План – конспект урока литературы в 10 классе

План – конспект урока литературы в 10 классе

Учитель напоминает правила работы «в шляпах»:

«Белая шляпа» : факты, информация.

«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.

«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.

«Красная шляпа» чувства, эмоции.

«Зелёная шляпа»: новые идеи.

«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам

2.Обсуждение в группах.(12 мин.)

3.Выступление команд. (по 3 мин.)

«Белая шляпа»: информация о Хлестакове.И. А. Хлестакова. Это молодой чиновник из Петербурга, которого в провинциальном городке приняли за ревизора. Он из тех людей, которых в канцеляриях называют «пустейшими» .

Тратит все деньги, присылаемые отцом, на кутежи, карты и новую одежду, потому что видит только внешнюю сторону столичной жизни. Очень ярко показан характер Хлестакова в эпизоде, где он начинает хвастаться перед городничим. Его мечты не идут дальше желания получить более высокий чин для того, чтобы им восторгались.

Хлестаков полагает, что счастье – это возможность быть выше других, причем это, по его понятиям, не связано с личными качествами человека. А писательские достоинства он приписывает себе исключительно для того, чтобы понравиться жене и дочери городничего.

Бахвальство и наглость в сочетании с глупостью провинциальных чиновников помогают ему остаться неразоблаченным. Он проворен, что видно в эпизоде признания в любви. Моментально «переключается» с дочери на жену, и никто из них не успевает что-либо заподозрить. Он привык «плыть по течению» и не задумываться о будущем.

Часто он не способен остановиться (как во время обеда у городничего) . Начав о чем-то говорить, «завирается» , пытаясь выставить себя в наиболее выгодном свете. Хлестаков обладает самолюбием (он боится нравоучений Осипа, своего слуги) , но не брезгует смошенничать и словчить.

В его характере присутствуют многие отрицательные стороны тогдашнего общества – чинопочитание, подхалимство (вспомним, как он униженно просит об обеде!) , невежественность… Хлестаков – это символ, обозначение вполне конкретной части человечества.

«Жёлтая шляпа»: Положительное о Хлестакове.

Молод, некрупный чиновник, имеет скромное жалованье, над ним много начальников, на работе много рутины. Холостяцкая квартира или дом, небольшой штат слуг, на роскошь

не хватает денег, но следит за собой: одет аккуратно и модно. Балы, театр, щеголь,

любит производить на барышень впечатление. «каждый день доставай билеты в

театр»; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; нравится женщинам; разбирается в людях;

«Чёрная шляпа»: Отрицательное в Хлестакове.

«профинтил денежки»; «сидит и хвост подвернул, не горячится»;

«кутит на батюшкины деньги»; «продает все до последней рубашки»; делом не занимается; гуляет по прошпекту; не платит в трактире; труслив; высокомерен, нагл, груб со слугой; преувеличивает, сочиняет, врет о своей жизни и службе в столице;

придумывает небылицы; берет взятку; несерьезно относится к женщинам.

«Красная шляпа»: Какие чувства вызывает у вас Хлестаков?

Жалость:

  1. Яркий представитель молодого поколения того времени. 2) Негативное влияние общества.

Негодование, Возмущение :

1) имитировал интерес к дочке городничего 2) обогащение обманным путём 3)

Восхищение: хороший артист;

«Зелёная шляпа»: новые идеи.

Можно предположить, что Хлестаков вошёл во вкус, и, если можно так выразиться, стал «гастролировать», по небольшим городам России в виде инкогнито, зарабатывая на этом деньги. Но в конце, его обман раскроется, но он откупится.

«Синяя шляпа»: выводы, оценка работы каждой группы.

Эксперты оценивают работу каждой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10 б. шкале, обосновывая своё мнение.

Рефлексия.

Заключительное слово учителя.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/plan_konspekt_uroka_russkaya_literatura_10_klass_po_teme-26868.htm

Все уроки мировой литературы 10 класс

Все уроки мировой литературы 10 классКАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   УРОК № 1. Тема. Общая характеристика развития культуры и литературы XIX в., стилевое раВНОобразие литературы. Реализм как направление в мировой литературе

  УРОК № 2. Тема.

Расцвет реалистической литературы и ее роль в культурной и общественной жизни XIX ст.; связь с развитием естественных наук. Выдающиеся мастера социальной прозы: Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, Г. Джеймс, Ф. Достоевский, Л.

Толстой, А. Чехов и др.

  УРОК № 3. Тема. Стендаль. Жизненный и творческий путь, мировоззренчески-эстетические позиции писателя, их воплощение в творчестве. Синтез романтизма и реализма в произведениях художника

  УРОК № 4. Тема. Стендаль. «Красное и черное». Сочетание социально-политического и психологического аспектов в романе. Острая критика режима Реставрации. Сюжет произведения

  УРОК № 5. Тема. Стендаль «Красное и черное». Конфликт главного героя Жульена Сореля с обществом как сюжетный стержень романа. Внутренняя драма героя как следствие этого конфликта

  УРОК № 6. Тема. Стендаль «Красное и черное». Путь Жульена Сореля — это путь взлета или путь падения? Образ главного героя

  УРОК № 7. Тема. Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа

  УРОК № 8. Тема. Стендаль «Красное и черное». Психологизм творчества писателя в романе. Новаторство Стендаля в реалистическом воспроизведении художественной модели общества и человека

  УРОК № 9. Тема. (РМ) Контрольное сочинение-рассуждение по роману Стендаля «Красное и черное»

  УРОК № 10. Тема. О. де Бальзак — выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа. Жизненный и творческий путь писателя. Сочетание реалистических и романтических элементов в его художественной системе. «Человеческая комедия» — грандиозная энциклопедия жизни Франции первой половины XIX ст., ее проблематика и структура. Бальзак и Украина

  УРОК № 11. Тема. Власть золота и ее философия в повести О. де Бальзака «Гобсек»

  УРОК № 12. Тема. О. де Бальзак. Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека

  УРОК № 13. Тема. О. де Бальзак «Гобсек». Сопоставление образов Фанни Мальвы и Анастази де Ресто. Роль Дервиля в развертывании и воспроизведении событий повести. Композиция и стиль произведения

  УРОК № 14. Тема. (ПЧ) Беседа по внеклассному чтению по произведению Ги де Мопассана «Пышка»

  УРОК № 15. Тема. (КР) Контрольная работа по теме «Французская литература XIX века»

  УРОК № 16. Тема. Ч. Диккенс. Жизненный и творческий путь писателя. Творчество Диккенса как одна из вершин английской литературы; реалистические и романтические тенденции в его прозе. Место романа «Приключения Оливера Твиста» в творческом наследии писателя

  УРОК № 17. Тема. Художественное воплощение идеи гуманизма в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Сочувствие писателя к униженным и обездоленным, прежде всего детей. Социальная действенность творчества Диккенса

  УРОК № 18. Тема. Художественная модель английского общества и средства его создания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

  УРОК № 19. Тема. Осуждение жажды наживы, холодного расчета и бездуховности общества в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Развенчание «деромантизации» преступного мира

  УРОК № 20. Тема. Ведущие средства индивидуализации персонажей романа «Приключения Оливера Твиста». Характеристика образа Оливера Твиста. Социальная действенность творчества Диккенса

  УРОК № 21. Тема. Специфика изображения, меткость характеристики различных общественных слоев Англии 30-х годов XIX в. в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Ч. Диккенс как мастер иронии и сарказма

  УРОК № 22. Тема. (КР) Контрольная работа по теме «Творчество Ч. Диккенса»

  УРОК № 23. Тема. Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь художника. Творчество Ф. М. Достоевского как одна из вершин русской и всемирной литературы. Философские, этические и эстетические взгляды писателя и их воплощение в художественных произведениях

  УРОК № 24. Тема. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение нового полифонического типа художественного мышления

  УРОК № 25. Тема. Философские, социальные, психологические и морально-этические идеи романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  УРОК № 26. Тема. Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  УРОК № 27. Тема. Система образов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека

  УРОК № 28. Тема. Соотношение «преступления» и «наказания», семантика и символика названия романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского

  УРОКИ № 29-30. Тема. (РМ) Контрольное сочинение-рассуждение по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  УРОК № 31. Тема. (КР) Контрольная работа по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  УРОК № 32. Тема. Л. М. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя, его творчество как проявление возможностей реалистической литературы. Духовные и творческие искания и достижения художника

  УРОК № 33. Тема. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» как художественное воплощение «мысли семейной». Композиция и система образов

  УРОК № 34. Тема. Художественный параллелизм композиции как основной художественный принцип воплощения проблематики романа Л. Толстого «Анна Каренина»; особенности его стиля

  УРОК № 35. Тема. Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной из одноименного романа Л. Толстого

  УРОК № 36. Тема. «Диалектика души» толстовских героев в романе «Анна Каренина». Другие герои произведения, «высший свет»

  УРОК № 37. Тема. Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе

  УРОК № 38. Тема. Общечеловеческое значение романа Л. Толстого «Анна Каренина»

  УРОКИ № 39-40. Тема. (ПЧ). П. Чехов «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре». Беседа по внеклассному чтению

  УРОК № 41. Тема. (КР) Контрольная работа по произведениям Л. Толстого и А. Чехова

  УРОК № 42. Тема. Общая характеристика проводящих путей развития поэзии середины XIX века. Мировоззренчески-эстетические сдвиги в искусстве и литературе. Понятие о декаданс

  УРОК № 43. Тема. Этические и эстетические основы социально направленной лирики. Выдающийся русский поэт М. О. Некрасов — «певец страданий народных». Жизненный и творческий путь писателя

  УРОК № 44. Тема. М. О. Некрасов. Поэзии «В шесть вчера завернул…», «Размышления у парадного подъезда»

  УРОК № 45 (из резервного времени). Тема. М. О. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «На смерть Шевченко». Поэтическое новаторство автора, сочетание поэзии с прозой, приближение поэтического языка к разговорной интонации; переклички с Шевченко

  УРОК № 46. Тема. В. Уитмен — американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь писателя. Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализм

  УРОК № 47. Тема. В. Уитмен. Сборник «Листья травы», ее ведущие темы и мотивы. «Песня о себе» — программное произведение поэта. Обращение к свободному стиху (верлибру)

  УРОК № 48. Тема. Шарль Бодлер — французский поэт II половины XIX века, поздний романтик и один из зачинателей символизма. Жизненный и творческий путь писателя.

Мировоззрение и эстетические взгляды Бодлера и сборник «Цветы зла». Противопоставление действительности и идеала как семантикообразна ось сборки.

Толкование предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний («Соответствия»)

  УРОК № 49. Тема. Поиски «современной красоты», «добыча красоты со зла» в поэзии Ш. Бодлера. Филигранность поэтической техники, формальное совершенство и внушаемость стихотворения «Вечерняя гармония»

  УРОК № 50. Тема. Традиции и новаторство решения проблемы «поэт и толпа» в поэзии Ш. Бодлера «Альбатрос»

  УРОК № 51. Тема. Символизм как литературное направление последней трети ХІХ — начале ХХ века. Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство символистов

  УРОК № 52. Тема. «Поэтическое искусство» Поля Верлена как стихотворный манифест символизма. Художественно-смысловую новаторство «поэзии души» П. Верлена. Суггестивный характер стихов «Забытые арієти» и «Так тихо сердце плачет…»

Читайте также:  Диагностика ранней стадии наркозависимости. выявление и профилактика

  УРОК № 53. Тема. Артюр Рембо. Художественный мир поэзии. Ассоциативно-чувственная картина Вселенной в стихах «Ощущение», «Голосівки». Раскодирование содержания в стихе «Пьяный корабль»

  УРОКИ № 54-55. Тема. (РМ) Аналитическое исследование стихов Поля Верлена и Артюра Рембо

  УРОК № 56. Тема. (КР) Контрольная работа по теме «Традиции и новаторские сдвиги в поэзии на рубеже ХІХ-ХХ веков»

  УРОК № 57. Тема. Е. Золя — французский писатель, теоретик натурализма. Жизненный и творческий путь писателя. Цикл романов «Ругон-Маккари»

  УРОК № 58. Тема. Цикл романов Э. Золя «Ругон-Маккари» — «естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Роман «Карьера Ругонов» как вступление к циклу, определение в нем ее ведущих тем и мотивов

  УРОК № 59. Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Путь семьи Ругонов к богатству и власти. Сюжет

  УРОК № 60. Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Система образов в произведении

  УРОК № 61. Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Новаторство и художественные особенности романа

  УРОК № 62. Тема. Оскар Уайльд — представитель английского раннего модернизма. Жизнь и творчество художника. Эстетизм Уайльда, імпресіоністичність его стиля. «Предисловие» к роману «Портрет Дориана Грея»

  УРОК № 63. Тема. Жанровое и стилевое своеобразие романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Философско-эстетические и нравственные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа

  УРОК № 64. Тема. Воплощение различных форм эстетизма в образах Бэзила Холлуорда, лорда Генри и Дориана Грея (по роману А. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

  УРОК № 65. Тема. «Свет» и «тьма» судьбы Дориана Грея. Может ли красота быть «моральной» или «аморальной»?

  УРОКИ № 66-67. Тема. Специфика решения темы любви в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Символика образов произведения. (РМ) Дискуссия «можно Ли считать «Портрет Дориана Грея» «моральной» или «аморальной» книгой?»

  УРОК № 68. Тема. (КР) Контрольная работа по теме «Роман ранньомодерністської суток»

  УРОК № 69. Тема. Обобщение и систематизация материала, изученного в течение учебного года

  УРОК № 70. Тема. Итоги работы за год. Литературный праздник (презентация творческого проекта)

ЛИТЕРАТУРА

Источник: http://zarlitra.in.ua/index-18.html

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Урок по литературе в 10 классе

Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Анализ стихотворений: «Погасло дневное светило. », «Я пережил свои желанья. », «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. »), «Если жизнь тебя обманет. »)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок 4. Тема: Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

(«Погасло дневное светило. », «Я пережил свои желанья. », «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. »), «Если жизнь тебя обманет. »)

Сообщение учащихся – (с. 107 – 109 («… в пушкинские стихотворения и поэмы»)

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» (с. 109)

Выразительное чтение стихотворения. (с. 72)

Вопросы и задания к стихотворению «Погасло дневное светило. »

— Какие слова вам показались незнакомыми?

1. История создания стихотворения.

Стихотворение написано во время южной ссылки, отправляясь на военном корабле по пути из Феодосии в Гурзуф в 1820 году. Пушкин ехал на корабле ночью. Из воспоминаний поэта: «проснувшись, я увидел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прикрепленными к горам, тополи как зеленые колонны, стройно возвышались между ними.

Справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный» — всё это навеяло воспоминания о безвозвратно минувшем времени. Невеселым размышлениям способствовала и окружающая обстановка, ведь стихотворение было написано ночью.

Судно быстро передвигалось по морю, которое укрыл непроглядный туман, не позволяющий рассмотреть приближающиеся берега.

2. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.

Элегия – жанр лирической поэзии, философские размышления , в котором грустные мысли, чувства и раздумья поэта облачены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии, смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья.

Лирический герой размышляет о своей судьбе, жизни, собственном предназначении. Лирический герой прощается с отрочеством и юностью , прощается с Петербургом. Он тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

В элегии грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей.

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались.

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

3. Какие черты романтизма проявились в нем?

Романтизм – неудовлетворённость действительностью, разочарование совмещается с горячим личным порывом к свободе

Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле.

4. На сколько частей можно разделить стихотворение? Обоснуйте свой ответ?

Условно стихотворение можно разделить на три части, отделяет их друг от друга рефрен. Вначале перед читателем возникает картина ночного моря, на которое опустился туман. Это некое введение.

Во второй части Александр Сергеевич предается воспоминаниям о давно минувших днях, о том, что приносило ему страдания, о прежней любви, о надеждах и желаниях, томительном обмане. В третьей части стиха поэт описывает свою родину, вспоминает о том, что именно там отцвела его юность, в этой стране остались друзья.

В заключительной части стихотворения содержится основной смысл – герой ни о чем не забыл, он хорошо помнит свое прошлое, но сам он изменился.

5. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана?

Грозная стихия океана созвучна душе поэта.

6. В каком ключе рисуется в стихотворении природа?

Природа не только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода, стихийное движение.

7. Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор? Приведите примеры эпитетов, метафоры, олицетворения; рефрен.

Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов

(«Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан»);

эпитеты («к брегам печальным», «к пределам дальним»),

метафоры («искатель новых впечатлений», «прежних сердца ран»),

олицетворения («изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан»).

8. Какова тема стихотворения?

Это воспоминания о прошлом, разрыв с прежними нравственными убеждениями и устремление к новым впечатлениям, чарующие своей неизвестностью и загадочностью.

Анализ стихотворения «Я пережил свои желанья…» (с. 110)

Выразительное чтение стихотворения (с. 82)

Вопросы и задания к стихотворению «Я пережил свои желанья. »

1. Какова история создания стихотворения?

Стихотворение было создано в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму «Кавказский пленник».

2. Определите жанр стихотворения. Докажите, что это элегия.

Для элегии характерен мотив разлада и разрыва с прошлым, мотив одиночества, страдания

3. Какова композиция стихотворения?

Элегия делится на две части, в которых переживания лирического «я» сопоставлены с картиной поздней осени.

4. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?

5. Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор? Приведите примеры эпитетов, метафоры, перифразы

Метафоры («Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец»),

Перифраза или перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких (ночное светило – луна, погрузиться в сон – заснуть, царь зверей – лев)

Анализ стихотворения «Демон»

Выразительное чтение стихотворения. (с. 109)

Вопросы и задания к стихотворению «Демон»

1. Кто такой демон? Как он представлен в стихотворении?

Демон – злой дух

2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом.

3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим «я» стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему?

4. Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях?

5. Есть мнение, что «злобный гений» — это не знакомец поэта, а он сам в период утраты прежних, возвышенных «впечатлений бытия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

— Зная биографию великого поэта, прослушав замечательные стихи, создание на юге, скажите: наказанием или благом был период южной ссылки для Пушкина?

Сообщение – стр. 112 («Стихи, ..» до «… стать с веком наравне».)

Лучше всего ответил сам Пушкин в письме к брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо;- горы, сады, море; друг мой, любимая надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». А.С.Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе. На юге Пушкин по-новому увидел мир и человека. После юга Пушкин стоял на пороге новых творческих исканий.

Рассмотрение репродукции картины «Вид Гурзуфа в Крыму» художника Карла Ивановича Рабуса, который запечатлел удивительную природу на своей картине. Внизу, справа, виден дом Арман Эммануэль дю Песси герцога Ришелье, где в Гурзуфе в 1820 году жил Пушкин.

Прослушивание романса на стихи «Я пережил свои страданья»

Сообщение – стр. 110 – 111(«Осенью 1820…» до «Свободы сеятель пустынный»)

Сообщение – стр. 111 («Революционеры-демократы…» до конца абзаца).

Сообщение – стр. 112 – 113 («Летом 1823….» до «…село Михайловское, имение родителей»)

«Михайловская ссылка» (с. 110 – 116)

Сообщение – (стр. 114 – 115 («8 августа…» до «…с потребностями творчества»)

Сообщение – (стр. 118 («Несмотря на то что …» до «…своему неустанному труду»)

Анализ стихотворения «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. » (стр. 120 – 121)

Выразительное чтение стихотворения (стр. 140)

Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал. »

1. История создания стихотворения.

2. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.

3. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?

Преображение собственной души, свершившееся чудо, обновление, готовность к творческим подвигам. С искренней верой и надеждой лирический герой пускается в новый жизненный путь.

4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.

Анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет…» (стр. 120)

Выразительное чтение стихотворения. (стр. 161)

Вопросы и задания к стихотворению «Если жизнь тебя обманет. »

1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?

Читайте также:  Конференция идей для школьников 6 класса

Одно из свойств жизни – это движение, а не застой и косность. У человека есть будущее, есть надежды, мечты, вера. Поэтому нужно достойно встретить невзгоды и знать, что они рано или поздно минуют

2. В чем философский смысл стихотворения?

Эпизоды человеческой жизни – мгновения в историческом бытии природы и человечества. В ходе жизни происходят преобразования: то, что казалось «унылым», по происшествии времени становится «милым», унылые и весёлые дни идут чередой.

3. Какова тема стихотворения?

Пушкин сказал о прошлом, настоящем и будущем, из чего складывается жизнь и без чего её не бывает.

Одно из главных настроений лирики Пушкина южного периода — это трагизм восприятия жизни . Двойственное романтическое мироощущение складывалось у поэта из воспевания ценностей любви и свободы и одновременно их отрицания.

Однако поэт смог преодолеть «безыдеальный» взгляд на жизнь.

Поэтому в романтических произведениях михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души, свободы внутренней, которая не может быть скована внешними законами и изоляцией от мира.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Элегия – жанр лирической поэзии, философские размышления , в котором грустные мысли, чувства и раздумья поэта облачены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии, — смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья.

Романтизм – неудовлетворённость действительностью, разочарование совмещается с горячим личным порывом к свободе

Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов Перифраза или перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких (ночное светило – луна, погрузиться в сон – заснуть, царь зверей – лев)

Карл Иванович Рабус

Карл Иванович Рабус «Вид Гурзуфа в Крыму»

Поэтический цикл «Подражание Корану »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто.

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату.

Обобщающий урок по литературе о творчестве А.С. Пушкина (межпредметные связи: литература-живопись-музыка).

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро», рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи .

Конспект урока по литературе в 10 классе «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова».

Презентация к уроку литературы в 7 классе «рОмантические рассказы М.Горького».

Источник: http://rus-poetry.ru/plan-konspekt-uroka-po-literature-10-kl-4/

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры учащегося и одновременное формирование его лично­сти.

В данном разделе сайта Вы найдете методические пособия с подробными разработками уроков литерату­ры базового уровня в 9-м м 10-м классах, годовое календарно-тематическое планирование, схемы, та­блицы, методические комментарии, дидактический материал для разного уровня подготовки учащихся, проблемно-поисковые задания, которые учитель может использовать по своему усмотрению в зависимости от учебной ситуации. Тематическое планирование составлено в со­ответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы.

Залогом успеха учителя является чёткое, продуманное тематическое планирование учеб­ного материала.

Материалы, помещённые в предлагаемом учебно-методическом пособии, по­могут не упустить при планировании ни малейшей детали, оптимально распределить учебное время.

Планирование построено с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Планы-конспекты расположены на перфорированных листах с полями для записей, что даёт учителю возможность, используя своё мастерство, опыт, знания, самостоятельно кон­струировать некоторые этапы урока, прибегая к различным вариантам организации учебной деятельности учащихся.

Цель предлагаемых планов-конспектов уроков — развитие творче­ских способностей учащихся, воспитание гармонично развитой гражданской личности, обла­дающей демократическим менталитетом.

Эта цель реализуется благодаря заданиям, дающим возможность анализировать художественный текст, духовные ценности, дающим возможность осознать роль прошлого и настоящего литературного опыта.

Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традици­онные методы преподавания, позволяющие сделать работу учащихся на уроке максимально эффективной и результативной.

Предполагается, что учитель, владея приёмами инновацион­ных технологий, может включить в этапы урока разнообразные задания, среди которых долж­ны быть формирующие и развивающие литературоведческие навыки, задания для самостоя­тельной работы, для работы в парах и группах.

Представлен дополнительный теоретический материал, расширяющий содер­жание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса литературы, та­блицы, схемы, облегчающие усвоение теоретического материала и идейно-художественного содержания изучаемых произведений, система разноаспектных вопросов и заданий, подборка иллюстраций.

Значительное внимание в пособии уделяется работе над проблемными вопросами, требую­щими от учащихся вдумчивого отбора, сопоставления и правильной оценки отдельных фактов, умения делать самостоятельные выводы.

В качестве материала для домашних заданий и про­межуточного контроля предлагаются творческие работы (сочинения-рассуждения). Большое внимание уделено самостоятельной исследовательской и творческой работе уча­щихся с художественным произведением.

Каждая тема заканчивается выполнением задания, направленного на развитие творческих способностей учащихся.

Создание подобных уроков требует мастерства: учителю непросто подобрать задания, стимулирующие творческую мысль учащегося, подталкивающие его к самостоятельному «добыванию» знаний; непросто быть не участником процесса обучения, а «дирижёром» процесса самопознания учащихся. Именно по­этому предлагаемые планы-конспекты рассчитаны на творческий характер работы учителя.

Указанные пособия с планами-конспектами уроков литературы для каждого класса отдельно Вы найдете в высыпающемся меню.

Источник: http://veselyy-ranets.ru/index.php/plany-konspekty-urokov-literatury-bazovyj-uroven/plany-konspekty-urokov-literatury-v-10-klasse/654-literatura/plany-konspekty-urokov-literatury-bazovyj-uroven

Поурочные разработки по литературе XIX века, 10 класс, II полугодие, Егорова Н.В., Михайлова Т.И., 2015

Поурочные разработки по литературе XIX века, 10 класс, II полугодие, Егорова Н.В., Михайлова Т.И., 2015Поурочные разработки по литературе XIX века, 10 класс, II полугодие, Егорова Н.В., Михайлова Т.И., 2015.  Пособие содержит подробные разработки уроков литературы в 10 классе (II полугодие).

Кроме методических рекомендаций приведены комментарии, справочные материалы, вопросы для бесед, а также информация и варианты разработанных тем для углубленного изучения литературы в 10 классе. В конце издания в виде опросных карточек помещены тесты по всем разделам курса.

Полноценно может использоваться практически со всеми учебниками для основной школы. Будет полезно и начинающим, и опытным педагогам.

Урок 2 (70). Любовная лирика Ф.И. Тютчева.

Цель урока: знакомство с личной жизнью Ф.И. Тютчева и ее отображением в его поэтических произведениях.Метод: сообщения учащихся, чтение стихов.Ход урокаI. Проверка домашнего задания.

Урок целесообразно начать с проверки знания основных фактов биографии поэта и выразительного чтения стихов наизусть.- В чем особенности биографии Тютчева?1. Необычайная одаренность и ранняя карьера чиновника и поэта.2. Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.3.

Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 г.).4. Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.5. Трагические судьбы близких поэта.II. Доклад подготовленного ученика.Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви.

Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

Содержание

От авторов Тематическое планирование

Раздел I. Творчество Ф.И. Тютчева

Уроки 1-4 (69-72)

Раздел II. Творчество А. А. Фета

Уроки 5-8 (73-76)

Раздел III. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок 9 (77) Этапы биографии и творчества писателя Уроки 10-12 (78-80) Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Вариант уроков 10-12 (78-80) «История одного города» Углубленное изучение. «Господа Головлевы» (3 часа) Раздел ГУ.

Творчество Ф.М. ДостоевскогоУроки 14-15 (82-83) Этапы биографии и творчества писателя Уроки 16-30 (84-98) Роман «Преступление и наказание» Вариант уроков 16-30 (84-98) Роман «Идиот»

Раздел V. Творчество Н.С.

Лескова

Урок 31 (99) Этапы биографии и творчества писателя Уроки 32-33 (100-101) Повесть «Очарованный странник» Вариант уроков 32-33 (100-101) «Леди Макбет Мценского уезда»

Раздел VI. Творчество Л.Н. Толстого

Уроки 35-36 (103-104) Этапы биографии и творчества писателя Вариант уроков 35-36 (103-104) Уроки 37-57 (105-125) Роман «Война и мир» Углубленное изучение. Роман «Анна Каренина» (8 часов)

Раздел VII. Творчество А.П. Чехова

Урок 58 (126) Литература и общественно-политическая жизньРоссии 80-90-е годы XIX века Урок 59 (127) Этапы биографии и творчества писателя Уроки 60-61 (128-129) Рассказы А.П. Чехова. Маленькая трилогия Урок 62 (130) Рассказ «Ионыч» Уроки 63-64 (131-132) Пьеса «Вишневый сад» Вариант уроков 63-66 (131-134) Пьеса «Вишневый сад»

Раздел VIII. Уроки по зарубежной литературе

Уроки 67-68 (135-136) Иоганн Фольфганг Гете «Фауст» Вариант уроков 67-68 (135-136) Оноре де Бальзак «Гобсек» Тест по творчеству Ф.И. Тютчева. Варианты I и П Тест по творчеству Ф.М. Достоевского. Варианты I и II Тест по творчеству Н.С. Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда» Тест по творчеству Н.С. Лескова.

«Очарованный странник» Тест по творчеству Л.Н. Толстого. Варианты I и II Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу Поурочные разработки по литературе XIX века, 10 класс, II полугодие, Егорова Н.В., Михайлова Т.И., 2015 — fileskachat.

com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать

Источник: http://nashol.com/2016040788959/pourochnie-razrabotki-po-literature-xix-veka-10-klass-ii-polugodie-egorova-n-v-mihailova-t-i-2015.html

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова «В человеке должно быть все прекрасно. «

«В человеке должно быть все прекрасно!» Жизненный и творческий путь А.П.Чехова

Цель урока. познакомить обучающихся с творчеством и фактами

биографии писателя и драматурга А.П.Чехова.

– вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя;

– развивать мышление обучающихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;

– воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.

Средства обучения: учебники, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись музыки П.И.Чайковского; выставка книг А.П.Чехова.

Форма урока: устный журнал.

Обучающиеся имели предварительное задание. Каждая группа самостоятельно готовила сообщения по биографии и творчеству А.П.Чехова. Выступление каждой группы сопровождается мультимедийной презентацией.

Страница 1. “Пролог”

Учитель: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других», — писал Чехов. Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат так, словно появились только что. Они относятся к нашей жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым человеком “с молоточком”, который напоминает, что жить скучно, бесполезно нельзя, что “в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Наш урок посвящается замечательному писателю и Человеку Антону Павловичу Чехову. Мы пролистаем с вами страницы устного журнала “Человек с молоточком»

Страница 2 « Семья, воспитание, формирование личности»

Родился писатель 29 января 1860 года на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца 3-ей гильдии. Отец — Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью.

Он имел в Таганроге бакалейную лавку, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно — патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось.

Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором.

Мать — Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто.

В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам.

Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, любовь к природе и миру.

Читайте также:  Спортивные мероприятия в начальной школе. сценарии

В семье Чеховых было семеро детей. Родители не одарили своих детей капиталом, но они наделили их подлинным богатством – талантом. Старший брат Александр стал профессиональным литератором, он поражал всех энциклопедической образованностью.

Брат Николай был ярко одарённым художником. Но из-за своей бесхарактерности они не развили свои таланты. Отлично рисовала Мария Павловна. Михаил Павлович тоже рисовал, писал стихи, очерки, рассказы.

Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился и вынужден был бежать от кредиторов. В 1876г. семья вынуждена уехать в Москву. Антон остался один, он доучивался в гимназии. Жил в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством, «оплачивая» этим проживание. Будущему писателю пришлось вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками.

Так сложилось, что до конца дней своих Антон будет главной опорой и материальной и духовной поддержкой семьи Чеховых.

“Отец и мать,– говорил Чехов,– единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук». И это притом, что отец был крайне деспотичен. “Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать”.

Страница 3 « Начало творчества»

Ещё гимназистом, в 1873 году, когда ему довелось побывать на спектакле «Прекрасная Елена», Чехов приобщился к таганрогской театральной жизни. С тех пор он стал завсегдатаем галерки таганрогского театра.

Согласно правилам на посещение театра надо было спрашивать разрешение в гимназии.

Однако Антоша и его товарищи частенько пренебрегали этими правилами, а для того, чтобы их не узнали, гримировались, надевали темные очки, привязывали себе бороды, надевали отцовские пиджаки.

Приходили в театр рано, задолго до начала спектакля, чтобы, когда откроют вход, первыми ворваться на галерку и занять места получше.

Театр был для Чехова приобщением к культуре, творчеству, искусству. Здесь впервые раскрылся перед ним чудесный мир творения Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Островского.

Конечно же рядом с этими высокими произведениями ставились в Таганроге и глупейшие комедии, ужасающие драмы, пустейшие водевили, душераздирающие мелодрамы- все то, что даст такую обильнейшую пищу для последующих чеховских пародий, фельетонов и смешных рассказов.

В гимназии проявился его юмористический и драматургический талант. Учитель словесности Ф.П.Покровский наградил его за это шутливым прозвищем «Чехонте», которое стало псевдонимом писателя.

Впоследствии Чехов будет публиковать свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Человек без селезёнки, Антонсон, Антоша Чехонте, Акакий Крапива, Врач без пациентов и др.В гимназический журнал Антон писал очерки и «издавал» свой журнал «Заика».

В 80-е годы Чехов начинает печататься в развлекательных журнальчиках «Стрекоза», «Осколки», «Развлечение» и подобных. Пять лет работы в таких журналах явились для Чехова школой мастерства.

Страница 4 « Общественная деятельность, поездка на Сахалин»

Биография Чехова – это прежде всего гигантский труд. Он всю жизнь делал дело. Если взглянуть на написанное Чеховым за недолгую его жизнь – а это 20 томов, непременно поразишься и безграничности его таланта, и невероятной его работоспособности.

Но было ещё одно дело, которое он считал, наряду с литературой, главным в своей жизни. На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил Антон Павлович Чехов со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая табличка “Доктор Чехов”

Да, Чехов – доктор. По окончании гимназии в 1879 году он был зачислен на медицинский факультет Московского университета. Через 5 лет успешно выдержал выпускные государственные экзамены.

И с тех пор и до последних лет, где бы он ни жил, он занимался врачебной практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, грязь, бездорожье, отсутствие медикаментов, холерная эпидемия – это его судьба.

Бедных людей принимал и лечил бесплатно.

В одном из писем он так описывает свою жизнь: “Пишу и лечу”. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».

В 1886 году Чехов едет в Петербург, где неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А.С.Суворина в газете «Новое время». «Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887г.). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.

19 ноября 1887г. состоялась премьера пьесы Чехова «Иванов».

Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище.

Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.

В 1889 г. жизнь омрачается смертью брата писателя — Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает из Луки, начинает собираться за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его пытаются безуспешно сватать.

После Одессы Чехов едет в Ялту, им овладевает депрессия.

В Ялте происходит знакомство с сестрами Шавровыми, с одной из которых, Еленой Михайловной, писательницей, Чехов впоследствии переписывается, хлопочет об издании ее произведений, дает профессиональные советы.

Вернувшись в Москву, на Садово-Кудринекую, Чехов активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший».

На исходе 80-х годов Чехов испытал неудовлетворённость собственными “малыми (как он сам их называл) делами” – медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек. И в 30 лет он, преуспевающий писатель, благополучный врач, неожиданно для всех через всю Россию (Казань, Пермь, Красноярск, где он пробыл несколько дней) едет к Тихому океану, на остров Сахалин.

На Сахалине пробыл 3 месяца и 2 дня. Вставал ежедневно в 5 утра, обошёл и объездил все поселения, разговаривал с каждым поселенцем (а это десять тысяч человек!), сделал перепись всего населения Сахалина. Видел всё и вынес горчайшие впечатления: «Вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, могущие довести до отчаяния».

Вернулся и написал свой труд – книгу очерков «Остров Сахалин». Беседует с чиновниками, общественными деятелями, посылает на остров книги и учебники. Делает реальные дела. Писатель вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые обеспокоили само правительство. Была назначена специальная комиссия для расследования положения на Сахалине.

Его поступок можно назвать гражданским подвигом. Но Чехов не любил громких слов.

Страница 5 « Мелихово».

Вскоре после возвращения с Сахалина Антон Павлович Чехов писал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…». Желание поселиться в деревне осуществилось в 1892 году с покупкой имения «Мелихово» в Подмосковье. Это было исполнением давней мечты.

Чеховы переехали в Мелихово в начале марта 1892 года. В этом же году он едет в Нижегородскую и Воронежскую губернии по делам помощи голодающим, участвует в борьбе с эпидемией холеры.

Выступает и как организатор врачебных участков, и как врач, и как поставщик медикаментов и медицинских инструментов, часто за свой счет.

В 1894 году избран гласным Серпуховского земского собрания; присяжным заседателем Московского окружного суда; попечителем Талежского сельского училища. Он хлопочет об открытии школ, на свои средства покупает для них мебель, книги, наглядности.

Помогает материально врачам, спасает хирургический журнал. Работает по переписи населения. Был награждён за общественную деятельность медалью. Даже в Ялте, куда приехал на лечение, занимается строительством санатория для чахоточных больных.

Жизнь А.П. Чехова воспитывает на доброте и красоте. В мелиховские годы писатель выстроил три школы. Антон Павлович не раз бывал не занятиях в Талежской и Новоселовской школах, построенных им в 1896, 1897 годах, разговаривал с учениками, во все вникал. Мелиховская школа была открыта в 1899 году.

Она красива, уютна, светла. Сейчас здесь музей – «Земская школа конца прошлого столетия». На стене классной комнаты висит похвальный лист, выданный ученику Ивану Стопкину, с подписью попечителя школы А.П.

Чехова, платок, подаренный им школьнице Маше Манегиной, книга стихотворений поэта Дрожжина с автографом Чехова.

Мелиховский период биографии Антона Павловича Чехова – жизнь среди народа, и поэтому так глубоко, с удивительной художественной достоверностью в повестях и рассказах он поведал миру о народной жизни.

Семь лет, прожитых Чеховым в Мелихове, стали годами расцвета таланта писателя – наследника и продолжателя лучших традиций русской реалистической литературы, продолжившего новые пути ее развития.

Здесь написаны повести и рассказы «Палата № 6», «Мужики», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Учитель словесности», «Черный монах», «По делам службы», «Ионыч», «Анна на шее», «О любви», «Крыжовник»; пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».

Страница 6 « События из жизни».

В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу.

В 1898 году на репетициях Московского Художественного театра писатель знакомится с О.Л. Книппер, с которой проживет остаток своей жизни.

В 1898 году К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко открыли Московский Художественно-общедоступный театр. В этом театре пьеса А.П.Чехова «Чайка» обрела свою сценическую жизнь, и чайка стала эмблемой театра. Чехов много времени проводил с актёрами театра при репетиции и постановке пьес, их связывала и настоящая дружба.

Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту.

25 мая этого же года А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались.

Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии.

15 июля в 1904 г. во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему доктору он сказал: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре умер. Похоронен А.П.Чехов на Новодевичьем кладбище в Москве.

Он умер в 44 года. Ещё в 24 обнаружил первые признаки смертельной (как врач, он это прекрасно понимал) “скверной и подлой” болезни. Понимал, что жизни ему отпущено немного. И он как будто боялся не успеть, торопился сделать как можно больше добра.

Страница 7 « Эпилог».

Учитель: Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Все творчество писателя – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Его пьесы, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. По данным журнала «Огонёк», Чехов входит в десятку самых «экранизируемых» классиков мировой литературы.

В Москве проводится международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова.

Современный мир помнит драматурга. Вечен чеховский призыв «Берегите в себе человека!».

Источник: http://prochekhov.ru/1170-plan-konspekt-uroka-po-literature-10-klass-na-temu-urok-literatury-v-10-klasse-po-tvorchestvu-a-v-cheloveke-dolghno-byty-vse-prekrasno

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector