Особенности коррекционной работы на уроках развития речи в начальный период обучения

Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей — одна из ведущих в современной логопедии. Ученые различных стран активно разрабатывают системы диагностической и коррекционной помощи детям с различными патологиями, в том числе и с задержкой речевого развития (ЗРР).

В настоящее время разработано множество концепций этиологии и патогенеза ЗРР. Изучением проблемы ЗРР занимались такие ученые, как Н.И. Васильева, О.Е. Грибова, В.Киселева, Л.М. Гладковская и другие известнейшие исследователи. Проблема ЗРР — проблема мирового масштаба. Разработкой научных знаний по этой проблеме активно занимаются не только в России.

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок.

Задержка речевого развития

У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут. При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат.

Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети.

На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3-х лет) влияют несколько факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести:

  • некоторые наследственные болезни;
  • особенности протекания беременности;
  • наличие гипоксии внутриутробной и родовой;
  • наличие определенных болезней у ребенка;
  • пол ребенка;
  • ребенок — левша или правша;
  • личные особенности ребенка.

То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство.

К внешним относятся следующие факторы:

  • стрессовые ситуации;
  • присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
  • смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика;

То есть к внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.

Причины возникновения ЗРР

Далее частично рассмотрены причины задержки речи.

Наследственные болезни

К болезням наследственного характера, вызывающим ЗРР можно отнести:

  • глухонемота;
  • патологии ротовой полости;
  • Также образованию речи препятствуют расщепление неба, патологии языка, уздечки, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.
  • наследственная задержка речи;

Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии. При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.

  • эпилепсия, судороги;
  • мигрени и аллергии;
  • алкоголизм родителей;
  • самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников;
  • умственная отсталость;
  • выдающиеся способности к чему-либо;
  • заикание;
  • малый вес;
  • многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Современная классификация речевых нарушений, которая ведет к задержке развития речи, имеет очень широкий диапазон, это: алалия, сигматизм свистящих звуков, открытая ринолалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия, заикание, дислалия, афазия и др. нарушения речи.

Говоря о речевой характеристике детей с задержкой в развитии речи в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные особенности. Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи.

Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания.

Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице. У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.

Обучение в школе

Поступление детей в школу с различными нарушениями речи с Задержкой Речевого Развития и не полное ее восстановление до семи лет, говорит о том, что такой ребенок будет испытывать трудности по русскому языку, чтению и по другим основным предметам.

В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы. Появляются проблемы в психологическом плане в период адаптации. Ребенок мало общается со сверстниками и плохо контактирует с учителями, на уроках не активен и в основном молчалив.

Ребенок чувствует неуверенность, появляется комплекс и негативное отношение к своей речи.

Логопедическая работа

Работа по развитию речи детей должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.

Основные этапы логопедической работы

1. Обследование речи всех обучающихся с 1 класса с целью выявления речевых нарушений.

2. Постановка на учет к логопеду детей с нарушениями речевого развития (В случае согласия родителей законных представителей, ребенок попадает в логопедическую группу или на индивидуальные

занятия. В каждом отдельно взятом случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке с учетом уровня развития ребенка, тяжести нарушения и иных аспектов)

3. Составление индивидуального плана логопедических занятий для детей с задержкой речевого развития.

4. Коррекционно-логопедическая работа

5. Консультативно-просветительская работа с родителями и учителями.

6. Динамика развития речи обучающихся.

Логопед должен обязательно провести обследование, собрать анамнез ребенка по следующим направлениям:

— Раннее развитие: сбор данных физиологического развития ребенка.

— Раннее речевое развитие ребенка. Логопед задает вопросы о том, когда у ребенка появились гуление, лепет, насколько был разнообразен, интонирован, первые слова и предложения.

Оценит физическое развитие ребенка: умение качественно, в полном объеме, выполнять те или иные упражнения. Например. Постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах, перепрыгнуть препятствие, походить на пятках и т.д.

— Уровень формирования умений выполнения артикуляционных упражнений: логопед проверит, как малыш может управлять губами, языком, принимая те или иные артикуляционные уклады.

— Уровень развития мелкой моторики. Малышу будут предложены несколько укладов, которые он должен будет выполнить с помощью пальчиков. Все упражнения сопровождаются речевой инструкций и собственным показом в виде игры. Определение уровня понимания речи ребенком.

Знание по возрасту названий предметов, их признаков, действий. Грамматические категории: единственное и множественное число, род, падеж, согласование существительное и прилагательное, числительное и существительное и т.д. Понимание инструкций.

Определение уровня развития экспрессивной речи (активной) ребенка.

Коррекционная работа

1 . Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

2. Работа над формированием слоговой структуры слова, связности высказывания, развитие словарного запаса ребенка.

3. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия и грамматических форм речи;

4. Индивидуальные занятия по предупреждению дисграфии и коррекция письма с учащимися 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов

5. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;

Работа с родителями

В условиях общеобразовательной школы логопед проводит специально для родителей :

— Консультации

— Беседы

— Проводит собрания по различным темам: « Развитие речи ребенка дома», « Как научить ребенка любить читать?», «Развитие мелкой моторики детей» и другие.

— Разъяснение специальных знаний по логопедии.

— направляет родителей с детьми к узким специалистам, врачам на дополнительное обследование (Неврологу,психологу, отолорингологу, офтальмологу, ортопеду, стоматологу, ортодонту)

— Дает рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка.

Опираясь на работы выдающихся ученых и педагогов таких, как О.Е Грибова, Т.А.Ткаченко, В Цвынтарный, Е.В Мазанова, Н.С. Жукова я взяла в свою логопедическую работы много эффективных приемов работы с детьми дошкольного и школьного возраста, а так же использую свои методические разработки и приемы работы в развитии речи и для устранения недостатков произношения у ребят.

Предлагаю рассмотреть наиболее важные и эффективные:

— Создание благоприятной обстановки на занятии, ребенок психологически должен быть настроен на трудную, но в тоже время интересную работу.

— Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).

В своей коррекционно-логопедической работе с детьми я провожу работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. В работе с речевыми дефектами и на развитие дыхания я использую и практикую применение детьми музыкального инструмента – хомуса. Это якутский национальный инструмент.

Странная особенность игры на якутском хомусе — это полное сосредоточение.

Наблюдается, что дети которые умеют и владеют игрой на хомусе быстрее и лучше развиваются в речевом плане, у них развивается контроль за вдохом и выдохом, дыхание становится правильным и ровным, которое очень важно при таких нарушениях как логоневроз (заикание), нарушение темпа и плавности речи.

Дети легче и быстрее научаются правильному звукопроизношению. Учатся сосредотачиваться на задании. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память. Использование такого метода работы и применение хомуса дает хорошие результаты в моей работе, а главное дети чувствуют это сами и рады обучаться играть на этом чудесном инструменте.

— Логопедические занятия проводятся три раза в неделю длительность не превышает 30 минут.

— Артикуляционная гимнастика для язычка проводится 5-10 минут. Очень интересно и эффективно использовать наглядный материал на занятии, чтоб ребенок быстро запоминал данное упражнение и правильно его выполнял. Наиболее эффективные упражнения для подвижности губ : «Трубочка», «Улыбка». Для развития подвижности язычка: «Чашечка», «Моторчик», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки».

— Пальчиковая гимнастика и массаж мелкой моторики руки так же обязательна и эффективна при коррекции речевых нарушений. Такие как движение пальчиками и выполнение разных фигурок , животных « Юрта », «Пальчики здороваются», «На поляне дом стоит», «Козочка рогатая» . Используются так же массажные шары для руки и пальчиков.

Читайте также:  Правила поведения на уроках труда и рисования. полезные советы и рекомендации для младших школьников

— Игры на развитие фонематического строя речи « Какой звук потерялся», «Угадай задуманный звук», « Незнайкины ошибки» и другие.

— использование на коррекционных занятиях ИКТ — игры, упражнения для развития подвижности язычка, задания в форме игры , но все в ограниченном режиме и по определенному времени. Не более 10 минут.

— проведение дополнительных занятий по развитию речи в начальных классах по ФГОС. Развитие на занятиях психических процессов ребенка (память , внимание, восприятие)

Логопед работает в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения. В школе с ребенком работают учитель, логопед, психолог, социальный педагог, школьный врач.

Таким образом, мы реализуем в своей деятельности принципы комплексного воздействия на имеющуюся проблему с привлечением необходимых специалистов.

И здесь важно использовать в логопедической работе так же принцип комплексного изучения речевой патологии, что позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития, подобрать эффективные методы и приемы коррекционной работы.

При возникновении трудностей в овладении школьной программы и не возможности обучения ребенок с задержкой речи направляется на городскую ПМПК (Психолого -медико –педагогическую комиссию) на дополнительное более широкое обследование другими специалистами.

Сивцева Т. А., учитель-логопед,

г. Якутск

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/statya-16581/.html

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Учитель начальных классов: Грищенко Ольга Сергеевна Тутальская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида 2009 – 10 уч. г.

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Речь идёт о детях, имеющих диагноз «олигофрения в степени дебильности», «олигофрения в степени лёгкой имбецильности». Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр.

Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки.

Планируя учебный и воспитательный процесс, нужно во главу угла ставить личность ребёнка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр. ) включаются в планируемую работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

— учебных занятий; — разработка коррекционно – развивающих упражнений; — овладения учителем технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать своё «Я» и т. п.

Коррекция – это исправление каких-либо недостатков личности ребёнка. Педагог в своей работе использует методы психолого-педагогической коррекции, т. е те приёмы и методы воздействия на ученика, которые обеспечивают развитие высших психических функций.

Компенсация – это развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других. Компенсация – это результат серьёзнейшей и, как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.

Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребёнка к жизни в обществе.

^

-задания по степени нарастающей трудности; -включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор; -разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся; -задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; -дозированная поэтапная помощь педагога; -перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание; — включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; -задания с опорой на несколько анализаторов; -правильный и исчерпывающий инструктаж; — включение в урок материалов сегодняшней жизни; -создание условий для зарабатывания, а не получения оценки; -проблемные задания, познавательные вопросы; -призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка; -словесные методы обучения (беседа); -наглядные методы (натуральная наглядность – живые объекты, а также муляжи, чучела, модели, коллекции, изобразительная наглядность – таблицы, рисунки, схемы); -словарная работа.

Виды заданий:

Упражнения на развитее различных анализаторов:

  1. Выбрать из волшебного мешочка яблоко (грушу, лимон, кожаное изделие, кружку и т. п.)
  2. показать цветовые полоски, цвета которых бывают у данного предмета
  3. Выбрать из предложенных картинок те, которые имеют отношение к данному предмету и объяснить почему.
  4. Найти лишнюю картинку.
  5. Найди ошибки в описании предмета.
  6. Сколько раз встречается слово и какое слово лишнее (на коррекцию внимания и зрительной памяти)
  7. Запомни фон, на котором изображён предмет(цифра, буква и т. п.) –на зрительное внимание
  8. Разложи карточки на 3 группы (упражнение на классификацию)

Упражнения на коррекцию анализа – синтеза:

  1. Собери разрезную картинку и назови предмет.
  2. Найди недостающий предмет для картинки верхнего ряда из предметов, расположенных в нижнем ряду. Объясни свой выбор.

Целям активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся могут служить следующие приёмы: подбор синонимов к названию картины, предметов, изображённых на ней; составление рассказа и озаглавливание его; придумывание ситуации по опорным словам.

^ доказывает свою эффективность как метод усиления коррекционной направленности урока.

Варианты использования метода графических изображений на урокеНаглядность такого типа позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого.

^ (наблюдения, распознавание и определение объектов, постановка опытов, заполнение различных таблиц, диаграмм, программированные работы, работа с учебником и пр.)

общее отличия

В процессе выполнения заданий практического характера у учащихся развиваются и коррегируются внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность. Основные требования уроков развития речи в 4 классе являются: Обогащение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе. Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями. Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимания ребёнком значения слова формирует у него умения сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

* замена слова в словосочетании – прозрачный воздух — свежий, чистый любимое дело — увлекательное дело…

  • подбор наиболее точного слова по смыслу:

Несмотря на … погоду, дети пошли гулять. Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

  • составление предложений со словами синонимического ряда:

помощь – первая, неотложная, скорая грязный – руки, овощи, улица

  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:

русский язык – язык во рту носить очки – набрать очки месяц года – месяц на небе * рисование на тему многозначного слова.

^ строится с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников. Поэтому на уроках и в учебниках включены задания, побуждающие учащихся выполнить то или иное речевое упражнение.

Известно, что у умственно отсталых школьников очень ограничен их словарь, затруднено речевое общение, их ответы односложные и эмоционально скудны и им очень трудно, а порой практически невозможно приходится им при ведении диалога, самостоятельного рассказывания, описания, повествования.

Поэтому в уроки нужно включать такие задания, которые бы стимулировали, развивали у школьников мотивацию устного высказывания.

Задания:

1. Нарисуй мысленно предмет, о котором будешь говорить. 2. Что ты увидел глазами? 3. «Потрогай» его, какой он? 4. Какие признаки, свойства предмета важны? 5. К какой группе предметов его можно отнести? 6. О чём ты будешь говорить вначале… 7. Твоё отношение к этому предмету. 8. Как к нему относятся другие?

В речевой практике используем задания:

* составить рассказ с опорой на наглядно – предметный план; * составить рассказ с опорой на графическую схему; * составить рассказ по серии сюжетных картинок с разными вариантами их предъявления * составь рассказ по плану Для побуждения младших школьников к самостоятельному описанию в уроки и в учебник включены задания проблемного характера на материале жизненных ситуаций: «Вы нашли корзину с грибами в лесу. Вам надо дать объявление и написать его так, чтобы хозяин узнал корзинку по описанию». «Вы пришли навестить больного друга. Он уже долго болеет, не выходит гулять. Расскажи о погоде так, чтобы он представил, что происходит в природе, на улице». Задания такого рода формируют осмысленное отношение учащихся к правилам смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений. Кроме этого, они достаточно эффективно корригируют речемыслительную деятельность, формируя у школьников навыки коммуникативного общения. —

Список литературы:

Учебно-методический комплект»Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, детских домов», модуль №2, Москва 2007, Перова М. Н., Аксёнова А. К., Воронкова В. В., Худенко Е. Д.;

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение» 2008;

«Планирование уроков развития речи» Худенко Е, Д., Барышникова Д. И., Москва «АРКТИ» 2004

Читайте также:  Правила поведения в библиотеке. информация и полезные рекомендации для школьников

Источник: http://medznate.ru/docs/index-50646.html

Читать книгу «Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога» онлайн — Анатолий Георгиевич Зикеев — Страница 1 — MyBook

Рецензенты:

Назарова Н. М. – доктор педагогических наук, профессор

Пенин Г. Н. – доктор педагогических наук, профессор,

Туджанова К. И. – кандидат педагогических наук, профессор

© Зикеев А. Г., 2013

© ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013

Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов, те или иные отклонения в развитии детей, связанные с нарушениями функций анализаторов, интеллектуальной или эмоциональной сферы, неизбежно сказываются на их словесной речи.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), с церебральным параличом (ДЦП), с общими нарушениями речи (ОНР), глухие и слабослышащие поступают в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (I–VIII видов), где одним из важнейших направлений обучения уже на начальном этапе является формирование или коррекция их словесной речи.

Недоразвитие речи у учащихся каждой из указанных категорий может значительно различаться качественно и количественно.

Такие отличия касаются и фонематического строя речи, и ограниченности словарного запаса, и нарушений грамматического строя языка. Кроме того эти отклонения могут иметь разное происхождение, различную степень нарушения.

Да и сами учащиеся обладают далеко не одинаковыми компенсаторными возможностями, что зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Естественно, решение важной проблемы – определения направлений работы над речью в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений – может быть достигнуто лишь при условии выявления характера психофизических нарушений и степени отклонения возможностей ребенка от нормы и, наконец, правильного помещения его в специальное учреждение того или иного вида в соответствии с вынесенным диагнозом. И постановка диагноза, сопровождающаяся уточнением и перечислением наиболее характерных особенностей психофизического развития ребенка, и выбор вида образовательного учреждения определяются результатами обследования и заключением психолого-медико-педагогического комиссии (ПМПК).

Следует также учитывать, что, согласно Конституции РФ, Закону об образовании в РФ и другим законодательным актам последнего периода, специальные (коррекционные) образовательные учреждения (I–VIII видов), работающие по единым программам обучения, перестали быть монополистами.

Возникли довольно многообразные альтернативные образовательные структуры, предусматривающие интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями на основе базовых моделей интеграции.

[1] Тем не менее и в этих условиях одним из важнейших требований остается обеспечение педагогического процесса учителями-дефектологами, обладающими дефектологическими знаниями и владеющими специальными педагогическими технологиями.

Вне зависимости от того, в каком образовательном учреждении занимается ребенок с ограниченными возможностями, для общения с ним и для его обучения необходимо выявить его речевые возможности, оценить степень отклонений в речевом развитии.

Только это позволит адекватно избрать направление работы – формирующее или коррекционно-развивающее воздействие, т. е.

то, как должна строиться работа над речью, над теми или иными её аспектами, даст обоснованное право использовать методические приемы и средства речевого развития учащихся, а также обращаться к современным информационным технологиям.

Традиционно работа по развитию речи в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется на уроках русского языка: на уроках развития речи, уроках чтения, уроках грамматики; в некоторых специальных школах – на уроках предметно-практического обучения (школы для глухих детей), уроках формирования грамматического строя языка (школа для слабослышащих).

В сущности, начальная школа в специальных образовательных учреждениях ставит перед собой аналогичные с общеобразовательной школой задачи – подготовить учеников к переходу к обучению в средних классах по общеобразовательным программам и учебникам (исключение составляет школа VIII вида для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии), а это означает: уточнить и обогатить словарный запас учащихся, добиться усвоения ими норм лексической и синтаксической стилистики, усовершенствовать навыки и умения их связной устной и письменной речи. Однако работа над речью в начальных классах специальных школ и в группах или классах интегрированного обучения предусматривает дополнительные аспекты и особые направления деятельности педагогов в условиях дифференцированного обучения.

В этом пособии делается попытка наметить основные инновационные направления в работе по формированию и коррекции речевых навыков учащихся на уроках развития речи в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также в интегрированных группах (классах) при общеобразовательных школах. В данной проблеме мы видим три ведущие взаимосвязанные направления: формирование и обогащение лексического запаса, формирование и совершенствование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Методические проблемы становления (коррекции) произносительных, орфографических и пунктуационных навыков и умений в нашем пособии не освещаются. Эти формы работы над речью достаточно полно представлены в трудах по логопедии и в литературе по методике обучения языку в общеобразовательной школе.

Источник: https://MyBook.ru/author/anatolij-georgievich-zikeev/formirovanie-i-korrekciya-rechevogo-razvitiya-ucha/read/

Коррекционная работа по развитию устной связной речи на уроках развития речи у детей со сложной структурой дефекта как средства коммуникации обучающихся школ VIII вида

Коррекционная работа по развитию устной связной речи на уроках развития речи у детей со сложной структурой дефекта как средства коммуникации обучающихся школVIIIвида.

На современном этапе развития дефектологии проблеме развития устной речи уделяется большое внимание, так как развитие речи повышает качество обучения и является средством повышения уровня коммуникации.

Для успешной работы учащихся с особыми потребностями на уроках развития речи необходимо проводить работу по развитию устной речи.

Она включает в себя работу над словарем, предложением, работу по развитию связной устной речи.

Работа над словарем.

В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых образов, представлений, но и научить употреблять слова в связной, живой речи.

Работа ведется по четырем направлениям:

обогащение словаря;

уточнение словаря;

активизация словаря;

устранение нелитературных слов.

Требования к проведению словарной работы:

должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени;

необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов;

процесс презентации слов должен опираться на работу всех анализаторов; (написание слова на доске, произношение слова )

необходимо отрабатывать правильность произношения слов.

Работа над предложением.

учить школьников правильно строить предложения.

Использование речи как средства общения,

помочь им подготовиться к овладению связной речью.

Учить учащихся самостоятельно строить предложения на определенную тему. Для этого используются алгоритмы, помогающие начать предложение. Технологические карты облегчают работу по составлению предложения. Мнемосхемы.

Для работы по построению предложений можно использовать следующие упражнения:

ответы на вопросы (главным образом полные ответы);

распространение предложений по вопросам;

составление предложений на заданную тему;

переработка предложений с заменой одних слов другими;

составление предложений по технологическим картам.

Работа в системе над развитием словаря и правильным построением предложений оказывает положительное влияние на развитие связной устной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Работа по развитию связной устной речи.

В начале работы над диалогом учащиеся используют образцы вопросов и ответов, которые дает учитель.

Предлагаемый учителем образец-диалог усваивается учениками путем многократного его повторения в различных ситуациях.

В ходе диалога необходимо постоянно активизировать учащихся системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: « Попроси….Скажи…Обратись к товарищу…» и тому подобное.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/korrekcionnoe-obuchenie/151436-korrekcionnaja-rabota-po-razvitiju-ustnoj-svj.html

Специфика коррекционной работы

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 20Следующая ⇒

С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Организация обучения и воспитания детей с ЗПР регламентирована рядом нормативных государственных документов.

В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г. (№ 103) стали действовать специальные (коррекционные) образовательные учреждения: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных школах.

Особенности работы с данной категорией детей рассматривались в методических и инструктивных письмах Министерства просвещения СССР и Министерства просвещения РСФСР. В 1997 г.

вышло инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида.

Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

1-я ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 3-5 лет);

2-я ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет).

Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный 1-11 классы, в III класс — в порядке исключения. При этом дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во II класс коррекционного учреждения. Начавшие обучение с 6-летнего возраста — в I класс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в I класс коррекционного учреждения (нормативный срок освоения — 4 года); с 6-летнего возраста — в подготовительный класс (нормативный срок освоения — 5 лет).

Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном учреждении — 12 человек. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования. С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в коррекционном учреждении VII вида в течение одного года.

Однако основная масса детей с задержкой психического развития обучается вклассах коррекционно-развивающего обучения (в некоторых регионах их продолжают называть «классы выравнивания», «классы для детей с задержкой психического развития») при общеобразовательных массовых школах. Механизм направления детей в классы коррекционно-развивающего обучения и организация обучения такие же, что и в коррекционных учреждениях VII вида.

Дети в этих классах занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по специальным программам. В настоящее время в основном полно разработаны программы классов коррекционно-развивающего обучения первой ступени. Они обеспечивают усвоение содержания начального образования и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям учащихся.

Обучение на второй ступени (V-IX классы) осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них).

Читайте также:  Занятия с детьми

После получения основного общего образования выпускник школы получает свидетельство об образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование.

Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.

При этом важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности.

Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Желательно предлагать задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей с задержкой психического развития темп изучения учебного материала и методы обучения.

Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. В случаях тяжелой задержки психического развития для них должны быть созданы специальные условия обучения.

Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Часто учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.

Даже элементарные новые навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Работа с детьми с задержкой психического развития требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Педагог, используя поощрения в учебной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.

При обучении детей с задержкой в психическом развитии весьма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим.

В учебной деятельности школьнику с задержкой психического развития значительно чаще, чем нормальному школьнику, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные.

При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.

Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагно-стико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах.

Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся.

При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или при необходимости продолжения коррекционной работы в классы коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы.

Проверка и оценка учебной работы учащихся классов коррекционно-развивающего обучения проводятся в соответствии с требованиями, указанными в вариативных программах (Программы специальных коррекционных учреждений и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996).

Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря.

Но могут быть и занятия предметной направленности — подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения.

Коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении.

При изучении ребенка обращается внимание на состояние различных сторон его психической деятельности — памяти, внимания, мышления, речи; отмечаются такие его личностные характеристики, как отношение к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Выделяются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности, заторможенности. В процессе обучения выявляются запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. Выделяются ученики, которые по сравнению с одноклассниками отличаются особой замедленностью восприятия нового материала, отсутствием представлений, являющихся базой для усвоения нового материала, например несформированностью представлений и понятий, связанных с пространственными и количественными отношениями, трудностями установления логических связей и взаимозависимостей и т. п. Ученики с задержкой психического развития, имеющие специфические речевые нарушения, направляются на занятия к логопеду, который работает с ними по своему графику. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки коррекционной работы с ними.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Поскольку дети с задержкой психического развития, обучающиеся в классах выравнивания и специальных школах, зачислены, как правило, в группы продленного дня, то во время индивидуальных занятий с учениками работает воспитатель.

В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов (до или после уроков) по утвержденному графику.

Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15-20 минут. В группы возможно объединение не более трех учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельности.

Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального, механического подхода, должно быть максимально направлено на развитие ученика.

На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счетным материалом, использование условно-графических схем и т.п.

создают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач:

формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления учебных и художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета. Формируемые с помощью предметно-практической деятельности понятия будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и др.).

Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т. п.

В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам.Неменее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.

В старших классах для индивидуальных и групповых коррекционных занятий отводится в настоящее время 1 час в неделю. Главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам, пропедевтике изучения наиболее сложных разделов учебной программы.

Обязанности по руководству организацией и проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.Он же осуществляет и контроль этой деятельности.

Опыт показал, что эффективность индивидуальных и групповых занятий возрастает там, где к работе привлечены школьные психологи, а также школьные и районные методические объединения учителей и логопедов.

Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.

В условиях специально организованного обучения дети с задержками в психическом развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Источник: https://lektsia.com/6x9b06.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector