Методическая разработка учебного занятия по математике «логарифм числа и его свойства» с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка учебного занятия по математике «Логарифм числа и его свойства» с применением технологии проблемного обучения

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место не предметный, а личностный результат.

На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства и инструменты их самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат.

Для учителя работа по федеральным государственным образовательным стандартам — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.

Для учеников это — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения.

Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнёрские отношения между учителем и ребенком.

Формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию; научить его искать, думать, творить, делать — именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС.

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту задачу с помощью технологии проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением [3] понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основывается на творческих положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи [3], который считал, что ребенок повторяет в своем познании путь человечества. Он усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

Для создания проблемных ситуаций учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения [2]:

                    сталкивает противоречия в практической деятельности;

                    излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

                    предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с точки зрения юриста, финансиста, педагога);

                    побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

                    ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

                    определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

                    предлагает ставить проблемные задачи (например, с недостаточным или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченными временами решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы [1]:

                    отбор самых актуальных, сущностных задач;

                    определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

                    построение оптимальной системы проблемного обучения;

                    создание учебных и методических пособий и руководств;

                    личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

В сущности, не только каждая текстовая задача, но и много других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

Содержание проблемного обучения представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения у учащихся развиваются творческие способности, воображение, формируется познавательная мотивация.

В практике работы использую самые различные методы, приемы и средства проблемного обучения, которые различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при решении учебных проблем.

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки

Решаю быстро уравнение:

(3х + 7) × 2–3 = 17

х = 0

При проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.

Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий

Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

Задачи снесформулированным вопросом.

Шоколад стоит 45 руб., коробка конфет 230 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи;

Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному

Вычисляем: (3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25

Попробуйте сосчитать по другому: (3 + 4)² =7² = 49

Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты? (3+4)² ≠3²+4²

Задачи снедостающими данными.

Учащимся ставятся вопросы: почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу можно будет точно решить.

Поезд состоит из цистерн, товарных вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем товарных вагонов и платформ? (Неизвестно их общее число).

Задачи сизлишними данными.

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

Задачи сизмененными данными

У мальчика было несколько рублей. Когда ему дали еще 14 рублей, то он на все деньги купил 4 карандаша, заплатив за каждый вдвое больше того, что он имел прежде. (На свои прежние деньги он не мог купить и одного карандаша). Сколько денег было у мальчика до получения 14 рублей?

Задачи снесколькими решениями.

Задачи, которые могут быть решены различными способами. Эти задачи направлены не формирование способности переключения внимания от одной операции к другой, от одного способа к другому.

  1.                В кинотеатре число мест в ряду на 8 больше числа рядов. Сколько рядов в кинотеатре, если всего в нем имеется 884 места?
  2.                Послан человек из Москвы в Вологду и велено ему проходить всякий день по 40 верст. На следующий день вслед ему был послан другой человек и велено ему проходить по 45 верст в день. Через сколько дней второй догонит первого?

Приём «Столкновение мнений».

Сколько нужно купить ленты, если на отделку юбки необходимо 13,5 метра, а для пояса — 1,83 метра ленты? Предлагают варианты ответов, среди них есть как верный, так и неверные.

Задаю вопросы: Задание было одно? А какие получились ответы? Как вы думаете: почему? Какова же цель нашей работы на уроке?

Ситуация предположения

В каком треугольнике сумма внутренних углов больше — в остроугольном или тупоугольном? (Выдвигается предположение, проверяемое на практике).

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Использование технологии проблемного обучения требует от меня значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть.

Проблемное обучение приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение.

Проблемное обучение является одним из средств формирования универсальных учебных действий, что позволяет достичь метапредметных результатов; именно это важно сегодня, когда от современного выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность находить и применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно [1].

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность.

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью.

Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

Я стараюсь строить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определённых ФГОС, сохраняя и укрепляя при этом своё здоровье и достигая личностных, метапредметных и предметных результатов.

Я считаю, что использование технологии проблемного обучения позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении математики и формировании универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература:

  1.                Карелина Т. М. Методы проблемного обучения / Т. М. Карелина // Математика в школе. — 2000. — № 5. — С. 31–32.
  2.                Кульневич С. В. Современный урок. Ч.III. Проблемные уроки: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. — Ростов — н/Д.: Учитель, 2006. — 288 с.
  3.                Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 392 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемного обучения, универсальных учебных действий, проблемных ситуаций, Создание проблемных ситуаций, технологии проблемного обучения, учебных действий учащихся, Технологии проблемного обучения, реализации ФГОС, формирования универсальных учебных, уроках математики, технология проблемного обучения, и средства проблемного обучения, проблемных ситуаций и активную, Содержание проблемного обучения, проблемных ситуаций учитель, Проблемное обучение, с помощью технологии проблемного, товарных вагонов и платформ, в условиях реализации ФГОС, ящика яблок.

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/19/573/

Проектирование учебного занятия на компетентностной основе — Технология проблемного обучения

Проектирование учебного занятия на компетентностной основе - Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения.

Этапы технологии проблемного обучения:

1.Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.

Читайте также:  Интеллектуальный конкурс для 6 класса «юный филолог»

2.Поиск решения проблемы:

— через диалог;

— выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение  контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера:

— поставь проблемный вопрос;

— выдвини гипотезу;

— докажи.

Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:

Проблемная ситуация.

Формулировка проблемы.

Выдвижение гипотез.

Доказательство или опровержение гипотез.

Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).

Воспроизведение нового материала (выражение решения).

Рассмотрим каждый этап проблемного урока.

I. Проблемная ситуация.

Условия создания проблемной ситуации. 2 типа проблемных ситуаций:

-С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же

задания).

-С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым

ребята не могут справиться).

Способы создания проблемной ситуации:

-При   столкновении   учащихся      с   жизненными   явлениями,   фактами,

требующими теоретического объяснения (проблемная ситуация возникает, когда   учитель    преднамеренно   сталкивает   жизненные   представления учащихся с фактами, для объяснения которых у них не хватает опыта, знаний).

-При организации практической работы учащихся.

-При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению.

-При исследовательских заданиях.

Приемы создания проблемной ситуации.

          1.Непреднамеренный — ошибка ученика.

           2.Преднамеренный — проблемный вопрос «Можно ли…

»; ложное умозаключение — учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?»; аналогии (Например,  образуй  новое  слово  из  слов  «рыбак»  и «ловить», используй образец:  сам  летает – самолет); использование противоречивых сведений (Например, «Выбери правильный ответ: Имя существительное … а)Обозначает предмет или его признак. Б) Отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?» в)Обозначает предмет или явления природы, отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?»)

3.Вопросы для осознания противоречия:

Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?

Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?

Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

II) Формулировка учебной проблемы:

Проблема может быть озвучена, как:

-Тема урока («Крестьянская война..»).

-Вопрос, ответом на который и будет новое знание (Почему восстание произошло в эпоху Екатерины ІІ, просвещенной императрицы?)

Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может использовать два вида диалога:

-Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).

-Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).

III) При выдвижении гипотез

Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:

-Давайте предположим…

-В какой последовательности будете решать проблему…

-Выскажите свою точку зрения

-Какие есть догадки, предположения.

Если ученики не выдвинули своих гипотез, то учитель предлагает свои (среди них сознательно могут быть ошибочные).

IV) При доказательстве или опровержении гипотез.

Приемы:

-Наблюдение и анализ.

-Сравнение, выделение общих признаков.

-Отбор методом исключения («Это не подходит, так как…»).

-Сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез,  их доказательств и опровержения  у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как:

-умение ставить цель;

-находить и формулировать противоречия;

-выдвигать и обосновывать гипотезы;

-спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других;

-составлять план решения или выполнения задания;

-проверять и оценивать свои действия.

V) Проверка правильности решений.

Приёмы:

1.Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.

2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

VI)   Воспроизведение знаний.

Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:

-углубляет понимание нового материала;

-способствует формированию наглядно-образного мышления;

-развивает активную речь, творческие способности.

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

-на формулирование (темы, вопросов по теме);

-опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

Успех проблемного урока зависит от:

Осознания учебной задачи учащимися.

Четкой формулировки проблемы.

Знания детьми опорного материала.

Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы.

Педагогическая технология  проблемного диалога

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы сами или с помощью учителя. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески.

На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.

На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е.

сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания.

При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

Классификация методов обучения                                        Таблица 1

постановка учебной проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

сообщение темы с мотивирующим приёмом

побуждающий к гипотезам диалог

подводящий диалог от проблемы

подводящий диалог без проблемы

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст  диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.

Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог   (Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Таблица 2

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение

к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили? — Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ    (Таблица 1)

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

      Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.

Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО.

В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

  Заключение.

Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

Читайте также:  Правила поведения за столом для школьников

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             

Проблемное обучение

• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/1124/lesson

Применение технологии проблемного обучения

Применение технологии проблемного обучения

На данный момент миру необходимы педагоги, которые способны развивать у учеников высокого уровня мотивацию к обучению, познавательные интересы, приводящие к развитию творческих способностей.

Поэтому перед учителями встала задача найти ту или иную технологию, которая помогла бы ученикам активно участвовать в образовательной деятельности и учиться самостоятельно решать сложные и неотложные проблемы.

Такой технологией можно назвать проблемное обучение.

Для начала, нужно выяснить, что такое проблемное обучение. По Г.К.

Селевко проблемное обучение — это такая «организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология основывается на правильной постановке проблемных ситуаций в той или иной сфере у детей.» [2, с. 193]. Такое обучение целесообразно применять когда выполняются следующие условия:

-содержание учебного материала соответствует поставленным целям и задачам урока для формирования знаний, умений и навыков;

-у учителя есть много свободного времени на разрешения проблемных ситуаций, т.к. это требует большого затрата времени;

-ученики достаточно подготовлены к проблемному изучению темы, творчески подходить к решению поставленных перед ними задач, умеют достаточно широко мыслить в какой- либо сфере деятельности.

Проблемный урок отличается от других уроков тем, что сама структура урока и построена на проблемной ситуации:

-создание проблемных ситуаций;

-постановка учебной задачи;

-поиск решения;

-выражение решения в более доступной форме;

-реализация продукта.

Исходя из данной структуры урока, можно сделать вывод, что ключевым понятием является проблемная ситуация. По определению А.М.

Матюшкина, «проблемная ситуация — это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия» [1, с.135].

Проблемная ситуация должна создаваться с учетом объективных, существенных для учащихся конфликтов. Только так она является сильнейшей основой мотивации познавательной деятельности школьников, активизирует их мышление, подталкивает на поиск ранее не знакомого. Это положение имеет базисное значение для применения проблемного обучения.

Также, существует несколько методических приемов для их успешного создания:

-учитель подводит детей к противоречию, тем самым предлагая им решить задачу самостоятельно;

-показывает детям, что по данному вопросу существуют различные точки зрения;

-предлагает детям посмотреть на данную проблему с различных сторон (например, юриста, учителя и т.д.);

-проводит с ними беседу, помогая им самим делать какие-либо выводы;

-личностный подход к каждому ученику;

-создание методических пособий и руководств;

-определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы.

При создании проблемы существенно необходимо ее решение. Для большей четкости оно выполняется в несколько этапов:

1) Осознание проблемы в учебной среде — зависит от построения данной проблемы. В этом случае учащиеся разграничивают для себя понимание между уже изученным и еще неизвестным, ставят главный конкретный вопрос проблемной ситуации, после чего приступают к выбору ее решения.

2) Планирование исследовательских действий — предполагает выработку гипотезы и ее решение. Данный этап позволяет детям уметь логически мыслить, приходить к какому-либо выводу. Основой является уже изученный материал, личный опыт и т.д.

3) Проверка произведенного решения — завершающий этап решения проблемной ситуации. Он включает оценивание гипотезы, проверку подлинности своего предположения и анализ полученных результатов. Если проверка прошла успешно, то на этом решение проблемы заканчивается. Если же полученные результаты не соотносимы, то вносятся определенные коррективы, выдвигается новая гипотеза и ее решение.

Именно проблемные ситуации дают возможность создать такую логику объяснения нового материала, которая отражает логику соответствующей науки, дидактически преломленную применительно к уровню мышления учащихся определенного возраста.

Правильная логика объяснения нового материала, отражающая логику науки, способствует тому, что одна ситуация переходит в другую естественным путем, на основе взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и явлений.

Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации.

Использовать технологию проблемного обучения возможно для детей в сфере исследования, т.к. это способствует становлению и развитию его личностных качеств. Существует несколько методов организации процесса такого типа обучения:

-Метод монологического изложения — данный метод в процессе урока не активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. учитель сам передает детям необходимую информацию, не требуя ответа на поставленный вопрос.

Таким образом, помогает шире развить кругозор по данному учебному материалу.

По этому методу проблемные ситуации, как правило, не ставятся, но в случае их возникновения на поставленный вопрос «Почему так?» педагог не требует ответа, а сразу излагает необходимый фактический материал. Поэтому роль ученика на таком уроке пассивна.

-Рассуждающий метод- во время использования данного метода обучения учитель помогает ученикам с помощью примеров, сопоставления фактов мыслить и более ясно понять преподнесенную информацию.

Также учитель дает возможность детям посмотреть на данную ситуацию с разных сторон, предоставляя им различные доказательства этих проблем.

Основой для данного метода будет являться объяснение учебного материала.

-Диалогический метод – преподаватель, приводя наводящие вопросы, помогает ученикам самостоятельно находить выход из данной ситуации посредством беседы.

-Эвристический метод — этот метод похож по своей структуре с диалогическим методом, т.к. главным звеном является беседа, но отличается тем, что открытие новых знаний осуществляется учащимися под руководством преподавателя.

-Исследовательский метод — его суть состоит в том, что преподаватель конструирует и адаптирует проблему, таким образом, дает возможность ученикам самостоятельно понять и найти ее решение.

-Метод программированных заданий — предполагает постановку программированных заданий, в содержание которых включен изучаемый материал в виде вопросов и различных задач.

Учебный процесс в ходе проблемного обучения предполагаем анализ цели, выделение первостепенного, важного, оценка первичных данных задачи, установления отношения между элементами, условиями и требованиями задачи.

Технология проблемного обучения, поистине, наиболее полно обеспечивает весь период учебной и внеклассной творческой деятельности, продуктивно совершенствует творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное овладение знаниями, воспитывает деятельную личность, т.е. осуществляет социальный заказ – формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:

-развивать мышление и способности учеников, развивать творческие умения;

-обучающиеся усваивают знания, умения, приобретенные в ходе динамичного поиска и самостоятельного решения проблем, в итоге эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

-воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать неординарные проблемы.

Проблемные уроки очень результативны и детям приходятся по нраву.

Поэтому на этом этапе эволюции человека, обучение должно быть проблемным, поскольку оно формирует творческую личность, которая способна логически мыслить, находить разрешение различных трудностей, способную к высокому самоанализу, совершенствованию, самокоррекции. В дальнейшей жизни, такая личность будет лучше приспособлена к стрессовым ситуациям.

Вследствие чего допустимо вести по такой структуре занятия по любым предметам.

Несомненно, работа кропотливая, поскольку к каждому уроку нужно сочетать обязательные и достаточные упражнения для актуализирования знаний и формирования проблемной ситуации, рассчитывать постановку проблемы и выбор способов её решения сообразно с принципом рациональности.  Обучаясь по данной технологии, у учеников возникает уверенность в своих силах и знаниях.

Список литературы:

  1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: учеб. пособие. М.: Педагогика 1972. – 208 с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xlii/53033

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы.

Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают совершенно иной подход к организации процесса обучения – системно- деятельностный .

Он задает другой подход к уроку, утверждает другие ценности: урок в частности и обучение в целом оцениваются с точки зрения деятельности каждого ученика, учитель же в этих условиях становится организатором процесса получения знаний, а не источником информации.

Формирование метапредметных и личностных результатов предполагает активное включение учащихся в процесс обучения. Технология проблемного обучения становится педагогическим инструментом решения этой задачи.

Главная цель учителя: создание условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям и относится технология проблемного обучения.

Читайте также:  Интеллектуальная игра для 6 класса на тему «москва»

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:

– оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;

– отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;

– учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;

– личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников.

Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Источник: https://pedportal.net/starshie-klassy/algebra/obobschenie-opyta-raboty-po-metodicheskoy-teme-laquo-tehnologiya-problemnogo-obucheniya-na-urokah-matematiki-raquo-984039

Проблемное обучение на уроках математики

Проблемное обучение на уроках математики

Пластун Сергей Владимирович,

ГУ «Основная общеобразовательная школа №21 отдела образования Акимата г. Костаная»

учитель математики

Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез , обучающийся,, без коллективного обсуждения проблемы. Я считаю, если обучающийся научатся решать проблемы на занятиях, то смогут их решить и в практической жизни (идёт работа над формированием ключевых компетенций).

Актуальность использования технологии проблемно – диалогического

обучения обусловлена тем, что в современных условиях обостряются

противоречия:

-обучающийся, имеют прочные знания, но применить их не могут.

— обучающийся, общительны, а речь развита плохо.

Данная технология учит обучающийся, не сидеть сложа руки, не быть пассивным

слушателем, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень

важные качества: умения слушать других и высказывать свои мнения,

версии, формулировать тему занятия, проговаривать алгоритм действий,

терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы, для решения которых он должен быть интеллектуально развит. Развитие интеллектуальных способностей – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения. Успех развития этих способностей достигается главным образом на занятие, когда педагог остается один на один со своими воспитанниками.

И от умения преподавателя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса обучающийся, к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что без проблемного обучения невозможно развитие интеллектуальных способностей.

Изучая работы учёных о проблемном обучении, мы сделали вывод, что это не новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным. Серьёзно этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер.

Исследования в этой области ведутся и сейчас другими представителями педагогической науки: Г.К.Селевко, Е.Л.Мельниковой.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению:

-Д.В.Вилькеев под проблемным обучением понимает такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

-Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что «обучающийся, под руководством преподавателя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе,соответствующей образовательно-воспитатальным целям учебного заведения».

-Г.К.

Селевко считает,что «это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность , по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных-способностей».Е.Л.Мельникова говорит, что «проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества:

1. Постановка проблемы. 2.Поиск решения. 3. Выражение решения. 4.Реализация продукта и его оценивание.

Она выделяет четыре уровня проблемного обучения:

1. Преподаватель , сам решает проблему при активном слушании и обсуждении обучающимися,.

2. Преподаватель , ставит проблему, самостоятельно или под руководством преподавателя решают её (побуждающий диалог).

3. Обучающийся, ставят проблему, преподаватель , помогает её решить (подводящий диалог).

4. Обучающийся сами ставят проблему и сами её решают.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, а мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека. Мне близки больше взгляды Е.Л.Мельниковой и Г.К.Селевко. В использовании технологии проблемного обучения мною используются для решения поставленной на занятиях, проблемы пять «шагов».

Первый шаг — диагностика степени сформированности мыслительных процессов. Начальные результаты диагностики (классификации, анализа, синтеза, сравнения) первокурссников помогают выявить, какую систему заданий необходимо подготовить для обучающийся, на урок для успешного решения проблемы. По окончании каждого года обучения- повторная диагностика и отслеживание динамики изменений.

Второй шаг — вариативность постановки проблемных вопросов, задач и ситуаций на этапе постановки проблемы урока «открытия нового знания» в технологии проблемно – диалогического обучения с использованием заданий на развитие мыслительных операций.

Урок математики на 1-курсе теме: « Тригонометрческие уравнения».

-Задание №3: найти Х .

(обучающийся, затрудняются ответить на вопрос.)

-Что же нам делать?

-Как узнать?

Урок математики на 1-курсе по теме ПЕРВООБРАЗНАЯ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ. СВОЙСТВА НЕОПРЕДЕЛЕННОГО ИНТЕГРАЛА».

Проблемное изложение

Проблемно – поисковые технологии обучения Преподаватель : Возможно ли решить задачи № 3 и 4 используя

имеющиеся у нас средства ?

( Создание проблемной ситуации ).

Предположения обучающихся :

— Для решения этой задачи необходимо ввести операцию,

обратную дифференцированию.

— Операция дифференцирования сопоставляет заданной

функции F (x ) ее производную.

F (x) = f (x).

Третий шаг –поиск решения проблемы осуществляем с помощью

выдвижения гипотез с использованием двух видов диалога: побуждающего и подводящего. Побуждающий диалог –это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е помогает сформулировать учебную задачу, а подводящий диалог можно сравнить с локомотивом, движущимся к новому знанию, способу действия.

Четвёртый шаг— обучающийся, формулируют тему урока, а показывают своё «открытие» и оценивают его, делая пятый шаг. Анализируют ребята свою работу, используя шесть шляп «мышления» Эдварда де Боно, определяя, как шло решение проблемы на занятиях и какую проблему предстоит решить на следующем занятии.

По результатам проделанной работы мы выделяем следующие преимущества проблемного обучения: это, во- первых, наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности обучающийся; во-вторых, развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.

Кроме того проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, благодаря «эффекту неоконченного действия» (Б.В.Зейгарник). Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше: «между началом действия и ожидаемым результатом сохраняется актуальная связь, и нас мучит недоделанное, помнится недовведенное до конца».

Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока её не решит. Именно за счёт этой незавершённости и формируются УУД и интеллектуальный потенциал личности.

К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у обучающихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.

На мой взгляд, зная уровень интеллектуального развития обучающихся своей группы и работая в системе, этих трудностей можно избежать.

Основными параметрами результативности проблемного обучения в колледже являются:

— качество знаний и успешность обучения обучающихся;

-устойчивый познавательный интерес обучающихся к предметам и качественная динамика учебной мотивации деятельности:

а) наличие у обучающихся , положительного мотива к деятельности («Хочу разобраться, хочу понять…),

б) наличие у обучающихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

(» Испытываю радость, удовольствие от работы,…»)

в) переживание обучающимися субъективного открытия:

(«Я сам получил этот результат, я сам сделал «открытие»,…»),

г) осознание обучающимися, усвоения нового как личностной ценности;

(«Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны…»).

Проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т.е. выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда. Если к проблеме правильно подойти, то переступить через неё будет гораздо легче. По — моему мнению, данная технология поможет успешной реализации стандартов второго поколения.

Источник: https://urokimatematiki.ru/problemnoe-obuchenie-na-urokah-matematiki-4421.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector