Обучение детей музыке. музыкальное образование и развитие детей

«Человек — дитя окружения», «Все дети растут, результат зависит от того, как их растят», «Каждый ребенок обучаем» — все эти высказывания принадлежат гениальному японцу Шиничи Сузуки, который прославился тем, что научил тысячи трехлетних детей блестяще играть на скрипке. 

Шиничи Сузуки (1898-1998) родился в Нагойе 17 октября. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику в Нагойе. Там юный Шиничи начал интуитивно подбирать мелодии на скрипке, не зная нотной грамоты.

На собственном опыте он пришел к выводу, что развивать музыкальный талант можно в самом раннем детстве.

Обучение музыке сродни обучению родному языку: то есть научить при прочих равных музыкальной грамоте и игре на инструментах можно любого ребенка.

В 1916 году в возрасте 22 — х лет Шиничи отправляется в Токио. Он останавливается в доме маркиза Токугава и учится скрипке у Кох Андо.

 Спустя год он покидает Японию  и отправляется в путешествие по миру: в Германии учится у Карла Клингера долгих восемь лет.  Спустя двадцать лет Сузуки начинает работать инструктором в музыкальной школе Кунитачи, а с 39 лет дает уроки скрипки на дому.

В течение жизни Сузуки сделал три открытия, которые навсегда изменили то, как мы смотрим на детей и их музыкальные таланты.

Первое открытие Судзуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука – голоса птицы – учителя, своего рода птичьего Бетховена.

Сузуки к своему изумлению отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя.

Однако,  спустя несколько дней, каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать собственные вариации оригинальной песни.

Специалисты – орнитологи, ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя» и процесс повторяется с самого начала.

«Удивительно!» — подумал Сузуки. – Если уж крошечный мозг птицы обладает такой способностью к обучению, то что говорить о намного более совершенном мозге человека?!»

Эти размышления привели его ко второму открытию. Когда Сузуки объявил о нем, его друзья решили, что у него не все в порядке с головой. Шиничи с энтузиазмом рассказывал всем о том, что он обнаружил: оказывается, каждый японский ребенок учится говорить по-японски!

Друзья и коллеги сочувственно похлопывали его по плечу и говорили, что они … догадываются об этом. «Да нет же, нет! – восклицал Сузуки. – Они действительно учатся этому, и это поразительно!» И Сузуки был прав. Как и Ньютон до него, он открыл совершенно очевидную вещь, которую никто раньше не замечал.

Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года – двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков.

Причем, не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился кроха.

Открытие Сузуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка.

И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском.

Достаточно пометить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, он сможет выучить что угодно!

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/a234-kak-obuchat-detey-muzyke-tri-metodiki-8757.shtml

Музыкальное образование ребенка

Тенденции обучения детей до 7 лет в последнее время в большинстве направлены на постижение навыков, непосредственно влияющим на успеваемость в школе.

Чтение, письмо, математика и другие важные для человека умения современные родители стремятся внести в жизнь малыша как можно раньше.

Часто не уделяется должного внимания нужным для развития ребенка видам человеческой деятельности: музыке и изобразительному искусству.

Положительное влияние художественно-эстетического воспитания на развитие и успехи детей, получивших раннее научение в этих видах деятельности, доказано учеными. Малыш, который обучается музыке, имеет развитый вкус и получает удовольствие от созерцания и ощущения прекрасного.

Обучение этому виду искусства имеет следующие плюсы:

  •  хорошо развитый слух позволяет быстрее изучать языки и лучше запоминать;
  •  доказано, что такие дети легче учатся читать, писать и считать;
  •  приобщение к прекрасному влияет на общительность, дает возможность находить интересное в обыденном и банальном;
  •  обучение игре на музыкальном инструменте приучает к труду, развивает силу воли;
  •  знакомство с классической музыкой и историей жизни композиторов расширяет кругозор и интеллект;
  •  совершенствуется эмоциональное и личностное восприятие окружающего мира.

Разительное отличие детей, обученных пониманию и любви к музыке в раннем возрасте, ставит перед родителями вопросы: каким образом вести занятия? Когда и как обучать любить классику и нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу.

Когда стоит начинать приобщать ребенка к музыке

Временные рамки начала обучения ребенка музыке и приобщение к классическим произведениям часто обсуждается молодыми родителями. Предлагаются различные варианты занятий. Ученые, исследуя влияние таких занятий на развитие и успешность детей, делают вывод: чем раньше, тем лучше.

Музыка и беременность

Природой предусмотрено, что ребенок начинает слышать в утробе матери. Он чувствует ее настроение, слышит песни и мотивы, различные звуки, проникающие из внешней среды. Улавливая разнообразный шум, учится его воспринимать и запоминает.

Доказано положительное влияние прослушивания классической музыки беременными женщинами. Уменьшается риск гипоксии плода, стабилизируется состояние здоровья будущей мамы, налаживается эмоциональная связь.

Мамочки, которые слушали классику на поздних сроках беременности, отмечают, что малыш реагирует на знакомые мелодии, ведет себя тише, как будто прислушивается.

Уже после рождения дети узнают и успокаиваются когда слышат знакомые мотивы. Музыка, услышанная до рождения, ассоциируется у них с безопасным местом под сердцем мамы. На сегодняшний день разработаны различные варианты для оздоровления беременных при помощи музыкальных произведений. Проводятся специальные занятия, на которых происходит приобщение и расслабление женщины под приятные мелодии.

Большую популярность имеет так званый «эффект Моцарта», которому приписывают лечебные способности.

Крупных исследований этого вопроса еще не проводилось, но многие люди отмечают положительную динамику здоровья при периодическом ознакомлении с произведениями композитора.

Несомненно, стоит упомянуть, что прослушивание классических композиций, кроме лечебного эффекта во время беременности, позволяет достигать гармонии с собой.

0–6 месяцев

После рождения до 6 месяцев малыш не разбирает окружающие звуки на отдельные элементы. Для него все вокруг сливается в один концерт. Только постепенно, изучая новый мир, учится понимать и разделять услышанное. В этот период важно насыщать жизнь малыша гармоничной музыкой, которая бы развивала слух.

Развитие ребенка после рождения идет быстрыми темпами, головной мозг работает на высоких скоростях, образуя нейронные связи, которые в будущем превратятся в понимание окружающего. Знакомить с классической музыкой в этот период  развивать слух, увеличивать объем памяти и повышать мыслительную деятельность.

Хорошо до полугода давать погремушки и музыкальные игрушки для крошек, вешать в кроватке карусели с мелодией. Это помогает ребенку начать разграничивать звуки между собой и расширять познания.

Если хотите подойти серьезно к музыкальному образованию малыша, то можно приобрести несколько простых инструментов не в детском магазине, а специализированном.

Позвольте вашему чаду с крошечного возраста слышать чистые звуки.

Важным для развития слуха в первое полугодие жизни становится знакомство с пением через колыбельные и песенки, исполненные мамой или другими близкими людьми.

Формируя положительное отношение к гармонии звуков, вызывая интерес к выражению эмоций не только благодаря словам, но и мелодии, усиливается желание самостоятельного воспроизведения.

Это положительно сказывается не только на музыкальном, но и на речевом процессе.

6–12 месяцев

В полгода большинство детей начинают передвигаться на четвереньках и входят в фазу активного изучения окружающего мира. Хорошо в этот период окружить его предметами, позволяющими создавать множество различных звуков.

Ребенок уже хорошо разделяет звуки на приятные и отталкивающие. Появляются любимые мелодии, и он активно указывает отношение к тому или иному звучанию. До года важно присутствие в жизни ребенка пения мамы и других взрослых. Колыбельные, песенки для зарядки, развлекательные мотивы стимулируют развитие слуха и восприятие речи. Не стоит думать, что формирование слуха стоит в стороне от речи.

Чем лучше у ребенка развит слух, тем легче ему понимать слова. Дети этого возраста активно тренируют речевые навыки, практикуют различные звуки. Хорошо показать малышу, что можно их тянуть и обрывать.

Такое упражнение нравится молодым исследователям и позволяет закладывать основы артикуляционной гимнастики. Слушая с ребенком музыку, покажите, как можно напевать мотив.

Двигайтесь в такт и приводите в движение руки малыша, учите проявлять эмоции движением.

Музыкальное образование ребенка от 1 до полутора лет

К одному году большинство детей начинает уверенно передвигаться по дому и это благоприятное время для начала ознакомления с музыкальными возможностями человека. К этому возрасту малыш уже приучен слушать классическую музыку, хорошо на нее реагирует и может донести свое отношение к тому или иному произведению.

В год можно начинать развивать способности. Стоит понимать, что они состоят из нескольких частей, каждая из которых требует внимания и развития для формирования полноценного понимания места музыки в жизни человека.

Читайте также:  Комнатные растения — энергетические доноры и вампиры

В этом возрасте можно обучать:

  • пению. Показать малышу, что музыку можно не только слышать, но и петь. Предлагать повторять за мамой звуки нараспев;
  • танцам. Научить простым танцевальным движениям, которые позволят ребенку испытать дополнительное удовольствие от прослушивания музыкальных композиций;
  • извлечению звуков из игрушечных музыкальных инструментов;
  • сочетанию звуков;
  •  чувству ритма;
  • как исполнение мелодии влияет на восприятие. Ознакомить с различными тембрами и высотой звуков;пропеванию звуков;
  • пониманию классической музыки. Постепенное расширяя репертуар произведений.

Важно отметить, что развитие музыкального слуха тесно переплетается с освоением речи, дополняя друг друга.

Хорошо если в этом возрасте у малыша появится отдельный уголок, где он сможет разместить игрушечные инструменты и проводить изучение своих возможностей.

1,5–2,6 года

К этому возрасту дети проявляют желание разговаривать, насыщают звуковой запас большим количеством разнообразных вариантов и музыкальное научение переходит на новый уровень:

  • можно обучить совершать различные действия со звуком. Делать резкие обрывы звучания, длинные пропевания одной гласной и звуковой переход к другой, прерывистые волны нескольких видов;
  • вместе с развитием речевого навыка хорошо научить малыша артикуляционной гимнастике, показывая как при помощи разных манипуляций с губами и языком можно получать разнообразные варианты звучания;
  • показывать, как играть на музыкальных инструментах;
  • усложнение танцевальных движений. Хорошо делать зарядку под марши или другую бодрую классическую музыку с четким ритмом;
  • с появлением слов обучать пению простых детских песен, возможен вариант, когда малыш допевает нужное знакомое слово;
  • первые домашние прослушивания классики всей семьей.

Покажите ребенку, что музыку можно не просто слушать, занимаясь другими занятиями, а можно уделять ей отдельное время. Пусть вся семья сядет и прослушает небольшой отрывок классического произведения. Спросите, понравилась ли ему мелодия. Какие чувства она у него вызвала.

Работа над музыкальными способностями у детей с полутора лет и до двух с половиной идет по пути развития приобретенных навыков и знаний. Легкие занятия создают устойчивое понимание важности музыки в жизни и формируют общую базу знаний.

Развитие музыкальных способностей в 2,5–3,5 года

Этот период характеризуется быстрым развитием речи ребенка. Он начинает много говорить, использовать речевой аппарат для привлечения внимания и выражения всевозможных эмоций. Работа на развитие музыкальных способностей в этом возрасте состоит:

  1. из расширения навыков звукоподражания и воспроизведения;
  2. научения разнообразным детским песенкам;
  3. разнообразных вариантов пения и танцев;
  4. обучения сложным артикуляционным упражнениям;
  5. расширения образовательной деятельности. Для детей с выраженным стремлением к сцене хорошо посещать кружки хорового пения или танцев.

В этом возрасте у будущих музыкантов начинает просыпаться неподдельный интерес к освоению инструментов. Поэтому этим детям можно попробовать пройти прослушивание у педагога. Проверить наличие музыкального дарования можно и дома.

В возрасте 3-3,5 лет проводится итоговая оценка музыкальных навыков ребенка и определяются дальнейшие действия. Это позволяет понять к какому виду музыкального творчества стремится малыш. Дает возможность воплотить стремление, посещая соответствующие кружки и секции.

Музыкальное развитие ребенка старше 3,5 лет

Музыкальное образование ребенка после 3,5 лет переходит на новый уровень. Большинство малышей посещают детский сад и различные кружки.

Родители должны определиться, какое направление музыкального развития наиболее подходит.

Детям с выраженными способностями к игре на инструментах можно подумать о занятиях у педагога, подвижным  кружок танцев, любителям петь  хор. Возможно и самостоятельное изучение в домашних условиях.

Основные задачи обучения следующие:

  1. Укреплять любовь к классической музыке через прослушивание знакомых и ознакомление с новыми композициями. Хорошо, когда это становится ритуалом и классика объединяет всю семью;
  2. Выражение эмоций при помощи танцевальных движений. Малыш уже стал старше и может запоминать целые комбинации последовательных действий. Такие занятия позволяют развивать физические способности и память, положительно влияют на психологическое состояние;

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/doshkolnoe/uchim/muzyka/kogda-stoit-priobshhat-rebyonka-k-muzyke/

Музыкальное образование для детей

Здравствуйте,
уважаемые взрослые!

Сейчас многие родители спрашивают:

Нужно ли еще ребенку обучаться в музыкальной школе?

Итак, зачем же нужно музыкальное образование для детей…

Дети очень восприимчивы ко всему прекрасному, что нас окружает. А музыка особенно прекрасна и величественна сама по себе, так что, если родители отправят своего ребенка обучаться музыке, то они заложат в его душу основу настоящего всесторонне развитого человека. Не верите?

Доказать это очень легко, тогда  вопросов  зачем учить детей музыке у Вас  просто не останется.  В любой будний день сходите в музыкальную школу и посмотрите  на детей. Там нет зубрилок, которые бесконечно играют гаммы под стук метронома. Они — такие же проказники и непоседы, как и в обычной реальной жизни.

Но обратите внимание на глаза  этих детей – они живые. Соприкоснувшись с музыкой ребенок будет развиваться разносторонне, а не завянет на ранней стадии.

Так что для детей музыкальное образование очень важно, ведь, наверное, совсем не зря в стародавние времена дворяне обязательно обучали  своих детей сольфеджио и игре на каком-либо инструменте.

Иногда бывает и такое, что родители  не развивают талант у своего ребенка, чем совершают большой грех. Ужасно, если ребенка с феноменальным слухом и замечательными способностями, отдают на футбол или хоккей.

Потом этот ребенок вырастает до подросткового возраста, покупает электорогитару для начинающих, и начинает самостоятельно разбираться и пытается что-либо понять в нотной грамоте  и теории музыки. А взрослому человеку разобраться уже в этом сложно, так как сольфеджио — предмет очень сложный.

Дети же запоминают предмет легко, не вдаваясь особо в логические рассуждения, подробности и премудрости. Такой бессознательный подход в будущем позволит детям получить дополнительное музыкальное образование, если будет желание, ведь основа-то уже заложена.

Так что ответ на вопрос: зачем музыкальное образование для детей? — предельно ясен – чтобы ребенок вырос порядочным и всесторонне развитым человеком. А также, чтобы он потом не обвинил своих родителей в том, что ему не дали нормально развиваться.

И еще несколько причин, зачем учить детей музыке:

Музыка приучает ребенка к труду.

Проигрывая несколько раз первые произведения, потратив ни один час на это, ребенок понимает, что все в этой жизни просто так не дается. И это понимание приходит к нему в младшем возрасте, а не в 25 лет, когда поступит на работу.

В детском возрасте ребенок уже понимает, что за проделанный труд, за правильно сыгранную мелодию бывает вознаграждение в виде оваций зрителей и слушателей.

Так что музыкальное образование может привить ребенку захватывающий интерес к труду и трудолюбие.

Музыка стимулирует работу мозга.

При восприятии музыки оба полушария головного мозга задействованы, происходит их взаимодействие, то есть  их интеграция, а это очень важно. Почему же это так важно? Все знают , что у каждого полушария головного мозга своя сверхзадача.

 Левое полушарие  отвечает за речь, распознавание букв и слов, запоминание слов и фраз, контроль за осознанными движениями, а правое — за  зрительное и слуховое восприятие, запоминание картин, образов, музыки, запахов, контроль за автоматизированными движениями.

Получается, что у ребенка, который занимается  чтением, счётом, письмом, работает в основном правое полушарие головного мозга, что для него, в силу возрастных особенностей — это надо понять, не очень-то хорошо.

Поэтому именно музыка помогает сохранить равновесие и делает работу полушарий головного мозга гармоничной.

Такие важные процессы как восприятие и распознавание информации, мышление и, в результате всего этого, принятие решений возможно только из-за взаимодействия наших двух полушарий.

А музыкальная деятельность помогает формированию быстрого обмена информацией или, как выше сказано интеграции, этих полушарий. Думаю теперь понятно, почему музыка влияет на интеллект.

Для справки – Альберт Эйнштейн играл на скрипке!

Музыка помогает развивать слух.

На занятиях в музыкальной школе основной целью является развитие слухового восприятия, то есть слуха. Детей учат петь и играть «чисто».

Это, конечно, хорошо!  Но…
Учёными доказано, что активное развитие одного органа чувств (в данном случае слуха), очень благотворно влияет на все остальные. То есть развитие слуха, влияет  на развитие речи и зрительное восприятие.

А это, в свою очередь, помогаем развитию чувствительности ребёнка в целом, что приводит к выявлению у него ещё больших творческих способностей и творческого мышления.

Музыка помогает улучшить внимание.

Всем понятно, что у ребёнка, в силу возрастных особенностей, преобладает непроизвольное внимание. Ему трудно сосредоточится на чём-то одном.

Занятия музыкой, особенно регулярные, помогут тренировать внимание, научат сосредоточенности, и что очень важно для дальнейшего обучения и работы, разовьют способность к самоконтролю. Это происходит всё из-за той же, описанной выше, синхронизации полушарий головного мозга.

Исследования показали, что мозолистое тело, соединяющее половинки мозга, у музыкантов развито лучше, чем у простых людей.

Музыка помогает в формировании личности. 

Музыкальные занятия в хоре, оркестре или ансамбле научит ребенка работать в коллективе и в то же время укрепит личную самооценку и разовьёт лидерские качества.

Ведь многие хотят стать солистом! Ученики музыкальных школ, особенно детки помладше занимаются и подвижными музыкальными играми, а они способствуют физическому развитию, формируют навыки общения, развивают музыкальные способности и просто учат любить музыку!

И еще…

P.S. Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Читайте также:  Конспект весенней прогулки для детей второй группы раннего возраста

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.

Источник: http://vachrepetitor.ru/sovetyi-mamam/muzyikalnoe-obrazovanie-dlya-detey

Развитие ребенка. Музыкальное образование детей

Ребенок начинает свое знакомство с музыкой с первой колыбельной песни, услышанной им в младенчестве. Положительные эмоции, ассоциирующиеся с любимыми мелодиями, глубоко откладываются в его сознании и могут влиять на будущее.

Музыка должна пробуждать в детях чувство радости, счастья, стремление улыбаться, петь и танцевать. Музыкальный вкус формируется с детства , и очень важно, какие мелодии и звуки слышит малыш.

Поэтому необходимо уделять достаточно времени обучению детей музыке с ранних лет.

Для чего нужны занятия музыкой?

К сожалению, в настоящее время, в отличие от времен 18-19 веков, обучение музыке не стоит в ряде обязательных предметов, таких как, например, математика, русский язык, история, иностранный язык, физика, химия, которые каждый выпускник средней школы должен знать на уровне общего образования.

Только посещая музыкальную школу, ребенок научится играть на каком-либо инструменте, изучит нотную грамоту, будет хорошо петь. А ведь музыка – это, прежде всего, воспитание культуры человека, его духовности и нравственности.

Она помогает открыть в ребенке чувство прекрасного, выявить творческие способности. И, если у вашего малыша с детства проявляется предрасположенность к музыкальным занятиям, стоит задуматься о развитии музыкального слуха и об обучении его в специальной школе.

Всестороннее образование не помешает, даже если ребенок с детства мечтает быть врачом или учителем.
Обучение детей музыке способствуют развитию внимания, усидчивости, организованности.

Так как при занятиях на музыкальных инструментах обычно задействованы обе руки, происходит улучшение координаций движений, упражняется мелкая моторика рук, что способствует развитию полушарий головного мозга.

С чего и когда начинать обучение детей музыке?

Окружите малыша дома музыкальной «атмосферой». Пойте детские песенки, читайте стихи, включайте записи музыкальных сказок, сочиняйте вместе с малышом новые мелодии. Ребенок все познает через игру, поэтому используйте игровые формы. Создайте образ общедоступности, учитывайте его пожелания и интересы, прививая хороший вкус.

В возрасте от трех лет возможно посещение музыкальных занятий в специальных группах. Очень важно развитие музыкального слуха у детей, дикции, движений под музыку. В более старшем возрасте, а именно, пяти-шести лет, стоит задуматься об обучении детей музыке в музыкальной школе.

Целесообразно не начинать обучение в средней и музыкальной школе в один год, так как ребенку будет сложно адаптироваться к новым нагрузкам. Если малыш идет учиться в общеобразовательную школу в 6 лет, возраст для поступления в музыкальную — 5 или 7 лет.

Стоит получить консультацию специалиста, который посоветует, как лучше поступить, чтобы ребенок не был перегружен, и в то же время не потерял интереса к музыке.

Помощь родителей

В первую очередь, родители должны поддерживать интерес ребенка к музыке.

Вполне возможно, что мама будет помогать при выполнении первых домашних заданий, сама постигая азы искусства, ведь учиться никому никогда не поздно.

Обучаясь вместе, ребенок вскоре начнет работать самостоятельно, проявляя старание и терпение. Считаются обязательными участие родителей в домашних занятиях и прослушивании музыки совместно с ребенком.

Все ли дети талантливы от природы?

Конечно же, у всех детей есть задатки к получению музыкального образования и развитию музыкального слуха. И обучить ребенка музыке достаточно просто, ведь это аналогично обучению родному языку. Ведь по методике японского педагога и музыканта Шиничи Сузуки, главный принцип занятий – подражание и повторение.

Благодаря этим качествам ребенок с пеленок изучает родной язык, слыша его с первых дней. Так же возможно обучать и музыке.
Но, если получение музыкального образования вашим ребенком – это ваша цель, не мучайте малыша, спросите, хочет ли он сам заниматься музыкой, несмотря на все его таланты.

Ведь без собственного желания, уроки будут в тягость, не принося радости от успехов.

Упражнения детей в возрасте 1-3 лет для развития музыкального слуха

У каждого человека свое индивидуальное музыкальное чутье. Некоторые обладают очень острым слухом, другие плохо различают разного рода звуки. Установлено, что основной причиной «музыкальной глухоты» является невнимательность.

Развитию музыкального слуха у ребенка помогут специальные упражнения, которые можно начинать проводить с малышом уже в раннем возрасте: — Чаще включайте дома музыку, подбирая мелодии соответственно настроению.

Например, перед сном желательна спокойная музыка, при игре – более ритмичная. Со временем ребенок с легкостью будет определять настроение и характер мелодии, научиться «чувствовать» музыку. — Осваивайте с малышом ритмы.

Хлопки в ладоши и топанье под музыку – хорошая тренировка в определении ритма мелодии. Тренируйте малыша в подаче условного сигнала при сильном звуке, например, хлопнув в ладоши.

— Когда ребенок начнет разговаривать, можно начать знакомство с низкими и высокими звуками на примере игры на музыкальном инструменте, используя колокольчик, деревянные палочки или звуки животных.

Конечно же, обучение музыке – это нелегкий труд, особенно для маленьких детей. Поэтому родителям необходимо помочь детям постигать азы этого удивительного искусства, научить их терпению и прилежанию. Кто знает, может через много лет ваш сын или дочь преподнесет вам подарок в виде собственной песни.

Источник: http://vihra.ru/razvitie-rebenka-muzykalnoe-obrazovanie-detej/

Обучение музыки для детей. Обучение детей. KakVospitatRebenka.ru

Музыка для большинства детей – опыт радостный, захватывающий и праздничный. А еще музыка – это медиум. Она помогает детям узнать себя, развить координацию, наладить контакт со значимыми взрослыми (родителями, бабушками и дедушками) и другими детьми.

Музыка дает свободу: можно петь, дрыгать ножками и ручками, расслабиться. Дети обожают петь одни и те же попевки: так через повторение закладываются основы языка и математики. То, что музыка прекрасна и развивает ребенка, никто не спорит. А вот взгляды на то, как обучать детей музыке, отличаются.

В этом обзоре — популярные методики Сузуки, Кодали и Орфа.

Шиничи Сузуки: учимся как птицы


Человек — дитя окружения , Все дети растут, результат зависит от того, как их растят , Каждый ребенок обучаем — все эти высказывания принадлежат гениальному японцу Шиничи Сузуки, который прославился тем, что научил тысячи трехлетних детей блестяще играть на скрипке.

Шиничи Сузуки (1898-1998) родился в Нагойе 17 октября. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику в Нагойе. Там юный Шиничи начал интуитивно подбирать мелодии на скрипке, не зная нотной грамоты.

На собственном опыте он пришел к выводу, что развивать музыкальный талант можно в самом раннем детстве.

Обучение музыке сродни обучению родному языку: то есть научить при прочих равных музыкальной грамоте и игре на инструментах можно любого ребенка.

В 1916 году в возрасте 22 — х лет Шиничи отправляется в Токио. Он останавливается в доме маркиза Токугава и учится скрипке у Кох Андо.

Спустя год он покидает Японию и отправляется в путешествие по миру: в Германии учится у Карла Клингера долгих восемь лет. Спустя двадцать лет Сузуки начинает работать инструктором в музыкальной школе Кунитачи, а с 39 лет дает уроки скрипки на дому.

В течение жизни Сузуки сделал три открытия, которые навсегда изменили то, как мы смотрим на детей и их музыкальные таланты.

Первое открытие Судзуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука – голоса птицы – учителя, своего рода птичьего Бетховена.

Сузуки к своему изумлению отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя.

Однако, спустя несколько дней, каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать собственные вариации оригинальной песни.

Специалисты – орнитологи, ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового учителя и процесс повторяется с самого начала.

Удивительно! — подумал Сузуки. – Если уж крошечный мозг птицы обладает такой способностью к обучению, то что говорить о намного более совершенном мозге человека?!

Эти размышления привели его ко второму открытию. Когда Сузуки объявил о нем, его друзья решили, что у него не все в порядке с головой. Шиничи с энтузиазмом рассказывал всем о том, что он обнаружил: оказывается, каждый японский ребенок учится говорить по-японски!

Друзья и коллеги сочувственно похлопывали его по плечу и говорили, что они догадываются об этом. Да нет же, нет! – восклицал Сузуки. – Они действительно учатся этому, и это поразительно! И Сузуки был прав. Как и Ньютон до него, он открыл совершенно очевидную вещь, которую никто раньше не замечал.

Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года – двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков.

Читайте также:  День открытых дверей в центре детского творчества. сценарий

Причем, не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился кроха.

Развитие ребенка. Музыкальное образование детей

Ребенок начинает свое знакомство с музыкой с первой колыбельной песни, услышанной им в младенчестве. Положительные эмоции, ассоциирующиеся с любимыми мелодиями, глубоко откладываются в его сознании и могут влиять на будущее. Музыка должна пробуждать в детях чувство радости, счастья, стремление улыбаться, петь и танцевать. Музыкальный вкус формируется с детства

и очень важно, какие мелодии и звуки слышит малыш. Поэтому необходимо уделять достаточно времени обучению детей музыке с ранних лет.

Для чего нужны занятия музыкой?

К сожалению, в настоящее время, в отличие от времен 18-19 веков, обучение музыке не стоит в ряде обязательных предметов, таких как, например, математика, русский язык, история, иностранный язык, физика, химия, которые каждый выпускник средней школы должен знать на уровне общего образования.

Только посещая музыкальную школу, ребенок научится играть на каком-либо инструменте, изучит нотную грамоту, будет хорошо петь. А ведь музыка – это, прежде всего, воспитание культуры человека, его духовности и нравственности.

Она помогает открыть в ребенке чувство прекрасного, выявить творческие способности . И, если у вашего малыша с детства проявляется предрасположенность к музыкальным занятиям, стоит задуматься о развитии музыкального слуха и об обучении его в специальной школе.

Всестороннее образование не помешает, даже если ребенок с детства мечтает быть врачом или учителем.
Обучение детей музыке способствуют развитию внимания, усидчивости, организованности.

Так как при занятиях на музыкальных инструментах обычно задействованы обе руки, происходит улучшение координаций движений, упражняется мелкая моторика рук. что способствует развитию полушарий головного мозга.

С чего и когда начинать обучение детей музыке?

Окружите малыша дома музыкальной «атмосферой». Пойте детские песенки, читайте стихи, включайте записи музыкальных сказок. сочиняйте вместе с малышом новые мелодии. Ребенок все познает через игру, поэтому используйте игровые формы. Создайте образ общедоступности, учитывайте его пожелания и интересы, прививая хороший вкус.

В возрасте от трех лет возможно посещение музыкальных занятий в специальных группах. Очень важно развитие музыкального слуха у детей, дикции, движений под музыку. В более старшем возрасте, а именно, пяти-шести лет, стоит задуматься об обучении детей музыке в музыкальной школе.

Целесообразно не начинать обучение в средней и музыкальной школе в один год, так как ребенку будет сложно адаптироваться к новым нагрузкам. Если малыш идет учиться в общеобразовательную школу в 6 лет, возраст для поступления в музыкальную — 5 или 7 лет.

Стоит получить консультацию специалиста, который посоветует, как лучше поступить, чтобы ребенок не был перегружен, и в то же время не потерял интереса к музыке.

Помощь родителей

В первую очередь, родители должны поддерживать интерес ребенка к музыке.

Вполне возможно, что мама будет помогать при выполнении первых домашних заданий, сама постигая азы искусства, ведь учиться никому никогда не поздно.

Обучаясь вместе, ребенок вскоре начнет работать самостоятельно, проявляя старание и терпение. Считаются обязательными участие родителей в домашних занятиях и прослушивании музыки совместно с ребенком.

Все ли дети талантливы от природы?

Конечно же, у всех детей есть задатки к получению музыкального образования и развитию музыкального слуха. И обучить ребенка музыке достаточно просто, ведь это аналогично обучению родному языку. Ведь по методике японского педагога и музыканта Шиничи Сузуки, главный принцип занятий – подражание и повторение.

Благодаря этим качествам ребенок с пеленок изучает родной язык, слыша его с первых дней. Так же возможно обучать и музыке.
Но, если получение музыкального образования вашим ребенком – это ваша цель, не мучайте малыша, спросите, хочет ли он сам заниматься музыкой, несмотря на все его таланты.

Ведь без собственного желания, уроки будут в тягость, не принося радости от успехов.

Упражнения детей в возрасте 1-3 лет для развития музыкального слуха

У каждого человека свое индивидуальное музыкальное чутье. Некоторые обладают очень острым слухом, другие плохо различают разного рода звуки. Установлено, что основной причиной «музыкальной глухоты» является невнимательность.

Развитию музыкального слуха у ребенка помогут специальные упражнения, которые можно начинать проводить с малышом уже в раннем возрасте: — Чаще включайте дома музыку, подбирая мелодии соответственно настроению.

Например, перед сном желательна спокойная музыка, при игре – более ритмичная. Со временем ребенок с легкостью будет определять настроение и характер мелодии, научиться «чувствовать» музыку. — Осваивайте с малышом ритмы.

Хлопки в ладоши и топанье под музыку – хорошая тренировка в определении ритма мелодии. Тренируйте малыша в подаче условного сигнала при сильном звуке, например, хлопнув в ладоши.

— Когда ребенок начнет разговаривать, можно начать знакомство с низкими и высокими звуками на примере игры на музыкальном инструменте, используя колокольчик, деревянные палочки или звуки животных.

Конечно же, обучение музыке – это нелегкий труд, особенно для маленьких детей. Поэтому родителям необходимо помочь детям постигать азы этого удивительного искусства, научить их терпению и прилежанию. Кто знает, может через много лет ваш сын или дочь преподнесет вам подарок в виде собственной песни.

Поделиться в соц. сетях

Методика Шиничи Сузуки

Методика Шиничи Сузуки основывается на более чем 30-летнем опыте работы с маленькими детьми. Учитель был убежден: музыкальные способности – не врожденный талант, но способность, которую можно развить. Любой ребенок, обучаемый надлежащим образом, может развить музыкальные способности, также, как все дети в мире развили способность говорить на языке своей матери.

Как это происходит? – интуитивно!

Мама не учит ребенка разговаривать специально, это происходит само собой: она говорит своему ребенку ласковые слова, рассказывает ему сказки, подражает первым звукам, которые издает ребенок. Такое общение является, пожалуй, самой первой формой музицирования, ведь интонации мамы и малыша в этот момент напоминают не сухую речь, а песню!

Дети учат нюансы родного языка через повторяющееся прослушивание, таким же путем мы должны следовать, развивая музыкальный слух. Каждый день дети должны прослушивать произведения, которые они изучают.

Это поможет им сделать быстрые успехи. Дети будут пытаться играть также хорошо, как и исполнитель на записи. С помощью этого метода дети вырастают личностями с хорошим музыкальным вкусом.

Это наиболее важная тренировка музыкальных способностей.

Основные факторы успеха в обучении ребёнка музыке:

  • Активное слушание
  • Мотивация
  • Повторение
  • Безнотное обучение
  • Последовательность в обучении
  • Индивидуальные занятия
  • Вовлечение родителей
  • Любовь

А теперь о некоторых пунктах подробнее

Активное слушание помогает ребенку распознать по-настоящему красивый звук, усиливает слуховые навыки, позволяет слушать музыку осознанно.

Мотивация — это основная проблема для учителей и родителей. Она должна быть подана таким образом, чтобы домашние занятия действительно приносили ребенку радость. Родителям следует быть чуткими кощущениям ребенка.

Принудительные занятия — наихудший метод в образовании, который приводит лишь к тому, что ребенок начинает ненавидеть музыку, и в дальнейшем, когда он получает право самостоятельно принимать решения и выбирать путь – немедленно бросает занятия на музыкальном инструменте.

Повторение касается не только ежедневных упражнений, но и Прослушивания записей. Частое прослушивание обеспечивает качественный рывок вперед.

Ученик на уроке всегда должен играть без нот. Это наиболее важный фактор улучшения памяти и ускорения процесса обучения. Инструкции по чтению нот даются согласно возрасту и способностей ученика.

Для ученика очень важно научится читать ноты, но не на ранних этапах обучения, т.к. в дальнейшем это приведет к трудностям в игре на память и поэтому ребенок не сможет полностью раскрыть свой талант.

Способности лучше всего раскрываются через каждодневные привычки. Учась говорить на языке матери, ребенок вначале пытается воспроизвести звуки, слова на слух, а уже гораздо позже учится читать .

Учить читат ноты нужно уже тогда, когда у ребенка достаточно развиты музыкальное чувство, навыки игры и память. Не стоит забывать, что мы изучаем нотную грамоту для того, чтобы впоследствии играть на память. И даже когда навыки чтения нот уже развиты, дети, как правило, все равно играют по памяти.

Последовательность в обучении

После того как выучен музыкальный текст, наступает работа над хорошим звуком, фразировкой и музыкальной чувствительностью. Качество исполнения ученика в огромной мере зависит от того насколько его педагог обращал внимание на эти важные точки.

Следование к поставленным целям очень важно. Когда ребенок может удовлетворительно исполнить одну пьесу ему можно дать еще одну, но продолжать работать над обеими. Этот процесс продолжается с каждой новой пьесой. Ученик должен обновлять старые произведения в соответствии с новыми приобретенными навыками.

Родители и дети всегда должны наблюдать за ходом занятия других учеников, это дополнительно мотивирует их.

Когда ребенок слышит пьесу, хорошо исполняемую другим учеником, ему хочется играть также хорошо, как и он, это стимулирует домашние занятия.

Длина урока должна варьироваться в соответствии с потребностями ребенка. Время наибольшей концентрации вниманияребенка также нужно брать в расчет. Если маленькие дети способны лишь ненадолго сконцентрироваться, лучше сократить время урока. Один раз урок может длиться 5 минут, в другой – 30.

Источники: http://letidor.ru/article/394_kak_obuchat_detey_muzyike_tri_metodiki_24252/, http://vihra.ru/razvitie-rebenka-muzykalnoe-obrazovanie-detej/, http://muzdeti.com/method-of-suzuki

Комментариев пока нет!

Источник: http://kakvospitat-rebenka.ru/obuchenie-detej/obuchenie-muzyki-dlja-detej.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector