Обучение детей дошкольников математике. как учить детей математике? легкая математика

Обучение детей дошкольников математике. Как учить детей математике? Легкая математика

В возрасте 4-5 лет, а в некоторых случаях даже раньше, можно начинать учить ребенка осваивать математические азы. Если делать это в форме игры, применяя предметы, хорошо знакомые малышу с самого детства, то результат себя ждать не заставит, уж поверьте.

Инструкция

Итак, углубимся в суть процесса, как научить ребенка математике. Начинайте с простого. Научите малыша считать до пяти – просто выучить последовательность цифр, но при этом дать ребенку понять, что это и есть счет, а цифры следуют одна за другой. Возьмите, например, яблоки. Выложите их в ряд и сосчитайте вслух.

Для начала их должно быть не более четырех-пяти, не перетруждайте ребенка длинным математическим рядом. Несколько раз сосчитайте, указывая на них пальцами и называя числа. Потом возьмите 1 яблоко, объясняя вслух: «У меня в руках одно яблоко». Потом второе, третье, и так далее.

Проделывайте подобные манипуляции около трех-четырех дней, пока вам не станет ясно, что малыш уяснил суть того, что вы хотели ему донести.Через неделю уже можно пробовать начать объяснять ребенку, как суммировать числа. Пусть для начала это будут элементарные примеры: 1+1, 1+2.

«Я беру одно яблоко и добавляю к нему еще одно, получается два яблока».В принципе, можно брать любые предметы, но очень желательно, чтоб они были одинаковые и небольшие по размеру. Например, прищепки или те же палочки для счета. Научить ребенка математике, точнее ее азам таким простым методом очень легко.

Главное, запастись терпением, проводить подобные простые занятия регулярно, а лучше всего ежедневно в определенное для этих занятий время.Через пару недель уже можно переходить к изучению счета до десяти и пробовать объяснять малышу, как решать более сложные примеры.

Если заниматься понемногу – не более минут 10-15 в день, каждый раз повторяя выученное ранее, буквально за три месяца можно научить ребенка всему, что он должен знать до школы в области математики.

Источники:

  • как научить ребенка решать примеры

Физически развитый опорно-двигательный аппарат ребенка коррелятивно стимулирует развитие всех органов и систем организма. Дети, которые научились ходить быстро – раньше сверстников, имеют более развитый уровень интеллекта.

Вам понадобится

  • Обувь для малыша на твердой подошве.

Инструкция

Прежде чем ваш малыш научится сидеть, введите в ежедневную практику комплекс упражнений для развития опорно-двигательного аппарата. Упражнения начинайте с первых недель жизни ребенка, они очень полезны для него и способствуют укреплению костно-мышечной системы.

Выполняйте комплекс сначала по 2-3 минуты, затем постепенно увеличивайте время занятий до 8-10 минут. Начните с легкого массажа конечностей, направление движений должно быть от пальцев вверх: до тазобедренных суставов ног и до плечевого сустава рук. По мере роста малыша, к массажу добавьте элементы гимнастики.

Сгибайте и разгибайте ножки ребенка, выполняя пассивный « велосипед». Имитируйте ходьбу в положении лежа на спине, это упражнение хорошо укрепляет связки коленных суставов. Возьмите пяточки малыша, пусть упрется в ваши ладони и отталкивается. Обычно эти упражнения доставляют детишкам удовольствие.

Когда ребенок научится держать головку – начинайте водить его, держа под мышки. Рефлекторно малыш будет переставлять ножки, сначала по несколько секунд – затем постепенно увеличивайте время.По мере того, как малыш научится сидеть самостоятельно, он постепенно сам будет предпринимать попытки к перемещению.

Сначала он будет учиться ползать, это необходимо поощрять. По мере того, как ребенок начнет активно ползать – у него будут развиваться пространственные ощущения.
Не препятствуйте ползанию ребенка и не ограничивайте территорию его свободных перемещений манежем. По мере освоения малышом своего пространства – просто оградите его от возможных травм.

Прикройте острые углы чем-нибудь мягким, например подушками или одеялом. Расставьте яркие игрушки по комнате, это будет дополнительным познавательным стимулом для ребенка.
Никогда не ругайте малыша, если он что — то делает не так. Хвалите и поощряйте, ваша эмоциональная поддержка крайне важна для ребенка.

Как только ребенок самостоятельно попытается встать и пойти – обеспечьте ему опору для передвижения. Это могут быть предметы мебели, дети часто используют их для удержания равновесия. Сделайте ему турник: закрепите одну из перекладин поперек кроватки. Вскоре он будет сам тянуться к ней и использовать для опоры.

Подвесьте к турнику несколько небольших игрушек, пытаясь дотянуться до них – малыш будет все тверже стоять на ногах. Когда он освоит первые шаги и будет перемещаться самостоятельно либо за руку – стимулируйте этот навык как можно чаще. Предложите малышу самостоятельно катить свою коляску, обычно они с удовольствием это делают.

Не стремитесь использовать ходунки. Вопреки распространенному мнению о них как о тренажерах для ходьбы – замечено, что дети «из ходунков» начинают ходить самостоятельно позже сверстников. Это объясняют отсутствием стимула для ребенка, а также ходунки не развивают ощущение равновесия. Кроме того, случаи травматизма при использовании ходунков встречаются довольно часто – ребенок может в них перевернуться.

Стремление научить своего ребенка ходить быстро непременно даст свои результаты в плане развития его интеллекта.

Обратите внимание

Обувь для первых шагов должна быть с твердой подошвой, а пол — ровным и не скользким.

Полезный совет

Не стремитесь проскочить этап ползания, для гармоничного развития малыша он крайне важен. Пусть все идет своим чередом.

Распечатать

Как научить ребенка математике

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-22424-kak-nauchit-rebenka-matematike

Выпуск 6. Дети и счёт: как легко обучить ребёнка счёту и заинтересовать его математикой

Выпуск 6. Дети и счёт: как легко обучить ребёнка счёту и заинтересовать его математикой

Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички».

При поступлении в первый класс обычно не проверяют умение ребёнка считать. Но по факту уже на первых уроках дети сталкиваются с необходимостью применения математических навыков. Помочь ребёнку освоить базовые основы счёта ещё до школы — задача родителей.

Зачем учить детей счёту до школы

Из всех живущих на Земле существ, считать умеют только люди – это одна из высших функций головного мозга. Математика нужна каждому из нас в повседневной жизни: посчитать деньги, соотнести количество гостей и вилок-ложек и т.д.

Даже дошкольники нередко сталкиваются с необходимостью применить арифметические умения: проверить, правильно ли продавец дал сдачу в магазине, переставить фишку в игре-ходилке.

То есть у сложной, но очень интересной науки есть практическое применение.

Другая причина раннего знакомства со счётом — развитие маленького человечка. В возрасте 2-3 лет кроха уже способен усваивать математические понятия. Более того, чем младше ребёнок, тем легче и быстрее идёт обучение. Конечно, речь здесь исключительно об игровой форме – занятия не должны напоминать нудные уроки.

Доказано, что обучение счёту (особенно устному) совершенствует память, внимание, логическое мышление, развивает интеллект и смекалку. Дети, умеющие в уме оперировать числами, быстро соображают во всём. В школе они успевают не только по арифметике, но и по другим предметам.

Не зря математику называют царицей наук – по её законам происходит всё в этом мире.

Математика — наука всех наук.

Начало

Начинать обучение счёту можно уже с двух лет (иногда даже немного раньше). Одевая малыша, пересчитываем его части тела: обнаруживается, что ручек у крохи две, ножек, глаз и ушей – столько же, а вот нос – всего один. Голова тоже одна, поэтому и шапка нужна одна, а вот для двух рук нужны обязательно две варежки.

Чуть позже оказывается, что пальчиков на кистях и стопах по пять. Ещё через некоторое время начинайте периодически задавать ребёнку вопросы — сколько глаз (носов, рук, лапок, хвостов) у куклы (мишки, зайки и т.д.)? Пересчитывать с ребёнком можно что угодно — ступеньки, цветочки на картинке в книжке, пуговицы, кусочки пищи в тарелке, камешки, птичек и т.д.

И делать это нужно всегда и везде: на прогулке, в процессе мытья посуды, сервировки стола, одевания, купания, игр. А запомнить последовательность числового ряда помогут стишки, считалочки и прибаутки. Только ребёнку не стоит бездумно заучивать и  произносить: раз-два-три-четыре… Малыш должен знать, что «три» — это не просто слово, это три каких-либо предмета.

И обязательно почитайте ребёнку сказку «Козлёнок, который умел считать до 10».

Козлёнок, который всех сосчитал.

Знакомство с цифрами

Если двухлетка ещё не способен к абстрактному мышлению, то детишки 3-х-4-х лет уже вполне готовы к знакомству с цифрами — знаками, обозначающими количество. Для этого понадобятся карточки с их изображениями либо фигурки из картона, дерева, пластика и т.д.

Берём 3 кубика (машинки, куклы, палочки) и кладём рядом цифру 3. Берём 5 игрушек — кладём рядом цифру 5, чётко проговаривая каждое действие. Затем наступает очередь юного ученика. Теперь уже родитель только выкладывает определённое количество предметов, а ребёнок самостоятельно находит карточку с нужной цифрой.

Слепить цифры из пластилина — тоже можно.

Кстати, малыша примерно с 4-х лет уже можно «тренировать» в обратном счёте. Чтобы урок не оказался скучным, обыграйте действия: например, отсчитывайте секунды, оставшиеся до запуска ракеты. Этот важный навык готовит ребёнка к следующему этапу — освоению вычитания. Ну, и, конечно, в процессе обучения развиваются внимание и память.

Пара слов о методиках

Существуют авторские методики обучения дошкольников навыкам счёта — программы Никитиных и Зайцева, Монтессори и Домана и многих других известных людей, посвятивших жизнь исследованию раннего развития. Можно, конечно, сконцентрироваться на чём-то одном. Но, как показывает практика, у каждой методики есть не только достоинства, но и недостатки.

Например, популярный метод обучения счёту Домана предполагает показ ребёнку карточек с крупными яркими точками (диаметр — 2 см). Для начала используются карточки, на которых количество точек не превышает 5-ти. Позже количество объектов доходит до 20-ти, затем — до 100.

Взрослый просто демонстрирует юному математику материал и чётко называет ему число. Скоро ребёнок уже безошибочно, даже не пересчитывая точки, сам легко отвечает на вопрос «Сколько?» При этом ему не составит труда различить карточки с 19-тью и 20-тью кружками.

Малыш очень быстро учится визуально воспринимать количество. Мы, взрослые, которым в детстве не была предоставлена возможность подобного обучения, вряд ли можем представить себе — каково это.

Затем наступает очередь демонстрации малышу комбинации листков: например, берётся материал с 10-ю и 2-мя точками, действие проговаривается: «10 плюс 2 равно 12».

Карточки Домана.

Судя по отзывам, дети очень быстро учатся устному счёту. Они легко в уме справляются со сложением двухзначных чисел. Но методика не затрагивает других важных математических понятий — шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче и т.д.

Читайте также:  Игры для детей на празднике день россии

Она просто обучает считать автоматически — не развивается ни логика, ни интеллект. Ребёнок становится похожим на «ходячий калькулятор», который не может самостоятельно сообразить, как использовать свои умения на практике, зато охотно отвечает на вопросы взрослых.

Та же ситуация и с другими методиками — в программах Монтессори совсем не уделяется внимание развитию правого полушария, метод Зайцева быстро обучает счёту, но не способствует совершенствованию необходимой для письма мелкой моторики, в системе Никитиных обходится стороной творчество и развитие речи.

Поэтому существует и другой вариант — выборочное использование наглядного материала, идей, правил и игр нескольких программ.

Каждый ребёнок индивидуален, и только родители знают особенности развития и интересы своего чада. Используя находящуюся в открытом доступе информацию, любой взрослый вполне способен составить для собственного малыша уникальную «программу» обучения математике.

Оперируем числами

Научившегося считать хотя бы в пределах пяти ребёнка начинайте знакомить со сложением-вычитанием. Здесь, конечно, не обойтись без наглядного материала — одинаковых и различающихся по некоторым признакам предметов. Готовые наборы легко найти в магазине, но и изготовить пособия самостоятельно не так сложно.

Один плюс три равно четыре.

Элементарный способ: вырезать картинки из книг и журналов и наклеить их на плотный картон. Впрочем, в хозяйстве каждого малыша сегодня найдутся игрушки, способные служить счётным материалом — кубики, кольца пирамидок, палочки, фигурки из киндер-сюрпризов, маленькие машинки и т.д.

Карандаши тоже подойдут. Это — цифра три.

Берём, например кубик и говорим: «Один». Затем приставляем к нему другой кубик и произносим: «Плюс один равно два». Таким же образом демонстрируйте малышу и примеры вычитания.

Не бойтесь оперировать понятиями «+», «-», «=». Можно объяснить их значение малышу, но это не обязательно: достаточно предоставить детям факты, и прирождённые исследователи сами очень быстро выведут закономерность.

Также не забудьте о понятиях «больше-меньше» и их обозначениях «>» и «

Источник: http://www.o-my-baby.ru/kolonki/umnichki/obuchenie-schetu.htm

Как научить ребенка заниматься математикой

Как научить ребенка заниматься математикой

Но делать это необходимо ненавязчиво. Для этого можно использовать различные игры  и применять разные вспомогательные предметы, которые хорошо знакомы нам всем с детства. И вы не заставите себя долго ждать положительного результата.

Этапы обучения

Начните обучение со сравнения количества

Существует три этапа обучения: это привыкание, понимание сути самого предмета, запоминание принятой информации. Совершенно не стоит особенно торопиться, требовать моментального запоминания результатов математического сложения или вычитания от ребенка. Многих родителей волнует вопрос, как эффективней научить ребенка математике.

1класс как научить ребенка считатьКак научить школьника быстро считать в уме? Методика обучения счету за 21 день [Школа скорочтения]Как научить ребёнка думать☑️ Как научить ребенка решать задачи по математике? [Школа скорочтения и развития памяти]

Начинайте издалека, поначалу просто почаще проводите беседы ребенком, при этом сравнивая предметы: большой — меньше, тяжелый — легче и так далее. Затем можно начать запоминать простые числа.

Даже если малыш чего-либо не понимает сразу, например, что означает словосочетание «шесть тарелок», «две ложки», «четыре вилки», на наглядном примере, накрывая с мамой праздничный стол, он быстрее разберется в правилах счета и скоро важно и с гордостью расскажет, сколько именно приборов находится на столе.

Играем и учимся

Любимая игра малыша поможет освоить математику

Чтобы обучение малыша было максимально эффективным, необходимо его сделать в игровой форме, интересным и в то же время полезным. Попробуйте играть в различные математические игры, способствующие запоминанию цифр, — домино, лото, даже обыкновенные игры-путешествия — значительно посодействуют запоминанию последовательности цифр.

Однозначно не стоит придумывать для обучения скучные примеры, попробуйте придумать интересную, даже смешную задачку, ведь она способна заинтересовать ребенка. Стоит приобрести различные математические книги, головоломки, игры, по возможности старайтесь разгадывать их вместе.

Как научить малыша считать

Учите считать на наглядных предметах

Начинайте обучение с простых примеров, начните с прибавления цифры один. Если малыш владеет порядковыми числами, ему довольно легко объяснить, желательно на наглядном примере, что если к двум предметам прибавить три, должно получиться пять. Вместе с еще одним предметом будет шесть. Более сложный термин «минус» стоит объяснить чуть позже, когда малыш поймет принцип вычитания.

Изучение счета — это запоминание ребенком цифр, входящих в состав числа. То есть число 5 состоит из 2 и 3, 4 и 1. Можно представить примеры на счет в виде картинки, например, цифра 2 — это домик, и задача ребенка — дорисовывать крышу: 1 — поменьше, 2 — побольше и так далее.

Запоминание геометрических фигур

Показывайте ребенку различные фигуры вокруг

Не стоит забывать, что математика включает в себя не только лишь счет, надо учесть множество важных нюансов. Как правильно научить ребенка математике? Надо не забывать и про понятия геометрии.

Ребенку необходимо различать фигуры, понимать значения слов «короче» и «длиннее», что значит сзади него, что впереди, что обозначают слова «справа» и «слева».

Практически все эти понятия малыш способен полноценно осознать в 2 года, если с ним постоянно занимались родители.

По этому принципу обучайте ребенка различать правую и левую руки, направления вперед и назад.

При случае родителям нужно проговаривать, в каком именно направлении они идут, в какую сторону на данный момент поворачивают, какой из домов на улице выше, а какой намного ниже, какой путь длиннее, а какой — короче.

Малыш быстро усвоит практически все термины математики на наглядных примерах, он будет достаточно подготовлен, чтобы пойти в первый класс школы.

Основы счета

Не перегружайте ребенка информацией

Принципы обучения математике:

  • обучать математике эффективней во время игры;
  • желательно разбить используемый материал обучения на небольшие части;
  • обучение должно проходить как бы по спирали, это означает, что следует регулярно возвращаться к ранее пройденному материалу и оценивать его с уже более высокого уровня;
  • необходимо строить обучение таким образом, чтобы не было большой разницы в сложности материала, не смешивать дошкольные и школьные знания.

Инструкция для родителей:

  • Для начала необходимо научить ребенка элементарному — считать до пяти, объяснив, что цифры должны идти исключительно в определенной последовательности.
  • Через неделю можно попробовать объяснить, как правильно суммировать цифры на элементарных примерах.
  • Учить считать надо на любых предметах, желательно небольших по размеру.
  • Через несколько недель можно переходить далее, к изучению более сложного счета до десяти, и попробовать объяснить ребенку уже более сложные примеры.
  • Занятия должны длиться не менее 10-15 минут ежедневно, но не больше 30 минут в день, при этом каждый раз необходимо повторять пройденный материал.

При условии выполнения всех приведенных выше условий по дошкольной программе в области математики ребенка можно натаскать буквально за три месяца.

Источник: http://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-matematike.html

Математическое ?? развитие детей дошкольного возраста ?? План развития вашего ребёнка

Современные родители уделяют много внимания дошкольному обучению своих детей.

При этом взрослым нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки — это создание каждому ребёнку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учётом возраста.

Математическая подготовка играет одну из ключевых ролей в этом процессе. Рассмотрим подробнее, какое содержание математического обучения нужно предусмотреть для дошкольников.

В обучении математике нужно использовать все подручные средства

Зачем учить математику

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов

Математика — уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей:

  • логического мышления;
  • памяти;
  • речи;
  • воображения.

Участвует в формировании настойчивости, терпения, творческих способностей личности. Учит анализу и синтезу, планированию своих действий, максимально точному изложению мыслей, умению обосновывать имеющуюся точку зрения. Помогает знакомить детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Зачем нужна математика — размышления детей

С какого возраста и как обучать

Пяти-, шестилетки весьма активны в вопросах познания и освоения окружающей их действительности. Дети дошкольного возраста очень любят задавать вопросы, особенно любимым становится вопрос «почему?».

Они стараются разобраться в устройстве какой-либо вещи, начинают устанавливать причину и следствие каких-либо событий, происходящих вокруг. Эти вопросы и навыки весьма полезны не только для общего развития, но и для обучения. Поэтому с 5-6 лет уже можно активно обучать их математике.

Бывает, что ребёнок и более младшего возраста (3-4 лет) также интересуется предметом. В этом случае, не нужно дожидаться достижения им 5-6 лет, чтобы приступить к занятиям.

Знакомство с цифрами можно начинать с 3-х лет

Следуйте за интересами своего дошкольника, прислушивайтесь к нему, старайтесь сохранить его естественный природный интерес к предмету. Ваши старания будут вознаграждены. В то же время ни в коем случае не следует «навязывать» детям необходимость изучать предмет, т.к. можно добиться обратного эффекта – нежелания учиться, отсутствия заинтересованности.

Основной вид деятельности дошкольников – это игра, поэтому при обучении и следует пользоваться всем многообразием её возможностей. Не следует стремиться проводить с ребёнком полноценные занятия, как в детском саду или центре.

У вас в приоритете должны быть совсем другие формы: прогулки, экскурсии, игры с природными материалами (водой, песком), конструкторы, совместные занятия домашними делами, чтение и знакомство с элементами фольклора (считалками, скороговорками), настольные игры, ситуационные игры (магазин, поезд) – в общем, всё, что подскажет ваша фантазия, воображение, жизненный опыт.

Математическая игра «Рыбка» — интересное обучение

Содержательные линии математического обучения

Педагоги и методисты традиционно выделяют в качестве основы развития дошкольников по математике четыре содержательные линии:

  • арифметика;
  • геометрия;
  • величины;
  • логика.

Арифметика

Числа и цифры

Арифметическая линия включает в себя, в первую очередь, изучение чисел и цифр. Ребёнок должен понять, что научиться считать необходимо. Помогите ему в этом (сначала до 10, потом до 20).

Учить детей счёту можно, используя какие угодно предметы и их изображения: кубики, тарелки, ступеньки, игрушки, продукты, картинки и т.д. Одновременно с устным счётом малыша нужно знакомить с графическим изображением цифр.

В этом может помочь способ ассоциаций, а также стихотворные формы.

Например, «двойка» похожа на лебединую шею, «четвёрка» — на стул, который перевернули вверх ногами, «восьмёрка» — на два кольца и пр. При желании можно придумать в «соавторстве» с ребёнком свои оригинальные ассоциации.

Стихи Маршака о цифрах помогут их быстрее запомнить

Отличные стихи о цифрах «Весёлый счёт» сочинил ещё в 1968 г. С.Я. Маршак. Их вполне можно применять и сегодня. Например, «Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею». Или: «Цифра шесть — дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек».

Для лучшего усвоения графического начертания цифр можно приготовить для дошкольников раскраски и прописи с заданиями по обведению цифр, а потом уже научить писать их самостоятельно.

Читайте также:  Маленькие манипуляторы

Но при этом помните, что письменное написание цифр в первом классе может отличаться от вашего представления (в зависимости от выбранной программы обучения), поэтому следует научить детей «печатным» образам цифр, а не их прописному варианту.

Игры с цифрами для запоминания

Сравнения

На следующем этапе учим дошкольников сравнивать числа. Сначала делаем это с помощью однотипных предметов, затем учим знаки: ?, ?, =, +, -. После этого можно предлагать задания с цифрами на сравнение (больше, меньше, равно). Это крайне важный этап математического развития ребёнка дошкольного возраста. Сначала сравниваем, а потом только применяем в записи.

Больше-меньше надо изучать и на количестве, и на размерах предметов

Сложение и вычитание

Основы математики — это действия над числами: сложение и вычитание. Первоначально обучение сложению проводят с использованием предметов или их изображений. Ребёнок должен иметь возможность пересчитать используемые предметы (пуговицы, кубики и пр.

) Возможно, ребёнок будет считать на пальцах – в этом нет никакой проблемы, позже он научится считать «в уме». Для развития навыков сложения подходит также числовая лента или обычная линейка.

На линейке покажите, как нужно двигаться по числовому лучу вправо для сложения, влево – для вычитания.

Учите малыша постепенно: сначала учим прибавлять один, потом два (это один и ещё один) и т.д.

Образное обучение сложению

После отработки сложения вводите аналогично понятие «вычитание». Когда ваш ребёнок хорошо усвоит процессы сложения и вычитания устно, можно предлагать ему решать примеры, а позже – задачи на сложение и вычитание. Причём задачи можете по очереди придумывать и вы, и ваш малыш.

Очень большим подспорьем в процессе развития становятся всевозможные раскраски математического содержания. Обратите внимание на задания: нарисовать по цифрам, раскрасить картинку, решив примеры.

Математические обучающие раскраски

Геометрия

В геометрической линии математики для дошкольников основное содержание базируется вокруг изучения плоских геометрических фигур.

Линии и отрезки:

  • прямые и кривые;
  • пересекающиеся и непересекающиеся;
  • ломаная, замкнутая, незамкнутая;
  • отрезок, дуга.

Геометрия для маленьких — изучение фигур

Фигуры:

  • круг;
  • овал;
  • треугольник;
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • ромб;
  • многоугольник.

Знакомьте детей с фигурами не только с помощью изображения на бумаге, но и с помощью предметов быта: тарелка, книга, тетрадь, подставка под горячее и т.д. Кроме этого, можно рисовать с ребёнком рисунки, используя геометрические фигуры, а также превращать их в какие-либо предметы (например, из круга можно нарисовать лицо, блин, солнце, матрёшку). Это также полезно для их развития.

Геометрия Монтессори развивает логику и пространственное мышление

Также в геометрическое содержание обучения математике входит отработка умения делить фигуры на равные части.

Величины

Подбирая содержание математического образования дошкольников, в линию величин нужно включить следующие понятия:

  • длина;
  • ширина;
  • высота;
  • время;
  • масса.

При изучении всех этих категорий также необходимо следовать от простого к сложному, не забывая при этом про сопоставления.

К школе ребёнка надо научить сравнивать предметы по признакам: широкий — узкий, толстый – тонкий, высокий — низкий, большой – маленький, глубокий – мелкий, далёкий – близкий, тяжёлый – лёгкий, длинный — короткий.

На ориентировании во всех этих понятиях будет построено начало математического обучения в первом классе. Измерять длину, ширину, высоту предметов можно не только линейкой, но и другими подручными средствами.

Развивающие игры можно скачать в интернете

Помимо этого крайне важно научить детей ориентироваться на листе бумаги. Они должны разбираться в категориях: верх, низ, правая и левая стороны. С этой целью проводят математические диктанты на листе в клетку.

Например, поставь точку, от неё начерти две клетки вправо, затем три вниз, две вправо, четыре вверх и т.д. В итоге получается задуманная картинка. Малыш на слух воспринимает инструкции и выполняет их.

В другой раз уже он может диктовать вам, вы будете выполнять.

Учим время в игре

В категории «время» обязательно нужно научить дошкольника называть времена года, месяцы, части суток. А вот научить определять время по часам со стрелками можно, но не обязательно.

Логика

Развивая математические способности дошкольников, используйте разнообразные логические игры. Они тренируют не только основы логического, но также и творческого мышления, учат находить нестандартные решения. А кроме всего прочего помогают стимулировать интерес к обучению.

Развивают также концентрацию внимания, т. к. задача может содержать подвох. Решая с ребёнком логические задачи, не торопитесь, дайте ему понять условие и предложить своё решение.

Возможно, оно вам покажется неверным, но прежде, чем это озвучить, попытайтесь понять логику ребёнка, а потом делать выводы.

Развитие логики с шахматами

Конечно, в настоящее время существует масса обучающих программ на компьютере, но к ним нужно отнестись с осторожностью. Учитывайте возраст детей и время занятий, содержание игр.

К вопросу математического развития детей нужно подходить комплексно, систематически и последовательно. Старайтесь разнообразить вашу совместную деятельность с детьми. Не забывайте про чередование разных видов занятий. И самое главное, воздержитесь от критики, чаще хвалите вашего малыша, поддерживая в нём желание открывать новые знания.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/soderzhanie-matematicheskogo-razvitiya.html

Как научить ребенка считать

Как научить ребенка считать

[dropcap type=»3″]В[/dropcap]сем нам в школе говорили, что математика – королева наук. Но только мамы, имеющие маленьких детей, точно знают, что математика – это еще и самый сложный для понимания и запоминания предмет.

Ведь первые приемы счета, геометрии, ориентации в пространстве и времени дети постигают дома с родителями задолго до поступления в школу. Несчастные мамы и папы хватаются за голову, не понимая, как же объяснить любимому чаду такую непростую дисциплину.

Сейчас мы с Вами вместе разберемся, как же помочь малышу освоить основные элементы математики и как научить ребенка считать.

Сначала давайте определим оптимальный возраст для начала занятий. Ответ на этот вопрос могут дать психологи и педагоги. Мозг малыша способен запоминать счет уже в два года.

Но в это время ребенок может лишь осознавать порядковый счет, то есть считать от одного до десяти, указывая по порядку на предметы — игрушки, яблоки, конфеты и т.д.

К 3-4 годам малыш начинает осознанно считать, складывать группы предметов, отнимать, делить конфетки между членами семьи и выполнять другие несложные приемы счета на наглядных материалах. Научить ребенка считать в уме можно только в 4-5 лет.

В это время мозг малыша готов к осмыслению абстрактных понятий и правил. Поэтому в дошкольном возрасте можно начинать учить ребенка складывать и вычитать в уме в пределах 10, а может даже 5, если у ребенка не получается быстро освоить счет.

Как правильно научить ребенка считать

Не забывайте, что математика, это не только счет. Кроме арифметики, Ваш ребенок должен владеть основными понятиями из геометрии – различать фигуры, понимать, что короче, что длиннее, уметь рассказать, что находится сзади него, что впереди, что справа, а что слева.

Все это малыш способен понять уже в 2-3 года. Здесь важно желание и усердие родителей. Если мама много раз в день будет повторять названия фигур, вырежет их из разноцветного картона и будет давать их малышу в руки, то ребенок быстро их выучит.

То же самое касается и запоминания правой и левой ручек, направления хода к площадке и домой.

Если родители не будут забывать постоянно объяснять ребенку, в каком направлении они идут, в какую сторону поворачивают, какой дом выше, какой — ниже, какой автобус длиннее, а какой – короче, то малыш быстро усвоит все основные термины и понятия.

Существует пять основных правил, которые должны выполнять родители во время обучения малыша математике.

[dropcap type=»1″]Правило №1[/dropcap]

Заниматься математикой нужно не менее 30 минут в день. При этом занятия должны длиться не более 5-10 минут. Иначе ребенок просто не сможет запоминать большой объем информации.

[dropcap type=»1″]Правило №2[/dropcap]

Повторение – мать учения. Повторять нужно обязательно. НО в случае с математикой повторение не должно полностью включать пройденный материал.

К выученной информации нужно возвращаться только в контексте новых более сложных заданий. Например, не нужно постоянно зубрить, что 3+4 = 7.

Если ребенок это усвоил, достаточно вернуться к этому только тогда, когда будете считать длину отрезков, или решать более сложные арифметические задачки.

[dropcap type=»1″]Правило №3[/dropcap]

Если ребенок не понимает, как решить пример, ни в коем случае нельзя на него кричать и ругаться. Просто сразу упрощайте задание. Нет ничего плохого в том, чтобы повторить с ребенком самый простой пример много раз и запомнить его, вместо того, чтобы решить десять сложных, которые ребенок тут же забудет.

[dropcap type=»1″]Правило №4[/dropcap]

Математика должна стать частью жизни ребенка. Не думайте, что ежедневные получасовые занятия с учебными пособиями и специальным материалом сделают из ребенка математика. Вы же знаете, что дети любят все щупать и пробовать. Их восприятие мира работает именно так, а не иначе.

Вам только остается под него подстроиться. Поэтому считайте с ребенком все, что видите. От машин на улице, до количества продуктов, которые Вы покупаете в магазине. И обязательно объясняйте ребенку, зачем Вам нужен счет.

Возможно, простые примеры из жизни помогут Вам заинтересовать малыша больше, чем красочные картинки в книжке.

[dropcap type=»1″]Правило №5[/dropcap]

Психологи утверждают, что любое обучение, предполагающее осмысленное запоминание, проходит в сознании ребенка три последовательных этапа – привыкание (к терминологии, к логике предмета), понимание сути предмета и, наконец, запоминание информации. Не нужно торопиться и требовать от ребенка запоминания результатов сложения и вычитания. Начинайте потихоньку.

Сначала просто разговаривайте с ребенком, сравнивайте предметы, какой больше, какой меньше, какой тяжелее, какой легче и т.д. Потом начинайте упоминать в разговоре числа. Пусть малыш даже и не понимает, что означает пять тарелок, три ложки и две вилки.

Но ежедневно накрывая вместе с Вами на стол, он быстренько разберется, в чем дело, и уже очень скоро сам будет привычно рассказывать Вам, сколько приборов стоит на столе.

Как научить ребенка быстро считать

Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть легкими и интересным. Обязательно играйте с ребенком в математические игры — лото, домино и другие. Малышу будет на много легче запомнить цифры, если они будут ассоциироваться с картинками. А прибавлять числа на много проще, если представлять, как перепрыгивают по клеточкам фишки в детской игре — путешествии.

Читайте также:  Работа с родителями будущих первоклассников

Начинайте с самого простого. Прибавляйте сначала один. Ребенку, который владеет порядковым счетом, легко объяснить, что если к трем яблоками прибавить четвертое, то получится четыре. А вместе с пятым будет пять. Вводите термины плюс и минус позже, когда малыш хорошо понимает суть сложения и вычитания.

Как научить ребенка считать примеры

Дети хорошо запоминают яркие предметы и все то, что вызывает у них положительные эмоции. Никогда не придумывайте скучные примеры. Всегда старайтесь создать смешную и интересную задачку, которая бы заинтересовала ребенка. Выдумывайте вместе разные математические игры и головоломки.

[quote_box_center]Счет предполагает запоминание ребенком состава числа. Например, 10 состоит из 5 + 5, 6 + 4, 7 + 3 и т.д. Вы конечно можете постоянно повторять эти комбинации, но намного проще разобраться с составом числа, нарисовав дом и крышу. Ребенку будет интересно нарисовать высокий дом 9 и маленькую крышу 1. И дальше экспериментировать с их размерами.[/quote_box_center]

И, напоследок, хочется напомнить об одной из самых распространенных ошибок родителей при занятиях математикой с детьми. Многие мамы и папы пытаются решать с ребенком примеры, и злятся, когда ребенок не в состоянии выполнить простейших действий.

Но они совершенно не обращают внимания на то, что простая задача описана такой сложной терминологией, что ребенок просто не может понять, что происходит в задаче, и что от него требуют посчитать. Поэтому перед тем, как начать решать задачу, всегда объясняйте ребенку смысл каждого слова.

И тогда Ваши занятия обязательно дадут нужный результат, и уже очень скоро Вы будете гордиться знаниями и умениями Вашего малыша.

Источник: http://bambinostory.com/kak-nauchit-rebenka-schitat/

Обучение дошкольников математике

Введение

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.

На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

В данной работе мы рассмотрим особенности усвоения дошкольниками начальных математических представлений, ознакомимся с методикой обучения, которая обеспечивает успешное развитие способностей и мышления детей.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

В этой работе рассматриваются различные проблемные ситуации и раскрываются различные методики руководства поисковой деятельностью детей, индивидуальная работа с детьми, отстающими в усвоении математических представлений, и детьми, опережающими своих сверстников.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

 ìàòåìàòè÷åñêîé ïîäãîòîâêå ïðåäóñìîòðåííîé ïðîãðàììîé, íàðÿäó ñ îáó÷åíèåì äåòåé ñ÷åòó, ðàçâèòèåì представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером;2-3 раза в неделю. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний.

Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений.

В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. (1.с.5)

Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В летний период программный материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках, в играх.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход.

Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного.

Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие:

— достаточное количество предметов, используемых на занятии;

— разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);

— обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

— динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

— художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.(1.с.7)

В книге Е.В.Сербиной приведены «педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе:

— Ж.Ж.Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребенка свой срок и свой час достижения.

— Максимум внимания уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).

— Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

— В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

— Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

— Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравиться.

— Принудительное обучение бесполезно.

— Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

— Лучше слышат того, кто тише говорит» (3.с.7)

Программа обучения дошкольников во всех возрастных группах содержит следующие разделы: количества, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. В данной работе будут рассмотрены эти разделы для каждой возрастной группы, в том числе для разновозрастной группы, для детей с отклонениями и опережениями в усвоении программного материала.

Количества

Работа с детьми трех лет по развитию элементарных математических представлений в основном направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество.

Программный материал второй младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов.(1.с.8)

Дети учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Эта задача решается в основном в игровой и практической деятельности.

Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много». Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п.

(4. с.35)

Прием приложений более сложный, чем прием наложения, так как он требует более четкой дифференцировки элементов внутри множества. При обучении приемам наложения и приложения следует учить детей накладывать и прикладывать предметы только правой рукой слева направо.

Педагог упражняет детей в воспроизведении хлопков, движений на слух (без счета). Не умея считать, малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают, поднимают руку или стучат молоточками столько же раз, сколько постучал воспитатель.

Следует приучать ребят к пониманию следующих выражений и активному использованию их в своей речи: столько – сколько, поровну, больше – меньше, по одному – по многу. Учить согласовывать слова «много», «один», в роде, числе и падеже с существительными; понимать значение вопроса «Сколько» и правильно на него отвечать.(1. с.8)

Величина

Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, больший — меньший. (1.с. 9)

Источник: http://MirZnanii.com/a/174830/obuchenie-doshkolnikov-matematike

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector