Обучение и развитие ребенка – дошкольника. заповеди для родителей от марии монтессори

Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори

Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Макаренко.

Мария Монтессори стала первой в истории своей страны женщиной-доктором. Всю жизнь она проработала с детьми, создав путём точных наблюдений уникальную систему образования для разностороннего и гармоничного развития ребёнка. А также сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них – это многотомная мудрость в нескольких словах.

Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:

  1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.
  2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют – он учит­ся осуж­дать.
  3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят – он учит­ся оце­ни­вать.
  4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность – он учит­ся драть­ся.
  5. Если с ре­бен­ком чест­ны – он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
  6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют – он учит­ся быть роб­ким.
  7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти – он учит­ся ве­рить.
  8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят – он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.
  9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют – он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
  10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны – он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
  11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют – он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.
  12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым – он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
  13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке – ни при нем, ни без не­го.
  14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.
  15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.
  16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.
  17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.
  18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.
  19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер – пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

А в народе говорят: «На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями».

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/19-zapovedejj-marii-montessori-dlya-roditelejj/

«Детей учит то, что их окружает». 19 заповедей Марии Монтессори для родителей

«Детей учит то, что их окружает». 19 заповедей Марии Монтессори для родителей

Мы пришлем Вам обзор полезной книги.

Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете Чип Хиз, Дэн Хиз

Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Макаренко.

Мария Монтессори стала первой в истории своей страны женщиной-доктором. Всю жизнь она проработала с детьми, создав путём точных наблюдений уникальную систему образования для разностороннего и гармоничного развития ребёнка. А также сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них – это многотомная мудрость в нескольких словах.

Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.
  5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.

  6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

  13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
  18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее.

    Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

В нашей Библиотеке вы можете прочитать обзор книги знаменитого русского детского психолога, профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

Источник

Мы пришлем Вам обзор полезной книги.

Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете Чип Хиз, Дэн Хиз

Источник: http://www.knigikratko.ru/articles/-detej-uchit-to-chto-ih-okruzhaet-19-zapovedej-marii-montessori-dlya-roditelej

19 заповедей Марии Монтессори для родителей

Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори

Вы знаете, что всего лишь четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания детей в 20 веке? Это был американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, русский педагог Антон Макаренко и итальянка Мария Монтессори.

Мы все родом из детства, где у нас закладывались базовые основы характера, мира и личности в целом. Мария Монтессори сформулировала небольшие, простые заповеди для родителей, однако если вдуматься в каждую из них — вы поймете, что большая мудрость отображена всего в нескольких словах.

Если Вы найдете время хотя бы раз в год перечитывать этот список, то отношения с детьми могут выйти на новый уровень и ваше дитя вырастет более развитой и гармоничной личностью:

Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.

Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.

Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.

Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.

Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.

Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре лю­бовь.

Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.

Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.

Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.

По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.

В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас са­мих.

Источник: http://hristianin.com/19-zapovedej-marii-montessori-dlya-roditelej/

Заповеди Монтессори-родителей: 12 простых правил

Заповеди Монтессори-родителей: 12 простых правил

Главная Избранное 12 правил Монтессори-родителей

16.05.2016 Наталия Гончарова Задать вопрос авторуДобавить в избранное Распечатать

Часто родители хотят заниматься с малышами по методу Монтессори. Начинают обычно с того, что покупают дорогостоящие материалы или пытаются их создать сами, тратя на это много времени и сил.

Конечно, хорошо подобранные Монтессори-материалы очень помогают развитию ребёнка. Однако, на наш взгляд, Монтессори-родители обладают, прежде всего, не Монтессори-материалами, а следуют некоторым простым правилам в обращении со своими детьми с самого рождения.

Вот 12 простых правил Монтессори-родителей:

  1. Давайте ребёнку СВОБОДУ изучать мир вокруг себя, своё окружение, свой дом и вещи в нём. Предоставляйте малышу возможность свободного движения.
  2. Поощряйте использование РУК И ВСЕХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ для изучения мира. Позволяйте ребёнку трогать всё вокруг и давайте возможность получать как можно больше сенсорных впечатлений.
  3. Давайте возможность участвовать в делах ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Дети должны обязательно участвовать в домашних делах: подметать, вытирать со стола, помогать приготовить обед или постирать одежду. Упражнения практической жизни разовьют концентрацию внимания и подготовят ребёнка ко всем остальным сферам обучения.
  4. Подготовьте СРЕДУ для ребёнка. Обратите внимание на то, чтобы ребёнку было удобно дома: мебель и вещи должны быть подобраны в соответствии с ростом малыша (стул, табуретка, чтобы доставать до высоких поверхностей, посуда, полочки в шкафу…).
  5. Не используйте НИ НАГРАД, НИ НАКАЗАНИЙ. Ребёнок должен научиться критически оценивать свою работу. Если же вы применяете награды и наказания, мнение малыша о своей работе начинает зависеть от них, а не от объективного результата. Ребёнок начинает выполнять задания за премию или боясь наказания, а не исходя из собственного желания или необходимости.
  6. Предоставляйте ребёнку возможность ВЫБОРА. Выбора времени и места для занятий и отдыха, выбора одежды, выбора еды, выбора с кем и когда общаться.
  7. Не забывайте, что у ребёнка должны быть свои ПРАВА. Право на уважение, на понимание. Никогда не высмеивайте никаких действий ребёнка, спрашивайте мнение о сложившейся ситуации, уважайте занятия малыша и время, необходимое ему для работы или игры (и для их завершения).
  8. Имея права, ребёнок должен иметь и обязанности. Таких норм для маленького ребёнка должно быть по крайней мере три: уважительное отношение к окружающим, уважительное отношение к работе (как своей, так и чужой) и уважительное отношение к окружающей среде. Также в каждой семье могут существовать свои правила. Важно устанавливать их раз и навсегда, и всем членам семьи придерживаться их выполнения.
  9. Родителям необходимо знать о существовании СЕНЗИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ. И помогать ребёнку развивать качества, благоприятные в данный период. Вы можете помочь ребёнку, привнося в домашнюю среду именно те материалы, которые важны для малыша в том или ином возрасте.
  10. Учите ребёнка МИРНОМУ разрешению любых ситуаций. Помогайте чувствовать, озвучивать и контролировать свои эмоции. Обучайте разрешению конфликтных ситуаций, исходя из уважения и терпимости к окружающим.
  11. Будьте для ваших детей ВЗРОСЛЫМИ. Помните, что ваши отношения должны строиться как отношения взрослого с ребёнком, а не как дружеские. Не нагружайте детей излишней ответственностью, берите на себя принятие важных решений. Учитесь и развивайтесь сами: физически, интеллектуально, эмоционально. Помните, что дети учатся у своих родителей, прежде всего копируя их поведение.
  12. Всегда помните, что основой отношений с вашим ребёнком должна быть ЛЮБОВЬ. Эмоциональная привязанность к значимым взрослым, доброе отношение важнее для ребёнка любых развивающих материалов!

Источник: http://mchildren.ru/12-pravil-montessori-roditelej/

19 важных истин для родителей от Марии Монтессори. Всем родителям читать как молитву!

19 важных истин для родителей от Марии Монтессори. Всем родителям читать как молитву!

Мария Монтессори — женщина, изменившая взгляд на традиционное воспитание детей. Она входит в четверку лучших педагогов ХХ столетия.

Система отношений с ребенком, которую разработала Мария, — очень необычная, потому что работать она начала с умственно отстающими детками.

Методика Монтессори показала очень хорошие результаты, благодаря этому многие дети стали развиваться так же, как их здоровые сверстники.

Эти мудрые заповеди Марии Монтессори полезно прочесть всем родителям. И не только прочесть, а и придерживаться их в повседневной жизни. Помни, что дети не меньше взрослых заслуживают уважения. Твой ребенок будет очень благодарен тебе за это.

Истины от Марии Монтессори

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
  5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

  7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

  11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нём, ни без него.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже всё нашел.
  18. Помогайте ребенку осваивать ранее неосвоенное.

    Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В общении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Быть родителем — непростая работа. Когда тебе сложно, всегда помни о том, что твой ребенок — прежде всего, тоже человек. Дружи с ним, договаривайся, объясняй.

Эти усилия не пройдут даром, чувство, что ты состоялся как родитель, — ни с чем не сравнимо.

Расскажи об этой мудрой статье друзьям, у которых есть дети.

Источник: https://takprosto.cc/zapovedi-marii-montessori/

Заповеди Марии Монтессори

Заповеди Марии Монтессори

Итальянская женщина-врач Мария Монтессори утверждала, что дети в своем восприятии мира значительно отличаются от взрослых.

Перевернув системы воспитания многих стран, учение Марии Монтессори добралось и до Восточной Европы.

Чем же ее исследования так интересны для молодых мам? Существует ли такая методика раннего развития, которая позволит, обходя стрессовые ситуации, обучить малыша?

Методика Монтессори направлена на духовное развитие ребенка посредством его чувств.

Используя эту методику, Вы можете обучить малыша сенсорике и моторике, развить в детях навыки счета, письма и чтения. На сайте для мам supermams.

ru представлены заповеди Марии Монтессори, которые помогут Вам сориентироваться в воспитательных моментах и лучше понять природу малыша.

После упорных годов исследований, поисков, учебы и практического применения своих навыков Мария Монтессори обобщила собранные знания. Сегодня они представлены в виде заповедей для родителей, воспитателей и учителей.

Не трогайте малыша до тех пор, пока он не решит сам обратиться за помощью.

Никогда не говорите о ребенке плохо, рядом он находится, или его нет около Вас.

Дети очень чутко воспринимают слова родителей. И всему верят. Когда Вы говорите, что малыш плохой (непослушный, некрасивый, глупый и т.д.), он так это и воспринимает. Даже если это был Ваш минутный порыв, а на самом деле Вы так не думаете.

Развивайте хорошее в ребенке и концентрируйтесь только на этом. Тогда плохому не будет места.

Старайтесь концентрироваться только на позитивных сторонах и талантах малыша. Тогда Вы сможете с успехом развить его умения. Видя Ваше желание, ребенок и сам будет стараться сделать все возможное. А на плохое у него попросту не хватит времени!

Источник: https://supermams.ru/zapovedi-marii-montessori.htm

19 заповедей Марии Монтессори для родителей

Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори

Мария Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них — это многотомная мудрость в нескольких словах. 

Детей учит то, что их окружает. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться. Если с ребенком честны — он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится на­ходить в этом мире любовь. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для то­го ребенка, который уже все нашел. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему луч­шее, что есть в вас самих. 

Мария Монтессори (Montesorri, Maria) (1870–1952), итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Родилась 31 августа 1870 в маленьком итальянском городке Чиаравалле (Кьяравалле) в семье высокопоставленного государственного чиновника. Ее мать происходила из славящегося образованностью и ученостью старого итальянского рода Стопани.

Родители дали ей несколько необычное для девочки ее круга воспитание, что позволило талантливой и упорной Марии в 12 лет поступить в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе.

По окончании школы Монтессори поступает на медицинский факультет Римского университета и в 26 лет, получив частную практику в университетской клинике, становится первой в Италии женщиной-врачом. Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори знакомится с трудами французских психологов Г.Итарда и Э.

Сегена, и под влиянием их идей разрабатывает собственный метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1898 у Марии родился сын. Будучи незамужней, она отдала его на воспитание в интернат. Лишь через много лет, когда сын уже станет взрослым, они вновь встретятся.

В 1899–1901 Монтессори работала в ортофренической школе, где всего за три месяца добилась ошеломляющих результатов в работе с умственно отсталыми детьми. В 1904 возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занималась антропологическими исследованиями в области педагогики.

Она разрабатывает собственную методику обучения детей письму и чтению, принципиальное новаторство которой заключается в первичности именно письма, а не чтения, как это безоговорочно считалось до тех пор. Монтессори начинает интересоваться методами работы со здоровыми детьми.

В январе 1907 в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», воспитание в котором было основано на принципах Монтессори, важнейший из которых звучит как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому». В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком.

Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача педагога заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Комната, где занимаются дети, разделена на пять зон: зону практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания; зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания и т.п.; математическую, языковую и, наконец, космическую зону.

В последней ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук. Ребенок сам решает, в какую зону ему хочется пойти сегодня.

В садах Монтессори детям предоставляют заниматься с теми материалами, с которыми им в данный момент интересно и хочется заниматься, доверяясь природе ребенка и давая возможность действовать заложенным в ней созидательным силам. Огромное значение для Монтессори имело качество пособия.

Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Все монтессори-материалы выполнены из натурального сырья, даже из ценных пород дерева. Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить т.н.

сензитивные периоды, когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни.

Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д.

Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный индикатор наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности. С 1909 метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К ней приезжают педагоги из разных стран, в том числе и из России.

В нашей стране в те годы Монтессори-педагогика вызвала большой интерес. В 1913 Юлией Фаусек был создан детский сад, работавший по новому методу. В 1916 она же основала «Общество свободного воспитания». А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа, в которой Фаусек работала по системе Монтессори, была закрыта в 1930. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х. В 1910 на английском языке вышла книга Метод Монтессори, которая сразу была переведена на 20 языков мира. В России эта книга была издана в 1913 под названием Дом ребенка. Метод научной педагогики. В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), действующую и в настоящее время. После установления фашистского режима в Италии Монтессори пришлось эмигрировать: она уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 – в Индию. Вернулась в Европу лишь после окончания войны, в возрасте 76 лет. Она много выступала, вела учебные курсы, писала психолого-антропологические труды. Последние годы жизни Монтессори жила вместе с сыном в Голландии. В 1950 ей была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета, кроме того, она возглавляла институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге. Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 в Голландии и была похоронена в городке Нордвиг на небольшом католическом кладбище.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет.

Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины.

Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

Александра Лосева

Литература Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Ю.Фаусек. 30 лет по методу Монтессори. М., 1994 Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике) К.Е.Сумнительный. М., 1999

Бородаева Л.Г. Педагогическая система Марии Монтессори: учебное пособие. Волгоград: Перемена, 2005

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/news/obrazovanie/19-zapovedei-marii-montessori-dlja-roditelei.html

Успех открытого воспитания: система Марии Монтессори

Успех открытого воспитания: система Марии Монтессори

Главная / Наши дети

Педагогическая система Марии Монтессори – это способ обучения детей и преподавания в образовательных институтах, созданный доктором Марией Монтессори и в начале 20 века внедренный в практику.

Основная суть данного метода заключается в открытом обучении вместо закрытого (фронтального, к примеру).

Подобный тип педагогики можно назвать эмпирическим, поскольку ребенок своими наблюдениями помогает взрослому выбрать подходящие назидательные приемы, уместные именно для него и конкретной ситуации. Вся сущность педагогики сводится к тому, чтобы помочь ребенку сделать все самостоятельно.

Идеология

Система Марии Монтессори представляет собой уникальный метод педагогики, когда за основу берутся натура ребенка и он сам. Доктор верила в то, что все дети уникальны по-своему. Именно поэтому в ее методике детей не сравнивают и не измеряют по общепринятым стандартам.

Взамен они получают свободное обучение, где априори не может быть давления и осуждения. У Марии было убеждение в том, что распространенный метод «кнута и пряника» сбивает внутреннюю ориентацию человека, в то время как он должен учиться согласно личным побуждениям.

Связано это главным образом с тем, что подрастающий по природе своей стремится к участию во взрослой жизни своих родителей.

Система Монтессори ставит во главу потребности, способности и одаренность каждого отдельно взятого малыша. Обучаемость детей становится максимально продуктивной при их собственном выборе способа и ритма учебы.

С этим связано поведение Монтессори-педагогов, при котором они позволяют детям самостоятельно определять область изучения, скорость, а также способы закрепления пройденного.
Основа педагогического метода Монтессори заключается в том, чтобы поддерживать естественную радость ребенка от обучения.

Согласно доктору это чувство – одно из основных характерных черт маленького человека. Поэтому крайне важно сохранить его и управлять им посредством уважительного отношения, тем самым формируя полноценную и уравновешенную персону.

Дети, которым позволено определить собственный ритм обучения и интересы, отличаются уверенностью в собственных возможностях и показывают лучшие результаты в плане усвоения изученного.
Дополнительно, независимость закрепляется практическими заданиями. Для этого берутся различные сюжеты из повседневной жизни подрастающего.

В дошкольных учреждениях Монтессори детки самостоятельно ведут свою жизнедеятельность, обучаясь этому посредством подражания. Педагогика Монтессори в школах предоставляет большие возможности для коллективных работ. Ученики делают свой добровольный выбор, с кем из других ребят сотрудничать и над какой целью трудиться.

При этом в подобной деятельности акцент ставится на индивидуальности ученика как управляющего своим интеллектуальным развитием.

Для доктора Монтессори задачей первостепенного значения было развитие у малютки чувственных восприятий в способствующей атмосфере, которая удовлетворяла бы его психологические нужды.

Вместе с тем крайне необходимо, чтобы учителя проникались его индивидуальными особенностями ребенка и тем, что его волнует в данную минуту, подстраивались под его личный ритм, а также были открыты к тому, что им тоже есть чему поучиться у обучающегося.

Может быть такое, что он воспользуется специализированным математическим материалом не по назначению, а для строительства из него машинки или еще чего-то, и обучающий должен будет поддержать его решение.

Принципы монтессори-педагогики

Согласно Марии Монтессори, формирование личности маленького человека осуществляется в три стадии:

  • первый этап детства (0 – 6 лет)
  • второй этап детства (6 – 12 лет)
  • юность (12 – 18 лет).

Все три вышеупомянутые стадии являются четко выраженными, независимыми фазами развития.

Первый этап – один из наиболее важных отрезков жизни, когда происходит формирование натуры и способностей малыша.

Мария Монтессори называет возраст до шести лет вторым эмбриональным периодом роста, когда происходит развитие души и духа человека.

Если у взрослого есть возможность процеживать свое восприятие, то маленький поглощает любую информацию из внешней среды и она составляет его индивидуальность.

Второй этап доктор обозначает как этап лабильности. По мере того, как происходит развитие ребенка, он переживает “чувствительный” и “сенситивный” периоды. В эти моменты он очень чувствительно реагирует на определенные раздражители внешнего мира, в частности в таких вопросах как: моторика, вербальные способности или социальные аспекты.

Если во время восприимчивого периода помочь ребенку найти род деятельности, удовлетворяющий его потребности, у него может развиться такой навык, как глубокая концентрация. Итогом этого становится то, что кроха не отвлекается на прочие раздражители, а бывает занят освоением новых знаний, что положительно сказывается не только на его интеллектуальном развитии, но и личностном росте, в целом.

Доктор это явление называет процессом нормализации.

Основа и принципы формирования методики Монтессори и сопутствующих пособий заключается в следующем наблюдении: одним из главнейших периодов чувствительности любого подрастающего является стадия усовершенствования чувств.

Все дети испытывают естественное стремление щупать, нюхать и пробовать все на вкус. Основываясь на это наблюдение, доктор приходит к заключению, что интеллектуальные способности ребенка раскрываются не с помощью абстракции, а посредством его органов чувств.

В процессе обучения ощущение и понимание объединяются в одно понятие.

Опираясь на изложенные результаты, Мария Монтессори смогла развить свою собственную систему педагогики, основанную лишь на чувственных восприятиях маленького человека.

Таким образом, с помощью ее математического материла ребенок, зажимающий в кулачке одну бусинку и связку из сотни, уже представляет себе числа 1 и 100.

И происходит это намного раньше, чем он научится абстрактному представлению о числах.

Десять заповедей Марии Монтессори

  • Не нужно трогать ребенка, пока с его стороны не будет к вам обращения каким-либо образом.
  • Нельзя высказываться плохо про ребенка, ни в его присутствии, ни за его спиной.
  • Старайтесь концентрироваться на том, чтобы развить в подрастающей личности только хорошее, тем самым плохое сводя к минимуму.

  • Активно подготавливайте среду и всегда тщательно за ней ухаживайте. Ребенок должен научиться конструктивно взаимодействовать с ней, помогите ему в этом процессе. Показывайте расположение каждого предмета и как правильно нужно с ним обращаться.

  • Установите постоянный контакт с малышом, подразумевающий оказание помощи при призыве, а также готовность прислушаться и ответить, с чем бы он к вам ни обращался.

  • Проявите уважение к маленькому, допустившему оплошность, которую можно исправить, однако если он некорректно использует развивающие материалы или делает что-то, что способно нанести вред ему, его развитию или другим детям, то стоит незамедлительно его остановить.

  • Проявите уважение к ребенку, который отдыхает или наблюдает за тем, как работают другие, или же размышляет о своих действиях, прошлых или будущих. Не зовите его и не принуждайте к другого рода активностям.
  • Помогите сориентироваться тем, кто еще в поиске выбора работы.

  • Проявите готовность каждый раз заново разъяснять ребенку что-то, чего он до этого не мог осознать – помогайте подрастающей личности познавать что-то новое, бороться с несовершенством. Проявите в этом особую выдержку и доброту. Будьте рядом с теми детьми, которые все еще находятся в поиске, и не мешайте уже сориентировавшимся.
  • Обращаясь с детьми, всегда пользуйтесь лучшими манерами и отдавайте им все самое хорошее, что есть в вас и вашем окружении.

Подготовка окружающей среды

Подготовка окружающей среды является ключевым моментом в педагогике Монтессори. В обратном случае ее функционирование, как системы, было бы невозможным.

Подготовка среды позволяет ребенку понемногу выходить из-под взрослого попечительства, приобретать от нее независимость. Именно поэтому крайне важно создать такую среду, которая бы полностью соответствовала ему.

Таким образом, размеры оборудования в месте, где ребенок учится, должны быть подобраны под его рост и пропорции. Кроме того, у него должна быть возможность свободно перемещать предметы мебели и самому выбирать, где он будет заниматься.

И даже шумное передвижение различных предметов с одного места на другое Монтессори считает хорошим упражнением на моторику. Ребенку предстоит освоить, как практически бесшумно передвигать мебель, тем самым не мешая остальным.

Окружающая среда для крохи должна быть оборудована с эстетикой и элегантностью, приветствуется использование хрупкого фарфора. Очень важно с малых лет научить ребенка обращению с подобными вещами и осознанию их ценности.

Такие вещи должны быть расположены в непосредственной доступности для него: не слишком высоко и не слишком низко. Находясь постоянно в поле зрения маленького человека, они служат своеобразным вызовом.

Важно, чтобы все предметы были выполнены из разных материалов, поскольку так он познает социальное поведение по отношению к другим детям и учится брать в расчет чужие нужды.

Ребенок о своем рабочем пространстве должен заботиться сам, тем самым обретая автономность от родителей или воспитателя.

Взрослые в системе Монтессори

С первой минуты своего появления на свет дети стремятся к тому, чтобы обрести свободу и независимость от взрослых. Мария Монтессори называет это намерение биологическим принципом жизни человека. Аналогично тому, как развивается организм ребенка, позволяя ему свободно двигаться, таким же образом дух крохи рвется к источникам новых знаний и автономности.

И в этом стремлении ребенка задачей взрослого становится стать ему союзником и посодействовать ему в создании такого окружения, которое соответствовало бы его нуждам и тяге к учению. В педагогической методике Монтессори взрослые рассматриваются как ассистенты, тактично направляющие ребенка к самостоятельной жизни.

Причем делается это, учитывая вышеперечисленные принципы Монтессори. Следует также помнить, что у ребенка есть способность самому всему научиться, от взрослого же лишь требуется направить его к изучению и отстраниться. Вмешиваться в познавательные процессы малыша не стоит, лучше в этом деле оставаться наблюдателем.

Учитывая тот факт, что каждый малыш переживает восприимчивые периоды по-своему, ориентированность всех учебных планов должна быть индивидуализирована.

Обучающему необходимо научиться распознавать сенситивные периоды и помогать ребенку находить такую деятельность, которая вызывала бы у него живой интерес.

Вместе с тем крайне необходимо представлять ему свободу выбора относительно рода его деятельности.

Роль воспитателя

Существуют также определенные принципы, связанные с поведением воспитателя в педагогической системе Монтессори. Заключаются они главным образом в следующем: преподаватель категорически не должен нарушать процесс саморазвития ребенка.

Здесь важно усвоить главную идею, передаваемую Марией Монтессори своим последователям: родители не являются творцами своего чада, он сам служит архитектором собственного развития, они же – лишь ассистенты в этой работе, помогающие своему ребенку.

Это же видение воспитательного процесса и является главной идеологией всей педагогической системы, заключающейся в том, чтобы помочь своему ребенку самостоятельно развиваться со дня его появления на свет. Доктор Монтессори ждет от взрослых, что в них произойдет смещение фокуса с себя самих на ребенка и его будущее. И действия их будут мотивированы именно этими помыслами.

Источник: https://kladvsebe.ru/nashi-deti/uspex-otkrytogo-vospitaniya-sistema-marii-montessori.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector