Педагогические термины для воспитателей

Педагогические термины для воспитателей

Профессиональные качества педагога. Словарь педагогических терминов и определений

Профессионально значимые качества Педагога.

Составитель: Филипова Елена Владимировна, воспитатель первой категории МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49 г. Екатеринбурга.

Профессионально-личностные качества педагога – это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога.

При всей их бесконечности и индивидуальной неповторимости, основываясь на потенциальном ценностном отношении к Человеку как к таковому, они представляют собою вполне определённую систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения.

Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления.

Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами (В. А. Сластениным, Н.М. Борытко, О.А. Соломенниковой и др.) даны определения педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация компетентностей.

Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

К. Ангеловски выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения.

Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

  1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
  2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
  3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.
  4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.

Качества компетенции:

Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность — инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии.

Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом.

Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.

Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность – как творческий потенциал).

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. В современных условиях выделяют пять базовых компетенций, в контексте подготовки преподавателя иностранного языка, а звучат они следующим образом:

  • политические и социальные компетенции;
  • компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе;
  • компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;
  • компетенции, связанные с возникновением общества информации;
  • компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Культура общения составляет важную часть профессиональной компетентности специалиста, а для таких профессий как, например, преподаватель, юрист, экономист – ведущую часть, поскольку для этих профессий, речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения. Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки.

Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества.

Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких, как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает: умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности; владение терминологией данной специальности.

Культура общения, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:

  • уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе)
  • постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других)

— передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Словарь педагогических терминов и определений

А.

Автоматизм (греч. automatos – самодействующий, самопроизвольный) – способность организма человека совершать действия без сознательного их регулирования.

Автоматизм виды – Автоматизм кинестетический, Автоматизм оральный, Автоматизм психический, Автоматизм речедвигательный.

Авторитарное воспитание — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А.в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведёт к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. А.в. преобладает в условиях господства авторитарных, тоталитарных форм правления.

Адаптация (от лат. adaptatio –приспособление, прилаживание) — способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды.

Адекватный (лат. adaeguatus -приравненный) – равный, вполне соответствующий.

Аккуратность – положительная черта характера человека, заключающаяся в тщательном и точном выполнении поручений, в соблюдении дисциплины, порядка и чистоты.

Аккредитация государственная образовательных учреждений — процедура официального признания статуса образовательного учреждения в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ. В Российской Федерации введена по Закону об образовании 1992г. Свидетельство об А.

выдаётся соответствующим уполномоченным органом управления образованием по результатам аттестации (см. Дополнения) образовательного учреждения. Впервые общий порядок аттестации и А. были регламентированы положениями, изданными Госкомвузом 1994 г.

и Министерством образования Российской Федерации 1996г.

Читайте также:  Прощальный костер в лагере

Свидетельство об А.

(действительно в течении пяти лет) устанавливает или подтверждает статус учреждения, его тип и вид, уровень программ; соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, а также право на выдачу выпускникам документов государственного образца о полученном образовании.

Учреждениям дошкольного и дополнительного образования свидетельство подтверждает тип, категорию и уровень образовательных программ. Учреждением может быть лишено государственной А. по результатам аттестации. В случае реорганизации, изменения организационно-правового статуса учреждения свидетельство об А. утрачивает силу.

Активизация (лат. activus — деятельный) – усиление деятельности; побуждение к решительным действиям.

Актуальный – важный в настоящее время, назревший.

Альтернатива (лат. alternara — чередоваться) – необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) — изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отдельных сторон. А. существует в двух формах: практические действия и мыслительные операции. Термин «А.» часто служит синонимом исследования вообще.

Анализ и синтез – противоположные и неразрывно связанные логические приёмы; А. и С. Находят себе широкое применение в дидактике; А.

, разлагая сложную проблему на её составные части, упрощает её и облегчает ученикам понимание данного явления, а С.

Даёт возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

Анализатор (греч. analysis – разложение, расчленение) – термин, введённый И.П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические для данного А. ощущения; каждый А. состоит из воспринимающего раздражителя прибора – рецептора, проводящего пути и центрального отдела в коре головного мозга

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга – в коре головного мозга происходи замыкание временных связей, которое связано с выделением раздражителя, на который образуется рефлекс; таким образом, происходит как анализ, так и синтез, т.е. осуществляется аналитико-синтетическая деятельность.

Анкетный метод — способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу; А.м. играет видную роль в педагогике, так как даёт возможность выяснить степень подготовки и общего развития учащегося, его интересы, стремления и пр.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга – в коре головного мозга происходит замыкание временных связей, которое связано с выделением раздражителя, на который образуется рефлекс; таким образом, происходит как анализ, так и синтез, т.е. осуществляется аналитико-синтетическая деятельность.

Анатомо-физиологические особенности детей — возрастные особенности строения детского организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учёт А.-ф. о. д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста.

Аномалия (греч. anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; А. может быть врождённой и приобретённой.

Аномальные дети (от греческого anomalia — отклонение, направленность) — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и, вследствие этого, нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию компенсацию недостатков развития. Такие условия в наибольшей адекватной форме создаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Наличие у ребёнка того или иного нарушения ещё не предопределяет аномального развития. В таких случаях физическое и психическое развитие детей не нарушается, и они не могут быть отнесены к категории аномальных.

Аппликации (лат. applicatio — прикладывание) – способ создания орнаментов или художественных изображений путём наложения (нашивки) на бумагу, ткань и т.д. разноцветных кусочков какого-либо материала.

Источник: http://doshkolnik.ru/stihi/7285-petushok.html

Глоссарий по педагогике (словарь терминов и персоналий)

ДР-)-

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимым иллюст­ративным материалом в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Учебник должен выполнять следующие дидактические функции: мотиваци-онную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, кото­рые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и по­зитивное отношение к работе; информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения ин­формации; контрольно-корректирующую, которая предполагает возмож­ность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необхо­димых умений и навыков.

Глоссарий по педагогике (словарь терминов и персоналий)

Адаптация процесс и результат становления индивида социальным существом.

Акмеология наука о закономерностях саморазвития взрослых, их са­мообразовании, совершенствовании профессионализма.

Акселерация ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте под влиянием социально-экономических преобразований.

Безнадзорность детей общественное явление, заключающееся в от­сутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Беседа диалогический метод обучения, при котором педагог путем по-станвоки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового мате­риала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беспризорность общественное явление, заключающееся в недоста­точном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершен­нолетних.

Воспитание процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Дидактика теория обучения, теоретическая и одновременно норма­тивно-прикладная отрасль педагогической науки. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует метод и органи­зационные формы обучений; изучает воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Дидактическая игра коллективная, целенаправленная учебная дея­тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены реше­нием главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактические принципы основные положения, определяющие со­держание, организационные формы и методы учебного процесса в соответст­вии с его общими целями и закономерностями.

Дифференцированное обучение обучение, предусматривающее инди­видуальный подход к отдельным ученикам, группам учащихся в зависимости от степени их подготовленности к учебе и уровня развития познавательных способностей в целях овладения программным материалом.

Домашняя самостоятельная работа составная часть процесса обу­чения, способствующая формированию у обучающихся потребности к посто­янному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной дея­тельности.

Закономерности воспитания (обучения) устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания (обу­чения).

Знания это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Классный руководитель непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое ди­ректором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Коллектив организованная группа людей, объединенных общими це­лями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориен-тациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственно­стью.

Личность человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Методология педагогической науки учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действи­тельности.

Читайте также:  Выявление лидеров в коллективе

Методы воспитания совокупность способов и приемов воспитатель­ной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совер­шенствования.

Методы обучения способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных ди­дактических задач.

Методы педагогического исследования способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зави­симостей и построения научных теорий.

Модульное обучение один из видов организации процесса обучения, при котором учащийся работает с учебной программой, включающей в себя следующие модули: целевой, информационный, операционный и проверки знаний. Каждый из модулей обладает законченностью, относительной само­стоятельностью. Модульное обучение чаще применяется в высшей школе, реже — в средней.

Мониторинг в образовании специально организованное постоянное наблюдение, контроль за состоянием каких-либо процессов в образовании с целью оценки.

Мотивы учения система устойчивых побуждений, направленных на освоение, получение новых знаний и умений, определяющих позитивное от­ношение к учебе, а также ее предметную направленность и успешность.

Наблюдение целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Навыки компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование (как результат обучения) — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучае­мый.

Обучение это специально организованный, целеполагаемый и управ­ляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на ус­воение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление на­выков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Обучаемость способность учащегося к усвоению определенного объ­ема информации и ее использованию в практической деятельности.

Обученность реальный результат, показывающий количество и каче­ство усвоенной информации и сформированных умений.

Оценка термин, употребляемый в педагогике для характеристики ре­зультатов учебной деятельности по заданному критерию установления тре­бований; мнение об объеме и качестве знаний, умений и навыков у того или иного ученика или класса в целом.

Принцип обучения основополагающее требование к учебному процес­су. Принцип обучения — это знание сущности, содержания, структуры учеб­ного процесса, его законов и закономерностей, выраженное в виде норм дея­тельности, рекомендаций для практики.

Принципы воспитания (обучения) основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерно­стями.

Развитие процесс количественных и качественных изменений в орга­низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловлен­ный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факто­ров.

Самовоспитание осознанная, целеустремленная деятельность челове­ка, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование по­ложительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообразование активная целенаправленная познавательная деятель­ность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Содержание воспитания совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры обще­ства, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индиви­дуальный внутренний мир личности.

Содержание образования система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

Социализация (личности) — усвоение человеком ценностей, норм, уста­новок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, со­циальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и со­циального опыта.

Социальная педагогика отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в специальных организаци­ях и в организациях, для которых воспитание не является основной функци­ей.

Социально-педагогическая деятельность разновидность профессио­нальной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процес­се социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе.

Стандарт образования это обязательный минимум содержания каж­дой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уров­нем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.

Педагогика наука о воспитании, образовании и обучении людей.

Педагогическая деятельность разновидность профессиональной дея­тельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогический процесс специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодейст­вие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставлен­ной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и ка­честв воспитанников.

Педагогическое мастерство совершенное владение педагогической технологией.

Педагогическая техника комплекс знаний, умений, навыков, необхо­димых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике изби­раемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитан­ников, так и на детский коллектив в целом.

Педагогическая технология научное проектирование и точное вос­произведение гарантирующих успех педагогических действий.

Технология обучения это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерно­стей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Умение готовность сознательно и самостоятельно выполнять практи­ческие и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Управление целенаправленное и планомерное взаимодействие управ­ляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланиро­ванного результата (цели).

Учебная программа нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждо­му отдельно взятому учебному предмету.

Учебник книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.

Учебный план нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный план базисный основной государственный нормативный до­кумент, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Госу­дарственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образо­вания РФ.

Фактор движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Форма обучения внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Формирование процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспи­тания и собственной активности личности.

Экзистенциализм направление в философии, рассматривающее чело­века как духовное начало.

Экскурсия (учебная) форма организации обучения в условиях произ­водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изу­чения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Эксперимент научно поставленный опыт преобразования педагогиче­ской действительности в точно учитываемых условиях.

Эмпатия способность понимать, чувствовать состояние другого, вы­ражать это понимание.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/1775.html

Психология и педагогика. Курс лекций

Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка.

Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы.

Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу.

Читайте также:  Профессиональный конкурс для педагогов с 15 мая по 15 августа 2017. итоги

Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения.

Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью.

Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.

Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.

Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу.

Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.

Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.

Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод.

Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.

Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образовательная система – комплекс институтов образования.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая задача – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т. д.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе.

Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс – специально организованное (с системной точки зрения) взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.

Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога.

Синтез – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей.

Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социально-психологический климат в коллективе – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.

Стиль педагогического общения – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.

Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Учебные пособия – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Факультатив – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.

Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Источник: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl67.shtm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector