Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Правила игры.

Класс делится на команды (не более 5 человек). Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название.

Последовательность хода команд определяется жеребьевкой.

На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда отвечает не правильно, право ответить на этот вопрос и последующие переходит другой команде.

В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель (которая награждается грамотами на усмотрение учителя), в каждой команде выбирается самый активный (награждается медалью «Знаток»). Отметки выставляют сами учащиеся каждой команды по принципу: активно или не активно работал, обосновывая свое решение.

После подведения итогов учащиеся прикрепляют на дерево, нарисованное на доске, листочки на клейкой основе разных цветов ( красный – очень понравилось, желтый – понравилось, зеленый – не интересно).

Все вопросы поделены на 6 блоков, каждый блок содержит 5 вопросов. В каждом блоке есть вопрос «Кот в мешке», если он выпадает, то команда выбирает одного ученика, который без подсказки и без обсуждения дает ответ. Если ученик отвечает правильно, то команды получает удвоенное количество баллов, если не правильно – команда теряет то количество баллов, которое стоит данный вопрос.

Работа оформлена в виде презентации. Слайд 2 – основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Чтобы вернуться к слайду 2, необходимо нажать на бабочку. После завершения игры необходимо нажать на слайде 2 в верхнем правом углу на гиперссылку (бабочку), после чего перейдем на последний слайд.

10 баллов: Дайте определение былины как жанра литературы.

20 баллов: Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека – это ….

30 баллов: Дайте определение повести как жанру литературы.

40 баллов: Один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.

50 баллов (кот в мешке): Что называется кульминацией?

10 баллов: «Песнь о вещем Олеге» написал …..

20 баллов: «О чем плачут лошади» написал …..

30 баллов: Автор стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»?

40 баллов: Кто автор рассказа «Цифры»?

50 баллов (кот в мешке): Автор трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

10 баллов: Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,

Похвальбами все похвалялися.

20 баллов: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол…»

30 баллов: Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

40 баллов: «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно».

50 баллов (кот в мешке): «Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, перешли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река».

10 баллов: «Весь он был складной, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях».

20 баллов: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

30 баллов: «Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горы, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все называли его …»

40 баллов (кот в мешке): «Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула.

На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой».

50 баллов: «Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое»».

10 баллов: — Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум?

20 баллов (кот в мешке): Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

30 баллов: — Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!

40 баллов: Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его волей вольною,

А за что про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому!

50 баллов: Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

10 баллов: «Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах… Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка коня и путы с серебряными бляхами».

20 баллов: «В сундуках, которыми была заполнена ее комната, было решительно все, чтобы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у …», и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала».

30 баллов: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие».

40 баллов (кот в мешке): «Вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати; всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца».

50 баллов: «Наконец они минули предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье».

10 – Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях

20 – Рассказ

30 – Один из видов эпического произведения; больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман

40 – Стихотворение в прозе

50 – Момент наивысшего действия в художественном произведении

10 – А.С.Пушкин

20 – Ф.А.Абрамов

30 – В.В.Маяковский

40 – И.А.Бунин

50 – Л.Н.Толстой

10 – Былина «Садко»

20 – «Поучение» Владимира Мономаха

30 – «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов

40 – «Детство» М.Горький

50 – «Тихое утро» Ю.П.Казаков

10 – Дед Каширин

20 – Данко

30 – Юшка

40 – Отец Николеньки

50 – Два генерала

10 – Очумелов

20 – Княгиня Трубецкая

30 – Тарас Бульба

40 – Купец Калашников

50 – Вещий Олег

10 – Изба Тараса Бульбы

20 – Комната Натальи Савишны

30 – Дом деда Каширина

40 – Комната Хорошего Дела

50 – Запорожская Сечь

Источник: http://pedsovet.su/load/28-1-0-1844

Презентация на тему «Литературная игра «

  • Скачать презентацию (1.17 Мб)
  • 227 загрузок
  • 4.3 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Литературная игра » по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов27
  • Аудитория
  • Словалитература теория литературы уроки литературы викторины
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Литературная игра «Знаете ли вы …?»
  • Слайд 21 11 8 13 9 4 16 15 12 2 3 7 14 5 6 10 23 18 25 20 22 21 17 24 19
  • Слайд 3Назовите произведение и его автора. На него она взглянула, Тяжелехонько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 2 балла
  • Слайд 4Между шумом этим слышен был также плач женщины и детей и голос министра Чернушки, который кричал ему: — Прощай, Алеша! Прощай навеки! Назовите произведение и его автора. А.Погорельский «Черная курица или подземные жители». 2 балла
  • Слайд 5Назовите произведение и его автора. Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами. Виктор Астафьев «Васюткино озеро» 2 балла
  • Слайд 6Назовите произведение и его автора. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса А. С. Пушкин «Осень» 2 балла
  • Слайд 7Назовите произведение и его автора. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя. Богатыри – не вы М. Ю. Лермонтов «Бородино» 2 балла
  • Слайд 8Назовите произведение и его автора. Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю… И. А. Крылов «Волк на псарне» 2 балла
  • Слайд 9Узнайте героя, вспомните название произведения и его автора. Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Герасим. И.С.Тургенев «Му-му» 3 балла
  • Слайд 10Узнайте героя, вспомните название произведения и его автора. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод. Страшно давила тяжесть на могучие плечи … Геракл. Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид (Двенадцатый подвиг) 3 балла
  • Слайд 11Узнайте героя, вспомните название произведения и его автора. …Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирилла Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина Андрей Гаврилович Дубровский. А.С. Пушкин «Дубровский» 3 балла
  • Слайд 12По именам назовите произведение и его автора. Лидия Михайловна, Тишкин, Вадик, Птаха, дядя Ваня, Федька. В.Г.Распутин «Уроки французского». 2 балла
  • Слайд 13По именам назовите произведение и его автора. Настя, Митраша, Травка. М.М.Пришвин «Кладовая солнца». 2 балла
  • Слайд 14По именам назовите произведение и его автора. Марья Кирилловна, Верейский, Владимир, Троекуров. А.С.Пушкин «Дубровский». 2 балла
  • Слайд 15Жеребцов, Кобылкин, Лошадкин, Пристяжкин, Гнедов, Меринов. По именам назовите произведение и его автора. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия». 2 балла
  • Слайд 16По именам назовите произведение и его автора. Вакула, Солоха, Оксана, Чуб. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» 2 балла
  • Слайд 17По именам назовите произведение и его автора. Платов, император Александр Павлович, Иван Москвин, Мартын Сальский Н.С.Лесков «Левша». 2 балла
  • Слайд 18В каких произведениях встречается это? Медведь, пистолет, дупло, кольцо, пожар. А.С.Пушкин «Дубровский». 2 балла
  • Слайд 19В каких произведениях встречается это? Макароны, три красных яблока, куски сахару, две плитки гематогена В.Г.Распутин «Уроки французского». 2 балла
  • Слайд 20В каких произведениях встречается это? Опорочки, озямчик, буреметры, мерблюзьи ментоны, смолевые непромокабли Н.С.Лесков «Левша». 2 балла
  • Слайд 21В каких произведениях встречается это? Урок математики, уколы, двенадцать подвигов Геракла Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». 2 балла
  • Слайд 22Вспомните теоретические понятия. На какие роды делятся все произведения? Эпос Лирика Драма 1 балл
  • Слайд 23Вспомните теоретические понятия. Краткий рассказ нравоучительного характера с иносказательным аллегорическим смыслом. Басня 1 балл
  • Слайд 24Вспомните теоретические понятия. Созвучие окончаний стихотворных строк. Рифма 1 балл
  • Слайд 25Вспомните теоретические понятия. Сильное преувеличение. Гипербола 1 балл
  • Слайд 26Вспомните теоретические понятия. Главная мысль произведения. Идея 1 балл
  • Слайд 27Заработанные вами баллы удваиваются
Читайте также:  Знак зодиака рак

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/igra-po-literature-7-klass

Конспект урока литературы в 7 классе на тему «Своя игра»

Тема урока (мероприятия): «Своя игра» по литературе (по итогам 1 полугодия по учебнику Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ авт. – сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.)

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся по литературе; развитие творческих способностей; проверка полученных знаний учащихся.

Задачи: — закрепить знания учащихся о прочитанных, проанализированных произведениях.

— развивать связную устную речь, память, умение слушать.

-воспитывать умение работать в коллективе, прислушиваться к ответам товарищей.

Правила игры: в игре принимают участие 3 команды. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждой команды на счету 0 очков .

Суть игры заключается в том, что команды — участники, посовещавшись, отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из 4 тем по 5 вопросов, чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Начинается игра с жеребьёвки.

Чья команда быстрее и правильнее даст ответ, та и начинает игру. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшей команды, а оставшиеся игроки получают право дать свой ответ.

Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и предыдущий вопрос. Помимо обычных вопросов, существуют специальные — «Кот в мешке».

Если игроку достался «Кот в мешке», он обязан передать его одному из соперников по собственному выбору. Ведущий называет тему «Кота» (она, как правило, не совпадает с исходной темой выбранного вопроса, но могут быть и исключения), а получивший его игрок выбирает стоимость, равную минимальной или максимальной в раунде. Затем подводят итог.

Оборудование: заранее подготовленное игровое поле или начертить поле на доске

Ход игры:

  1. Вопрос (ы) для жеребьёвки:

Кому из писателей принадлежат слова: «Чем больше человек знает, тем он сильнее» (А.М. Горькому)

Кто из публицистов советовал: «Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь»? (Д.С. Лихачёв)

стоимостьТема 10 20 30 40 50
Былины Что называют былиной? Какие выделяют циклы былин? Какой былинный персонаж считается самым ранним, архаичным? Перечислите музыкальные произведения на темы русских былин? Кто собирал былины?
Древнерусская литература К какому веку сложилась древнерусская литература? Назовите древнейшее сочинение по истории? Когда отмечается День семьи, любви и верности, посвящённый Петру и Февронии Муромским? Как нарекли Февронию и Петра после смерти? Где покоятся мощи этих святых?
Литература 18 века Как принято называть 18 век в истории России? Какое литературное направление господствовало в 18 веке? На какие две группы делят оды Ломоносова? Какая система стихосложения была распространена в 18 веке в России? Как назывался труд М.в. Ломоносова, в котором он сформулировал «теорию трёх штилей»?
Литература 19 века Кто из писателей 19 века подписался, что ни в каких обществах состоять не будет, а сам вступил в кружок «Арзамас»? Какое прозвище было у А.С. Пушкина в одном из литературных объединений? Назовите годы формирования и издания сборника «Записки охотника»? И.С. Тургенева Кому принадлежат строки: «Погиб поэт, невольник чести!», «Люблю Отчизну я, но странною любовью»? Назовите ведущий метод русской литературы 19 века?

Ответы

стоимостьТема 10 20 30 40 50
Былины Что называют былиной? Киевские и Новгородские былины Святогор «Фантазии на темы Рябинина» А.Аренского, «Алёша Попович» А. Греч Т.Г. Рябинин, М.Д. Кривополенова
Древнерусская литература К 17 веку Повесть временных лет 8 июля Ефросиния, Давид Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Литература 18 века Эпоха Петра Первого, Эпоха просвещения Классицизм Духовные и торжественные Силлабическое стихосложение «О пользе книг церковнославянских»
Литература 19 века А.С. Пушкин Сверчок На рубеже 1840 – х и начала 1850 – х г.г. появляются в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 г. Они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. М.Ю. Лермонтов Реализм
  1. Подведение итогов

  2. Литература:

  1. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 класса. М.: Просвещение, 1998.

  2. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ авт. – сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

  3. Материалы с сайтов сети Интернет

Источник: http://beestudy.ru/konspekt-uroka-literatury-v-7-klasse-na-temu-svoja-igra/

Урок — игра по литературе в 7 классе «Что? Где? Когда?»

Цель: обобщить и закрепить изученный материал.

Задачи: правильно оформлять устные высказывания, развивать логическое и творческое мышление учащихся, воспитывать у учащихся доброту, умение сочувствовать и сопереживать, благодарность писателям за его замечательные произведения.

Тип урока: урок-игра.

Оформление класса:
1. Посередине стол с волчком. 2. 12 конвертов с заданиями. 3. Плакат: «Гений — это 1% вдохновения и 99% потения» Эдисон.

4. Электронное средство обучения «Литература 7 класс»

Ход урока

Ведущий — учитель:
Юные друзья, сегодня у нас необычный урок, урок — игра «Что? Где? Когда?». Этот урок выявит самых умных, эрудированных учеников, тех, кто дружит с литературой.
Команда знатоков играет против команды учителей русского языка и литературы нашей школы.

Представление команд
Команда знатоков занимает места вокруг стола Начинаем I раунд (вращается волчок — стрелка указывает на сектор № 1) — Вопрос от учителя русского языка и литературы.

Читайте также:  Что подарить на 8 марта любимой женщине

«Будущая писательница была одаренной девушкой. Она прекрасно вышивала, играла на фортепиано, писала в 9 лет. Из-за болезни не могла посещать школу, поэтому обучалась дома. Имела большие способности к языкам.

Выучила греческий, немецкий, французский, польский, английский. В 19 лет написала учебник по древней истории для своих младших братьев и сестер.

Кто этот писатель и как называется ее первый стих?» (портрет и биографические данные демонстрируются на компьютерах)

Сектор 2
«Еще при жизни его считали талантливейшим писателем во всей России, а, может, и Европе. Он был художником-титаном. Весь его задел, как считают литературоведы, вряд ли уместился в ста томах. Назвать имя писателя».

Сектор 3
«Черный ящик»
«В течение многих веков Россия страдала от различных иностранных врагов. Однажды, выбивая нападение врагов, герой попадает в плен.

Девушка, стремясь вызволить своего любимого, предлагает герою вещь, которая давала свободный выход из вражеского лагеря. Эта вещь в черном ящике. Назвать вещь и название произведения».

Сектор 4
«Накануне большого зимнего праздника юный герой оказался в лесу, началась метель. Мальчик заблудился и был напуган волками. Кто этот мальчик? Назвать произведение и писателя». (Портрет и биографические данные демонстрируются на компьютерах)
Музыкальная пуза.
(Русская народная песня в исполнении учеников)

5 сектор
«Сыну моему из наследия после меня ничего не надо. Он не будет большим человеком: из него выйдет или что-то очень хорошо, или большой лодырь; для него наследство по мне или ничего не будет значить, или ничего не поможет». О каком писателе идет речь?» (Портрет и биографические данные демонстрируются на компьютерах)

6 сектор «Черная шкатулка»«Мальчик был настоящий разбойник: там стекло из рогатки выбил, там синяка подвел своему другу, там опрокинул бочку с дождевой водой… За эти выходки шли жаловаться к отцу парня, а отец жестоко избивал его ремнем. Юный герой никогда не просил прощения и стойко переносил все драки. А за то, что парень говорил всегда правду, отец давал ему то, что лежит в черном ящике».

Что же лежит в ящике? ( Две копейки. «Федя-оборванец»)

7 сектор
Это повествование, в котором автор неправильно толкует какое-то явление, предмет или события. Обязательным признаком характеристики героев есть смешные черты характера.
Как называется этот жанр? Привести пример. (Юмореска. «Как мы когда-то учились»)

8 сектор
«Герои рассказа ребята — одноклассники были изобретателями и мечтателями.

Однажды подслушали разговор между сельским рыбаком и колхозным шофером, которые планировали поехать в Москву вместе со школьниками (дети ехать на экскурсию) и привезти что-то для опасного дела.

Чтобы раскрыть намерение рыбаки и шофера, юные герои без разрешения учительницы решились ехать в кузове под стульями на грузовой машине. Кто эти герои?»

9 сектор «Черный ящик»

«

События происходили в конце 19 века. Государство не заботилось об образовании бедных детей, поэтому школа была старая, заброшенная. И все же некоторые родители отдавали своих детей в школу. Привел отец и юного героя. Чем угостили ученики новичка, когда он первый раз пришел в школу?»
Что лежит в «черном ящике»? Мальчика угостили мелом)

10 сектор
«Это небольшой чаще стихотворное произведение, в котором под персонажами, которыми являются звери, птицы, растения, спрятаны люди, их поступки. В этих произведениях высмеиваются человеческие пороки, общественные недостатки».
Как называется такое произведение? Назвать писателей, которые работали в таком жанре, привести примеры.

11 сектор
«Это небольшое по объему произведение впервые в литературе призвал народ к борьбе за свободу и независимость. Русский композитор положил это произведение на музыку. Выполняется это произведение стоя. Переведенный на многие языки мира».

Какое это произведение и кто написал к нему музыку?

12 сектор
«Юные герои мечтали сделать какое-то открытие. Отдыхая летом, узнали, что в озере кто-то живет и по ночам воет и вздыхает.

Ребята решили, если не поймать, то хотя бы сфотографировать, чтобы сдать фотографию в Академию наук. И вот однажды, когда все вокруг покрылось темнотой, ребята увидели, что под водой плыло что-то необыкновенное, невероятное и очень доисторическое … .

На поверхности виднелась только голова, но и была да голова! Вот тварь повернулась к нам, и мигнули красные два больших глаза. Между ними торчал хищный рог. С пасти выглядывали точеные белые зубы».

Учитель
Лучший игрок награждается грамотой с изображением символа мудрости «Совы».
Музыкальная пауза (номер художественной самодеятельности)
Учитель

Источник: http://portal2011.com/urok-igra-po-literature-v-7-klasse-chto-gde-kogda/

Разработки и конспекты уроков по литературе

Разработки и конспекты уроков по литературе

К 100-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Разговор о прошлом — взгляд из будущегоИнтегрированное мероприятие по французскому языку и литературе в 11 классе «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды…» (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)Классицизм как литературное направление (8 класс)Феномен вещи в мире человека. По рассказу В.

Токаревой «Японский зонтик» (11 класс)«Печально я гляжу на наше поколенье». М. Ю. Лермонтов. Штрихи к портрету на фоне эпохи. Литература. 9 класс. Разработка урокаКому на Руси жить хорошо? Литература. 10 класс. Разработка урокаКогда гремит война, музы не молчат. Литература. 5 класс. Разработка урокаЯпония – страна восходящего солнца. Литература. 7 класс.

Разработка урокаСказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Литература. 5 класс. Разработка урокаМир вокруг нас. 10–11 классы. Образовательная программа элективного курса экологии и литературыЖертвы политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Литература. 11 класс. Конспект урокаЗагадка женской души в лирике М. Цветаевой и Э. Дикинсон. 11 класс.

Интегрированный урок литературы, русского и английского языка«Не покидай меня, безумная мечта…» (Образ собора Парижской Богоматери в контексте мировой художественной культуры). Литература. 11 класс. Конспект урокаПрирода в лирике Ф. И. Тютчева. Литература. 10 класс. Конспект урокаБазаров перед лицом смерти. Литература. 10 класс.

Разработка урокаТема наполеонизма в литературе. Баллады И. Х. фон Цейдлица. Их русские переводчики. Литература. 7 класс. Разработка урокаБылинные мотивы в русской поэзии (Н. С. Гумилев, баллада «Змей»; Д. Б. Кедрин, «Князь Василько Ростовский»). Литература. 6 класс. Конспект урокаЛитературная игра «Умники и умницы». Литература как поэтическая память народа.

6 классТема смысла человеческой жизни и смерти в русской народной балладе «Аника-воин». Литература. 5 класс. Разработка урокаСтихотворения А. А. Ахматовой о любви. Литература. 11 класс. Конспект урокаО. Э. Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Литература. 11 класс. Конспект урокаОсновные темы и мотивы лирики Н. М. Рубцова.

Литература. 11 класс. Конспект урокаРелигиозно-этические мотивы в творчестве А. П. Чехова (по рассказам «Чёрный монах», «Студент»). Литература. 11 класс. Конспект урокаВсё в Человеке – все для Человека! (семинар по творчеству М. Горького). Литература. 11 класс.

Конспект интегрированного урока литературы и биологииСны: невозможное возможно (интегрированный урок литературы и биологии). Литература. 11 класс. Разработка интегрированного урока литературы и биологии«У меня свой счёт к войне» (по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо»). Литература. 11 класс.

Разработка урока«Человек – мера оценки и познания социального строя» (по романам А. Платонва «Котлован», Е. Замятина «Мы» и В. Маканина «Лаз»). Литература. 11 класс. Конспект урокаПроблема государства и личности в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Литература. 10 класс. Конспект урока

Нужна помощь?

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Войти с помощью

Зарегистрироваться

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться

Источник: https://drofa-ventana.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-literatura_type-razrabotki-urokov-konspekty-urokov/

Конспект по русскому языку на тему Итоговый урок (7 класс)

Автор публикации: Сопрыкина Т.А.

Дата публикации: 2016-04-22

Краткое описание:

Урок проводится в конце учебного года, рассчитан на два часа. На уроке в игровой форме обобщаются знания учащихся по литературе за курс 7 класса.

Уроку предшествует предварительная подготовка.

Совместно с учащимися за 3 недели до проведения урока был составлен проект. Выбрана форма проведения урока, намечены этапы подготовки к нему. Соответственно, изучена и введена военная терминология: литературное сражение — бой, отделение, противник, разведка, артподготовка, перестрелка, удар с фланга и т.д.

Класс поделён на три группы, т.е. отделения, в каждой воинской единице выбран свой наблюдатель. Каждое отделение получило соответствующее задание:

  • для перестрелки: подготовить снаряды — составить по два вопроса для противников по изученным произведениям (каждое отделение составляет 4 вопроса);

  • для привала: запастись литературой — подготовить художественное чтение отрывка из понравившегося произведения, аргументировать свой выбор;

  • для перегруппировки сил: (скрытое передвижение отдельных воинских частей) — подготовить 2 «Живые картины», используя необходимые декорации и элементы костюма;

  • для удара с фланга: скрытое накопление сил для атаки — нарисовать по 2 иллюстрации;

  • для отдыха после боя (чаще всего это просмотр кинофильма или концерта) — подготовить рекламу-презентацию одного из изученных в 7 классе произведений.

Читайте также:  Классный час о вреде курения, 6 класс

С каждым «отделением» проведено по три консультации, на которых были распределены «должностные» обязанности, выбраны произведения, проведена проверка готовности отделений к предстоящему сражению.

Цели:

  • закрепление и совершенствование учащимися изученного материала;

  • развитие интереса к художественной литературе;

  • воспитание культуры общения, умения вести диалог.

Оборудование: компьютер и презентация; иллюстрации художников и учащихся к произведениям, изученным в 7 классе; выставка лучших творческих работ.

Ход урока

1. Организационный момент. Знакомство команд с наблюдателями, выдача оценочных листов, проведение инструктажа.

2. Представление противников. Защита командами названия, эмблемы, девиза.

3. Разведка. Назвать произведение и его автора, прослушав описание пейзажа. (Каждая группа отвечает на свой вопрос; за ответ на вопрос соперника, не справившегося с заданием, можно получить дополнительный балл.)

А. «Сквозь иней на стеклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью ее вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути.

Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскаленными кривыми гвоздями.

По темным доскам сухой крыши, быстро опутывая ее, извивались золотые, красные ленты; среди них крикливо торчала и курилась дымом гончарная тонкая труба; тихий треск, шёлковый шелест бился в стекла окна; огонь все разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе».

М.Горький. «Детство», Нижний Новгород.

Б. «Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев.

Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы».

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», (под Бергеном).

В. (Около оголившихся корней того дуба, под которым я сидел, по серой, сухой земле, между сухими дубовыми листьями, желудями, пересохшими, обомшелыми хворостинками, желто-зеленым мхом и изредка пробивавшимися тонкими зелеными травками кишмя кишели муравьи.

Они один за другим торопились по пробитым ими торным дорожкам: некоторые с тяжестями, другие порожняком. Я взял в руки хворостину и загородил ею дорогу.

Надо было видеть, как одни, презирая опасность, подлезали под нее, другие перелезали через; а некоторые, особенно те, которые были с тяжестями, совершенно терялись и не знали, что делать: останавливались, искали обхода, или ворочались назад, или по хворостинке добирались до моей руки и, кажется, намеревались забраться под рукав моей курточки. От этих интересных наблюдений я был отвлечён бабочкой с желтыми крылышками, которая чрезвычайно заманчиво вилась передо мною. Как только я обратил на нее внимание, она отлетела от меня шага на два, повилась над почти увядшим белым цветком дикого клевера и села на него».

Л.Н. Толстой. «Детство». Деревня Петровское.

4. Перестрелка. Обмен команд вопросами, составленными при подготовке к мероприятию.

5. Артподготовка. Угадайте литературный персонаж по его описанию. (Герой, произведение, автор.)

А. «Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве.

Пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах всё мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных».

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Андрий.

Б. » …я при свете подфарников разглядел его. Здоровенный рыжеволосый детина. Стандартная стеганка коротка ему. Наверно, неудобно лазить в карманы: приходится высоко задирать локти. Впрочем, стеганка расстёгнута,. клетчатая рубаха тоже, голенища резиновых сапог загнуты. От этого ноги кажутся еще длинней. А сам он весь как восклицательный знак: чем выше, тем шире и здоровее.

Силой и уверенностью повеяло от рыжего богатыря. Не было бы ничего чудного, если бы он потянул за трос да сам же и вытащил мою машину на твердое место».

В.А.Солоухин. «Мочёные яблоки». Серёга — шофёр.

В. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.

Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.

Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною».

И.С.Тургенев. «Бирюк». Лесничий.

6. Наступление. Атака. Угадайте литературного героя по его реплике.

А. — Гм:мужика… но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

— Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Салтыков-Щедрин. «Как один мужик двух генералов прокормил». Генералы.

Б. — В тюрьму… Было б за что, пошел бы, а то так… здорово живешь… За что? И не крал, кажись, и не дрался… А ежели вы насчёт недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте: Вы господина непременного члена спросите… Креста на нем нет, на старосте-то…

А.П.Чехов. «Злоумышленник». Денис.

В.

«Я скажу тебе, православный царь:Я убил его вольной волею,А за что, про что — не скажу тебе,Скажу только Богу единому.Прикажи меня казнить — и на плаху нестьМне головушку повинную;Не оставь лишь малых детушек,Не оставь молодую вдовуДа двух братьев моих своей милостью…»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова». Калашников.

7. Привал. Художественное чтение, подготовленных отрывков.

Школьники выбрали отрывки из поэтических произведений:

  • М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

  • А.С.Пушкина «Полтава»;

  • А.К.Толстова «Василий Шибанов».

8. Перегруппировка сил. Рассмотреть «Живые картины», назвать автора и произведение, эпизод.

Были подготовлены «Живые картины» по произведениям:

  • К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», И.А.Крылова «Урок дочкам»;

  • Н.С.Лескова «Человек на часах», А.С.Пушкина «Полтава»;

  • А.П.Чехова «Хамелеон», М.Горький «Детство».

9. Удар с фланга. Рассмотрев иллюстрации, созданные школьниками, назвать автора и произведение.

Были подготовлены иллюстрации к произведениям:

  • Л.Н.Толстого «Детство», В.А.Солоухина «Закон набата»;

  • Н.А.Некрасова «Орина, мать солдатская», Ф.М.Достоевского «Мальчики»;

  • И.С.Тургенева «Бирюк», Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

10. Окружение противника. Разгром. Аукцион художественных произведений, изученных в 7 классе.

Каждый игрок команды по очереди называет автора и его произведение. Побеждает команда, последней назвавшая произведение.

11. Отдых после боя. Реклама-презентация одного из художественных произведений, изученных в 7 классе.

12. Подведение итогов. (При подведении итогов каждая команда оценивает вклад каждого ученика и выставляет первичную оценку, наблюдатели вносят свои коррективы, аргументируя их)

Ход урока

    самостоятельно.

      Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;

      За домом едва пожелтела трава,

      Два брата рубили дрова.

      Один это делал спустя рукава,

      Другой — засучив рукава.

      1. Дать толкование найденных фразеологизмов.

      развитый ребенок, развитой язык, развитое общество.

      а)

      б).

      2. Конкурс «Творческая командировка».

      3. Конкурс «Кроссворд».

      Вопросы к кроссворду:

        Например:

        Наш рыцарь внешней красотой не отличался:

        Неповоротлив, неуклюж и молчалив.

        Но он в мечтах своих спасать кого-то мчался,

        Себя в тяжелые доспехи облачив.

        (Вася из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».)

        Выступления «писателей» из каждой команды.

        5.Конкурс болельщиков (поэтический).

        Например:

        1)) «Ягненок в жаркий день…».

        1. «Волк ночью, думая залезть в овчарню…».

        2. «Под голубыми небесами…».

        3. «Играют волны, ветер свищет…».

        4. «Я помню руки матери моей…».

        6. Конкурс «Домашнее задание».

        Домашнее задание команды «Запятая».

        Инсценировка «В королевстве Пунктуации».

        (Входит Федя.)

        (Федя убегает.)

        Домашнее задание команды «Восклицание».

        Чтение рассказа «Восклицание».

        Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.

        • Ах! — воскликнул Восклицательный Знак. — Это ужасно!

        • Ах! — воскликнул Восклицательный Знак. — Это чудесно!

        И стали они работать вместе.

        (С Валеком и Марусей. Вася. «Дети подземелья».)

        1. О каком герое, из какого произведения идет речь?

        (Князь Верейский. «Дубровский».)

        1. О каком герое идет речь? Из какого произведения?

        («Усатый». «Белеет парус одинокий».)

        »

        Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-98909478.html

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock
        detector