Осеева «в классе»

В классе Петя охотно делился с товарищами всем, что знал, умел интересно рассказывать о том, что увидел где-нибудь сам или прочитал в какой-нибудь книге. Постепенно Петина парта стала самым оживленным местом в классе. Около нее постоянно толпились ребята. Классный организатор Игорь радовался, и единственно, что беспокоило его, это поведение Набатова на уроках.

Петя как будто томился и скучал, когда учитель вызывал к доске другого ученика. При всякой ошибке он с усмешкой откидывался на спинку парты и громко заявлял: — Неверно! Неправильно! — и порывался ответить. Даже Андрей Александрович часто делал ему замечания: — Набатов, подожди. Пусть сам сообразит.

Ученик, стоя у доски, начинал нервничать, поминутно оглядывался на Петю и окончательно терялся, увидев на его лице улыбку.

Мадам жизнь

Мальчишка от скуки часто приходил к их даче и сидел там под забором.

Ленька начал было слушать стихи, как вдруг заметил человека, по описанию очень похожего на Меркурия.

Увидев Костю, он припал к забору. Ленька понял, что это именно тот человек, найти которого было поручено Алине, он вбегает в дом, чтобы сообщить эту новость, но поймать предателя так и не удалось.

ВниманиеКатя и Марина удивлены появлением незнакомого мальчика.
ВажноДальнейшее развитие событий Какими качествами обладают главные герои, которых описала в своей повести В.

Осеева? «Динка» (содержание произведения говорит об умных, бесстрашных и честных детях) показывает нам ребят, которые сделают все во имя справедливости.

Ленька заботится о Динке, утешает ее, когда она расстроена. Марина тронута этим.

Осеева «в классе»

Когда Петя вошел в класс, ребята сразу окружили его.

— Новенький, новенький! — закричали они. Высокий мальчик раздвинул ребят и, подойдя к новичку, протянул ему загорелую, крепкую руку: — Давай знакомиться! Игорь.

Петя улыбнулся, тряхнул протянутую к нему руку и, обращаясь ко всем, сказал: — А меня зовут Петя Набатов.

Набатов? Здорово! Хорошая фамилия! Молодец, что приехал! — У нас самые дружные ребята! — Почти все хорошо учатся, только вот Бунька подводит! — перебивая друг друга, шумно заговорили ребята.

Игорь прищурил глаза и, облокотившись на парту, осторожно спросил: — Ну, а ты, Набатов, вообще, как учишься? Ребята примолкли и с интересом ждали ответа. Петя пожал плечами и усмехнулся: — Странный вопрос!..
Я отличник, конечно! — Отличник? — Игорь весело хлопнул новичка по плечу.
— Игорь, где ему сесть? — Садись на заднюю парту, Набатов! — сказал Игорь.

Краткое содержание осеева сыновья для читательского дневника

Я с удовольствием помогу Пронину… — Без тебя обойдемся, — протянул кто-то из ребят.

Остальные молчали. Петя стоял перед ними и ждал. В глазах его скапливались слезы.

Стоит человек… Тоже какие-то… — растерянно бормотал он, переводя глаза на товарищей. — Ну как, ребята? — притворно равнодушным голосом спросил Игорь. —

Набатов свою помощь предлагает. — Пусть помогает. — Пусть.

Нам-то что! Витя Волков прищурился и с презрительной улыбкой оглядел Петю с головы до ног. Петя повернулся и медленно пошел к своей парте. Ребята неодобрительно посмотрели на Волкова. — Лежачего не бьют, знаешь? — тихо бросил ему Игорь и громко сказал: — Набатов! Договорись с Бунькой насчет занятий. * * *

Наступили трудные дни. Петя и Бунька не расставались.

В классе

В свободное от работы время женщина сочиняла сказки для малышей.

Валентина Александровна Осеева безумно любила работать с детьми.

Поэтому она и посвятила свое творчество детской литературе.

Темными вечерами сидя у окна, она рассказывала детям свои собственные сказки. Также Валентина Александровна писала пьесы, а затем разыгрывала их со своими воспитанниками. Детям очень нравилось ее творчество.

По многочисленным просьбам своих воспитанников, Валентина Александровна отнесла в редакцию самый первый рассказ «Гришка». Редактору понравилось произведение. «Гришка» был напечатан в газете. Свою первую книгу Валентина Александровна выпустила в сороковом году, под названием «Рыжий Кот».

В 1952 году сам Иосиф Виссарионович Сталин Осееву наградил премией за выпушенную книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Краткое содержание рассказов валентины осеевой

Я с удовольствием помогу Пронину… — Без тебя обойдемся, — протянул кто-то из ребят.

Остальные молчали. Петя стоял перед ними и ждал. В глазах его скапливались слезы.

Бунька смотрел на Петю с удивлением и сочувствием. — Ну что же вы? Говорите, что ли!..

Стоит человек… Тоже какие-то… — растерянно бормотал он, переводя глаза на товарищей.

— Ну как, ребята? — притворно равнодушным голосом спросил Игорь. — Набатов свою помощь предлагает. — Пусть помогает. — Пусть.

Нам-то что! Витя Волков прищурился и с презрительной улыбкой оглядел Петю с головы до ног.

Петя повернулся и медленно пошел к своей парте. Ребята неодобрительно посмотрели на Волкова. — Лежачего не бьют, знаешь? — тихо бросил ему Игорь и громко сказал: — Набатов! Договорись с Бунькой насчет занятий. * * * Наступили трудные дни. Петя и Бунька не расставались. Ребята видели, как Петя медленно и упорно объяснял что-то своему подшефному.

One more step

Марина не прекращает преданно ждать мужа, она искренне верит в победу революции, часто рассказывает девочкам об отце, прививает им любовь к литературе и музыке.

Среди прочих героев, как показывает краткое содержание книги «Динка», Осеева Валентина упоминает об Олеге – старшем брате Марины и Кати. Он служит лесничим в угодьях графа, заменил рано осиротевшим сестрам отца.

Им он помогает материально, несмотря на то, что в революционной деятельности участия он не принимает – сестры всегда могут на него положиться. Алина, Анжела и Динка Продолжаем рассматривать произведение, которое написала Осеева В., «Динка» (краткое содержание книги).

Летом семья Арсеньевых проживает на снятой даче на берегу Волги. Алина, старшая дочь, — не по годам развитый ребенок.

Осуществление побега Николая Побег проходит успешно, в точности так, как было запланировано Костей.

Когда Николай уже находился на даче Крачковских, под окно Марины пробирается Меркурий, но его вовремя заметила Алина.

Между Костей и белоглазым предателем завязывается драка. Так получилось, что Меркурий во время борьбы падает в обрыв. Ничего не объясняя Марине с Катей, Костя забирает Николая для его дальнейшей переправы.

Столкнувшись с перепуганным Ленькой, Костя забирает его с собой в лодку.

Уже в пути Николай узнает маленького друга и просит Костю позаботиться о парне. Наступили холода, и Динка предлагает Леньке ночевать на их съемной квартире, она тайком находит ключ, и они отправляются туда.

Во дворе они видят множество жандармов, а в самой квартире Динка встретила Костю.

Он пытается спрятать револьвер.

Источник: http://advokat-moscov.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-v-klasse-oseeva/

Валентина Осеева, Зинаида Александрова и др. — В школе и дома

В сборник из серии «У пионерского костра» вошли рассказы В. Осеевой, И. Гофф, А. Иванова, А. Копыленко, М. Слуцкиса, стихи З. Александровой и С. Смирнова.

Содержание:

Елена Александровна медленно шла по улице. В глазах ее все еще стояли растерянные лица ребят. Что ждет их завтра? Она и сама была расстроена, не чувствуя твердой уверенности в том, что этот экзамен для всех ребят пройдет благополучно. В школу идти не хотелось — Леонид Тимофеевич сразу увидит, что она волнуется.

«У директора четыре глаза, — грустно улыбаясь, думает молоденькая учительница, — он видит сразу четырьмя: себя, меня, ребят и всю школу! Он обязательно догадается, что я беспокоюсь за исход экзаменов…»

Она сворачивает то в одну улицу, то в другую.

«Гуляю… — с горечью думает Елена Александровна. — И ребята гуляют.

А на сердце у меня и у них такая тяжесть… Только бы они перешли! Я буду с ними заниматься после уроков, я сделаю их круглыми отличниками… Интересно, кто будет экзаменовать? Если чужой, равнодушный человек начнет сухо задавать вопросы — собьет, перепугает… Надо бы узнать — кто, поговорить с ним заранее… Почему я так нехорошо думаю? Ведь в школу идут работать только те люди, которые по-настоящему любят детей… И все-таки надо поговорить. Надо что-то еще сделать — подготовить учителя, рассказать ему, что эти ребята не лентяи какие-нибудь, что если кто-нибудь и ошибется, то все же у них есть знания…»

Елена Александровна сворачивает к школе. Издалека видны зеленый забор и высокие ворота. За домом несколько школьников все еще докрашивают этот забор. На дворе беседуют матери, около них чинно стоят будущие первоклассники, лукаво поглядывая друг на дружку.

По дорожке, заложив за спину руки, прохаживается учитель физики; в раскрытое окно видно, как учительница географии вместе с девочками вешает на стену карту. Еще какие-то незнакомые люди попадаются навстречу. Елена Александровна быстрым, внимательным взглядом пробегает по лицам.

Кто из этих новых людей будет завтра решать судьбу Трубачева и его товарищей? Кому она должна будет доверить своих ребят? Надо спросить директора. Он, конечно, уже знает.

— Здравствуйте! Здравствуйте, Елена Александровна! — радостно кричат школьники.

Несколько девочек срываются со скамейки и подбегают к ней:

— Вы куда? К Леониду Тимофеевичу? Он в учительской!

— К нему какой-то товарищ с фронта приехал! — шепчет черненькая девочка из третьего класса.

На крыльце школьный сторож с горячим чайником в руке обгоняет Елену Александровну и торопливо поднимается по лестнице.

— Позвольте, позвольте, — бормочет он, не замечая молоденькой учительницы и расталкивая школьниц.

«С ума сошел! — возмущенно думает Елена Александровна. — Чуть детей не обжег своим чайником!»

Она бегло расспрашивает девочек о том, что они делают сейчас, пришла ли их учительница, познакомились ли они с ней.

Девочки залпом, наперебой сообщают, что учительница их очень хорошая — просто о-о-очень, о-о-очень! — что они с ней уже обо всем разговаривали в классе, что она сейчас придет и прочитает им книгу про всякие растения, что у них будет кружок садоводства… Елена Александровна кивает головой, улыбается. У двери учительской девочки тихо шепчут:

— Приходите к нам в класс! — и стайкой слетают с лестницы.

Елена Александровна делает спокойное, строгое лицо и открывает дверь.

На диване, спиной к ней, сидит приезжий товарищ с фронта. На нем военная гимнастерка и сапоги. Рядом, упираясь обеими руками в колени, присел директор и что-то оживленно рассказывает, поблескивая очками и прерывая свой рассказ громким смехом.

Елену Александровну неприятно поражают этот смех и сияющее лицо Леонида Тимофеевича.

Читайте также:  Игровые программы для детей школьного возраста. сценарии

— Здравствуйте, — сухо говорит она.

Леонид Тимофеевич с юношеской живостью поворачивает к ней голову, поспешно снимает очки.

— Ну вот! Вот! — весело говорит он. — Знакомьтесь: это та самая Елена Александровна, о которой мы только что говорили. А это… — директор лукаво щурит глаза, — товарищ с фронта. Вы немножко знакомы. Ну-ка, вспомните! Узнаёте?

Приезжий встает. Елена Александровна в замешательстве протягивает ему руку, смотрит на седые виски. Серые пристальные глаза останавливают ее внимание. В памяти мгновенно возникает пионерская комната, группа учителей на фотографии и среди них…

— Сергей Николаевич? — удивленно спрашивает она.

Приезжий, улыбаясь, кивает головой.

— Узнала! — радуется Леонид Тимофеевич и с отеческой лаской гладит учителя по плечу: — Вернулся к нам…

Елена Александровна неожиданно замечает черную перчатку на левой руке Сергея Николаевича и поспешно отводит глаза.

— Ну вот, побеседуйте тут, потолкуйте! Мы уже договорились кое о чем. А я пойду похлопочу с Иваном Васильевичем по хозяйству. — Леонид Тимофеевич уходит.

Елена Александровна садится за стол. Она еще не может представить себе, что это тот Сергей Николаевич, о котором она столько слышала. Мысли ее возвращаются к ребятам. Ведь это же их учитель! Вот где она найдет поддержку!

— Вы знаете… вы помните своих учеников — Трубачева и его товарищей? — торопясь и волнуясь, спрашивает она.

Лицо учителя темнеет, горькая складка ложится у губ, глаза делаются глубже и светлее.

— Я не могу не помнить их, — грустно улыбаясь, говорит он. — Я много горя пережил из-за этих ребят, Елена Александровна…

— Я не так сказала, — вспыхивает молоденькая учительница и начинает рассказывать о своих учениках. — Мы так старались… и они знают предмет, но ведь на экзамене всегда может быть какой-нибудь неожиданный вопрос. Многое зависит от экзаменатора. Если он чуткий человек, если он не отнесется безразлично к судьбе этих ребят…

— Надо верить в своих собратьев-учителей, — улыбаясь, прерывает ее Сергей Николаевич. В голосе его звучат строгие нотки.

Глаза у Елены Александровны темнеют, на губах появляется упрямое детское выражение:

— Надо хорошо знать этих ребят, надо понимать, что это наши лучшие отличники и пионеры. Нельзя поставить их в один ряд с теми лентяями, которые остаются на второй год. Новый учитель может этого не учесть! — резко говорит она. — В общем, я хочу побеседовать с тем, кто будет их экзаменовать.

— Экзаменовать их буду я.

— Вы?

— Да, я. Дело в том, что пока учились они, учился и я. И перед самой войной закончил заочное отделение математического факультета. Так что мы уже договорились об экзамене с Леонидом Тимофеевичем.

Но послушайте меня, Елена Александровна, — тепло говорит Сергей Николаевич и смотрит в настороженное лицо молодой учительницы. — Поймите меня правильно.

Я знаю этих ребят, я горжусь ими, мне очень близко все, что их касается, но если вы хотите, чтоб я благодаря этому делал им какие-то послабления, экзаменовал их легко и пристрастно…

— Я не прошу вас об этом! Я сама учительница! — гневно перебила его Елена Александровна. — Я просто хочу, чтоб, экзаменуя их, вы учитывали всё. И я ручаюсь, что через месяц они будут отличниками в шестом классе.

Учитель встал.

— Не волнуйтесь, — тихо сказал он, — я все учту.

Елена Александровна смутилась и замолчала. Учитель отошел к окну. Он стоял прямой и спокойный. Левая рука его в черной перчатке неподвижно лежала на подоконнике.

И вдруг он наклонился вперед, порывистым движением распахнул окно. Елена Александровна поспешно встала, выглянула на улицу.

Во двор школы входили ребята. Они шли нога в ногу, плечом к плечу. На белых майках алели пионерские галстуки. Издали казалось, что это идет маленький отряд.

Сбоку, откинув назад золотой чуб, шагал командир отряда.

Елена Александровна взглянула на лицо учителя. Живой, горячий румянец покрывал его темные щеки, он улыбался, серые глаза его светились неудержимой радостью.

Источник: https://profilib.net/chtenie/78460/valentina-oseeva-v-shkole-i-doma.php

В. Осеева. «Всё вместе». Видеоурок. Чтение 1 Класс

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом Валентины Осеевой «Всё вместе», подробно разберёте его, проведёте анализ рассказа по плану, подумаете, какова главная мысль рассказа.

На этом уроке вы продолжите знакомство с рассказами о дружбе, для того чтобы лучше разбираться в своих друзьях и понять, для чего нужна дружба.

Рис. 1. В.А. Осеева (Источник) 

Валентина Александровна Осеева (рис. 1) – писательница, которая всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы, для того чтобы читатель смог самостоятельно его прочитать.

Её герои – дети, с которыми происходят различные истории. В конце своих рассказов Валентина Александровна заставляет своих читателей задуматься.

На этом уроке вы прочитаете один из её рассказов и подумаете над ним.

Рассмотрите внимательно картинку, прочитайте заголовок и предположите, о чём пойдет речь в рассказе (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к рассказу «Всё вместе» (Источник) 

«Всё вместе» – рассказ Валентины Осеевой о двух девочках, которые подружились.

Прочитайте рассказ.

Всё вместе

В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками. – Давай будем дружить, – сказала Наташа.

– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!

Наташа удивилась: – Разве если дружить, так надо вместе баловаться? – Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля. – Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась: – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?

– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!

Прочитайте вопросы и попробуйте дать на них ответы. Проверьте правильность своих ответов.

1. Как звали девочек и в каком классе они учились?

(Наташа и Оля, первоклассницы)

2. Как вы понимаете слово «полюбилась»?

(полюбилась – очень сильно понравилась)

3. Для чего хотела дружить Оля?

(чтобы вместе баловаться)

4. Как вы понимаете слово «баловаться»?

(баловаться – шалить, резвиться)

5. Почему Наташа удивилась этому предложению?

(Наташа понимает дружбу по-другому)

6. Для чего хотела дружить Наташа?

(всё делать вместе)

7. Как вы думаете, смогут ли подружиться девочки?

(нет, у них разное понятие о дружбе)

8. Какая из девочек вызывает у вас симпатию?

(Наташа)

9. Какая из данных пословиц отражает главную мысль рассказа?

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей

б) с кем поведёшься от того и наберешься

(с кем поведёшься от того и наберешься)

Этот рассказ не окончен, потому что Валентина Александровна просит нас задуматься, а подружатся ли Наташа и Оля? Будем надеяться, что, подружившись с Наташей, Оля поймёт, что такое настоящая дружба.

Научимся распределять роли для чтения. Определите, где чьи слова:

Давай будем дружить. Давай! Будем вместе баловаться! Разве если дружить, так надо вместе баловаться? Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! Хорошо. А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?

Ну, это редко! Это смотря какую подружку себе найдёшь!

Проверим:

Наташа. Давай будем дружить.
Оля. Давай! Будем вместе баловаться!
Наташа. Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
Оля. Конечно.

Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это!
Наташа. Хорошо. А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
Оля.

Ну, это редко! Это смотря какую подружку себе найдёшь!

Проанализируйте рассказ по плану:

  1. Автор
  2. Название
  3. Жанр
  4. Сюжет (о чём говорится)
  5. Главная мысль (что хотел сказать автор)

Проверим:

  1. Валентина Осеева
  2. «Всё вместе»
  3. Рассказ
  4. О том, как две девочки подружились
  5. Будь внимательным при выборе друзей

С детства мы любим играть и смеяться. С детства мы учимся добрыми быть. Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить

(рис. 3).

Рис. 3. Дружба (Источник) 

Будет поучительно и интересно прочитать такие рассказы Валентины Осеевой:

  • «Волшебное слово» (рис. 4)

Рис. 4. Иллюстрация к рассказу «Волшебное слово» (Источник)

Рис. 5. Иллюстрация к рассказу «Синие листья» (Источник) 

Рис. 6. Иллюстрация к рассказу «Печенье» (Источник) 

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Почему?» (Источник) 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Ped-kopilka.ru (Источник).     
  2. Allsoch.ru (Источник).  
  3. Aria-art.ru (Источник). 

Домашнее задание

  1. Назовите главную мысль рассказа «Всё вместе».
  2. Подготовьте выразительное чтение рассказа «Всё вместе» по ролям.
  3. Прочитайте дополнительно два-три рассказа В. Осеевой на выбор.

Источник: https://interneturok.ru/chtenie/1-klass/chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho/v-oseeva-vsyo-vmeste

Осеева В.А

28 апреля 1902 года в Киеве родилась девочка Валя – будущая детская писательница Валентина Александровна Осеева.

Маленькая Валя в детстве мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет института. Однако не закончила учёбу: всё изменил переезд семьи в Москву. С мечтой пришлось расстаться.

У семьи Осеевых была традиция: каждому члену семьи давали какое-то прозвище, т.е. ещё одно интересное имя. А так как маленькая Валя любила носить мужской костюм: штанишки по колено и рубашку из чёрного бархата с белым кружевным воротничком, то её в семье называли «Чёрный принц».

А ещё Валя интересовалась цыганским творчеством и песнями. В семейном кругу девочка любила петь цыганские романсы. И пела очень хорошо.

Когда Вале исполнился 21 год, она стала работать учителем и воспитателем в приёмниках для беспризорных детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников. Валентина Осеева учила их добру, честности, воспитанности и любви.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, Осеева сочиняла для ребят рассказы и сказки, сама писала пьесы и ставила их на сцене вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики хорошими людьми.

Рассказывала Валентина Осеева детям, что есть на свете волшебные слова: «спасибо» и «пожа­луйста». Скажешь их, и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Например, такие, как у мальчика Павлика из рассказа «Волшебное слово».

Решил Павлик даже из дому убежать. Сестра Лена краски не даёт, бабушка пирожок не дала. А дело-то оказалось в том, что не умел Павлик просить, не знал волшебного слова «пожалуйста», которое подсказал ему старичок.

Читайте также:  День победы. сценарий 9 мая для детского сада

Но чтобы быть воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек – это тот, кто уступит место в автобусе, всегда вежлив, хорошо себя ведёт.

Это тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа Валентины Осеевой «Печенье».

И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например, собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее».

Дёрнул её за косичку маль­чик Ваня, а сдачи она ему дать не могла. Большой Ваня, сильный. Вот от злости и ударила ногой Барбоса.

И уж точно воспитанный человек не будет равнодушно стоять и смотреть, как собака лает на котёнка, как это сделали мальчики из рассказа «Плохо».

Есть у Валентины Осеевой и повести о школьной дружбе ̶ «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Писательница показала, как в жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. По этой книге снят фильм для детей.

А ещё Валентина Осеева написала книгу и про своё детство. А называется она «Динка». В этой книге рассказывается о девочке Динке, живущей на бе­регу реки Волги. Эта книга-воспоминание писательни­цы о своём детстве, о её крепкой дружбе с сиротой Лёнькой и приключениях, которые они вместе переживают.

Маленьким читателям настолько понравилась эта книга, что Осеева написала продолжение. В книге «Динка прощается с детством» рассказывается уже о повзрослевшей девушке и её друзьях.

Вот такие удивительные рассказы и повести удивительные истории придумывала писательница!

Доброй и честной такой запомнили дети Валентину Осееву.

Умерла писательница 5 июля 1969 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Валентина Алек­сандровна Осеева очень хотела, чтобы дети не просто читали, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

Источник: https://videouroki.net/video/17-osieieva-v-a.html

Волшебное слово и другие рассказы — Валентина Александровна Осеева

1. До первого дождя
2. Синие листья
3. Три товарища
4. Хорошее
5. Печенье
6. Что легче?
7. Плохо
8. Почему?
9. В одном доме
10. Кто хозяин?
11. Сыновья
12. На катке
13. Отомстила
14. Волшебное слово

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала: — Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? — У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.

Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: — Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит: — Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена. — Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. — Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много. — Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней: — Ну, что ж ты? Бери! — Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? — Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. — Почему ты не ешь? — спросил его Коля. — Завтрак потерял…— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

— До обеда далеко ещё!— А ты где его потерял? — спросил Миша. — Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся. — Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил.

Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:»Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут: — Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут: — Убери посуду, Юрочка.

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл: — Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Источник: http://stranakids.ru/rasskazy-valentina-aleksandrovna-oseeva/

Читать онлайн «Рассказы, сказки, стихи» автора Осеева Валентина Александровна — RuLit — Страница 23

В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было свое «почему».

В КЛАССЕ

Когда Петя вошел в класс, ребята сразу окружили его.

— Новенький, новенький! — закричали они.

Высокий мальчик раздвинул ребят и, подойдя к новичку, протянул ему загорелую, крепкую руку:

— Давай знакомиться! Игорь.

Петя улыбнулся, тряхнул протянутую к нему руку и, обращаясь ко всем, сказал:

— А меня зовут Петя Набатов.

— Набатов? Здорово!

— Хорошая фамилия!

— Молодец, что приехал!

— У нас самые дружные ребята!

— Почти все хорошо учатся, только вот Бунька подводит! — перебивая друг друга, шумно заговорили ребята.

Игорь прищурил глаза и, облокотившись на парту, осторожно спросил:

— Ну, а ты, Набатов, вообще, как учишься?

Ребята примолкли и с интересом ждали ответа. Петя пожал плечами и усмехнулся:

— Странный вопрос!.. Я отличник, конечно!

— Отличник? — Игорь весело хлопнул новичка по плечу.

— Игорь, где ему сесть?

— Садись на заднюю парту, Набатов! — сказал Игорь.

— Почему на заднюю? — недовольно спросил Петя.

— Да ты не обижайся. У нас такое правило: мы отличников всегда на задние парты сажаем. Я сам там сижу. А отстающие у нас поближе к учителю сидят, чтоб на виду были.

— А, ну хорошо! Я не знал.

Ребята торжественно проводили Петю к его парте и, окружив со всех сторон, стали рассказывать ему все школьные новости.

После звонка в класс вошел учитель.

— Андрей Александрович! А у нас новенький!

— Отличник! — похвастался круглолицый Бунька.

— Отличник? Очень приятно. А ты откуда знаешь? — улыбнулся Андрей Александрович.

— Сразу видно! На глазок! — засмеялся Бунька.

— Жалко, что ты себя не видишь на глазок, — пошутил учитель и взглянул на задние ряды парт, где сидел новый ученик.

— Ну, новенький, здравствуй! Давай познакомимся. Как твоя фамилия?

— Петя Набатов, — отчетливо сказал новичок, поправляя курточку и приглаживая черные, коротко подстриженные волосы. — Я учился в Томске.

— Хороший город, — сказал учитель. — Ты как-нибудь нам расскажешь о нем.

Начался урок. Андрей Александрович вызывал ребят к доске. Несколько раз спросил с места Набатова. На вопросы Петя отвечал без запинки.

— Хорошо! Очень хорошо, Набатов! — хвалил учитель.

Ребята торжествующе переглядывались, подталкивая соседей локтями.

Бунька, как волчок, вертелся на парте и громко шептал своему соседу:

— Ого! Какой круглый отличник!

— Пожалуй, даже сильней Игоря!

Витя Волков с любопытством разглядывал новичка. Ему были видны коротко подстриженный затылок мальчика, высокий воротник его курточки, спина и плечи, которые он держал ровно и прямо.

«Молодец! — думал Витя. — Ничего не боится и держится как-то хорошо. Интересно познакомиться с таким поближе!»

Читайте также:  Викторина по окружающему миру с ответами, 2 – 3 класс

* * *

После уроков ребята подходили к Пете и одобрительно хлопали его по плечу, а в раздевалке Витя Волков спросил:

— Тебе в какую сторону?

— Мне налево. А что?

— Хочешь, пойдем вместе погуляем? Я тебе нашу Москву-реку покажу.

Петя согласился. Мальчики бродили часа два по улицам, разглядывая памятники, проехались на метро. Потом остановились на набережной и долго смотрели на высокие башни Кремля.

Провожая Петю домой, Витя предложил ему почаще после уроков прогуливаться вместе по Москве.

— Пойдем завтра же? — сказал Петя.

— Завтра мне нельзя. Я завтра к одному товарищу иду. Он болеет, и мы все по очереди носим ему уроки. Три дня один, потом три дня другой, а завтра как раз моя очередь начинается.

— Ого! По три дня! Ну ладно. Так ты занеси уроки, а я подожду тебя, и пойдем!

— Ну нет! Так не выйдет. Обычно как придешь, так уж весь вечер просидишь. То уроки с ним вместе сделаешь, то в шахматы поиграешь. А сколько новостей надо рассказать! Ведь ему же скучно одному, а нас много, вот мы и распределились.

— Не люблю я больных… — поморщился Петя.

— Нет, он хороший парень. Мы его любим! — горячо сказал Витя.

— Ну ладно. В общем, значит, через три дня, как ты освободишься, пойдем в музей.

— Хорошо, конечно! А потом можно сходить и в кино…

Мальчики подружились.

— Ты знаешь, — говорил Витя, — у нас в классе, конечно, не все ребята одинаковые… ну, там по характеру, что ли… Но все-таки класс у нас очень дружный, ребята боевые, всем интересуются. Кто что услышит, сейчас расскажет; иногда поспорим. Один то, другой это слышал…

— Можно что-нибудь придумывать вместе, — мечтательно сказал Петя, — а потом на пионерском сборе обсуждать…

В классе Петя охотно делился с товарищами всем, что знал, умел интересно рассказывать о том, что увидел где-нибудь сам или прочитал в какой-нибудь книге. Постепенно Петина парта стала самым оживленным местом в классе. Около нее постоянно толпились ребята.

Классный организатор Игорь радовался, и единственно, что беспокоило его, — это поведение Набатова на уроках. Петя как будто томился и скучал, когда учитель вызывал к доске другого ученика.

При всякой ошибке он с усмешкой откидывался на спинку парты и громко заявлял:

— Неверно! Неправильно! — и порывался ответить.

Даже Андрей Александрович часто делал ему замечания:

— Набатов, подожди. Пусть сам сообразит.

Ученик, стоя у доски, начинал нервничать, поминутно оглядывался на Петю и окончательно терялся, увидев на его лице улыбку. Как-то раз после такого случая Игорь подошел к Пете и дружески сказал:

— Ты отличник, тебе все легко дается, а другим трудно; поэтому, когда они отвечают, ты их не сбивай зря.

Петя обиделся и запальчиво сказал:

— Как это — не сбивай? Я никого не сбиваю. Если что неправильно, указать ошибку каждый может.

— А тебя не просят раньше времени указывать, потому что если человек спокойно подумает, то и сам скажет, без твоей помощи! — рассердился Игорь.

Ребятам не хотелось ссориться с Петей, но все-таки они тоже сказали:

— Нехорошо, Набатов, получается! Стоишь у доски, думаешь, мучаешься, а тут вдруг перебивает кто-то! Так, может, сам бы нашел ошибку, и Андрей Александрович не засчитал бы, а так выходит, что другой за тебя ответил.

Набатов дернул плечами:

— Лучше б уроки готовили как следует и не придирались к другим!

Он ушел недовольный. Витя тоже не стал его ждать в раздевалке, чтобы вместе идти домой. У обоих осталось неприятное чувство. Петя был уверен, что класс просто завидует ему.

Витя Волков, идя домой, думал о товарище: «Как это Петя не понимает, что нехорошо вечно выскакивать? Да еще не хочет слушать, что ему говорят, как будто все к нему зря придираются!» На другой день Петя вел себя по-прежнему. Игорь хмурился и сердито кусал губы. Витю начинало сильно раздражать вызывающее поведение Набатова. Сидя на уроках позади Пети, он глядел на его прямые плечи и сердито думал про себя:

«Ишь воображала! Не сидит, а торчит на парте».

Время шло. Прогулки Набатова и Вити по Москве давно прекратились, и, хотя оба мальчика втайне жалели об этом, никто не хотел заговаривать о них первый.

«Наплевать! — горько думал Витя. — Можно со всяким в музей пойти… Жаль только, что я с ним как с товарищем говорил, а он просто выскочка, и все!»

Внимание ребят от Пети неожиданно отвлек Бунька. Один раз Андрей Александрович при всех крепко отчитал мальчика за Лень и неряшливость в домашних заданиях, а потом сказал, обращаясь ко всему классу:

— Приближается конец первой четверти. Почти все отстающие подтянулись, но у Буни Пронина никакого желания подтянуться я не вижу. Ваше общее дело — повлиять как-то на товарища, помочь ему выправиться.

Ребята обрушились на Буньку:

— Ты что думаешь, на самом деле?

— Весь класс подвести хочешь?

Договорившись с товарищами, Витя Волков начал помогать Буньке: проверял тетради, спрашивал домашние задания. Часто они оба оставались после уроков. Дела у Вити прибавилось, и, когда снова подошла его очередь идти к больному товарищу, Игорь сказал, что вместо Вити пойдет Набатов.

Источник: http://www.rulit.me/books/rasskazy-skazki-stihi-read-23399-23.html

Рассказы, сказки и стихи Валентины Осеевой

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

— Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.

Читать дальше

Маленький цыплёнок

Вылез из яйца,

Матери не знал он,

Не видал отца.

В крепкую скорлупку

Долго он стучал,

Знал, что надо выйти,

А куда – не знал.

Кто-то взял цыплёнка

Читать дальше

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

– Я нечаянно… – сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?

Читать дальше

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:

– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…

– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…

Читать дальше

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

— Ну, что кому привезти? — спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

— Мне куклу!

— А мне автомобильчик!

— А мне подъемный кран!

— А мне… А мне… — Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Читать дальше

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

Читать дальше

Этот дождик озорной

Всюду бегает за мной

И сегодня, и вчера…

Что за глупая игра!

Я в калитку – он идёт!

Я домой – у двери ждёт.

Каплей тихо у крыльца —

Кап-кап-кап! И нет конца!

Утром в школу я бежал —

Он до школы провожал.

Вышел я, иду домой…

Читать дальше

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.

– Алёшка! – закричала Катя. – Алёшка!.. – И, закрыв лицо руками, громко заплакала.

Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.

– Ничего я тебе не сделал! – быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

– Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.

Читать дальше

Расчесала туча бороду.

Ветер вдруг ускорил бег,

И пошёл кружить по городу

Первый снег!

Пусть скорей мороз пожалует,

С ним и лыжи, и коньки.

То-то нас зима побалует

В эти ясные деньки!

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:

– Зачем ты взял моё пёрышко?

– Подумаешь какая невидаль – пёрышко! – закричал Федя. – Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать при несу.

– Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! – рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

– Жалко пёрышка! Для своего же товарища! – кричал Федя. – Эх ты!

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

Источник: http://VseSkazki.su/valentina-oseeva.html?start=30

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector