Музейная педагогика в детском саду

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду

Музейная педагогика в детском саду

Кононенко Лидия Павловна МБДОУ ЦРР детский сад №2 ст. Каневская, Каневской район

В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем.

Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию.

Скачать конспект

Развитие практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей в детском саду представляется возможным средствами музейной педагогики.

Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.

Изначально термин «музейная педагогика» подразумевал, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея.

Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать свои собственные мини – музеи, а организация и использование мини – музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

Музей для взрослого – это место, где хранится поистине бесценное культурное наследие, а для малыша это, прежде всего, мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребёнку, и есть наша задача.

Чтобы добиться поставленной цели мы создали музей «Кубанское подворье»

К работе подключились все сотрудники детского сада, были привлечены и родители. Каждый старался внести свою лепту:

построили хату,

сложили печь,

соорудили колодец,

принесли в музей интересные старые вещи.

Сегодня в нашем музее более ста экспонатов.

Экспонаты музея используются педагогами на занятиях и в совместной деятельности с детьми

Например, по старинным часам дети изучают время, а эволюцию вещей постигают с помощью сравнения старинных телефонных аппаратов и сотовых, самоваров и электрических чайников, старых керосиновых ламп и современных ламп дневного света.

Результаты совместной деятельности детей и педагогов могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.

В этом году мы решили создать «Музейный комплекс», включающий в себя мини – музеи в групповых помещениях. Экспонаты там располагаются на полках, стеллажах, прикрепляются к стенам, стоят на полу.

Содержание, оформление и назначение мини – музеев должны обязательно отображать специфику возраста каждой группы. При создании музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, музееведов, историков.

Важная особенность музейных элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил всё ценное, что было в прошлом.

В работе с дошкольниками используются самые разнообразные формы нравственно-патриотического воспитания: НОД, целевые прогулки, экскурсии, игры-путешествия, встречи с интересными людьми, беседы, чтение художественных произведений.

Педагогами детского сада разработаны конспекты НОД: «По улице кубанских мастеров»; «В гостях у тетушки казачки»; «Рады гостям, как добрым вестям»; «Зеленая аптека»; «В хате казака»; «Мы – патриоты Кубани»; «Люблю тебя моя станица»; «Путешествие во времени».

Прочно вошла в практику работы с дошкольниками проектно-исследовательская деятельность. Это индивидуальные и групповые проекты, краткосрочные и долгосрочные, руководителями которых выступают наши педагоги.

В последнее время прочно зарекомендовали себя детско-родительские проекты, тематика их самая различная: «Кубанская хата»; «А у нас во дворе»; «Цветочная мозаика»; «Малыши и взрослые», родители и дети стали участниками международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы».

Организация выставок детского творчества ещё одна форма работы с дошкольниками в детском саду, которая позволяет приобщить к истокам казачества и раскрыть детские таланты.

Важным составляющим является создание фотоальбомов о казачестве на Кубани, о жизни кубанских казаков. На кубанском подворье часто звучат народные казачьи песни, заклички.

В мини-музее ребята и взрослые инсценируют сказки, устраивают викторины.

Частыми гостями нашего подворья становятся родители. При этом старшие дошкольники выступают в роли хозяев-экскурсоводов. Они проводят экскурсии, как для родителей, так и детей младших групп

Включение в образовательный процесс разработанной нами технологии музейная педагогика, проведение мероприятий для родителей и педагогов позволяет воспитать у детей любовь и интерес к родному краю.

А создание соответствующих условий, подбор разнообразных средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на воспитание любви к родному краю, на развитие патриотических чувств у дошкольников.

Источник: http://doshkolnik.ru/prezentacii/4057.html

Музейная педагогика в дОУ

Музейная педагогика в дОУ

В какой-то момент маленького философа начинают интересовать вечные вопросы: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «По­чему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком.

И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика.

 Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные «Зачем?» и «Почему?», но и покажет связь времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества.

Кроме того, музей — это еще и прекрасная среда, в которой организуется дошкольников. Но, чтобы вос­пользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс — дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат все не достигается.

Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются от очередного посещения благородного учреждения. Словом, ко­личество никак не переходит в качество.

Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Иными словами, необходима «прививка» музейной культуры.

Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) — дело наивное и безнадежное.

Это все равно, что уповать на то, что человек, впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Музейный педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.

Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с ново взгляда на привычные вещи.

Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям.

Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры.

Читайте также:  Игровая программа по этикету для школьников 7-8 класса

«Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности.

В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

«Бабушкины чердаки и сундуки», се­мейные альбомы и реликвии — незамени­мые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в распоряжении педа­гога имеется большой выбор видеоматери­алов и других иллюстративных материа­лов, открывающих богатейший мир кол­лекций российских и зарубежных музеев.

Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к целенаправлен­ным действиям. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоцен­ностей, массовой культуры, стремительно и  агрессивно  захватывающих  сегодня культурное пространство.

Следовательно, мы обязаны учить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и оцененные поко­лениями и экспертами произведения ис­кусства и артефакты истории, формиро­вать развитый вкус, истинные ценности.

Начать эту непростую работу можно и нужно еще за пределами музея — в детском саду, на предваряющих занятиях. Так, уча­стниками «диалога» могут быть старин­ные предметы, отличающиеся изыскан­ным вкусом: неброским рисунком, изящ­ными линиями, совершенной формой, на­пример старинная амфора, изящная ча­шечка и др.

В диалог с ними вступают ве­щи, олицетворяющие современный китч, — та же «игрушечная» амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, ут­рированными формами.

Словом, осуществлению этой важной миссии по формированию у ребенка лич­ностного, эмоционального отношения к культурному наследию может способство­вать музейное образование.

Я слышу и забываю.

Я вижу — и вспоминаю.

Я делаю и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изрече­ние может служить своеобразным эпигра­фом к музейной педагогике, ибо в нем за­ключен важнейший принцип данного на­правления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на су­хом языке цифр:

То, что слышим, 10%.

То, что видим, 50%.

То, что делаем, 90%.

В основе развивающих методик музей­ной педагогики лежит и постулат выдаю­щегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педаго­гов, и реко­мендации выдающихся швейцарских уче­ных — психолога Жана Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

Уникален опыт психолого-педагогичес­кой деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельст­вующий: основа обучения и воспитания де­тей — сенсорное воспитание.

Под воспитани­ем органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, раз­витие внимания, способности к собственно­му суждению о предмете. Важно и интерес­но для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувст­ва осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками.

И ныне музей­ные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитан­никами с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры…

Этот важнейший принцип освоения ребенком ок­ружающей действительности дополняется другим: Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я.

Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детскомсаду призывает дать ребенку возмож­ность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор.

Изучив эти и другие исследования, оте­чественные специалисты в области музей­ного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоцио­нальной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагоги­ческой задачи — включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принци­пом ценностного освоения действительно­сти

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в прост­ранстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей — hand's on — В большинстве зарубежных му­зеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах или мастерских.

Здесь не­посредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся лич­ным приобретением каждого ребенка.  Изучение и анализ практической и тео­ретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музей­ных педагогов Москвы и других регионов позволили предложить следующие мето­ды, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам.

Речь идет

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования.

Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях.

Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п.

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт.

Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам и др.

, на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля.

К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!» (авторы этих программ — работники Рус­ского музея в Санкт-Петербурге); в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.

Тогда исторические и культурологичес­кие факты, великие имена, стиль, вкусо­вые ориентиры эпохи — то, что составляет понятие «чувство времени», — останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению музея или организация выставок-экспозиций в детском саду и образовательная работа в них.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/muzeynaya_pedagogika_v_dou-31618.htm

  • Принцип партнерства

    Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом. 

    Цели и задачи мини-музея

    Музейная педагогика в условиях детского сада

     — позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

    — является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;

     — способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

     — помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада. Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

    Этапы создания мини-музея

    Подготовительный этап

     Главные задачи подготовительного этапа — выбор темы минимузея (совместно с детьми и родителями), определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей.

    В отдельных дошкольных учреждениях заведующие детским садом издают специальный приказ об организации мини-музея.

    Распределение обязанностей между педагогами

    Сбор информации

    Выбор места для мини-музея

    Связь с социумом. Детский сад определяет возможные направления и задачи работы с социумом (музеями, театрами, организацией ветеранов, обществом охраны природы, администрацией), школой и налаживает контакты с учреждениями и организациями.

    Работа с детьми и родителями

    Практический этап (или этап реализации проекта)

    Главная задача второго этапа — совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е.

    создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.

    ) и работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т.д.). На этом этапе психолог и воспитатель ведут педагогические наблюдения за детьми. 

    Оформление мини-музея может быть различным.

    Название мини-музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание. Так, буквы в названии «Мини-музей песка» могут быть сделаны из песка, приклеенного к основе, фольклорный мини-музей украсит название, выполненное в народном стиле, а мини-музей дерева — деревянная доска с буквами, выполненными в виде растительного орнамента.

     Показывая родителям мини-музеи, дети постоянно задают им вопросы, на которые мамы и папы не всегда могут ответить. Поэтому, если позволяет пространство, закрепите в мини-музеях или рядом с ними папки с описанием экспонатов и дополнительной информацией. Папки могут располагаться на столах или быть прикрепленными к стене.

    Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея.

    Заключительный, обобщающий этап

    Заключительный этап начинается после завершения создания мини-музея. Однако и на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее: пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении, расширение пространства мини-музея. Проводится торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп.

    Дошкольные учреждения, которые углубленно занимаются музейной педагогикой, нередко получают официальный сертификат, подтверждающий статус их музея как музея образовательного учреждения. Разрабатываются и проводятся экскурсии.

    Среди педагогов проводится конкурс на лучший мини-музей.

    Виды мини-музеев

    Экологические мини-музеи; Палеонтологические мини-музеи; Мини-музей астрономии; Музеи отдельных компонентов природы; Мини-музеи живой природы

    Мини-музей насекомых; Мини-музей дерева

    • Фольклорные мини-музеи
    • Исторические и краеведческие мини-музеи

    Мини-музей, посвященный истории страны; Мини-музей, посвященный определенному  историческому событию; Мини-музей, посвященный истории родного края; Мини-музей, посвященный истории детского сада; Мини-музей, посвященный истории одного предмета; Мини-музей государственной символики; Мини-музей истории семьи

    • Мини-музеи искусства
    • Литературные мини-музеи.
    • Географические мини-музеи

    Многие мини-музеи можно отнести сразу к двум, а то и к трем видам, так как в окружающем мире всё взаимосвязано. Каждый мини-музей по-своему уникален, каждый предоставляет педагогу большие возможности для развития личности ребенка, для взаимодействия с семьей и обогащения предметно-развивающей среды детского сада.

    Библиография: Н.А. Рыжова
    Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010г.

  • Источник: https://potapova-roshds1.edumsko.ru/articles/muzejnaya_pedagogika_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya

    Сообщение на тему «Использование музейной педагогики в работе дошкольного образовательного учреждения»

    Сообщение на тему «Использование музейной педагогики в работе дошкольного образовательного учреждения»

    Опубликовано: 20:31:28 30-01-2017

    Комитет по образованию Администрации города Подольска

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад комбинированного вида № 47

    Сообщение на тему

    «Использование музейной педагогики

    в работе

    дошкольного образовательного учреждения»

    Составила: заместитель

    заведующего по ВМР

    Кузнецова Л.В.

    Семинар в краеведческом музее

    Города Подольска

    2013год

    — 1 —

    • Музей — храм муз, научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризация памятников истории, материальной и духовной культуры.                                 (Энциклопедический словарь)
    • Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

                                                                                                                                      (По Ожегову)

    • Музей — это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного и материального насыщения человека.

                                                                           (Из устава Международного Совета Музеев)

    • Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
    • Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
    • Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
    • Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

          Нам  очень  повезло, что  наш  детский  сад  находится  рядом  с  таким  известным  историческим  памятником  архитектуры  и  культуры в  нашем  крае, как  усадьба  «Ивановское», где  находятся: Музей  профтехобразования  России  и  Краеведческий  музей  г.Подольска.

         Начинали работать с того, что сами педагоги отправились на экскурсию в музей, познакомились с сотрудниками музея,  с  экскурсоводами.

         Затем вместе наметили задачи, по которым будем работать:

         — знакомить детей с ближайшим окружением детского сада,

            — 2 —

             объектами социального назначения;

         — знакомить с некоторыми изделиями декоративно — прикладного

            искусства, художественными  промыслами Подольского края;

         — знакомить детей с археологическим и историческим прошлым

            г.Подольска,с его архитектурными  памятниками;

         — продолжать воспитывать гордость,уважение и любовь к родному

            городу,  его  историческому прошлому;

         — учить передавать полученные знания и впечатления на занятиях

            изокружка, литературно — музыкальных праздниках.

        Определили  разделы  занятий:

         — наш микрорайон его природное окружение, улицы, объекты

           социального назначения;

         — археологическое прошлое г.Подольска полезные ископаемые;

         — промыслы  стариныизделия из дерева, камня, бисероплетение,фетр;

         — мастера города Подольска село Бабенки, школа кружевниц поселка

           Щапово ;

         — Знаменательные даты, события прошлого г.Подольска;

         — архитектурные памятники города;

         — старый и новый город;

         — мир искусств Подольска поэты, писатели, музыканты, художники,

            скульпторы ;

         — народные праздники.

         Составили   «Перспективный план по широкому ознакомлению детей с родным краем»,  наметили  формы  и  методы  реализации этого плана.  Затем  педагоги  детского сада  разработали  тематику занятий, начиная с младшей группы,  и  приступили  к  написанию конспектов, конечно же помогали и научные сотрудники Краеведческого музея и музея профтехобразования.

         Содержательный, богатый материал для занятий с детьми подобрала научный сотрудник музея, заслуженный работник культуры — Гусарева Октябрина  Андреевна и директор Краеведческого музея Слащева Любовь Михайловна.

    Они же проводили первые  занятия с детьми в музее, как она рассказывали…даже мы, взрослые, затаив дыхание, слушали их живой, эмоциональный рассказ.

    Мы много узнали  о промыслах и об умельцах Подольского края, об истории Подольской земли.

         Занятия проходили  в музее,  несколько занятий проводилось и  в детском саду. Вскоре появилась и эмблема детского сада – Бабенская матрешка.

         Материал музея носит очень глобальный характер, начиная с России, затем малая родина, все это ребенок познает в окружающей его среде, а помогают ему в первую очередь семья, а затем и воспитатели, школа, сверстники. Используются разные направления: художественная литература, музеи и мини-

    — 3 —

    музеи, картины и иллюстрации, путешествия с семьей, различная проектная деятельность.

        В ДОУ был разработан мониторинг  знаний детей о родной природе, о том, как возник город, как жили люди в старину, о ремеслах, о микрорайоне, о своей семье . Мониторинг знаний показал,  на каком уровне находятся знания детей и над чем нужно конкретно работать.

            В условиях детского сада невозможно создать экспозиции,соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду стали называть мини-музеями. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

            В связи с новыми федеральными стандартами нельзя не упомянуть и об интеграции образовательных областей  в музейной педагогике:

    • «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка, конструирование) – организуются выставки детских работ в мини-музее, различные выставки
    • «Познание» – организуются экскурсии, игры-занятия по ознакомлению с окружающим
    • «Социализация» — организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия, по ознакомлению с родным городом, краем
    • «Музыка» — организуются музыкальные праздники, концерты, развлечения, посиделки

         Назначение экспозиций наших мини — музеев – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

          Любая экспозиция должна соблюдать целую логическую цепочку: восприятие, понимание, осмысливание, закрепление знаний об увиденном и то, как можно это применить на практике.

        Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, поделками.

    — 4 —

    Мини – музеи несут следующие функции:

    • образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
    • развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
    • просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
    • воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

           Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, память, мышление и т.д.).

           Совместная деятельность  —  способствует  рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заражению каждого,  вовлечению  детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности,  помогает выработке  образа достойной жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

             После занятий и экскурсий дети отражают свои впечатления в играх — импровизациях, в работах по изобразительному искусству,  на выставках,  на занятиях.  

          Рассказывая  о своей работе с музеями, мы показываем открытые занятия, распространяем опыт работы на городских  методических объединениях, на региональных семинарах .

           Опыт  работы  детского  сада  был  представлен  на  региональных  педчтениях  «Русские  национальные  традиции  в  воспитании  детей дошкольного  возраста », посвященных  замечательному  педагогу  и  человеку, автору программы «Народная  культура»- Пигиловой  Татьяне Александровне, в 2001 году. Участвуя в мастер – классе, было показано занятие  на  тему  « Расписная Русь, я тобой горжусь »  и   выставка « Изделия мастеров из Гжели, Жостово, Бабенок ».

            — 5 —

         Наш  опыт  работы  был  представлен   в  г.Санкт – Петербурге  на  выставке  « Музей — детям », в   г.Москве  —  на   выставке  « Интер – музей – 2003 », проходившей под  девизом  « Все  лучшее- детям ».

            Работа детского сада, музея  в этом направлении  продолжается  и в школе, поэтому  усвоение знаний идет по кругу: музей, детский сад, школа.

     Эта работа была отражена в методическом объединении для воспитателей подготовительных групп на тему «Формы работы по преемственности со школой», было показано занятие «Путешествие в старину» с участием школьников средней школы № 19 – выпускников нашего детского сада».

                 В 2005 году  прошло методическое объединение для заместителей заведующих по воспитательно – методической работе, посвященное 60 – летию   Великой Победы. Было показано  комплексное занятие по нравственно – патриотическому воспитанию  в Краеведческом музее г.Подольска.

           Итоги  были  опубликованы в статье   « Патриотами не рождаются »  в местной газете  «Подольский рабочий »  и  в газете  нашего микрорайона  «Ивановец».  Опыт работы детского сада по патриотическому воспитанию был представлен на региональном семинаре « Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста »  в 2005 году.

           В  2006 году  на  методическом объединении  для  воспитателей  старших групп  на  тему  « Формирование личности ребенка с помощью музейной педагогики »  провел  блиц – турнир  « Промыслы  Подмосковья ». И  опять  активными  участниками  были  наши  воспитанники: они выполняли  роль  экскурсоводов  по  внутрисадовским  мини – музеям, рассказывали  о  том, что  узнали  и  запомнили  из  экскурсий  в  музеи.

           В 2010 году  в  Краеведческом музее прошло методическое объединение для воспитателей старших групп на тему «Проектная деятельность в дошкольном учреждении по нравственно – патриотическому воспитанию»,  был представлен проект «Твои защитники», дети выполняли  роль экскурсоводов. Мне очень хочется поблагодарить методиста  Вуйчик  Марину Анатольевну за помощь  в проведении всех мероприятий.

          В декабре 2011 года наши дети, педагоги и родители участвовали в 9 – х  Московских областных рождественских педагогических чтениях.

    Были представлены совместные со взрослыми работы детей на выставке, а так же сообщение заместителя заведующей по ВМР Кузнецовой Л.В.

    «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» опубликовано в сборнике «Через просвещение к нравственности».

       — 6 –

          Для развития интереса дошкольников к экскурсиям  музейные работники идут в ногу с техническим прогрессом,  используют  различные технические средства обучения: компьютер, телевизор, DVD,  музыкальный центр.

         В детский сад приходят новые дети, и работают с нами другие экскурсоводы с новыми творческими  идеями, отправляются с нами в новые путешествия.

          В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а  у нас не только можно, но и нужно! В наших  музеях  можно бывать чуть ли не каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.  Дети подготовительной группы – отличные экскурсоводы и сами могут проводить экскурсии для малышей.

          20 лет прошло с тех пор, как мы стали сотрудничать с Краеведческим музеем города Подольска и как приятно осознавать, что нас – маленьких экскурсантов ждут здесь, нам рады, всегда ждем новых впечатлений, экспонатов, рассказов, интерактивных игр. Огромное спасибо всем сотрудникам музея под руководством Любовь Михайловны за их труд, умение, творчество.

    Методическая литература:

    Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

    М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

    И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

    Источник: http://a2b2.ru/methods/30477_soobschenie_na_temu_ispolzovanie_muzeynoy_pedagogiki__v_rabote__doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya/

    Музейная педагогика в детском саду

    Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду

    Музейная педагогика в детском саду

    Музейная педагогика — инновационная педагогическая технология. Музейная педагогика — научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка.

    Музейная педагогика в ДОУ (слайд) — область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности, к культурному наследию человечества, к предметам искусства.

    Её цель — создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея.

    Задачи:

    Формирование у дошкольников представления о музее;

    Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

    Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

    Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

    Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

    Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

    Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

    Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

    Развитие речи и расширение словарного запаса;

    Воспитание культуры поведения

    Музей обладает большим образовательным потенциалом.

    Направления музейной педагогики

    Мы определились с направлениями музейной педагогики:

    создание и использование мини-музеев в детском саду.

    сотрудничество ДОУ с музеями;

    внедрение элементов музейной педагогики в педагогический процесс

    (знакомство с музейными профессиями, понятиями, шедеврами искусства, видами музеев, жанрами живописи; поисковая, проектная, экспериментальная, коллекционная

    Мини-музеи

    Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.

    Самым ценным и главным его (музея) достоянием является информация, заложенная в предметных коллекциях.

    Каждый такой музей работал в нескольких направлениях.

    • поисково-собирательское; (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность.

    • экспозиционное; (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать)

    • экскурсионное. (внутри музея)

    работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

    Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

    Это например может быть срисовывание понравившейся картины (такой приём мы часто используем при посещении галереи.)

    Особенно эффективны в музейной педагогике игровые и проектные технологии.

    МУЗЕИ

    Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

    — каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

    — учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

    — посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

    — следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

    — отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

    — итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.) .

    Включение музейной педагогики в образовательный процесс

    Основной целью музейной педагогики является творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

    Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/muzeynaya-pedagogika-v-detskom-sadu-nbsp-1212952

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector