Отношения в семье и болезни детей

Отношения в семье и болезни детей

Начиная этот довольно не простой разговор, стоит сразу расставить все точки над «i «. «Ну причем тут семья? — можете справедливо возразить вы. — Ребенок-то болеет вирусными инфекциями или простужается! » Да, речь идет о болезнях, принесенных извне.

Кто-то чихнул, кто-то не закрыл вовремя окно и устроил сквозняк. Причин для возникновения очередного ОРВИ множество. Однако физиология идет дружно об руку с психологией, а значит, отрицать роль социальных и психологических факторов, по крайней мере, неразумно.

Итак, семья. Переоценить ее влияние на маленького ребенка невозможно, ведь внутри семьи ребенок появляется на свет, познает окружающий мир и получает свой уникальный опыт. Опыт каждого человека складывается не только из разнообразных жизненных ситуаций и извлеченных уроков, но и из эмоционального отношения к ним и памяти. А реагируем, надо сказать, мы все по-разному.

Ну, к примеру, почему один малыш, потеряв варежку, спокойно говорит об этом маме, а другой нервничает и плачет? Думаете, варежка дорога? Как бы не так! Детям важны лакомства и игрушки, книжки или альбомы с наклейками. Бережное отношение к личным предметам приходит гораздо позже.

Ни одна в мире варежка, даже самая красивая, не вызовет подлинного расстройства и страха признаться в потере. Реакция мамы — вот на что ориентируется ребенок. Одна мама ради приличия пригрозит: мол, надо быть аккуратнее, и наденет новую пару варежек, а вторая — начнет кричать, обзывать и, самое страшное, прилюдно унижать ребенка.

Дескать, не ценишь, не бережешь, не считаешься с родительским трудом, «вечно у тебя все не так, и все дети, как дети… «.

Думаю, не стоит объяснять, какому ребенку с какой мамой спокойнее живется.

Родители могут дать миру счастливого, успешного и здорового человека, способного познавать, созидать, действовать. А могут загубить, ограничить и не дать даже малого шанса как-то попробовать, проявить себя.

Воспитание малыша, пожалуй, может считаться своеобразной философией отдельно взятой семьи. Методы и принципы воспитания оказывают самое значительное влияние на формирование личности маленького человека, а значит, на его здоровье и социальную успешность в настоящем и особенно — в будущем.

Между родителями и детьми возникают особые отношения буквально с первого дня. И они никогда не будут похожи ни на какие другие отношения. Ребенок всегда эмоционально зависим от родителей, особенно от мамы, а значит, он всегда находится «под «, тогда как родители — «над «.

Подобная ситуация подчинения естественна. Пожалуй, это самая естественная и логичная из всех возможных иерархий. Но от качества этих отношений, от того, насколько комфортно малышу и родителям быть вместе, зависит формирование личности ребенка и его физическое и психологическое здоровье.

Семьи бывают разные, ну хотя бы потому, что образованы они людьми с собственными уникальными привычками, взглядами и опытом. Все семейные отношения можно разделить на несколько типов.

Родители в отношениях

Первого типа легко и естественно приспосабливаются к потребностям ребенка. Они осознают их и дают определенную свободу в развитии и познании окружающего мира.

Проще говоря, мамы и папы больше разрешают, чем запрещают, ограничивая свободу собственного чада лишь критериями безопасности, уместности и морали. Детям в таких семьях живется, сами понимаете, прекрасно.

Как правило, они быстрее развиваются, показывая хорошие познавательные способности и зрелые навыки поведения. Такие малыши смелы, активны, любознательны, ведь им предоставляются все условия для развития.

Они не порицаются родителями зря и буквально с пеленок умеют выстраивать доверительные и эмоционально-теплые отношения. Таких деток принято называть «любимыми «, но при этом подобная любовь не портит и не балует.

Родители в семейных отношениях

Второго типа тоже легко приспосабливаются к потребностям ребенка, однако из-за собственной напряженности и гиперответственности они склонны ограничивать свободу ребенка везде, где представится удобный случай.

В таких семьях родители не против поддержать инициативу и самостоятельность чада, но в то же время они не упускают случая продемонстрировать собственное превосходство и опыт.

«Слушай маму, мама плохого не посоветует! » — доминирующее и порой подавляющее воспитание становится принципом отношений в подобной семье. Что касается детей, они тоже легко привыкают к такой политике. Собственно, у них нет иного пути.

Они так же открыты, бодры и инициативны, однако мама и папа играют главную роль в их «самостоятельном » поведении. Последнее слово редко остается за крохой, и он это прекрасно сознает.

Третий тип Семейных отношений продиктован гипертрофированным чувством долга родителей перед ребенком. Иными словами, маме важно действовать, словно по инструкции. Положено кормить трижды в день — буду кормить трижды. Калорийно, вкусно и точно в срок.

Положено читать на ночь сказку — буду читать. Однако в подобных, вроде бы «правильных » отношениях с ребенком обращает на себя внимание холодность. Отсутствие ярких эмоций, истинного желания сделать что-то от души, а не потому, что так надо. Стоит ли говорить, что кроха все чувствует.

Он старается изо всех сил соответствовать, чтобы быть любимым. Малыш нервозен, эмоционально зависим. Главный воспитательный прием в подобных семьях — жесткий контроль.

Любовь? Да, она чаще всего есть, но настолько подавляется всевозможными «надо » и «так правильно «, что на теплые проявления порой не остается ни времени, ни сил.

Наконец,

Четвертый тип семейных отношений демонстрирует самую печальную картину. Незрелое отношение к ребенку незрелых и инфантильных родителей продиктовано всем чем угодно, кроме здравого смысла: настроением, советом приятелей, ухваченным пятиминутным фрагментом из телепередачи или общением на форуме в Интернете…

Родители, а особенно мама, ведут себя непоследовательно, словно не понимая сути собственных действий и слов. Стиль воспитания может меняться буквально ежедневно, переходя от абсолютного попустительства и истеричной любви к жесткому тотальному контролю и запретам.

Конечно, в такой семье складывается самая неблагоприятная ситуация для ребенка и, конечно, он не может быть спокоен, успешен и «по-детски » счастлив.

Как видите, семейные отношения очень разнообразны. Воспитание и климат внутри семьи влияют не только на формирование личности малыша, но и на его здоровье. Каким образом?

Когда кто-то болеет, то к этому человеку меняется отношение. Его жалеют, оберегают, стремятся помочь. И степень этой помощи напрямую зависит от степени тяжести болезни. Соответственно, когда болеет ребенок, это не может оставить равнодушными его близких. Все родители переживают и нервничают по поводу даже простого насморка у собственного ненаглядного чада.

С другой стороны, ребенок существует в уже сложившемся коллективе — семье, где есть собственные уникальные законы и нормы общения. И, естественно, они влияют на течение болезни и определяют отношение родителей к заболевшему малышу.

Отношения в семье и болезни

Дети — хорошие психологи. Они с рождения очень тонко чувствуют эмоции и настроение окружающих людей, и прежде всего — родителей.

Бесконечная потребность в родительской любви и ласке вынуждает детей зачастую подстраиваться и приспосабливаться под родителей.

Маленькому крохе, школьнику и даже экзальтированному подростку больше всего на свете хочется быть любимым своими родителями независимо ни от чего!

■ Крайне неблагополучная семья, живущая в российской глубинке. Мама — алкоголик с солидным стажем и соответствующим поведением, не работает, пропивает каждую копейку. У нее сын, мальчик шести лет.

Что только не приходилось ему терпеть от матери — побои, отсутствие еды по нескольку дней, пьяные посиделки и толпы незнакомых мужчин-приятелей. Ситуация, увы, неединичная. Такое бывает и в глубинке, и в столице.

Но как же этот мальчик любил свою мать! Он доказывал это каждый день — слезами, нервами, заботой, доступной ребенку, и защитой, которую не давал ей ни один из взрослых приятелей. Казалось, что это она его дочь и он в семье старший.

Однажды мама пропала на несколько дней, а мальчик простудился и ходил с высокой температурой, за ним пытались приглядывать всем малочисленным селом.

Но вот приехала почтальон и, вручая соседке газету, небрежно бросила: «Видела на станции твою, вроде сюда идет! » Надо сказать, путь не близкий, и мать пришла в село к вечеру, но за эти несколько часов случилось чудо — ребенок, которого лихорадило еще утром, выздоровел.

Он бегал с криками о том, что его мама идет домой, что он ее будет встречать, и к вечеру у мальчика полностью спала температура, и больше не поднималась.

Этот пример наглядно демонстрирует, насколько болезнь зависит от эмоций и желаний ребенка. Фактически, она становится неким ответом на значимые события.

А как насчет ЧБД? У часто болеющих деток ситуация в психологическом смысле примерно такая же. Специалисты выделяют два основных мотива психологического «удержания » детской болезни в фокусе внимания:

• стремление сохранять любовь и ласку мамы, неосознанно (или частично осознанно) исходящее от малыша;

• стремление родителей удержать это болезненное состояние.

Это происходит всегда подсознательно, потому что нормальныйродитель не может радоваться очередному насморку у ненаглядного чада. Причинами подобного неосознанного поведения выступает желание подольше видеть ребенка несамостоятельным и зависимым от родительской опеки и желание подольше оставаться рядом с малышом, опекать его, ограждать от любых трудностей и контролировать каждый шаг.

Когда родители принимают ребенка со всеми его потребностями, разрешая расти и развиваться в максимально ярком, разнообразном мире, болезнь не задерживается. Точнее сказать, она может задержаться, но только по физиологическим причинам.

К расхворавшемуся крохе отношение особо не меняется. Его и так все любят, только теперь активно лечат, обещая быстрое возвращение к прежним играм, поездкам и занятиям (как только позволит здоровье).

А пока карапуз болеет, ему не дают скучать, развлекая играми, сказками и мультиками.

Читайте также:  Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству м. е. салтыкова-щедрина

Мамы и папы, которые привыкли доминировать (в большей или меньшей степени), чаще обычного бросаются в гиперопеку. Они закармливают ребенка лекарствами, строго контролируют постельный режим, всячески нагнетают обстановку.

Под страхом остаться без мультика или любимых леденцов ребенок выносит очередную порцию горчичников. А о прогулке не может быть и речи еще неделю после окончательного выздоровления.

«Ты же только что болел! Забыл, что ли? «

С другой стороны, строгие мамы, перепугавшиеся за здоровье крохи, могут на время отступить от своих жестких принципов, демонстрируя невиданные доселе мягкость и сговорчивость. Им кажется, что в болезни ребенка есть доля их вины: они не все предусмотрели.

Подобное чувство вины толкает маму «на мировую «. И это не может не нравиться ребенку, ведь покладистая и любящая мама — это предмет его самых заветных мечтаний. Как вы думаете, захочет ребенок видеть маму такой чаще?

■ Ваня, пяти лет, воспитывается в довольно строгой семье. Мама растит мальчика одна и вынуждена много работать. Ваня ходит в садик, а забирает его няня, которая до прихода мамы с работы присматривает за мальчиком. Мама призналась в беседе психологу, что старается воспитывать сына «в дисциплине «.

Все по расписанию, включая время для материнской ласки. Когда Ваня заболел ОРВИ, мама очень перепугалась — высокая температура долго не спадала. А с нею полный букет: кашель, красное горло, насморк и обострение диатеза. Мама взяла больничный и находилась с мальчиком две недели.

При этом разрешенные больше обычного мультики и новые игрушки не переставали радовать и удивлять малыша.

Когда Ваня вновь пошел в садик, все вернулось в привычное русло: няня, одна сказка на ночь и утренний поцелуй перед входом в группу.

«Иди скорее, не задерживай меня, ты же уже выздоровел, и ты у меня такой уже большой! » Мальчик первую неделю отказывался ходить в сад, плакал, говорил, что хочет опять к доктору и домой. А затем началась череда настоящих ОРВИ, с промежутком в одну-две недели.

У психолога возник один-единственный вопрос к маме: стоило ли так резко менять стиль общения с ребенком после выздоровления?

Специалистам известны случаи, когда из-за частых болезней малыша мама настолько нервничает, что перестает воспринимать окружающий мир прежним образом. Из ее жизни уходит радость, спонтанность и легкость. Даже если кроха чувствует себя прекрасно, мама не находит себе места, «предвосхищая » очередной эпизод ОРВИ.

Как правило, это очень тревожные женщины, занятые исключительно проблемами ребенка, не умеющие отвлекаться и растерявшие все прежние интересы, желания и привязанности, у которых нет иной жизни, кроме активного участия в делах ребенка и постоянного контроля над ним.

«Ходим в сад вторую неделю, что-то долго даже. Не может это продолжаться и дальше, я же чувствую: сейчас какую-нибудь заразу подцепит «, — так одна мама отвечала на вопрос, ходит ли ее дочь в детский сад. Налицо выраженная тревожность и напряженность. К слову, эта девочка действительно часто болеет.

Подобные отношения между родителями и детьми — предмет комплексной работы педиатров и психологов. Причем последние утверждают, что в данном случае малыш со статусом ЧБД не требует отдельного консультирования и эффективной оказывается исключительно работа с парой «ребенок + мама «.

В семьях с хаотичным стилем воспитания карапуз, стремящийся удержать хоть какое-то внимание и любовь родителей, старается изо всех сил и «пробует » разные методы, от демонстративных истерик до погружения в собственный внутренний мир.

А что ему еще остается делать? Ему никак не угадать реакцию мамы, она всегда разная.

«Уход в болезнь «, как называют такого рода поведение специалисты, порой становится единственным мероприятием с более-менее стабильным результатом: мама-то реагирует!

■ Ирина, 28 лет, мама пятилетней Оли. Молодая женщина отличается творческим типом восприятия и огненным темпераментом. Она архитектор, дизайнер. Много работает дома и часто посещает светские мероприятия. Дочь, по словам Ирины, ребенок любимый, но незапланированный.

«Мне не хотелось менять свою жизнь, уходить в декрет, уходить из профессии. Бабушки согласились помогать с Олей, а я работаю, как и прежде. С дочкой провожу много времени, но считаю, что не должна на нее давить, пусть делает, что ей хочется. Будет еще время стать серьезной.

Иногда мне интереснее посвятить время работе, и она это чувствует — не донимает. Играет в комнате «.

Ирина настаивает на том, что быть честной — самое важное в их отношениях с Олей. И честно признается, что ей не интересно быть «правильной » мамой: следить за соблюдением режима дня, правильно кормить, рационально ухаживать.

«Мы все делаем спонтанно, когда хотим — встаем, едем в кафе или в игровую комнату. Дома я разрешаю смотреть мультики, брать свою косметичку… Иногда беру ее на вечерние мероприятия, если нет возможности оставить дома.

Мы живем полной жизнью, свободной от избитых материнских стереотипов «.

Оля стала часто болеть, и, кроме хронического насморка, появились проблемы с желудком и с кожей в виде дерматита. Пропал аппетит. Стандартное лечение не дало более-менее стойкого результата. Симптомы то уходили, то возвращались.

После того как с семьей стал работать семейный психотерапевт, у девочки полностью ушли кожные высыпания и нормализовался ночной сон. Оля пошла в садик и, на удивление, за полгода ни разу не болела сезонными простудами.

Оля, как и все малыши, нуждается в нежной заботливой маме, и пыталась обратить на себя ее внимание. На уровне подсознания ее психика смоделировала ситуацию, в которой маме сложно было оставаться равнодушной. Урок для женщины оказался более чем наглядным, в Ирине удалось «разбудить » маму.

Источник: http://www.school-essays.info/otnosheniya-v-seme-i-bolezni-detej/

Если в семье кто-то болен

Если в семье кто-то болен

Когда в семье кто-то болеет, хочется сделать все возможное, чтобы близкий человек скорее поправился. Все, что от вас зависит — создать условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно, а организму легче побороть заболевания.

Тяжелое заболевание — одно из самых тяжелых кризисов семейной жизни. Это может быть перелом ноги, инсульт, инфекция, психическое заболевание, болезни, которые завершаются смертью больного. Любой из недугов влияет на отношения в семье, изменяет приоритеты, отражается на финансовом состоянии и эмоциональном фоне всех членов семьи.

Уход и тишина в доме

Существуют болезни, при которых без стационарного лечения не обойтись. По крайне мере на ранних стадиях, когда нужен уход и постоянный контроль профессионалов. Но, как известно дома и стены лечат. Как только больной окажется дома, ему будет необходимое все ваше внимание и уход. Проявить заботу о близком и помочь ему справиться с болезнью можно следующим образом:

  • Проводите влажную уборку один или два раза в день. Дополнительно увлажняйте воздух. Для этого можно поставить в комнате мисочку с водой.
  • Проветривайте помещение. Пусть свежий воздух насыщает организм кислородом и помогает восстанавливаться. Следите за тем, чтобы температура была в пределах 18-20 градусов.
  • Если больной не спит, открывайте шторы, чтоб комната наполнялась светом.
  • Обеспечьте больному обильное питье.
  • Продумайте рацион. В зависимости от болезни, больному может понадобится специальная диета.
  • Следите за гигиеной больного особенно, если он мало двигается.
  • Соблюдайте тишину в доме, чтоб больной мог отдохнуть и поспать.
  • Если речь идет о вирусных инфекциях, тогда следует позаботиться о здоровье остальных членов семьи: использовать оксолиновую мазь и надевать повязки.
  • Ухаживая за тяжелобольными, не бойтесь принимать помощь близких, в том числе друзей.
  • Обеспечьте больному физический комфорт.

Когда одного из членов семьи поражает тяжелое и порой неизлечимое заболевание, все ее члены переживают следующие стадии:

  • Шок. Никто не ждет, что завтра может случиться подобное. Именно поэтому, когда врачи ставят неутешительный диагноз, возникает шоковое состояние.
  • Отрицание. Семья не в состоянии контролировать эмоции и не желает признавать факт болезни.
  • Торг. Состояние, в котором семья ищет виновника случившегося, даже не осознавая, что это уже ничего не изменит.
  • Горе и принятие. Родные принимают случившееся.

Во время болезни меняется образ жизни и происходит перераспределение ролей. Если главным кормильцем в семье до сих пор был папа, с которым случилось несчастье, то его обязанности ложатся на плечи мамы или взрослого сына.

Если болен ребенок, то маме приходится оставить работу, чтоб взять на себя роль медсестры и сиделки. Здесь важно скорректировать образ жизни, чтоб все члены семьи получили свою роль и могли с ней справляться.

Тогда каждому будет легче переносить горе, переживать чувство растерянности, замешательства, беспокойства о будущем, разочарование и даже гнев из-за неразрешимости ситуации.

Как больному научиться жить с болезнью?

Больной человек чувствует себя обузой. Он понимает, что его недуг изменил эмоциональную атмосферу в семье. Что уход за ним требует больше времени, внимания и финансов. Ощущая свою беспомощность, он впадает в депрессию. Он и хотел бы чем-то помочь семье, но считает, что неспособен на это. На самом деле его помощь и будет заключаться в том, чтоб научиться жить с болезнью.

Помогают справиться с внутренним состоянием примеры других людей, которым приходится еще хуже, но они полны оптимизма и надежды на выздоровление.

А когда родные видят, как их любимый человек старается вопреки болезни продолжать свой привычный образ жизни, то их переполняет гордость, а мысли о том, что дела идут на поправку, только крепнут.

Чтоб помочь больному, следуйте советам:

  • Сохраняйте чувство юмора и оптимизм. Как бы ни было трудно, не показывайте этого. Вашему близкому человеку, пострадавшему от недуга еще сложнее. И если вы дадите слабинку, то ему будет сложнее бороться с болезнью.
  • Берегите чувство собственного достоинства больного. Не делайте все за него, словно он абсолютно беспомощный. Он всего лишь выбился из колеи привычной жизни, но должен учиться жить с болезнью и быть самостоятельным.
  • Поручайте больному домашние дела. Не нужно исключать его из семьи и ограждать от любых дел. Если он может справиться и помочь даже в самом незначительном занятии, пусть возьмет на себя ответственность. Это поможет чувствовать себя значимым.
  • Больше общайтесь с больным. Когда общение ограничено, рождаются только грусть и скука. Дарите эмоции, советуйтесь, рассказывайте о своих планах на день, о достижениях и маленьких победах.
Читайте также:  Перекопка земли

Приоритеты 

Все в семье меняется с появлением больного человека. Она становится зависимой от болезни родного человека и приходится менять приоритеты.

Если раньше семья могла позволить себе регулярные поездки, путешествия, развлечения, то теперь главным становится лечение, которое всегда обходится недешево.

Требуется перераспределение бюджета, часть которого будет регулярно уходить на медикаменты и помощь медперсонала.

Болезнь отражается и на отношениях внутри семьи. Людям сложно смириться с ситуацией, они сетуют на то, почему именно им досталась эта роль. Чтоб справиться с этим необходимо:

  • проявлять сплоченность семьи;
  • распределять ответственность;
  • быть готовым принимать на себя дополнительные обязанности;
  • признать проблему и уметь проанализировать;
  • проявлять гибкость по отношению к родным и идти на компромиссы;
  • относится с пониманием друг к другу;
  • поддерживать словами и делами;
  • стараться не забывать о семейных традициях и брать курс на позитив.

Поддержка детей, в семье которых есть больной

Иногда родители так поглощены болезнью в семье, что забывают о том, какое горе в это время переживает ребенок. До сих пор его мир представлялся в ярких красках — папа, мама, друзья, выходные вместе. И в один миг все меняется. Мама просит не шуметь, приглашать друзей больше не разрешают, семья экономит на отдыхе, и никто ничего не говорит.

Детское горе отличается от взрослого, чтоб пережить его нужно намного больше времени. Поэтому родным не нужно скрывать от самого младшего члена семьи суть проблемы.

Особенно если это связано с потерей одного из близких. Ведь взрослый человек, потерявший супруга, лишается партнера, спутника, друга и любимого.

Ребенок теряет защитника, учителя, воспитателя, образец для подражания.

Эмоциональное состояние ребенка требует профессиональной помощи, которую он может найти в общении с психологом. Когда дети узнают о болезни взрослых, у них в голове возникают вопросы, которые они мысленно задают. И если родитель ответит на них, то значительно облегчит детские страдания.

  • Не был ли я причиной болезни или смерти?
  • Случится ли это со мной?
  • Кто теперь позаботится обо мне и защитит?

Не нужно ограждать ребенка от заботы о близких. Он должен чувствовать себя полноценным членом семьи даже в горе. Поручайте ему задания, с которыми он справится.

Так он будет ощущать свою значимость. Он может проветривать комнату, ходить в аптеку или за продуктами, рассказать больному о событиях в школе, вместе обсудить передачу или фильм.

А самые маленькие дети радуют просто своим нахождением рядом.

Родился больной ребенок, какие действия предпринять?

Для родителей узнать, что их ребенок болен — настоящее испытание, которое, к сожалению, дано пройти не многим.

Самое большое счастье — рождение ребенка — может превратиться в родительское горе безграничных масштабов, когда ребенок рождается больным.

Советы родителям, которые не отказались от больного ребенка и всеми силами собираются бороться за его право на полноценную жизнь.

  • Каким бы безнадежным ни был диагноз, верьте в лучшее. Чудеса случаются, и даже врачи этого отрицать не могут.
  • Не показывайте при ребенке своих переживаний. Хочется плакать, делайте это так, чтоб он не видел.
  • Не ищите виноватых и не давайте чувству вины захватить вас. Прошлое уже не изменить, но можно поработать над тем, чтоб настоящее и будущее для ребенка и для всей семьи стало лучше.
  • Не забывайте о своем здоровье. Ребенку нужны здоровые родители, которые будут заботиться о нем, поучать и защищать.
  • Не бойтесь попросить помощи у родных или друзей. Лечение ребенка потребует много сил и хорошо, если есть кому разделить с вами несчастье. Не нужно стыдиться своего горя.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. У него другая история. Вы не знаете, что ему предначертано. Но если будете верить в его неповторимость, то он обязательно удивит вас своими успехами.

Источник: http://familyexpert.ru/family/bolnoy-v-semye

Как связаны ссоры родителей и болезни ребёнка

Как связаны ссоры родителей и болезни ребёнка

В процессе роста любой ребёнок время от времени заболевает: то подхватил какой-либо вирус, то поостыл, то ещё что-то. В принципе, этим никого не удивишь.

Родители стараются относиться к болезням максимально спокойно и действовать адекватно, вовремя принимая меры.

Однако, недавно учёные доказали, что иногда причиной болезни ребёнка является не какой-либо разбушевавшийся вирус, а то, что родители малыша слишком часто ссорятся. Казалось бы, какая вообще тут может быть связь, но как оказалось, самая прямая.

Дети начинают реагировать на ссоры родителей буквально с рождения, просто мамы и папы обычно этого не замечают, ведь им кажется, что малыш ещё ничего не понимает, однако, это не так.

Напряжённая обстановка в семье чувствуется на эмоциональном уровне, а маленькие дети в принципе являются очень чувствительными, поэтому пребывают в стрессе в тот момент, когда мама и папа выясняют между собой отношения.

Если присмотреться, то можно заметить, что в период родительских ссор ребёнок начинает плохо и беспокойно спать, чаще плакать и т.д., и это не просто совпадение, это действительно прямая зависимость.

Абсолютно неважно, сколько по времени родители пребывают в ссоре. Они могут поругаться, а уже через пять минут сидеть в обнимку, забыв о том, что было ранее, но за эти пять минут ребёнок уже успел пережить серьёзный стресс, который не мог остаться для него незамеченным.

Мама и папа, конечно, всегда стараются максимально защитить своё чадо от различных болезней, но на деле оказывается, что они сами провоцируют их появление.

Из-за постоянных стрессов иммунитет ребёнка будет становиться более уязвимым, соответственно, он начнёт чаще и серьёзнее болеть.

Никакие лекарства в этом случае не помогут, пока мама и папа не научатся вести себя правильно и, хотя бы не выяснять отношения при своём ребёнке.

Естественно, в семьях ссоры являются нормальным явлением, так как без них жить вряд ли получится, но ссора ссоре рознь. Когда родители постоянно кричат друг на друга, унижают, оскорбляют и т.д.

, это крайне негативно влияет не только на здоровье и иммунную систему ребёнка, но и на его самооценку, восприятие мира и т.д.

Грамотные же родители не делают ребёнка зрителем во время каких-либо конфликтов, они наоборот стараются его огородить от этого.

Если ребёнок растёт в постоянных конфликтах и криках, то к подростковому возрасту он начнёт вести себя точно также, так как для него такое поведение будет абсолютной нормой. Родители уже не смогут объяснить ребёнку, что это неправильно, так как такой пример они подали ему сами, соответственно, сами являются виноватыми.

Родители должны стараться вести себя грамотно рядом с ребёнком, не травмировать его психику и не подвергать здоровье опасности. Не стоит выяснять отношения при малыше, да и вообще стоит свести скандалы к минимуму. Если этого сделать не получается, то возможно стоит подумать о разводе, так как ребёнок не должен расти в атмосфере постоянной ругани.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/family/5625-ssory-roditelej-i-bolezni-rebenka

Отношение родителей заболеванию ребенка

Отношение родителей заболеванию ребенка

» Заболевания детей

Уже было сказано, что представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам.

Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным плохим прогнозом, безразличное отношение в связи с отрицанием болезни или ее серьезности.

Подобные переживания родителей чаще всего вызывают у больных детей аналогичные чувства, которые ложатся в основу ВКБ. Родительский гнев еще более усиливает и без того имеющееся у большинства детей чувство вины за свое поведение, вызвавшее болезнь.

Примером может служить отношение родителей к кожному заболеванию ребенка, которое не только влияет на его оценку болезни, но и может быть точной копией.

При тревожно-мнительном отношении родителей к любому соматическому неблагополучию ребенка и чрезмерно заботливом воспитании, как правило, у последнего возникает нереалистическая ВКБ с ипохондрической гипернозогнозией и пессимистическими представлениями о будущем. Отрицание родителями серьезности заболевания способствует формированию ВКБ гипонозогнозического типа.

Заболевание ребенка в подавляющем большинстве случаев переживается семьей как исключительное событие. Современные семьи, как правило, малодетны, и поэтому болезнь единственного или даже одного из двух-трех детей превращается в драму. Повышенное беспокойство родителей объясняется просто.

К единственному ребенку, за которым, как думают родители, вряд ли последует другой, возникает очень глубокая привязанность. В нем видят не только продолжателя рода, но и того, кто исполнит все несбывшиеся мечты самих родителей и исправит их ошибки. С ним связываются надежды на поддержку в старости.

Для многих, таким образом, утрата единственного чада не просто потеря близкого, но и крушение надежд. Неудивительно, что в такой ситуации ребенку с малолетнего возраста создаются оранжерейные условия воспитания, он оберегается от реальных и выдуманных опасностей и трудностей.

В этих случаях изнеживающее эгоистическое воспитание сочетается с избыточной озабоченностью и опасениями относительно будущего этого ребенка.

Нередко, лишая ребенка активности и инициативы, родители усугубляют его незащищенность, неприспособленность к реальной жизни, хотя при этом крайне тревожатся о его благополучии. Особенно это касается отношения к возможным или уже возникшим заболеваниям.

На это отношение родителей сегодня влияет и много других обстоятельств. Первое — невысокий уровень собственного здоровья многих родителей, их частые болезни, переживания, связанные с тяжелыми недугами близких. Будучи людьми слабого здоровья, родители переносят тревогу за свое благополучие и даже жизнь на ребенка.

Кроме того, они нередко опасаются, что из-за своих болезней они будут неспособны воспитать своего сына или дочь. Второе — информированность населения об опасностях тех или иных заболеваний и средовых вредностей.

Читайте также:  Маленькие манипуляторы

Средства массовой информации и в особенности неловкие усилия санитарного просвещения привели к тому, что некоторые люди не столько укрепляют здоровье или хотя бы предупреждают болезни, сколько пребывают в страхе перед возможностью заражения или заболевания.

Постоянно опасаясь неправильно накормить, заразить, не уберечь, перегрузить ребенка, родители в действительности не создают условий для закаливания и физических нагрузок, чем не способствуют укреплению сопротивляемости организма ребенка.

Третье — убежденность родителей в своих знаниях или незнаниях о конкретной болезни или детских болезнях вообще. В зависимости от наличия или отсутствия этих знаний одни родители с уверенностью лечат детей сами, другие «исправляют» назначения врачей, а третьи, считая, что подход к их ребенку неправильный, водят ребенка от одного специалиста к другому.

Недостаточные или искаженные представления родителей о врачевании иногда сказываются и на поведении самого ребенка во время болезни. Все указанные обстоятельства проявляют себя различно в зависимости от индивидуальных психологических особенностей родителей.

Крайне тревожные, сосредоточенные на здоровье родители создают в семье атмосферу страха, неуверенности, ожидания тяжелых болезней, а при их появлении и плохого исхода. Эгоистичные, стремящиеся жить напоказ, из всего извлекать для себя преимущества родители даже болезнь ребенка будут использовать для привлечения внимания к себе.

Очень уверенные в своих силах и возможностях, самонадеянные зачастую недостаточно внимания уделяют ребенку вообще и во время болезни в частности.

Атмосфера, складывающаяся в семье во время болезни ребенка, во многом зависит от того, как его воспитывают. Если ребенку до болезни не хватало заботы и внимания, то и во время его болезни в такой семье не обеспечат всем необходимым.

В то же время некоторые родители, поняв, что они до болезни ребенка недостаточно окружали его заботой, мало уделяли времени, перестраиваются и создают все ему необходимое.

В тех же семьях, где ребенок окружен чрезмерным вниманием, где пытаются предупредить каждое его желание, где восхищаются любым его поступком, соответственно во время болезни забота усиливается. В этих случаях приходится предупреждать, что своими добрыми намерениями родители могут нанести вред ребенку.

К сожалению, это недостаточно учитывают при излишнем укутывании от предполагаемого охлаждения, при организации слишком утомительных для больного чтений, просмотров телепередач или других развлечений.

Практические аспекты теорий личности.

Теории личности – основа практической психологии
Главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету, и для любого человека на пути изменений в сторону психически более здорового поведения. Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что п.

Причины и виды жестокого обращения с детьми
Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоуби.

Экспериментальная часть.

Методы и методики исследования
В процессе изучения литературы по теме: «Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников», было выстроено экспериментальное исследование, в ходе которого были использованы следующие методы: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основани.

Назначение теста

Опросник может использоваться в индивидуальной и семейной диагностике отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка.

оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейных отношений, мало- и многодетности семьи и т.д. Может быть полезен при изучении формирования здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических отношений.

Описание теста

Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале.

С целью балансировки опросника, повышающей достоверность результатов:

  • утверждения даны в виде эмоционально-позитивных и эмоционально-негативных суждений;
  • формулируются в 1 и 3 лице;
  • выражают одно и то же качество через отрицательные и через утвердительные ответы.

Инструкция к тесту

Определите свое отношение к приведенным ниже утверждениям используя следующую шкалу:

  • -3 – совершенно не согласен;
  • -2 – не согласен;
  • -1 – скорее не согласен, чем согласен;
  • +1 – скорее согласен, чем не согласен;
  • +2 – согласен;
  • +3 — полностью согласен.

Тестовый материал

  1. На свете так много разных болезней, что родители просто не в состоянии уберечь от них ребенка.
  2. Ничто не тревожит меня так, как здоровье моего ребенка.
  3. Врачи часто преувеличивают тяжесть болезни моего ребенка.
  4. Правильно поступают те, кто ничего не требует от больного ребенка.

  5. Дети болеют тогда, когда они обделены заботой и вниманием в семье.
  6. Все дети болеют, и это не повод для отчаяния.
  7. Думаю, что здоровье моего ребенка хуже, чем говорят врачи.
  8. Болезнь — это не повод для ничегонеделания и праздности ребенка.
  9. Если ребенок болезненный, с этим уже ничего не поделаешь.

  10. Когда ребенок болен, у меня все валится из рук.
  11. Болезнь моего ребенка серьезнее, чем может показаться со стороны,
  12. Не понимаю тех, кто запрещает больному ребенку делать то, что ему по силам.
  13. У хороших родителей дети почти не болеют.
  14. Даже когда я знаю, что в болезни ребенка нет ничего страшного, я не могу избавиться от страха за него.

  15. Не могу согласиться с теми, кто любую болезнь ребенка считает тяжелой.
  16. Когда ребенок болен, я стараюсь любой ценой избавить его от всяких усилий.
  17. Каковы бы ни были причины болезней, болеет ребенок или нет — зависит от родителей.
  18. Не понимаю родителей, которые при заболевании ребенка теряют голову от страха.

  19. Нет легких болезней у детей, а есть легкомысленное отношение родителей к ним.
  20. Из-за болезни ребенок не должен забрасывать учебу.
  21. Чем меньше бережешь ребенка от болезней, тем он здоровее.
  22. В жизни ребенка не бывает периодов, когда можно быть спокойным за его здоровье.
  23. Чаще всего я думаю, что болезнь ребенка не слишком тяжела.

  24. Ребенок в отличие от взрослого не может активно бороться с болезнью.
  25. Болезни детей — следствие несовершенства медицины.
  26. Детские болезни совсем не так опасны, как о них порой говорят.
  27. Врачи слишком привыкают видеть больных детей и потому часто недооценивают тяжесть болезни.

  28. Всегда стараюсь, чтобы ребёнок и во время болезни жил полноценной и активной жизнью.
  29. Если бы воспитатели и учителя были так же заботливы, как родители, то дети бы не болели.
  30. Мой ребенок не так здоров, чтобы можно было не тревожиться за его будущее.
  31. Обследование детей чаще всего слишком поверхностно, чтобы увидеть как серьезно болен ребенок.

  32. Есть обязанности, от которых ребенок не освобождается и во время болезни,
  33. Не понимаю тех, кто винит себя в болезни ребенка.
  34. Я не могу позволить себе впадать в панику из-за болезней ребенка.

Тесты по теме

представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект

взаимоотношения в семье, отношение к членам своей семьи, отношение к близким родственникам

отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

отношение к отцу, отношение к себе, нереализованные возможности, отношение к подчиненным, отношение к будущему, отношение к руководителям, страхи и опасения, отношения к друзьям, отношения к своему прошлому, отношение к противоположному полу, сексуальные отношения, отношения к семье, отношения к сотрудникам

принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) Текст научной статьи по специальности Психология

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Ерженкова А. А. Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) // Тюменский медицинский журнал. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otnosheniya-roditeley-k-rebenku-i-ego-bolezni-na-primere-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu (дата обращения: 02.07).

Ерженкова А. А. Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) Тюменский медицинский журнал (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otnosheniya-roditeley-k-rebenku-i-ego-bolezni-na-primere-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu (дата обращения: 02.07).

Ерженкова А. А. (2010). Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью). Тюменский медицинский журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otnosheniya-roditeley-k-rebenku-i-ego-bolezni-na-primere-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu (дата обращения: 02.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Ерженкова А. А. Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) // Тюменский медицинский журнал. 2010. №1 С.63-65.

Ерженкова А. А. Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) Тюменский медицинский журнал (2010).

Ерженкова А. А. (2010). Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью). Тюменский медицинский журнал

Источники: http://www.psychologiaguide.ru/guides-270-1.html, http://vsetesti.ru/350/, http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otnosheniya-roditeley-k-rebenku-i-ego-bolezni-na-primere-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu

Комментариев пока нет!

Источник: http://zdorovijrebenok.ru/zabolevanija-detej/otnoshenie-roditelej-zabolevaniju-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector