Обучение детей музыке. полезные советы и рекомендации для родителей

Обучение детей музыке. Полезные советы и рекомендации для родителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

тема: «Музыкальное воспитание в семье»

 Составитель: Гудкова Л.А.

Учитель музыки МБОУ СОШ № 3 ст. Крепостная Краснодарский край.

Цель: — привлечь внимание родителей к музыкальному воспитанию детей в семье.

            -помочь родителям усвоить некоторые правила привития музыкального вкуса детям.

            — познакомить с актуальными вопросами по музыкальному воспитанию.

«Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей.     Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной».

     ( Роберт Шуман)                                                                               Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения.

Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка.

Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Советы  для родителей

   «Создание музыкальной среды дома»

-Создайте фонотеку из записей классической музыки, детских песенок, песен из мультипликационных фильмов, плясовых, маршевых мелодий и др.

-Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.

-Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.

-Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.

-Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.

-Инсценирование — еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малыша.

-Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации — передающие то или иное состояние или заданный текст — вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.

-Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления ребенка, позволят расширить спектр домашнего музицирования.

-Бывая на природе, прислушайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. -Вокруг нас — звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.

«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».( Эстер)

Источник: https://infourok.ru/rekomendaciya_dlya_roditeley__sozdanie_muzykalnoy_sredy_dlya_detey_.-572474.htm

Советы музыкального руководителя

Советы музыкального руководителя

 Полезные советы и рекомендации

для родителей от музыкального руководителя

Окружайте ребенка прекрасной музыкой

Для успешного развития музыкальных способностей вам, родителям, необходимо сделать музыку составной частью окружающей среды вашего ребенка с момента его рождения. Окружив малыша прекрасной музыкой, вы заложите первый камешек в его музыкальное образование.

А лучше всего «окружать музыкой», согласно дородовым методикам воспитания ребенка, с момента зачатия. Когда окружающая среда малыша будет состоять из хорошей музыки и звуков родного языка, ребенок будет развивать в себе способности говорить на родном языке и играть на музыкальном инструменте.

Ведь дети учатся говорить, внимательно слушая вашу речь. Это срабатывает и при получении музыкального образования. Чем чаще ваш ребенок будет слушать музыку, чем качественнее будет музыкальный фон вокруг вашего ребенка, тем проще ему будет научиться играть на музыкальном инструменте.

Как это происходит? Интуитивно! Как ребенок подражает звукам и словам, которые он слышит от вас, так же он будет подражать в воспроизведении музыки.

И еще одно, на что вам необходимо обратить внимание: когда ребенок слушает записи, он не только легче и быстрее научится играть на музыкальном инструменте — у него активизируется мозговая деятельность, он учится слушать самого себя, развивать чувство прекрасного, выносливость и усидчивость, а также свое сердце.

Слушание музыки с вашей помощью должно стать каждодневной привычкой ребенка. Однако заставлять его слушать музыку насильно не следует, малыш должен это делать, будучи занятым чем-то другим: играми, конструированием, рисованием, лепкой.

Интересно, что дети не устают от слушания музыки, как взрослые. Маленький ребенок любит слушать знакомые звуки. Вспомните, сколько раз ваш малыш просил вас дать ему послушать его любимую детскую песенку.

Но если малыш услышит ваше ворчание по поводу надоевшей музыки, его энтузиазму может прийти конец.

И еще один совет: если у вас нет слуха, лучше не пойте ребенку. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.

Начните обучение музыке с рождения малыша

Первые четыре года — идеальное время, чтобы развивать музыкальность своего чада.

Вы можете с удивлением задать вопрос: «Почему так рано?» Во-первых, раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни малыша — это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Во-вторых, именно в первые годы идет освоение родной речи.

В этом возрасте слух у малыша особенно обострен, находится на пике активности, он настроен на то, чтобы впитывать, усваивать. Поэтому и учиться музыке лучше сейчас, пока ваш кроха ходит пешком под стол.

Постарайтесь вызвать интерес у ребенка к инструменту

Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. Ведь худший способ обучения — это принуждение. Если у малыша возникнет интерес к скрипке, фортепиано, баяну, он сделает большие успехи и за короткое время даже может превзойти все ваши ожидания.

Как вызвать интерес? Если у вас есть музыкальный инструмент, играйте на нем при ребенке, уже этим вы вызовете у него интерес к данному музыкальному инструменту. Если нет, можно с ребенком пойти в магазин музыкальных инструментов, в ближайшую музыкальную школу. Пусть малыш посмотрит, послушает, потрогает.

Пригласите в гости друзей, которые играют на скрипке, гитаре, и потом попробуйте оторвать вашего ребенка от них. Вариантов масса, фантазируйте!

Обучение детей музыке. Полезные советы и рекомендации для родителей.

Как научить малыша подпевать?

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.

Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.

Старайтесь не искажать мелодию.

Пойте негромко.

Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.

Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни — оживленно.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.

Например, песня «Птички».

«Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички — клю, клю, клю.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.»

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», — то, что, собственно, ему по силам.

Например, «Ладушки».

Мама играет с ребёнком и поет:

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.

Хлопали немножко. Да!

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали.

Да!

Кулачками били:

Тук-тук, тук-тук,

Тук — тук — тук.

Да!

Деток забавляли,

Ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля.

Да!

Ладушки поспали.

Баю-баю, баюшки,

Соединив ладоши прикладывают их к щёчке.

Баю-баю, ладушки.

Да!

Как в первом куплете.

Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении».

«Да!» — один из первых шажков.

Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.

Вы поете песенку «Птичка»:

«Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко.

Подожди, не улетай!

Улетела. Ай!»

Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» — посильное участие в пении — уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.

Ещё шажок вперед.

Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни — целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети.

Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка.

Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.

Музыкальное воспитание в семье

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

• Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

• Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

Читайте также:  Игра путешествие в летнем лагере. сценарий

• Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

• Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня.

Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.

Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными.

Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Прикреплённые документы:

9182_8384_muzyka.docx

.docx, загружено: 20 февраля 2015

Источник: http://ivkina_i_n.a2b2.ru/section/2522/item/8362

Образовательный портал

Образовательный портал

Рейтинг:  5 / 5

Попова Татьяна Валентиновна

Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать.

Во всём мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врождённых музыкальных задатков, образа жизни семьи, её традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребёнку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука.

Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух. Чувство ритма заложено в каждом ребёнке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребёнком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки.

Следует поощрять в нём желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах.

Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить всё, начиная от сковородки и заканчивая бубном. С Лупан в своей книге «Поверь в своё дитя»  призывает родителей: «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша.

Следует петь детские песни, для того чтобы ребёнок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни. Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова.

Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

С Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребёнка — магнитофон или плеер. Это даст возможность малышу самому слушать музыку. Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку ( хорошего качества ), называть имена исполнителей, обращать внимание ребёнка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы: » Наглядно — слуховой метод» — основной.

Если ребёнок  растёт в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

«Наглядно — зрительный» метод. В семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.

«Словесный» метод — тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики — взрослого помогают ребёнку настроиться на её восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребёнка на смену настроений, на изменения в звучании.

«Практический» метод ( обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально — ритмическим движениям) позволяет ребёнку овладеть определёнными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Пусть музыка будет желанным и почётным гостем в вашем доме.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/117-music/8892-rekomendatsii-dlya-roditelej-po-muzykalnomu-vospitaniyu-detej.html

Музыкальное развитие ребёнка: памятка для родителей – всё ли вы делаете правильно?

Во многих жизненных вопросах людям свойственно занимать диаметрально противоположные позиции. Так и в вопросе музыкального развития детей существуют разногласия.

Одни утверждают, что каждый ребёнок обязан уметь играть на музыкальном инструменте, заниматься музыкой.

Другие же наоборот – что музыка это нечто несерьёзное и не стоит ломать себе голову над тем, как же правильно развивать своего ребёнка музыкально.

Каждый родитель сам решает, что лучше его чаду, но научно доказано, что в жизни лучше адаптируются гармонично развитые люди. Поэтому не обязательно готовить каждого малыша быть великим музыкантом, но использовать музыку для гармонизации личности просто необходимо. Музыка способствует росту мозга, активизируя в нем зоны логики и интуиции, речи и ассоциативного мышления.

Занятия музыкой – путь познания себя самого. А человек, сумевший познать себя, сможет играть роль «первой скрипки» в любом коллективе.

Как же правильно осуществлять музыкальное развитие ребёнка, с какого возраста лучше его начинать, какие средства и методы для этого использовать, необходимо продумать заботливым родителям.

Миф 1. Нередко родители считают, что раз у ребёнка нет слуха, значит, на музыке надо ставить крест.

Научно доказано, что музыкальный слух – это не врождённое качество, а приобретённое, натренированное (за редким исключением). Самое главное – это желание ребёнка заниматься музыкой.

Миф 2. Музыкальное развитие крохи должно заключаться в посещении концертов классической, симфонической или даже джазовой музыки.

При этом совершенно не учитывается, что его внимание ещё весьма кратковременно. Сильные эмоции, громкие звуки скорее способны навредить психике малыша, а длительное пребывание в неподвижном положении вредно и просто невыносимо.

Миф 3. Начинать музыкальное развитие надо с 5-7 лет.

С этим можно легко не согласиться. Ребёнок в состоянии слышать музыку и позитивно её воспринимать ещё в утробе матери. С этого момента и начинается пассивное музыкальное развитие ребенка.

Методики раннего музыкального развития

Если родители поставили себе цель вырастить ребенка музыкально развитого, они могут использовать методики раннего и даже внутриутробного музыкального развития:

  • «Знать ноты раньше, чем ходить» Тюленева П.В.
  • «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых.
  • «Сонатал» Лазарева М.
  • Метод Судзуки и т.д.

Поскольку ребёнок большую часть времени находится в семье, которая ежесекундно влияет на него, формирует его вкусы, то и музыкальное развитие начинается здесь. Музыкальная культура и музыкальные предпочтения разных семей неодинаковы, но при этом для полноценного развития необходимо сочетание различных видов музыкальной деятельности:

  • восприятие;
  • музыкально-образная деятельность;
  • исполнительство;
  • творчество.

Музыка сродни речи

Важно понимать, что обучение родному языку и музыке идентично. Дети легко и непринужденно изучают родной язык, используя всего три пути:

  1. Слушают
  2. Подражают
  3. Повторяют

Этот же принцип используется и при обучении музыке. Музыкальное развитие ребёнка происходит не только во время специально организованных занятий, но и при прослушивании музыки во время рисования, спокойных игр, пения, исполнения танцевально-ритмичных движений и т.д.

Развиваем – шаг за шагом:

  1. Развивать интерес к музыке (создать музыкальный уголок, приобрести элементарные музыкальные инструменты или создать инструменты своими руками, найти записи).
  2. Каждый день, а не от случая к случаю, окружать ребёнка музыкой.

    Необходимо петь малышу, давать прослушивать музыкальные произведения – отдельные шедевры классики в детской аранжировке, народную музыку, детские песенки.

  3. Занимаясь с крохой использовать различные благозвучные погремушки, а с детьми постарше – играть на элементарных ритмических и музыкальных инструментах: бубне, барабане, ксилофоне, дудочке и т.д.

  4. Учить чувствовать мелодию, ритм.
  5. Развивать музыкальный слух, ассоциативное мышление (например, озвучить вслух, показать или зарисовать в альбоме образы, которые вызывает определенная музыка, постараться правильно проинтонировать мелодию).
  6. Петь ребёнку и вместе с ним колыбельные, песенки, потешки, со старшими детьми интересно петь караоке.

  7. Посещать детские музыкальные спектакли, концерты, устраивать собственные представления.
  8. Стимулировать творческое воображение и артистическое самовыражение ребенка.

Рекомендации

  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Длительность занятия с детьми не должна превышать 15 минут.
  • Не перегружать и не заставлять, вызывая отторжение музыки.
  • Показывать личный пример, участвовать в совместном музицировании.
  • Использовать совокупность наглядных, словесных и практических методов обучения.
  • Правильно выбирать музыкальный репертуар в зависимости от возраста, самочувствия ребенка и времени проведения.
  • Не перекладывать ответственность за музыкальное развитие ребенка на детский сад и школу. Совместная деятельность родителей и педагогов значительно повысит уровень развития малыша.

Музыкальная школа: поступил, походил, бросил?

Яркий интерес к музыке и высокая осмысленность в старшем дошкольном возрасте могут служить поводом к тому, чтобы продолжить музыкальное развитие уже за пределами семьи – в музыкальной школе.

Задача родителей помочь ребенку сдать вступительный экзамен, подготовить его к поступлению в музыкальную школу, поддержать. Требуется для этого немного:

  • разучить песню, с несложной мелодией и словами, хорошо понятными ребёнку;
  • научить слышать и повторять ритм.

Но нередко, сдав экзамен, и с большой охотой поступив в школу, через пару лет дети не хотят больше заниматься музыкой. Как сохранить это желание:

  • Правильно выбрать музыкальный инструмент, который будет соответствовать не только желанию родителя, но и учитывать интересы ребёнка, его физиологические особенности.
  • Занятия музыкой не должны ущемлять другие интересы ребёнка.
  • Родители должны постоянно проявлять свою заинтересованность, поддерживать и поощрять ребёнка.

Поставив себе цель и начиная первые шаги в музыкальном развитии ребенка, каждый родитель должен помнить слова известного педагога и пианиста Нейгауза Г.Г.

о том, что даже самые лучшие педагоги будут бессильны в обучении ребёнка музыке, если родители сами равнодушны к ней.

И только в их силах «заразить» малыша любовью к музыке, правильно организовать первые занятия, развить потребность в обучении в музыкальной школе и сохранить этот интерес до конца.

Автор – Ольга Грицкан

/strong

Источник: http://music-education.ru/muzykalnoe-razvitie-rebyonka-pamyatka-dlya-roditelej-vsyo-li-vy-delaete-pravilno/

Рекомендация для родителей «Как выявить и развить музыкальные способности ребенка дошкольного возраста»

Рекомендация для родителей «Как выявить и развить музыкальные способности ребенка дошкольного возраста»

«Как выявить и развить музыкальные способности ребенка дошкольного возраста».

(Рекомендация для родителей).

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

Поэтому музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности объединяются в понятие «музыкальность».

А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.

д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный – припева).

Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Все современные родители стараются, как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка. Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивнейшему интеллектуальному развитию.

В современной педагогике существует несколько подходов для развития музыкальности детей различного возраста. Перечисленные ниже упражнения просты и не требуют специальной музыкальной подготовки, они направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления.

Упражнение №1 – ЧИТАЕМ СКАЗКИ: читайте очень выразительно, подражая голосом сказочным персонажам, позволяйте ребенку повторять за взрослыми какие-то звуки или слова или интонацию.

Упражнение №2– ЧИТАЕМ СТИХИ: опять же читайте очень выразительно коротенькие стихи в 2 — 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; когда ребенок хорошо знает это стихотворение, попробуйте рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками, ногами равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами; знакомое стихотворение расскажите с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный.

Источник: http://doshkolnik.ru/musika/10925-roditeli-muzika.html

Советы родителям по музыкальному развитию детей

Советы родителям по музыкальному развитию детей

 Советы родителям по музыкальному развитию детей

«Жаворонки прилетите,

весну-красну принесите!»

На Руси в старину были праздники, посвящённые народному календарю. 22 марта издавна отмечали праздник встречи весны и назывался он «Сороки». Люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетают первые птицы, которые на своих крыльях несут весну. В этот день  весеннего равноденствия мамы выпекали из теста печенье в виде птичек –«жаворонков»

Птичек пекут как бы в полете — это символизирует приход весны. Птичкам делают из изюма глазки, а в само тесто добавляют разные орешки.

А еще считается, что сороки — это детский праздник, в том смысле, что детям уделяется много внимания.  Детей угощали также печеными птичками, устраивали для них разные игры и конкурсы, потому что в этот день в доме должен быть слышен детский смех, жилище должно быть наполнено радостью и надеждой на лучшее.

Делали дети птичек и из соломы и бумаги, привязывали на ниточку к палочке,забирались на заборы, крыши сараев, на пригорки и зазывали весну специальными песенками – веснянками:  Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью,

С корнем глубоким, с хлебом высоким!

Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко!

Где твои детки? Сидят на загнетке,

Лепёшки валяют, тебя поджидают.

Птичка, птичка,вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке .

 На сороки принято приглашать в дом близких людей и чем их больше будет, тем лучше. В доме должно быть шумно и весело.

 Хорошо на прогулке с детьми развесить изготовленных птичек  на ветках деревьев.

Святки – это  пора взаимных угощений, радости и веселья. Колядовщики ходили от дома к дому и  исполняли колядки – поздравительные песенки с пожеланиями достатка, мира  и благополучия в семье. Они  обсыпали дом зерном, а хозяева одаривали  колядовщиков пряниками, конфетами, пирогами, деньгами.

Мелодии колядок очень просты и  понятны, поэтому их быстро запоминали взрослые и дети. В нашем  детском саду стало доброй традицией колядование по группами и поздравление  сотрудников детьми. Всё это воспитывает в них творческую активность и обогащает их духовно.

Важно, чтобы и в семье ребёнок получал первые представления о праздничной культуре русского народа и приобрёл первый опыт по неразрывной связи поколений. В святочные дни будьте добрее, любите друг друга, желайте  здоровья, терпения, счастья  и не держите обид.

 

Праздник этот самый длинный, он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели, веселились две недели

От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье,

Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

Праздник  ждали и любили, наряжались и шутили.

«Колядки на  Святки»

Вместе: Сеем-веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

Девочки:  Коляда, коляда – я у бабушки одна,

                  Коротенька юбочка – да мне, баба, бубличка!

                  Коротенький  коружок – дай мне, баба, пирожок!

Мальчики:  Колядин, колядин, я у батюшки  один.

                     Послал меня батюшка рыбку покупать,

                     А я не купил- так ухватил.

                     Догнал меня купчик, отдёргал за чубчик.

                     Иду я рыдаю – всех с праздником поздравляю!

Вместе: Открывайте сундучки, доставайте пятачки!

              Хоть рубль, хоть пятак – не уйдём из дома так!

Подайте пятак  отцу на башмак, матери – на кофе, сестре на кртофель!

             Сеем-веем, посеваем, с  Новым годом поздравляем!  

Формировать  основы  музыкальной  культуры и  развивать  музыкальные  способности  ребёнка  надо  как  можно  раньше.   Музыка  совершенствует у ребёнка  мышление, обогащает  эмоциональную  сферу, язык, память, воспитывает  любовь  к  прекрасному.

                  Все  музыкальные  способности  объединяются  единым  понятием «музыкальность»: музыкальный  слух, чувство  ритма, эмоциональная  отзывчивость.    М у з ы к а л ь н ы й      с л у х  необходим  для  чистого  интонирования  при  пении,  ч у в с т в о    р и т м а – для  движения, танцев

и  игре  на  музыкальных  инструментах, а  э м о ц и о н а л ь н а я   о т з ы в ч и в о с т ь   для  прочувствования и  осмысления  содержания  музыки   и  его  выражения  в  исполнительской  и  творческой  деятельности.

                  Родители  должны  учить  ребёнка   понимать  музыку, так  как

отвечают  а  его  духовное   развитие.    Для  этого:

— можете  выполнять  под  весёлую  и  ритмичную  музыку  различные  физические  упражнения, а во  время  рисования, лепки и  письма  фоном  включать  классическую  спокойную,  плавную  музыку;

— чаще  танцуйте  с  ребёнком – это  важно  для  наилучшего взаимопонимания и   общения  без  слов  посредством  музыки;

— насильно  не  заставляйте  учиться  играть  на  каком-либо музыкальном  инструменте.  Важно  желание  самого  ребёнка и «живой» пример  родителей . В  противном  случае  это  может  вызвать  отвращение;

— включайте   определённые  мелодии для  подержания  р е ж и м а  д н я:

колыбельные  (пойте их сами)  перед  сном, «Антошка» — перед  обедом, песенка  Вини Пуха  перед  прогулкой, народную  музыку – фоном  для игр.

— для  гиперактивного  ребёнка  необходимо  чаще  слушать  спокойную  музыку, исключить  шумные  компании, а  больше  занимать его музыкально-дидактическими  играми.  Плохоговорящему, заикающемуся  ребёнку  обязательно  надо  учиться  петь  или  играть  на  флейте;

— покупайте  ребёнку  музыкальные  игрушки, вместе  слушайте  и  обсуждайте  содержание  красивой  классической  музыки (Моцарта, Грига,

Чайковского, Шумана, Шуберта), а также  народные  песни, музыку  природы (пение  птиц, звуки  моря),  романтическую  музыку без  слов, выразительные    оперные  арии, джаз, блюз;

— ходите  с  ребёнком  на  различные  музыкальные  спектакли,  где  много  танцуют  и  поют:   балеты  Чайковского «Щелкунчик»,»Спящая  красавица»,

«Золушка»,  в  театр  оперетты  или  смотрите  их  на ДВД.     Регулярно  смотрите  мультфильмы  с  детскими  песенками  и  музыкой;

— воспитывайте  воображение  ребёнка:  после  прослушивания  какой-либо  мелодии  нарисуйте  те  образы и  цвета, которые  возникают  у  ребёнка  под  данную  музыку;

— обязательно  объясняйте  ребёнку, что  музыка  многообразна  и  для  каждого  случая своя:  для  радости и грусти, для  отдыха и работы, и что  важно  уметь  подбирать  музыку  по  ситуации и  настроению;

— обращайте  внимание  ребёнка  на  то, что  громкая  музыка  может  мешать  окружающим и не  каждая  любимая  вами мелодия  нравится  другим;

— слушайте  понравившуюся  музыку  периодически, а  не  целый  день, иначе  из  источника  радости  она  быстро  станет  обыденной  и  не  заметной.

ПРАВИЛА          ПОВЕДЕНИЯ        РОДИТЕЛЕЙ

                             НА   УТРЕННИКЕ   В   ДЕТСКОМ  САДУ

1. Добро  пожаловать на  детский  праздник  к  нам!

    И  с  правилами  ознакомиться  мы  предлагаем  Вам.

    Мы  в  музыкальном  зале  рады  видеть  всех,

    Всегда  звучат  здесь  песни, детский  смех.

2.И чтобы  праздник  был  спокойней, веселей,

   Не  надо  брать  с  собой  грудных  детей.

   Устанут, будут  плакать  и  кричать,

   Не хорошо  артистов  огорчать.

3.В  день  праздника  вы  постарайтесь  раньше  встать,

   Чтобы  на  утренник  в  детсад  не  опоздать.

   Чтоб  ваша  дочка  или  ваш  сынок

   Костюм  надеть  спокойно  смог,

           А  вот  фотоаппарат  иль  камеру  возьмите

           И  обязательно  весь  праздник  вы  снимите.

4. А  что же  можно?  Спросите  вы  нас!

    Мы очень, дорогие.  просим  Вас

    Апплодисментами  поддерживать  детей,

    Чтобы  артисты  стали  посмелей.

5. А  если  уж  пришлось  вам  опоздать,

    То  постарайтесь  никому  не  помешать.

    Вы  между  номерами  паузу  дождитесь,

    Пройдите  в  зал  и  у  дверей  садитесь.

6. И  не  забудьте  снять  пальто  и шапки.

    Снимите  сапоги, наденьте  тапки,

    А  лучше  туфли  на  высоких  каблуках,

    Чтоб  все  вокруг  сказали: «Ах!»

7. Ещё  хотим, друзья, вам  предложить

    Свои  таланты  в  зале  проявить.

    Читать  стихи. петь  песни, танцевать,

    Шутить, на  сцене  роль  сыграть.

           Танцуйте, пойте, веселитесь  с  нами

            И  знайте, ждём  всегда  мы  встреч  приятных  с  вами! 

Источник: http://sad124kursk.ru/roditelyam/134-sovety-roditeljam-po-muzykalnomu-razvitiju-detej

Консультация родителей «Воспитание ребёнка средствами музыки»

Консультация родителей «Воспитание ребёнка средствами музыки»

Консультация родителей

«Воспитание ребёнка средствами музыки» 

                                                                    Подготовила:

                                               Музыкальный руководитель

                                       Конопелько Евгения Михайловна

Уважаемые мамы и папы,  «Воспитание ребёнка средствами музыки» — эта тема никогда не потеряет своей актуальности.  Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. У маленьких детей музыка вызывает эмоциональный отклик, стремление к действию, хотя эти переживания ещё слабы и не совсем осознанны. Ранние музыкальные впечатления запоминаются порой на всю жизнь.

Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. В старшем возрасте  в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки.

В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки.

К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств.

Он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами», — так писал выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский.

Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя.

Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Для старших дошкольников это могут быть  пьесы, специально написанные для детей, например  “Детский альбом” П.И. Чайковского.

С интересом слушают  музыку в исполнении оркестра народных инструментов. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.   Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями.

Они становятся ему привычными, родными.

После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе.

В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек.

Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется.

Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.

Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки.

Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного.

Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!    

         Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия», — считал Людвиг ван Бетховен.  Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства, но чтобы человек мог их понимать, нужно обязательно потрудиться.

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Основными задачами музыкального воспитания детей  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, это:

  • Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, знакомство с фольклором, сформировать основы музыкальной культуры;
  •   Способствовать общему развитию детей средствами музыки;
  • Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.  Все эти задачи решаются в конкретной деятельности.

Музыкальное развитие оказывает не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.

Музыка   развивает   эмоциональную   сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на  музыку  –  одна  из  важнейших  музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств  личности,  как  доброта,  умение  сочувствовать другому человеку.

Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения  или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, защищённым, находиться в доброжелательном  окружении.

Несколько советов по слушанию музыки малышами:

  1. Нужно помнить о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.
  2. Не следует на первых порах слушать крупные музыкальные сочинения, лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
  3. Музыка может быть вокальная (музыка для голоса), или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи.
  4. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.
  5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой.
  6. Посещать с детьми концертные залы, спектакли. Всё это создаёт особый эмоциональный настрой, поможет расширить знания о музыке.

Хочется родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию.

Пусть в вашем доме звучит народная, классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить  способности, подарить радость. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет

Музыкальные альбомы для юных слушателей (аудиозапись):

  1. П.И.Чайковский «Детский альбом»
  2. С. Прокофьев «Детская музыка»
  3. Р. Шуман «Альбом для юношества»
  4. А.Гречанинова «Детский альбом»
  5. А. Климов «Детский альбом».
  6. А. Климов «Музыкальный календарь природы»
  7. Произведения С. Майкапара.
  8. Сборник «Классическая музыка для малышей»
  9. Сборник «Колыбельные песенки»
  10. Сборник. Классика и малыши. «Вальсы» и др.

                                          Первоисточник:

электронный ресурс: //nsportal.ru

URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/05/16/konsultatsiya-dlya-roditeley-po-muzyke-vospitanie

Источник: http://dou1-usolie.ru/rodkonop/konsultatsiya-roditelej-vospitanie-rebyonka-sredstvami-muzyki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector