Музыкальное воспитание детей

Музыкальное воспитание детей

С чего начинается любовь человека к музыке? И почему каждому человеку так важно приобщаться к этой области культуры? Ответы на эти вопросы содержит в себе теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Дети слушают музыку с удовольствием

Место музыки в искусстве

Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.

И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя – помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.

Виды музыкальной деятельности

Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек – это ее деление на хорошую и плохую.

Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке.

Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.

Таблица музыкальных жанров

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:

  1. Классическую – существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
  2. Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
  3. Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.

И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.

Особенности музыкального развития ребенка

Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.

Музыкальная культура — определение

Оно осуществляется в следующих направлениях:

  1. Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
  2. Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
  3. В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
  4. В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.

Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.

Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.

Музыкальные способности — определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)

Музыкальная одаренность — определение

С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.

Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.

Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Задачи музыкального воспитания

  1. Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
  2. Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.

  3. Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
  4. Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
  5. Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).

Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка

Основные методы музыкального воспитания

  • Наглядно-слуховой метод –прослушивание музыкального произведения с целью его всестороннего анализа посредством мышления, эмоций, чувств и т.д.
  • Словесный метод – пояснения, указания, предоставляемые родителем, педагогом либо другим лицом в процессе обучения.
  • Художественно-практический – предполагает не только восприятие, но и активное отражение музыкальных произведений при помощи пения, танца или игре на музыкальных инструментах.

Еще одна классификация методов музыкального воспитания подразделяет их в зависимости от активности сторон в его процессе:

  1. Метод прямого воздействия предполагает наличие четко определенного образца, воспроизвести который ребенок должен соблюдая все инструкции, которые ему дает взрослый. Это может быть прослушивание произведение, его проигрывание на музыкальном инструменте, пение фрагмента песни.
  2. Метод проблемного обучения стимулирует ребенка на поиск самостоятельных решений, задействуя свои творческие способности и навыки.

Методы музыкального воспитания — перечисление

Выбор метода музыкального воспитания зависит, главным образом, от индивидуально-психологических особенностей ребенка, к которым относятся возраст, особенности интеллектуального развития, его опыта музыкальной деятельности.

Для того, чтобы музыкальное произведение наилучшим образом способствовало развитию ребенка, важно подбирать его с учетом следующих его особенностей. Оно должно:

  • Строиться на гуманных идеях и пробуждать в ребенке только позитивные чувства.
  • Иметь высокую художественную ценность.
  • Быть насыщенным эмоциями, а также занимательными и мелодичными.
  • Быть доступными для детского восприятия и понятными ребенку.

Принципы музыкального воспитания детей

Развивающие методики музыкального воспитания детей-дошкольников утверждают, что для полноценного развития ребенка в творческом плане необходимы

  • комплексный подход, выражающийся в стремлении решить одновременно несколько задач воспитания;
  • постепенность;
  • повторность;
  • систематичность;
  • учет особенностей детского развития.

Виды музыкальной деятельности, используемые для воспитания и развитии ребенка

Прослушивание музыкальных произведений – пожалуй, самая простая форма развития ребенка, доступная ему с первых дней жизни.

Прослушивание произведений различных жанров стилей позволяет существенно разнообразить кругозор ребенка, а также выработать у него основы художественного вкуса, приучая к по-настоящему качественному исполнению, звучанию музыки и т.д.

Ребенок привыкает избирательно относиться к искусству, тщательно «фильтруя» все, что на него воздействует.

Расширение музыкального кругозора на концерте

Но именно оно ляжет в основу его способности ориентироваться в многообразии произведений и использовать музыку как сильнейший инструмент личностного развития и роста.

Творческая исполнительская деятельность. Когда ребенок уже имеет опыт активного восприятия музыкальных произведений и необходимый объем знаний, он может перейти непосредственно к исполнению музыки.

Начиная с простейших ритмических рисунков, он со временем начинает не только исполнять произведения по образцу, но создавать что-то качественно новое.

К творческой исполнительской деятельности также относятся пение (индивидуальное и хоровое), танец.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей

Учитывая то, музыкальные способности детского возраста входят в число общих способностей человека, развитие музыкальности невозможно без общего всестороннего развития ребенка.

Именно поэтому включение ребенка в интеллектуальную деятельность чаще всего становится тем самым «пусковым механизмом», дающим начало музыкальному развитию ребенка.

Кроме того, подобный подход обеспечит наиболее правильное и целостное развитие ребенка.

Одной из важнейшей ступеней в музыкальном воспитании ребенка является выработка у него субъективного отношения к музыке. Поэтому исключительно важно поощрять его активно рефлексировать, обеспечивать тот или иной эмоциональный отклик на произведение, высказывать свою точку зрения относительно него.

Развивая музыкальные способности, возможно вы вырастите нового гения

Читайте также:  Интеллектуальная игра для школьников 7-10 лет «в мире флоры и фауны»

Музыкальное воспитание должно осуществляться с максимальным учетом индивидуально-психологических особенностей детского возраста в целом и каждого ребенка (в том числе, темпа, интенсивности и т.д.). Ни в коем случае не стоит торопить его: важен не столько процесс, сколько результат, позволяющий приобщить ребенка к музыке и добиться позитивных изменений в его личности.

Как и в любой другой деятельности, исключительно важно мотивировать ребенка на успех и помогать ему поверить в себя.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/teoriya-muzykalnogo-vospitaniya.html

Музыкальное воспитание детей

Музыкальное воспитание детей

Никто не говорит, что нужно непременно отдавать ребенка в музыкальную школу, чтобы он обучался игре на фортепиано или гитаре «через не хочу», или заставлять его петь в школьном хоре, если он даже в душе петь стесняется. Все-таки не всем дано быть великими композиторами, музыкантами и певцами. А вот научить ребенка разбираться в музыке, развивать музыкальный слух и чувство ритма просто необходимо.

Музыкальное воспитание детей очень важно для их развития в раннем возрасте. Слушание музыки оказывает благотворное влияние на развитие центральной нервной системы (не зря еще наши далекие предки пели своим детям колыбельные). Когда ребенок подрастет, занятия музыкой помогут развить у него художественный вкус, чувство прекрасного и любовь к искусству.

Когда следует начинать музыкальное воспитание детей? Лучше всего — еще до рождения ребенка.

Уже начиная с 19-й недели беременности плод в материнской утробе начинает различать звуки внешнего мира, так что будущей маме стоит почаще слушать спокойную расслабляющую музыку (лучше всего — классику).

Некоторые специалисты утверждают, что ребенок, чья мама во время беременности слушала музыку, будет развиваться быстрее, чем его «обделенные» музыкой сверстники.

Когда ребенок родился, для музыкального воспитания можно использовать… погремушки! Они производят широкий спектр звуков, поэтому ребенок, играясь с разными погремушками, будет учиться различать тембр звука.

Кроме старых добрых погремушек в магазинах продается огромное количество музыкальных игрушек. Они значительно облегчают музыкальное воспитание ребенка.

Учтите, что ребенку следует покупать только качественные игрушки, которые издают чистые музыкальные звуки, иначе пользы от них не будет.

Кроме этого, нужно давать малышу слушать музыку. Характер музыки стоит подбирать в зависимости от вида деятельности: когда ребенок играет, подойдет ритмичная музыка, а перед сном — спокойная и плавная.

Обычно дети хорошо воспринимают мягкий джаз и классику. Можно купить специальные диски с музыкой, аранжированной для маленьких детей. Дело в том, что малышам тяжело воспринимать сложные композиции со множеством инструментов и второстепенными мелодиями.

А на таких дисках музыка специально адаптирована для детей.

Когда ребенку исполнится 2-3 года, можно начинать развивать у него чувство ритма. Для это стоит приобрести первый музыкальный инструмент — барабан (только без палочек — малыш может себя ими травмировать).

Сначала можно научить ребенка воспроизводить ритм простых мелодий детских песенок с ударением на сильную долю. Когда малыш с этим справится, можно предлагать и другие инструменты — бубен, ложки, трещотки, а после трех лет — металлофон или ксилофон.

Постепенно предлагайте ребенку мелодии с все более сложным ритмическим рисунком, изменениями темпа.

Музыкальное воспитание детей старше четырех лет уже должно включать в себя осознанное слушание музыки. Можно начинать знакомить ребенка со звучанием отдельных музыкальных инструментов и научить его распознавать их на слух. Стоит объяснить ребенку основные музыкальные понятия.

Только используйте доступные его пониманию термины, например, если вы рассказываете ему о мажоре и миноре, скажите, что мажор — это весело, а минор — грустно. Пусть ребенок учится чувствовать настроение, которое хотел передать композитор.

Если ему сложно рассказать это словами, пусть он попробует «нарисовать» мелодию — рисование под музыку отлично развивает творческие способности.

Важный элемент музыкального воспитания детей — это концерты. Конечно, вести четырехлетнего малыша в консерваторию еще рановато. А вот разнообразные музыкальные детские спектакли — это то, что надо.

Попутно можно рассказать ребенку о правилах поведения в театре, на концерте — лишним это точно не будет. А в перерывах между походами в театр давайте ребенку смотреть музыкальные мультфильмы и детские фильмы.

Существуют даже мультфильмы в сопровождении классической музыки — например, «Голубой Дунай» на музыку Штрауса или «Принц Щелкунчик» на музыку Чайковского.

В возрасте 5-6 лет музыкальное воспитание детей уже может начинать смещаться от слушания в сторону самостоятельного воспроизведения. Можно ограничиться трещотками и маракасами (не всем дается игра на музыкальных инструментах), но если ребенок проявляет интерес к какому-то конкретному инструменту, стоит дать ему попробовать.

Музыкальное воспитание детей — залог их гармоничного развития. Откройте своему ребенку прекрасный мир музыки!

Источник: http://strana-sovetov.com/kids/common/4191-child-music-education.html

Музыкальное воспитание детей в семье

Цели и задачи музыкального воспитания детей в семье

Каждый ребенок рождается гением. Но вот останется ли он таким же гениальным, когда вырастет, зависит от родителей.

Поэтому, чтобы не упустить шанс на достойное будущее, родители обязаны дать ребенку нормальное воспитание и развитие, в том числе и музыкальное.

И если вы не видите для своего ребенка музыкального будущего, обучать его музыке все равно надо с самого рождения, и делать это можно в домашних условиях. А как именно организовать занятия и чему учить малыша в семье, расскажем дальше.

Музыкальное воспитание в семье: каковы цели домашнего развития?

Печально, но современная музыка, которую предлагают отечественные и зарубежные исполнители, негативно сказывается на нравственном развитии детей. Подобные образцы музыки искажают действительность, размывая нравственные идеалы, учат детей аморальности, негативно сказываются на их психологическом состоянии.

Позволяя детям слушать современные композиции, родители, сами этого не понимая, упускают важные моменты в воспитательном процессе.

Дети, наблюдая разврат и аморальность в ярких клипах, начинают считать, что так и выглядит счастливая беззаботная взрослая жизнь, в чем совсем скоро, вырастая, они разочаруются, ибо не все так беззаботно в реальности, как это видится с экранов.

Так что же ребенку дает музыкальное воспитание в семейном кругу? Главными задачами обучения музыке являются:

  • обогащение духовного мира ребенка через музыкальные впечатления и интерес к музыке;
  • развитие творческих и музыкальных способностей посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • общее развитие ребенка средствами музыки.

Музыкальное развитие ребенка в семейном кругу лучше начинать с дошкольного возраста.

Подобно речевому развитию, с дошкольного возраста ребенок будет вникать в особенности музыкальной грамоты, будет воспринимать различные музыкальные направления и различать их.

Если в процессе домашних индивидуальных занятий музыкой родители отмечают, что малышу такое воспитание дается легко, тогда ребенка смело можно отдавать в музыкальный кружок или школу.

Семейное музыкальное воспитание помогает:

  • воспитать в ребенке чувства и эмоции;
  • развить эстетический вкус, интерес к окружающему;
  • привить любовь к прекрасному;
  • совершенствовать мышление;
  • развить нравственные качества и интеллектуальные способности;
  • обогатить словарный запас;
  • формировать отзывчивость, милосердие, сопереживание и доброту.

В домашнем музыкальном воспитании важно, чтобы родители ограничивали ребенка от прослушивания композиций с антикультурным посылом, поскольку они разрушают несовершенную детскую психику. Классические произведения, народные композиции и детские песни – вот материал, на котором должно базироваться музыкальное развитие ребенка в семейном кругу.

Какие методы можно использовать в семье?

Главный метод семейного музыкального воспитания – активное взаимодействие взрослого и ребенка. Но в занятиях следует использовать и другие методические приемы, например:

  1. Убеждение средствами музыки. Прежде чем представить ребенку определенную композицию, взрослый должен прослушать ее несколько раз и понять, о чем она рассказывает. Далее, прослушивая композицию вместе с ребенком, взрослый должен доступным языком объяснить ему смысл произведения. Помните, что музыка является «языком чувств». Она волнительна, создает определенное настроение, заставляет думать и размышлять. Поэтому важно так объяснять прослушиваемое произведение, чтобы переживания ребенка усиливались, а его внимание было направлено на средства музыкальной выразительности.
  2. Метод приучения, упражнений. Взрослый должен учить детей внимательно слушать музыку, улавливать каждое изменение звука, особенности звучания, вызывать интерес к произведениям, формировать потребность в музыке. Эта кропотливая работа может тянуться годами, но однажды ребенок сможет почувствовать сердцем, как рождается музыка.

Чтобы добиться положительных результатов в семейном музыкальном воспитании, нужно приложить максимум усилий, терпения, настойчивости.

Какие виды музыкальной деятельности можно использовать в семье?

Даже если родители не музыканты, они без труда могут прививать ребенку любовь к музыке. Для этого можно использовать следующие виды деятельности:

Источник: https://jliza.ru/muzyikalnoe-vospitanie-detej.html

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Задумавшись над идеей познакомить своего ребенка с классической музыкой, я поняла, что мне не хватает теории.

Чтобы разобраться и найти ответы на свои вопросы, я побеседовала с музыкальными педагогами, работающими с детьми самого раннего возраста, прослушала серию вебинаров и интервью, посвященных обучению детей музыке, изучила мнения экспертов.

На некоторые вопросы ответы подсказывала интуиция, но подкрепить свою уверенность мнением знатоков никогда не будет лишним.

Читайте также:  Конспект нод по художественному творчеству во второй младшей группе «матрёшкины помощники»

«Музыкальное образование не есть воспитание музыканта, музыкальное образование – это есть воспитание человека». Такую формулу раскрывает нам яркий музыкант и педагог современности Михаил Казиник.

В своем коротком видеообращении он рассказывает о том, зачем учить детей музыке.

И его трехминутная вдохновляющая речь не оставляет ни единого шанса лишить своего ребенка возможности познакомиться с удивительным миром, наполненным звуками классических музыкальных произведений. 

Есть, по крайней мере, шесть причин, по которым следует обучать ребенка музыке:

  1. Музыка воздействует на нас на психофизическом уровне, может оказывать влияние на наше здоровье, на наше настроение, рождает чувство гармонии в душе;
  2. Музыка влияет на развитие и осознание эмоций, стимулирует процессы восприятия;
  3. Музыка развивает внимание и активизирует все виды памяти (ребенок играет правой и левой рукой, играет в верхнем и нижнем регистре, играет по нотам);
  4. Музыка улучшает аналитические и математические способности;
  5. Музыка развивает все виды слуха;
  6. Музыка стимулирует творческое мышление.

Итак, мы выяснили, что музыкальное развитие обладает целым рядом полезных свойств. Но тут у родителя, решившего привести ребенка в мир музыки, возникает следующий вопрос:

Дмитрий Кобалевский, Золтан Кодай, Карл Орф, Шиничи Судзуки – это имена выдающихся музыкантов, живущих в разное время и в разных точках земного шара. И каждый из них внес огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировал ее. Благодаря педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией только «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем.

«Каждый ребенок музыкален!» – утверждал немецкий композитор и создатель программы музыкального обучения для детей Карл Орф. Благодаря его программе даже «необучаемым» детям удавалось исполнять разные части специальных музыкальных произведений с относительной легкостью.

«Немузыкальные взрослые – это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита», – утверждал венгерский композитор Золтан Кодай, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом.

С его легкой руки уроки музыки в обычной общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.

Теорию раннего обучения музыке подхватили и создатели известных педагогических систем – Мария Монтессори, Рудольф Штайнер (Вальдорфская педагогика), Борис и Елена Никитины – в их образовательные программы включено множество упражнений для слушания, музицирования, движения, пения и создания музыки. Системы разные, а мысль о том, что музыкальное образование доступно каждому, признана всеми. Теперь, когда уже не остается ни единого сомнения в том, что музыкальное воспитание не может остаться на периферии, возникает следующий закономерный вопрос:

Традиционно в музыкальную школу приводят детей не раньше четырех лет, а то и многим позже (в зависимости от инструмента). Учитывается тот фактор, что ребенок еще не может надолго концентрировать свое внимание, ему физически трудно держать инструмент, моторика не достаточно развита.

Поэтому развитие музыкальных способностей ребенка – слуха, голоса, чувства ритма – начинается только ближе к пяти годам. При этом, современные нейропсихологи утверждают следующее – формирование слуха у эмбриона начинается в 4,5 месяца. Ребенок, находясь в утробе, слышит, чувствует звуки, мамин голос и музыку.

Вот почему пренатальные психологи рекомендуют разговаривать с еще не родившимся малышом, петь ему колыбельные, включать мелодичную музыку для него.

После рождения слух начинает развиваться интенсивно, пик развития приходится на период от 2,5 до 3,5 лет.  В это время мозг ребенка словно губка впитывает колоссальные объемы информации, сенсорно познает мир.

Если мозг имеет достаточно пищи для познания – восприятие утончается, становится более совершенным.

Поэтому ребенку необходимы эталоны цвета, формы, звука, которые он сможет усвоить с необычайной легкостью и на этом материале построит свою картину мира.

В этот период ребенок должен слышать чистое, правильное звучание музыки, не обязательно классической, но и ее в том числе. Таким образом, развиваясь в правильно сформированной музыкальной среде, к 5 годам ребенок может развить абсолютный музыкальный слух. Как раз к тому времени, когда он может быть принят в обычную музыкальную школу.

Современные педагоги уверены – начинать музыкальное воспитание следует как можно раньше.

Уже на третьем месяце после рождения вы можете включать ребенку записи инструментальной музыки (2-3 минут вполне достаточно), играть для него на музыкальном инструменте, если владеете, посещать непродолжительные концерты, которые сейчас устраивают для малышей. Но главное – заниматься музыкой можно и нужно с ребенком дома.

Да. Это может показаться странным, особенно тем родителям, которые сами не имеют музыкального образования.

Но именно родители способны передать детям любовь и уважение к музыке, а музыкальное воспитание начинается прежде всего в семье.

Все без исключения педагоги-новаторы, о которых я рассказывала выше, предавали огромное значение семейному образованию. Ведь именно в семье зарождаются традиции, воспитывается любовь и уважение к прекрасному, развивается вкус.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/muzykalnoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.htm?full

Музыкальное воспитание детей в семье / Mama66.ru

Музыкальное воспитание детей в семье / Mama66.ru

Воспитывать детей важно не только нравственно, прививать им любовь к прекрасному, приобщать к труду и развивать их интеллект. Необходимо также делать акцент на эмоции маленького человека. Поэтому очень важно заниматься с ребенком музыкой.

Музыкальное воспитание позволяет развить в крохе чуткость, умение эмоционально откликаться на происходящее вокруг него. Музыка учит ребенка сопереживать ближнему. Развиваясь музыкально, детки усваивают нормы нравственности, пробуждают свой интеллект, приобретают определенные вкусы. Поэтому очень важно включать музыку в жизнь ребенка.

Смысл музыкального воспитания

Искусство может оказать определенное влияние на человека. Так музыка воздействует на ребенка с самого его рождения. Исследования показали, что малыш благотворно развивается в утробе матери, если та слушает положительную музыку. Состояние ребенка напрямую будет зависеть от вида прослушиваемых композиций.

Музыка является и одной из основ эстетического воспитания. С ее помощью происходит становление определенных вкусов. Она способна воздействовать на эмоции человека и воспитывать его чувства.

Исследования показали, что музыкальное воспитание детей в семье правильнее всего будет начинать в дошкольном возрасте.

Если в детстве человек не испытывает никаких музыкальных впечатлений, в дальнейшем будет трудно заниматься его развитие в этом направлении. Интонационная природа музыки схожа с речевой средой.

Как и для овладения речью необходима определенная обстановка, так и для восприятия музыки она играет немаловажную роль.

Музыка способна воспитывать чувства, воздействовать на эмоции, развивать вкусы и интересы, любовь к прекрасному, а также совершенствовать мышление. Поэтому важно начинать музыкальное воспитание с дошкольного возраста. Именно этот период является точкой отправления для последующего духовного развития человека.

Маленькие дети практически не имеют представлений о чувствах человека. Музыка может не только передать эти представления, но и расширить их базу.

Таким образом, музыкальное воспитание оказывает влияние на развитие нравственных качеств человека и эстетических чувств. Ребенок познает прекрасное через прослушивание музыкальных сочинений.

Беседуя с детьми о музыке, можно развить в них интеллектуальные способности и обогатить словарный запас.

Развитие музыкальных способностей очень важно в воспитании ребенка. Так формируется отзывчивость, в основе которой лежат эмоции. Она предполагает умение сопереживать ближнему, быть добрым в отношениях с окружающими.

Музыкальные способности могут быть врожденными или развиваться во время воспитания, обучения и воздействия внешней среды. Ведущие ученые педагогики считают, что с рождения в человеке могут существовать определенные задатки, а способности следует развивать.

Как развить чувство музыки в раннем детстве?

Даже самые маленькие дети могут и должны интересоваться искусством. Музыка учит воспринимать прекрасное, видеть необыкновенность окружающего мира. Чем раньше сформируются эти впечатления, тем богаче будет эмоциональная сфера ребенка.

Малыш должен участвовать в художественно-эстетической деятельности. Ребенок учится воспринимать мир вещей, красоту природы и откликаться на них эмоционально. Так, малыш учится слышать и видеть прекрасное, казалось бы, в обычных вещах. Раскрыться творчески ребенку поможет художественная деятельность.

Чтобы развить музыкальное восприятие маленького ребенка, родителям необходимо включать в его досуг различные произведения искусства. Благодаря этому знания малышей будут расширяться, а опыт обогащаться эмоционально.

Дети раннего детства очень впечатлительны. Им легко внушить что-либо. Однако привлечь внимание малыша на длительное время не представляется возможным.

Ребенок будет более сосредоточен на музыкальном занятии, если его эмоциональное состояние будет положительным.

Чтобы эмоционально воздействовать на ребенка, необходимо какое-то средство. Таким орудием управления является музыкальное воспитание, которое положительно влияет на психологическое состояние малышей. В раннем детстве желание ребенка танцевать, петь, слушать музыку очень ярко выражено. Поэтому необходимо приобщать его к прекрасному через это средство воздействия на чувства.

С выбором композиций тоже есть некоторые нюансы. Более подробно они будут рассмотрены ниже. Но важно упомянуть, что пение взрослых должно вызывать положительные эмоции у малыша. Лишь тогда ему захочется слушать и подпевать.

Охотнее всего дети это делают, если есть музыкальное сопровождение. Можно поиграть с малышом, обращаясь в песне к конкретному персонажу.

Если есть игрушка, то следует проделать с ней те действия, о которых говориться в тексте песни.

Малышам доставляет удовольствие обучение взрослого. Они могут предложить ему выучить песенку, повторив за ними куплет несколько раз. Но иногда они просто приглашают взрослого послушать, как поют они сами. Эти действия вызывают у детей раннего возраста интерес к пению.

Читайте также:  Сценарий общешкольного мероприятия ко дню учителя

Малыши любят танцевать. Им доставляют радость движения под живую, энергичную музыку. Обучение танцу будет тем легче, чем более положительные эмоции он будет вызывать у детей.

Можно танцевать с участием взрослого, подражая ему. Танец может быть устроен совместно с пением или игрушками.

Также ребенок может плясать самостоятельно, заранее заучив движения с помощью взрослого, или проявив свой творческий потенциал.

Ни одного малыша не оставит равнодушной музыкальная игра. В такой деятельности эмоции детей достигают пика. Игры должны быть ролевыми с построением сюжета. Например, прятки, догонялки, перебежки и т. п.

Музыка в жизни дошкольника

Дети дошкольного возраста достаточно впечатлительны к происходящему в окружающем их мире. Этот период детства является наиболее благоприятным для музыкального развития. Он играет важную роль в формировании эмоциональной сферы малыша. Поэтому музыка, предъявляемая детям для прослушивания, должна выражать те чувства, которые необходимы для нормального развития ребенка.

Благоприятной для музыкального воспитания детей в семье будет инструментальная музыка. Определенные тона и интонации делают её узнаваемой для ребенка. Уместным будет прослушивание пьес с участием любимых героев. Это может быть образ мышки, Буратино, самолета и т. п.

Чтобы сформировать у дошкольника музыкальный слух, необходимо проводить музыкальные игры и упражнения с элементами дидактики. Восприятие силы, высоты, тембра и длительности музыкального звука поможет развить соответствующие способности. С этой целью используют различные средства. К ним можно отнести музыкальные инструменты. Подойдут и колокольчики, и игрушки со звуком.

В три года малыши уже способны петь, повторяя за взрослым. Сначала они воспринимают звуки в конце куплета. Дальнейшее развитие позволяет им правильно исполнять звук в конце фразы. Изначально певческое дыхание дошкольника короткое, но в процессе тренировок уже к исходу третьего года оно становится более протяженным.

Движения под музыку осваиваются ребенком во время беганья, лазанья, прыганья. Таким образом дошкольник учится передавать характер музыки. В группе малышей можно провести музыкальную игру, в которой дети будут танцевать в хороводе, паре или отдельно друг от друга.

Ребенка нужно учить не только петь, но слушать и понимать музыку. В этом процессе большую роль играет игрушка. Она обязательно должна соответствовать сюжету песни. Если нет подходящей игрушки, можно просто побеседовать с ребенком и спросить у него, о чём шла речь в прослушанной песенке.

Дошкольник должен быть заинтересован в содержании песни, иначе он не будет её исполнять. Поэтому взрослому нужно пропеть её с выражением. Кроме этого, родитель может взять игрушку и обыграть сюжет песни в процессе её воспроизведения. Сначала ребенок подпевает повторяющиеся фразы, а затем заучивает песню полностью. Важно помнить, что в обучении к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Певческие интонации возникают у дошкольников благодаря положительному эмоциональному отношению к песне. Поэтому важно использовать игровые приёмы в момент воспроизведения композиции. Заучивание происходит наиболее плодотворно с использованием игрушек.

Подбор музыки для детей

Каждая семья занимает свою ступень в музыкальной культуре. Кто-то ценит классическую музыку и уважает народную. Такие семьи, как правило, часто ходят на концерты и спектакли. В доме у них всегда звучит музыка. Они уважительно относятся к профессии музыканта. Дети получают музыкальное образование.

Не раз услышав звучащую песню, малыш способен усвоить и запомнить её. Музыкальному развитию способствует также игра на различных инструментах. Сначала это простые игрушки — ксилофоны, дудочки и прочее. По мере взросления ребенка он может научиться играть на пианино, но это уже требует профессиональных занятий с ним.

Музыкальное воспитание детей в семье — достаточно редкое явление. Исключением являются лишь семьи профессионалов. Если у ребенка есть способности к музыке, он обязательно проявит их: в пении колыбельной куклам, ритмичными постукиваниями и т. п.

Песенный репертуар может быть самым разнообразным. В раннем детстве это простые песенки, которые учат эмоциональной отзывчивости.

В дошкольном возрасте в музыкальную деятельность включают более сложные композиции. Важно запомнить, что ребенок не должен быть перегружен впечатлениями, полученными от музыки.

Поэтому подбирать музыкальные произведения необходимо в расчете на возраст маленького слушателя.

В раннем детстве это «Гули-гули», «Мишка косолапый» и прочие простые песенки. В три года ребенок уже способен воспринимать более сложную музыку.

В этом случае родителям можно порекомендовать песни ансамбля «Колокольчик», песенки из советских мультфильмов, классическую (Чайковский) и танцевальную музыку, «Во поле береза стояла» и т. п.

В пять — семь лет: «Раз, два, три» (А. Варламов), «Спой нам, ветер», «Синий-синий василек» (Н. Тимофеева) и прочее.

Итак, в музыкальном воспитании детей необходимо ориентироваться на их возраст. От этого фактора будет зависеть выбор композиций. В раннем детстве лучше слушать простую, эмоциональную музыку, а дошкольникам можно включать инструментальные произведения и заучивать с ними более сложные песенки.

Источник: http://mama66.ru/child/muzykalnoe-vospitanie

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Музыка — больше, чем просто искусство. Это совершенно иной мир, в котором правят эмоции, образы и воображение. Влияние музыки на развитие личности ребенка колоссально, и научные исследования неоднократно это подтверждали. Воспитывая в детях любовь к музыкальному искусству, вы открываете ему новые грани эмоционального восприятия жизни.

Значение музыкального воспитания дошкольников

Уже до года малыши проявляют искренний интерес к музыке. Они улавливают мелодию и даже совершают простейшие танцевальные движения — крутят ручками, энергично раскачиваются в такт.

С 3 лет дети готовы к музыкальному воспитанию — посвящению в таинственный и увлекательный мир музыки. Многие родители, однако, не считают это важной задачей и предпочитают развивать, например, спортивные навыки дошкольников.

Тем временем, детские психологи уверяют, что развитие музыкальных способностей — неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса дошкольников.

Музыкальному воспитанию следует уделить внимание по следующим причинам:

  • Музыка помогает детям научиться выражать эмоции. Малыши становятся более открытыми и чувственными, реже скрывают свои переживания от родителей, что значительно снижает вероятность возникновения детского стресса.
  • Благодаря музыке, развиваются творческие способности и детское воображение. Неважно, играет ли малыш на инструменте или просто слушает песни — в обоих случаях близкое «общение» с музыкой вдохновляет и воодушевляет на реализацию творческих порывов.
  • Положительное влияние на психофизическое состояние. Музотерапия часто практикуется детскими психологами для корректировки неусидчивости, чрезмерной возбудимости и т. д. Полезна она и в профилактических целях. Главное — грамотно подбирать музыкальный материал, чтобы не получить в результате сеансов обратный эффект.
  • Развитие памяти, концентрации внимания, моторики пальцев, усидчивости. Запоминая песни, осваивая музыкальные инструменты, дети развивают многие навыки, которые обычно тренируют с помощью комплекса упражнений.
  • Формирование эстетического восприятия жизни. Наконец, очень важно просто дать ребенку возможность получать эстетическое удовольствие от прослушивания/исполнения музыки. Не забывайте, что музыка — искусство, а приобщать к нему детей необходимо.

Дошкольники и музыка

О музыкальном воспитании дошкольников родителям известно немногое, поэтому обычно они просто записывают ребенка в музыкальную школу или, как вариант, нанимают репетитора.

На деле приобщение к миру музыки — комплексный процесс, в ходе которого малышу прививается искренняя любовь к этому виду искусства.

Причем речь идет не о навязывании вкусов и желаний родителей, а о создании благоприятного музыкального «климата».

Психологи предлагают разные методики музыкального развития, но сводятся они к работе в нескольких конкретных направлениях:

  • Формирование музыкальных эталонов. Понятно, что у каждого взрослого свои музыкальные предпочтения, однако трех-, четырехлетнему малышу необходимо слушать именно «правильную» музыку — чистые ноты, приятные мелодии. С возрастом у ребенка появится индивидуальный музыкальный вкус, но в дошкольном периоде важно научить его качественному материалу, в т. ч. и вечной классике.
  • Развитие музыкальных способностей. Даже если вы не планируете учить играть на фортепиано или других инструментах своего ребенка, развивать музыкальность можно и нужно.
  • Выбор музыкального инструмента. Естественно, не нужно занимать ребенка — это опциональное направление. Если же малыш сам желает освоить музыкальный инструмент, обязательно поддержите его и найдите хорошего репетитора.

Как построить процесс музыкального воспитания?

Преподаватели музыки и детские психологи советуют следовать «возрастному» плану по развитию детской музыкальности. Наиболее оптимальный вариант выглядит следующим образом:

  • До 4 лет. В столь юном возрасте в музыкальную школу еще не принимают, частные занятия тоже малоэффективны. Малыши еще не слишком усидчивы, и сконцентрировать внимание для них — почти невыполнимая задача. Однако уже сейчас можно выбрать музыкальный инструмент — что-нибудь легкое, не требующее обучения и развития навыков. Бубен, барабаны, трещотка и даже ложки прекрасно подойдут для развития у ребенка, например, чувства ритма, темпа. В этот период нужно чаще слушать детские песенки, подпевать и подыгрывать им, разучивать небольшие стишки-прибаутки и пропевать их.
  • Дети 4−5 лет. Как можно чаще слушайте музыку, причем начинайте расширять кругозор ребенка, предлагая ему разные стили. Изучайте новые инструменты — гитару, фортепиано, скрипку, духовые. Вместе анализируйте музыку — определяйте ритм, настроение (мажор или минор), пытайтесь угадать, какие инструменты задействованы. Чаще смотрите концерты и, по возможности, посещайте живые выступления.
  • От 5 лет. В этот период музыкальное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста выходит на качественно новый уровень. Теперь можно не просто слушать, но и стараться воспроизводить услышанные мелодии. Естественно, речь не идет о профессиональном использовании музыкальных инструментов — достаточно просто устраивать «шумовой» оркестр. В это же время можно начинать занятия с репетитором или преподавателями в музыкальной школе. Обязательно учитывайте желания малыша и не заставляйте его осваивать музыкальные инструменты — результата должного от такого «агрессивного» воздействия все равно не будет.

И неважно, знаете ли вы, как определить музыкальный слух у ребенка или сыграть «Лунную сонату». Для приобщения малыша к музыкальному миру достаточно просто слушать хорошие композиции, смотреть «живые» концерты и получать эстетическое удовольствие от такой приятной музотерапии.

Много ли времени вы посвящается музыкальному воспитанию ребенка? Нужно ли вообще этим заниматься, или есть более полезные и интересные занятия, на ваш взгляд? Делитесь своими мнениями в комментариях к статье.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/muzykal-noie-vospitaniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector