Педагогика

ПедагогикаПедагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях.

Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал «сам собой», не нуждаясь в специальном изучении.

Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования.

И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера социальной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном понимании. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее, это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочисленные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа, в сочинениях Платона и Аристотеля.

Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии.

Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский, сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особенно быстрым в XIX – XX вв.

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А.

Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.

Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как «ведение ребёнка», «детовождение»), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека.

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие:

— объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития); — преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания); — прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики:

— выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием; — изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности; — разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами; — прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее; — внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Источник: http://si-sv.com/publ/20-1-0-192

Педагогика

Педагогика

См. раздел ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

  • Педагог Климент Александрийский
  • Сайт «Азбука воспитания»

Педаго́гика — наука о содержании, целях, моделях и методах воспитания, обучения и образования человека; наука о целенаправленной деятельности по формированию человеческой личности.

Главный смысл и задача православной педагогики, по высказываниям прот. Василия Зеньковского, состоит в том, чтобы приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви, и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.

В древнегреческом педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем – сам Христос.

Как в свое время писал К.Д. Ушинский: «Педагогика без Христа дело немыслимое, – без оснований позади и без перспектив впереди».

Чем христианская педагогика отличается от педагогики вообще?

Собственно говоря, педагогика подразумевает возможность различных подходов и форм воспитания воспитания человека как личности, в зависимости от тех или иных условий и обстоятельств.

Между тем христианская педагогика отличается от любых других педагогических направлений в корне, по существу.

Прежде всего это отличие усматривается в том, что в основе важнейших принципов христианской педагогики положены не идеи, сформулированные таким-то или таким-то учёным, пусть даже признанным, знаменитым, даже и гениальным, но нормы и требования, открытые человеку Самим Богом. В этом отношении нашим Учителем признаётся Христос (Ин.13:13).

Конечно, христианская педагогика не исключает возможности использования опыта светской педагогики, всего того лучшего, что применяется в педагогике вообще. Но и здесь, при определении, что есть лучшее, а что не есть, главным критерием служит, опять же, Божий закон.

Светская педагогика основывается на тех нравственных ценностях, принятых в том или ином обществе и субъективно почитаемые за таковые. Христианская педагогика основана на действительных нравственных ценностях, обозначенных Богом.

Как христианская, так и светская педагогика ставят главной задачей формирование личности. И, казалось бы, в этом можно усматривать сходство. Между тем при обстоятельном исследовании вопроса, что именно понимается под формированием личности, позиции последователей светской и христианской педагогики могут расходиться до крайностей.

Положим, в рамках светской педагогики формирование личности может означать формирование (в подопечном) таких личностных качеств как уверенность в собственных силах, уверенность в себе; любовь и уважение к собственной персоне. Всё бы ничего, но ведь часто под этими естественными, казалось бы, чертами скрываются: горделивая самоуверенность, самолюбие, тщеславие, эгоизм.

Христианская же педагогика под формированием личности подразумевает прежде всего раскрытие черт образа Божьего, стяжание и приумножение добродетелей, уподобление Богу. В этом и состоит смысл христианского воспитания.

Задача светской педагогики — подготовить человека к жизни в земном обществе, сделать его достойным гражданином своей страны или мира.

Задача христианской педагогики — подготовить человека не только к земной жизни в социуме, но и к вечной блаженной жизни о Господе; способствовать тому, чтобы он смог (при посредстве Божественной благодати) сделаться гражданином Небесного Отечества, наследником Царства Божьего, Царства святых.

Источник: https://azbyka.ru/pedagogika

Педагогика

Педагогика

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

Педагогика вальдорфская — научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной.

Цель педагогики вальдорфской — посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свой способности и свойства.

В настоящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (открыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов. Педагогика гуманистическая — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии.

На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Читайте также:  Классный час в 8 классе по теме «как мирно жить с родителями»

Своих целей педагогика гуманистическая достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей. Педагогика дородовая — педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. Педагогика дородовая возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).

Педагогика информационно-кибернетическая — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

Педагогика исправительно-трудовая — педагогика, которая занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Педагогика кондуктивная — направление педагогической деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор — венгерский ученый Пето.

Основное внимание педагогики кондуктивной уделяется медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка.

Занятия в группах по 6—7 человек всегда проводит один человек — кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика лечебная — отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко.

Педагогика мыследеятельностная (МД) — разрабатывается в рамках системомыследеятельностного подхода (СМД) и реализуется на локальных пед. площадках. В основе ее лежит представление о коллективной мыследеятельности. Понятие введено Г. П. и П. Г. Щедровицкими.

Педагогика народная — исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

Педагогика народная содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения.

Ценности педагогики народной помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т. е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности.

Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и др.

человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В. А. Ситаровым.

Педагогика необходимости (авторитарная педагогика) — направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме.

Имеет разработанную систему с четко сформулированными целями, принципами, содержанием, методами и формами обучения и воспитания, оценочной шкалой. Ребенок в этой педагогике «предмет воспитания», объект воздействия. Активность ребенка в учебно-воспитательном процессе — адаптивная активность, активность усвоения должного.

Педагогика общая — 1) базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов; 2) педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; 3) отрасль педагогических знаний, исследующая фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями педагогики общей являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования. Педагогика педоцентристская — педагогика, в центре которой находится ребенок с его особенностями и личной свободой; педагогический процесс направлен на развитие природных дарований детей, раскрытие заложенных в них потенций. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в помощника ребенка, человека, организующего среду, в которой формируется личность. Наиболее ярким и последовательным представителем педоцентристских взглядов был Джон Дьюи.

Педагогика постиндустриального (информационного) общества — педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества, когда мерой всех соц.

вещей, основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил.

Отходят на второй план, отступают идеи дисциплины, управления, организации, культа специалиста, акцент делается на идее сосуществования, понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности, ее прав.

Ставится задача создания условий, способствующих развитию у человека твердых нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе. В контексте гуманистических установок педагогического менталитета современного Запада новое звучание получает идея перехода от поддерживающего обучения к инновационному. Трактовка термина предложена Г. Б. Корнетовым.

Педагогика права — новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.

Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях православного христианства.

Воспитание человека в канонах педагогике православной считается важнее, чем его образование: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к жизни на земле. Значительное место в православном воспитании занимает семья.

Педагогика превентивная — педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подростков и молодежи.

Педагогика реабилитационная — комплексная дисциплина, базирующаяся на мед., психол.

и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы педагогического воздействия на больного или трудно-обучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

Педагогика реформаторская — педагогика, выступившая в конце XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничение его деятельности узкими регламентированными рамками.

«Педагогика свободы» — педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную самость (см. Воспитание свободное).

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в к-ром в середине 70-х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи.

Основными положениями «Педагогики свободы»  являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика социальная — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Педагогика социальная изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории, психологии и методики социального воспитания. Термин введен немецким педагогом А. Дистервегом в XIX веке.

В нашей стране ведущими специалистами в области педагогики социальной  считают A. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Педагогика специальная (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки.

В зависимости от вида дефектов выделяют сурдопедагогику (изучает закономерности обучения и воспитания глухих); тифлопедагогику (занимается со слепыми и слабовидящими); олигофренопедагогику (проблемы умственно отсталых детей); логопедагогику (исправление речи детей и подростков).

Педагогика эволюционная — педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития ребенка.

Стремление к познанию, согласно педагогики эволюционной, присуще ребенку от рождения, но оно проявляется в том случае, если нет принуждения, под влиянием здоровых человеческих стремлений, природной любознательности, интереса к предмету изучения.

Разрабатывалась русским педагогом XIX в. В. П. Вахтеровым.

Педагогика экспериментальная — одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги B. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев.

Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за педагогическим процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка.

Читайте также:  План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению м. ю. лермонтова «бородино»

Педагогика экспериментальная легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20—30-х годах.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 105-110.

Источник: http://ponjatija.ru/node/6066

» Общее понятие о педагогике и ее предмете

» Общее понятие о педагогике и ее предмете

Термин «педагог» — греч. Paidagogos от pais (paidos) — «дитя» + «ago» — веду, воспитываю —— воспитатель; «педагогика» — paidagogike — буквально: «детовождение», «детоводство», «детоводительство».

Педагог и педагогика: терминологическая сторона вопроса

В обыденной ситуации мы под этими терминами представляем область жизни и деятельности людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности. Но термин «педагогика» не строго однозначен, а полисемичен.

И если не определить, в каком значении и контексте используется это понятие, в какой конкретной ситуации подразумевается, то может возникнуть неточность, искаженное восприятие мыслей одного человека другим. «Уточняйте понятия и вы избавите мир от заблуждений», — советовал Р. Декарт, выдающийся французский философ и математик XVIII в. Его пожелание актуально и сейчас.

К сожалению, ученые Беларуси и России (как, впрочем, и зарубежных стран) пока не пришли к единообразному толкованию понятия к определению (дефиниции) термина «педагогика».

Это можно объяснить двумя причинами: 1) авторы не обращают внимания на исторические этапы развития педагогики как науки; 2) отсутствует единообразное толкование основных категорий педагогики: образование, воспитание, развитие и др. Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, иногда добавляя: образовании и обучении. Или иногда к ней ошибочно относят переводы.

Но такое ее определение необходимо уточнять. В исторической последовательности возникает первоначально воспитательная практика, затем она, освоенная до совершенства, доходит до искусства (т. е. до мастерства высокого уровня). На этой основе формируется педагогическая мысль, которая постоянно развивается и совершенствуется и со временем становится самостоятельной теорией — наукой педагогикой.

Г. П. Щедровицкий, прослеживая генезис педагогики как науки, рассматривает ее развитие в такой последовательности: интуитивное обучение —> педагогическая практика —> педагогическое искусство —> практика совместно с искусством как основание науки педагогики —> наука педагогика.

Педагогика как наука становится относительно автономной сферой деятельности. Затем она оказывает обратное влияние на практику и искусство. В объединенном виде он так и назвал: «практика», «искусство» и «наука» в педагогике . Вместе с тем Г. П.

Щедровицкий обозначил педагогику как учебный предмет.

Аспекты педагогики

Понятие и термин «педагогика» имеют по смыслу и сущности по меньшей мере четыре сферы деятельности, или аспекта: практический инструмент (практика), искусство (педагогическая инженерия), теория и учебная дисциплина (предмет или курс). I.

Педагогическая практика — учебно-воспитательная деятельность на основе интуиции, на уровне здравого смысла и традиционных представлений о воспитании. Исторически она зарождается прежде, чем искусство и теория в педагогике. Вместе с тем современная практика организуется как конкретное воплощение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций педагогической теории.

В частности она особенно характерна для народной педагогики. II. Педагогика как искусство (К. Д. Ушинский): уже обобщен опыт поколений, и он дает положительный результат. В этом случае традиция осознана, деятельность организуется на уровне достигнутого, т. е. воспитательные умения и навыки доводятся до совершенства (мастерства), но новой информации нет.

В этом значении личный опыт воспитателя играет решающую роль. Именно по этой причине К. Д. Ушинский педагогику, подобно медицине, отнес не в разряд науки, а причислил к искусству, считая, что в ней допускается «произвол». А там, где присутствует произвол человека (педагога, мастера), науки нет, но есть искусство. Г. П.

Щедровицкий этот аспект педагогики назвал педагогической инженерией, когда предписаны рекомендации по учебно-воспитательной деятельности, выведенные из теории. III. Теоретический аспект педагогики. Потребность в новых знаниях возникает там и тогда, когда обнаруживается противоречие и разрыв между традиционной педагогической практикой и обобщенным искусством.

Мастерство педагога дает сбои, не срабатывает; опыт мастера не дает объяснения новому, нетрадиционному педагогическому явлению: почему не достигнута цель, какие причины обусловили отход результата воспитательной деятельности от привычно ожидаемого? Так начинается поиск нового, ранее не известного, т.е.

возникает научно-педагогическое исследование, предметом которого являются законы, закономерности и тенденции учебно-воспитательного процесса. Постепенно складывается наука педагогика. IV. Педагогика как учебный предмет в учебном заведении. Он имеет специфическую цель, предмет, методы и структуру; его основная задача — подготовка профессионального педагога.

Во всех четырех аспектах «педагогика» обозначает один общий объект — область образовательно-воспитательной деятельности. В остальном же указанные аспекты специфичны.

Вот почему, читая и изучая педагогическую литературу, общаясь с преподавателями, учителями, методистами, родителями, осмысливая материал средств массовой информации, — мы каждый раз должны точно знать, в каком аспекте в данном контексте использован термин «педагогика». Т. А. Стефановская назвала свой курс лекций «Педагогика: наука и искусство», обозначив тем самым два аспекта педагогики. Причем педагогика как искусство рассматривается ею «как высокая степень педагогического мастерства… Априори ясно, — продолжает автор лекций, — педагогическое искусство — это реализация педагогической теории на практике, на высоком уровне педагогического мастерства»‘.

Весьма интересны суждения Г. П. Щедровицкого о многоаспектном характере педагогики.

Он страстно и аргументированно полемизирует с теми авторами, которые сводят научный продукт педагогики к созданию учебников, задачников, методических пособий и программ по обучению и воспитанию.

«В таком случае, — пишет он, — педагогику действительно можно бы свести к инженерному искусству. Но дело в том, что у педагогики, как и у любой другой науки, есть собственно научный аспект: законы и закономерности обучения и воспитания подрастающих поколений»».

Какое определение более правильное

Итак, педагогику можно определить как науку об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности. Надо признать, что и это определение не лишено погрешностей. Профессор Андреев В. И.

предлагает дать определение педагогики, перечислив основные компоненты предмета ее исследования: «педагогика — это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека».

Он считает, что такое определение предполагает возможность выбора педагогом в качестве предмета исследования не только целостную систему, но и отдельные подсистемы. Под предметом педагогики вообще следует понимать некоторую целостную часть объекта (воспитания), в которой отражены существенные признаки, свойства и отношения объекта.

Их познание необходимо для решения теоретических проблем и практических задач воспитания. Говоря о педагогике как науке, следует подчеркнуть, что со времени Октябрьской революции 1917 г. в России и после — в СССР конца 80-х гг. учеными-педагогами социалистических стран утверждалась мысль о классовом характере педагогики (в классовом обществе).

Закреплялась идея коренной противоположности советской (марксистско-ленинской, социалистической) педагогики педагогике буржуазной как якобы надклассовой, общечеловеческой. Коммунистическое воспитание противопоставлялось буржуазному. Подчеркивалась мысль о том, сто советская педагогика является высшим достижением педагогической науки в мире.

Советская педагогика, естественно, отличалась от педагогики зарубежных капиталистических стран своей методологией, концептуальной основой, но это вовсе не означало, что это — высшее достижение мировой педагогической мысли. Доказывалась также прямая зависимость науки педагогики от идеологии и политики господствующего класса». Этот период, т.е. период с 30-х и до 90-х гг.

очень точно охарактеризовал О. С. Газман: «Теория воспитания … представляла собой педагогически не адаптированную политическую идеологию …». Идея классового характера педагогической науки была основополагающей концепцией советской и социалистической педагогики.

Педагогику называли социалистической, а воспитание — коммунистическим, в духе классовой борьбы пролетариата за победу коммунизма во всем мире. В настоящее время идея классовости теории педагогики должна быть отброшена: педагогика как наука не может быть классовой, поскольку она исследует объективные законы и закономерности развития и формирования личности. И в то же время педагогическая практика и педагогика как искусство, где, по утверждению К. Д. Ушинского, возможен произвол, могут быть подвержены влиянию и идеологии, и политики господствующего класса и господствующих слоев общества, будь то пар-

тийная элита или государственные чиновники. В учебном предмете педагогики возможно влияние политики этих же слоев. Таким образом, педагогика как наука (т.е. теория) имеет общечеловеческий характер.

И в то же время она в аспекте практики и как искусство, и как учебный предмет имеет конкретно-историческую окраску.

Здесь мы видим определенное единство противоречий в педагогике, расщепленной, так сказать, на «теорию» (науку) и «не-теорию» (практику, искусство, учебный предмет).

Источник: http://paidagogos.com/?p=6

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель».

Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Читайте также:  Защита растений от заморозков

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека.

Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться ее категорий, т.е.

понятий, выражающих научные обобщения. К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Предмет и объект педагогики:

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, — передать его следующему поколению.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как «детоводитель». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого — детовождение. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве.

В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осуждённых.

Функции педагогики:

Теоретическая функция:

  • изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
  • выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
  • проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

  • разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
  • внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
  • анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

  • анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
  • разработка теоретико-методологических основ образования;
  • выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
  • определение содержания образования в конкретных условиях;
  • разработка образовательных стандартов;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;
  • внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
  • изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Источник: http://psyvision.ru/help/pedagogika/42-pedagogika/472-ped001

Что такое педагогика?

Слово «педагогика» переводится с греческого языка, как искусство воспитания. Впервые в России появились педагоги вместе с христианской верой, которая одновременно с ценностями Византии, историческим и философским наследием античных цивилизаций передавалась восточным славянам.

В обиход слово «педагогика» вошло благодаря русским книжникам, которые знали греческий язык и могли прочесть античные книги.

Отвечая на вопрос, что такое педагогика, необходимо учитывать такой факт – в России в обязанности педагогов входило в первую очередь, воспитание детей, но с обучением их некоторым наукам.

Таким образом, можно утверждать с полным правом, что педагогика появилась с самых древних времен, когда первый человек получил опыт и элементарные навыки – ловить рыбу, охотиться и собирать растения. Эти навыки он передал своим детям, а значит, он сделал первые шаги в освоении педагогики.

Задачи педагогики

Современная наука педагогика определила для себя определенные задачи, которая она решает, усовершенствуя и усложняя их. Существуют такие задачи педагогики, как:

  • Первая задача — воспитание человека, как личности с выработкой в его поведении устойчивых привычек. К ним относятся честность и трудолюбие, порядочность и другие положительные черты характера человека. Задача состоит в том, чтобы не объяснить человеку, что такое честность, а выработать у него привычку быть честным по отношению к окружающим, и, прежде всего, к самому себе. Многие педагоги считают эту задачу первоочередной в воспитании молодежи, поскольку дурное воспитание в сочетании со знаниями в определенной сфере жизни сделает человека максимально опасным для общества.
  • Вторая задача – выявление у подрастающего поколения природных талантов, определение их глубины и величины. Такие навыки не поддаются изменению педагогическими средствами, но задача педагога – развить их до такой степени, чтобы они стали полезны человеку в его жизни и деятельности. Например, коммуникабельность, которая является природным даром должна развиваться в конкретном человеке и помогать ему строить бизнес или заводить личные связи и контакты.
  • Третья задача – определить потребность общества к воспитанию и обучению в данном месте и в конкретное время. Например, ученик пятого класса не может обладать такой степенью знаний, как ученик восьмого класса. Конечно же, бывают исключения из этого правила, но в большинстве случаев, все именно так. Кстати, эту задача, как и все остальные, решают практически все разделы педагогики.
  • Четвертая задача – создать максимально комфортные условия для удовлетворения, как личных, так и общественных потребностей человека в его обучении и воспитании. При этом педагог должен учитывать потребности и возможности, в том числе и природные таланты, как самого обучаемого, так и семьи, коллектива, общества и государства.

Разделы педагогики

Существует много разделов педагогики, но все их можно подразделить на общие и специфические. Однако все разделы изучают объект педагогики как науки, которым считается процесс воспитания, как таковой, осуществляемый сознательно и целенаправленно. К общим разделам педагогики можно отнести:

  • общие основы педагогики;
  • теория воспитания;
  • школоведение;
  • дошкольная педагогика;
  • педагогика высшей школы;
  • социальная педагогика;
  • педагогическая инноватика;
  • история педагогики.

Специфические разделы педагогики

  • специальная педагогика;
  • педагогика сотрудничества;
  • профессиональная педагогика;
  • креативная педагогика;
  • религиозная педагогика;
  • военная педагогика;
  • нейропедагогика;
  • сравнительная педагогика.

Если кратко отвечать на вопрос, связанный с тем, что изучает педагогика, следует руководствоваться следующим: педагогика является общественной наукой, исследующей процесс воспитания человека.

Педагогика постоянно использует инновации, которые помогают более эффективно научить человека, дать ему знания в определенной области профессиональной деятельности. При этом задачи педагогики ни в коем случае, не должны противоречить тем навыкам и знаниям, которые имеет человек в конкретной области.

Задачи хорошего педагога – только развить еще больше таланты человека, упорядочить его знания и конечно же, дать ему воспитание, которое поможет ему правильно организовать свою личную и профессиональную деятельность.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/p/chto-takoe-pedagogika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector