Автор: Куприянова Надежда Юрьевна
Без дружеского взаимодействия ,без тонкого взаимопонимания учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства .
В. А. Сухомлинский.
Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся.
Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников.
Дети , как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность.
В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.
Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются прежде всего в заботе о ребенке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева.
В настоящее время большинство учителей, особенно молодых, испытывают значительные трудности в работе с родителями. У некоторой части молодых учителей нет ясности и убежденности в необходимости повседневной работы с родителями. Герой повести В.
Алексеева «Я вам верю», молодой учитель, столкнувшись с некоторыми трудностями в воспитательной работе приходит к выводу: «Если бы меня сейчас спросили, в чем основная задача педагогики, я бы ответил: исправлять ошибки родителей».
На мой взгляд подобное мнение продиктовано неуважением к семье, отношением к ней как к препятствию, мешающему воспитательному процессу.
В одной из бесед молодую учительницу спросили: «Почему вы избрали учительскую профессию?»
— Потому, что я очень люблю детей и мне интересно с ними работать, — ответила она.
— А как вы относитесь к взрослым?
— К взрослым отношусь безразлично.
— Как же вы собираетесь работать с родителями учащихся?
Учительница с минуту задумалась, а потом сказала: « Думаю, что провести собрание с ними сумею». Данная ситуация говорит о том, что некоторые учителя рассчитывают только на свои силы, полагая что успех в воспитании и образовании учащихся зависит исключительно от их профессиональной квалификации. Они не придают значение роли семьи в формировании личности.
Другая молодая учительница на вопрос, какую работу она ведет с родителями, ответила: « Я встречаюсь и беседую с родителями в основном тогда, когда меня что-то тревожит в ребенке : низкая успеваемость или плохое поведение» . Данная ситуации широко распространена в современной школе. Приглашение родителей в образовательное учреждение зачастую связано со стечением каких-то чрезвычайных осложнений в учении или поведении ученика.
Как известно, отношения уважающих друг друга людей строятся на основе деликатности и чуткости. Но о каком уважении может идти речь, если учителя торопятся проинформировать родителей о детских проступках, забывая порадовать их успехами ребенка?
Плодотворность общения учителей с родителями зависит не только от профессиональных знаний воспитателя, но и от собственного семейного опыта.
Его отсутствие во многом определяет отношение мам и пап к воспитателю их ребенка.
Бабушка 13-летнего внука жалуется соседям: « Еще вчера слушался… По дому был помощником.
А теперь стал каким-то неуправляемым. Родители на Севере…. Написать им что ли?»
— А в школу почему не сходите?
— Так у них классная руководительница сама молодая. Своей семьи нет. Чем она поможет?
Подобное отношение подчас лишает молодого педагога профессиональной уверенности в области семейного воспитания.
Еще одной проблемой взаимодействия семьи и школы является незнание педагогом , что сложившийся стереотип общения учителя с учеником неприемлем для общения с родителями.
Не все учителя это осознают, чем усложняют установление контактов с родителями. Неправильно занятая учителем позиция в общении с ними нередко приводит к конфликтным ситуациям.
В школе работают педагоги, профессионалы – воспитатели, которые знают систему воспитания, владеют умениями и навыками воспитания. Родители в подавляющем большинстве таких знаний , умений и навыков не имеют.
Следовательно, учитель обязан не просто пропагандировать эти знания и умения, а возбуждать у родителей потребность в овладении ими. Нельзя не учитывать такой факт : многие родители убеждены в том, что знают, как воспитывать, и что воспитывают своих детей правильно.
При этом большинство из них полагаются на свою интуицию и методы, заимствованные от старших поколений. В связи с этим возникает много проблем во взаимодействии семьи и школы.
Важным помощником в данной ситуации и должна выступать пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но недостаточная подготовка учителей к данному виду работы порождает непонимание, со стороны родителей, сути воспитательного процесса в школе.
Практика показывает, что современный учитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при условии:
- Если он знает не только учащихся своего класса, но и их родителей, внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественную направленность семейного коллектива;
- Если он знаком с домашними условиями, с бытом ученика, а также с приемами и методами семейного воспитания;
- Если между воспитателем и родителями установились искренние, доверительные, откровенные отношения, если между ними существует полное взаимопонимание;
- Если педагог постоянно углубляет, расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры;
- Если в работе с родителями умело сочетаются массовые и групповые формы с индивидуальной работой ( с учетом специфических особенностей той или иной семьи)
Выполнение данных условий непосредственно влияет на эффективное взаимодействие семьи и школы, основой которого является – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи.
Школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы общества. Однако способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье.
Желая сформировать у детей положительные нравственные привычки, родители и учителя должны действовать сообща, придерживаться единых требований. При отсутствии единых требований у учащихся зарождается сомнение в правомерности требований.
Из этого они делают неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в общественных местах не обязательно. Если вовремя не пресечь такие явления, то они могут привести к нежелательным последствиям.
Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и помнить, что характер семейного воспитания во многом зависит от их педагогической культуры.
Повышая педагогическую культуру родителей, учитель тем самым приводит в действие богатейшие резервы семейного воспитания.
Опираясь на воспитательный потенциал семьи, учитель сможет более успешно и на более высоком качественном уровне решать сложные задачи современного воспитания учащихся.
Конфликты между семьей и школой ложатся всей
тяжестью на ребенка. (Корчак)
Список литературы.
- В.А. Сухомлинский о воспитании/ Сост. С. Л. Соловейчик. М. 1979.
- Диалоги о воспитании: Книга для родителей/ Под редакцией В.Н.Столетова. – М.: Педагогика,1990.
- Профессия – учитель:Беседы с молодыми учителями/Под редакцией В.Г.Онушкина, Ю.Н. Кулюткина. – М.: Педагогика, 1998.
- Умом и сердцем: Мысли о воспитании. –М.Политиздат, 1986
Всего комментариев:
Источник: http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-6717
Презентация на тему «Педагогическое взаимодействие школы и семьи»
- Слайд 1Автор: учитель начальных классовСтрельникова Н. Н. Сосновский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ» Мордовского района Тамбовской области pptcloud.ru
- Слайд 3Идея сотрудничества – одна из самых популярных в современной педагогике. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифициро- ванная помощь со стороны педагогов школы. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
- Слайд 4Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагог понимает, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу.
- Слайд 5Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров
- Слайд 6Превратить интерес школы к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать союзниками.
- Слайд 7Создать систему сотрудничества семьи и школы с целью благоприятных условий для формирования личности школьника.
- Слайд 8Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу. У. Теккерей
- Слайд 9Вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями для воспитания личности ребенка. Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком. Формировать единый взгляд школы и семьи на цели, содержание и методы воспитания младших школьников. Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности в воспитании младших школьников.
- Слайд 10Объект исследования: процесс сотрудничества семьи и школы в воспитании и образовании детей. Предмет исследования: совокупность методов, форм и средств, необходимых для успешного сотрудничества.
- Слайд 11теоретический:анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме; эксперементальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; формирующий эксперимент; методы качественного и количественного анализа эксперементальных данных: обработка, интерпретация результатов.
- Слайд 12Изучив особенности семьи, постановка конкретных задач в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), выбор адекватных форм и методов работы с семьями. Повышение педагогической компетентности родителей. Создание содружества в структуре «семья – класс –школа». Установление активного взаимодействия между педагогом, детьми и родителями, эффективное общение и взаимопонимание. Организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся в воспитании личности ребенка.
- Слайд 13Информационно-подготовительный этап Знакомство с семьями учащихся, с их проблемами в воспитании ребенка (отбор эффективных методов и приемов диагностики семей; планирование работы с семьей). Организационный этап Выборы родительского комитета. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей. Создание условий для внедрения планов работы с родителями. Формирование установки на сотрудничество школы и семьи.
- Слайд 14Практический этап Работа по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике (система консультаций; родительские собрания). Совместная деятельность по схеме: педагог-ребенок-родитель (праздники и развлечения; экскурсии и походы; участие в конкурсах и выставках; субботники). Обобщающий этап Анкетирование родителей, детей. Анализ эффективности работы с последующей ее корректировкой.
- Слайд 15Наблюдение. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса) Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование. Диагностика. Деловые игры. Анализ детских рассказов и рисунков.
- Слайд 16Цель:установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 1. Изучение условий семейного воспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Организация коллективной деятельности. 6. Индивидуальная работа с воспитанниками и их родителями. 7. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей.
- Слайд 17Педагогические технологии педагогика сотрудничества игровые технологии личностно-ориентированный подход ИКТ проблемный подход
- Слайд 18Главный метод воспитания детей – личный пример родителей. Наглядная педагогическая пропаганда Информационный стенд Тематические выставки Памятки для родителей Создание библиотеки семейного чтения Родительские собрания Встреча-знакомство в родительском клубе «Здравствуйте!»
- Слайд 19Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода «Встреча взрослого и ребенка» Собрание-диалог «О времени, детях и себе…» Собрание рецептов «Как помочь ребенку полюбить чтение» Лаборатория нерешенных проблем «Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать» 3. Школа для родителей Тематические консультации Индивидуальные консультации Лектории Открытые показы уроков и воспитательных мероприятий
- Слайд 20Задача: формирование установки к сотрудничеству, создание условий для этого сотрудничества Организация и проведение экскурсий Выпуск стенгазет Смотры-конкурсы (поделок; рисунков) Работа по изготовлению костюмов к праздникам
- Слайд 215. Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки Утренник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Театрализованное представление «В гостях у осени» Новогоднее представление «Здравствуй Новый год!» Познавательная викторина «Приключения в Стране дорожных знаков» День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья» Праздник «Прощание с Азбукой» Праздник всей семьи «Погода в нашем доме»
- Слайд 22Цель: оценка эффективности форм, методов и содержания работы с семьями по формированию личности ребенка Задачи: Проведение диагностического исследования состояния адаптации детей и взаимоотношений родителей и детей; Анализ и обобщение полученных результатов на заседании учителей начальных классов и родительских собраниях. Определение дальнейших перспектив по формированию личности ребенка.
- Слайд 24На родительском собрании было проведено тестирование по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О.В. Сорокина) Схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняли родители, подсчитали результаты и совместно сделали выводы
- Слайд 28В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье. Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.
- Слайд 29Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы. Доказано временем, я в этом глубоко убеждена, что воспитание будет иметь успех, если просвещение семьи опережает просвещение ребёнка. Поэтому необходимо создать в классе такую систему воспитательной работы, которая позволила бы развиваться каждой семье, каждому родителю и каждому ребёнку.
- Слайд 30Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младщих школьников. М.: Владос-Пресс, 2001. Максимочкина В. Н. Родительские собрания. Волгоград: 2008 г. Смолко Е . Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985, № 9. Соловьева Т. А., Рогалева Е. И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. М.:ВАКО, 2008 Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. М.: Т.Ц. Сфера,2004 г. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3 Интернет-ресурсы: http:// festival.1september.ru
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/pedagogika/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-shkoly-i-semi
Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Никитина Екатерина Леонидовна
канд. пед. наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Киров
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF INTERACTION BETWEEN FAMILIES AND SCHOOLS
Ekaterina Nikitina
candidate of pedagogic sciences, associate professor of Vyatka State
University of Humanities, Russia, Kirov
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются педагогические принципы взаимодействия семьи и школы: принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей; принцип социального партнерства; принцип полилога; принцип гуманизации.
ABSTRACT
This article deals with pedagogical principles of interaction between families and schools: the principle of the emotional security of the parents; the principle of social partnership; principle of polylogue; the principle of humanization.
Ключевые слова: принципы; семья; школа; взаимодействие.
Keywords: principles; family; school; interaction.
Чувство уверенности ребенка в собственных силах, социальная активность, ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стремление к согласию, формам цивилизованного взаимодействия могут формироваться только в условиях тесного сотрудничества педагогов и родителей, так как взаимоотношения школы с семьей, а педагога с родителями имеют одно назначение — помочь ребенку. Несомненно, что школа и семья сегодня являются основными социальными институтами, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Одним из начальных этапов построения образовательного взаимодействия является определение педагогических принципов сотрудничества между семьей и школой.
Принцип (от лат. cлова principium — начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения в деятельности.
Согласно Г.М. Коджаспировой, «принципы общения семьи и детских образовательных учреждений — сотрудничество, взаимодействие, доверие, взаимоуважение; взаимопомощь и взаимоподдержка; терпение и терпимость» [2, с. 543].
Л.В. Байбородова, считает, что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей — длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
2. Организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей.
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.
4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
5. Управление взаимодействием детей и родителей [1, с. 156—158].
Анализ работ, посвященных проблемам взаимодействия семьи и школы (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, А.Б. Орлова, В.Ю. Питюков, В.Д. Шадрикова, Н.Е. Щуркова и др.
), и многолетняя экспериментальная работа по осуществлению сотрудничества педагогов и родителей позволили нам выделить основные принципы, на которых базируется процесс формирования сотруднических отношений между педагогами и семьей.
К ним относятся:
· принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей;
· принцип социального партнерства;
· принцип полилога;
· принцип гуманизации.
Дадим характеристику каждому из предложенных нами принципов.
Первый принцип — обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины.
Важно понимать, что, находясь в этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества, все его душевные силы уходят на обеспечение психологических защит. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред.
Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой «большинство участников имеют положительное отношение к ней и которая характеризуется высокими показателями индексов удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия – неуважения, недоброжелательного отношения, неприятия, критики, публичного оскорбления, унижения достоинства, обвинений, угроз, игнорирования, изоляции, чрезмерных требований и принуждения — и психологической травмы» [3, с. 335—336]. Реализация этого принципа требует:
· создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;
· взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
· возможность обменяться мнениями, переключиться, пошутить;
· учет личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей;
· внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей;
· способность к оказанию психологической поддержки.
Второй принцип — принцип социального партнерства. Этот принцип означает:
· формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;
· взаимную договоренность между родителями и педагогами об основах воспитания школьника;
· эмоциональный отклик на события, происходящие как со школьником, так и с семьями отдельных учеников;
· единство требований и стиля отношения к ребенку;
· взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка;
· исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг;
· совместную деятельность педагога, детей и родителей.
Третий принцип — принцип полилога. Одним из базовых принципов взаимодействия семьи и школы является принцип субъект-субъктного, полилогического, партнерского общения.
Данный принцип предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией. Мы согласны с Г.Л.
Бардиер, которая полагает, что взаимодействие с родителями наиболее точно отражается формулой «Мы вместе помогаем детям» [4, с. 20]. Следовательно, наиболее продуктивна субъект-субъектная позиция по отношению к родителям, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству.
К сожалению, на практике, принцип полилога реализуется далеко не всегда. Довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию «сверху», поучая, угрожая, приказывая, навязывая свою точку зрения.
Очень важно, чтобы учитель в процессе общения с родителями поддерживал трансакции «Взрослый-Взрослый», и, в частности, избегал фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо», «на Вашем месте я бы…», «если Вы не примите меры, то…». Важно помнить, что у каждого родителя есть собственный жизненный опыт, к которому он может апеллировать, есть право на собственное мнение и задача педагога, придерживаясь принципа безоценочности, понять и принять услышанное.
Четвертый принцип — принцип гуманизации во взаимодействии с семьей, что предполагает:
· опору на положительные качества родителей и детей;
· осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;
· учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
· доверие к воспитательным возможностям родителей;
· недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;
· опору на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Таким образом, выделенные принципы взаимодействия семьи и школы позволяют осуществлять педагогическую деятельность, направленную на установление сотруднических отношений педагогов и родителей более эффективно и только их целостное применение будет способствовать успешному достижению поставленных целей.
Список литературы:
1.Байбородова Л.В., Соколов А,Б., Корнеева М.С. Изучение истории в средней школе [Текст]: учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. — 403 с.
2.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. М.: КНОРУС, 2010. — 744 с.
3.Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010. — 576 с.
4.Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. 2-е изд. М.: Генезис, 2009. — 135 с. — (Психолог в школе).
Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xxxvi/36439
«Взаимодействие семьи и школы»
гимназия №2
«Взаимодействие семьи и школы»
Работу выполнила Майорова Е.В.
преподаватель английского языка
1 категории
2013-2014 учебный год
План
1.Введение
2. Нравственные нормы, необходимые в работе учителя.
3. Семья.
4. Главные задачи педагога в установлении взаимодействия семьи и школы.
5. Задачи воспитания, стоящие перед семьёй и школой.
6. Заключение.
1. Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии.
Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность.
Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований.
Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.
Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
2. Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:
· чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
· активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
· уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
· повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
· тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
· терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
3. Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями.
Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
Семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности.
В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.
Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.
4. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:
· обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
· оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Теоретические основы взаимодействия семьи и школы
Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:
· организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
· Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.
· Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.
В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:
1) по структуре власти в семье;
2) количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);
3) наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);
4) количеству детей в семье (малодетная, среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт , педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.
Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.
Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
· Единым объектом (субъектом воспитания);
· Общими целями и задачами воспитания детей;
· Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
· Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
5. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:
1. обеспечение качественного образования учащихся;
2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
4. подготовка школьников к школьной жизни;
5. формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для решения этих задач используются следующие средства:
· организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
· привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;
· участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
· поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.
Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.
Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.
В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.
В работе с родителями решаются следующие основные задачи:
· формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
· формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
· формирование психолого-педагогической культуры родителей;
· развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
· индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».
Список литературы:
1.Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.
2.Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. — 1999, №3. – С. 59 – 61.
3.Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.
4.Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. – 1988, №10. – С. 57 – 60
6. Могут ли школа и семья стать полноценными партнерами в деле воспитания и образования детей?
Семья это определенный морально-психологический климат, это «школа» отношений с людьми.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.
В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.
Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.
Источник: http://psihdocs.ru/vzaimodejstvie-semei-i-shkoli-v2.html