Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через внеклассные мероприятия.

Д.С. Лихачев сказал:

«Мы не выживем физически,

если погибнем духовно».

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной.

На значимость данной проблемы указывает создание на государственном уровне документов: Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Они «направлены на формирование у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых немаловажное значение имеют гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите».

Гражданское и патриотическое воспитание не могут рассматриваться отдельно друг от друга, так как воспитывать гражданина страны означает воспитывать патриота.

Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.

Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Формирование гражданских и патриотических качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции — одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем.

Я, Агафонова Валентина Евгеньевна, классный руководитель 11 «а» класса МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н.. В классе 10 человек, 5 мальчиков и 5 девочек. С классом работаю седьмой год.

Хочу поделиться опытом работы классного руководителя в направлении гражданско-патриотического воспитания в классе.

Цель патриотического воспитания:

  • Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.

Задачи:

  • дать представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  • формировать у обучающихся моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение и усвоение норм ценностей, способов поведения;
  • создать условия для формирования у учащихся чувств сопричастности к родному дому, семье;
  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • развивать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны; о традициях и культурном достоянии Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • воспитывать ценностное отношение к семье, к своей малой родине, России, государственной символике, родному языку, народным традициям, к старшему поколению;
  • способствовать воспитанию чувства любви, долга, ответственности, национальной гордости, готовности к защите Отечества.

В нашей школе, носящей имя Героя России Андрея Николаевича Шерстянникова, накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.

У меня нет четко выработанной программы гражданско – патриотического воспитания, но разработанная система мероприятий, в течение 7 лет обучения, была направленна на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, физического и других аспектов воспитания.

Используемые мною формы воспитания, в том числе, и гражданско-патриотического, разнообразны. В своей работе я выделяю несколько направлений:

I направление. Воспитание через систему классных часов.

Классные часы гражданско-патриотической направленности:

  • «Государственные символы России»;
  • «Я – гражданин России»;
  • «Символика России»;
  • «Мои права и обязанности»;
  • «Конвенция о правах ребёнка»;
  • «Устав школы»;
  • «Уроки нравственности»;
  • «Семейные ценности»;
  • Мои «хочу» и мои «могу»;
  • Классный час, посвященный 75-летнему юбилею школы;
  • «Здравствуй юность в сапогах» — «Мой папа – солдат»;
  • «Какой длины полоса у радуги»;
  • Просмотр видеофильмов о войне;
  • «Труженики тыла нашего поселка»;
  • «Славим подвиг русского народа»;
  • «Встреча с Блокадника Ленинграда»;
  • «9 декабря – День героев Отечества»;
  • «Что такое толерантность или Любите себя и других»;
  • «Память Беслана должна жить».

II направление.Участие детей в социально-значимых мероприятиях.

  • Поздравление тружеников тыла с Днем Победы и с днем пожилого человека;
  • Акция «Чистый школьный двор» — 5, 6, 7 класс — 1 место, 8 кл отмечены ценным призом;
  • Проект «Моя семья» 5 кл – 1 место;
  • Подари учебник школе (ежегодно);
  • Посещение выставок (ежегодно);
  • Помоги собраться в школу (ежегодно);
  • Работа в летнем лагере «Допризывников»;
  • Работа над долгосрочным фотопроектом: «Остановись мгновение» по теме: «Песни о школе» и «Что такое красота?»;
  • Конкурс Социальных проектов «В здоровом теле- здоровый дух» — 10 кл 3 место;
  • Торжественная линейка, посвященная памяти Героя России А.Н. Шерстянникова (ежегодно);
  • Конкурс видеозарисовок «Есть такая профессия Родину защищать» 7 кл – 1 место,
  1. кл – 1 место в школе и 1 место в Районе;

  • Районный конкурс компьютерных презентаций «Недаром помнит вся Россия» — 10 кл — 2 место;
  • Конкурс мультимедийных презентаций, посвященных 70-летию снятия блокады Ленинграда 10 кл — призеры;
  • Выпуск газеты «Герои 1812г.» 10 кл — 1 место;
  • Проект «Выпуск боевого листа» — 7 кл — 1 место;
  • Проект «Родители-выпускники школы» — 7 кл — 1 место;
  • Конкурс защита плакатов «Права ребенка в современном мире» 10 кл — 2 место;
  • Участие в феврале в традиционном месячнике военно-патриотической работы (ежегодно).

III направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

  • Краеведческая конференция, посвященная 65-летию Победы – I место;
  • Празднование 65-ой годовщины Дня Победы;
  • Классные праздники, посвященные «Дню Защитника Отечества» — «Хорошо, что у страны, есть такие пацаны» (ежегодно);
  • Фестиваль патриотической песни, посвященный памяти А.Н. Шерстянникова – 10 кл – 3 место;
  • Участие в интеллектуальном клубе «Знатоки»: игра «200 лет Бородинскому сражению» — 1 место, «Славным защитникам Сталинградской битвы посвящается» — 4 место, «Знатоки Сочи» — 3 место;
  • Акция «Помоги ветерану» — благотворительные ярмарки, посвященные дню Победы, ежегодно перечисляем денежные средства в фонд «Победа»;
  • Участие в открытии памятника Усть-Кутянам – участникам 1-й Мировой войны;
  • Всероссийской акции «Георгиевская ленточка – 2012»;
  • Вахта Памяти. Участие в городском празднике 9 мая – «День Победы!» 9, 10 кл;
  • Неоценимая роль в воспитании любви к родной земле, своему краю, уважительного отношения к своим предкам, истории своего села принадлежит школьному музею. Учащиеся класса — активисты школьного музея.

IV направление.Военно-спортивные игры, конкурсы.

  • Раз в два года проводится «Смотр строя и песни» и игра «Зарница», которые оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины: 6 кл и 8 кл – 1 место, 10 кл – 3 место;
  • Различные спортивные соревнования:
  • Президентские соревнования: 7 кл- 2 место, 8 кл – 1 место, 9, 10 кл – 2 место;
  • Кросс «Золотая Осень»: 7 кл – 3 место, 8 кл – 2 место, 9, 10 кл – 2 место;
  • Соревнования по пионерболу: 6 кл – II место, 7 кл – 1 место;
  • «Зимние забавы»: 7 кл – 1 место, 8 кл – 3 место, 10 кл – 3 место;
  • Соревнования по баскетболу: 7 кл- 2 место, 8 кл – 1 место, 9, 10 кл – 2 место, 11 кл – 1 место;
  • Легкоатлетический праздник «День здоровья»: 7 кл – 1 место, 8 кл — II место
  • Школьный туристический слет: 5 кл – 1 место, 7 кл – 1 место; 9 кл – 1 место;
  • Конкурс «А ну-ка мальчики» 5 кл – 1 место,
  • Конкурсная программа «Десантура» — 6 кл — 2 место;
  • «Будущие защитники Отечества» — 7 кл – 3 место, 8 кл – 1 место;
  • Сценка по ЗОЖ «Суд над гиподинамией» 8 кл — 1 место;
  • Районный конкурс наркопостов «МЫ за ЗОЖ» 8 кл — 3 место.

Немаловажная роль в гражданско-патриотическом воспитании отводится классному самоуправлению, нацеленному на развитие гражданской активности, инициативности, оказание помощи и поддержки на этапе становления личности подростков, формирование патриотизма.

Раз в два года в нашей школе проходит «Фестиваль органов классного ученического самоуправления», в 6, 8, 10 классе ребята занимают 1 места.

Выпущены три тома книги «История класса, написанная им самим», в которых отражена вся работа класса за 6 лет, планируется выпуск 4 тома, посвященного 11 классу.

На мой взгляд, ведущую роль в гражданско-патриотическом воспитании занимает семья.

Именно в семье, с того, что окружает ребенка, с того места, где он родился, где живет его семья и начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма.

Читайте также:  Конференция для старшеклассников «парад профессиональных предпочтений»

Поэтому свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями. Именно благодаря семье учащиеся класса принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях школы и Района.

Результатом положительного использования разнообразных форм воспитания, в том числе и гражданско-патриотического, считаю сплоченность классного коллектива, о чем свидетельствуют результаты анкетирования учащихся 11 класса.

Диагностика уровня развития классного коллектива показала:

  1. Уровень развития ученического самоуправления – 27 (высокий уровень)

  2. Взаимоотношения в классном коллективе – 27 ( высокий уровень)

  3. Мотивированность классного коллектива – 24 (средний уровень, ближе к высокому)

Уровень развития классного коллектива определяется суммой всех баллов = 101, что говорит о высоком уровне развития коллектива.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью показала У = 3,01, что свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.

За все годы обучения ни один из учеников класса не был ни нарушителем дисциплины, ни неуспевающим. На протяжении всех лет учебы в школе в классе 100% успеваемость, а половина учащихся класса – учатся на «4» и «5». Это ли не формирование ответственности, нравственных форм поведения, проявление активной гражданской позиции.

По итогам года конкурса «Лучший класс года» коллектив занимает призовые места:

  • 7 класс – победитель конкурса, премия 3000 рублей,
  • 8 класс – призер. Самый спортивный класс. Премия 500 рублей и торт,
  • 9 класс – призер. Самый активный класс, премия 500 рублей,
  • 10 класс – призер, премия 500 рублей.

Таким образом, в процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства.

В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны.

А целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/grazhdanskopatriotichieskoievospitaniieuchashchikhsiachieriezvnieklassnyiemieropriiatiia

Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание

Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

(В. Г. Белинский)

   В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.

Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

 Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Чувство патриотизма у юного гражданина — это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

   Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  •  повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  •  развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • формирование у учащихся ответственности, гражданской  активности, стремления к самореализации;
  •  воспитание толерантности;
  • формирование чувства гражданского долга;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

   Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

   Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

  • Духовно — нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко — культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  • Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно — патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно — патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

   Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

  • в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
  • развивается музейная работа;
  • развивается школьное ученическое самоуправление;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

    Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

    В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

   Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком­петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.

   На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис­ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

  • Тематические классные часы;
  •  Ведение курса обществознания;
  •  Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
  • Кружковая работа;
  • Проведение общешкольных мероприятий;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Экскурсии по городам России;
  • Военно-спортивная игра «Зарница»;
  • Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.                                          
Читайте также:  Праздник осени в детском саду. сценарии. средняя группа

Источник: https://dmouvn.edumsko.ru/activity/vospitanie

Гражданское образование в школе, особенности формирования гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе

Гражданское образование в школе, особенности формирования гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе

Колесникова Татьяна Борисовна,
учитель истории
МОУ «Любинская СОШ №3»   

Мысль, поступок, характер, судьба, мечта  – это ступеньки, по которым идет каждый. Только о чем будет думать будущее поколение? Что чувствовать, как  поступать, каковы его ценности, отношение  к своей стране? Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час. Позиция каждого – не сиюминутное настроение и мнение.

Это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека. Главной целью гражданского воспитания в современном демократическом государстве  является формирование личностной позиции в системе общественных отношений.

Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.

Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с  формированием у них основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание.

В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края. Гражданское образование в общеобразовательной школе проходит через все  три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.

Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Вторая ступень (основная школа)  продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.

На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются знания в процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.

Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира. В школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, и в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественного циклов.

Интегрированный характер курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщённые знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям, об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре).

Этот курс помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с  социальной и природной средой. На уроках обществознания подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, потребителя, собственника, и т.д.).

На основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. В процессе изучения обществознания школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране. Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществознания учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности, условиях становления различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости. Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о её национальной культуре и вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих данную страну.

Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, познакомиться с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом, что способствует взаимопониманию между народами, толерантности.

Предметы естественного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; формируют у учащихся чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Внеурочная деятельность выступает фактором воспитания гражданственности и патриотизма. Она дает возможность сформировать гражданскую идеологию, мировоззрение.

Всероссийские олимпиады, краеведческие музеи, интеллектуальные конкурсы, сотрудничество с Советом ветеранов,  воспитывают такие качества как духовность, бережное отношение к традициям, к культуре и истории своего народа, общественную активность.

Большое значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.

Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.

Воспитательный потенциал содержания гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости всё-таки недостаточен для формирования социально-активной, компетентной личности.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является  его активная социально-психологическая адаптация.

Общепризнанно, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует  в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук.

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в неурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам.

Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей. Социальное проектирование не имеет жёсткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, и, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

Гражданская ответственность – высшее достоинство человека, и формирование ее – трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе.  Решение проблемы возможно лишь общими усилиями семьи, школы, общественных организаций — всего социума.

  Достойная жизнь возможна только в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят , которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах  и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.  

Источник: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1089

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Нестерова Н. Н. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3701/ (дата обращения: 02.05.2018).

Читайте также:  Внеклассное мероприятие в начальной школе. литературно-музыкальная зарисовка по мотивам рассказа боднарука

Статья посвящена формированию гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы. Целью настоящей статьи является акцентирование внимания вопросам становления патриотизма и духовно-нравственного потенциала учащихся в школе.

Учитель — непосредственный проводник знаний, умений, навыков направляющая сила развития подрастающего поколения, призванный научить и воспитать ребёнка социально адаптированного и социально ориентированного.

Именно поэтому роль учителя истории, воспитывающего детей на ярких примерах мировой и отечественной истории особенно важна.

Надо не только дать сумму необходимых знаний, но и научить рассуждать, делать сознательный, обдуманный выбор, руководствуясь не только личными интересами, но и интересами окружающих, близких людей.

Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис духовных ценностей. Массовая техногенная цивилизация обезличивает как формы социальной жизни, так и самого человека. Жизнь человека утрачивает подлинное духовное содержание.

Он все более отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской.

Если прежде традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской принадлежности, «охраняла» человека, давала ему уверенность и надежду, то нестабильность современной жизни, изменчивость бытия рождает в нем чувство неуверенности, беспокойства и зачастую даже страха.

В этих условиях осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиска собственной идентичности, одной из главных форм которой является национальная и гражданская идентичность, анализ духовного развития как фактора формирования национальной и гражданской идентичности является актуальной теоретико-исследовательской и социально-практической задачей.

В эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в России за последние два десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе и учащейся молодежи является патриотизм.

Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования при защите Отечества [2].

Любовь к Отечеству включает в себя чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума.

Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине.

Выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. При этом острота проблемы заключается в том, что социальное и духовное состояние молодёжи, имеет нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться.

В настоящее время над многими духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Отчасти это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир.

Социальное и политическое становление учащихся в условиях преобразования российского общества в России тесно связано с патриотическим воспитанием. Для проведения исследования был избран 6 «А» класс МБОУ «СОШ № 34 с уиоп» г. Старый Оскол. Диагностика по методике Степанова П. В., Д. В. Григорьева, И. В.

Кулешовой «Личностный рост школьников» позволила ближе узнать внутреннее состояние ребят, на какие ценности они ориентируются, какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе сложились у них на данный момент.

Полученные данные обнаружили тревожную тенденцию: у подростков нет достаточного понимания собственной принадлежности к великой нации, к великому народу, нет собственного ощущения гражданами своего государства — 17 %. Диагностика показала, что значительное число обучающихся -25 %, не имеют четкого представления о патриотизме в обществе.

Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что уровень гражданственности и патриотизма у подростков в целом невысок.

Поиск средств решения этой проблемы привел к необходимости формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма на уроках обществоведческих дисциплин, что в современных условиях необходимо для компетентности и заинтересованности школьников.

Одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание.

Государственный патриотизм — это высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством [1].

Основными характеристиками государственного патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах.

В рамках государственного патриотизма следует выделить направление гражданско-патриотического воспитания, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Основным руководящим документом является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического воспитания во всей системе воспитательной работы в стране. Следует отметить, что годы обучения в школе — это время, гражданского, нравственного и профессионального становления человека.

Обществоведческие дисциплины выступают средством не только формирования знаний учащихся, но и духовного богатства личности.

В силу своей специфики история, обществознание и уроки православной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, поэтому их можно рассматривать в качестве одного из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как духовность, гражданственность и патриотизм.

Деятельность учащихся на уроках обществоведческих дисциплин следует рассматривать как сложное нравственно-духовное явление, не сводимое только к учебной деятельности.

Сущность процесса воспитания гражданской позиции личности в условиях социума учащихся требует новых положений, подходов и разработки педагогической технологии её реализации.

С учетом содержания Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» для становления духовно развитой личности учащихся в процессе занятий историей, обществознанием усилия педагога должны быть направлены:

  • на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему народу);

  • на национально-государственные ценности с опорой на национальные, традиции, сложившиеся на протяжении веков, способствующих объединению России, обеспечению безопасности народа и государства;

  • на историческую роль развития знания прошлого своей страны, народа;

  • на воспитание выполнения гражданских, профессиональных обязанностей, в содержание которых входит патриотическое воспитание;

  • на использование личностных ценностей, патриотического долга служения Отечеству, народу, готовность выступить на защиту интересов России [3].

Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга. В связи с этим необходима целенаправленная разработка научно- педагогических основ технологий патриотического воспитания в образовательном и воспитательном пространстве образовательных учреждений разного типа.

Формы патриотического воспитания разнообразны и многочисленны, условно эти формы разделяет на три группы.

  • Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных занятий.

  • Культурно-досуговая работа (посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки).

  • Формы, связанные с участием в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др.

Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед, исторических лекториев и чтений, вечеров встреч с героями боевых действий, просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач по военно-патриотической тематике, экскурсий по местам боевой и трудовой славы.

Мониторинг уровня познавательной активности обучающихся, мотивации к изучению отечественной истории в исследуемом классе показал следующее:

2011–2012 учебный год (%)

2012–2013 учебный год

Средний уровень

47

76

Высокий уровень

53

92

Система патриотического воспитания должна тесно сотрудничать с общественными организациями, религиозными объединениями, клубами, деятельность которых направлена на содействие формированию личности гражданина и защитника Отечества.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

Школа — обязательная ступень в жизни каждого человека и любого поколения, его пути к совершенству.

Литература:

  1. Калюжный А. С. Общее содержание воспитания военнослужащих: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НГТУ, 2004. — 38 с.

  2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. — сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации — www.vestnik.edu.ru/proect.html

  3. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» — http://www.referent.ru

  4. http://aisorgsu.ru

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3701/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector