Конспект внеклассного занятия на тему охрана природы для младших школьников

Скачать файл

Пояснительная записка

Тема. «Мы – друзья природы»

Класс: 2

Форма проведения: создание мини-проекта.

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. расширять представление детей о необходимости охраны животных и растений.

  2. развивать внимание, наблюдательность, сообразительность;

развивать коммуникативные умения(работа в группах)

  1. воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным; бережное отношение к растениям.

Оборудование: Красная книга, компьютер, проектор, экран, макет красной книги, вырезки из журналов, интернет- факты, раздаточный материал, музыка для релаксации, цветная бумага, клей, фломастеры, ножницы, карандаши.

Этапы занятия:

1. Мобилизующее начало

2. Ориентировочно-мотивационный этап

3. Операционно-исполнительный этап

4. Рефлексивно – оценочный этап

Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (создание книги-проекта)

Оборудование: презентация, компьютер, папка для создания книги, раздаточный материал,

Технологии: информационно – коммуникативная технология; технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления; технологии проблемного обучения, элементы: здоровьесберегающей технологии.

УУД:

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Содержание деятельности занятия
Основные этапы занятия Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Мобилизующее начало — Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения.-Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.— Начинается урокОн пройдет ребята, впрок.Постараемся понять,Интересное узнать. Дети улыбаются друг другу. Л-1 – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Ориентировочно-мотивационный этап — Мои дорогие второклассники!Серьезные проблемы сегодня будем решать,Наблюдать, анализировать, рассуждать.На какой вопрос нам предстоит найти ответ?Давайте откроем этот конверт.Наш 2 «А» получил электронное письмо. ( Слайд №1)Прочитаем его.Демонстрация презентации. (слайды №2-10)Формулирование темы и целей занятия учащимися.-На кого эти жалобы?-Значит, тема нашего занятия….— Кем мы должны являться природе?Тема нашего занятия – «Мы – друзья природы»— Какие познавательные задачи поставим перед собой на этом занятии?— Перечитайте вопрос из письма.-Почему не может он охранять любить, ценить и природой дорожить?Значит, его надо научить беречь планету Земля, стать для нее другом.— Что это за книга?— Почему такой цвет у книги?— Какие красные сигналы нам встречаются в жизни (пожарные, скорая помощь) .— Мы живем с вами в удивительное время. Мир техники, компьютеров, достижений, космонавтики. И вдруг, сегодня мы говорим об опасности, тревоги! Почему?»«Да, человек думал, что природа неисчерпаемая. И ошибся!Начиная с 1600 года в мире вымерло, т.е. больше никогда не вернется, более 150 видов животных, причем половина за последние 50 лет.«В 1948 году в небольшом городке Фонтебло на конференции был основан Международный союз охраны природы. Ученые понимали, что природа требует незамедлительной защиты! Составили список животных и растений, которые исчезли. Назвали этот список Красной книгой.В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Сначала это была одна небольшая книга. Потом страниц в ней стало гораздо больше.» Учащиеся внимательно рассматривают и читают электронное письмо— На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.— Охрана природы— ДрузьямиВыяснить, каким должен быть друг у природы.Составить правила поведения в природе.Создать свою книгу «Мы – друзья природы»-Не знает правил природопользования, не думает о потомках, не понимает, что без природы человек не может жить.Человек не может быть всей главней. Он – часть природы.— Красная книга Оренбургской областиКрасный цвет- цвет опасности.Дети отвечают Р-1-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.Р-2— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Р–7 — в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.Л-2 – учебно-познавательный интерес к новому материалу и способом решения новой учебной задачиЛ-8 – общее представление о моральных нормах поведения.Р-14 – осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.
Операционно-исполнительный этап — Чтобы решить эти задачи, мы попытаемся создать мини-проект, свою необычную книгу.— С чего начинается книга?— Итак, первое, чем мы займемся, это будет обложка.— У каждого на столах лежат буквы, раскрасьте их аккуратно. Составим название книги. Приклеим на обложку.— Что еще бывает на обложке?Авторы. Впишите каждый себя. Приклеим.— Нарисуем красивую рамочку.— Ребята, бывают случаи, когда у вас появляются слёзы. Когда это бывает? Но ведь и природа живая. Когда ей больно и обидно, она тоже плачет.Закончите предложение:Если бы муравей, на которого вот-вот наступят, умел говорить, он бы сказал…Если бы рыбка из грязной речки могла бы говорить, она бы сказала…Если бы луговые цветы, которые хочет сорвать девочка для букета, могли бы говорить…— А теперь прочитайте жалобы. Отгадайте, кто их написал? Подпишите.Возьмите конверты, на которых написано «Жалобы».»Жалобы:

  1. Жалоба грибочка – Не вырывайте меня с корнем, а срезайте, причем аккуратно. А то забудете, как хорошо в лесу пахнет грибами.
  2. Жалоба мухомора – Да, для людей я ядовит, но за то полезен для животных. А еще я очень красивый. Полюбуйся мной.
  3. Жалоба скворцов – Мы так хотели всех порадовать, первыми прилетели к вам. А нас никто не ждет. Холодно! Есть хочется!
  4. Жалоба первоцветов – Мы такие хрупкие, нежные и нас так мало осталось! Не рвите нас!!

— Что вы можете предложить сделать, чтобы человек не обижал природу, а стал для нее другом?— Нарисуем знаки охраны природы ( 1 группа – животных, 2 группа – растений, 3 группа — воды)Это будет еще одна страница.— Составим правила охраны природы.— Давайте все страницы соберем в книгу.

— С обложкиУченики раскрашивают буквы. Вписывают свои фамилии на обложку книги.Творческая работа в группах.Отгадывают от кого жалобы, подписывают их и рисуют этого героя.Рисуют знаки охраны природыСоставляют свои правила охраны природыВсе страницы, которые получились у ребят сначала крепим на доску.Оформляется папка Л-6 – интерес к учебному материалу.К-2 — строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет.Р-12 – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.К-8 — принимать участие в работе парами и группами.Р-15 — осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.Р-8 — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.П-14 — осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.П-10 – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
Рефлексивно-оценочный этап — Посмотрите какая книга у нас получилась.— Что вас больше всего удивило, взволновало, поразило, напугало, заставило задуматься? Какие сделали выводы?Берегите эту Землю, эту воду.Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя!Рефлексия.Как красива Земля, когда на ней цветы. Представьте, что вы цветы. Раскройте бутончики.Если занятие понравилось, у вас все удалось – распустите свой бутон.Если не очень вы довольны собой – приоткройте бутончики.Если не понравилось – бутон оставьте закрытымДавайте будем к этому стремиться,Чтоб нас любили и зверь, и птица.И доверяли повсюду нам,Как самым верным своим друзьям!Давайте будем беречь планетуВо всей Вселенной похожей нету:Во всей Вселенной совсем одна.Что будет делать без нас она?…. Дети раскрывают «бутоны» цветов. Р-16 — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.Р-15 — осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Источник: http://gimmedoc.ru/konspekt-vneklassnogo-zanjatija-na-temu-my-druzja-prirody/

Комплексное занятие на тему«Берегите природу»

Цель:Научить детей любить и охранять природу.

Задачи:

— воспитывать бережное отношение к растениям и животным,

— формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите,

— дать понятие о Красной Книге: познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу.

Оборудование: иллюстрации животных и растений, которые охраняются законом, магнитофон.

Предварительная работа: Наблюдения в уголке природы и на участке. Чтение рассказов о природе.

Ход занятия

1 часть

Вступительная беседа по теме занятия

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.

— Что такое природа?

— За что мы любим природу?

— Какие книги читали о природе?

— Что есть в нашем уголке природы?

А теперь вернемся в большую природу. Вспомните, как мы относимся к деревьям и кустарникам? Можно ли обижать птиц? Почему нельзя их обижать? Как надо заботься о птицах?

Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».

— Что растет в лесу?

— Кто живет в лесу?

— Кто заботится о лесе? (лесник)

— Как лесники заботятся о лесе?

— Какую пользу приносит лес?

Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.

Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных.

А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым.

Послушайте стихотворение Глеба Горбовския, которое так и называется «Мертвый лес» (в записи на магнитофоне).

Глеб Горбовский «Мертвый лес»:

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел…

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары. …

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес:

Что ни пихта — иссякла сила,

И что ни лиственница — крест.

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди! –

Не человек. Злодей.

Злодей.

Воспитатель:

— Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?

— Почему поэт показывает злодеем человека, который сжег лес?

— Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).

Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?

Дети:

— Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

— Рощи да леса – всему краю краса.

— Растения – земли украшения.

— Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

— Лес – богатство и краса, береги свои леса.

— Враг природы тот, кто леса не бережет.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.

Лес – это воздух для легких, влага и тень.

Лес – кладовая, отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес — это дом для зверей, насекомых и птиц.

А вот защищают лес его жители:

— каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,

— у кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,

— в муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.

А как же люди умеют беречь природу? Внимательно подумайте и послушайте.

1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (ответы детей)

2. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (Ответы детей.)

Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и тихая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Не все одинаково любят и берегут природу, и поэтому одних растений и животных на земле много, а других мало.

И чем красивее растение, тем больше хотят его сорвать. Например, речная лилия. Часто, бывая на реке, люди рвут эти красивые белые цветы! А они красивы только на воде, без воды они сразу завянут. Поэтому уж лучше просто полюбоваться ими, чем сорвать и бросить.

(Показ иллюстраций.)

Физкультминутка

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек,

А потом склонился,

Чуть не свалился.

Тоненький, тоненький,

Ножка как соломинка.

2 часть

И сейчас, когда некоторые растения и животные могут исчезнуть, появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Красный цвет – это цвет опасности.

Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть. На этих животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках.

В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы.

Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные, птицы, растения записаны в Красную Книгу. (Показ иллюстраций.)

Животные: белый и бурый медведи, лев, тигр, дикий северный олень, пятнистый олень, соболь, леопард, морж, тюлень, зубр, бобер и др.

Птицы: венценосный журавль, розовая чайка, глухарь, сокол, дрозд, перепел и др.

Растения: ландыш, колокольчик перистолистый, гвоздика, подснежник, сон-трава, речная лилия, ветреница, хохлатка, перелеска и др. Эти растения нельзя рвать.

А теперь послушайте стихи (читают дети):

1. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

2. Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3 часть

Рефлексия.

О чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Научились ли мы чему-нибудь?

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/6514-beregite-prirodu.html

Конспект занятия с младшими школьниками «Мы друзья природы»

Яковлева Лариса Васильевна

Воспитатель

КГУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат №1»  г. Петропавловск

Цели: развитие внимательного отношения к природе, формиро­вание правильного поведения в отношении флоры и фауны.

Воспитатель начинает занятие строками стихотворения Т. Пушкаревой:

Природа родная,

В тебе растворяюсь,

Краски и звуки жадно ловлю.

Пред красою Земли преклоняюсь,

Я этот мир бесконечно люблю.

-Сегодня мы поговорим о природе и девиз этой беседы будет
«Мы – друзья природы».

  1. Рассказ о науке «экология»

-Кому из вас известно, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой?

– Да, эта наука – экология. Ее название образовалось из двух греческих слов: «эко», что значит «дом», и «логос» – наука.

Поэтому можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме, имя которому – планета Земля. По радио, те­левидению, со страниц газет можно многократно слышать слово «экология». И не случайно.

Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Люди разных отраслей

науки с тревогой говорят о надвигающейся экологической ка­тастрофе на нашей планете. Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек дол­жен стать немного экологом.

Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дрему­чих лесов, широких степей и многоводных рек. Но нерацио­нальное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.

  1. Беседа об экологических проблемах.

Ученик читает стихотворение.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

–        Представьте себе, что мы с вами выходим из двери школы.
Посмотрите вокруг глазами эколога.

Что тревожит вас?

Дети делятся своими впечатлениями о состоянии окружающей природы (о воздухе, о мусоре на дорогах, о сломанных растениях, о загрязнении реки и пр.)

Кто повинен во всем этом?

Люди не всегда заботятся о природе, не умеют ее правильно беречь и охранять. А что можете вы, младшие школьники, сделать для того, чтобы сохранить окружающую природу?

Высказывания детей, после которых проводится .

4.Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

–        Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выбе­рите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.

  1. 1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

а)       полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 очко;

б)      осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 очков.

  1. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

а)       покормлю птенца – 3 очка;

б)      позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 очков;

в)      буду наблюдать издали – 1 очко.

  1. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли
    ты с ними?

а)       пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 очков;

б)      расспрошу об этом учительницу – 2 очка;

в)      не пойду – 1 очко.

  1. После привала в походе у вас осталось много пустых банок,
    кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?

а)       взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный
ящик – 1 очко.

б)      отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 очков.

в)      закопал бы в землю т 3 очка.

  1. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

а)       почти все знаю, но хотел бы знать больше – 3 очка.

б)      кое-что знаю, но хотел бы знать больше – 1 очко.

в)      я люблю природу, но мы этого еще не проходили – 5 очков.

Затем подводятся итоги теста. Дети складывают полученные очки. По сумме определяют, к какой из 3 групп юных друзей при­роды они относятся. Воспитателю следует обратить внимание на то, что не следует обижаться, если результат вам не понравился. Есть над, чем задуматься.

Группа № 1 – те, кто набрал от 5 до 11 очков.

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.

Группа № 2 – те, кто набрал от 11 до 18 очков.

Ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполные, и ты сам того не желая, можешь причи­нить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.

Группа № 3 – те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки живот­ных. Честно говоря, есть еще одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнезда, засорили бы земную поляну. И предложенные в тесте ответы не для них. Поэтому Этот маленький тест – для тебя, юный друг природы.

Источник: http://oqu-zaman.kz/?p=8109

Внеклассное мероприятие на экологическую тему «Мир вокруг нас»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №78

Внеклассное мероприятие на экологическую тему «Мир вокруг нас»

Автор методической разработки учитель начальных классов МОУ СОШ №78 Филимонова Людмила Николаевна

Волгоград 2008

В начальной школе, на первой ступени обучения, начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе у учащихся формируются первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, её роль и значение для нормального существования человеческого общества.

На первой ступени обучения ребенок пополняет свои знания о природе, знакомится с целостной картиной мира. Экологическое воспитание имеет особое значение, т.к. вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план, без этого невозможна жизнь человека.

В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Через систему внеклассных занимательных занятий ребенок учится видеть ценности природы, необходимость охраны природы, обосновывает правило и порядок поведения в окружающей природной среде.

На внеклассных занятиях ребенок раскрепощён, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность прочувствовать созданную ситуацию, в которой он не может не выразить своего отношения. Ребенок получает импульс к формированию себя как гуманной личности.

При этом важно не только доброе и непотребительское отношение к окружающему миру, но, и осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.

Целью этого занятия является становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека; формирование представлений о природном социальном окружении как среде жизнедеятельности человека; воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.

Младшие школьники учатся решать реальные экологические проблемы:

Предлагаемое занятие можно провести в любом классе начальной школы, поскольку его содержание доступно возрасту и пониманию младших школьников. Для этого занятия подготавливается на большом листе ватмана следующая схема: в центре изображение человека (для лица две маски – грустная и улыбающаяся).

Далее на одинаковом расстоянии друг от друга располагаются пять окружностей. В первом круге – фигура человека. Второй круг – светло-голубого цвета, на нём аппликации, изображающие микробов различных конфигураций; они тёмно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином.

Третий круг — неокрашенный, белый, на нём прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов. Четвёртый круг — ярко-синего цвета. В нём фигурки неопределённых форм тёмных цветов. Пятый круг – зелёного цвета. На нём прикреплены чёрные квадраты и круги.

Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растения, которые находятся под охраной. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено Солнце ( жёлтое, яркое, со множеством лучей) и по всему полю – звёзды.

В начале занятия лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схему помещают перед занятием на доску.

Звучит музыка «В мире животных». Выходят дети и читают стихи:

Источник: http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1646

Конспект занятия. Внеклассное мероприятие для учеников первых классов Помоги птицам перезимовать

Внеклассное мероприятие для учеников первых классов

«Помоги птицам перезимовать»

  1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
  2. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
  3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  4. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.
  5. Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.
  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях ответственность за «братьев наших меньших».

Появляется взъерошенный воробей: (пятиклассники)

Сугробами засыпаныБугры, дворы, дорожки.Не могут пташки отыскатьНи зёрнышка, ни крошки.И вот летают всё слабейВорона, галка, воробей.- Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

Их называют зимующими птицами. Сегодня, 15 января, самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении.

Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей.

Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод.

За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)Что за стол среди берёзПод открытым небом?Угощает он в морозПтиц зерном и хлебомРебята, а у кого из вас есть дома кормушка?

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.Кормите их! Согрейте!Повесьте домик на суку!Рассыпьте крошки на снегу,А то и манной кашки…И оживут бедняжки!По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзьяИ пропоют, чирикая:»Спасибо вам великое!».- Слышите, опять какой- то шум. Наверно ещё кто-то пожаловал к нам в гости.

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!Чик — чирикин, как дела?Ой, не терпится похвастать-Я сегодня принеслаСногсшибательную весть:Будет всем нам, что поесть:Рассказала мне подружкаПро какие-то кормушки.Дескать, дети есть такие-Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот,Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,О еде, о жизни легкой,Да еще о добрых детях.Сказки нет глупей на свете!Не поверю никогда,Будто где-то ждет еда!Никому мы не нужны.Эх, дожить бы до весны….

Сорока возмущенно:

Чик — чирикин, Ты не прав!Разузнала я вчера:Эти славные ребятаНазываются юннаты.Так летим же в школьный сад,Ведь кормушки там висят.Их, поверьте, там немало.Есть на них зерно и сало,Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.Что-то кушать захотелаЯ еще два дня назад.Кто со мною в школьный сад?Воробей:Так и быть, я полечу-Я всю зиму есть хочу.- Давайте и мы встанем и отдохнём немножко (Физминутка)Встал воробушек на лапки, Приготовился к зарядке.Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух.И скорей за парту плюх

Появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!Я теперь люблю весь мир!Был жестоким день обычный,Оказалось, не со зла.Людям я не безразлична!Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:На сороку зря сердился.И теперь уж наявуДо весны я доживу!А весной мы дружно вместеБудем петь вам, люди, песни,Защищать от злой бедыОгороды и сады.Ведь на сытый-то желудокНам, пернатым, ерундаИ любое время суток,И снега, и холода!Обращается к синичке:Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!Я, сосед, с тобой согласна!Как на свете жить прекрасно!(Улетают)- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.

— Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.

— Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени.

Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

— Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.- А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.1) Я весь день ловлю жуков,Ем букашек, червячков.Зимовать не улетаю,Под карнизом обитаю.(воробей) Слайды 2-3Учитель: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?- Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.2) Каждый год я к вам лечу,Зимовать у вас хочу.И ещё красней зимойЯрко-красный галстук мой( снегирь) Слайды 4-5Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают. Что-то я достать хочу.Хоть и скрылся под корой -Червячок-то будет мой! (Дятел) Слайды 6-7Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?

Ребята, а что такое: «кузница дятла»? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)

Животиком желтовата. Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика. (синица) Слайды 8-9Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз.

Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой

  1. Выгоняют холода Птиц из леса в города. На рябину налетели Дружной стаей …

(Свиристели) Слайды 10-11Ученик:Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо.

Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая (сорока) Слайды 12-13Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам.

К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

  1. Окраска — сероватая,Повадка вороватая.Крикунья хрипловатая-Известная персона.

    Это… ( Ворона.) Слайды 14-15

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! — Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.- Вот сколько птиц прилетело на кормушку.Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?

  1. Известно с давних нам времен,
    Что эта птица – почтальон (голубь) Слайд 16

Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи.

  1. Кто в лесу живет сосновом,Носит крестит на носу?И гнездо плетет в ту пору,Когда пурга поет в лесу?Не страшны ему метели,Гнезда вьет зимой на ели.Крик его отрывист, прост,

    Криворотый красный….(клёст) Слайд 17

Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка. Ловко лазит по стволам:Вверх и вниз и тут и там?Кто мелькает целый день?Это птица…(Поползень)Настоящий акробат –Чистит все стволы подряд. Слайд 18Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, — лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!) Слайды 19-21- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей)- У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Слайд 22Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу — значит охранять свою Родину”.Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.

Ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой» (Александр Яшин)

Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима.

  1. Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

Пятиклассники исполняют песню (слова у детей на столе, кто хорошо умеет читать — помогают):

Если б только- только- толькоЕсли б только на планетеЕсли б только все землянеВсё живое берегли.То, возможно-можно-можно,То, наверно-верно-верно,Книги Красной точно-точноНикогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!А-а! Крокодилы! Бегемоты!А-а! Обезьяны! Кашалоты!А- а! И зелёный попугай! (2 раза)И пускай у этой речки, И пускай в зелёной рощеИ пускай в лесу тенистомСлышен гомон птичих стай!Ты запомни-помни-помни, Что б сберечь природу-надоВсем на этом белом светеТы, как можешь, помоги!Припев- Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Послушайте ёще одно стихотворение и прочитайте, что получится из первых букв каждой строчки. Слайд 23

Литература.

  1. Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.
  2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко — М.: Просвещение, 1988.
  3. Газета “Педагогическое творчество”, 2006 — 2008 гг.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.

Источник: http://referad.ru/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-uchenikov-pervih-klassov-pomogi/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector