Обучение дошкольников этикету

Обучение дошкольников этикету

Содержание

Жизнь человека во многом зависит от того, как его воспринимают окружающие. Тот, кто соблюдает принятые в обществе правила поведения (этикет), вызывает к себе доброе и уважительное отношение. Подрастающий малыш, младший школьник, подросток – в каждом из возрастов существует своя ступень в усвоении простых, но необходимых норм:

  1. до 5 лет малышу надо принять за должное необходимость уважительного отношения к окружающим людям (не шуметь, не толкаться, не грубить);
  2. в 5-10 лет ребенок учится сдерживать себя и не демонстрировать свои эмоции, делать комплименты;
  3. к 14 годам подросток способен к проявлению доброты (уступить место в транспорте, предложить помощь тем, кто в ней нуждается).

Главную роль в процессе успешного перехода ребенка от одной ступени владения этикетом к другой играет семья.

Обучение этикету

Обучение этикету не является каким-то подобием регламентированного учебного курса, как в школе обучение математике.

Правила этикета для детей воспринимаются каждым ребенком по-разному, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Поэтому каждый родитель сам решает для себя, с какого возраста будет приобщать его к нормам жизни в обществе.

Прислушиваться в этом вопросе следует к компетентному мнению психологов, профессиональных педагогов-воспитателей.

Когда начинать обучение

Известна притча о том, как родители пришли со своим малышом к мудрецу за советом, когда начинать воспитывать младенца. А тот, узнав, что крохе уже исполнилось шесть месяцев, ответил единственным словом: «Поздно».

Из этой притчи можно сделать вывод, что начинать обучение этикету необходимо как можно раньше.

Понятно, что в период раннего детства, когда ребенку нет и года, речи о полноценном воспитании не идет, но основы доброжелательного, уважительного отношения закладываются у младенца на подсознательном уровне благодаря эмоциям, которые родители вызывают у него своим ровным тоном, спокойствием, улыбкой и добротой в голосе.

Как лучше обучать

От одного до трех лет достаточно ненавязчиво прививать малышу привычку здороваться, есть аккуратно, сказать «спасибо», если угостили и т.п. Практически единственный метод воспитания – собственный пример мамы и папы.

Для этого возраста свойственно естественное стремление подражать близким людям, поэтому карапуз зачастую до самых мелочей копирует поведение взрослых.

Значит, родителям необходимо контролировать свои манеры, стараясь вести себя в полном соответствии с нормами этикета, когда малыш рядом.

Особенно важна эта методика воспитания в период детского кризиса трех лет. «Упрямое» дитя будет проверять своих родителей на то, как они поведут себя в той или иной ситуации.

Ведь ему важно знать, если что-то запрещено, действительно ли это так, или же, продолжая упрямиться, он сможет добиться желаемого.

Поэтому родители должны твердо стоять на своем, оставаясь полными доброты, спокойствия, в этом случае правила вежливости для детей станут само собой разумеющимися.

Обучение этикету в игре

После трех лет, помимо потребности в подражании, на ведущее место у малыша выходит еще и потребность в игре. Все, чему ребенок должен научиться, ему надо преподносить не строгим менторским тоном, а именно в игровой форме:

  • рассказывая о манерах поведения во время еды, мама вместе с сыном или дочерью может брать игрушки и рассаживать их за столом, объясняя что им можно делать, а что нельзя, показывая на примере куклы, как сидеть или где держать руки;
  • можно придумать с малышом целую историю о правилах поведения, при этом он сможет сам анализировать, что персонажи сделали верно, а где ошиблись;
  • существует множество забавных, содержательных сказок, стихов, загадок для детей о правилах этикета в разных ситуациях, чтение которых помогает понять малышу скучные постулаты;
  • познакомив ребенка с основными теоретическими правилами, следует чаще организовывать совместные походы в магазин, кинотеатр, парк, где можно сразу мягко и деликатно обсуждать ошибки, которые он допускает.

При обучении ребенка родителям следует помнить о том, что и этикет сам по себе – это правила игры, принятой среди взрослых. Самое главное: не дать ребенку повода думать, что если он ведет себя не так, как ожидается, то родители будут любить его меньше. Любовь и доброта – лучшие помощники в воспитании.

Основные правила поведения в обществе

Родителям хочется, чтобы их малыша хорошо принимали в коллективе детского садика, в школе. Это будет достижимо, если он знает и выполняет хотя бы самые простые правила поведения в обществе.

Волшебные слова

В лексиконе ребенка к трем годам уже появились вежливые слова. Он должен здороваться, прощаться. Если малыш сделал что-то не так – нашалил, обидел кого-нибудь –  ему нужно уметь принести извинения.

Когда что-либо просит, он должен использовать слово «пожалуйста». Нельзя забывать о словах благодарности. Закрепление этих правил доброты происходит постепенно, торопить маленького человека не надо. Самый действенный метод – личный пример.

Кроме того, родителям необходимо помнить о возрастных особенностях ребенка.

Правильно общаемся

Ребенок к пяти-шести годам должен усвоить элементарные правила общения с окружающими:

  • обязательно использование «волшебных слов»;
  • надо вести себя без лишнего шума, не доставляя неприятностей тем, кто рядом;
  • не стоит перебивать чей-то разговор;
  • излишнее любопытство тоже должно быть под табу;
  • нельзя обсуждать присутствующих;
  • хвастовство чем-либо – это неприятно для окружающих;
  • если над кем-то смеются – это ему очень неприятно;
  • необходимо контролировать свои эмоции, особенно раздражение и обиду.

Это далеко не все правила вежливого общения, но они дадут возможность малышу быть принятым в любой коллектив.

Этикет за столом

Поведение человека за столом способно оказать большое влияние на то, как к нему будут относиться окружающие. К моменту поступления в детский сад ребенок должен знать и выполнять следующие нормы:

  • за столом принято вести себя тихо, не шуметь, не вертеться;
  • необходимо пользоваться столовыми приборами, как минимум, ложкой и вилкой;
  • не надо тянуться за чем-либо через весь стол, достаточно попросить передать то, что необходимо;
  • для того, чтобы вытереть губы или руки, надо использовать салфетки;
  • некрасиво демонстрировать, что поданное блюдо не нравится;
  • человек с набитым ртом, пытающийся во время еды что-то сказать, вызывает неприязнь к себе.

Правила поведения в детском садике

Сложный период наступает, когда домашний ребенок должен влиться в детский коллектив. Процесс адаптации зависит от особенностей психики малыша, и от того, насколько он усвоил правила вежливого поведения в коллективе. Он должен знать и выполнять хотя бы основные:

  • надо помнить правила общения и поведения за столом;
  • необходимо делиться игрушками;
  • нельзя никого обижать, драться и кусаться;
  • надо уметь играть в группе, а не только самому;
  • правила коллективной игры должны выполняться всеми участниками;
  • нельзя сплетничать и обсуждать других ребят;
  • следует стараться не ссориться, если все же это произошло, надо учиться мириться.

Нормы поведения в гостях

Чтобы ребенка приглашали в гости и не отказывали в приеме, ему следует усвоить правила поведения в чужом доме, придерживаться их. Для этого нужно знать не так уж и много:

  • без приглашения идти в гости не стоит: вдруг хозяева заняты и визит не к месту;
  • приходить надо точно в срок;
  • следует выполнять правила общения и поведения за столом;
  • надо аккуратно обращаться с вещами хозяев, не мусорить в доме;
  • некрасиво отвлекать все внимание на себя;
  • нельзя забывать о словах благодарности при прощании.

Важность формирования навыков этикета у ребенка

Рано или поздно любому ребенку приходится из уютной атмосферы семьи выходить в мир, где вокруг множество других детей и взрослых, с которыми необходимо налаживать контакт: человек вне общества просто не может сейчас существовать.

Если дошколенку не привиты элементарные правила хорошего тона и доброты, то его жизнь в любом коллективе не будет комфортной, так как грубость и дурные манеры у окружающих вызовут отторжение. Поэтому родителям не стоит выпускать из внимания такой важный аспект воспитания, как обучение ребенка этикету.

Что еще почитать

Картинки для детей обучающие

Анализ адаптации детей в доу

Гиперактивный ребенок в школе что делать

Источник: http://SZabotoi.ru/vospitanie/pravila-etiketa-dlya-detey

Обучаем дошкольников правилам речевого этикета

Обучаем дошкольников правилам речевого этикета

И. Н. Курочкина

Обучаем дошкольников правилам речевого этикета

Курочкина Ирина Николаевна — доктор педагогических наук, профессор факультета дошкольной педагогики и психологии Московского городского педагогического университета.

Что такое «речевой этикет»?

Известно, что этикет — это порядок поведения, принятый в обществе. Как сложное общественное образование он обладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от того, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражается уважительное отношение людей друг к другу.

Словосочетание «уважительное отношение» принципиально важно, ибо этикет, в конечном итоге, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чувствовать, но и проявлять такое отношение, привлекать людей к общению приятностью манер, внешнего вида, речи, голоса и т. д.

Разумеется, никуда не деть многовековую принадлежность этикета к высшим слоям общества, когда-то единственно способным, в силу своего социального и материального положения, изучить и взять на вооружение в поведении правила этикета.

Читайте также:  Классный час по экологии, 8 класс

Однако не только представители высшего света способны соблюдать эти правила. В настоящее время этикет чрезвычайно демократичен.

И для того, чтобы он стал руководством к поведению, к стилю жизни и отношению к миру и обществу, нужно всего лишь желание.

Речевой этикет — это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям. Как структурное подразделение он является формой этикета и взаимосвязан с неречевой формой.

Например, собеседники соблюдают правила речевого этикета, высказывают этикетные формулы приветствия, комплимента, отстаивают свою точку зрения и т. д.

Однако и правила неречевого этикета присутствуют в беседе, поскольку собеседники могут сидеть за столом, стоять, на что-то опираться, при этом определенным образом

держа руки и корпус тела, могут действовать предметами.

Речевой и неречевой этикет не стоит разделять в поведении человека, да и не получится. Но во время освоения правил этикета, анализа поведения, собственного или других людей, мы проводим между ними разделительную черту. Поскольку многое в нашей жизни делается при непосредственном участии слова, желательно овладеть правилами речевого этикета. Владеть речевым этикетом — значит:

• знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др.;

• осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

• обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;

• соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Культура речи или речевой этикет?

Культура речи — это выраженное в слове достижение человеческого общества, выработанное как необходимость для общения и самовыражения. Специалисты-филологи (И. Б. Голуб,

М. Р. Львов, Л. И. Скворцов, Д. Э. Розенталь и другие) отмечают разнообразие определений понятия «культура речи», обусловленное языковой теорией и практикой, а также подходом к речи как к деятельности и как к продукту деятельности.

Исходя из разных подходов, М. Р. Львов в книге «Риторика. Культура речи» дает несколько определений этого понятия. Культура речи — это:

1. «Свободное и безошибочное владение произносительными механизмами, готовность памяти, обеспечивающая моментальный и нужный подбор слов, отсутствие дефектов произношения, развитие речевого дыхания и голоса, богатая и послушная логическим законам мыслительная основа речи»;

2. выбор и использование средств языка — «фонетических, лексических, грамматических связей в предложении и в компоненте текста»;

3. «Соблюдение законов жанра, разрешение поставленных в речи проблем», умение красиво и уверенно держать себя перед публикой.

В первом определении речь рассматривается как деятельность, процесс, во втором -как продукт или текст (устный и письменный), в третьем — как ораторское искусство.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchaem-doshkolnikov-pravilam-rechevogo-etiketa

Портал педагога | Обучение дошкольников правилам современного этикета

Автор: Гранкина Марина Владимировна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ «Центр развития — Детский сад № 175»
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение дошкольников правилам современного этикета
Дата публикации: 20.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 175»
Обучение дошкольников правилам

современного этикета

Воспитатель: Гранкина Марина Владимировна Новокузнецк.,2016

«Все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит»

Антуан де Сент – Экзюпери Важнейшей стороной воспитательно – образовательного процесса ДОУ является нравственное воспитание. Недооценка воспитания нравственной личности оборачивается изъянами в нравственном облике всего общества. Дефицит нравственности становится источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни сегодня.

Поэтому необходимость нравственного воспитания детей очевидна. Одним из аспектов нравственного воспитания является обучение дошкольников правилам современного этикета. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении культуры поведения. Поэтому важна роль взрослого, с помощью которого осуществляется данный процесс.

Процесс освоения правил и норм этикета, не может быть ограничен каким – то возрастным рамкам, он продолжается всю жизнь. Однако есть такие азы, обучение которым необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы ребенок мог достойно чувствовать себя в мире людей.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом в обучении детей правилам современного этикета, что связано с такими возрастными особенностями, как эмоциональность, повышенная восприимчивость к социальным воздействиям. В дошкольном возрасте в жизни ребенка важное место занимает общение с окружающими – сверстниками и взрослыми (родителями, воспитателями).

В совместной с ними деятельности – игровой, трудовой, познавательной – ребенок отражает окружающий мир, осваивает культуру поведения. Учится правилам современного этикета.

Для того, чтобы процесс обучения правилам современного этикета протекал более эффективно, необходимы не отдельные занятия, а углубленная работа, включающая в себя формирование развития представления детей о традициях культуры поведения, обучение детей речевому этикету, способами учтивого оказания внимания.

Приступая к изучению современного этикета с детьми, мне пришлось выяснить сущность понятий поведенческой культуры. Поведение – это образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. Под понятием нрав – характер, присущий человеку. Нравы присущи не только отдельному человеку, но и целому сообществу людей.

Обычай – способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, который складывается под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций и требует от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности. Отличающийся особой устойчивостью обычай становится традицией.

Общество, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Привычка – сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным и постоянным. По привычке человек механически совершает то или иное действие, не задумываясь над тем, надо ли его выполнять и как это следует делать.

Манеры – относится к культуре поведения человека, и регулируются этикетом. В обществе хорошими манерами считаются вежливость, скромность, деликатность, тактичность, чуткость, общительность, дисциплинированность.

На занятиях, приветствия во время сбора детей и прощание в конце дня, прогулка на улице, игры на свежем воздухе и в группе, в режимных моментах, я знакомлю детей с этими терминами, разъясняю значение этих слов. Дети моей группы хорошо знают высказывание Сервантеса «Ничего не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

Дети знают, что вежливость – это проявление уважения, это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается. И, конечно же, неотъемлемый компонент вежливости – речевой этикет. Речевой этикет – является словесным выражением уважительного отношения к людям.

Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Ведь мы часто говорим детям: «Славный ты мальчик! Всегда со всеми здороваешься!», «Ты умница! Не забываешь поздравить маму с праздником!», «Ты очень вежливый мальчик, приятно с тобой общаться!». Но нельзя считать ребенка вежливым только потому, сто он говорит «спасибо» при выходе из – за стола.

Я часто задаю себе вопрос – в любых ли условиях так поступают дети или только в знакомых и заученных ситуациях? Как же ведут себя дети вне стен детского сада? Поэтому я часто экспериментирую – роняю любой предмет на пол и жду, как на это прореагируют дети, поднимут и подадут мне или «не заметят» и пройдут мимо. Были и такие ответы: «Вы уронили…» и т.д.

При проявлении вежливости, я благодарю детей приветливо, тепло, с чувством признательности. Я обязана помочь маленькому ребенку вписаться в социум, познать тайны человеческих взаимоотношений, приобрести поведенческие ориентиры, без которых нельзя чувствовать себя в обществе уверенно. Чтобы воспитывать у детей этикетное поведение я соблюдаю следующие условия: 1. Позитивный настрой.

Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и способы обучения, увлекающие детей. 2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых.

Желательно всегда оценивать свое поведение с позиции доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам. Действия воспитателя должны быть

направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки. 3.

Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек. 4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык.

Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника , что достигается с помощью проведения словарной работы. 5. Игра, как способ познания окружающего мира, даёт ребёнку в яркой, доступной и интересной форме представления о тои, как принято вести себя в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Например в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее добежит до финиша, кто дальше бросит мяч. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В таком случае разнообразие словесных методов помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но применяя, избегаю скучной морализации и нотации. Соблюдая данные условия, я тем самым создаю благоприятную почву для усвоения положительных этикетных правил у детей дошкольного возраста. Ведь воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Очень важно вводить в сознание маленького человека необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения и многое другое. Второй только начинает жить, приступает к её изучению. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям.

Читайте также:  Социально-патриотическая акция, посвященная памяти воинов – интернационалистов

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2423

Обучение столовому этикету для дошкольников

Обучение столовому этикету для дошкольников

Программное  содержание: учить  составлять меню, украшать блюдо, сервировать стол к празднику;  упражнять детей в работе со схемами;  упражнять в использовании ножей для разрезания яиц; познакомить с новым столовым прибором- десертная вилка; совершенствовать навыки общения, умения пользования столовыми приборами во время приема разнообразной пищи; формировать умение подбирать скатерти и салфетки, посуду, элементы украшения стола; развивать логическое мышление, память, фантазию в оформлении блюда; развивать связную и диалогическую речи, зрительное восприятие;  воспитывать  аккуратность в работе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Украсим блюда к празднику», работа по схемам, проведение занятий « Знакомство со столовыми приборами», чтение книги «Умные сказки»,  использование д/и, д/у, с/р игр, рассматривание иллюстраций  по теме «Что чем едят?», рассматривание иллюстраций «Скатерти», заучивание стихотворений из книги «Уроки этикета»
Материал: схема «Накрываем  праздничный стол»,  фартуки на каждого ребенка, скатерти, наборы столовой, чайной посуды, продукты, клеенка, набор столовых приборов, вазочки для салфеток, салфетки, полотенца, тазики с водой, зубочистки, иллюстрации  по теме «Что чем едят?», формочки для печенья: «сердечко», «рыбка»

Ход: Воспитатель: Девочки, скажите мне, пожалуйста, к какому празднику мы готовимся в нашей группе и в детском саду?  Кого мы очень скоро будем поздравлять? — Скоро у нас будет праздник – День  Защитника Отечества. Мы будем поздравлять наших пап и дедушек. Воспитатель:  А про мальчиков вы не забыли? Наши мальчики – будущие воины Российской Армии.

Значит этот праздник для них тоже. Как же нам их поздравить?  Кажется,  я придумала. Мы для них накроем праздничный стол – это будет и сюрприз, и угощение!  Согласны? -Да, согласны! Воспитатель: Нам нужно вспомнить, как же правильно накрыть праздничный стол. Посмотрите, пожалуйста,   на нашем рабочем столе лежат продукты.

  Кто мне их назовет? —  Яйца, морковка, огурцы,  фрукты,  хлеб, сметана, свекла и т.д. Воспитатель:  Верно, теперь нам нужно придумать  такое блюдо, чтобы в нем использовались наши продукты,  и чтобы оно было для них необычным.

Примерные ответы:  салаты, компот, просто порезать и положить на тарелочку, грибочки Воспитатель: А давайте, для наших мальчиков сделаем кораблики из яиц, и пустим их плавать по огуречным волнам, приготовим фруктовые салаты и нальем в бокалы вкусный полезный напиток. Это и будет наш сюрприз!  Ну, а теперь примемся за работу.

Девочки и воспитатель  надевают фартуки,  берут в руки  ножи и разрезают вареные яйца пополам. Затем берут зубочистки и ломтики вареной морковки. Продевают морковку через зубочистки так, чтобы получился флажок. После этого зубочистку  аккуратно втыкают в  серединку яйца. 

Оформление блюда  «Кораблик»:   на тарелочку посередине ставится  «кораблик», внизу выкладываются   волны из огурцов, сверху волн можно положить немного сметаны (морская пена),  из ломтиков свеклы вырезать сердечко и положить его тоже на  тарелочку.

Фруктовый салат:  нарезать кружочками бананы и киви,  и уложить их в виде цветка на тарелочках. Воспитатель:  Мне кажется,  начало у нас получилось удачное. Что у нас там по схеме? — По схеме у нас выбор посуды и столовых приборов. Воспитатель: Как вы думаете, сколько столов нам нужно, чтобы посадить всех мальчиков? Девочки называют количество столов и расставляют их в зале. Воспитатель:  А теперь нам нужно выбрать скатерти, посуду, столовые приборы, и конечно не забыть про салфетки.

 Д/и «Задача для хозяйки»
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов, для салфеток.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно. — Давайте посмотрим, какие скатерти у нас есть.

Кто скажет,  какие скатерти мы берем для праздничного стола?  Почему? —   Мы  берем белые скатерти,  на них красиво будет смотреться наша посуда и наше угощение. Воспитатель вместе с девочками расставляют столы и накрывают их скатертями.

— Хорошо, мы расставили и накрыли столы. Что дальше? —  Дальше мы займемся сервировкой столов.  Для этого нужно выбрать посуду.

Д/и  «Что лишнее?»

Детям предоставляется разные варианты набора посуды.  Они должны отобрать нужные им предметы и объяснить свои действия.  Например: «Я не стала брать глубокие тарелки потому, что у нас в меню нет первого блюда»

Д/и « Что чем едят»

Дети рассказывают с помощью иллюстраций, что чем едят.

— Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.

Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.
Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре, пудинг Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой. Банан, киви  очищают от кожуры, мякоть едят чайной или десертной ложкой либо десертной вилкой. Яблоки разрезают на 4 части, пользуясь ножом и вилкой. Дольки едят руками. Мандарин очищают от кожуры и делят на дольки, которые берут руками -Арина, расскажи нам, пожалуйста, что и чем нужно кушать — Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу. Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис… Не надо ложкой! Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. — Нам нужны  вилки, ложки десертные, маленькие ложки для компота  и вазочки для бумажных салфеток. Девочки сервируют праздничный стол. Когда все готово,  воспитатель предлагает позвать мальчиков. В зал входят нарядно одетые мальчики и рассаживаются за столами. Девочки поздравляют мальчиков (стихи, песни, частушки) В конце занятия воспитатель отпускает девочек в группу, а мальчикам задает вопросы: Как вам понравился наш сюрприз? Чем отличается праздничный стол от повседневного?

Что больше всего вам понравилось?

Источник: http://doshkolnik.ru/etiket/4747-etiket.html

Правила этикета для детей дошкольного возраста

Правила этикета для детей дошкольного возраста

В любом обществе существуют свои правила и нормы поведения, основы которых прививаются детям ещё в самом раннем возрасте, такие правила получили название этикета и являются обязательными для использования, как взрослыми, так и детьми.

Правила этикета для детей обычно имеют некоторое послабление, связанное с возрастом ребенка, его физиологическими особенностями и формированием основ общепринятого поведения.

Обычно занятия, которые можно было бы назвать в гостях у этикета, начинают проводиться примерно с шестого месяца жизни ребенка, именно тогда вводится прикорм и теоретические советы и наблюдения подкрепляются практическим опытом.

Этикет в столь раннем возрасте, естественно, понятие очень условное, но систематичное пояснение правил поведения в различных ситуациях должно стать прочным фундаментом в воспитании личности.

Начать можно с примера пользования основным столовым прибором – ложкой, каждый раз при кормлении следует подавать ребенку его личную ложку, которой он будет имитировать процесс кормления.

В возрасте около года ребенок уже может поблагодарить маму или того, кто приготовил пищу кивком или условным спасибо, использовать специальные салфетки для того, чтобы вытереть рот во время или после еды.

Начиная с трехлетнего возраста список правил поведения за столом ребенка значительно расширяется и практически полностью совпадает с правилами, которыми пользуются взрослые.

Это касается разговоров с полным ртом, использования специальных столовых приборов, если блюдо необходимо брать из общей тарелки, использование ножа, если подается мясо, правильности расположения столовых приборов и их уместности к какому-то конкретному блюду.

Правила поведения за столом просто изучить, ведь еда, это то, в чем ребенок сталкивается постоянно и не на каких-то абстрактных примерах, но и проведение занятий в игровой форме также не будут лишними.

Рассаживая игрушки за столом, подавая им различные блюда, ребенок выбирает социальную роль взрослого человека, копирует его поведение, следит за «непослушанием» игрушек, замечая тем самым собственные капризы и шалости.

Если в такой игре ему помогут взрослые, то восторгу ребенка не будет предела, ведь может сам стать взрослым человеком, который будет кормить игрушечными блюдами своих родных, а это стимулирует такие качества, как заботу о близких людях, уважительное отношение к пище, бережливость, а также помогает ещё раз закрепить правила расположения столовых приборов.

Читайте также:  Внеурочное занятие по русскому языку, 3 класс. конспект

Важными, при знакомстве ребенка с нормами этикета, должны быть не только правила поведения за столом, но и весь комплекс действий, которые свойственны воспитанному человеку. Конечно, это делается не одномоментно, а требует длительных и беспрерывных усилий со стороны родителей, ведь быть воспитанным нужно всегда, а не в какой-то конкретной ситуации.

Ещё один важный шаг в освоении науки вежливости – правила приветствия и прощания, их родители начинают неосознанно вводить сразу же после рождения крохи, они желают ему хорошего дня или спокойной ночи, показывают на собственном примере, что необходимо делать, если в комнате в первый раз за день оказался новый человек.

Ребенок постарше с удовольствием машет рукой в качестве знаков приветствия и прощания, причем четко различает где какой знак, с первыми словами появляются вербальные приемы оказания внимания. Дети в возрасте двух лет уже отлично знают, что необходимо поздороваться с утра в детском саду, если кто-либо пришел в дом или же с друзьями на улице.

Однако у них вызывают сомнения некоторые моменты, которые не всегда поясняют им взрослые, к примеру, что делать, если встретил человека несколько раз за день.

Родители или воспитатели в детском саду должны сказать, что здороваться несколько раз за день вполне допустимо, при этом можно использовать другую форму – кивок, рукопожатие, несколько иное вербальное приветствие или ритуал, который можно выработать для таких случаев.

Но все же вырастить ребенка воспитанным, значит не только давать ему конкретные уроки, но и делать так, чтобы он понял основные правила применения тех или других канонов вежливости.

К примеру, общаться со старшими людьми, особенно малознакомыми, следует исключительно на Вы, в беседах не нужно перебивать, это и последующие правила относятся уже и к сверстникам, использовать жаргонные или грубые слова, излишне жестикулировать.

Помимо этого, родители должны научить ребенка не быть хвастливым, вежливо и уместно отвечать на вопросы, не жаловаться на всё и всех.

Особенно внимательно стоит изучить правила поведения в гостях. Дети с удовольствием посещают новые дома, но они не всегда понимают, что быть в гостях и дома – это не одно и тоже.

Самое основное, что должны уяснить дети, это то, что, находясь в гостях не следует брать чужие вещи без разрешения, открывать шкафы, делать замечания по поводу состояние квартиры.

Хорошо, если дети видят правильные примеры посещения гостей взрослыми, к примеру, поход в гости только после предварительного звонка по телефону, а также небольшие подарки или угощение для хозяев.

Довольно интересными для детей являются правила дружбы, ведь у каждого ребенка есть свой близкий друг, общение с которым происходит немного не так, как с остальными детьми. Другу можно доверять, с ним хорошо делиться даже последним, никогда не нужно унижать товарища обидными прозвищами, а ещё с друзьями не нужно надолго ссориться.

Правила хорошего поведения — то, о чем ребенок должен иметь представление начиная с годовалого возраста, причем учить кроху быть воспитанным нужно не в какой-то конкретной ситуации, а давать общие представления о нормах поведения за столом, в общественных местах или дома с родным.

Источник: http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/pravila-etiketa-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Школа этикета Юлианы Шевченко | Москва | Этикет для детей и взрослых

Ищем детей для участия в шоу «Лучше всех»  1 канала на тему «Этикет для малышей»

Этикет для малышей. «Дошкольный этикет» программа обучения

этикету в садах 

Приглашаем к сотрудничеству детские сады и родительские комитеты для проведения игровых мастер-классов по этикету для дошкольников с периодичностью 1 мастер-класс в месяц!

Курс «Школа этикет для малышей» содержит 19 тем — прототипы жизненных ситуаций, с которыми дети часто  сталкиваются в реальной жизни. Обучение дошкольному этикету ведется от имени Улыбки (хозяйки города Этикетия) или педагога, которые приглашают малышей посетить улицы волшебного городка, знакомят с его необычными жителями и их устоями.

Курс «Школа этикета для малышей» написан в игровой форме и включает в себя массу игровых элементов, соответствующих возрасту от 3 до 7 лет. Также курс дошкольного этикета содержит карту города Этикетия, и, проходя каждую улицу, ребенок наклеивает на карту соответствующую наклейку. Полученные знания и навыки малыши закрепляют с помощью игр и тематических мероприятий.

Курс по этикету для дошкольников в садах станет отличной предшкольной подготовкой. 

Скачать бесплатно занятие по этикету для малышей «Поведение за столом» и фрагмент книги

Сценарий занятия по дошкольному этикету 

Наглядный

  материал по этикету

Рабочая тетрадь по этикету  для малышей

Занятие 1. Тестирование малышей на знание правил этикета

Занятие 2. Хорошие манеры.

Дошкольный этикет для малышей на тему «Культура общения» Занятие 3. Знакомство  Занятие 4. Приветствие 

Занятие 5. Прощание

Занятие 6. Вежливые слова

Занятие 7. Игра «Вежливые фанты»

Дошкольный этикет для малышей на тему «Чистота и порядок»
Занятие 8. Чистота и личная гигиена

Занятие 9. Микробы и бактерии

Занятие 10. Мастер-класс «Чистенькие зубки»

Занятие 11. Чистенькие ручки

Занятие 12. Мастер-класс «Мыловарение»
Занятие 13. Порядок и внешний вид

Занятие 14. Мастер-класс «Встречают по одежке» Занятие 15. Закрепляющая игра-викторина Дошкольный этикет для малышей на тему «Столовый этикет»

Занятие 16. Сервировка стола

Занятие 17. Мастер-класс «Праздничное оформление стола»
Занятие 18. Поведение за столом

Занятие 19. Что, чем и как едят

Занятие 20. Учимся пользоваться столовыми приборами

Занятие 21. Мастер-класс «Кулинарные эксперименты» Занятие 22. Мероприятие «Чаепитие»  Дошкольный этикет для малышей на тему «Хорошие манеры» Занятие 23. Поведение в гостях Занятие 24. Прием гостей 

Занятие 25. Вручение и получение подарков

Занятие 26. Мастер-класс «Оформление подарков»
Занятие 27. Сюжетная игра

Дошкольный этикет для малышей на тему «Мама, папа, я – дружная семья» 
Занятие 28. Я и моя семья

Занятие 29. Мастер-класс «Составляем родовое дерево»

Занятие 30. Маленькие помощники

Занятие 31. Квест «Генеральная уборка»

Занятие 32. Больничный и респираторный этикет

Занятие 33. Бальный этикет

Занятие 34. Итоговое тестирование малышей на знание правил этикета, работа с кроссвордом.

У участников курса «Школа этикета для малышей» есть возможность погрузиться в атмосферу аристократизма и закрепить  полученные навыки  в современном замке Чехии Шато Мцелы. Подробнее о выездных мероприятиях по этикету можно прочитать на странице Туры.

Курс «Школа этикета для малышей» рассчитан на 7 месяцев с частотой обучения 1 раз в неделю / 34 занятия по этикету. Продолжительность занятия составляет примерно 45 минут.

Рекомендуемое количество детей в группе — от 4 до 16 человек, максимальное количество участников — без ограничений. ​

Фрагмент книги по этикету для малышей

Презентация книги по этикету

для малышей

Буду рада ответить на ваши вопросы

по телефону +79265385521 

Мы сотрудничаем

и другие 

Проекты моей семьи

  1. пособие для педагогов «Этикет для малышей 3+ по методике Юлианы Шевченко»;

  2. рабочая тетрадь по этикету для дошкольников «Школа этикета для малышей» (по требованию);

  3. пояснительная записка к курсу (для сотрудничества с образовательными учреждениями);
  4. содержание программы «Школа этикета для малышей» (для сотрудничества с образовательными учреждениями);
  5. макет рекламной продукции: листовок формата А6 и плакатов формата А4;

  6. диплом об окончании Школы этикета по методике Юлианы Шевченко;

  7. тесты для малышей на знание этикета;

  8. атрибутика для чаепития: приглашения, рассадочные карточки, флажки, баннер, сладкие фирменные подарки;

  9. игра «Вежливые фанты»;

  10. квест «Генеральная уборка»;

  11. кроссворд по этикету;

  12. подборка мультфильмов по темам программы курса по этикету для дошкольников;

  13. письма о плохих привычках;

  14. персональная книга по этикету (сказака) для девочек;

  15. график чистки зубов для дошкольников;

  16. распорядок дня с наклейками и для записи.

Выездные занятия по этикету для малышей от Юлианы Шевченко

Наши педагоги приедут в ваш детский центр или сад и проведут занятие на любую из описанных тем. Стоимость разовых мероприятий в Москве составляет 5000 рублей, но не менее 250 рублей за каждого участника. Стоимость регулярных мероприятий определяется индивидуально, зависит от количества занятий в день и может сопровождаться скидкой.

Приобретение игрового материала по этикету для малышей

Учебные заведения и детские центры могут стать партнером, получить лицензию на пользование методическим материалом «Школы этикета Юлианы Шевченко» и проводить занятия по этикету для малышей самостоятельно.

Условия сотрудничества по франшизе «Школа этикета Юлианы Шевченко»:

  • подписание лицензионного договора о сотрудничестве;

  • оплата единовременного взноса за пользование материалом  в размере ориентировочно 30000 рублей и поддержку. 

  • роялти дополнительно не взимается.

Материал по этикету для дошкольников включает:

Квест «Генеральная уборка»

Распорядок дня для малыша

Письма о плохих привычках

Веселый кроссворд по этикету

Смотрите фото и видео Школы этикета в соцсетях

Содержание программы «Школы этикета Юлианы Шевченко «Этикет для малышей 3+»

Источник: https://www.etiquette.su/etiquette3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector