Конспект урока физики в 7 классе. что изучает физика

Конспект урока физики в 7 классе. Что изучает физика

Материя — это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввёл понятие «ФИЗИКА» (от греческого слова «фюзис» — природа).

В русском языке слово «физика» появилось в XVIII веке благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову — учёному-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.

Именно тогда в России и стали серьёзно заниматься этой наукой.

Физика изучает мир, в котором мы живём, явления, в нём происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики — познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Вещество — это один из видов материи, из которого состоят все физические тела.

В физике каждое из окружающих нас тел принято называть физическим телом. Измерить какую-нибудь физическую величину — это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу.

Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитами, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками.

Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов.

Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике.

Итак, физика изучает явления природы.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с различными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире.              

В физике эти изменения принято называть физическими явлениями. Источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют объяснить и объединить разные физические явления.

Каждый вид физических явлений изучает отдельный раздел физики (механика, электродинамика, оптика, термодинамика, акустика и другие).

Но эти разделы тесно взаимосвязаны и образуют единую стройную физическую науку, которая позволяет описать и объяснить причины самых разнообразных явлений природы — от образования галактик до процессов внутри атомов — кирпичиков, из которых состоит всё, что мы видим вокруг себя, включая нас самих.

Явления делятся на:

1. Механические явления:

Движение автомобиля Полёт самолёта Движение планет
Вращение Земли Ход часов Скатывание шарика

2. Электрические явления:

Молния При замыкании электрической цепи загорается лампочка Ионизация воздуха
Работают электроизмерительные приборы Нагревается утюг

3. Магнитные явления:

Действие магнитов  Влияние Земли настрелку компаса Движение поезда на магнитнойподушке

4. Световые (оптические) явления:

 Свет молнии  Северное сияние  Свечение лампочки
 Световой столб  Радуга  Обычный мыльный пузырь — радужное переливание красок его стенок

5. Тепловые явления:

 Источник тепла на Земле — Солнце Таяние льда   Извержение вулкана
 Работа ДВС  Кипение воды Радиаторы отопления обогревают помещение

6. Звуковые явления:

 Хоровое пение  Звук от волн морского прибоя  Колебания струн скрипки
 Пение птиц  Звон колоколов  Колебания воздуха в духовых музыкальных  инструментах

Источники:

Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Источник: http://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass/vvedenie-11860/vvedenie-makro-i-mikromir-chisla-so-stepeniu-10-13516/re-d851af91-b34d-4c6b-a0ae-2ee79e102c9c

урок в 7 классе»Что изучает физика»

урок в 7 классе

Тема урока::Что изучает физика

Цели урока:

Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса., акцентировать их внимание на важном месте физики, как науки благодаря тому, что законы физики универсальны.

Добиться, чтобы учащиеся понимали смысл таких терминов , как физическое тело, физическое явление, вещество и умели приводить примеры.

Познакомить с методами получения физических знаний

В ходе объяснения материала показать детям, что мир познаваем, а знания , которые может получить человек, ограничены лишь его собственными устремлениями.

Формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость.

Развивать внимание и любознательность., работать над развитием познавательного интереса.

Оборудование: для демонстрации световых, механических, звуковых, магнитных, тепловых явлений, презентация «Что изучает физика». Сборник задач В.И.Лукашика.

ХОД УРОКА:

1. Активизация внимания, подготовка к восприятию нового материала.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики» . Скажите, какую науку вы начинаете изучать? ( физику)

Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

  • Учебник
  • Рабочая тетрадь – 48 листов
  • Тетрадь для контрольных работ
  • Тетрадь для лабораторных работ
  • Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»
  • Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

    А сейчас внимание на доску. Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока (слайд №1)

    ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА

    2. Изложение нового материала (работа со слайдом №2)

    Прежде, чем я начну свое объяснение, мне бы очень хотелось, чтобы вы рассказали о том, какие науки вы уже начали изучать?

    математику — которая учит вас складывать числа, умножать, делить, возводить в степень и многому другому, т.е. можно сказать , что математика –это наука о числах.

    русский язык— вы узнали, какие бывают члены предложения, части речи, виды предложений, происхождение слов…Кроме того, вы учитесь правильно выражать свои мысли на письме..

    литература— здесь вы знакомитесь с биографиями и творчеством поэтов , писателей, учитесь писать сочинения….

    история – наука о развитии человеческого общества, от первобытно -общинного до феодального, капиталистического или социалистического.

    география — наука о земной поверхности, о том, как деятельность человека на нее повлияла.

    биология – наука о живых организмах: растениях, животных.

    Таким образом, мы можем сказать, какие из перечисленных наук изучают природу?

    Можем, география и биология – это науки о природе.

    Еще одной наукой о природе является физика.

    Работа со слайдом №3

    Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис» , что означает природа.

    Давайте посмотрим вокруг себя — вокруг нас каждый день все неизменно? Конечно, нет!!! Вокруг все постоянно меняется : ( рассматриваются примеры, запечатленные на слайде)

    Всевозможные изменения, происходящие в природе, называются явлениями.

    Работа со слайдом №4

    Физика изучает различные явления (рассматриваются примеры, приведенные на слайде)

    А сейчас я хочу продемонстрировать вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся

    демонстрируются опыты:

    шарик скатывается по наклонному желобу

    звучит камертон

    груз колеблется на пружине

    колебание тела на нити

    получение различных по размеру изображений свечи на экране

    притяжение металлических опилок к магниту

    картины магнитных линий постоянного магнита

    электризация султанов и их взаимодействие

    плавление свечи при ее нагревании

    ребята комментируют их и объясняют, посему они относят явление к тому или иному виду

    Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ

    Работа со слайдом №5

    Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она

    устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

    Физические явления могут происходить как с телами живой природы, так и с телами неживой природы, именно поэтому законы физики могут быть использованы и в биологии и в географии, и в других науках.

    Законы физики УНИВЕРСАЛЬНЫ.

    Именно поэтому физика – такая важная наука, одна из древнейших наук. Физические знания передавались из поколения в поколение,, постоянно совершенствуясь. С именами выдающихся ученых –физиков мы будем знакомиться постепенно, а сегодня я назову лишь некоторые из них: ( демонстрируются портреты ученых)

    Работа со слайдом №6

    Теперь вы немного понимаете, что мы будем изучать.

    Но у меня снова к вам вопрос: « Скажите, а на уроках математики вы используете только обычные слова, или есть какие-то специальные , которые подходят только для уроков математики?

    ( работа со слайдом, дети приводят примеры специальных терминов)

    Читайте также:  Знак зодиака рак

    Далее приводятся примеры физических терминов и раскрывается смысл таких терминов, как материя, вещество, поле)

    Работа со слайдом №7

    Дается понятие о физическом теле, приводятся примеры различных физических

    тел, рассматриваются примеры, показывающие, что тела могут иметь разную форму и занимать разный объем.

    Работа со слайдом №8

    Проверяем, как усвоили учащиеся основные физические термины: тело, вещество. Ученики выполняют предлагаемое задание

    Работа со слайдом №9

    Молодцы, вы замечательно справились с заданием, умеете привести примеры веществ.

    А сейчас у меня к вам более сложное задание – я буду задавать вам вопросы, а вы попробуете на них ответить.

    ( рассматриваются вопросы, приведенные на слайде)

    И вот теперь самый главный вопрос, ответ на который я хочу услышать.

    Вы еще только начинаете знакомиться с физикой! Откуда же вы знаете ответы на мои вопросы???

    ( здесь можно спросить индивидуально кого-то из ребят, а можно адресовать вопрос классу и слушать ответы сразу нескольких учеников, чтобы потом их подытожить)

    видели много раз, как это происходит

    сами пробовали так делать, и поэтому знаем

    Работа со слайдом №10

    Какие вы молодцы!!! Сейчас, сами о том не подозревая, вы назвали источники физических знаний!!!

    ( работа со слайдом, рассматриваются примеры наблюдений,

    опытов, чтобы было понятно, в чем их отличие)

    Естественно, ребята, что порой опыты бывают настолько сложны, что для их проведения требуется не один год, очень много приборов и оборудования, но ученых эти трудности никогда не останавливали.

    Известны случаи, когда путь от идеи до открытия закона занимал не один год, а десятилетие!!! Физика — наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку!!! Возможно, кому – то из вас тоже предстоит сделать свое открытие, или сформулировать новый закон!!! Дерзайте!!! Все в ваших руках!!!

    3. Закрепление изученного материала. Проверка умения применять полученные знания.

    Работа со слайдом №11 (дети отвечают на вопросы по изученному материалу, правильный ответ демонстрируется сразу после ответа)

    Работа со слайдом №12

    Ребятам предлагается распределить правильно по трем столбикам примеры физических явлений, веществ и физических тел. Они сразу имеют возможность проверить правильно ли дан ответ.

    Работа со слайдом №13

    Предлагается заполнить таблицу, правильно расположив различные физические явления в ту строку, к которой они должны относиться.

    4.Подведение итогов урока. Задание на дом (слайд № 14)

    Источник: https://pedportal.net/starshie-klassy/fizika/urok-v-7-klasse-quot-chto-izuchaet-fizika-quot-400487

    Урок «Что изучает физика?» 7 класс

     учитель физики: Соколов М. А.
    Цель:Создать представление о первичных понятиях в физике ( тело, вещество, явление); определить круг изучаемых явлений; методах науки – наблюдениях и опытах; заинтересовать обучающихся для дальнейшего изучения предмета

    Демонстрации;

    • скатывание шарика с наклонной плоскости;
    • электрическая искра;
    • кипение воды;
    • взаимодействие магнитов;
    • притяжение металлических опилок к магниту;
    • звучание камертона; 
    • колебание груза на пружине;
    • плавление свечи при ее нагревании;
    • получение  различных  по размеру изображений свечи на экране;
    • картины магнитных линий  постоянного магнита;
    • электризация  султанов и их взаимодействие.

     обучающиеся комментируют их и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду

    Ход урока

    I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный моментЧто необходимо иметь.1.Учебник2.Рабочая тетрадь – 48 листов3.Тетрадь для лабораторных работ4.Тетрадь для контрольных работ Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, включая электролампу и телевизор или компьютер, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих достижений техники. А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряжённых лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о разных волшебства…В сказке А.С. Пушкина звездочёт и мудрец, подаривший царю Дадону чудесного петушка, заверял его:Петушок мой золотой Будет верный сторож твойКоль кругом всё будет мирно,Так сидеть он будет смирно;Ожидать тебе войны,Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, — Вмиг тогда мой петушокПриподымет гребешок,Закричит и встрепенётсяИ в то место обернётся.Скажите мне какие, современные установки заменяют золотого петушка? (Ответ: радиолокационные установки, позволяющие мгновенно и точно обнаружить в небе самолёты, ракеты и другие объекты.)А вот в сказке Ершова «Конёк – горбунок» о каком чуде говориться?Огонёк горит светлее,Горбунок бежит скорее.Вот уж он перед огнём.Светит поле словно днём.Чудный свет кругом струится,Но не греет, не дымится.Диву дался тут Иван,«Что, — сказал он, — за шайтан! Шапок с пять найдётся свету,А тепла и дыма нету.Эко чудо – огонёк…»Ответ: лампы дневного света.Гусли – самогуды ( магнитофон, аидиоплеер), топор – саморуб (электропила),ковёр – самолёт (самолеты, космические корабли)Всё это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки. Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку является физикаИтак, приглашаю Вас, ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.Далее по ходу лекции учителя, обучающиеся составляют опорный конспект Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа.Далее обращаем внимание на то, что нас окружает большое разнообразие предметовЧтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

    Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

    Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)

    Вещество — это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ)

    Тела могут состоять из одного вещества, иметь одинаковую форму, но разный объём (набор гирь), одинаковый объём, но разную форму (пластилиновые шарики)

    Предлагаем обучающимся найти в учебнике ответ на вопрос, что такое материя.

    А теперь подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?

    Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.

    Правильно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Архимед, Птолемей – вели наблюдения.

     Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.И этим мы тоже будем заниматься с помощью, представленных на ваших столах приборах (рассказать о некоторых)

    Со всеми физическими телами происходят изменения.

    Подобные изменения называются физическими явлениями. Среди большого разнообразия явлений в природе, физические явления занимают особое место. К ним относятся:

    • Механические явления
    • Электрические явления
    • Магнитные явления
    • Световые явления
    • Тепловые явления

    Проводятся демонстрации различных явлений.Подумайте, о каком явлении идет речь?Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо внизу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, который вдруг превратился в сходящиеся снопы лучей, протянувшихся кверху. От их прикосновения на юго-востоке зажглась медленно колеблющая занавеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым. Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось. (Из книги Р. Кента “Саламина”.)Ответ: “Северное сияние”По библейской легенде, бог Яхва после Всемирного потопа повесил на небе знак означающий, что он больше не станет так жестко карать людей: “Я полагаю знак мой в облаке, чтобы он был знамением вечного согласия между мною и землею”.С давних времен у людей существует поверье, будто в том месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откапать горшок с золотом. А чтобы до окончании жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком. Это удивительное “мимолетное виденье” буквально тает на ваших глазах, оставляя чувство светлой грусти.Ответ: “Радуга”

    Читайте также:  Дидактические игры с природным материалом для детей старшей группы в детском саду

    Отгадай загадку”.

    Сначала — блеск.За блеском – треск,За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)Никто его не видывал,А слышать – всякий слыхивал.Без тела, а живет оно,Без языка кричит. (Эхо)Что с земли не поднимешь? (Тень) Пушистая ватаПлывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе.(Туча.)Белый дым тянул за чуб, Раскачал на поле дуб. Застучал в ворота. Эй, откройте!Кто там?(Ветер.)Летит – молчит.Лежит – молчит. Когда умрет, тогда заревет.(Снег.)И в огне не горит,И в воде не тонет.(Лед.)Что за звездочки чудныеНа пальто и на платке?Все сквозные, вырезные,А возьмешь – вода в руке.(Снежинки.) 1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: тетрадь, линейка, парта.4. Какие из приведенных явлений являются механическими, а какие тепловыми: движется автобус, плывет лодка, кипит вода, ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.5. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.6. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.7. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое? Закрепление изученного учебного материала по вопросам:

    1. Что такое физика?
    2. Что изучает физика?
    3. Почему физику считают одной из основных наук о природе?
    4. Какие физические термины вам известны?
    5. Какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?

    § 1-3 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2009).

    • Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
    • Какие понятия должны запомнить?
    • Что понравилось на уроке? Почему?
    • Что не понравилось?

    Источник: http://fiz.na5bal.ru/doc/174/index.html

    Урок по физике в 7 классе «Что изучает физика» по ФГОС

    Урок по физике в 7 классе

    УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:

    «Что изучает физика».

    7 класс

    Истомина Марина Васильевна

    учитель физики МБОУ Останкинской СШ

    Цели урока:

    Раскрыть роль науки в жизни человека,

    Показать значение предмета физики,

    Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле,

    Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика», оборудование для проведения опытов.

    Ход урока

    Организационный момент.(слайд 2)Я ещё не устал удивляться чудесам, что есть на земле: телевизору, голосу рации, вентилятору на столе.

    Самолёты летят сквозь тучи,

    мчатся по морю корабли.

    Как до этих вещей могучих

    догадаться люди смогли?

    Как придумать могли такое,

    что пластинка песню поёт?

    Что на кнопку нажмёшь рукою,

    и средь ночи день настаёт?

    Ток по проволоке струится.

    Спутник мчится по небесам.

    Человеку стоит дивиться

    Человеческим чудесам.

    Мы с вами живём в век больших научных открытий и технических свершений. К технике, к её достижениям мы ужи привыкли настолько, что мы не считаем чудесами техники телевизор, холодильник, беспроводной интернет, телефон. А всё это стало возможным только на основе применения достижений науки, в том числе и физики.

    2. Изучение нового теоретического материала.

    Физика является одной из самых древних наук о природе. Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас.

    Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает «природа». Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. (слайд 3).

    Он написал книгу «Физика», в которой собрал всё известное людям в то время о природных явлениях и дополнил их своими взглядами на природу и описанием результатов своих собственных наблюдений.

    За прошедшее с тех пор время знания людей о природных явлениях настолько расширились и углубились, что из физики выделились постепенно в самостоятельные науки астрономия, геология, метеорология, биология и другие науки о природе. Науки, изучающие природу, называют естественными.

    Их цель – изучить закономерности природы и использовать их для нужд человечества. Не зная закономерностей явлений природы, люди испытывали суеверный страх перед ними. Изучив их, они научились управлять природой. (Слайд 4).

    По мере развития наук о природе область явлений, изучаемых физикой, стала меньше. Сейчас она исследует простейшие свойства, общие для всех или многих явлений природы. Она стала одной из ведущих наук о природе, потому что все естественные науки используют законы физики. В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 5)

    Таким образом, физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше.

    И, как любая наука, физика использует специальные слова, называемые терминами. Познакомимся с некоторыми из них. Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, тетради, ручки. В физике всякий предмет называют физическим телом.

    На экране вы видите примеры физических тел. (Слайд 6). Приведите примеры физических тел.

    Любое тело изготовлено или состоит из вещества. Вещество – это тоже физический термин. Приведите примеры веществ.

    Все объекты и физические тела являются материей. (Слайд 7).

    Весь мир – материя, мой друг,

    Не та, что для штанов иль платья,

    А всё, что только есть вокруг

    Материально. Должен знать я.

    И ты запомни.

    Все, что нас окружает материально. Факт существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела. (слайд)

    В природе, окружающей нас, всё постепенно меняется. Физика — это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят. Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями. (Слайд 8)

    Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. Физика изучает разнообразие физических явлений, которые могут происходить со всеми телами, как с живыми, так и с неживыми. К основным физическим явлениям относятся механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

    Рассмотрим опыты и определим, какие явления они нам демонстрируют:

    Звучание камертона,

    Электрофорная машина,

    Действие магнита на стрелку,

    Катится шарик,

    Запотевание зеркала.

    3.Закрепление материала.

    Заполним таблицу, распределив по столбцам тела, вещества, явления. № 3(Лукашик).

    Заполним таблицу, распределив по столбцам явления. № 12 (Лукашик).

    Почему происходят те или иные явления, мы с вами выясним в процессе изучения предмета. Учёные, изучая их, устанавливают причины возникновения явлений, объясняют причины их происхождение.

    Вывод: физика изучает физические явления.

    Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: дождь, ветер, полярное сияние, миражи, солнечное и лунное затмения. Физика объясняет многие явления в нашей жизни:

    Особенностью физики является то, что она изучает все! Напоследок послушайте притчу о королеве _Физике(слайд 9).

    4. Домашнее задание. (Слайд10).)

    § 1,

    № 1,2, 10, 11(Лукашик).

    Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-po-fizike-v-7-klasse-chto-izuchaet-fizika-po-fgos.html

    Урок Что изучает физика 7 класс

    Урок Что изучает физика 7 класс

    Урок «Что изучает физика?» 7 класс

    Ивлюшина Ирина Анатольевна учитель физики

    Статья отнесена к разделу: Преподавание физики

    Цель:Создать представление о первичных понятиях в физике ( тело,вещество,явление); определить круг изучаемых явлений; методах науки – наблюдениях и опытах; заинтересовать ребят для дальнейшего изучения предмета

    Демонстрации;

    скатывание шарика с наклонной плоскости;

    электрическая искра;

    кипение воды;

    взаимодействие магнитов;

    притяжение металлических опилок к магниту;

    звучание камертона; 

    колебание груза на пружине;

    получение  различных  по размеру изображений свечи на экране;

    Читайте также:  Конспект занятия по ПДД в старшей группе на тему «Дорожные знаки»

    картины магнитных линий  постоянного магнита;

    электризация  султанов и их взаимодействие;

    плавление свечи при ее нагревании.

     ребята комментируют их и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду

    Ход урока

    I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент

    Что необходимо иметь.

    1.Учебник

    2.Рабочая тетрадь – 48 листов

    3Тетрадь для контрольных работ

    4Тетрадь для лабораторных работ

    II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)

    Садясь в поезд, такси, трамвай нажимая на кнопку электрического звонка, включая электролампу и телевизор или компьютер, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих достижений техники. А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряжённых лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о разных волшебствах…

    В сказке А.С. Пушкина звездочёт и мудрец, подаривший царю Дадону чудесного петушка, заверял его:

    Петушок мой золотой

    Будет верный сторож твой

    Коль кругом всё будет мирно,

    Так сидеть он будет смирно;

    Ожидать тебе войны,

    Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, —

    Вмиг тогда мой петушок

    Приподымет гребешок,

    Закричит и встрепенётся

    И в то место обернётся.

    Скажите мне какие, современные установки заменяют золотого петушка? (Ответ: радиолокационные установки, позволяющие мгновенно и точно обнаружить в небе самолёты, ракеты и другие объекты.)

    А вот в сказке Ершова «Конёк – горбунок» о каком чуде говориться?

    Огонёк горит светлее,

    Горбунок бежит скорее.

    Вот уж он перед огнём.

    Светит поле словно днём.

    Чудный свет кругом струится,

    Но не греет, не дымится.

    Диву дался тут Иван,

    «Что, — сказал он, — за шайтан!

    Шапок с пять найдётся свету,

    А тепла и дыма нету.

    Эко чудо – огонёк…»

    Ответ: лампы дневного света.

    Гусли – самогуды (патефон, магнитофон), топор – саморуб (электропила),ковёр – самолёт (самолеты, космические корабли)

    Всё это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки. Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку является физика

    Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

    Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.

    Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект

    Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа.

    Далее обращаем внимание на то, что нас окружает большое разнообразие предметов

    Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

    Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

    Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)

    Вещество — это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ)

    Тела могут состоять из одного вещества, иметь одинаковую форму, но разный объём (набор гирь), одинаковый объём, но разную форму (пластилиновые шарики)

    Предлагаем учащимся найти в учебнике ответ на вопрос, что такое материя.

    А теперь подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?

    Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.

    Правильно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Архимед, Птолемей – вели наблюдения. 

    Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.

    И этим мы тоже будем заниматься с помощью, представленных на ваших столах приборах (рассказать о некоторых)

    Со всеми физическими телами происходят изменения. Подобные изменения называются физическими явлениями. Среди большого разнообразия явлений в природе, физические явления занимают особое место. К ним относятся:

    Механические явления

    Электрические явления

    Магнитные явления

    Световые явления

    Тепловые явления

    Проводятся демонстрации различных явлений.

    Подумайте, о каком явлении идет речь?

    Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо внизу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, который вдруг превратился в сходящиеся снопы лучей, протянувшихся кверху.

    От их прикосновения на юго-востоке зажглась медленно колеблющая занавеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым.

    Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось.(Из книги Р. Кента “Саламина”.)

    Ответ: “Северное сияние”

    По библейской легенде, бог Яхва после Всемирного потопа повесил на небе знак означающий, что он больше не станет так жестко карать людей: “Я полагаю знак мой в облаке, чтобы он был знамением вечного согласия между мною и землею”.

    С давних времен у людей существует поверье, будто в том месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откапать горшок с золотом.

    А чтобы до окончании жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком.

    Это удивительное “мимолетное виденье” буквально тает на ваших глазах, оставляя чувство светлой грусти.

    Ответ: “Радуга”

    “Отгадай загадку”.

    Сначала — блеск.За блеском – треск,За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

    Никто его не видывал,А слышать – всякий слыхивал.Без тела, а живет оно,Без языка кричит. (Эхо)

    Что с земли не поднимешь? (Тень) 

    Пушистая ватаПлывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе.(Туча.)

    Белый дым тянул за чуб, Раскачал на поле дуб. Застучал в ворота. Эй, откройте!Кто там?(Ветер.)

    Летит – молчит.Лежит – молчит. Когда умрет, тогда заревет.(Снег.)

    И в огне не горит,И в воде не тонет.(Лед.)

    Что за звездочки чудныеНа пальто и на платке?Все сквозные, вырезные,А возьмешь – вода в руке.(Снежинки.)

    III. Проверка усвоения изученного материала

    1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.

    2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.

    4. Какие из приведенных явлений являются механическими, а какие тепловыми: движется автобус, плывет лодка, кипит вода, ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

    : 5 Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.

    6. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

    7. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?

    IV. Итоговое повторение

    Закрепление изученного учебного материала по вопросам:

    Что такое физика?

    Что изучает физика?

    Почему физику считают одной из основных наук о природе?

    Какие физические термины вам известны?

    V. Домашнее задание

    § 1-3 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2002).

    VI. Рефлексия

    Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

    Какие понятия должны запомнить?

    Что понравилось на уроке? Почему?

    Что не понравилось?

    Какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?

    Литература.

    1.Кирик ЛА.Физика7. Методические материалы. М.Илекса 2005

    2.Предметная неделя физики в школе /Н.П. Наволокова (и др.); под общ. ред. И.Ю. Ненашева.-2- е изд.– Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

    3.Я иду на урок физики: 7 класс. Часть 1: Книга для учителя.– М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

    4.Учебник: Физика. Химия.5–6 класс. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, М.: Дрофа, 2009.

    Источник: http://aret.ru/10-klass/urok-chto-izuchaet-fizika-7-klass/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector