Музыкальная гостиная. сценарий для старшеклассников

Музыкальная гостиная. Сценарий для старшеклассников

МОУ Каргинская СОШ

Вешкаймский район, Ульяновская область

Литературно – музыкальный вечер для старшеклассников

Цели и задачи.

Сформировать представление об одной из человеческих ценностей – любви, как одной из самых красивых и возвышенных человеческих чувств, рассказать о красоте, величии, могуществе, настоящей любви; воспитывать высокие нравственные качества у учащихся; осуществлять эстетическое воспитание учащихся через поэзию, классическую и современную музыку, развивать навыки выразительного чтения стихов.

Оборудование. Фонограммы песен, музыки. Плакаты с высказываниями «Счастье душа познаёт лишь любя» (Гёте), «Только влюблённый имеет право на звание человека» (А. Блок)

Присутствующим в зале в начале вечера прикалываются к груди «валентинки» с номерами.

В зале горят свечи. Звучит песня «Валентинов день»

Ведущий 1.Здравствуйте!

Ведущий 2. Добро пожаловать на праздник!

Ведущий 1. День святого Валентина – праздник всех, кто влюблён, и тех, кто ищет любовь!

Ведущий 2.Этот день – лучшее время для любовных признаний и добрых, сердечных слов.

Ведущий 1. Праздник этот милый, забавный и необычный. В нашу страну он пришёл совсем недавно, но уже успел полюбиться многим.

Ведущий 2. Высоким чувством окрылённый,

Когда-то в давние года

Придумал кто-то день влюблённых,

Никак не ведая тогда,

Что станет этот день любимым,

Желанным праздником в году,

Что Днём Святого Валентина

Его с почтеньем назовут.

Улыбки и цветы повсюду,

В любви признанья вновь и вновь…

Так пусть для всех свершиться чудо –

Пусть миром правит лишь любовь!

Ведущий 1. Какова же история этого праздника? Кто его придумал?

Ведущий 2.В третьем веке до нашей эры римский император Клавдий II издал указ, запрещающий жениться воинам Римской империи. Клавдий считал, что брак удерживает мужчин дома, а их предназначение – быть хорошими солдатами и отважно сражаться за Рим.

Молодой христианский священник Валентин не внял указу и тайно венчал влюблённых.

Обнаружив эти антигосударственные женитьбы, император повелел заключить нарушителя в тюрьму и потом казнить.

В тюрьме Валентин, лишённый священных книг, разнообразил свой вынужденный досуг тем, что писал записки дочери тюремного надзирателя. Видимо и записки были хороши, и дочка. Молодые люди полюбили друг друга. Перед казнью, 14 февраля 270 года, он послал девушке записку с краткой фразой «от Валентина», которая впоследствии стала означать вечную привязанность и верность.

Ведущий 1. Так вот откуда взялась традиция в день святого Валентина дарить друзьям и подругам «валентинки» – открытки и письма с добрым, дружеским, любовным содержанием.

Друзья у нас в зале работает почта, сочиняйте послание в стихах, можно изобразить свои пожелания в рисунках и просто словами, наши почтальоны быстро доставят вашу «валентинку» адресату.

Ведущий 2. Назло вьюгам и февральским метелям будем веселиться и радовать друг друга.

А сейчас самый красивый «Белый танец» наши милые, очаровательные девушки приглашают на танец юношей.

Песня. Ю. Савичева «Если в сердце живёт любовь»

Ведущий 1. В библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога.

Любовь.… Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность.

Ведущий 2. В раннюю пору жизни в душе человека возникает первая любовь, трепетная, юношеская, светлая, боящаяся разочарований и обнадёживающая. Каждый ждёт и верит, что она будет необыкновенная. И это действительно будет так.

Звучит музыка «Утро» Грина.

Она пришла негаданно, незвано,

Разрушив всё,

И всё построив вновь,

Преображая капли в океаны

Всепобеждающая первая любовь,

Неясное всё стало несомненным,

Стал шторм десятибалльный – ветерком,

Любое море стало по колено

И расстояние любое — пустяком.

Любимая!

Конечно, на планете

Никто такой вовеки не встречал!

На лбу веснушки – лучшие на свете!

Ну, как это никто не замечал?!

Таких весёлых, видных еле – еле,

Таких задорных, солнечных, родных!

И даже у мадонны Рафаэля –

Ведь это ж ясно! – не хватало их.

Ведущий 1. Многие встречают свою первую любовь в школе. Вспомните, как в начальных классах мальчики дёргали девочек за косички, за бантики.

Давайте вспомним наше детство и поиграем в игру «Бантики». Необходимы команда мальчиков и команда девочек. Каждый член команды берётся за конец бантика, которые держит в руках ведущий. После того как ведущий отпустит бантики, образуются пары. В этих парах ребята танцуют.

Песня Д.Билан «Невозможное возможно»

Ведущий 2. Навсегда у каждого в памяти останется тайна первой любви. Это чувство способно перевернуть мир человека и наполнить его жизнь новыми красками, заставляет посмотреть на мир новым взглядом, увидеть то, чего не замечал раньше.

.

Есть много улиц на планете,

Но сердцу моему одна милей.

Она красивей всех на целом свете

Лишь потому, что ты живёшь на ней.

На ней весной каштаны расцветают,

Зимой костёр рябиновый горит.

По ней всегда тебя я провожаю.

Ночной порой по ней иду один.

Твой сон спокойный тихо на рассвете

Здесь охраняют листья тополей.

На самой лучшей улице на свете

Под музыку серебряных дождей.

И безмятежность незаметно где-то

Укрылась в парке средь густых ветвей.

Бродяга-ветер на своём кларнете

Играет соло летних тёплых дней…

Есть много разных улиц на планете,

Но сердцу моему одна милей.

Она красивей всех на целом свете

Лишь потому, что ты живёшь на ней.

(Борис Блохин)

Ведущий 1. Кое-кто попытается убедить нас, что любви нет. Мол, выдумки всё. Сказки для дураков. «Несовременно — это любовь. Даёшь свободный секс!»– кричат они. Любовь не любит громких криков. Двое могут услышать друг друга, даже если молчат.

Звучит музыка «Утро» Грина.

Мне говорят: нету такой любви!

Мне говорят: как все, так и живи!

…А она есть! Есть! Есть!

А она здесь, здесь, здесь!

В сердце моём тёплым живёт птенцом,

В жилах моих тёплым течёт свинцом.

Это она – светом в моих глазах,

Это она – солью в моих слезах,

Ото лжи и неверья – броня…

Коли её не будет,

Не будет меня!

Ведущий 2. Нет ничего более увлекательного, волнующего, чем погружение в то душевное состояние, которое переживали лучшие люди минувших веков, когда они любили. Послушайте любовь в письмах выдающихся людей.

Ведущий 1. «Моя единственная Жозефина – вдали от тебя весь мир кажется пустыней. В которой я один… Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты – единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь, тогда опускаю руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье».

(Наполеон Бонапарт – Жозефине, 3 апреля 1796 года)

Ведущий 2. «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя – и тоска исчезала, теперь, чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, Ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда больше не разлучаться».

(А. С. Грибоедов – жене Нине, 24 декабря 1828 года)

Фонограмма «Утро»

Я тебе напишу!

Я не знаю – когда,

Но когда-нибудь – точно.

Тихо сяду за стол свой в углу

И тебе напишу о любви

Всего несколько строчек.

Будет свет из окна

Плавно в полночь ночную струиться.

На белеющем поле листа

Неспокойным стихом

Будут тонкие строчки ложиться.

А пока я пишу.

Для чего? Почему? Сам не знаю.

Я в письме тебе всё расскажу:

Расскажу, как я сильно скучаю.

Как я жду

Повинуясь судьбе непокорной,

Как тебя я люблю.

Как же мне без тебя неспокойно!

А потом, запечатав письмо,

Я по почте его

Никогда не отправлю.

Но навек сохранит мне оно,

Что себе одному я сегодня оставлю.

Я тебя так люблю!

И мне видеть

Тебя нужно очень.

Я тебе напишу!

Хоть не знаю — когда,

Но когда-нибудь — точно!

(Борис Блохин)

Смешной народ – влюблённые.

Спроси – любой ответит,

Что девушка его

Красивей всех на свете.

Любой – сто раз проверено –

Мой не выпал случай –

Считает свою милую

Из самых самой лучшею.

Смешной народ – влюблённые.

Упрямы словно дети,

А ведь как будто ясно:

Ты – лучшая на свете.

Игра «Найди пару». Юношам раздаются карточки с именами: Мастер, Евгений, Тристан, Айвенго, Дон-Кихот, Кай, Руслан, Печорин, Чацкий, Антоний. Девушкам: Маргарита, Татьяна, Изольда, леди Ровента, Дульцинея, Клеопатра, Людмила, Бела, Софья. Ведущий называет имена дуэта, надо найти свою пару для танца.

Песня «Ты у меня одна». « Фактор 2».

Ведущий 1.О любви сказано: «Тайна сия великая есть!» и это действительно тайна. Поэтами всех времён и народов написаны десятки тысяч стихотворных слов, продиктованных чистым, нежным, глубоким чувством любви. И будут писать об этом чувстве всегда, пока жив человек на земле и пока бьётся сердце.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не могу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренне, так нежно.

Так дай вам бог любимой быть другим.

(А.С. Пушкин)

Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой –

Читайте также:  Полив на даче

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный

Он предо мной везде, всегда,

Непостижимый неизменный,

Как ночью на небе звезда…

(Ф.И. Тютчев)

Есть женское имя, как нежно оно,

Печаль в нём, любовь и надежды какие,

Весенним дыханьем напоено.

Мария.

Как запах фиалки весенней порой, как девичья песня сквозь сны снеговые

Звездою сияет тёмной землёй

Мария.

И пусть я святое в себе погашу,

И пусть не увижу, сражаясь, зари я, —

Последнее слово, что я напишу:

Мария.

(М. Рыльский)

Песня «Я молился на тебя». «Эпидемия»

Ведущий 2. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить, — писал Лев Николаевич Толстой, — значит жить жизнью той, которую любишь». Для любящего самое главное – счастье любимого существа.

Фонограмма «Утро в лесу»

Я не могу без тебя жить!

Мне в дожди без тебя сушь,

Мне в жару без тебя – стыть,

Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год:

Если бы время мельчить, дробя!

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –

Бедность друзей, верность врагов.

Я ничего не хочу ждать.

Кроме твоих драгоценных шагов.

(М. Цветаева)

Ты рядом, и всё прекрасно:

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,

Спасибо за руки эти,

Спасибо тебе, любимый,

За то, что ты есть на свете.

Мы рядом, а ведь могли бы

Друг друга совсем не встретить.

Единственный мой, спасибо

За то, что ты есть на свете.

(Ю. Друнина)

Пускай лучше ты не впустишь меня,

Чем я не открою дверь.

Пускай лучше ты обманешь меня, чем я тебе не поверю.

Пускай лучше я в тебе ошибусь,

Чем ты ошибёшься во мне,

Пусть лучше я на дне окажусь,

Чем ты по моей вине.

Пока я жива, пока ты живой, последнего счастья во имя,

Быть солнцем хочу над твоей головой,

Землёй под ногами твоими.

Любовь – она бывает разной

Бывает отблеском на льду.

Бывает болью неотвязной

Бывает яблоней в цвету

Бывает вихрем и полётом.

Бывает цепью и тюрьмой…

Мы ей покоем и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Но есть ещё любовь такая,

Что незаметно подойдёт

И поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведёт

И будет до последних дней

Душой и совестью твоей.

(О. Высотская)

Ведущий 2. Немецкий философ и поэт Гёте писал: «Счастье душа познаёт лишь любя». И это действительно счастье, если жизнь человека озарила любовь. Берегите любовь как драгоценную вещь.

Фонограмма из к/ф «Профессионал».

Он: Как больно, милая, как странно,

Сродняясь в земле, сплетясь ветвями

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастёт на сердце рана,

Прольётся чистыми слезами.

Не зарастёт на сердце рана –

Прольется пламенной смолой.

Она: Пока жива. С тобой я буду –

Душа и кровь неразделимы.

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоём.

Ты понесёшь с собой повсюду,

Не забывай меня, любимый.

Ты понесёшь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

Он: Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Она: За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня любимый.

За расставаньем будет встреч

Вернёмся оба – я и ты.

Он: Но если я безвестно кану –

Короткий свет луча дневного

Но если я безвестно кану

За звёздный пояс, в млечный дым?

Она: Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Он: Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колёса оторвал.

Она: Нечеловеческая сила

В одной давильне всех калеча

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая в дали.

Он: С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них-

Она: И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг!

Ведущий 1. Да, расставанья час приходит.

Но иногда он так жесток:

Едва любовь двоих находит,

Как опускается курок…

Песня «Разлука». Стас Михайлов.

Любовь ещё не всё: не хлеб и не вода,

Не крыша в ливень, не нагим одежды,

Не ствол, плывущий к тонущим, когда

Уже иссякли силы на надежды.

Не заменяет воздуха любовь,

Когда дыханья в лёгких не хватает,

Не сращивает кость, не очищает кровь,

Но без любви порою умирают…

Любви, одной любви. Как нищий подаянья,

Как странник на пути, застигнутый грозой,

У крова чуждого молящий состраданья,

Так я молю с тревогой и тоской.

Ведущий 1. Не знаю, сколько лет, часов, минут пройдёт. Но однажды в морской дали жизни, сверкнёт алый парус любви. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. «Зачем вы приехали? Кого ищите?» — спросят люди на берегу.

«Я ищу ту единственную, о которой я мечтал!» — ответит принц. «Здравствуй!» — скажет он, протягивая к тебе руки. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя в своё царство.

Мы с тобой будем жить дружно и весело, твоя душа никогда не узнает печали».

Ведущий 2.

Верь в великую силу любви!

Свято верь в её крест побеждающий,

Мир, погрязший в грязи и крови…

Верь в великую силу любви!

Ведущий 1.

Всем сидящим в зале, мы желаем:

Кто не нашёл любви – найдите,

Кто потерял её – верните!

Если любовь зажглась в груди, то сбереги её и сохрани.

Вместе: Пусть торжествует День Любви!

Песня «Гимн любви». «Арбат»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/litieraturno-muzykal-nyi-viechier-dlia-starshieklassnikov-piesni-liubvi

Литературная гостиная, или Творческий полет

Литературная гостиная, или Творческий полет

Литературная гостиная, или Творческий полет

Дата добавления: 2012-06-12

…Заканчивается урок литературы, но старшеклассников продолжают волновать нерешенные вопросы, тревожат сердце затронутые чувства. И я предлагаю встретиться после уроков. Вечер, проведенный в литературной гостиной, – прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве писателя, поэта.

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Мы (я и мои ученики) попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.

При изучении курса классической литературы XVIII – XIX веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений.

Подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, и мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, наша литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник, и ученик. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика.

Литературная гостиная — содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия — область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная — это форма постижения эстетики. Причем и сама форма должна быть эстетичной.

«В красоте нужно жить, чтобы узнать ее», — писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой «на самый высший лад» — лирический.

Как мы это делаем?

Важно, что эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически; как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен…

Таким образом, первый и важный компонент нашей работы — эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе — эстетического мировоззрения.

Не отделим от эстетического компонента нравственный.

Весь «литературный материал», который дети «пропускают через себя», нравственно-ориентирован (на высшие человеческие ценности), то есть, осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности.

Нравственное и эстетическое воплощается в слове. Главный нерв нашей работы, ее стержень — общение с поэтическим словом.

В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:

  • Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.
  • Осмысление «генеральной идеи» поэтического спектакля.
  • Выстраивание композиции и подготовка сценария.
  • Подготовка музыкального оформления.
  • Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
  • Анализ лирических стихотворений.
  • Работа над выразительностью чтения.
  • Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
  • Подбор декораций и костюмов.
  • Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).
  • Момент творчества. Чтение детьми своих стихов, сочинение «буриме», сочинение «общего» стихотворения, где строчка за строчкой, рифма за рифмой все участники пытаются выразить свои чувства с помощью поэтической миниатюры, муэыкальное исполнение стихов песен, романсов, участие в спектаклях и сценках.
  • Рефлексия. Традиционное заключение, когда с зажженной свечой по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.
Читайте также:  Интеллектуальная игра по творчеству пушкина для 5-6-7 классов

Не берусь судить строго своих воспитанников, но чтобы «вжиться» в литературный материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики. Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики можно выделить следующие:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как человекоформирующий фактор.

https://www.youtube.com/watch?v=9nd3pLHhGGo

Литературная гостиная — это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества.

Таким образом, литературная гостиная — любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования.

Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, учителя-филологи, можем дать достойный, практический ответ на этот вопрос, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий, сделав доброй традицией проведение в школе литературных гостиных.

Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом. И этому, безусловно, способствуют уроки русского языка и литературы.

Свою задачу, как учителя словесности, я вижу не только в том, чтобы научить грамотно писать, читать, не только в том, чтобы вести своих учеников по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие родного языка, его богатство, его поэзию. Я убеждена, что именно это формирует душу, чуткость к доброте и красоте.

Мои дети с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, пробуя своё перо в написании стихотворений, сказок, сочинений, занимая призовые места в районе и области. За годы работы с детьми у меня, как у учителя, накопилось немало поэтических «откровений» детей. Вот и появилась мысль о выпуске альбома со стихотворениями учащихся.

Название пришло само собой: «Творческий полет». В настоящее время выпущено три сборника со стихами авторов разных лет. Это своеобразные литературные альманахи. О степени духовного и общеобразовательного роста моих учащихся говорит целый ряд фактов.

Многие ребята имеют отличные и хорошие оценки, выросла речевая культура детей, они могут радовать нас, преподавателей словесности, самобытными наблюдениями и находками как на внеклассных занятиях, так и на уроках. Темы, связанные с поэзией, стали детям ближе и интереснее, когда они проводятся через такую форму работы, как литературные гостиные.

Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивает ребят на восприятие поэтических строчек, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем строчки стихов, но эмоциональное восприятие от встречи с Прекрасным останется на всю жизнь.

Свет женской любви

Не женщина — ветер

Источник: http://lira.dolgorukovo.net/view_article.php?id=26

Сценарий музыкальной гостиной «Колокольный звон России» 9-11 класс

Сценарий музыкальной гостиной

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН РОССИИ

Цель: формирование духовного пространства старшеклассников посредством музыки, литературы.

Звучит песня А.Макаревича «Прощание с артистами»

(1 куп. и припев). Гаснет свет. Зажжены свечи.

1 ВЕДУЩИЙ:

Добрый вечер! Здравствуйте, дорогие друзья!. Музыкальная гостиная вновь встречается с вами.

Музыкальная гостиная – это встречи с искусством, которое заставляет нас задуматься над волнующими всех нас вопросами, которые принято называть вечными.

Не потому что они неразрешимы, а потому что на них невозможно дать исчерпывающий ответ, потому что мы к ним постоянно возвращаемся, вынуждены возвращаться самой жизнью, всей судьбой, всей своей человеческой сущностью.

Вот эти вопросы. Зачем живешь ты? Не напрасно ли? Что оставишь после себя?

Итак. Мы начинаем.

«И да имеющий уши, услышит».

(Звучит вступление к песне И. Талькова «Не вращайте глобус»).

2 ВЕДУЩИЙ:

…душа от мук перекосилась,

Приложишь к ранам снег – он соль…

О, как ты, девочка-Россия,

Превозмагаешь эту боль?

(А.Змиевский).

3 ВЕДУЩИЙ:

…РОССИЯ! Как грустно!

Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Пустынно мерцает померкшая звздная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный.

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, —

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

(Н. Рубцов).

(На фоне 1 части 5 симфонии П. Чайковского)

4 ВЕДУЩИЙ:

Сейчас мы часто говорим о том, что растрачены многие человеческие ценности испокон веков присущие русскому человеку: милосердие, душевная щедрость, сострадание, совесть, жалость, любовь. И как хочется зазвенеть набатом: «Берегите соборы наших человеческих душ!»

Мы разучились видеть красоту и радоваться ей. А ведь человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, ощутил аромат полевого цветка.

Мы в последнее время потеряли ниточки, связующие нас с предшествующими поколениями, которые жизнью своей подготовили наше рождение. И невозможно остаться человеком ибо «нельзя быть Иваном, непомнящим своего родства».

5 ВЕДУЩИЙ:

(Далее на фоне «Метели» Г. Свиридова).

1 эпизод «Прощание с Матерой» В. Распутина

от слов «Кладбище…..

содеянное…»

6 ВЕДУЩИЙ:

2 эпизод «Прощание с Матерой» В. Распутина

«…И, наконец, вывезли скот…..

«-Это я, мамка…»

7 ВЕДУЩИЙ:

Давайте поплачем по плачам,

По плакальщицам на Руси.

Поймем ли без них – что мы значим,

На чьих мы слезах возросли?

Завойте, сбивая всем шапки,

свой крик поднимая святой,

На церкви похожие бабки –

С рассохлинкой и скрипотой.

Воскресни, заплачь Федосова,

Есть гений российский рыдать,

Когда на душе — ни засова,

Рыдание как благодать.

Улыбчивые идиоты поймут ли, уняв свою прыть,

Как надо порою до рвоты

Хотя бы немножко повыть?

(Е.Евтушенко).

6 ВЕДУЩИЙ:

(Продолжает на фоне музыки).

3 эпизод «Прощание с Матерой»

«…Это я, тятенька. Это я, мамка…

…ПРАВДА В ПАМЯТИ…»

(Звучит песня на стихи Л. Дербенева «Вселенский закон» в исполнении М. Распутиной).

8 ВЕДУЩИЙ:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы твои.

«Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу».

Тихо ответили жители:

«Это на том берегу».

Тихо ответили жители.

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

сено гребут в сеновал.

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл…

(Н. Рубцов).

(Звучат колокола. На фоне колокольного звона…)

2 ВЕДУЩИЙ:

Вы слышите?!

Вот и опять колокола…

Они кричат по дальним весям,

Больнее самых чутких песен

Опять звучат колокола.

Под небом близким и родным,

Знать, вновь мы что-то потеряли,

И вновь потерями страдая,

взываем в колокол к живым.

Не просим почестей, наград.

Тревогу лишь и дух нетленный,

Чтоб сердца маленький набат

Услышался во всей вселенной.

Вот и опять колокола…

Они кричат по дальним весям,

Их нет надрывней, нет чудесней,

И сердце не приемлет зла…

(Звучит вступление песни И.Талькова «Я вернусь в страну гениев». Звучит вся песня, после 2-х куплетов на фоне пройгрыша…)

1 ВЕДУЩИЙ:

Так принято в нашей музыкальной гостиной, что с нами говорит искусство. Искусство, способное встревожить наши души, передавать человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней.

И, быть может, наш сегодняшний разговор был не зря; быть может, он ради нас с вами, ради детей наших, родного дома, земли, где родились и живем, ради еще чего-то трудновыражаемогог и дорогого.., быть может, ради народа, родины, человечества.

(продолжение песни И. Талькова. Постепенно гаснут свечи. В темноте звучит колокольный звон).

1. В.Распутин. «Прощание с Матерой». Москва.: Эксмо-2010,640 с.

2. убцовк //

Источник: http://globuss24.ru/doc/stsenariy-muzikalynoy-gostinoy-kolokolyniy-zvon-rossii-9-11-klass

Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников Литературно-музыкальная гостиная «Поговорим любви»

Автор материала: Свяцкая Елена Сергеевна

Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Литературно-музыкальная гостиная «Поговорим любви»

Чтецы заранее выбирают стихи о любви из тех, которые задели их душу. Прочитав выбранное стихотворение, чтецы коротко комментируют его.

Звучит музыка Е. Доги «Мой ласковый и нежный зверь»

Ведущий 1: О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.

Ведущий 2: О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.

Ведущий 1: И мы сегодня поделимся друг с другом поэтическими строками, которые поют, стонут, страдают, размышляют о любви.

Ведущий 2: Это стихи, которые выбрали вы сами. А значит, в чем-то они созвучны вашим собственным чувствам, вашему собственному представлению о ней.

Ведущий 1: Мы просим вас не просто прочитать стихи, но и попытаться выразить свое мнение о них, о своем выборе…

Читайте также:  Занимательно – развивающая игра «сильное звено» в профессиональном лицее

Музыка. Музыка приглушенно звучит на протяжении всей композиции.

Мелодии плавно сменяют одна другую.

Ведущий 2: А начнем мы со стихотворения Анны Ахматовой, лирику которой часто сравнивали с дневниковыми записями.

Чтец 1: 

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Ведущий 1:  Независимо от того, верим мы в любовь или нет, подспудно, где-то в глубине души, мы ждем. И тоскуем, не совсем понимая, что же с нами происходит.

Чтец 2: 

Александр Пушкин

«Весна, весна, пора любви»

Весна, весна, пора любви,

Как тяжко мне твое явленье,

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови…

Как чуждо сердцу наслажденье…

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье.

Отдайте мне метель и вьюгу

И зимний долгий мрак ночей.

Ведущий 2:  Тоскуем мы и тогда, когда совершенно точно, совершенно определенно знаем, каким должен быть наш избранник. И понимаем, что глазами его не найти, его нужно почувствовать сердцем! Но только бы не разминуться в толпе!

Чтец 3:

Я так долго искала тебя средь толпы Тех мужчин, что совсем были мне безразличны,Среди будничных дней и ночей маеты,Средь весны и зимы и погоды различной.Я искала тебя и все время звала,Но в ответ тишина и безмолвия горечь.И я снова и снова искала тебяСреди всех моих близких, друзей и знакомых. И я знала как будет наш выглядеть дом,И что будет тот дом всегда полон друзьями.

Знала каждую комнату, каждый проем,Ведь я это в душе все хранила годами.И когда, обессилев от поиска, я,Раз последний решусь поискать средь прохожих,Вдруг почувствую сердцем в толпе я тебяИ застыну, чтоб ты мог почувствовать тоже.

И тогда подойдешь ты ко мне не спеша,И посмотришь в глаза, и обнимешь за плечи,И вдруг скажешь: Как долго искал я тебяСреди этой толпы безразличных мне женщин…

Ведущий 2:  Любовь пришла! Мы точно знаем, что это именно то чувство, в существование которого мы верили! Или не верили…

Ведущий 1:  Что приносит она с собой? Безмятежное счастье или постоянное ожидание беды? Всепоглощающую радость или безмерное страдание?

Ведущий 2:  И, конечно, невозможность жить, дышать вдали от любимого.

Чтец 4: 

Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя — сушь,

Мне и в жару без тебя — стыть.

Мне без тебя и Москва — глушь.

Мне без тебя каждый час — с год,

Если бы время мельчить, дробя;

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать —

Бедность друзей, верность врагов;

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих драгоценных шагов.

Ведущий 1: Рядом с любимым можно забыть о проблемах и бедах. И при этом совершенно не нужно ни о чем говорить… «Зачем слова?» Стихотворение Владимира Соловьева

Чтец 5:

Зачем слова? В безбрежности лазурнойЭфирных волн созвучные струиНесут к тебе желаний пламень бурныйИ тайный вздох немеющей любви.И, трепеща у милого порога,Забытых грез к тебе стремится рой.Недалека воздушная дорога,Один лишь миг — и я перед тобой.И в этот миг незримого свиданьяНездешний свет вновь озарит тебя,И тяжкий сон житейского сознаньяТы отряхнешь, тоскуя и любя.

Ведущий: Чувство может быть настолько сильным, что вы готовы жертвовать всем, что у вас есть, лишь бы знать, что жертва не напрасна. Сейчас прозвучит стихотворение. Эдуарда Асадова. «Я могу тебя очень ждать…»

Чтец 6:

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что все не зря,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

Ведущий 1: Иногда вам кажется, что вы ошиблись в выборе, что глаза вас обманули… Но сердце говорит обратное!

Ведущий 2: А сердце ни одной твоей вины не видит, и с глазами не согласно! – читаем мы в 141-ом сонете Шекспира.

Чтец 7:

Мои глаза в тебя не влюблены, -Они твои пороки видят ясно.А сердце ни одной твоей виныНе видит и с глазами не согласно.Ушей твоя не услаждает речь.

Твой голос, взор и рук твоих касанье,Прельщая, не могли меня увлечьНа праздник слуха, зренья, осязанья.

И все же внешним чувствам не дано -Ни всем пяти, ни каждому отдельно -Уверить сердце бедное одно,Что это рабство для него смертельно.В своем несчастье одному я рад,Что ты — мой грех и ты — мой вечный ад

Ведущий 1: И вновь страдания! И причин здесь много! Это может быть измена, любовный треугольник, как в 47 сонете Шекспира, а может, и недопонимание ваших чувств и желаний, как в стихотворениях Анны Ахматовой и Аполлона Григорьева.

Чтец 8:

У сердца с глазом — тайный договор:

Они друг другу облегчают муки,

Когда тебя напрасно ищет взор

И сердце задыхается в разлуке.

Твоим изображеньем зоркий глаз

Дает и сердцу любоваться вволю.

А сердце глазу в свой урочный час

Мечты любовной уступает долю.

Так в помыслах моих иль во плоти

Ты предо мной в мгновение любое.

Не дальше мысли можешь ты уйти.

Я неразлучен с ней, она — с тобою.

Мой взор тебя рисует и во сне

И будит сердце, спящее во мне.

Чтец 9:

Сказал, что у меня соперниц нет.

Я для него не женщина земная,

А солнца зимнего утешный свет

И песня дикая родного края.

Когда умру, не станет он грустить,

Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!»

Но вдруг поймет, что невозможно жить

Без солнца телу и душе без песни.

…А что теперь?

Чтец 10:

Вы рождены меня терзать

И речью ласково-холодной,

И принужденностью свободной,

И тем, что трудно вас понять,

И тем, что жребий проклинать

Я поневоле должен с вами,

Затем, что глупо мне молчать

И тяжело играть словами.

Вы рождены меня терзать,

Зане друг другу мы чужие.

И ничего, чего другие

Не скажут вам, мне не сказать. 

Ведущий 1: А как быть, как жить, если вас разлюбили? Забыть? Убрать со стола фотографию? Вынуть из сердца? Послушаем , как говорят об этом строки стихотворений Ивана Тургенева и Александра Блока.

Чтец 11:

Когда с тобой расстался я —

Я не хочу таить,

Что я тогда любил тебя,

Как только мог любить.

Но нашей встрече я не рад.

Упорно я молчу —

И твой глубокий, грустный взгляд

Понять я не хочу.

И всё толкуешь ты со мной

О милой стороне.

Но то блаженство, боже мой,

Теперь так чуждо мне!

Поверь: с тех пор я много жил,

И много перенёс…

И много радостей забыл,

И много глупых слёз.

Чтец 13:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем.,

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла;

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Ведущий 1: Возлюбленная уходит… Удерживая, вы не сделаете ее счастливей… Но с благодарностью отпуская от себя, вы достигаете высшей степени человеческой любви! Именно о таком чувстве знаменитое «Я вас любил…» Пушкина.

Чтец 14:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Источник: https://VseUroki.pro/doc/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-dlya-starsheklassnikov-literaturno-muzykalnaya-gostinaya-pogovorim-lyubvi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector