Логопедическая игра для дошкольников «чье туловище? чей хвост? чья голова?»

Логопедическая игра для дошкольников «Чье туловище? Чей хвост? Чья голова?»

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ №21 “Ивушка ” г. Губкин Белгородской области

Логопедическая игра для дошкольников “Чьё туловище? Чей хвост? Чья голова? ” предназначена для закрепления у детей с нарушениями речи умения образовывать притяжательные прилагательные. В этой игре дети припоминают внешний образ диких животных, подбирают к туловищу хвост и голову, правильно их называют.

Многие дошкольники с речевыми нарушениями с трудом усваивают притяжательные прилагательные, поэтому для этой работы приходится использовать несколько вариантов игр.

Идею изготовления диких животных из фетра я взяла на просторах интернета, но выполнила их из цветного картона и приклеила магниты.

Данная логопедическая игра будет полезна не только учителям-логопедам, но воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые заинтересованы в исправлении речевых нарушений у детей.

Цель игры:

Коррекционно-образовательная: активизация словаря и обобщение знаний детей об обитателях леса – диких животных; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные; отработать навык правильного употребления в речи падежных окончаний;

Коррекционно-развивающая: учить детей отгадывать загадки; работать над развитием психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного гнозиса;

Воспитательная: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии;

Оборудование: игрушки диких животных; изображение диких животных с детенышами около их “домиков “; магнитная доска, части диких животных, деревья, птицы.

Ход игры:

1.Беседа с детьми о диких животных.

Дети выбирают игрушки диких животных и отвечают на вопросы логопеда:

— Назовите, каких диких животных вы знаете?

— Как выглядит?

— Как зовут детенышей?

— Где живут?

2. Логопед предлагает отгадать загадки о диких животных:

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это… (белочка)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Долго спит и видит сны.

( медведь)

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

3. Логопедическая игра “Чьё туловище? Чей хвост? Чья голова? “

— Ребята, я подготовила для вас картинку с изображением лесной полянки, на которой любят собираться дикие животные (дети подходят к мольберту с магнитной доской). Но посмотрите, что случилось? Наверное ветер-проказник налетел, разбросал все картинки. Давайте разложим всё по местам. Это чьё туловище? (заячье), голова чья? (заячья), хвост чей? (заячий), кто это? (заяц).

Таким же образом раскладываются изображения волка, лисы, медведя, белки, отрабатывается практическое употребление притяжательных прилагательных.

Кто находится на лесной полянке? (дикие животные – волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж)

Кого можно встретить на лесной полянке? (волка, лису, зайца, медведя, белку, ежа)

С кем можно встретиться в лесу? (с волком, с лисой, с зайцем, с медведем, с белкой, с ежом)

Кому нравится жить в лесу? (волку, лисе, зайцу, медведю, белке, ежу)

О ком мы говорили сегодня на занятии? (о волке, о лисе, о зайце, о медведе, о белке, о еже)

Источник: http://www.slavkrug.org/logopedicheskaya-igra-dlya-doshkolnikov-che-tulovishhe-chej-xvost-chya-golova/

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему. Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м — мь, п — пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, — говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» — «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» — «Продает”.-“Что делает покупатель?» — «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м — мь, п — пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Можно ездить или нет.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения. В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь,). К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель — развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Читайте также:  Пластилинография в детском саду на тему лето

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.). Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка. Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова. К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения. Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Цель приведенных ниже игр и упражнений — развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ш — ж, ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч, с — щ, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. звук «C» Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, Светлой полосою В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев.

“ На берегу”) звук «З» На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает – Познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”) Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

Кто лучше слушает?

Вариант 1. Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук «ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком «ш», 5 – со звуком «ж», 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша. Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком «ш», другой – со звуком «ж». Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки.

В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком «ш», другому – со звуком «ж».

Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Слова могут звучать громко и тихо.

Цель

Источник: http://www.eti-deti.ru/korrekt/35.html

Логопедические игры для детей

Логопедические игры для детей

Такие игры разработаны логопедами для занятий с детьми, но в игры со словами можно играть и дома, на прогулке, в любое время и в любом месте — ведь с ребёнком нужно как можно больше разговаривать!

«Расскажи о друге, маме, папе…»

Каждый ребёнок должен сказать как можно больше прилагательных, которые начинаются с той же буквы, что и имя ребёнка.

Например:

Светлана — светлая, симпатичная, сияющая, сердечная, сказочная.

Дмитрий — добрый, достойный, доверчивый.

Мама — милая, молодая, модная.

Иван — искусный, игривый, интересный.

«Бесконечное предложение»

Один ребёнок говорит, например, слово «люблю», другой добавляет: «люблю маму», третий: «я люблю маму», четвёртый: «я очень люблю маму», пятый: «я очень сильно люблю маму» и т.д.

«Поймай слог»

Учитель-логопед «бросает» детям слог, а они должны превратить его в слово: па-папа, ма-мама, ар-арбуз, ку-кукла, ша-шарик и т.д

«Скажи словечко»

Учитель-логопед говорит начало слова, ребёнок добавляет частичку и проговаривает слово целиком: голо-ва, но-га, маши-на, тык-ва, лам-па, кро-вать и т.д.

«Скажи ласково»

Цель игры — научить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например:

Катя-Катенька,

Мяч-мячик,

Окно-окошко и т.д.

«Если …»

Детям предлагается пофантазировать на любую лексическую тему. Например:

Если весна не наступит никогда…

Если солнце больше светить не будет…

Если ты увидишь в лесу подснежники…

«Что бывает?»

Цель игры — развить умение соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать. К слову-признаку надо как можно больше подобрать слов-предметов.

Красное — яблоко, платье, море…

Жёлтое — солнце, такси, пальто…

Зелёный — крокодил, свет, чай, берет….

Можно и наоборот, к существительному подобрать прилагательное: лимон — жёлтый, кислый, овальный и т.д.

«Для чего?»

Цель игры — развить умение составлять сложноподчиненные предложения со словами: для того, чтобы.

Лейка нужна … для того, чтобы поливать цветы.

Кастрюля нужна… для того, чтобы варить в ней борщ.

Рукавицы нужны… для того, чтобы рукам было тело зимой.

«Весёлый поварёнок»

Цель игры — развить умение образовывать предложно-падежные конструкции существительных относительно прилагательных.

Суп из гороха — гороховый суп.

Пирог из картошки — картофельный пирог.

Компот из вишни — вишнёвый компот.

Сок из моркови — морковный сок.

Котлеты из мяса — мясные котлеты.

«Один, два, много»

Цель игры — научить согласовывать числительные с существительными.

Одно ухо — два уха — много ушей.

Один стул — два стула — много стульев.

Один карандаш — два карандаша — много карандашей.

«Мой, моя, моё»

Цель игры — поупражняться в употреблении притяжательных местоимений.

Мой — рот, нос, глаз, лоб.

Моя — нога, шея, рука, спина.

Моё — колено, плечо, ухо.

Игры на развитие воображения и пополнение словарного запаса

«Кто что умеет делать?»

Что может телевизор?

Телевизор может: сломаться, показывать мультики, включаться, выключаться.

Что может цветок?

Цветок может: цвести, расти, пахнуть, распуститься, завянуть, радовать глаз.

«На что похоже?»

На что похож холодильник? Холодильник похож на прямоугольник, входную дверь.

На что похож зонт? Зонт похож на колокол, шапку, цаплю, потому что он стоит на одной ножке.

Читайте также:  День святого валентина – 14 февраля в 4 классе. сценарий

«Кто где живет?»

Кто живёт в норе? В норе живёт заяц, волк, лиса.

Кто живёт в дупле? В дупле живёт белка.

Кто живёт в улье? В улье живут пчёлы.

«Кто кем (чем) был — кто кем будет?»

Лошадь — жеребёнком, дуб — жёлудем, курица — цыплёнком, цыпленок — яйцом, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой.

Источник: http://www.peremenka31.ru/news/news/logopedicheskie-igry-dlya-detej06441/

Интересные подвижные логопедические игры для детей

Интересные подвижные логопедические игры для детей

Развитие речи важно для любого малыша. Дошкольный период – отличное время для того, чтобы при помощи различных игр помочь ребенку освоить этот важный навык.

Такое времяпровождение нравится детям, оно по-настоящему увлекательно, приносит множество положительных эмоций, расслабляет нервную систему, способствуя интеллектуальному и физическому развитию.

Сегодня мы расскажем вам о том, какие подвижные речевые игры для детей можно проводить с дошкольниками, а также с малышами, имеющими нарушения речевых функций.

Подвижные игры для детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Ведущий берет в руки колокольчик. Задача детей присесть на корточки, когда колокольчик будет звенеть тихо, если же он будет звенеть – громко, карапузы должны встать на цыпочки.

  • «Музыкальные инструменты».

Участники становятся в круг и начинают идти друг за другом. В развлечении используются несколько видов музыкальных инструментов. Ведущий заранее рассказывает детишкам, какие движения они должны выполнить при разных звуках. Например, когда учитель заиграет в дудочку – малыши поднимают руки вверх, если зазвенит колокольчик – участники дотрагиваются мочек своих ушей и т.д.

Ведущий берет 2 мяча разных цветов и кидает какой-нибудь из них любому участнику. Если мяч желтый – малыш, после того, как поймает его, должен назвать любое слово с твердым звуком, если мяч зелёный – слово с мягким звуком. Задачу можно изменять, например, называть слова, начинающие на согласные или на гласные, называть съедобное или несъедобное и т.д.

Участники делятся на команды. Каждая команда становится возле своего стола. Ведущий показывает игрокам картинку с изображением того или иного предмета. Малыши должны собрать при помощи кубиков это слово. Та команда, которая сделает быстрее и правильно будет победителем.

Каждому малышу даётся листок с изображением взрослого животного или его детёныша. Можно использовать вместо картинок маски на голову. По команде ведущего дети должны найти себе пару.

Под звуки музыки малыши танцуют, как только мелодия заканчивается, участники разбегаются в разные стороны. По сигналу учителя, взрослые «животные» ищут своих «детенышей», воспроизводя соответствующие звуки.

«Свинка» делает «хрю-хрю», а поросенок отзывается в ответ «хрю-хрю» и т.д. Участники снова становятся в пару.

Подвижные логопедические игры для детей

  • «Передай мяч – назови слово».

Малыши становятся в круг. По сигналу ведущего передают мяч друг другу, произнося при этом название того или иного животного, или используя слова по предложенной ведущим тематике.

Например, при более усложненной версии необходимо назвать слова антонимы или синонимы, города, предметы быта и т.д. Учитель также может произнести слово, а игрок должен подобрать к нему подходящий по смыслу глагол. Например, «дождь» – «капает», «снег» – идет», «солнце» – «светит» и т. д.

Такие подвижные игры со словами для детей очень полезны как для общего развития, так и для коррекции речевых проблем.

Дети становятся в круг. Водящий прыгает по кругу на одной ноге. Когда малыш останавливается, он тут же называет слово. Тот участник, возле которого вода остановился, должен назвать это же слово, но уже во множественном числе.

Дети образуют две шеренги, которые располагаются напротив друг друга. Каждому малышу выдают картинку с изображением. По команде учителя, дети должны найти себе пару: того участника, у которого название изображения будет созвучным со словом, обозначающим другую картинку. Например, «коза» – «коса», «росы»– «розы», «зуб» – «суп» и т.д.

Карапузы берут по очереди мяч и кидают его на пол, отбивая при этом рукой. Малышу нужно назвать пять слов по теме, которую даст учитель, при этом приговаривать: «я знаю пять женских имен» или «я знаю пять фруктов» и т.д. Важно произносить эти слова, одновременно постукивая по мячу.

Учитель держит обруч, участники становятся на определенное расстояние от него. Их задача по команде ведущего попасть мячом в обруч, при этом назвать прилагательное, которое может характеризовать тот или иной заданный предмет. Например, «снег» – «холодный», «солнце» – «яркое», «подушка» – «мягкая» и т.д.

Подвижные игры на развитие монологической речи

Игроки становятся в круг, начинают водить хоровод, взявшись за руки и дружно произнося стихотворение.

Пока оно звучит, заранее выбранный водящий изображает спящего «кота»: лежит на скамейке, закрыв глаза. Как только стихотворение заканчивается, участники («воробушки» или «мышки») разбегаются в разные стороны.

Задача «кота» поймать любого из них. Как только это произошло, пойманный игрок становится «котом».

Выбирают по считалке воду. Он будет «волком», остальные игроки – «гусями». Вода должен поймать гусей. Тот, кого он догонит, присоединяется к нему и уже вдвоем они «охотятся» за «гусями».

Постепенно количество «волков» увеличивается. Последний «гусь» считается победителем. В этой игре можно использовать различные «кричалки» в стихотворной форме. Регулярное их применение помогает развитию монологической речи.

Не забывайте уделять время своему малышу, отложите свои дела и вместе с ним примите участие в полезной игре. Такое времяпровождение придется крохе по душе, подарит ему море положительных эмоций и новых знаний, а вам поможет расслабиться и немного почувствовать себя ребенком.

Подвижные игры для детей с нарушением речи: полезное видео

Подвижная игра «карусель» способствует развитию речи. Как правильно проводить такое развлечение вы узнаете в следующем видеоуроке:

Вам будет интересно

Советуем прочитать:
Развивающий коврик
Какие игрушки развивают ребенка
Подвижные игры в разное время года

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/podvizhnye-logopedicheskie-igry-dlya-detej.html

Логопедические игры для детей 5-6 лет

Логопедические игры для детей 5-6 лет

Существует множество игр и упражнений, которые ребята выполняют с удовольствием и которые помогают им различить и усвоить понятия «слово» и «звуки». Это, так называемые, логопедические игры.

Сначала нужно объяснить ребёнку, что означает термин «слово». Словом мы обозначаем любые предметы, их признаки и действия.

Вот несколько логопедических игр для детей 5-6 лет, в которых по началу взрослые должны занимать ведущую роль.

Назовите несколько слов. Например: стол, подушка, бегать, жёлтый.

Предложите ребёнку рассказать сколько слов, какие из них обозначают предметы, какие — действия, какие — признак.

Называйте определённые группы слов. Одновременно это будет и упражнение на классификацию.

Посоревнуйтесь — кто больше назовёт слов, обозначающих овощи, одежду, транспорт, действия людей, материал, из которого сделаны окружающие предметы (деревянный, стеклянный и т.д.).

Поищите такие слова среди предметов, которые вас окружают не только дома, но и на улице, в магазине. можно использовать разные старые журналы, вырезая и наклеивая из них картинки.

Затем отметьте то, что некоторые звуки можно потянуть голосом, произнося их отдельно или в словах.

Протяните, пропойте гласные звуки А, У, И, Ы, Э, О.

Проговорите слова, растягивая гласные: МА-А-АК, СО-О-ОК, З-У-У-УБЫ-Ы-Ы, МА-А-АК-А-А-А-РО-О-ОНЫ-Ы-Ы.

Когда малыш будет свободно ориентироваться в этих понятиях, учите его слышать и выделять определённые гласные в слове, указывая их позицию (начало, середину, конец). Начните с гласных звуков А и У, затем переходите к остальным.

Теперь рассмотрите картинки, представленные ниже и предложите ребёнку выполнить следующие задания.

  • Найди длинные слова и самые короткие. Каких из них больше?
  • Какие слова начинаются на гласный звук? В каких из них первый звук одинаковый?
  • Найди, запомни, а затем назови все слова, в которых звук А последний.
  • Найди слово с одним гласным звуком, а затем с двумя, назови их.
  • Сколько на картинке слов со звуком У? В какой он позиции?
  • Найди предметы с одинаковыми признаками, какие они?
  • Что умеет делать стрекоза? Лиса? Утка? Подбери как можно больше слов.

Во время занятий нужно ориентироваться на результаты ответов своего ребёнка. Так вы лучше сможете понять, какие именно виды занятий и игр требуются вашему малышу.

Для развития речи дошкольников также очень полезна артикуляционная гимнастика.

Развивайте детей играючи!

Источник: http://igraemsdetmy.ru/logopedicheskie-igry-dlya-detej-5-6-let/

Универсальная игра: «Слово». Логопедические игры, старший дошкольный возраст

Универсальная игра: «Слово». Логопедические игры, старший дошкольный возраст

Название: Универсальная игра: «Слово»
Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Логопедические, Старший дошкольный возраст
Автор: Лянгузова Ольга Жановна Должность: учитель — логопед Место работы: МКДОУ №18

Месторасположение: г. Миасс, Челябинская область

1 2 34 5 67 8 9

Универсальная игра: «Слово»

Назначение материала: для педагогов ДОУ, работающих с детьми 5- 7 лет.
Оборудование: 2 рабочих поля формата А4, необходимые картинки.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков через формирование и расширение семантических полей слова

Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: Формировать лексико — грамматический строй речи, автоматизировать, дифференцировать звуки на уровне слов, словосочетаний, предложений. Совершенствовать звуковой анализ.

2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать психологическую базу речи (внимание, восприятие различной модальности, памяти, воображения, мышления).

3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать самоконтроль за речью через оральный и акустический самоконтроль.

Ход игры:

Предварительная работа – знакомство с символами и содержанием игр, расположенных на карте.

В данной игре могут быть использованы любые картинки, выбор зависит от целей.

В середину карты верхнего ряда кладем любую картинку, после чего начинаем работу со словом.

Работа со словом может проводиться, как полностью, так и частично (по усмотрению педагога).

Читайте также:  Сценарий ко дню смеха 1 апреля для старших классов

Каждая клетка обозначает символ, какой – либо игры, которая уже знакома ребенку.

Для примера возьмем слово- СЛОН

Символы игр:

Игра «Один – много» развивает умение образовывать существительные во множественном числе Именительном падеже.

(СЛОН – СЛОНЫ)

Игра «Родственники» позволяет развивать умение подбирать родственные слова

(СЛОН-СЛОНЕНОК-СЛОНЫ-СЛОНОВЫЙ-СЛОНИХА-СЛОНОВЩИК)

Игра «Великан – гном» позволяет образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным и увеличительным суффиксом (СЛОНИЩЕ – СЛОН — СЛОНИК)

Игра «Какой? Какая? Какие?» (по внешнему виду, на слух, на ощупь, на вкус) расширяет словарный запас, закрепляет навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

(КРУПНЫЙ, СЕРЫЙ, ГЛАДКИЙ, ГРОМКОГОЛОСЫЙ)

Игра «Составь предложение» развивает навык составления предложения по схеме.

(Около дома слон.)

Игра «Посчитай – ка» закрепляет навык согласования существительных с количественными числительными.

(ОДИН СЛОН, ДВА СЛОНА…ПЯТЬ СЛОНОВ…)

Игра «Назови» совершенствует звуковой анализ.

(ГЛАСНЫЙ — [О], ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ — [С,Л,Н], МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ НЕТ)

Игра «Место звуков» развивает фонематический слух.

( В НАЧАЛЕ СЛОВА — [С], В СЕРЕДИНЕ — [Л,О], В КОНЦЕ — [Н])

Все эти, вместе взятые игры, одновременно с автоматизацией и дифференциацией звуков, оказывают положительное внимание на развитие психических процессов, повышается познавательная активность, а так же уровень логического мышления.

Источник: http://portal2011.com/universalnaya-igra-slovo-logopedicheskie-igry/

Логопедические игры для детей 6-7 лет

Логопедические игры для детей 6-7 лет

Любые отклонения в нормальном произношении звуков могут создать массу неудобств для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Малыш в 6-7 лет сравнивает свою речь с речью других детей, и, если имеются дефекты, он начинает смущаться, замыкается, неохотно идет на контакт.

Это мешает ему нормально строить отношения с ровесниками и обучаться, ведь учеба в начальной школе неразрывно связана с речевыми функциями.

Помочь ребенку преодолеть трудности могут логопед и детский психолог. Многие родители и сами принимают активное участие в коррекции речи ребенка, занимаясь с ним дома. В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических игр для дошколят.

Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.

Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.

Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.

Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.

Оптимальная форма усвоения информации для детей 6-7 лет — игровая форма. В этом возрасте у мальчиков и девочек есть потребность не просто в играх, а в сюжетных и ролевых заданиях, в которых они смогут попробовать себя в разных ролях. Это обязательно нужно учитывать, планируя домашние логопедические занятия.

Проводить их следует ежедневно, уделяя хотя бы 10-15 минут. В идеале стоит заниматься с ребенком трижды в сутки по 10 минут.

В каждое занятие желательно включать такие составляющие:

  • разминка (гимнастика) для речевого аппарата — 3-5 минут;
  • логоритмика (произношение проблемных звуков в стишках и чистоговорках) синхронно с движением, в такт прыжкам или ходьбе — 1-2 минуты;
  • дыхательная гимнастика с произношением проблемных звуков на выдохе (1-2 минуты);
  • стихи и песенки, можно в сочетании с движением, окрашенные эмоционально мимикой и жестами (3-4 минуты);
  • логопедические игры с дидактическим материалом (4 -5 минут);
  • новые упражнения — показ и повтор (2-3 минуты).

Как видите, много времени это не займет.

Артикуляционная гимнастика может стать очень смешным и занятным времяпрепровождением.

Родители могут предложить ребенку высовывать язык как змея, «свешивать» его вниз как уставшая собачка, высунутым языком можно нарисовать в воздухе что-либо, чтобы мама попыталась догадаться, что же чадо изобразило.

Губы складывают в трубочку, изображают слоника и рыбку, растягивают в широкой улыбке, скалят зубки, подобно рассерженному льву.

Такие несложные упражнения хорошо развивают мимические мышцы, мышцы губ, языка, челюсть, а также поднимают настроение и ребенку, и взрослым. Если сопровождать артикуляционную гимнастику забавными звуками, дополняющими изображаемого животного, то веселье для всех обеспечено.

Ценность чистоговорок сложно переоценить. Они не позволяют ребенку пропустить в слове звук, произношение которого дается ему с трудом, заменить его на похожий, но другой звук.

Чистоговорки мамы и папа могут легко сочинить самостоятельно. Для этого в начало и конец рифмованного двустишия или четверостишия включают тот звук или сочетание звуков, с которыми у ребенка и возникают чаще всего проблемы.

Например, у дошкольника с проблемным «Л», произношение будет получаться значительно лучше, если в ритмических занятиях, при ходьбе, прыжках, в танце он будет произносить чистоговорку на этот звук:

Ла-ла-ла зима пришла,

Лапы елок побелила,

Льдом сковала, замела,

Лес околдовала.

С проблемными шипящими ребенку помогут справиться чистоговорки с обилием таких звуков:

Щи-щи-щи иди ищи

Шу-шу-шу пожар тушу

Ча-ча-ча дай калача.

Со звуком Р, которой с большим трудом дается большому количеству дошкольников, можно справиться, если регулярно использовать такие чистоговорки:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра за окном стоит жара,

Ре-ре-ре, ре-ре-ре погуляем во дворе.

При выборе скороговорок тоже следует обращать внимание на звуки и сочетания звуков, которые в них преобладают. Так, всем известная «Саша с сушками» – поможет при дефектах произношения шипящих звуков.

Для тренировки «Р» можно эмоционально рассказывать скороговорку о выдре в гетрах, которая в недрах тундры собирает ядра кедров, или стишок о раке в реке и незадачливом греке.

Для усвоения правильного произношения «Л» можно вспомнить историю об отлитом не по-колоколовски колоколе.

Занятия для дома хорошо дополнят игры с использованием картинок. Они не только помогут развивать речь, но и благотворно скажутся на развитии воображения, умении сочинять и выстраивать рассказы и выражать свои мысли. Для следующих занятий вам понадобится распечатать на обычных листах формата А4 следующие картинки.

Если они черно-белые, можно предварительно их раскрасить вместе с ребенком, ведь рисование, как и письмо, развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речи. Как только картинки готовы, начинаем играть.

Игра для развития произношения шипящих, а также «З» и «С». Снеговик и Снегурочка собираются в путешествие. Им нужно сложить чемоданы. Задача ребенка – отправлять каждому из персонажей кружок из бумаги на наклеенным или нарисованным на ней предметом.

Снегурочка собирает только предметы, в которых звучит «Ш», «Ж», «Щ» и «Ч», а Снеговик — только те кружки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «С», «З».

Для кружков можно использовать следующие слова и изображения — солнце, зонтик, шуба, шапка, щетка, чашка, сарафан, сумка, варежки, шарфик, часы, собачка, чемодан, свитер, замок, зайка и другие.

Для этой игры к картинке девочки-сладкоежки следует нарезать из обычной альбомной бумаги кусочков в форме конфет. На каждую бумажную «сладость» крепится картинка с предметом или животным, в названии которого есть проблемный звук.

Если у ребенка «хромают» Л и Р, то можно наклеить или нарисовать на «конфетках» льва, леденец, рыбу, рака, радугу, листья, лилию, розы, кенгуру, акулу и т. д. Как только малыш правильно произносит звук в слове, нарисованной девочке Зине достается конфетка.

Все дошкольники помнят историю Пятачка, который ходил в гости с воздушными шариками. Если нарезать из бумаги воздушных шариков и на них разместить изображения, в названии которых есть проблемные для ребенка звуки, то можно поиграть в то, сколько шариков сможет собрать Пятачок.

К картинке спящего пони — героя любимого мультфильма современных детей — понадобится нарезать из бумаги небольшие облака. На них следует наклеить изображения разных предметов, зверей, природных явлений.

Чем больше будет таких облаков, тем лучше. В названии картинок должны быть звуки, которые удаются ребенку хуже всего. Слон, тигр, дождь, жаба, волк, яблоко, крокодил, рыбка, мяч — это лишь некоторые варианты.

Сначала ребенку нужно ответить на вопрос, что же приснилось сказочному пони. Для этого он должен каждое слово назвать разборчиво и повторить для закрепления результата.

Потом оставьте несколько «облаков» и попросите малыша придумать сюжет сна. Например, вы оставили тигра, льва, радугу и крокодила. Задача ребенка — сочинить небольшую историю с этими словами. Это может быть история о том, как звери в джунглях впервые увидели радугу.

Родителям стоит знать о следующих моментах:

  • Занимайтесь только тогда, когда ребенок сам настроен на игру. Не стоит принуждать сына или дочь к логопедическим занятиям.
  • Проявляйте больше терпения, приободряйте чадо, не ругайте его не требуйте немедленного правильного произношения.
  • Сочиняйте и придумывайте новые игры по схеме прежних, пусть в ваших играх появятся любимые детские персонажи и герои игр и мультфильмов.
  • Не стоит отчаиваться, если сначала ребенок будет жаловаться на усталость. Постепенно его речевой аппарат окрепнет, и правильное воспроизведение станет нормой, естественным процессом.

Еще одну игру на развитие речи смотрите в следующем видео.

Источник: http://www.o-krohe.ru/logopediya/igry-dlya-detej-6-7-let/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector