Консультация для родителей в детском саду. обучение счёту и основам математики дошкольников

Консультация для родителей: «Весёлая математика для дошкольников»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».

Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Наглядность – важный принцип обучения ребенка.  Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.

Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например, цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п.

Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у дошкольника.

Для формирования у дошкольника математических представлений используйте разнообразные дидактические игры.

Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки.

Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д.

Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.д.

Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет.

Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных — пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика.

Что теперь можно сказать о красных кубиках?

Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество.

Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки.

А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их. Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите дошкольника, чем отличаются рисунки.

Просите ребенка самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д.

Чтобы научить ребенка таким навыкам, как сложение и вычитание, нужно развивать такие навыки, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа.

Спросите у дошкольника, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т.д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите дошкольника называть разные числа.

Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями. Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам.

Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки.

Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

 Играйте с ребенком с удовольствием! Рекомендуем игры на развитие математических представлений у дошкольника.

 «Весёлая гусеница»

Цель. Упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

Материал. Из картона изготавливается карточка на ней изображение гусеницы.

На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.

Содержание. Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.    

Составление геометрических фигур

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера
  2. Составить маленький и большой квадраты
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3 2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

«Дни недели»

Игровое упражнение
— Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?: -Сегодня пятница. Какой день будет завтра? -Четверг – какой день по счету? — Какой день недели будет после вторника? -Какой день между четвергом и вторником?

-Сколько всего дней в неделе?

Источник: https://shilkina-ppds10.edumsko.ru/articles/konsul_taciya_dlya_roditelej_vesyolaya_matematika_dlya_doshkol_nikov

Консультация для родителей«Математика – это интересно»

Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет.

Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания. Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на обучение детей с 6 летнего возраста.

Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.

Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их.

Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете.

Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.

Как же следует учить ребёнка считать? Как добиться, чтобы счёт для него был не набором слов, заученных в определённом порядке, а оставался бы на понимании смысла числа? Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много».

В возрасте от 4 до 5 лет программой детского сада предусмотрено обучение счёту до 5 на основе сравнения 2-х множеств. Так, например, имея однородные игрушки, можно показать детям, что мы имеем много зверюшек, но среди них 2 зайца меньше чем 3 медведя; 1 лисичка меньше чем 2 зайца. Есть много кукол. Предложите узнать: «Больше маленьких кукол или больших».

Читайте также:  Стихи о весне русских поэтов классиков для 2-3-4 класса

Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2.

2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.

Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки — грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д.

, (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя.

Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». С начало называют числительное потом существительное.

Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.

Для упражнений в счете можно брать разный наглядный материал: игрушки, позже – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Упражнения нужно разнообразить, ставить разные задачи. Например: взрослый ставит на стол 2 матрёшки и 2 пирамидки.

Спрашиваете: «Сколько здесь матрёшек? Сколько здесь пирамидок?» «Каких игрушек больше? Меньше? Как сделать, чтобы пирамидок стало больше? (делает) Сделай? Сколько стало пирамидок? Каких игрушек теперь меньше? Почему? Как сделать, чтобы игрушек опять стало поровну».

Подобные упражнения можно провести с разными игрушками, на улице и с природным материалом: веточки, шишки, камешки, палочки и т.д.

Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.

Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол).

Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места.

Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.

Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д.

учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? Полезно считать предметы на ощупь, с закрытыми глазами (сколько картофелин в миске? Сколько ягод мама положила в руку и т. д.).

с удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.

Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие игры:

Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.

На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.

Правила игры:

1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.

2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.

3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.

Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.

Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.

Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».

Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.

Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.

Правила игры:

1. Число называют только один раз.

2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).

Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.

Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя».

Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины.

Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.

Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.

Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.

Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:

Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.

Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый — продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.

Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.

Цель игры: упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.

На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот ). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.

Правила игры:

1. Брать в руку по одному предмету.

2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.

Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.

Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:

Цель игры: упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.

Цель игры: упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.

До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто, быстрее без ошибок выложит 4 ряда.

Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.

Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь справа от себя?» и т. д.

Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.

Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь, завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.

К 5-ти годам дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник, независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр, правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и время.

Если хотите научить ребёнка считать, купите 3 вида мелких игрушек по 10 штук (уточки, грибки и т.д.) или наберите из природного материала (шишки, орехи, жёлуди, камешки).

Источник: https://dohcolonoc.ru/roditel/5895-konsultatsiya-matematika-eto-interesno.html

«Учим ребенка математике» Рекомендации для родителей в вопросах и ответах

С какого возраста можно учить ребёнка математике?

Читайте также:  Органические удобрения. их виды и характеристика

Как только у ребёнка проявится интерес к числам, так и начинайте учить.

Это важно : Считается, что сензитивный, т. е. наиболее благоприятный для математики период, — это 5 лет. Но это лишь приблизительная привязка и совсем не значит, что начинать надо ровно в пять.

Один малыш уже в 4 года, благодаря хорошей памяти, считает до 15 и складывает в пределах 8, другой же и в 5 лет может затрудняться сложить даже колёса у автомобиля.

Главное, отталкивайтесь от возможностей самого ребёнка.

Ребёнку трудно даётся сложение, он никак не может обойтись без пальцев. Как с ним заниматься?

Если ребёнку нет пяти лет, то абсолютно нормально и даже необходимо, чтобы ребёнок пользовался пальчиками. В этом возрасте малышу непонятны абстрактные числа, ему обязательно требуется опора на что-то осязаемое, на образ. Если же ребёнку шесть и даже шесть с половиной, в этом тоже нет ничего страшного.

Счёт – это операция с символическим пространством: сложение – это шаги «вперёд», вычитание – «назад». Маленькому ребёнку сложно научиться считать в уме: включить это числовое пространство в свой внутренний план и там ориентироваться.

Некоторые дети даже к концу первого класса продолжают считать на пальцах (или на палочках, или по линейке, делая ошибки в счёте с переходом через десяток.

Это важно: Главное при обучении счёту совсем не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны.

Как заниматься с ребёнком счётом?

Главная рекомендация – постоянно считайте всё, что вы видите. Повторяйте цифры вслух, громко и чётко, прежде чем что-либо сделать – расставляя тарелки, убирая с ребёнком игрушки, раскачивая его на качелях или прикинув, сколько осталось шагов до подъезда.

Важно, чтобы счёт для ребёнка вошёл в привычку. Считайте до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин (деталей лего, бусин, пуговиц и т. д.) и попросите отсчитать 3. Раскладывайте их на кучки по 3,5,7 штук в каждой.

Предложите ребёнку выложить ряд фасолин, например, из 5 штук, а рядом ряд, в котором фасолин будет меньше.

Считайте поочерёдно: вы говорите 1, ребёнок 2, вы – 3 и т. д. Меняйтесь очерёдностью, приглашайте в эту игру папу или ребят на площадке. Начинайте считать не только с единицы, но и с других чисел.

Ребёнок не научиться вычитать, если не умеет «считать назад». Для того чтобы обучить малыша обратному счёту, воспользуйтесь забавным приёмом – запустите ракету. Надуйте воздушный шарик и считайте, начиная с 10 до 0. Вместо 0 произносите «пуск» и отпускайте шарик. Восторг обеспечен, а как вы помните, особо прочно запечатлевается то, что эмоционально окрашено.

Поиграйте в угадывание «соседей числа» : предыдущих и последующих чисел. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи; меньше трёх, но больше единицы и т. д. Или загадайте загадку: задумайте, например, число в пределах 10 и попросите ребёнка называть разные числа, а сами говорите, больше названное число задуманного или меньше. Меняйтесь ролями.

Для изучения состава числа можно использовать любые мелкие предметы. Возьмите, например, четыре палочки, и пусть ребёнок разделит их. Спросите его, как ещё можно разложить четыре палочки.

Пусть он поменяет расположение счётных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно также последовательно разберите все числа и пределах десятка.

Чем больше число, тем больше вариантов разбора.

Учите ребёнка сравнивать. Используйте любой подходящий момент. К примеру, накрываете на стол. Дайте возможность ребёнку положить к каждой тарелке по ложке. Усложните задачу: дайте ложек больше или меньше и посмотрите, как поступит ребёнок. Обсудите с ним: «Чего тут больше и чего меньше?».

Помимо счёта ребёнок должен усвоить и такие понятия, как «много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну, такой же». Во время прогулки или игры просите ребёнка называть предметы, которых много, мало или всего один. Например, листьев на цветке много, а ствол один, книг на полке больше, чем дисков, и т. д.

Почаще давайте творческие задания.

 Например, сосчитать и подчеркнуть в детском журнале все трёх-, четырёх-, пятибуквенные слова, пересчитать все одинаковые слова, например имя персонажа, на странице книги, найти самое короткое и самое длинное предложения и тексте и т. д.

Читая ребёнку книжку, просите его отложить столько счётных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того, как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, каких зверей было больше, каких – меньше, а каких – поровну.

Играйте с детьми и все у вас получится!

Источник: https://ds-stsv.schools.by/pages/uchim-rebenka-matematike-rekomendatsii-dlja-roditelej-v-voprosah-i-otvetah

Обучение дошкольников математике в условиях семьи! — 7 Февраля 2016 — МБДОУ детский сад №9 «Теремок» г.Конаково

Консультация для родителей

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы.

Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры.

Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период.

При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

  • счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;
  • предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
  • узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг); доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
  • основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
  • сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже;

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».

Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы (деревья, дома, машины)

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов.

Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение дошкольников к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите его самого считать предметы вслух. Постоянно считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д.), время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т. п.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве  (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху).  Для этого вы можете использовать разные игрушки.

Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.

д.

Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет.

Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет четыре, а красных — два. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика.

Что теперь можно сказать о красных кубиках?

Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество.

Читайте также:  Мамин-сибиряк «приёмыш»

Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.
Пусть ваш ребенок сам придумывает сказки с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше — меньше, выше — ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки.

А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличия. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Необходимо знакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол.

Почему треугольник называется треугольником (три угла). Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек.

Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Таким образом, в игровой форме вы привьете малышу знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать,  а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди — его родители.

Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное — это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

                                                                              воспитатель Межевова С. Н.

Источник: http://teremok9.ucoz.ru/news/obuchenie_doshkolnikov_matematike_v_uslovijakh_semi/2016-02-07-26

Консультация для родителей «Обучение дошкольников началам математики»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛАМ МАТЕМАТИКИ»

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста.

Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете.

Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка.

Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще».

Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка.

Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.

Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.

Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».

Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые.

Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать.

Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа(груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.

Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок.

Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка).

Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки… Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а товсе больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных(у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).

Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый.

Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Источник: http://10.doutuapse.ru/delimsja-opytom/botareva-ekaterina-nikolaevna-vospitatel/konsultacija-dlja-roditelei-obuchenie-do.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector