Педагогическая деятельность сухомлинского

Педагогическая деятельность Сухомлинского

Понравилась презентация – покажи это…

Слайд 0

Жизнь и педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского Выполнила: Молокова Мария, студентка 2004 гр. Преподаватель: Сидоров С.В. http://sv-sidorov.ucoz.com

Слайд 1

Василий Александрович Сухомли?нский (1918-1970) родился 28 сентября с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии

Слайд 2

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы.

Слайд 3

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.

Слайд 4

В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт.

Слайд 5

В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. Награды Орден Ленина Орден Красной Звезды

Слайд 6

В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

Слайд 7

С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР.

Слайд 8

В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». В.А. Сухомлинский – единственный из педагогов, удостоенный в СССР звания Героя Социалистического труда. Сегодня он известен как один из величайших советских педагогов.

Слайд 9

Педагогические идеи и деятельность Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью; в его системе важное место отводилось творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Слайд 10

Педагогические идеи и деятельность Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Слайд 11

Работа Павлышской школы под руководством Сухомлинскоко имела комплексный характер. Например, он разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой», реализация которой охватывала ВСЕХ детей и педагогов школы.

Слайд 12

Труды Василия Александровича

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Использованные источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%F5%EE%EC%EB%E8%ED%F1%EA%E8%E9,_%C2%E0%F1%E8%EB%E8%E9_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/ed/Музей_Сухомлинского.JPG http://www.bgshop.ru/image.axd?id=9546236&type=big&goods=Antiques&theme=standart

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Источник: http://KeepSlide.com/no_category/56940

14.5. Педагогическая деятельность и теоретическое наследие В.сухомлинского

14.5. Педагогическая деятельность и теоретическое наследие В.сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. в с. Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области.

После семилетней школы учился в Кременчугском педагогическом институте, но через болезнь прервал обучение и впоследствии продолжил его на заочном отделении Полтавского учительского института, получив диплом учителя русского языка и литературы.

До войны работал учителем сначала в родном селе, а впоследствии в Онуфриевской средней школе, где его назначили завучем. В годы войны был на фронте, а после тяжелого ранения учительствовал в Удмуртии. После войны — заврайвно Онуфриевского района, с 1948 по 1970 гг.

— директор Павлишской средней школы. Он кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный учитель, удостоен звания «Герой Социалистического Труда». Умер 2 сентября 1970 г.

В застойные времена Сухомлинский удостоился самых высоких наград социалистического общества. Сегодня при просмотре событий того времени отношения к деятельности и идей Сухомлинского не изменилось.

Его педагогическая концепция високогуманна и демократическая, органично сочетает классическую и народную педагогику. Самым главным в его жизни была любовь к детям.

В записных книжках Сухомлинского, которые он вел всю свою жизнь, 3700 страниц, каждая из которых посвящена одному человеку — его ученику: «Три тысячи семьсот человеческих судеб… Каждый ребенок был миром — вполне особым, уникальным».

Сухомлинский является автором целого ряда педагогических трудов: «Павлиська средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина», «Родительская педагогика» и др. Всего написал 41 монографию, более 600 научных статей.

Педагогическое наследие Сухомлинского многоаспектная, ее пронизывает проблема проектирования человека, которая основывается на идее всестороннего развития личности.

Все стороны воспитания (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое) он рассматривал в единстве, считая, что при упущении чего друга не разрешится ни одно воспитательное задачи.

В Павлышской средней школе, которой руководил педагог, воспитательная работа была направлена на то, чтобы дать ребенку, прежде всего, духовную полноту и насыщенность жизни.

Формирование культуры умственного труда школьника.

Педагогом была введена в Павлышской средней школе система умственного воспитания, направленная на развитие у учащихся жизненной ценности знаний, на привлечение их к умственного труда, на выработку у них умения и желания учиться.

Он призвал к созданию в школе культа знаний. В Павлышской средней школе ученикам прищеплювалась мнение, что знание не путевка в вуз, а богатство, которое является необходимым независимо от того, кем станет ребенок.

Сухомлинский считал, что успешное умственное воспитание возможно при условии, когда учитель на каждом уроке будет одновременно вызвать у учеников жажду к обучению и учить их учиться.

С этой целью в Уже практиковались уроки мысли, творческие задания, создание высокого интеллектуального фона, привитие любви к чтению, создание гуманного и требовательного подхода к оцениванию, умелая организация выполнения домашних заданий, воспитание самодисциплины в умственном труде. Последнюю Сухомлинский рассматривал в тесной связи с укреплением здоровья учащихся, считая, что в большинстве случаев их отставание в учебе главной причиной является плохое состояние здоровья. Успех в обучении начинается с заботы о том, как питается и как спит ребенок, которое ее самочувствие, как она играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе.

Преследуя идею привлечения учеников к умственного труда, Сухомлинский утверждал, что последняя является не просто сидение на уроке или дома за книгой. Умственный труд — это усилие мысли.

Мышления у учащихся появляется там, где есть потребность ответить на вопрос, стремясь к сочетание труда души, мышления и рук.

Важное место в этом отводил проблемному обучению, когда новый материал учитель преподносит как проблему, которую ученики вместе с ним должны решить.

Сухомлинский заметил, что мнение у детей начинает работать, если их привести в лес, на луг, в поле, и там ставить детям тысячу вопросов «почему», там ждать ответа и добиваться ее.

Эмоциональная радость, совместное переживание красоты, совместное стремление понять и дают это желание пробуждение мысли. С точки зрения Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В связи с этим он практиковал в своей работе уроки мысли. Это были уроки на природе, где детям можно задавать тысячи вопросов. Урок в природу — путешествие к источнику живой мысли. Пробуждению мысли способствовало желание понять природные явления, наблюдения за ними.

Сухомлинский считал, что труд мысли невозможна без детского творчества. Он привлекал школьников к сдаче сказок, произведений, самостоятельного изучения отдельных тем и др.

Идею превращения образования в важную жизненную ценность Сухомлинский тесно связывает с отсутствием или наличием у учащихся интереса к учение. Он ставит требование, чтобы учение для учеников было радостным трудом.

Единственным источником огоньке любознательности, жажды к знаниям называет радость успеха в труде, а главным средством достижения этого считал правильное оценивания учащихся. «Оценка должна вознаграждать трудолюбие, а не наказывать за леность и нерадивість.

Но нельзя допустить, чтобы оценка баловала учеников, чтобы не создалось легкомысленное отношение к учебе. Ребенок должен осознавать оценку как результат умственных усилий».

Интерес к обучению, общее развитие ученика невозможны, если в классе нет интеллектуального фона — постоянного обмена знаниями в классе между учениками, если программный материал не опирается на большое количество материала позапрограмного. Важным источником интеллектуального фона является развитие увлечений школьников. Каждый ученик должен иметь свой любимый предмет, где он знает больше других.

Большое внимание в Уже уделялось чтению. Сухомлинский не представлял себе полного, всестороннего развития подростка, юноши, девушки без того, чтобы они не имели своих любимых писателей. Обязательным требованием к детям было за школьные годы перечитать 200 книг из золотого фонда мировой литературы, а к педагогов ставил требованию обучать школьников работать с книгой.

В воспитании культуры мышления определенное место отводилось шахматам, которые дисциплинируют мышления, развивают память, воспитывают сосредоточенность, целеустремленность.

Для выработки умения учиться важно соблюдать самодисциплины в умственном труде.

По мнению Сухомлинского, нельзя сводить духовный мир маленького человека лишь к обучению. Если учителя будут стремиться к тому, чтобы все силы школьника были поглощены уроками, его жизнь станет невыносимой.

Исходя из одной из основных идей своей педагогики — полноты счастья ребенка — Сухомлинский считал, что ребенок не может быть счастливой, когда ей в школе плохо. Залог счастья — в школьных успехах. Ребенку надо помогать учиться.

Надо дать ей почувствовать себя достаточно способной для овладения школьной наукой. Решать эту проблему Сухомлинский советует через открытие даже перед самым трудным учеником тех сфер его развития, где он может достичь вершины, быть лучше других.

Этому способствует, прежде всего, привлечение детей к участию в различных кружках.

Для преодоления слабых сторон (в т. ч.

и неуспеваемости по тому или иному предмету) ребенок черпает моральные силы в своих успехах в других видах деятельности, где она может лучше проявить себя, раскрыть свои духовные силы.

Воспитатели в Уже видели свою задачу, прежде всего, в том, чтобы заметить в каждом воспитаннике все самое лучшее и развить его, не ограничиваясь рамками школьной программы.

Формирование нравственных убеждений и поступков. Сухомлинский утверждал, что моральное развитие является той сферой, где царит безгранична и настоящая равенство, где каждый, даже самый трудный ученик, может достичь вершины, быть великим и неповторимым.

Основой нравственного воспитания подростка, показателем его моральной зрелости, по мнению педагога, есть идеал Родины.

Нравственная воспитанность, духовное благородство человека в годы отрочества достигаются тем, что ребенок видит мир через свой долг перед Родиной; самой дорогой для него святыней есть честь, слава и независимость Родины.

Нравственная воспитанность человека невозможна без усвоения ею соответствующих нравственных знаний: «Ребенок делает плохое не всегда потому, что ее учат делать плохое, а чаще потому, что ее не учат делать хорошо».

Читайте также:  Неделя наук в школе. сценарий

Сухомлинский не представлял себе воспитание без постоянных рассказов воспитателя о хорошие поступки людей, без объяснения правил морали. Он составляет хрестоматию маленьких поучительных рассказов, выискивает такие рассказы и истории в книгах, газетах, журналах.

Однако больше всего боялся Сухомлинский, что разговоры останутся только разговорами, превратятся в пустословие. Если детей взволновало слово педагога, это волнение обязательно должно вылиться в дело, в работу, в помощь людям, школе, колхоза.

При таком сочетании (слово учителя — взволнованность — совместная работа воспитанников и учителя) у детей возникает чувство удовлетворенности.

В Уже милосердия, сердечность, благородство воспитываются у детей через праздника Матери, Розы, закладки сада благодарности (сад престарелых). «Переживая бескорыстную радость созидания добра, ребенок приобретает драгоценное богатство души, она чувствует сердцем, когда и где товарищу, другу, любимом человеке, который живет рядом, надо помочь».

Воспитание эстетических ценностей и формирование умения создавать прекрасное. Эстетическое воспитание, по мнению Сухомлинского, это — воспитание красотой, воспитание стремления жить по законам красоты.

Указывая на украинскую народную мудрость, которая гласит: «Держа в руках скрипку, человек не способен на дурное», выдающийся педагог поставил в Уже ведущим задачей эстетического воспитания, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, или научить понимать, ценить и создавать прекрасное.

Эстетическое наслаждение школьники получали в ходе наблюдений среди природы, где они учились в младшем школьном возрасте творить сказку…

Детям объясняли, что человек стал человеком не только потому, что научилась своими руками делать орудия труда, но и потому, что научилась ценить и создавать красоту окружающей среды.

Олицетворением последнего в Павлышской средней школе стали праздники цветов — ландышей, тюльпанов, сирени, роз, хризантем. Средствами эстетического воспитания были также музыка, живопись, красота образов художественных произведений и сказки.

Достижения гармонии здорового тела и духа. По мнению Сухомлинского, физическая культура является элементарной условием полноты духовной жизни, интеллектуального богатства, облагораживания всех других сфер человеческой личности. Под его руководством физическое воспитание в Павлышской школе направлялось, прежде всего, на укрепление здоровья детей, достижения гармонии здорового тела и духа.

Основными видами занятий по физической культуре Павлиська средняя школа выбрала гимнастику и легкую атлетику. Цель таких занятий — воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость.

Возникновение эстетического удовольствия предоставляется значение при выполнении таких упражнений как бег, ходьба на лыжах, плавание.

На соревнованиях из этих и других видов спорта стало правилом учитывать красоту, гармонию движений, а скорость считалось второстепенным элементом.

Спорт становится средством воспитания лишь тогда, когда он — любимое занятие каждого. По мнению Сухомлинского, гармония здорового тела и духа невозможна без радости.

Тем более, что здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму питания, труда, отдыха.

Это, прежде всего, забота о гармоническом полноту всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

Источник: https://banauka.ru/4489.html

Педагогическая концепция Б.А. Сухомлинского

Поиск Лекций

Василий Александрович Сухомлинский(1918-1970) — выдающийся советский педагог-новатор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

Исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, проблемы практической педагогики: вопросы руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Многие его дидактические советы по развивающему характеру обучения сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.

Начал свою педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы сельской школы после обучения на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Спустя три года окончил Полтавский педагогический институт.

Именно этому вузу Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску.

В структуру педагогической науки он включал категории этики — долг, честь, достоинство, добро, свободу.

Привитые с детства родителями любовь к родному слову, народной мудрости, помогли усвоить неписаный кодекс общественной морали. В своей педагогической деятельности Василий Александрович опирался на такие основные положения народной педагогики, как природосообразность, воспитание в труде, гуманизм, всесторонний подход к воспитанию.

В центре его работ — проблемы формирования высоких гражданских идеалов, моральной культуры, таких духовно-нравственных качеств, как правдивость, доброта, уважение к людям труда, общественная активность и др.

В центре дидактической системы Сухомлинского — трудовое воспитание.

Педагог трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к профессиональной деятельности.

В последствии в Павлышской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся.

Много внимания Сухомлинский уделял детскому коллективу и воспитанию личности в нем. Он развивал идею Макаренко о целесообразности создания разновозрастных коллективов воспитанников (трудовые отряды и бригады, предметные, технические, сельскохозяйственные кружки, самодеятельные, художественные коллективы, ученические группы по месту жительства учащихся и др.).

После войны, на которой был тяжело ранен, в должности заведующего районо, занимался восстановлением разрушенных школ. В 1948 г. стал директором Павпышской средней школы Кировоградской области и бессменно руководил ею в течение 22 лет, до конца жизни. В 1948 г.

это была обычная школа, почти разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский. Он превратил Павлышскую сельскую школу в настоящую лабораторию передового педагогического опыта, знакомиться с которым приезжали не только советские, но и зарубежные педагоги.

Опытно-экспериментальная работа Сухомлинского и возглавляемого им коллектива школы позволила внедрить в педагогическую практику целый ряд инноваций: педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительскую школу и др.

Одним из первых начал подготовку детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Плодотворная работа была направлена на создание «школы радости».

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности.

Гуманистическая педагогическая концепция, на основные положения которой — признание личности ребенка высшей ценностью, глубокое уважение и любовь к личности ребенка, вера в его духовные и физические возможности были ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогoв-единомышленников и учащихся, укрепление связи школы с семьей. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, разнообразие воспитательных воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции. Сухомлинский утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребенок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу.

Процесс обучения Сухомлинский предлагал стоить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах. Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста.

В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Вместе с тем не разумна и такая организация дела, при которой процесс приобретения знании чрезмерно.

облегчается и школьник не работает в полную меру своих возможностей.

«Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием, — писал Сухомлинский, — в это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясности мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей.

Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские взаимоотношения; отсутствие раздражительности… Опыт лучших педагогов убеждает меня, что самое главное в этой тонкой сфере воспитания постоянная мыслительная деятельность — без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».

Сухомлинский большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся.

Он считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Большое внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знании, справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед. Отметка, по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость.

Когда ребенок не видит успеха в учении, у него притупляется чувство собственного достоинства и он свыкается с мыслью, что ни к чему не способен. Но нельзя допускать и того, считал Сухомлинский, чтобы оценка баловала учащихся.

В результате у школьников может сложиться легкомысленное отношение к учению.

Сухомлинский представлял процесс обучения как радостный труд; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Воспитание Сухомлинский трактовал как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Он придал романтическую окраску внеклассной и внешкольной работе, деятельности школьных организаций.

Педагог вводил в воспитательную работу яркие образы, ввел в жизнь школы элементы праздничности, красоты: «Уголок красоты», «Остров чудес», «Сад здоровья», «Яблоня матери», «Праздник розы» и др. Он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

«Для того, чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла». Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Свои взгляды и подходы Сухомлинский отразил в литературно-педагогических произведениях. В.А. Сухомлинский — автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Общий тираж его книг составил около 4 млн экземпляров на различных языках. В апреле 1970 г.

педагог закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» — доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Защитить ее он не успел.

Одной из важнейших его работ является книга «Сердце отдаю детям», которая впервые вышла в 1969 г. в издательстве «Радянська школа» (г. Киев).

Читайте также:  Мероприятие в школе к международному дню борьбы с наркоманией. сценарий

В книге представлена целостная педагогическая система воспитания младшего поколения, согласно которой первые научные истины ребенок познает в окружающем мире, а источником мысли являются красота и неисчерпаемая сложность природных явлений.

Рассматривая знания как величайшие блага общества, которые надо передать каждому воспитаннику; Сухомлинский выступал за гармоничное школьное воспитание, в котором сливаются воедино нравственное, умственное, эстетическое и эмоциональное становление личности.

Воспитанник в понимании Сухомлинского — это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство, — писал он, — важнейший период человеческой жизни не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».

Василий Александрович внес вклад и в разработку структуры и содержания профессионального мастерства учителя. В работе «Павлышская средняя школа», опубликованной в 1969 г.

в издательстве «Просвещение» (г.

Москва) и ставшей результатом обобщения опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе, Сухомлинский раскрывает понимание вопроса, что значит хороший учитель. По его мнению,

— это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними верит в ТО, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми: принимает близко к сердцу их радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

— человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее.

— человек, изучивший психологию и педагогику, понимающий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

— тот, кто в совершенстве овладел умениями в той ИЛИ иной трудовой сфере деятельности.

Суть понятия профессионального мастерства Сухомлинский рассматривал как органическое единство трех компонентов: личностных качеств педагога, его образованности и владения педагогической техникой.

В.А. Сухомлинский написал ряд произведений, которые можно считать литературно-художественными: «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива» и др.

Написанные просто и доступно, книги Сухомлинского сделали его имя широко известным и поставили в ряд выдающихся советских педагогов второй половины ХХ в. Его идеи воплощены в практике многих школ. Впоследствии были созданы Международная ассоциация В.А.

Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Источник: https://poisk-ru.ru/s20947t5.html

Педагогическая деятельность и педагогическая система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970 гг.) предстает в развитии педагогической науки как педагог-новатор, оставивший богатейшее научно-педагогическое наследие.

Педагогика В. А. Сухомлинского вырастает из практики его работы в Павлышской школе. «Идейная жизнь в моей системе практической педагогики, – писал В. А. Сухомлинский, – начинается с путешествия к человеку».

«Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: “Выучить, запомнить!”.

Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания».

Центром педагогической системы В.А. Сухомлинского становился ребенок.

Представлялось самым важным раскрытие «живинки» каждого ученика, расцвет его творческой индивидуальности («Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»). Воспитание, образование, обучение рассматривались педагогом как приобщение подрастающего человека ко всему богатству культуры.

Этот подход лег в основу всех педагогических трудов В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором школы», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родительская педагогика», «Воспитание личности в советской школе», «Воспитание гражданина» и др.

Педагогическая система В. А. Сухомлинского – это энциклопедия педагогических знаний, выходы с позиций гуманизма и творчества на все основные проблемы развития педагогической науки 60 — 70-х гг.

Средством, имеющим большое воспитательное значение, по мнению В.А. Сухомлинского, было слово. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску. Если слово не вызывает эмоций, не волнуют, то оно так и останется пустым звуком, благим пожеланием.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения.

Слово учителя должно находить отзвук в сердцах учеников и становиться их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов».

В.А. Сухомлинский отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием развития личности в коллективе и самого коллектива, он считал физический труд.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского являлось и положение о том, что труд позволяет полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.

В целом, девиз теоретической и практической деятельности В.А. Сухомлинского можно обозначить названием одного из основополагающих трудов – «Сердце отдаю детям».

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Расскажите о проблемах и приоритетах образовательной политики в СССР в 1960-х -1980-х гг.

2. Назовите основные направления научно-педагогических исследований в СССР в 60-80-х гг. XX в. Приведите примеры результатов таких исследований.

3. Проанализируйте главные педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

Глава 18. Российское образование на современном этапе

18. 1. Система образования в России на современном этапе

Согласно ст. 10 Закона РФ «Об образовании» в России существуют следующие формы получения образования: в образовательном учреждении –в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Образовательное учреждение (согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании») может быть государственным, муниципальным и негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций, объединений).

Учредителями образовательного учреждения по закону могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их ассоциации и союзы, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, а также граждане РФ и иностранные граждане. Исключение сделано для военных специальных учебных заведений и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением. Это государственные учреждения.

Отдельно кратко рассмотрим элементы системы образования в России.

Дошкольные образовательные учреждения

По данным статистики, количество детских садов в стране в настоящее время доходит до 100 тысяч. Домашнее дошкольное воспитание получают около 30% российских детей; 40% детей в возрасте от 4 до 7 лет воспитываются в детских садах.

Задачи дошкольных учреждений заключаются во всестороннем развитии детей, укреплении их здоровья, привитии элементарных трудовых навыков, эстетическом воспитании и подготовке к обучению в школе.

Общеобразовательная школа

До недавнего времени общеобразовательная школа была единой для всех регионов страны. Но после 1987 г.

, в рамках демократических преобразований, на базе общеобразовательных общественных учебных заведений возникли средние школы нового типа – лицеи, гимназии и колледжи.

Программы лицеев, гимназий и колледжей более насыщенны и сложны, нежели в обычных школах. К середине 1990-х гг. лицеи, гимназии, колледжи стали утрачивать новизну и превращаться в образцово-показательные учреждения.

Организация экспериментальных школ в начале 1990-х гг. была признана одним из приоритетов школьной политики России. В начале 1990-х гг. при Академии образования было организовано свыше 10 опытных школ.

Среди экспериментальных учебно-воспитательных учреждений необходимо назвать Вальдорфскую школу Р. Штайнера. Российских энтузиастов вальдорфской педагогики привлекают ее обращенность к индивидуальному человеческому началу, отказ от энциклопедического образования, акцент на развитии художественно-эстетического вкуса.

Попытка специального обучения талантливых детей была сделана в начале 1990-х гг. Открыты особые учебные заведения для талантливых детей, например, школа в Коптево (Москва).

В России есть система специальных школ для детей с отклонениями в развитии. Перспективные методики обучения «необучаемых детей» используют Т.Ю. Гроссман (Москва), А.И. Бороздин (Новосибирск) и др.

Начальная ступень школы

Традиционно это школа элементарной грамотности, постижения детьми 7- 11 лет умений чтения, письма, счета, формирования у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний об окружающем мире, о природе, о нормах и правилах человеческого общежития. Велико стремление индивидуализировать обучение, стимулировать развитие природных задатков ребенка. На это направлено использование приемов развивающего обучения системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, авторских методик С. Н. Лысенковой и др.

Основное общее образование

В возрасте 12-15 лет в школах закладывается личная система ценностей, проверяется и заново опробуется собственный личностный потенциал, осознаются неповторимые качества собственного характера.

Полное общее образование

Требования школе этой ступени следующие: обогащение содержания образования новыми знаниями, увеличение сроков обучения, интенсификация процесса обучения с помощью учебных технологий и учебной техники – аудио- видеоаппаратуры, компьютеров и т. д.

Негосударственные образовательные учреждения

В начале 1990-х гг. в России получили развитие частные (платные) школы. По данным статистики, в 1994-1995 учебном году в РФ насчитывалось около 450 негосударственных школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1% всех учащихся.

Детские внешкольные образовательно-воспитательные учреждения

В советский период в нашей стране активно функционировали Дома и Дворцы пионеров, детские технические станции и станции юных натуралистов, детские экскурсионные и туристические станции. Эти учреждения в 90-е гг.

были преобразованы в Дома и Дворцы детского творчества, где работали кружки разной направленности. На протяжении 1990-х гг. появились скаутские организации.

Функционировала и сеть спортивных, музыкальных школ, школ художественного творчества.

Система профессионального образования

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» вслед за получением основного общего образования каждому предоставляется возможность получения профессионального – основного и дополнительного образования. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведений: лицеи, училища, колледжи, институты, университеты, академии.

Получение профессионального образования регламентируется федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., а также Законом РФ «Об образовании».

В основе государственной политики в области высшего и послевузовского образования лежат принципы непрерывности и преемственности ступеней образования, интеграции системы высшего образования РФ, при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы, в мировую систему высшего образования и др.

С середины 90-х гг. XX в. в РФ по проекту «Международный бакалавриат» были установлены следующие ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения образовательных программ этих ступеней: не менее 4 лет для получения степени бакалавр, не менее 5 лет – дипломированный специалист, не менее 6 лет – магистр.

Читайте также:  Развивающее занятие для детей 7-8 лет

Ступенями послевузовского профессионального образования являются аспирантура и докторантура. В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, а в докторантуру – те граждане, которые имеют степень кандидата наук. Сроки обучения в аспирантуре и докторантуре – 3 года.

Источник: https://cyberpedia.su/6x3d09.html

Сухомлинский о профессии учителя

Введение 1. В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя 2. Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания 3. Единство духовной жизни учителя и ученика – основа принципов воспитания В.А. Сухомлинского Заключение

Список литературы

Введение

Настоящее время требует яркой, масштабной, творческой личности педагога, который призван овладевать культурой общечеловеческих ценностей, профессионального мышления, методологическими знаниями как надежным инструментом теоретической и практико-преобразующей деятельности.

В современной педагогической науке разработана концепция индивидуальной деятельности педагога, сущность которой состоит, во-первых, в развитии его богатой, самобытной личности, а во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов. Индивидуальность педагога как субъекта профессиональной деятельности находит свое выражение в форме и содержании.

Формальная сторона – это внешнее выражение индивидуальных особенностей личности педагога. Оно проявляется в форме индивидуального стиля педагогической деятельности, общения, поведения и т.д. Содержательная сторона имеет серьезную философскую основу.

Практически все без исключения выдающиеся педагоги прошлого и современности имеют глубокие философские основания своих педагогических концепций. Поэтому большинство исследователей педагогического творчества особое внимание уделяют описанию и анализу философско-педагогических взглядов.

Обнаружить философские истоки творчества, проследить духовное становление педагога – это значит осмыслить процесс формирования его индивидуальной деятельности. Блестящим примером проникновения философских идей в отечественную педагогику служат философско-педагогические воззрения В.А. Сухомлинского.

Цель реферата – анализ взглядов В.А. Сухомлинского о профессии учителя.

1. В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя

В 50–60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребёнка – и таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.

Сухомлинского, а его практическая деятельность – убедительное доказательство тому, что без веры в ребёнке, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приёмы обучения и воспитания несостоятельны. [9, с. 23]. В.А. Сухомлинский развивал теорию и практику формирования педагогического коллектива.

Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришёл к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А.

Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчётливее коллектив воспитанников выступает как активная, действительная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. На вопрос, как же и благодаря чему создаётся педагогический коллектив, В.А.

Сухомлинский отвечал однозначно – его творят коллективная мысль, идея, творчество. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В.А. Сухомлинский писал: «Справедливость – это основа доверия ребёнка к воспитателю… чтобы стать справедливым, надо знать духовный мир каждого человека» [9, с. 83]. В.А.

Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела насколько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе учебного материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда» [8, с. 39].

Вопрос о роли и значении педагогического стиля для формирования коллектива и личности не нов, он неоднократно поднимался в нашей психологической и педагогической литературе и, прежде всего, в работах В.А. Сухомлинского. Особенно серьезной критике подвергался авторитарный стиль, злоупотребление учителей властью. В.А.

Сухомлинский писал: «Властвование над детьми – одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры… Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка – эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу». [6, с.

112] Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости.

В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека. Самого серьезного внимания заслуживают рекомендации В.А. Сухомлинского о способах общения на занятиях.

Он бескомпромиссно выступал против излишнего возбуждения психики учащихся повышенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен делать с учащимся «то, что подсказали ему мудрые размышления», а не то, «на что его толкает сиюминутное, скоропреходящее настроение».

Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». [8, с.

22] Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом.

Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ». [8, с. 22] Пытаясь найти ответы на многие жизненно важные вопросы, В.А. Сухомлинский, его коллеги и ученики размышляли над этическими и эстетическими проблемами. Так, для В.А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления. Преодоление смерти в философско-педагогических взглядах В.А. Сухомлинского – это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагог всегда стремился к тому, чтобы понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствовало взрослению ребенка, вносило в его жизнь зрелость, воспитывало умение дорожить людьми, относиться к ним как к великой ценности. «Понимание этической стороны смерти – важнейшее условие подлинного оптимизма, жизнелюбия, умения дорожить жизнью и беречь ее. Многолетний опыт воспитательной работы убедил меня, что ребенок вместе со взрослыми, постигая смерть как неотвратимое горе, у взрослых же черпает оптимистическую веру во всепобеждающую силу жизни» [4, т. 2, с. 260]. В.А. Сухомлинский считал, что в беседах с учащимися учитель обязан затрагивать вопросы жизни и смерти, объединяющие биологическую и социальную сущность человека, хотя это почти не исследованная область воспитания. Поэтому такие беседы требуют очень бережного и тщательного обращения с материалом и должны опираться на знание, понимание и чувствование состояния ребенка, его характера, эмоционального мира. Учитель, который по складу своего мышления не чувствует в себе склонности к размышлению и беседам на эти темы, должен просто опускать их в процессе работы. Соблюдение этических принципов обеспечит успех педагогической деятельности учителя. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания.

«Будьте доброжелательны!» – советовал Сухомлинский учителям, относя этот совет к азбуке педагогической культуры.

2. Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания

В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха.

Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности» [1, с. 355] Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей. Учитель в первую очередь, по мнению Сухомлинского, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное».

Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» [1, с. 355]. И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего, помочь ему учиться. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!».

Вред зубрежки огромен – она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки – в упражнениях.

Одно за другим делает Сухомлинский маленькие открытия: оказывается, каждый учитель, какой предмет он ни преподавал, должен быть преподавателем словесности… Слово – первый шаг к мысли ученика. В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения.

Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов. Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя.

Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное светлыми словами. Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

Источник: http://neparsya.net/referat/pedagogika/66

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector