Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями.

В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская.

Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему семейного неблагополучия [21, с. 203].

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую (рисунок 1.1) [25, с. 202].

Социально – педагогическая помощь

Рисунок 1.1–Модель работы социального педагога с неблагополучной семьей

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя два компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.Поддержканаправлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания.

К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях [26, с. 106]:

Советник информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям

Социально-педагогическая работа с семьей требует знания и учета особенностей каждой конкретной семьи, которые можно определить при консультировании обратившихся родителей или учащегося. Задачи консультационной работы с семьей следующие [10, с. 69]:

¾ согласование мер воспитательного воздействия на учащегося;

¾ оказание психолого-педагогической помощи родителям;

¾ повышение педагогической и общей культуры родителей;

¾ формирование общественной активности родителей.

Работа с семьей в условиях учреждения, обеспечивающего получение образования, стро­ится на основе запроса и по личной инициативе социального педагога.

Как правило, запрос исходит от [7, с. 8]: родителей (либо лиц их заменяющих), администрации учреждения образования, куратора учебной группы, мастера производственного обучения, инспектора по делам несовершеннолетних, самого учащегося.

В формировании запроса важную роль играет осведомленность заинтересованных лиц об услугах, которые может оказать социальный педагог.

Основанием к работе с учащимися по личной инициативе социального педагога являются сведения из социальных паспортов учебных групп.

Особое внимание на начальном этапе работы необходимо уделить актуализации собственной деятельности, выступая на родительских собраниях, педагогических советах, в учебных группах.

У родителей и учащихся необходимо сформировать представление о том, что они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь специалиста.

Работа с семьей наиболее эффективна, если она ориентирована на потребности конкретных родителей, направлена на решение проблем конкретных учащихся. Поэтому в начале учебного года целесообразно выяснить [5, с. 91]:

¾ какие проблемы у обучающихся в общении с родителями;

¾ в какой помощи нуждаются сами родители.

Для этого необходимо подготовить анкеты для учащихся и родителей, провести диагностический опрос. На основе полученной информации можно планировать свою работу. Социально-педагогическая работа с семьей может строиться на основании кризисной и проблемно-ориенти­рованной моделей взаимодействия.

Кризисная модель взаимодействия предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменением в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Такими событиями могут быть: развод родителей, тяжелая болезнь одного из членов семьи, потеря трудоспособности или работы одним из родителей, лишение свободы одного из родителей, появление новых членов семьи (отчим, мачеха, другой ребенок), смерть родственников.

Кризисная ситуация требует быстрого реагирования, фокусировки внимания на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. Используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.

Усилия социального педагога должны быть направлены на оказание непосредственной эмоциональной поддержки для смягчения воздействия стрессового события и мобилизации сил семьи на преодоление кризиса. Помощь в данной ситуации должна быть комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий.

Можно привлечь и членов семьи, и неформальные группы поддержки, и специализированные учреждения (социальные службы, реабилитационные центры, центры психологической помощи), чье внимание необходимо направить на проблемы и нужды семьи.

Важно помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, чтобы занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредоточить усилия на поиске адекватных способов выхода из кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение определенных практических задач. Работа с конкретной семьей необходима в том случае, если есть проблема, связанная с особенностями воспитания в этой семье. К таким проблемам относится: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и т. д.

Согласно этой модели социальный педагог концентрирует усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Эта модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить самостоятельно. Следовательно, задача социального педагога – создать необходимые для этого условия. Внимание сосредоточивается на ситуации, создавшей проблему.

Совместно с родителями и учащимся формулируются конкретные осуществимые цели, определяются препятствия, которые могут помешать их достижению и средства, способствующие их реализации.

Одним из методов проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом и семьей. Это не аналог контрактов в бизнесе.

В данном случае стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые не закрепляются официальным документом.

Социальный педагог и члены семьи договариваются, кто и что должен выполнять для достижения цели, на каком этапе работа может быть прекращена.

Пример: Семья алкоголиков. Если становится известно, что в семье один из родителей начал злоупотреблять алкогольными напитками, социальному педагогу вместе с куратором группы следует сначала посетить учащегося на дому. Составить акт жилищно-бытовых условий.

Побеседовать с родителем о пагубности пристрастия к алкоголю. При желании родителя исправить положение, подсказать, какие есть общественные и медицинские организации, помогающие решить данную проблему. Это может быть клуб «Здорового образа жизни», клуб «Анонимных алкоголиков».

Читайте также:  Интересные истории для детей о происхождении вещей

Затем необходимо договориться о встречах с родителем в учреждении образования.

Если же у родителя нет понимания того, что он уже болен алкоголизмом, и он не хочет изменить свой образ жизни, его следует предупредить о том, что будут приняты соответствующие меры: сначала будет послано сообщение на работу, а затем ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних о лишении его родительских прав.

Кризисная и проблемно-ориентированная модели взаимодействия – краткосрочные стратегии работы социального педагога. Их продолжительность обычно не превышает четырех месяцев.

В зарубежной практике социальной работы используется еще и такая модель деятельности, как долгосрочная (от четырех месяцев и более). Обычно она построена на психосоциальном подходе и требует длительных связей с семьей, глубокой, поступенчатой и комплексной проработки проблем.

Однако в условиях работы социального педагога в учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического и среднего специального образования, использование долгосрочной модели не реально, поскольку такая модель требует больших затрат времени и сил, а также большого количества работников. За рубежом, в частности в Германии, Англии, Ирландии, на одного социального педагога приходится пять-шесть семей.

Глава 2

Источник: http://studopedya.ru/2-38293.html

Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6

социализации

  1. Социализация и развитие личности 6
  2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
  3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12

Глава 2. Содержание работы социального 16

педагога с неблагополучной семьей

  1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16

семьи

  1. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
  2. Влияние неблагополучной семьи на развитие и

воспитание ребенка 27

  1. Общая концепция Работы социального

педагога с неблагополучной семьей 36

Глава 3. Социально педагогическая помощь 42

детям из неблагополучной семьи

3.1. Программа Социально — педагогической 42

помощи неблагополучным семьям

3.2. Анализ эффективности программы Социально

педагогической помощи неблагополучным семьям 54

Заключение 90

Список литературы 93

Приложения

Введение

Актуальность исследования.

В России в настоящее время происходят серьезные социально экономические изменения влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.

Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.

Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно — деятельностного контекста формирования личности.

Личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности .

Социализация это процесс становления социального Я. Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными.

В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Данное исследование посвящено проблеме социализации ребенка из неблагополучной семьи и представлена концепция работы социального педагога для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Объект исследования: особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи

Предмет исследования: организация процесса позитивной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
  2. Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка.
  3. Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей
  4. Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи
  5. Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Гипотеза исследования: Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

  1. раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
  2. определение причин неблагополучия семьи;
  3. осуществление информационной помощи семье;
  4. организация профилактики нарушений воспитания в семьях группы риска;

при кардиционно организационной помощи со стороны социального педагога.

Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи, психодиагностические методы: проективная методика Рисунок семьи, проективная методика Семейная социограмма, опросник для родителей Анализ семейных взаимоотноше�

Источник: https://www.studsell.com/view/139606

Социальный педагог и неблагополучная семья

Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье – разговор идет об отношениях между родителями и детьми.

Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей.

Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению.

Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями: а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.

б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.

Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно: — получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.

— изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней. — установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.

— разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно). — тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями. — прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.

— анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий. — координация действий школы, общественных организаций, административных органов. — стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.

Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка.

Вариант алгоритма работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении

Комплексная диагностика семьи
1.Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:

  • Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления

-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности); -материальное положение (источники доходов- постоянный или временный характер, доход на члена семьи); — социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня); -психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения); 3.Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация- причины, темп, от кого зависит разрешение); 4. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).

Читайте также:  Открытие олимпиады по предметам естественно-математического цикла. сценарий

Реабилитационная работа с семьей

  • Семья:
  • наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
  • разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;
  • установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;
  • Образование, трудоустройство:

-помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
-налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.

— обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.

  • Здоровье:
  • содействие оздоровлению;
  • помощь в организации лечения;
  • поддержка интереса к здоровому образу жизни.
  • Личностное развитие:

— развивать положительные качества личности;

  • формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.
  • Дальнейшие планы:

-разработать кратковременный план работы; -выяснять эффективность реабилитационного процесса; -постоянно встречаться с семьей.

Оценка эффективности работы.

Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.

Критерии выявления эффективности:

  • Соответствие поставленной задаче.
  • Стабильность положительной динамики.

Социальный педагог и родители трудновоспитуемого подростка

Количество детей, которые относятся к категории трудновоспитуемых, большое. Трудновоспитуемость понимается, как проявление отрицательного в поведении, конфликтное состояние, возникающее в ответ на предлагаемые установки. Обратимся к определениям специалистов: В. Чайковская пишет: «Трудный ребенок – жестокий, подозрительный, потерявший смысл и путь. Это всегда несчастный человек…».

Некоторые психологи, исследуя трудновоспитуемость, считают, что они имеют и биологические корни, детирминирована возрастными, психологическими, медицинскими и другими причинами.

Тем не менее, возможно выделить пять основных блоков, рожденных отрицательным воздействием: а) домашнего воспитания б) школьного воспитания в) психологического развития г) возрастного негативизма д) неблагоприятных социальных отношений.

Социальный педагог диагностирует причины возникновения трудностей и обязательно знакомится с семьей, с теми обстоятельствами, которые усложняются негативное развитие личности подростка.

К ним относятся: — разногласие между родителями по вопросам воспитания собственных детей — утрата одного из родителей — длительная разлука ребенка с родителями — конфликты и ссоры в семье — отсутствие у родителей привязанности к ребенку — равнодушие ребенка к подростку, к его жизни, делам, отношениям — интеллектуальное отстаивание родителей, низкий их авторитет — отсутствие эмоционального контакта с матерью, отцом — асоциальное поведение родителей — наличие у родителей антипедагогических установок, например: «вырастешь — наработаешься», «Проживешь и без образования, вот я хорошо живу» и др.

— жестокость и физические наказания в отношении к подростку в семье.

Характерные особенности трудновоспитуемых подростков в неблагополучной семье: — несформированность или искаженность моральных воззрений — потребительское отношение к людям, жизни, родителям, родственникам — неразборчивость в средствах достижения желаемых целей — эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, недовольство — сильно выраженная недоверчивость ко всем взрослым, и к тем, кто стремиться помочь, поддержать

— цинизм в отношениях со взрослыми, представителями противоположного пола

  • низкий интеллектуальный уровень, ограниченный кругозор, узконаправленная информированность.

Как строить отношения с родителями трудновоспитуемого подростка

В работе с ними необходимо ориентироваться в основном на индивидуальный подход. Нельзя воспринимать родителей трудновоспитуемых подростков только с отрицательной стороны.

Необходимо учитывать, что жизнь в этих семьях связаны с большими изменениями в сравнении с благополучными, эти изменения необходимы знать и учитывать их динамику.

Отношения с родителями воспитываемых детей требует такта, терпения, носят продолжительный характер, надеяться на острые результаты не приходится.

Недопустимо сравнение трудных детей и их особенностей с благополучными одногодками; оно имеет смысл только при сравнении достижений конкретного подростка что было, что изменилось, что, возможно, будет и т.д. Анализируя поступки, избегать характеристик, которые затрагивают личность подростка.

Эффективной является тактика проектирование положительных качеств личности и организации опыта правильного поведения, а не тактика равнодушного фиксирования поступков и осуждения воспитанника. Поступки, отклоняющееся поведение таких подростков не должны быть предметом широкого и открытого поведения родителей, педагогов, а преимущество необходимого психолого-педагогическим консилиумам, индивидуальным беседам и консультированию.

Следует отметить и необходимость избежания некомпетентных суждений, догадок, особенно, если они касаются психического развития трудного для воспитания ребенка.

Социальный педагог и неполная семья Особого подхода и контакта требует неполная семья. Она имеет свои особенности. Причинами появления неполных семей считаются следующие: 1.

Смерть одного из супругов 2. Внебрачное рождение ребенка 3. Распад брака Самая неблагополучная с точки зрения воспитательного потенциала – неполная семья после развода.

Статистика из года в год констатирует увеличение количество таких семей.

Ограниченность воспитательных возможностей неполных семей порождается такими факторами, как: материальный – доход ниже, чем в обыкновенной семье, педагогический – дефекты воспитания, дефицит общения, недостаток внимания, слабый контроль со стороны отца или матери, морально-психологический – присутствие патологических форм отношения к ребенку, выражающихся то в чрезмерной любви к нему, то в ее недостатке, большей, чем в нормальных семьях, конфликтности. Причиной конфликтов и ссор в таких семьях чаще всего являются:

1. низкая успеваемость подростка 2. нежелание его заниматься домашними делами 3. грубость в отношении с матерью 4. усталость и озлобленность матери Для мальчиков младшего школьного возраста отсутствие отца приводит к развитию псевдовзрослости, низкой социальной активности, инфантильности, потере интереса к учению. Специалисты отмечают, что дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: 1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, аналитические способности ребенка. 2. Замедляется процесс половой идентификации мальчиков и девочек. 3. Затрудняется усвоение подростком навыков общения с противоположным полом. 4. Может формироваться излишняя привязанность к матери.

По мнению некоторых специалистов, самая серьезная проблема неполной семьи – не отсутствие мужчины, а отсутствие общения между уважающими.

Дети рожденные вне брака Мотивы их появления – самые различные: от корыстных до острой необходимости любить и воспитывать, от сознательной готовности к их появлению и воспитанию до полного отсутствия ее, безответственного отношения к рождению и воспитанию ребенка.

Поэтому ради создания эффективных взаимоотношений с этой разновидностью неполной семьи очень важно выяснить, какие мотивы лежат в основе из создания, что определяет характер общения матери-одиночки и ребенка. Неполная семья более чем полная требует индивидуального подхода, поскольку и мать, и ребенок ранимы, более остро переживают свою обездоленность.

Осуществление индивидуального подхода к неполной семье возможно при следующих условиях: 1. Обязательное посещение таких семей педагогом. Причем, необходимо готовится к встрече, предварительно договориться о ней, психологически настроится на общение-диалог. 2.

Систематически контактировать с матерью путем использования различных средств связи: телефон, письма, непосредственное общение. 3. Особенно важно создать благоприятное общение с другими родственниками этой семьи, особенно мужского пола, чтобы предупредить дефицит мужского влияния на ребенка. 4.

Содействовать созданию возможного общения детей без отца с теми, у кого он есть, чтобы можно было проводить свободное время. 5. Возможно, объединение тех матерей, которые воспитывают одни своих детей, для общения, контактов, консультирование, чтобы оказать педагогическую помощь друг другу.

6. Создание традиций, связанных с выражением уважения, поддержки тех, кто воспитывает своих детей без поддержки отца, например «Праздник мам».

Социальный педагог и семья детей-инвалидов Социальный педагог организует взаимоотношение с теми педагогами, которые обучают детей-инвалидов на дому, знакомится с условиями жизни этих детей. Социальный педагог организует оказание помощи родителям в воспитании детей-инвалидов.

Что имеет в виду под оказанием помощи? Это, прежде всего: — встречи и консультации со специалистами (дефектологами, психиатрами, психологами, логопедами); — обмен опытом обучения и воспитания детей вне школы; — создание условий для систематических контактов педагогов и родителей учащихся, между родителями этих детей;

Читайте также:  Вечер вопросов и ответов на нравственную тематику в 7 классе

— создание благоприятных отношений между школой и различными фондами, организациями и родителями, имеющих детей с отклонениями в психологическом развитии;

  • переход в другой класс детей с домашним обучением делать по возможности праздничным и памятным.

Организация работы с семьями
в случае алкоголизма родителей или детей.

Социальная проблема – снижение функциональной значимости семьи, смещение ролевых акцентов на внешние, внесемейные связи вследствие алкоголизма одного или обоих родителей.

Родители вследствие алкогольной зависимости физически и психически не в состоянии исполнять свои родительские обязанности, из-за чего дети ищут поддержку у внешнего социального окружения (сверстников, на улице).

Алгоритм работы с семьями больных алкоголизмом

— Информирование родителей о роли и месте семьи в развитии алкоголизма у подростка; — Информирование членов семьи о возможных семейных причинах алкоголизма и о признаках скрытого употребления подростком алкоголя; — Участие в разрешении латентного семейного кризиса, выявление алкогольно зависимых или подтвержденно зависимых членов семьи ; — Оптимизация системы внутрисемейных отношений; — Нормализация родительско-детских отношений и снижение их конфликтности; — Повышение адекватности реагирования алкогольно- зависимым членом семьи на семейную ситуацию;

— Повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;

  • Создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.

Организация работы с семьями в случае выявления домашнего насилия.

Алгоритм действий специалиста по социальной работе с семье в случае насилия: 1 этап. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, родителями, оценка условий жизни. 2 этап. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем (выявить причину насилия), изучение обращений членов семей за помощью, изучение заявлений жителей (соседей) о фактах насилия в семье.

3 этап. Первичное обследование жилищно-бытовых условий и психологического климата семьи. 4 этап. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь жертвам насилия, изучение их действий, выводы. 5 этап. Изучение причин насилия в семье, ее особенностей, целей, ценностные ориентации. 6 этап. Изучение личностных особенностей членов семьи. 7 этап.

Организация взаимодействия со всеми субъектами социальной работы (центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы опеки, школа, органы здравоохранения). 8 этап. Составление программы работы по оказанию помощи жертвам насилия, работы с конкретной семьей. 9 этап.

Регулярные текущие и контрольные посещения семьи.

10 этап. Выводы о результатах помощи жертвам насилия в семье.

Как распознать насилие в семье:

  • Поведение жертвы: появление замкнутости, нелюдимости;
  • Утрата привычных интересов, хобби;
  • Нежелание вступать в общение, говорить о себе и своих проблемах;
  • Следы побоев, избиений, частые травмы, которые объясняются естественными причинами;
  • В случае с детьми настораживает обращение родителей за помощью в лечебное заведение.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/149-neblagopoluchnaya-semya/1002-soczialnyj-pedagog-i-neblagopoluchnaya-semya

«Формы и методы работы с неблагополучными семьями»

Понравилась презентация – покажи это…

Слайд 0

«Формы и методы работы с неблагополучными семьями» «Это невозможно!» — сказала Причина.     «Это безрассудство!» — заметил Опыт.     «Это бесполезно!» — отрезала Гордость.  «Попробуй…» — шепнула Мечта. МОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа

Слайд 1

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 1. Семья однодетная 2. Семья многодетная 3. Семья с низким материальным положением 4. Семья неполная 5. Семья со сводными детьми б.

Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. 7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей 8. Семьи с жестоким обращением с детьми 9.

Семья, где родители фактически не занимаются воспитанием детей

Слайд 2

Этапы взаимодействия с семьей Ознакомительный Изучение семьи — беседа посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. — заполнение социального паспорта семьи.

Слайд 3

3. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов.

Установление ведущей причины семейного неблагополучия  Уклонение родителей от обязанностей по воспитанию, образованию и содержанию детей; Родители, злоупотребляющие алкоголем и ведущие аморальный образ жизни; Жестокое отношение к ребенку; Нарушение детско-родительских отношений; Неполная семья; Малообеспеченная семья.

Слайд 4

5. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. 6. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Слайд 5

Профилактика семейного неблагополучия    Диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики, как для детей, подростков так и для членов их семей, открытые уроки для родителей, совместные мастерские; Занятия в тренинговом режиме для подростков, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять  давлению в обществе;      Родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;       Формирование семейных ценностей: O  Творческие семейные выставки; O  Выполнение праздничных семейных творческих заданий.

Слайд 6

·        Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края: O  Традиционные фольклорные игровые программы для родителей, детей, подростков ( «Рождественские  посиделки», «Масленица», «Пасха» ) O  Проведение семейных праздников ( «Наша родословная», «Наши семейные традиции»),  интеллектуальных игр «Как бы мы жили без книг», «КВН»), праздников: «День матери», «Весну встречаем», «Горжусь своим отцом» и др. Семейный досуг и творчество детей и взрослых: O  Совместные праздники для детей, подростков и родителей; O  Проведение конкурса «Моя семья»; O  Конкурсы на лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом…»;

Слайд 7

– это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.  Учащиеся «группы риска»

Слайд 8

Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропотолога Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы Леворукие дети (левша) Другое Медицинские

Слайд 9

Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома Другое Социальные

Слайд 10

Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин Учебно-педагогические

Слайд 11

Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ Табакокурение Токсикомания Гиперактивность Другое Поведенческие

Слайд 12

выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска

Слайд 13

.

Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска» участие учащегося в общественной жизни класса; приемлемые (позитивные) качества личности; взаимоотношения со сверстниками; досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); каково влияние семьи; имеют ли место конфликты в классе и их причины; какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.

Слайд 14

Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Административный кодекс, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Нормативные документы

Слайд 15

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА СЕМЕЙ

Слайд 16

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении Прохоренко Жанна Сергеевна Рубанникова Любовь Федоровна Чубатая Светлана Сергеевна Лаврентьева Ирина Валерьевна Собраны документы на Короткову Наталью Геннадьевну Поставлена на учет в Администрации С/п Чулпанова Вероника Владимировна

Слайд 17

Стоят на учет в школе Понамарева Наталья Валерьевна Богданова Наталья Васильевна Поставлены на учет классными руководителями 2011-2012 год Пунигова В.А. (Пунигов Максим 1а класс) Седельникова Т.Г. (Шевелев Руслан 2класс) Ауст Е.В. (Ауст Наталья 2 класс) Евстратенко В.Г. (Евстратенко Анна – заоч)

Слайд 18

Дети, стоящие на ВШК

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Источник: http://KeepSlide.com/no_category/151785

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector