Педагогическое взаимодействие семьи и школы

Педагогическое взаимодействие семьи и школы

Автор: Куприянова Надежда Юрьевна

Без дружеского взаимодействия ,без тонкого взаимопонимания учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства .

В. А. Сухомлинский.

Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся.

Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников.

Дети , как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность.

В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются прежде всего в заботе о ребенке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева.

В настоящее время большинство учителей, особенно молодых, испытывают значительные трудности в работе с родителями. У некоторой части молодых учителей нет ясности и убежденности в необходимости повседневной работы с родителями. Герой повести В.

Алексеева «Я вам верю», молодой учитель, столкнувшись с некоторыми трудностями в воспитательной работе приходит к выводу: «Если бы меня сейчас спросили, в чем основная задача педагогики, я бы ответил: исправлять ошибки родителей».

На мой взгляд подобное мнение продиктовано неуважением к семье, отношением к ней как к препятствию, мешающему воспитательному процессу.

В одной из бесед молодую учительницу спросили: «Почему вы избрали учительскую профессию?»

— Потому, что я очень люблю детей и мне интересно с ними работать, — ответила она.

— А как вы относитесь к взрослым?

— К взрослым отношусь безразлично.

— Как же вы собираетесь работать с родителями учащихся?

Учительница с минуту задумалась, а потом сказала: « Думаю, что провести собрание с ними сумею». Данная ситуация говорит о том, что некоторые учителя рассчитывают только на свои силы, полагая что успех в воспитании и образовании учащихся зависит исключительно от их профессиональной квалификации. Они не придают значение роли семьи в формировании личности.

Другая молодая учительница на вопрос, какую работу она ведет с родителями, ответила: « Я встречаюсь и беседую с родителями в основном тогда, когда меня что-то тревожит в ребенке : низкая успеваемость или плохое поведение» . Данная ситуации широко распространена в современной школе. Приглашение родителей в образовательное учреждение зачастую связано со стечением каких-то чрезвычайных осложнений в учении или поведении ученика.

Как известно, отношения уважающих друг друга людей строятся на основе деликатности и чуткости. Но о каком уважении может идти речь, если учителя торопятся проинформировать родителей о детских проступках, забывая порадовать их успехами ребенка?

Плодотворность общения учителей с родителями зависит не только от профессиональных знаний воспитателя, но и от собственного семейного опыта.

Его отсутствие во многом определяет отношение мам и пап к воспитателю их ребенка.
Бабушка 13-летнего внука жалуется соседям: « Еще вчера слушался… По дому был помощником.

А теперь стал каким-то неуправляемым. Родители на Севере…. Написать им что ли?»

— А в школу почему не сходите?

— Так у них классная руководительница сама молодая. Своей семьи нет. Чем она поможет?

Подобное отношение подчас лишает молодого педагога профессиональной уверенности в области семейного воспитания.

Еще одной проблемой взаимодействия семьи и школы является незнание педагогом , что сложившийся стереотип общения учителя с учеником неприемлем для общения с родителями.

Не все учителя это осознают, чем усложняют установление контактов с родителями. Неправильно занятая учителем позиция в общении с ними нередко приводит к конфликтным ситуациям.

В школе работают педагоги, профессионалы – воспитатели, которые знают систему воспитания, владеют умениями и навыками воспитания. Родители в подавляющем большинстве таких знаний , умений и навыков не имеют.

Следовательно, учитель обязан не просто пропагандировать эти знания и умения, а возбуждать у родителей потребность в овладении ими. Нельзя не учитывать такой факт : многие родители убеждены в том, что знают, как воспитывать, и что воспитывают своих детей правильно.

При этом большинство из них полагаются на свою интуицию и методы, заимствованные от старших поколений. В связи с этим возникает много проблем во взаимодействии семьи и школы.

Важным помощником в данной ситуации и должна выступать пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но недостаточная подготовка учителей к данному виду работы порождает непонимание, со стороны родителей, сути воспитательного процесса в школе.

Практика показывает, что современный учитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при условии:

  • Если он знает не только учащихся своего класса, но и их родителей, внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественную направленность семейного коллектива;
  • Если он знаком с домашними условиями, с бытом ученика, а также с приемами и методами семейного воспитания;
  • Если между воспитателем и родителями установились искренние, доверительные, откровенные отношения, если между ними существует полное взаимопонимание;
  • Если педагог постоянно углубляет, расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры;
  • Если в работе с родителями умело сочетаются массовые и групповые формы с индивидуальной работой ( с учетом специфических особенностей той или иной семьи)

Выполнение данных условий непосредственно влияет на эффективное взаимодействие семьи и школы, основой которого является – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи.

Школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы общества. Однако способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье.

Желая сформировать у детей положительные нравственные привычки, родители и учителя должны действовать сообща, придерживаться единых требований. При отсутствии единых требований у учащихся зарождается сомнение в правомерности требований.

Из этого они делают неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в общественных местах не обязательно. Если вовремя не пресечь такие явления, то они могут привести к нежелательным последствиям.

Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и помнить, что характер семейного воспитания во многом зависит от их педагогической культуры.

Повышая педагогическую культуру родителей, учитель тем самым приводит в действие богатейшие резервы семейного воспитания.

Опираясь на воспитательный потенциал семьи, учитель сможет более успешно и на более высоком качественном уровне решать сложные задачи современного воспитания учащихся.

Конфликты между семьей и школой ложатся всей
тяжестью на ребенка. (Корчак)

Список литературы.

  1. В.А. Сухомлинский о воспитании/ Сост. С. Л. Соловейчик. М. 1979.
  2. Диалоги о воспитании: Книга для родителей/ Под редакцией В.Н.Столетова. – М.: Педагогика,1990.
  3. Профессия – учитель:Беседы с молодыми учителями/Под редакцией В.Г.Онушкина, Ю.Н. Кулюткина. – М.: Педагогика, 1998.
  4. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. –М.Политиздат, 1986

Всего комментариев:

Источник: http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-6717

Презентация на тему «Педагогическое взаимодействие школы и семьи»

  • Слайд 1Автор: учитель начальных классовСтрельникова Н. Н. Сосновский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ» Мордовского района Тамбовской области pptcloud.ru
  • Слайд 3Идея сотрудничества – одна из самых популярных в современной педагогике. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифициро- ванная помощь со стороны педагогов школы. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
  • Слайд 4Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагог понимает, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу.
  • Слайд 5Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров
  • Слайд 6Превратить интерес школы к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать союзниками.
  • Слайд 7Создать систему сотрудничества семьи и школы с целью благоприятных условий для формирования личности школьника.
  • Слайд 8Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу. У. Теккерей
  • Слайд 9Вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями для воспитания личности ребенка. Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком. Формировать единый взгляд школы и семьи на цели, содержание и методы воспитания младших школьников. Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности в воспитании младших школьников.
  • Слайд 10Объект исследования: процесс сотрудничества семьи и школы в воспитании и образовании детей. Предмет исследования: совокупность методов, форм и средств, необходимых для успешного сотрудничества.
  • Слайд 11теоретический:анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме; эксперементальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; формирующий эксперимент; методы качественного и количественного анализа эксперементальных данных: обработка, интерпретация результатов.
  • Слайд 12Изучив особенности семьи, постановка конкретных задач в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), выбор адекватных форм и методов работы с семьями. Повышение педагогической компетентности родителей. Создание содружества в структуре «семья – класс –школа». Установление активного взаимодействия между педагогом, детьми и родителями, эффективное общение и взаимопонимание. Организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся в воспитании личности ребенка.
  • Слайд 13Информационно-подготовительный этап Знакомство с семьями учащихся, с их проблемами в воспитании ребенка (отбор эффективных методов и приемов диагностики семей; планирование работы с семьей). Организационный этап Выборы родительского комитета. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей. Создание условий для внедрения планов работы с родителями. Формирование установки на сотрудничество школы и семьи.
  • Слайд 14Практический этап Работа по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике (система консультаций; родительские собрания). Совместная деятельность по схеме: педагог-ребенок-родитель (праздники и развлечения; экскурсии и походы; участие в конкурсах и выставках; субботники). Обобщающий этап Анкетирование родителей, детей. Анализ эффективности работы с последующей ее корректировкой.
  • Слайд 15Наблюдение. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса) Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование. Диагностика. Деловые игры. Анализ детских рассказов и рисунков.
  • Слайд 16Цель:установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 1. Изучение условий семейного воспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Организация коллективной деятельности. 6. Индивидуальная работа с воспитанниками и их родителями. 7. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей.
  • Слайд 17Педагогические технологии педагогика сотрудничества игровые технологии личностно-ориентированный подход ИКТ проблемный подход
  • Слайд 18Главный метод воспитания детей – личный пример родителей. Наглядная педагогическая пропаганда Информационный стенд Тематические выставки Памятки для родителей Создание библиотеки семейного чтения Родительские собрания Встреча-знакомство в родительском клубе «Здравствуйте!»
  • Слайд 19Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода «Встреча взрослого и ребенка» Собрание-диалог «О времени, детях и себе…» Собрание рецептов «Как помочь ребенку полюбить чтение» Лаборатория нерешенных проблем «Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать» 3. Школа для родителей Тематические консультации Индивидуальные консультации Лектории Открытые показы уроков и воспитательных мероприятий
  • Слайд 20Задача: формирование установки к сотрудничеству, создание условий для этого сотрудничества Организация и проведение экскурсий Выпуск стенгазет Смотры-конкурсы (поделок; рисунков) Работа по изготовлению костюмов к праздникам
  • Слайд 215. Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки Утренник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Театрализованное представление «В гостях у осени» Новогоднее представление «Здравствуй Новый год!» Познавательная викторина «Приключения в Стране дорожных знаков» День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья» Праздник «Прощание с Азбукой» Праздник всей семьи «Погода в нашем доме»
  • Слайд 22Цель: оценка эффективности форм, методов и содержания работы с семьями по формированию личности ребенка Задачи: Проведение диагностического исследования состояния адаптации детей и взаимоотношений родителей и детей; Анализ и обобщение полученных результатов на заседании учителей начальных классов и родительских собраниях. Определение дальнейших перспектив по формированию личности ребенка.
  • Слайд 24На родительском собрании было проведено тестирование по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О.В. Сорокина) Схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняли родители, подсчитали результаты и совместно сделали выводы
  • Слайд 28В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье. Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.
  • Слайд 29Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы. Доказано временем, я в этом глубоко убеждена, что воспитание будет иметь успех, если просвещение семьи опережает просвещение ребёнка. Поэтому необходимо создать в классе такую систему воспитательной работы, которая позволила бы развиваться каждой семье, каждому родителю и каждому ребёнку.
  • Слайд 30Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младщих школьников. М.: Владос-Пресс, 2001. Максимочкина В. Н. Родительские собрания. Волгоград: 2008 г. Смолко Е . Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985, № 9. Соловьева Т. А., Рогалева Е. И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. М.:ВАКО, 2008 Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. М.: Т.Ц. Сфера,2004 г. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3 Интернет-ресурсы: http:// festival.1september.ru
Читайте также:  Права и обязанности школьников

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/pedagogika/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-shkoly-i-semi

Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы

Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  СЕМЬИ  И  ШКОЛЫ

Никитина  Екатерина  Леонидовна

канд.  пед.  наук,  доцент  Вятского  государственного  гуманитарного  университета,  РФ,  г.  Киров

E-mail:  [email protected]

PEDAGOGICAL  PRINCIPLES  OF  INTERACTION  BETWEEN  FAMILIES  AND  SCHOOLS

Ekaterina  Nikitina

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Vyatka  State

University  of  Humanities,  Russia,  Kirov

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  педагогические  принципы  взаимодействия  семьи  и  школы:  принцип  обеспечения  эмоциональной  безопасности  родителей;  принцип  социального  партнерства;  принцип  полилога;  принцип  гуманизации. 

ABSTRACT

This  article  deals  with  pedagogical  principles  of  interaction  between  families  and  schools:  the  principle  of  the  emotional  security  of  the  parents;  the  principle  of  social  partnership;  principle  of  polylogue;  the  principle  of  humanization.

Ключевые  слова:  принципы;  семья;  школа;  взаимодействие.

Keywords:  principles;  family;  school;  interaction.   

Чувство  уверенности  ребенка  в  собственных  силах,  социальная  активность,  ориентация  на  общечеловеческие  нравственные  ценности,  стремление  к  согласию,  формам  цивилизованного  взаимодействия  могут  формироваться  только  в  условиях  тесного  сотрудничества  педагогов  и  родителей,  так  как  взаимоотношения  школы  с  семьей,  а  педагога  с  родителями  имеют  одно  назначение  —  помочь  ребенку.  Несомненно,  что  школа  и  семья  сегодня  являются  основными  социальными  институтами,  от  согласованных  действий  которых  зависит  эффективность  процесса  воспитания  ребенка.  Одним  из  начальных  этапов  построения  образовательного  взаимодействия  является  определение  педагогических  принципов  сотрудничества  между  семьей  и  школой.

Принцип  (от  лат.  cлова  principium  —  начало,  основа)  —  это  основное  исходное  положение  какой-либо  теории,  учения,  науки,  мировоззрения,  теоретической  программы;  внутреннее  убеждение  человека,  определяющее  его  отношение  к  действительности,  нормы  поведения  в  деятельности.

Согласно  Г.М.  Коджаспировой,  «принципы  общения  семьи  и  детских  образовательных  учреждений  —  сотрудничество,  взаимодействие,  доверие,  взаимоуважение;  взаимопомощь  и  взаимоподдержка;  терпение  и  терпимость»  [2,  с.  543].

Л.В.  Байбородова,  считает,  что  формирование  сотруднических  отношений  между  педагогами  и  семьей  —  длительный  процесс,  успешность  которого  зависит  от  того,  как  будут  реализованы  следующие  принципы:

1.  Обеспечение  субъектной  позиции  всех  участников  педагогического  процесса. 

2.  Организация  совместного  творчества  учителя,  учащихся  и  их  родителей.

Читайте также:  День весенних именинников. сценарий

3.  Гуманистическая  ориентация  во  взаимодействии  с  семьей.

4.  Интеграция  и  дифференциация  целей,  задач  и  действий  участников  педагогического  процесса,  направленных  на  воспитание  и  развитие  детей. 

5.  Управление  взаимодействием  детей  и  родителей  [1,  с.  156—158].

Анализ  работ,  посвященных  проблемам  взаимодействия  семьи  и  школы  (Ш.А.  Амонашвили,  В.А.  Караковский,  А.В.  Мудрик,  Н.Д.  Никандров,  Л.И.  Новикова,  А.Б.  Орлова,  В.Ю.  Питюков,  В.Д.  Шадрикова,  Н.Е.  Щуркова  и  др.

),  и  многолетняя  экспериментальная  работа  по  осуществлению  сотрудничества  педагогов  и  родителей  позволили  нам  выделить  основные  принципы,  на  которых  базируется  процесс  формирования  сотруднических  отношений  между  педагогами  и  семьей.

  К  ним  относятся: 

·     принцип  обеспечения  эмоциональной  безопасности  родителей; 

·     принцип  социального  партнерства;

·     принцип  полилога;

·     принцип  гуманизации.

Дадим  характеристику  каждому  из  предложенных  нами  принципов.

Первый  принцип  —  обеспечение  эмоциональной  безопасности  родителей.  Особенности  взаимодействия  родителей  и  школы  таковы,  что,  как  правило,  школа  ассоциируется  у  родителей  с  опасностью,  тревогой  и  чувством  вины.

  Важно  понимать,  что,  находясь  в  этих  состояниях,  родитель  закрыт  для  конструктивного  сотрудничества,  все  его  душевные  силы  уходят  на  обеспечение  психологических  защит.  Для  родителей  важно  осознавать,  что  образовательная  среда  для  них  комфортна  и  не  способна  причинить  им  вред.

  Психологически  безопасной  средой  можно  считать  такую  среду,  в  которой  «большинство  участников  имеют  положительное  отношение  к  ней  и  которая  характеризуется  высокими  показателями  индексов  удовлетворенности  взаимодействием  и  защищенности  от  психологического  насилия  –  неуважения,  недоброжелательного  отношения,  неприятия,  критики,  публичного  оскорбления,  унижения  достоинства,  обвинений,  угроз,  игнорирования,  изоляции,  чрезмерных  требований  и  принуждения  —  и  психологической  травмы»  [3,  с.  335—336].  Реализация  этого  принципа  требует:

·     создание  спокойной,  доброжелательной  атмосферы,  располагающей  к  диалогу;

·     взаимное  доверие  во  взаимоотношениях  между  педагогом  и  родителями;

·     возможность  обменяться  мнениями,  переключиться,  пошутить;

·     учет  личных  проблем  и  затруднений  родителей  в  воспитании  детей;

·     внимание  к  просьбам  и  предложениям  со  стороны  родителей;

·     способность  к  оказанию  психологической  поддержки.

Второй  принцип  —  принцип  социального  партнерства.  Этот  принцип  означает: 

·     формирование  общего  воспитательного  «поля»  вокруг  ребенка,  обеспечивающего  согласованность  действий  родителей  и  педагогов;

·     взаимную  договоренность  между  родителями  и  педагогами  об  основах  воспитания  школьника;

·     эмоциональный  отклик  на  события,  происходящие  как  со  школьником,  так  и  с  семьями  отдельных  учеников;

·     единство  требований  и  стиля  отношения  к  ребенку;

·     взаимное  оповещение  о  значимых  событиях  в  жизни  ребенка;

·     исполнение  просьбы  педагогов  со  стороны  семьи  и  исполнение  просьбы  родителей  в  адрес  учителей,  оказание  взаимных  услуг;

·     совместную  деятельность  педагога,  детей  и  родителей.

Третий  принцип  —  принцип  полилога.  Одним  из  базовых  принципов  взаимодействия  семьи  и  школы  является  принцип  субъект-субъктного,  полилогического,  партнерского  общения.

  Данный  принцип  предусматривает  взаимное  доверие  и  уважение,  поддержку  и  помощь,  ответственность  по  отношению  друг  к  другу,  восприятие  родителей  как  субъектов  со  своими  интересами,  потребностями,  своей  позицией.  Мы  согласны  с  Г.Л.

  Бардиер,  которая  полагает,  что  взаимодействие  с  родителями  наиболее  точно  отражается  формулой  «Мы  вместе  помогаем  детям»  [4,  с.  20].  Следовательно,  наиболее  продуктивна  субъект-субъектная  позиция  по  отношению  к  родителям,  позиция  «Мы»,  которая  способствует  установлению  контакта  и  сотрудничеству.

  К  сожалению,  на  практике,  принцип  полилога  реализуется  далеко  не  всегда.  Довольно  часто  педагог  по  отношению  к  родителю  занимает  позицию  «сверху»,  поучая,  угрожая,  приказывая,  навязывая  свою  точку  зрения.

  Очень  важно,  чтобы  учитель  в  процессе  общения  с  родителями  поддерживал  трансакции  «Взрослый-Взрослый»,  и,  в  частности,  избегал  фраз  типа  «Вы  должны»,  «Вам  необходимо»,  «на  Вашем  месте  я  бы…»,  «если  Вы  не  примите  меры,  то…».  Важно  помнить,  что  у  каждого  родителя  есть  собственный  жизненный  опыт,  к  которому  он  может  апеллировать,  есть  право  на  собственное  мнение  и  задача  педагога,  придерживаясь  принципа  безоценочности,  понять  и  принять  услышанное. 

Четвертый  принцип  —  принцип  гуманизации  во  взаимодействии  с  семьей,  что  предполагает: 

·     опору  на  положительные  качества  родителей  и  детей;

·     осуществление  действий,  направленных  на  укрепление  и  повышение  авторитета  родителей;

·     учет  своеобразия  условий  жизни  каждой  семьи,  возраста  родителей,  уровня  подготовленности  в  вопросах  воспитания;

·     доверие  к  воспитательным  возможностям  родителей;

·     недопустимость  неосторожного  вмешательства  в  жизнь  семьи;

·     опору  на  сильные  стороны  семейного  воспитания,  ориентация  на  успешное  развитие  личности.

Таким  образом,  выделенные  принципы  взаимодействия  семьи  и  школы  позволяют  осуществлять  педагогическую  деятельность,  направленную  на  установление  сотруднических  отношений  педагогов  и  родителей  более  эффективно  и  только  их  целостное  применение  будет  способствовать  успешному  достижению  поставленных  целей. 

Список  литературы:

1.Байбородова  Л.В.,  Соколов  А,Б.,  Корнеева  М.С.  Изучение  истории  в  средней  школе  [Текст]:  учебное  пособие.  Ярославль:  Издательство  ЯГПУ  им.  К.Д.  Ушинского,  2009.  —  403  с. 

2.Коджаспирова  Г.М.  Педагогика:  учебник  /  Г.М.  Коджаспирова.  М.:  КНОРУС,  2010.  —  744  с. 

3.Семья:  психология,  педагогика,  социальная  работа  /  Под  ред.  А.А.  Реана.  М.:  АСТ,  2010.  —  576  с. 

4.Чибисова  М.Ю.,  Пилипко  Н.В.  Психолог  на  родительском  собрании.  2-е  изд.  М.:  Генезис,  2009.  —  135  с.  —  (Психолог  в  школе).

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xxxvi/36439

«Взаимодействие семьи и школы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2

«Взаимодействие семьи и школы»

Работу выполнила Майорова Е.В.

преподаватель английского языка

1 категории

2013-2014 учебный год

План

1.Введение

2. Нравственные нормы, необходимые в работе учителя.

3. Семья.

4. Главные задачи педагога в установлении взаимодействия семьи и школы.

5. Задачи воспитания, стоящие перед семьёй и школой.

6. Заключение.

   1.      Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — источник и важный механизм их развития.

      Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

      Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии.

Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность.

Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.   На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований.

Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.

Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

       Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

         Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

     2.    Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

·        чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

·        активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

·        уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

·        повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

·        тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

Читайте также:  Помидор - овощ или ягода?

·        терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

3. Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями.

Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

         Семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

         Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности.

В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

         Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

         Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

     4.    Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

·                  обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;

·                  оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

 Социально-психологическая защищенность, успешность достижений  ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Теоретические основы взаимодействия семьи и школы

Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:

·        организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

·        Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

·        Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.

В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:

1) по структуре власти в семье;

2) количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);

3) наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);

4) количеству детей в семье (малодетная,  среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

         Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт , педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

·        Единым объектом (субъектом воспитания);

·        Общими целями и задачами воспитания детей;

·        Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

·        Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

5. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

1.     обеспечение качественного образования учащихся;

2.     развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

3.     формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

4.     подготовка школьников к школьной жизни;

5.     формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач используются следующие средства:

·        организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;

·        привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;

·        участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;

·        поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

 Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

·        формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

·        формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

·        формирование психолого-педагогической культуры родителей;

·        развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

·        индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».

Список литературы:

1.Воликова  Т. В.   Учитель  и  семья.   –  Москва,  1987.

2.Гейко   В.  А.    Роль   семьи   в   развитии   школьных   успехов  ребенка.  //   Начальная  школа.   —  1999,   №3.   –  С.  59 – 61.

3.Гребенщиков  И. В.   Школа  и  семья.   –  Москва,  1985.

4.Ибрагимова  В. Н.   Работа  воспитателя  с   родителями   учащихся 1  класса.  //   Начальная  школа.   –  1988,   №10.  –  С.   57  –   60

6. Могут ли школа и семья стать полноценными партнерами в деле воспитания и образования детей?

Семья это определенный морально-психологический климат, это  «школа»  отношений с людьми.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а  в дальнейшем и саму культуру.

В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую,  творческую и другие.

Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.

Источник: http://psihdocs.ru/vzaimodejstvie-semei-i-shkoli-v2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector