где изготавливают такую красивую посуду?(Хохлому делают в Хохломе, это деревня такая, под Нижним Новгородом).

— А шкатулки палехские где делают?(И шкатулки, и украшения делают в селе Палех, это небольшое село в Ивановской области).

— А мне понравилась роспись городецкая, а где ваш Городец находится?(Город Городец там же, где и Хохлома, тоже в Нижегородской области).

— Жостовские подносы, наверное, из города Жостово. Где его искать? (Это не город, а деревня под Москвой, там давно научились подносы такие делать).

— Ну а Гжель ваша где находится? Где ж, посуду такую делают? (Гжель – это деревня под Москвой. там уже 200 лет такую посуду делают).

— А откуда платки такие, мастерица? (А платочки из Павловского Посада, их все красавицы России знают).

Классный руководитель: не зря мы вопросы задавали, всю географию промыслов узнали! А теперь вопросы не для газеты – мастера открывают свои секреты. Ну-ка, ребята, времени не теряйте, вопросы свои мастерам задавайте!

Дети задают вопросы:

-У меня вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается?(У хохломских мастеров свой способ золочения. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото).

— В хохломской росписи вижу только три цвета, использовали мастера другие цвета?(Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, золотой, черный и иногда зеленый).

— У меня вопрос к городецким мастерам. Хохлома очень похожа на городецкую роспись. Как их отличить? (На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочный узор из четырех цветов: красного, черного, зеленого и золотого, а на городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используются синий, желтый цвет, но вот этого особого золотистого цвета нет).

— Видела раньше несколько игрушек и тарелок из Гжели, они все расписаны только синей краской. (Правильно. Это основной стиль Гжели – роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт — это синяя краска. По такой росписи все сразу узнавали гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело-голубым чудом).

— Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду? (Гжельские гончары добавляли в глину известь – так получился белоснежный гжельский фаянс).

— Палехские шкатулки известны всему миру. Делают ли в Палехе что-то другое кроме шкатулок? ( Мастера Палеха делают обложки для книг, табакерки, картины).

— Из чего сделаны палехские шкатулки? (Палехские изделия лепят из папье-маше, это такая кашица из бумаги).

— Как расписывают деревянные заготовки, понятно. А как расписывают посадские платки? Неужели вручную? ( Посадские платки не расписывают. Узоры на наших платках печатают, Сначала на деревянной форме вырезают изображение цветка, потом наносят на форму краску и печатают этот цветок на платке. Каждый цветок печатается с отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.).

— Какие узоры печатаются на посадских платках? (На посадских платках могут быть 2 типа узоров: цветочный – роскошные садовые цветы и турецкий – огурцы.)

— Чем отличаются узоры на палехских миниатюрах?(Это сказочные сценки, сценки из реальной жизни, но все фигуры на них вытянутые, утонченные).

— Какой промысел среди перечисленных самый древний?(самая древняя – хохлома. Этому промыслу — 700 лет.)

— Кто из мастеров делает роспись по металлу? ( Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают их лаком и красками).

Брейн – ринг

Классный руководитель. Ну а теперь, мастера и мастерицы, кому же достанутся эти вещицы?

Мастер 1. Тому, кто выиграет наш брейн- ринг.

Мастер 2. В игре участвуют две команды: «Гончары» и «Кузнецы».

(Назначение команд и пересаживание детей).

Мастер 3. Я буду записывать очки. Которые набрали команды.

Мастер 1. Разминка Первое задание – найти у пословицы окончание.

Вопросы:

— Деревья смотри в плодах, а людей смотри…(в делах).

— Терпение и труд все…(перетрут).

— Маленькое дело лучше большого..(безделья)

— Не везде сила: где нужно умение, а где и …(терпение)

— Не за свое дело не берись, а за своим делом не ..(ленись)

— Под лежачий камень и вода…(не течет).

Мастер 2. Разминка закончилась. Я задаю вопрос, вы отвечаете.

Вопросы:

— Какое изделие изготавливают из металла?(Подносы)

— Какую посуду называют бело-синее чудо?(Посуду из Гжели)

— В каком городе цветы печатают на ткани? (В Павловском Посаде)

— Где делают самые красивые подносы?(В Жостове)

— На какой росписи не встретишь синего цвета?(На хохломской)

— Где родилась лаковая миниатюра? (В Палехе)

Мастер 3. А теперь каждой команде – по одному вопросу.

Чтоб вы приняли правильное решение, даем вам минуту на размышление.

Вопросы:

— Как в Хохломе дерево превращают в золото?

— Как на посадских платках вырастают букеты роскошных цветов?

Мастер 5. А теперь – не пустячок ,а волшебный сундучок. Слушайте вопрос внимательно и отвечайте тщательно. Это вам не кот в мешке. Что в волшебном сундучке?

Вопрос:

— Это добро валяется под ногами, кто его поднимает и к нему труд добавляет, у того получаются здания, посуда, игрушки, изваяния!

А кто не хочет мараться, тому лучше за это добро не браться.(Глина)

— Из этого материала тоже можно сделать немало. Если его размочить. А потом проварить, а потом можно лепить шкатулки, игрушки и разные безделушки. В Палехе нашли этому материалу такое применение, всему миру на удивление!(Бумага)

Мастер 4. Закончился наш турнир, ребята, а теперь пора объявить результаты.

Мастер 1, А за победу вручить вам рады мы наши скромные награды!

Подведение итогов. (рефлексия)Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?

Ответы детей.

Заключительное слово.Классный руководитель. Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Э…

Источник: https://EduDocs.info/klassnyy-chas-na-temu-jemchujiny-russkih-promyslov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector